На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

Страна - город Русь, ч.II

"Откуда есть пошла Русская земля..."

( Продолжение. Начало см. здесь )

"Откуда есть пошла Русская земля,
Откуда Русская земля стала есть".
Повесть Времяных лет

Грандиозный, необычайно своеобразный город - Заграду Руси IX-XI веков в Среднем Поднепровье от кочевников Причерноморской степи целесообразно рассмотреть в русле трех главных понятий древнерусского слова "город": городская община (насе-ление), укрепленный пункт (крепость), защитная ограда (оборонительные сооружения). Начинать лучше с выяснения состава, сложения, своеобычного существования общины, целей ее градостроительной деятельности.

Древняя Русь изучалась три последних столетия сотнями исследователей. Поэтому в данной небольшой статье из многосложной ее истории придется "выхватывать" лишь отдельные эпизоды, в которых проглядывают сведения о "горожанах" необычного города. Поскольку город был грандиозным, а жителями его было население целой страны (Гардарика, Данпарштад, Острогард: западно-европейских очевидцев X-XII вв.), то здесь сначала желательно коснуться старой проблемы происхождения Руси под "градостроительным" углом зрения, - чего никто никогда не делал.

Три летописных "ловушки". Раньше всех здесь "подсуетились" немцы-историки XVIII века Байер, Миллер, Шлецер со своей "норманнской теорией происхождения Руси". Они использовали для этого легенду нашей начальной летописи Повести Временных лет (ПВЛ) "О призвании варягов", а варягами объявили шведов. Этой подтасовкой немцы-историки так заморочили всем головы, что до сих пор Западная Европа, ее историки не в состоянии выкарабкаться из этой "заморочки" (очевидно и не хотят). Хорошо, что наши древние летописцы-провидцы как бы предусмотрели такую ситуацию, устроив три "ловушки" для безграмотных историков (каковыми, естественно, и оказались немцы-выскочки).

"Ловушка" первая. Когда словене-новгородцы призвали варягов, то в летописи позднее записали: "И от техъ варягъ прозвася Роская земля" (ПВЛ, под 862 г.), "А словеньскыи язык и русскыи одно есть, от варягъ бо прозвашася русью, а первое беша словене" (ПВЛ, под 898 г.).

Отсюда немцы-историки сделали вывод: Великая Русь, Русское государство создано варягами-норманнами (северо-германцами), - славяне же вообще не были способны это сделать и не смогли. А действительно хитро: мы ведь и сегодня можем подумать на основании таких летописных фраз, что от имени шведов-руотси могла прозваться Русь, Русская земля. Необходимо заметить, что ни шведских, ни немецких, ни каких либо еще исторических источников об этом нет. Немцами была использована по-своему только легенда русских летописей.

"Ловушка" заключается в особенностях древнего русского языка. Когда в старину говорили "убит от татар", это означало "убит татарами" (творит. падеж, "кем"?). Когда летописец записал, что "от варяг прозвашася русью", это означало "прозвана варягами", то есть варяги стали называть новгородцев русью, "преже бо беша словене".

На эту лингвистическую "ловушку", происходящую от незнания особенностей древнего русского языка, попались не только немцы, но многие русские норманисты, даже нынешние историки, особенно западноевропейские. А правильное прочтение текстов в корне меняет ложно поданный смысл.

Варяги-наемники, и неважно кто: прибалтийские ли словене, шведы или норвежцы, стали называть новгородцев "русью", а их территорию "Русской землей" потому, что высадившись в пограничной Ладоге вошли в пределы уже известной им Русской земли. Более того.

Русь не "начиналась" в середине IX века, - она здесь уже присутствовала "de iure" и "de vakto" с более раннего времени! Именно это засвидетельствовали в 862 году появившиеся на Ладоге варяги.

Но все-таки, кто же были эти высадившиеся варяги по национальности?

"Ловушка" вторая. При изложении легенды о призвании варягов новгородцами, летописцы так перечислили народы балтийского побережья: "Идоша за море к варягомъ, к руси, - сице бо ти ся звахуся варязи русь; яко се друзии зовутся свие (шведы), друзии же урмане (норвежцы), англяне, друзии гъте (готы), - тако и си:" (ПВЛ, под 862 г.).

