На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

Архитектурные химеры, Часть II

О большевицком наследии в московской архитектуре

Столподон

И сказали они: "Построим себе город и башню высотой до небес,
и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли".
Быт. XI, 4

После устройства в 1930 году небольшого ступенчатого мавзолея с Лениным внутри-внизу, с противоположной западной стороны Кремля начали возводить Дворец Советов в виде грандиозной ступенчатой же башни со скульптурой Ленина наверху. Рассмотрим процесс проектирования и строительства Дворца под химерическим углом зрения. Дворец Советов давно сравнивают с библейской Вавилонской башней и в этом сравнении есть доля истины. Обе башни сооружались с одинаковой целью "сделать себе имя", сходной получилась суетность "столпотворения", да и конечная судьба Московского "столпа до неба" (Столподона) оказалась почти такой же печальной, как и Вавилонского.

Прообразом библейской легенды о Вавилонской башне был действительно существовавший в Вавилоне гигантский храм бога солнца Бела-Мардука, представлявший собой восьмиуступчатый зиккурат, возведенный халдеями 3800 лет назад во время строительства грандиозного же "золотого города". Они начали разрушаться 2500 лет назад после того, как царь Ксеркс, последний из персидских завоевателей, полностью разграбил храм, дворец, город и ликвидировал Вавилонское царство.

Сведения Библии о башне, конечно, мифичны. Но пересказ ее строительства, например, в нашей Библейской энциклопедии, поясняет детали столпотворения. "Племя Хамово, из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства... в союзе с другими племенами начало строить большой город в долине Сен-назарской, а при нем высокую башню, которая могла бы служить центром всех племен и в то же время знаком их равенства... Господь смешал язык их (строителей), так что... они должны были прекратить свое безумное предприятие и разойтись по разным странам..."

Московское столпотворение началось с величайшего кощунства. Для Дворца выбрали якобы единственно возможную площадку - точно на месте храма Христа Спасителя, чтобы убрать огромный храм, главенствовавший над городом и Кремлем, и заменить его еще более грандиозным Дворцом. Храм-памятник безнаказанно взорвали 5 декабря 1931 года под лица Советов находились бы не под Богом, а под звездой-пентаграммой, причем каждый мог воспринимать этот символ по-своему: как магический, каббалистический, масонский, интернациональный, коммунистический, дьявольский, а в конечном счете - химерический.

Только апостолы удостоились видения Вознесения на небо Христа, да и продолжалось оно короткое время. А вознесенный на небо "рукой миллионнопалой" российского пролетариата обожествленный вождь стал бы вечно маячить на небе над всем новоявленным Вавилоном и даже над его окрестностями. В тайной надежде его строили для того, чтобы он маячил над всем миром "проклятьем заклейменных" с интернационалом во главе.

Закладывая московский Столподон, вырыли глубочайший котлован, из которого полностью вынули фундаменты храма Христа Спасителя. Работы усердно велись ряд лет. К 1941 году оказалось уже забетонированным кольцо гигантских фундаментных блоков под основные стойки главного зала. Столпотворение остановила начавшаяся война с фашистской Германией.

После войны стало не до химерического Дворца. В руинах лежали тысячи городов и сел, миллионы людей остались без крова над головой

и жили впроголодь. Даже когда в 50-х годах несколько полегчало, и в Москве выросло несколько "сталинских высоток", химермейстеры не решились настаивать на продолжении строительства сверхгигантской химеры: рядом с "вождем мирового пролетариата" возвысился "вождь всех времен и народов", а двоим на "небесном" пьедестале места не было. К тому же после войны мудрецы-химермейстеры поблекли в убедительности своих заклинаний, потеряли у народа веру в свое беспредельное могущество и непререкаемый авторитет. Затем у всех "племен и народов" пропало желание вообще возносить до небес всяких вождей, тем более что каждый новый вождь старался дискредитировать старых.

В начале 60-х годов у московской сверххимеры срезали семь ее бетонных ног, а между башмаками люди обнаружили вскоре круглую лужу "омовения" - для плавания. И хотя от химеры долго еще, до самых 90-х годов, оставалось это "мокрое место", оно по-химерийски кощунственно носило священное имя "Москва".

В итоге возвести Московский столп не получилось. Не удалось халдеям во второй раз ни построить башни до небес, ни создать себе имя.

 

Вертух

О, город-город, кто тебя усеял мертвыми костями...
Почти по Пушкину

Грозная градостроительная химера - воронкообразный "транспортоворот" в центре Москвы - обнаруживается еще в Генеральном плане города 1935 года. Следовательно, рождение ее "в идее" необходимо отнести к градостроителям, составлявшим этот план под чутким руководством Лазаря Кагановича. А обоснован и объяснен он был изощренно, по-химерийски: Вертух сначала для всех был как бы не виден. Оттого-то на внимательном его рассмотрении и следует задержаться еще раз, хотя он уже описан здесь в информационном ключе.

