На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства

Часть I

Феодальный период

Часть I

 

"Россия никогда ничего не имела общего
с остальною Европою, что история ее
требует другой мысли, другой формулы."

А.С. Пушкин

 

Святая София Новгородская (1052 г.) после нашествия Европейской цивилизации Слово "цивилизация" (от лат. civilis — гражданский, государственный) имеет ныне множество толкований. Все их не привести, но некоторые определения здесь нужны. Так в общем смысле, понятие "цивилизация" это высшая стадия развития человечества во всех сферах его деятельности. Однако историческое развитие шло неравномерно по времени, территориям, сферам прогресса. Поэтому из всего человечества стали выделять высокоразвитые общности: этно-языковые (арийские, семитские... цивилизации), культовые (христианские, мусульманские, буддийские...), географические (ближневосточные, индокитайские, американские...), культурно-исторические и др.

Локальных самобытных цивилизаций культурно-исторического типа (терминология Н.Я. Данилевского) насчитывают 25. Это цивилизации Арийская, Парсийская, Аккадо-Шумерская, Вавилонская, Египетская, Еврейская, Эгейская, Расенская (Этрусская), Эллинская, Персидская, Эллинистическая, Римская, Западно-Славянская, Юго-Славянская, Арабская, Тибетская, Индийская, Индокитайская, Китайская, Японская, две староамериканские: Ацтекская и Майянская, наконец, три европейских христианских: Романо-Германская (Западно-Европейская "1го Рима", сейчас просто Европейская или даже Западная), Греко-Византийская (Южно-Европейская, "2го Рима"), Русская (Восточно-европейская "3го Рима"). Ныне из Европейской цивилизации пытается выцедиться новая Американская цивилизация США.

Многие из этих локальных культурно-исторических сущностей различных эпох, базировавшиеся на развитых народах, нациях, слагавшиеся в могучих государствах, царствах, империях и существовавшие столетиями, даже тысячелетиями, наиболее ясно и ярко проявлялись в архитектуре, градостроительстве, запечатлеваясь в них своими особенностями. Сохранившиеся древние памятники до сих пор выступают своеобразными знаками-символами таких цивилизаций: пирамиды - Египетской, зиккураты — Вавилонской, акрополи — Эллинской, Колизей, Пантеон — Римской... И, конечно, повсюду — разнообразные храмы, храмы.. — символы мятущегося человеческого духа в поисках Божественной истины.

Настоящий очерк-конспект посвящен указаниям на самобытные, своеобразные памятники русского народа. Цель очерка — обратить внимание на то, чем архитектура, города Русской цивилизации выделялись, отличались от архитектуры, городов иных цивилизаций. 13 отобранных для рассмотрения тем, помимо кратких пояснительных текстов, снабжены еще отсылками к более обширным и подробным, большей частью, авторским же статьям в имеющейся литературе.

Русская цивилизация зародилась где-то в V веке и существует как самобытная, высокоразвитая культурно-историческая общность вот уже полторы тысячи лет. За все это время, базируясь на оседлом русском племени, народе, нации, она развивалась в стране с разными названиями и прошла эпохи: первобытнообщинного строя (Русь Малая, Русская земля, до IX в.), феодализма (Русская земля, Русь Великая, Руссия, Российская империя, сер.IX – нач. XIX вв. — когда закончилась перепланировка всех древнерусских городов), капитализма (Россия, Российская империя, XIX — нач. XX вв.), социализма (Советский союз, нач. XX — кон.XX вв.), наконец, анархии (снова Россия, Российская федерация, с кон.XX в.).

Войсковая 9-главая соборная церковь Воскресения Христова (конец XVII в.) в Старочерскасске на юге России Из всех эпох, прежде всего, заметно выделяется эпоха феодализма период существования которой длился почти тысячу лет, то есть 2/3 времени существования всей цивилизации. В этот ранний, наиболее длительный период самобытной жизни русского народа сложился его, народа неповторимый менталитет и, как следствие, своеобразие его архитектурного и градостроительного наследия. Всем этим период, как базисный, заметно выделяется из периодов последующих, "претендуя" на более внимательное рассмотрение.