"Варягами" летописцы явно называли западных словен, где жило племя ругов-русов возле острова Ругов (нем. Рюген). Эти варяги тоже жили "за морем", но были не шведы, не норвежцы, не англичане, упомянутые здесь все в едином документе-известии, в единой очереди. Летописец особо растолковывал любым будущим бестолочам: "друзии зъвутся свее, друзии же урмане,.. друзии"! Варяги-русь живут одновременно с этими "другими", - от них (ими) даже море называлось "Варяжским". Зачем же их с кем-то путать, отождествлять например со шведами? Впрочем, здесь можно говорить уже об умышленном извращении факта историками-немцами (это ведь и нужно было им для подлога).

"Ловушка" третья связана с адресом дани, которую новгородцы ежегодно платили варягам "мира деля". Историки считали, что дань шла варягам-шведам, чтобы они якобы не разбойничали. Но тяжкая дань в 300 гривен серебра была установлена киевским великим князем Олегом в 882 году, а платили ее киевским же великим князьям "до смерти Ярославле" в 1055 году (ПВЛ, под 882 г.).

Дань "мира деля" шла на реку Рось, причем любым но национальности варягам-наимитам, охранявшим грандиозный город на Днепре - Заграду Руси. Вот где более полутора столетий требовались воины-профессионалы и плата для них. Вот где в молодости служили будущий король Норвегии Олаф Тригвассон, будущий король Дании Вольдемар I Великий. Там "гибло за металл" множество других знатных и безвестных воинов-наемников от смертоносных лавин кочевников.

Кто же конкретно составлял население грандиозного города на Днепре, его "городскую общину"? Какие племена населяли страну-Русь? Кто конкретно строил, населял и защищал приграничную Заграду?

II. РУСЬ - СТРАНА

"И инии грады мнози бежаща..,
посласта по них, и постигоша на поли,
и ту възяша ти три городи, а инии
оуйдоша".
Ипатьевская летопись, под 1147 г.

В XI-XII веках наши летописцы довольно четко различают две Руси: небольшую страну в Среднем Поднепровье и громадную Русскую землю, охватывавшую большую часть Восточно-европейской равнины. Поехать "в Русь" из Суздаля, Ростова, Новгорода, Полоцка, Смоленска, Галича означало поехать из окраин Русской земли в центр, каковым выступал тогда треугольник городов: Киев-Чернигов-Переяславль с их землями. (Б. А. Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв., с.60). В X веке византийский император Константин Багрянородный тоже различал Русь внутреннюю и Русь внешнюю. Летописная легенда "О призвании варягов" в 862 году свидетельствует о том, что громадная Русская земля тогда уже существовала. Следовательно, когда-то раньше Русь-страна долго завоевывала окружные словенские и иноплеменные земли, собирая под свою власть Русь-землю. Но вот об этом, самом блестящем, замечательном процессе создания великой восточно-словенской конфедерации племен под названием "Русская земля" почти нет никакой информации. Ученые-историки давно пытаются разгадать загадки этого таинственного процесса и здесь имеются уже определенные успехи.

Жители Киевщины, Переяславщины изначально упоминаются в отечественных и чужеземных исторических источниках как росы - русы - руги - поляне, затем с ними в союзе оказались еще северы Черниговщины. Все они и составили население небольшой Руси-страны. Разнородные "людие" конечно не появились здесь враз. Например, летописная фраза: "поляне, яже ныне зовемая русь" говорит как бы о первичности полян и вторичности русов. Русы позднее ассимилировали и северов.

Росы с давних времен жили по реке Рось и ее притокам Росаве, Роставице, Роське. Летописцы объясняли, что полочане получили свое имя от реки Полоты, бужане - "зане седоша по Бугу":Ныне историки тоже склонны признавать, что росы получили имя от названия реки (оно первично), поскольку они тоже "седяху по Ръси" (речная "теория происхождения Руси"). Но существует и обратная связь: расены-этруски северной Италии, русины Карпат, русы Прибалтики, росы Приазовья могли сами давать имена рекам. Имя "Рось" носили когда-то Волга, Неман, Дон:Но росов вытеснили оттуда инородческие племена. И только южнее Киева они закрепились навечно и, как представляется здесь, не без помощи грандиозного города на Днепре!