При определении плана новой столицы в 1935 году указывалось: "исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей". Далее разъясняется: "Принимая за основу планировки города исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц, дополнить ее системой новых улиц, разгружающих центр от движения и позволяющих установить прямую транспортную связь районов города между собой без обязательного проезда через центр города". Прямой транспортной связи районов нет до сих пор по прошествии 70 лет - это уже химермейстеры.

Опираясь на такую директивную установку, был разработан план реконструкции Москвы 1935 года, положенный и в

ликующие клики всех химермейстеров. Кощунство двойное: против строившего храм русского народа и против Русской православной церкви.

На пути поиска и выявления образа Дворца Советов устроители конкурсов отобрали те проекты, которые приблизились к образу Вавилонского мифа. Но Столподон был порожден не только Вавилонским аналогом (восьмиуступчатая башня). Его архитектурно-стилевой образ скомпоновали из имевшегося уже в наличии "перспективного" материала (центр Города будущего-X. Феррис;

Минский театр оперы и балета-Лангман), а также материалов конкурсов (Вечный мавзолей; пирамидальный мавзолей - Б. Иофан). Образцом конструкции послужила Эйфелева башня. В итоге Дворец на окончательно принятом проекте Б. Иофана, В. Щуко и В. Гельфрейха поднялся до небес, а наверху его появилась огромная статуя вождя мирового пролетариата.

В проектах постепенно подошли, таким образом (хотя и в бумажном варианте), к созданию химеры грандиозного масштаба: статуя набрала невероятные размеры (75 метров), а в пьедестал ее был вписан актовый зал (диаметром до 150 метров). Статуя стояла точно над центром этого огромного зала на 20 тысяч мест, как бы опираясь на внутридворцовую пустоту (с постоянной угрозой обрушения внутрь - пусть не реальной, а психологической). Общая высота скульптурно-архитектурной или архитектурно-скульптурной химеры должна была достигать более 400 метров.

Столподон не просто поднялся бы в четыре раза выше стоявшего здесь храма Христа Спасителя. Он должен был подчинить себе, трансформировать градостроительную композицию всей древней Москвы - полуразрушенного "золотого города". На Столподона фокусировались в плане 12 улиц-магистралей, пробитых со всех сторон сквозь старую застройку и заново обстроенных зданиями самоновейшей архитектуры. Здесь Столподон стал бы бороться с Вертухом, собиравшим свои проспекты-радиусы у Кремля. Столподон был бы не просто небоскребом, но храмом-зиккуратом. К нему должны были периодически стекаться народы всех стран, устремляясь душой в том направлении, куда указывал рукой поднебесный вождь.

В христианских храмах на небе купола изображался лик Бога-Христа Пантократора. В грандиозном актовом зале Столподона сверкала бы на потолке тысячами "лампочек Ильича" гигантская пятиконечная звезда. Все сидящие в зале Двор основу проектов генпланов 1951 и 1971 годов. Поэтому нужно обратить внимание "а вредоносный для древней Москвы характер как самого Генерального плана Л. Кагановича, так и процесса реализации всех трех проектов. Помня принцип химермейстеров: "Подумай - изврати", есть смысл выявить темы "извращений".

- Отсутствие специального исследования планировки города. До 1935 года (фактически до 1969 года) никто из архитекторов градостроителей не исследовал специально, на профессиональном уровне, существа "исторически сложившейся планировки Москвы". Все было отдано на откуп историкам П.В. Сытину, С.К. Богоявленскому. А перед разработкой Генплана братьям П. и Б. Гольденберг было поручено обосновать планировку древней Москвы как "радиально-кольцевую" (с обоснованием также укрупнения кварталов до 6, 9, 12 гектаров).

-Отсутствие "классового" подхода. Москва к 1935 году состояла структурно из двух городов: феодального в центре и капиталистического вокруг него. Феодальный город имел мелкую ветвистую систему улиц, капиталистический город-кольцо - систему радиальную: улицы отходили во все стороны от древнего города. Но "радиально-кольцевой" была объявлена вся Москва в целом.

- Подумали - извратили. За "основу" планировки социалистического города будущего приняли радиальную систему планировки города капиталистического, "но с коренной перепланировкой" города феодального в центре. Директива была, таким образом, разрешением на беспредел в отношении древней Москвы, фактически-на варварство: разрушали, не зная, что разрушают. А говоря иначе,- что хотели, то и делали.

- Разнородные формы. Все сломать в старом центре было невозможно,- не дали бы русские люди (что и произошло). А сочетание ветвистой и радиальной систем планировки породило в центре грандиозную градостроительную химеру.

