На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
15.11.2021

Зодчий

Пётр Дмитриевич Барановский

Впервые фамилию этого человека я услышал в 1946 году, когда приехал в Чернигов. На черниговских руинах еще сохраняли белильную свежесть слова: «Мин нет! Инструктор Стрелец». Перед отступлением фашисты планомерно и методично, квартал за кварталом, минировали и взрывали этот древний красивейший город, в котором – единственном на всю страну! – сохранялось пять бесценных памятников русского зодчества XI-XII веков, множество других каменных строений, свидетелей тысячелетней истории Чернигова...
Владимир Чивилихин

28.10.2020

Неведомая страна Московь

Исторический очерк

Когда Москвы еще не было, на ее месте появилось в середине IX и возрастало до ХII века гнездовье укрепленных поселений словен вятичей под названием «Московь» (ударение на первое «о»). Гнездовье было центром волости «московлян», носившей то же название. Сведения о Москови чрезвычайно скудны и туманны, – ведь если бы они не были таковыми, то все давно было бы ясно и известно московским историкам...
Академик Геннадий Мокеев

14.01.2019

Опорные камни святой Руси

Очерк

В конце XIX века историк В.С.Соловьев писал в статье «Что такое Россия». «Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой нацио­нальный идеал, — то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе (La belle France, la gloire du nom francais); англичанин с любовью говорит: «старая Англия» (old Enqland); немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: «немецкая верность»... 
Академик Геннадий Мокеев

22.04.2018

Три Владимира

Три центра распространения христианства в Русской земле

В истории древнерусского градостроительства существовало одно крупное, уникальное явление, которое до сих пор как-то ускользало от внимания исследователей. Это – создание при крещении Руси в конце Х в. князем Владимиром Крестителем трех городов Владимиров в качестве опорных центров распространения христианства по Русской земле. Каждый город Владимир изучался историками отдельно, но вместе, да еще на ранней стадии возникновения и развития, они не рассматривались, не сопоставлялись...
Академик Геннадий Мокеев

13.03.2018

О создании собора Василия Блаженного

Очерк

По всюду указывается и утверждается, что собор святого Василия Блаженного на Красной площади в Москве был воздвигнут в 1555-61 гг., как памятник в честь взятия Казани 2 октября 1552 года царем Иоанном Грозным...
Академик Геннадий Мокеев

27.11.2017

Загадки Десятинной церкви в Киеве

Очерк

В 996 году «Владимир, видев церковь свершену, вшед в ню и помолися Богу...» (1, стб. 124). Этот год признают годом окончания строительства Десятинной церкви в Киеве – как первого каменного христианского храма на Руси. Десятинная церковь представляла собой значительное сооружение, окруженное княжескими дворцами. Она служила символом величия столицы древнерусского государства и была главной святыней великокняжеского центра. К сожалению, до сих пор неизвестно, в честь какого праздника Богородицы она освящена, но исследователи склоняются к мнению, что в честь Успения Пресвятой Богородицы...
Игорь Красовский

13.07.2016

Числительная символика

300 и 25 в истории Руси

Число 300 было примечательным во всем мире с далекого времени появления счета. Так еще легендарный Ной при строительстве своего ковчега отмерил его длину в 300 локтей. Ну а что сталось после потопа? На юге Европы у расенов (этрусков – лат.) имелось 300 родов и столько же городков. Один из царей их Порсена воздвиг храм-пирамиду Кукумеллу, со стороной в 300 футов. У спартанского царя Леонида было 300 гоплитов, столько же этэров охраняло Александра Македонского, а 300 всадников – царя Ромула. В сенате Рима заседало 300 сенаторов. Алларих захватил и разграбил Рим с помощью 300 юных вестготов. В Византии сенат охраняла стража, возглавляемая тристатом...
Академик Геннадий Мокеев

11.04.2016

Святое Святых Святой Руси

Глава из книги

Много лет интересуясь храмовыми ансамблями и комплексами древнерусских городов, захотелось, наконец, узнать, какое место на Святой Руси было самым священным? Самым-самым! Что оно собой представляло, когда и кем было создано, сколько и в какое время функционировало. На этом священном месте обнаружилось три величайших русских святыни, о которых здесь можно кратко рассказать, пояснив их символическое содержание. Предварительно требуется выяснить один общий для них величайший символ...
Академик Геннадий Мокеев