Эпоха русского феодализма еще недавно изображалась если не в черных, то темных красках. Указывали на беды бесконечных войн удельных князей между собой в раздробленной еще с ХII века на мелкие княжества Руси, нещадную эксплуатацию крестьянства, беспросветный крепостнический уклад жизни народа с ХVI века в Русском централизованном государстве... К такому восприятию русского средневековья приучали долго и упорно. Был только один предмет гордости - воинская история Руси в борьбе с иноземными завоевателями.

Что же касается культуры, искусства русского народа, то в контексте мировой культуры оценка их ныне невелика, особенно со стороны помешанных на европоцентризме историков. До середины ХV века Русь оценивается как "провинция" Византии, а после исчезновения "Второго Рима" — как зона православного "сектанства", раскола (схизмы) Европейской христианской католико-протестанской цивилизации. Ведь когда еще в середине XI века произошло отделение католиков от вселенской церкви, то "в ногу" пошел лишь папа Римский, — другие четыре патриарха шли уже "не в ногу", как позднее пятый, Московский патриарх, сменивший во вселенской церкви отпавшего папу Римского.

Новые исследования недавнего времени показали, что культура и искусство феодальной эпохи в целом чрезвычайно высоки по своему уровню, чем они были обязаны гармоничному развитию человеческого общества и его интеллектуальному подъему. Это стало особенно заметно при сопоставлении культур разных эпох нашим замечательным философом А.Ф. Лосевым. Его оценки явлений стали даже неожиданными.

"Эпоха великой духовной культуры, великих исканий и высших достижений человеческого духа, "наивысшей свободы" — это эпоха феодализма. "Бог — вот где подлинная свобода". Ей предшествует античный рабовладельческий строй — наиболее близкий к совершенству феодализма (на Руси рабовладельческого строя вообще не было, — Г.М.).

Я утверждаю, что феодальный строй и его идеология стремились не к эксплуатации трудящихся, а к истине — так, конечно, как это тогда понималось. Истина, которую исповедует феодальный строй, есть церковь и послушание ей... Феодально-крепостнический уклад... является предельной высотой в истории человечества, двигаться дальше человечество могло только вниз... Капитализм, социализм, анархизм - это ступени, которые проходит "каббалистический дух" на пути к своему окончательному раскрытию и безраздельному овладению миром" ("Источник". Вестник архива президента РФ, Ф 4, 1996, с. 123).

О "духовной" сущности искусства средневековья писал также А.В. Прахов в конце XIX века: "Христианство выступило с началами, противоположными языческим. На место обоготворения личной, эгоистической земной жизни и Плоти, оно ставит обоготворение Духа, а идеал жизни переносит за пределы гроба. О физическом совершенстве нет и помина, сторона плотская преследуется как начало враждебное, так как плоть — эгоистична, а идеалом христианина стало самопожертвование.

Вместо красоты форм, художнику пришлось воспроизводить красоту духа лиц, не вымышленных фантазией, но действительных, исторических, так как сама история поднята была на пьедестал высшего идеала. Эти исторические личности могли зачастую вовсе не иметь красоты, плоть стыдливо прятали, и искусству ставилось задачей рассказать великие духовные поступки и деяния этих людей" (Древности, XI, вып. III, М., 1887, с.3).

13-главая соборная церковь Святой Троицы (конец XVII в.) в Новомосковске на юге России Выступившая открыто на арену мировой истории в середине IX века (войны за свои интересы с Византийской цивилизацией Аскольда, Олега, Игоря, Святослава, Владимира), Русь уже с конца Х века стала также заметно отличаться своей архитектурой, городами от архитектуры и городов окружавших Русскую землю стран и народов: прибалтийских, закарпатских, кавказских, среднеазиатских.

До сих пор историки изучали наши старинные города, их застройку преимущественно в рамках категории "функция — форма". Уже здесь обнаружились значительные особенности городов в структуре, планировке, застройке, градостроительной композиции. При этом старались отмечать национальную самобытность, архитектурное своеобразие, необычные облик, красоту.