Имя "рос" привязано не только к реке Рось. Его для словенских жителей Приазовья упоминает под 555 годом сирийский географ Захария Ритор, затем для жителей Приазовья и Приднепровья греки-византийцы. Отсюда - как бы название всего этноса. На многих азиатских языках (аланском, персидском, арабском, тюркском) аорс, рос, урус, рус - просто русый, рыжий, светловолосый человек. Кстати, сириец написал, что росы имеют огромные члены тела и кони не могут их нести из-за их размеров.

Русы появились на правобережье Днепра также с незапамятных времен. Но это были те же росы. Дело в том, что в старейших текстах наших летописей они пишутся на "греческий манер" с "оу" - Роусь, Роусьская земля, где "рось" и "русь" слиты воедино. Так в летописи под 862 г. - "от тех варяг прозвася Роуская земля", 988 г. - "Дахъ еи (церкви) десятиноу по всеи земли Роустеи" (Церк. устав Владимира). "Правда оуставлена Роускои земли" (Русская Правда), "Приидоша половци на Роускую землю":Позднее в летописях "о" исчезает, видимо потеряв связь с маленькой рекой Рось, и остается только Русь, и Русская земля.

Имя "русь" бесспорно этническое. Существование руси на Правобережье Днепра было изначальным. Ее можно увидеть в "борустенитах" Геродота, Страбона:(V в. до н.э. - I в.н.э.), "борусках" Плиния, Птолемея (I - II вв.), "борусцах" нашей Влесовой книги:В сущности "бор-рус-стениты" (греч.) и "бор-руски" (римск.) - одно и то же, составленное из "бор" и "рус". Это было естественно, если учесть, что древнейшим предшественником Киева был сначала град-капище Борустень (стень - идол Бора-Борея), затем Боричев, а жители Поднепровья были борустениты-боруски [ Мокеев Г.Я. Борiчiв - ядро-городище К1ева. Ж. "Пам` яткi Украiнi", N 1-6, 1993р. Киiв. На украинском языке].

Руги, - это какое-то европейское "лингвистическое наслоение" на русов (Оттон Бамбергский и др.). У ругов-русов Прибалтики существовали ругские-русские князья. Германцы и киевскую княгиню Ольгу называли "королевой ругов" (а не "регина руссорум"). Но что удивительно, река Рось под Киевом тоже иногда называлась "Ргой" (ПСРЛ, 27, с.194).

В русском языке издревле существуют слова "руг", "ругаться" как брань, браниться (также битва, бой). В церковно-славянском, вообще южно-европейских языках слово "руга" означало еще жалование, плату, вознаграждение, а "ружить" - снабжать, давать ругу, причем не только церковнослужителям, но воинам, солдатам - вообще наемникам. Получается, что "руги" в языческие времена - это наемные воины, на Руси - варяги, которым давали дань (платили ругу).

Дружины наемников-варягов, ругов очевидно были расселены в качестве воинов-пограничников среди русов на территории Заграды в грандиозном городе, отчего их названия сблизились, стали даже идентичными (варяги-русь).

Поляне, по объяснению летописцев, это люди, живущие в полях: "полями же прозвашася, зане в поле седяху". Если русы с древнейших времен занимали "горное" Правобережье Днепра, то поляне - "луговое" Левобережье от Переяславля далеко на юг. Поляне были в давние времена большим и могучим племенем: "палы" упоминаются Диодором Сицилийским в I в.до н.э., а "спалы" - Плинием в нач.н.э. Вероятно от них происходит слово "исполины" (равные росам), а былинная богатырша "Поляница" пришла на Русь с Поля. И действительно, поляне первыми встречали потоки кочевников с востока: возможно еще сарматов, готов, гуннов, обров, позднее болгар, угров, хазар. Кочевники очевидно сильно истребили это некогда могучее племя, так что полянам пришлось отступить на северо-запад от Дикого поля и примкнуть к также отошедшим от степи борускам-русам. По этому поводу Б.А. Рыбаков писал: "Мы не знаем достоверно, в какое время произошло объединение полян с русами:Русско-полянская земля устояла и сохранила свою независимость в VI веке" (при нашествии обров; Ук.соч.,с.99).