09.03.2013

Памяти златоглавой священной Москвы

Очерки русской градостроительной символики

Старую православную Матушку Москву дружно убивали в XX веке приблудшие чужеродники и, заодно с ними, её зомбированные «детки». Убивали долго, целенаправленно, разными способами. Да так, что до сих пор «свято камение вопиет» от нанесённых глубочайших ран. Ныне «поганские внуки и правнуки» продолжают смертоубийство. Пытаясь довести её до конца под изредка звучащие похоронные звоны оставшихся колоколов. Мы сами ещё не судьи. Судьи придут потом. Мы пока – следователи, точнее, расследователи. А выступаем раньше судей потому, что преступления уже всем явственно видны, их просто нужно обозначить. Тем более, что душегубства окончательного ещё не произошло. Укажем на три убийственных действа, назвав вещи своими именами…
Академик Геннадий Мокеев

25.02.2013

Реальность Святой Руси

Очерки русской градостроительной символики

Христианский мир изначально называл «Святой Землёй» Палестину за чудо явления в ней Иисуса Христа и, как следствие, за наличие множества памятных святых мест, связанных с этим в высшей степени судьбоносным для мира уникальным событием. Русскую землю «Святой» называли только русские люди. Как по поговорке: «Гречневая каша сама себя расхваливает». Весь остальной мир «Святою» Русь не называл, не находя для этого причины. У нас таковой указывают лишь на Крещение Руси 988 – 991 гг. Слов нет – без крещения не было бы святости. Но более раннее крещение народов Европы не создало ни Святой Италии, ни Франции, ни Испании, ..., потому что факт простого, а тем более насильного крещения какого-либо народа, не сопоставим по своей незначительности с величайшим палестинским событием: Первым Пришествием Господним! Однако можно ли утверждать априори, что русские православные люди, называя Русь «Святой», не знали, не понимали – о чём они говорили? Во всём этом надо разбираться...
Академик Геннадий Мокеев

18.02.2013

О Руси священной

Очерки русской градостроительной символики

Любой народ вправе считать святыми своих богов с «языческих времён», а землю обитания своих предков – священной! Крещение киевлян войском князя Владимира и греческими священниками в 988 году положило временную грань между древнейшей языческой Русью «Священной» и христианской «Святой» (разноимённость здесь условна). О христианской Руси говорят и пишут очень много. А о Руси дохристианской несравнимо мало, поскольку её информационная база предельно скудна. К тому же, например, христиане греки гордятся своей древней Элладой, итальянцы – древним Римом. У нас же Русь языческую «выталкивают вон взашей» со времён крещения. Опорой настоящего исследования служит языческая «топонимика» древнейших поселений словенских племён Восточной Европы. Чудесные имена-прозвища градов и весей, особенно «божественные», дают возможность в совокупности расширить наше представление о Священной Руси...
Академик Геннадий Мокеев

17.12.2008

Фрески Хочется верить

Фресочный иконостас из Ростова Великого

...Работы по реставрации осуществляются только в летний период и могут затянуться на несколько лет, (впрочем, если будут спонсироваться). Древние города к северо-востоку от Москвы, такие как Ростов Великий, Ярославль, Кострома, славятся художественным мастерством своих старинных фрескистов. Настенные росписи в храмах этих городов давно обрели славу не только в пределах России, но и по всему миру. Расцвет искусства мастеров настенной живописи пришёлся именно на XVII век. Фресковому искусству посвящено множество исследований, монографий и альбомов. Хочется верить, что по завершению реставрационных работ в стенах храма Зачатия Св. Анны, в историю русской фрески будет вписана ещё одна яркая страница.
Александра Лощиц

03.12.2007

Крещатый Киев

Слово "крещатый" означает крестообразный

Древний Киев Слово "крещатый" означает крестообразный, подобный кресту. Это видно, например, в перекрестках улиц, пересечениях дорог. Крещатость места усиливалась, становилась символичной, если здесь ставился еще настоящий деревянный или каменный крест. Перекресток улиц с таким крестом, часовней над ним обозначался словом "крестец". Так в Москве перед Кремлем имелось три крестца: Никольский, Ильинский и Варварский. А вот в Киеве существовало в древности несколько иных крещатых объектов...
Геннадий Мокеев

08.01.2007

Можайский рубеж

Часть третья

Самим оборонительным свойством и своим расположением глубоко внутри Русской земли Рубеж свидетельствует о мирном характере его создателей. Ведь подойти к нему с запада могли только очень могущественные враги, способные долго безнаказанно топать через Белоруссию Смоленщину. Рубеж перед самой столицей государства оказался выставленным как бы только для крупномасштабных, смертоносных нашествий на Россию, на Москву.
Геннадий Мокеев