Но русские феодальные города, их застройка как раз наиболее интересны под углом зрения "духовной" категории "содержание — форма". А в этом аспекте они еще почти не рассматривались. И здесь возникают вопросы: какой смысл, какую информацию закладывали в облик, образ городов русские зодчие-"хитрецы"? О чем "говорят", или правильнее сказать "молчат" до сих пор наши старинные златоглавые города? Наконец, какова символика русской архитектуры и градостроительства? "Русь, дай ответ! — Не дает ответа" — говаривал раньше в подобных случаях Николай Гоголь.

ПАМЯТНИКИ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

"Мы любим наши святыни, но потому

лишь, что они — в самом деле святы...

Святыни наши не из полезности их

стоят, а по вере нашей".

Федор Достоевский

Возникновение еще в языческие времена опорных городов-крепостей Русского союза восточно-славянских племенных объединений было логичным следствием "расселения племен" по восточно-европейской равнине. Но города сразу же появлялись многофункциональными. Помимо оборонной функции (защита еще населенного пункта, земельной округи), у городов были еще функции: жилая (посады, слободы), культовая (святилища богов), административная (средоточия властей: веча, посадников, князя), складской (кромы). Города возникли в два этапа, как по времени, так и по территориям.

Южные и юго-западные города Малой Руси зародились в "незапамятные времена" преимущественно как укрепленные культово-административные центры на территориях племен: руссов, полян, северов, древлян, уличей, тиверцев. В них поклонялись языческим богам: Бору, Перуну, Яриле, Даждь-богу, Мокоши, Роду, Туру, Чернобогу, Волосу и др. Под покровом богов укрепленные города-капища служили также кромами-складами провианта и оружия. Такими были изначально Боричев (Борустень, Боруск, Киев), Переяславль, Курск, Родень, Витичев, Чернигов, Коростень, Овруч, Ладомир, Бужск, Перемышль, Ярославль на Сане и др.

Многоглавые деревянные храмы Русского Севера Северные и северо-восточные города Великой Руси зародились где-то в VI-VIII вв. как укрепленные административно-складские центры (кромы, фактории) на малонаселенных территориях "полуночных племен": земиголлы, летголлы, чуди, еми, корелы, веси, мери, муромы, эрзи... при колонизации их земель Малой Русью, Русским союзом славянских племен (в который вошли еще пришлые от западных славян кривичи, словене ильменские, радимичи, вятичи, дреговичи). Такими возникли города Смоленск, Полоцк, Витебск, Изборск, Псков, Словенск-Новгород, Ладога, Белоозеро, Ростов, Ярославль, Муром, позднее Рязань, наконец, Москва.

Все города-крепости явились стратегическими опорными пунктами громадной территории под названием "Русская земля". Именно на ней образовалась и разместилась в итоге федерация из 12 восточнославянских племенных объединений под главенством Киева (перечень 12 "племен" есть в Договоре князя Олега с греками 912 г.). Киевская Русь стала с середины IX века базой слагавшейся молодой Русской цивилизации.

Особо следует заметить, что русская цивилизация на востоке Европы набрала мощь в IХ-ХII веках с помощью переселявшихся на Русь под натиском германского "Дранг нах Остен" полабских, поморских племен, варягов медленно погибавшей в центре Европы родственной нам Западно-Славянской цивилизации. Эта языческая цивилизация окончательно была разгромлена лишь в 1168 году (по объявлении папой Римским крестового похода) одновременным вторжением войск со всех сторон европейских католических государств. Однако умиравший "Святогор" успел "из-за моря" вдохнуть могучую силу, отдать часть своей физической мощи младшему брату святорусскому богатырю "Илье Муромцу". Тогда же из языков двух родственных цивилизаций сложился единый могучий русский язык, который мы находим уже оформившимся в появившихся в Х-ХI вв. русских летописях.