Северы. Корень - "сеу" на древне-иранском, скифском языках означал "черный". Два племени: "борусков" и "саваров" упоминал Птолемей во II веке. А Геродот еще в V веке до н.э. с востока от борустенитов указал "будинов" (украинск. "буди" - живи, существуй, будивельник - село, жилища). Главным городом их был тогда Гелон. Жителями столицы было, как и положено, смешанное население из будинов (скифов-земледельцев) и причерноморских греков-торгашей. Гелон был застроен будинками-хатами. Вероятно, русы и поляне обзывали будинов "черными".

Возможно еще у "саваров" центр переместился на Десну и главным городом черных северов оказывается Чернигов ("гов" - от говеть, благоговеть, поклоняться). В Руси-стране скопились, таким образом, сначала русые русы на Правобережье Днепра, "рыжие" светловолосые поляне на Левобережье, потом к ним примкнули черноволосые северы на реках Десна, Сейм:

"Откуда есть пошла Русская земля". В Среднее Поднепровье, в район расположения трех изначальных племен русов, полян и северов словены скапливались на протяжении ряда столетий силой исторических обстоятельств. Причем сходились они с двух сторон: вначале с юго-запада от русинов Карпат (VI-IX вв.; словене вообще как бы пришли с Карпат), затем с юго-востока от росов Приазовья (IX-XII вв.). Картина "переселения" не была простой.

Сначала исконные русы и поляне в VI веке поучаствовали в нашествии словенских племен антов и склавинов на Балканы, на территорию Византийской империи. Затем наступил "откат" из Южного Прикарпатья на Среднее Поднепровье. Символически об этом рассказывает наша начальная летопись: "Се Кий княжаше в роде своемь:прииде к Дунаеви, и взълюби место, и сруби градокъ малъ, и хотяше сести с родомъ своимъ, и не даша ему ту близъ живущии" (ПВЛ, с.9). А.А. Шахматов по этому поводу писал: "Анты - предки русских славян, - были отброшены своими соплеменниками (южными славянами) на восток:Здесь они заняли Приднестровье, далее Южное, затем и Среднее Поднепровье". П.А. Маштаков подтвердил эту мысль: "При сопоставлении значительного количества гидрографической номенклатуры:бассейнов Днестра, Буга и Днепра.., удалось подметить целую группу названий рек повторяющихся.., что показывает на движение населения именно с юго-запада на северо-восток:Славяне двигались по предстепью с лиственными лесами, черноземом:Затем двигались по пространству между Днепром и Десной,..наконец, по Сопоти:в бассейн Угры" (далее на Оку). (Десна. ИОРЯС, XXII, кн.2, с.348).

Движение на Среднее Поднепровье росов с юго-востока из Приазовья и Крыма (пришедших туда тоже с антским нашествием на Византию) было более поздним и длительным, закончившись лишь в начале XII века. Росы вели здесь бесконечные войны с кочевниками, особенно позднее с хазарами (появились в VIII веке). Создавая свой каганат, хазары уже где-то в начале IX века коварно уничтожили русское войско на Волге, возвращавшееся из Дагестана (где оно разгромило очевидно центр работорговли словенскими невольниками), затем разрушили опорный город Росию в устье Дона, после чего захватили все Предкавказье и Приазовье, попросив греков возвести даже ряд каменных крепостей против Руси. Земледельческое словено-русское население стало уходить отсюда на север и северо-запад. В 1117 году (при половцах) на Киевщину пришли последние жители Белой Вежи (Саркела), а в конце XII века здесь уже была "земля незнаема" (Слово о полку Игореве).

В результате многовековых миграций русов и полян с юга, русинов с юго-запада, росов с юго-востока на Среднем Поднепровье постепенно произошла значительная концентрация русского населения. Военная угроза Степи (еще со времен обров, III четв. VI в.) была причиной возникновения здесь сильного оборонительного союза Руси. Территория руси, полян и примкнувших затем к ним северов стала Русью-страной.