07.12.2006

Собор святителя Николая Можайского Можайский рубеж

Продолжение

Великий московский князь Дмитрий Донской создал в XIV веке на западной границе Московского княжества цепочку из пяти городов-крепостей: Волоколамска, Рузы, Можайска, Вереи и Боровска. Этот Можайский рубеж был создан тогда для защиты Москвы от нападений литвы (в 1341,1368,1370,1372 г. г). Подлость "литовщины" заключалась в том, что Русь в то время находилась под монголо-татарским игом, ей приходилось платить дани Золотой орде и часто отбиваться от грабительских набегов татар с юга и востока..; а литва била в спину с запада.
Геннадий Мокеев

23.11.2006

Можайский рубеж

На полях славы

Никольский собор В 1303 году московский удельный князь Юрий Данилович неожиданно для всех захватил смоленский город Можайск, пленив в нем удельного князя Святослава Глебовича. На княжьем дворе смоленских князей расположился московский князь Афанасий Данилович. Чуть раньше воинственные москвичи присоединили к своему уделу рязанский город Коломну, а Юрий даже убил плененного еще отцом его Даниилом коломенского князя Константина. Так напористые московские князья начали любыми способами собирать вокруг Москвы раздробленную на мелкие княжества Русскую землю, захватив поначалу весь бассейн Москвы реки.
Академик Геннадий Мокеев

10.11.2006

Можайский рубеж

Памяти Николая Ивановича Власьева [1] .

В 1303 году московский удельный князь Юрий Данилович неожиданно для всех захватил смоленский город Можайск, пленив в нем удельного князя Святослава Глебовича. На княжьем дворе смоленских князей расположился московский князь Афанасий Данилович. Чуть раньше воинственные москвичи присоединили к своему уделу рязанский город Коломну, а Юрий даже убил плененного еще отцом его Даниилом коломенского князя Константина. Так напористые московские князья начали любыми способами собирать вокруг Москвы раздробленную на мелкие княжества Русскую землю, захватив поначалу весь бассейн Москвы реки.
Геннадий Мокеев

23.06.2006

Псковская крепость Псков при Александре Невском

Псковская крепость

Князь Александр Ярославич доподлинно бывал в Пскове два раза. В начале 1242 года он "изгоном" освободил город от находившихся там три года немецких захватчиков, а в апреле торжественно, при все­общем народном ликовании въехал в город во главе русских победонос­ных войск после разгрома псов-рыцарей на Чудском озере...
Академик Геннадий Мокеев

22.04.2006

Можайская крепость Бориса Годунова

Оборона Можайска

Крепость Можайск Можайск называть "Священным". Из-за этого стали даже запрещать вход в город-крепость иноверцам и иностранцам. Каменно-деревянная крепость Бориса Годунова, восстановленная после пожара города в 1613 году, а также спешно возведенный острог вокруг крепости, сослужили уникальную службу нашему народу. С 1617 года, возле нее на долгие 8 месяцев "застряла" польско-литовская армия королевича Владислава, шедшая на Москву. Артиллерия врагов с Брыкиной горы в пух и прах разнесла эту крепость. Взорвавшийся склад зелья-пороха обрушил внутреннюю половину каменных Никольских ворот. Но героический гарнизон крепости во главе с воеводами Лыковым, Черкасским, затем Волынским отстояли крепость от интервентов. А к осени 1618 года Владислав снял осаду и ушел к Москве добывать там себе царский трон.
Академик Геннадий Мокеев

  Другие материалы раздела:

19.02.2006

Еремей Псковский Колокольный мастер . Геннадий Мокеев

13.01.2006

Грады и села на Самотеке Наша Москва . Академик Геннадий Мокеев

09.11.2005

Явуза на Болваньи и Лыщиков за Яузой Предтечи Москвы . Академик Геннадий Мокеев

13.07.2005

Прикремлевский мемориал (окончание) Все наше: и слезы, и любовь, и радость… . Академик Геннадий Мокеев

19.02.2005

Прикремлёвский мемориал Святой Руси Все наше: и слезы, и любовь, и радость… . Академик Геннадий Мокеев

07.01.2005

Земля Святой Троицы Проблемы восстановления храмов-символов . Академик Геннадий Мокеев