Лит. Мокеев Г. “Триста рыцарей Арея”, журнал “Новая книга России” (далее “НКР”), NN 9,10,11, 2001г., Интернет: www.vоsкres. ru., Архитектура. “Приложение: Кром-кремник-Кремль”. “НКР”, N 3,2002г. “Боричев — ядро-городище Киева”. Журнал “Пам'ятки Украiни”, N 1-6, Киiв, 1993. “Известия об исчезнувшем граде Боричеве”, “НКР”, N 3,1999 г.

 

Заграда Киевской Руси. На юге Русская земля (Русь Малая, исконная) граничила с Причерноморской степью. Дикое поле издревле принадлежало воинственным кочевым племенам. Они более тысячи лет двигались несметными ордами из Центральной Азии, выталкивая друг друга в Европу на погибель или ассимиляцию. Сначала это были кимерийцы, за ними арамеи-скифы, потом сарматы, гунны, авары-обры, булгары, торки, угры, хазары, печенеги, половцы... Растущие севернее Дикого поля леса были неудобны кочевникам, но пленить, пограбить здесь оседлые земледельческие русско-славянские племена они всегда были не прочь.

Представьте себе орду в 20-30 тыс. свирепых вооруженных конников, огромной лавой с гиканьем и ревом несущихся на вас. Чем ее остановить, как отразить смертоносный и молниеносный набег? В далеком Китае (Китайская цивилизация) более 2 тыс. лет назад построили для этого Великую каменную стену длиной около 5 тыс. км. Орды кочевников крутились перед ней, теряя внезапность набега.

На границе Киевской Руси с Диким полем наши предки тоже возвели в Х-ХI вв. грандиозную глубоко эшелонированную Заграду, мощностью до 7 линий укреплений и общей их протяженностью более 1 тыс. км. Но эти укрепления были дерево-земляными, недолговечными, да и строились и ремонтировались лишь во времена военных угроз, возрастания опасности со стороны степи (ныне еле видны их остатки — Змиевы валы и городища).

Тем не менее, защитив Русскую землю в X-XI веках от внезапных нападений хазар, печенегов, половцев, Заграда Руси исполнила свое оборонное предназначение в самое неустойчивое время сложения Русской цивилизации, особенно в критический момент перемены веры языческой на христианскую. И, конечно, опять же с помощью "Ильи Муромца" и других "святорусских богатырей", служивших на богатырских заставах Заграды Руси.

Знаменательно, что традиция устройства заград от нападений кочевников (Крымской, Ногайских орд) была продолжена Московской Русью в ХVI-ХVП вв. грандиозными по протяженности Засечными чертами от Днепра до Волги, а в ХVIII в. даже Российской империей от Черного моря до Сибири.

Лит. Мокеев Г. “Страна-крепость Русь”. “НКР”, N 12,2000 г.; N1,2, 2001 г. Интернет: www.vоsкres. ru., Архитектура. “Страна-город Русь. Древнерусские крепости комбинированного типа”. “НКР”, N 3, 2002 г.

 

Крещение. Три Владимира. С 988 г. князь Владимир начал крестить Русь и Русскую землю. В Киеве войско загнало население в Днепр, а призванные греческие священники крестили его. "Да аще кто и не любовью, но страхом повелевшаго крещахуся, понеже бе благоверие его с властью сопряжено" (Иларион). В 989 г. Владимир выстроил вокруг своего княжего двора новую крепость, очевидно опасаясь рецидивов со стороны сильных тогда еще язычников. Затем на дворе греческие мастера возвели "мраморяную" соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинную). Эту новую христианскую крепость посреди старого Киева люди стали называть "Владимиром" (Ипат. лет. под 1044 г.).

Потом русское войско, греческие священники крестили Новгород и его землю. От этой акции осталась поговорка: "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем", причем тогда же для контроля были введены нательные крестики.

В 990 г. князь Владимир таким же способом крестил Волынскую землю. Город Ладомир стал "Владимиром-Волынским", а на укрепленном княжьем подворье (Замочок) основали соборную церковь Успения Пресв. Богородицы.