В VII - первой пол. IX вв. Русь-страна, вместе с подходившими от западных словен кривичами, волынянами, словенами, родимичами и вятичами, захватила и заселила сначала среднюю зону Восточной Европы (опираясь на бассейны рек-притоков Днепра), затем проникла на север в полуночные страны, постепенно подчинив там одно за другим множество инородческих племен. В итоге, "народы" Восточно-европейской равнины почти все оказались в данническом подчинении Приднепровской Руси. Позднее, в конце XI века Нестор-летописец так сообщал об этом: "Се бо токмо словенескъ языкъ в Руси: поляне, древляне, ноугородьци, полочане, дреговичи, северъ, бужане:А се суть инии языци, иже дань даютъ Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисъ, мордъва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нерома, либь - си суть свои язык имуще,.. иже живутъ въ странах полунощных" (ПВЛ, Вводная часть, Л., 1926, с.10).

Б.А. Рыбаков так подытожил процесс: "В Русскую землю вошел ряд союзов словенских и инородческих племен, покоренных Русью на протяжении VII-IX веков" (Ук. соч., с.89). Покорение племен проходило также с помощью варягов, преимущественно западно-словенских, поскольку в Восточную Европу переселялось множество западных словен под натиском набиравшего силу немецкого "Дранг нах остен". С помощью заморских варягов собиралось с племен и дань-полюдье.

"Откуда Русская земля стала есть". Образование огромной конфедерации племен под главенством Руси происходило не без потрясений, даже катастроф. Наивно думать, что племена с радостью встречали своих покорителей. Да и позднее они постоянно пытались высвободиться, чему есть ярчайший пример.

Около середины IX века в Русской земле наступил хаос. Только что собранная из разнородных племен, она почти полностью распалась на составные части. Импульсом для хаоса послужил погром в это время южной Приазовской Руси хазарами в союзе с греками-византийцами, после чего вглубь лесостепи к Средней Оке стали откатываться вятичи, а к Десне и Сейму попятились северы. В середине IX века хазары настигли отступавшие в леса словенские племена и наложили на них дани: сначала на ближних к ним вятичей, затем северов, полян и даже родимичей. Только русы-кияне прислали хазарам мечи в знак непримиримого противоборства и войны. Вот когда в Руси впервые реально ощутилась потребность в грандиозном городе для защиты населения и как опоры к удержанию огромной Русской земли. А события разразились далее настоящей катастрофой.

Разгром на юге опорного союза Руси послужил детонатором для севера. В 859 году полуночные племена "изгнаша варяги за море, и не даша им дани. И начаша сами в собе володети, и городы ставити:И не бе в них правды, въста родъ на родъ.., и воевати начаша сами на ся". В итоге, Русская земля с юга до севера и с запада до востока погрузилась в пучину всеобщего хаоса. Земля была велика и обильна, а "наряда" в ней не было. В такой страшной ситуации всеобщего разброда, раздрая и противоборства в два города-"метрополиса": в северный Новгород и южный Киев снова вошли прибалтийские варяги-русь.

Для подавления всеобщего восстания полуночных племен новгородцы (те, которые "прежде быша варяги, а ныне новугородцы", во главе с выборным посадником Гостомыслом), призвали в 862 году ругского князя Рюрика (Сокола) с огромным варяжским войском. Поскольку власть его была общепризнанной, вполне вероятно, что Рюрик был благословлен на карательный поход жрецами храма Святовита на острове Ругов. Гася всеобщее восстание племен после высадки в Ладоге, Рюрик направил дружины варягов в Полоцк (подавлять восставшую литву), Изборск (подавлять чудь), Белоозеро (весь), Ростов (мерю), Муром (мордву). Масштаб операции, как можно видеть, был крупнейшим, да и продолжалась она долго, более 20 лет.