14.11.2004

Священный верх Златоглавой Москвы B прекрасном существует единство содержания и формы . Академик Геннадий Мокеев

06.09.2004

Кремник Даниила Московского Строители Златоглавой Москвы . Академик Геннадий Мокеев

01.06.2004

Щит Отечества Первая реставрация Персей Пскова . Академик Геннадий Мокеев

16.03.2004

Рим первый и "Рим" последний "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти..." . Геннадий Мокеев

21.02.2004

О поклонении святому Николаю Чудотворцу в Москве и Можайске . Академик Геннадий Мокеев

18.12.2003

«ЗА» и «ПРОТИВ» Святителя Николая Печальные письма . Геннадий Мокеев

04.09.2003

Плесковичи, псковичи и скобари Исследование . Геннадий Мокеев

21.07.2003

Отец городов русских Легенда (часть 2) . Геннадий Мокеев

28.06.2003

Отец городов русских Памяти Михаила Петровича Кудрявцева — выдающегося исследователя древнерусского градостроительного искусства . Геннадий Мокеев

06.04.2003

Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства Феодальный период, ч.4 . Академик Геннадий Мокеев

15.02.2003

Честь имею! К проблеме восстановления храма св. Николы Стрелецкого . Геннадий Мокеев, б. ст. лейтенант БТ и MB, академик Академии Архитектурного Наследия

18.01.2003

Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства Феодальный период, часть 3 . Геннадий Мокеев

10.01.2003

Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства Феодальный период, часть 2 . Геннадий Мокеев

10.11.2002

Библейская археология Часть 3, археология Иерусалима . Андрей Сазанов. Доктор исторических наук

28.10.2002

Библейская археология Часть 2 . Андрей Сазанов. Доктор исторических наук

30.10.2002

Библейская археология Часть 1 . Андрей Сазанов. Доктор исторических наук

19.08.2002

Судьба златоглавой священной Москвы Часть четвертая . Геннадий Мокеев

29.07.2002

Символ Святой Руси Отражение становления государства в становлении архитектурных символов . М.П. Кудрявцев, Г.Я. Мокеев

18.06.2002

Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства Часть I . Геннадий Мокеев

21.06.2002

Судьба златоглавой священной Москвы Москва священная, часть третья . Геннадий Мокеев

15.06.2002

Судьба Златоглавой Священной Москвы Часть пятая. Возрождение . Геннадий Мокеев

20.04.2002

Судьба Златоглавой Священной Москвы Часть вторая . Геннадий Мокеев

07.03.2002

Кром — Кремник — Кремль История Москвы . Геннадий Мокеев

26.02.2002

Судьба Златоглавой Священной Москвы Часть первая . Геннадий Мокеев

22.08.2001

Триста рыцарей Арея, ч. III О происхождении древнерусских городов . Геннадий МОКЕЕВ

20.07.2001

Триста рыцарей Арея, ч. II О происхождении древнерусских городов . Геннадий МОКЕЕВ

12.07.2001

Триста рыцарей Арея, ч. I О происхождении древнерусских городов . Геннадий МОКЕЕВ

01.05.2001

Символ Небесного Града О завершении реконструкции Спасо-Преображенского Собора Соловецкого монастыря . С.А. ШАРОВ

Три Софии О начале распространения на Руси храмового многоглавия . Геннадий МОКЕЕВ

Якоже Горний Иерусалим Воплощение символа Горнего Иерусалима в архитектуре русских городов . Геннадий МОКЕЕВ

Страна - город Русь, ч.III "Русь-город" . Геннадий МОКЕЕВ

Купол на стыке тысячелетий На большом куполе нового кафедрального Собора Архистратига Михаила в Черкассах установлен крест . Олег Слепынин

Страна - город Русь, ч.II "Откуда есть пошла Русская земля..." . Геннадий МОКЕЕВ

Страна - город Русь, ч.I Заграда Руси - грандиозный город в Среднем Поднепровье . Геннадий МОКЕЕВ

01.02.2001

Кирилл Псковский - величайший зодчий Древней Руси Жизнеописание . Геннадий МОКЕЕВ

Божий глас священного Кремля Кремлевские соборы . Геннадий МОКЕЕВ

Архитектурные химеры, Часть III О большевицком наследии в московской архитектуре . Г.Мокеев, 23.1.98

Архитектурные химеры, Часть II О большевицком наследии в московской архитектуре . Г.Мокеев

Архитектурные химеры, часть I О большевицком наследии в московской архитектуре . Г. Мокеев