В 991 г. Добрыня, Путята, греческие священники ходили "за лес" и "шедше по земли... с вой владимировыми учаху люд, и крещаху всюду стами и тысячами", причем люд этот "отрицатися воев ради не смеяху" (Татищев, I, 112). На Клязьме заложили крепость-подворье с названием "Владимир-Залесский", в котором срубили соборную церковь Успения Пресв. Богородицы.

Три Владимира с соборами Успения Пресвятой Богородицы стали с конца Х в. тремя опорными центрами распространения христианства по Русской земле: Владимир Киевский — в Южной Руси, Владимир-Волынский — в Юго-Западной, Владимир-Залесский — в Северо-Восточной.

Лит. Мокеев Г. “Три Владимира”. “НКР”, N 3, 2001; Интернет: www.vоsкres. ru., Архитектура.

 

Три Софии. Храмовое многоглавие Руси-России. Еще в 952 году киевская княгиня Ольга основала деревянный собор св. Софии в одноименном монастыре "на поле вне града" Киева. Судя по легендам, храм был "о седмидесяти версех". Тогда считалось, что 70 верхов якобы имел храм Гроба Господня в Иерусалиме. Число могло символизировать также 70 Апостолов Христа, распространявших Божию истину по белу свету. Как бы там ни было, на Руси сначала возникла тогда "мифически", а затем реально стала утверждаться в дереве и камне идея храмового многовершия-многоглавия, поддержанная всеми потомками св. Ольги.

После крещения "огнем и мечем" новгородцев, в их городе была возведена в 991 г. дубовая София "о 13 версех" (символ Христа и 12 Апостолов). В Киеве в 996 г. обрела 25 верхов "мраморяная" Десятинная церковь (символ 25 небесных престолов над храмом как Небесным Градом). Когда же в Киеве 1017 г сгорела деревянная София княгини Ольги, то к сер. XI в. князь Ярослав возвел каменную Софию "о 13 версех" (сохранилась доныне). А когда в 1045 г. сгорела дубовая София в Новгороде, то к 1052 году там возвели каменную Софию "о 6 версех" (существует поныне). Те же греческие зодчие-каменщики выстроили к 1055 году Софию "о 7 версех" в Полоцке. Построенные князем Ярославом Мудрым софийские храмы имели внутри по 12 опорных столбов ("столпы мира" – по словам Игнатия Богоносца — суть 12 Апостолов).

Три каменные многоглавые Софии сер.XI в. в Киеве, Новгороде, Полоцке стали позднее символами Великой, Малой и Белой Руси на территориях трех братских народов: русского, украинского, белорусского.

15-главая церковь святого Иоанна Предтечи в Ярославле За восемь столетий с XI по ХVIII вв. на Руси было возведено великое множество деревянных и каменных многоглавых храмов (имеющих, условно, более 5 глав), причем не только в стольных Киеве, Москве, но и по окраинам Русской земли. Гигантским ожерельем многоглавые храмы окружили, опоясали ее, вздымая множество глав и крестов в Старочеркасске, Новомосковске, Смоленске, Пскове, Новгороде, Кижах, Петрозаводске, Вытегре, Турчасове, Шуе, Коле, Онеге, Пинеге, Ярославле, Тюмени, Тобольске, Красноярске...

Не было многоглавых храмов в Византии, откуда на Русь пришло христианство, в Болгарии, Сербии, Армении, Грузии..; не получили они развития и в христианских странах Западной Европы. Такие храмы появились в X-XI вв., а затем распространились только в Русской земле, став красотой и гордостью русской архитектуры, настоящими символами Русской православно-христианской цивилизации.

Лит. Мокеев Г. “Три Софии”. “НКР” N 5, 2001 г.; Интернет: www.vоsкres. ru., Архитектура. “Многоглавые храмы древней Руси”. Сб. “Архитектурное Наследство”, N 26, 1978 г.; “Храмовое многоглавие — гордость России”. Журнал “Наука и Религия”, N 6, 2000 г.

(Продолжение следует)

Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"