В самом Новгороде Рюрик разгромил в 872-75 годах местную словенскую оппозицию во главе с Вадимом Храбрым. В 872 г. "оскорбишася новъгородци, глаголюще: "Яко быти намъ рабомъ и много зла всячески пострадати от Рюрика и рода его". А в 875 г. "избежаше из Новагорода в Киевъ много новгородских мужей" (Никоновск. лет.). Но Рюрик сам вскоре погиб "в войне в Кореле", гася восстание корелы и еми (финнов) в 879 г.

Хаос середины IX века и свержение варягами-словенами местных властителей племен имели огромные последствия для всей Русской земли. Судя по описанной ситуации, именно в это время в каждом из указанных городов-центров племен была насажена власть 300 бояр варяжской Господы ("яко быти всем рабом"), которая много позднее обнаруживается в Новгороде, Пскове, а также в Ростове, Суздале:Вот когда новая городская общинно-феодальная власть разделила общинные земли племен в частные владения (как это было у западных словен). Именно западно-словенские варяги принесли в 862 году на Русскую землю новый общественный строй - феодализм, хотя и своеобразный, особенный - "городской", феодально-коллективный (бояре держались вместе в городе-центре, а не рассыпались по землям в отдельных замках).

На юге борьбу за свободу словенских племен возглавил "князь рустеи" Осколд. Был он либо местным воеводой-ругом (имя - от древнего слова "сколота" - издевка, зубоскальство, может быть и от реки Оскол), либо варягом, может быть даже присланным Рюриком ("скальд" - сказитель). Видимо при Осколде у киян, черниговцев, переяславцев, а позднее и в других городах-центрах юга (в Рязани, Владимире-Волынском, Галиче, Смоленске:) по примеру севера возникла тоже власть Господы из 300 бояр, которая обнаруживается позднее у киян, рязанцев:

Осколд подчинил власти Руси сначала отпавших древлян, потом ходил войной на кривичей, но растратил силы в войнах с уграми, хазарами, болгарами (потерял сына), наконец, греками (потерял почти все русское войско). Перед этим князь принял христианскую веру. Может быть поэтому язычники-кияне призвали к себе из воюющей с хазарами южной Приазовской Руси князя Олега. Олег убил христианина Осколда и принял власть над всей Русью.

Вещий Олег княжил 33 года. Это был во всех смыслах выдающийся, гениальный правитель, талантливый полководец и, как увидим дальше, стратег-градостроитель. Обретя развалившуюся в хаосе всеобщего восстания племен Русскую землю, а часть племен - под хазарским игом, князь начал снова "собирать Русь". Продолжая войны с хазарами и греками, он одно за другим опять подчинил словенские и инородческие племена Руси-стране.

В 882 году князь Олег сначала провозгласил Киев стольным городом. В 883 г. "поча Олегъ воевати деревляны, имяше на нихъ дань по черне куне"; 884 - "иде на северяне:и взъложи на нь дань легъку, и не дасть имъ козаром дани платити, рек: "Язъ имъ прготивенъ, а вам ни чему", в 885 - "посла к родимичем, ръка: "Кому дань даете?", они же реща: "Козаром", и рече Олег: "Не дайте козаром, но мне дайте". И бе владея Олег поляны, и древляны, и северены, и радимичи, а с уличи и тиверци имяше рать" (ПВЛ).

В итоге, после своего длительного и чрезвычайно результативного правления, князь Олег вывел против греков к Царьграду 12 племен всей Русской земли (помимо наймитов-варягов): "Иде Олегъ на грекы.., поя множество варягъ, и словенъ, и чудь, и кривичи, и мерю, и древляны, и радимичи, и поляны, и северо, и вятичи, и хорваты, и дулебы, и тиверцы.., си вси звахутъся от грек Великая Скуфь. С сими со всеми поиде Олег на конехъ, и на кораблехъ:и прииде къ Царюграду" (ПВЛ, запись под 907 годом). Поход Руси на Царьград происходил летом 912 года и закончился подписанием 2 сентября Договора Олега с греческим императором Львом и кесарями Александром и Константином. В Договоре Олег официально титулован как "Великий князь Русский".

Геннадий МОКЕЕВ


 
Ссылки по теме:
 

  • Страна-город Русь, ч.I

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"