- Контрастные функции. Веерно-ветвистая система планировки средневекового города была порождена нуждами гужевого транспорта. Социалистическая радиально-кольцевая Москва была ориентирована на транспорт автомобильный. Древнюю Москву начали "колесовать": что-то отрубать, что-то спрямлять, расширять по новым "красным линиям", продвигая к Кремлю радиусы, кольца, проламывая новые улицы, разрушая целые кварталы.

- Половинчатость реализации. Химеричность общей планировочной системы усугублялась на практике лишь частичным внедрением одной системы в другую. И это было неизбежно, иначе пришлось бы разрушить почти всю древнюю Москву.

- Радиальная система. Опираясь на радиусы капиталистического города-кольца, на древний центр со всех сторон было направлено 15 магистралей-радиусов социалистической Москвы-агломерации. На феодальный город был наложен совсем не свойственный ему транспортный развязочный узел: по древнему городу требовалось проломить мощное нулевое кольцо вокруг Кремля и Китай-города, затем - первое кольцо по полукольцу бульваров и в Замоскворечье.

-Наружные кольца. Разрушение древнего города можно было остановить устройством вокруг него наружных колец. Но химермейстеры за все 70 лет не проложили ни одного из них за Садовым кольцом даже по пустым местам, забив эти трассы новой застройкой. Не проложили и касательных трасс (хорд) для связи окраинных районов друг с другом, минуя центр. Искусственно создавалось транспортное давление на центр, вынуждая прорубать в древнем городе внутренние кольца.

-Транспортоворот. С 1935 по 1990 год Москва выросла с 2, 5 до 8 миллионов жителей. Расширявшийся наружу город окружался все новыми огромными жилмассивами. Радиусы удлинялись. Количество транспорта все увеличивалось. Постоянно говорили и говорят: "Нужно прорубать кольца в центре, совершенствовать разгрузочный узел на территории средневекового города, ослабляя транспортное удушье"...

Так, еще в 1935 году из лампы Аладдина был выпущен для разрушения старого города всемогущий вихреобразный джинн Вертух. Уже сегодня он виден всем в мощном "транспортовороте" сотен, тысяч машин вокруг Кремля и Китай-города. Он виновен в постоянных автокатастрофах в центре Москвы. Шапка автомобильной гари над Кремлем исчезает только ночью. Вертух закреплен 15-20-километровыми радиусами. Количество транспорта все возрастает... Грозная химера год от года продолжает набирать мощь, приветствуя лязгом тормозов и предсмертными воплями XXI век.

 

Звездодав

Эта громадная градостроительная химера тоже родилась "как идея" в проекте Генерального плана 1935 года под тем же дальновидным руководством Л. Кагановича. Позднее идея была развита и конкретизирована его последователями в проектах 1961 и 1971 годов.

В Генеральном плане 1935 года она проглянула сначала в виде "трех диаметров", проходивших через центр по направлениям:

1. Измайловский парк. Большая Черкизовская, Кировская, Охотный ряд, площадь Дворца Советов, Лужники;

2. Всехсвятское, улица Горького, Кузнецкий мост, Пушечная улица, Солянка, Крутицкий вал, к заводу им. Сталина;

3. Останкинский парк. Марьина роща, Китай-город, Большая и Малая Ордынки, Большая Тульская, Серпуховское шоссе.

Три диаметра в радиальном исполнении составляли шестиконечную звезду, давящую на центр города (Звездодав). Несмотря на создание в системе ГлавАПУ Москвы магистральных мастерских по проектированию и строительству диаметров, проявить Звездодав в натуре не удалось ни до войны, ни сразу же после нее - было не до разрушения древней Москвы. И только ко времени составления проекта города в 1968- 1970 годы химермейстеры снова зашевелились.

Главный архитектор Москвы М. Посохин писал в 1968 году: "Особое внимание в проекте нового генерального плана уделено общеисторическому центру... План включает завершение реконструкции исторически сложившейся части города. В перспективе центр Москвы примет звездообразное очертание".*

В 1970 году был проведен "Закрытый конкурс на разработку эскиза-идеи перспективного развития центра города Москвы" на основе уже принятой концепции звездообразного развития общегородского центра. Имелось в виду, что столичный центр будет формироваться как пространственно-развитая и целостная в архитектурном отношении система ансамблей, распространяющаяся по внешней зоне Садового кольца, набережным реки Москвы и основным проспектам города:

1. На запад - вдоль Кутузовского проспекта и Можайского шоссе до Парка Победы;

2. На северо-восток'-вдоль Ленинградского проспекта до комплекса общественных зданий в районе Центрального аэровокзала и дальше от развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе до Химкинского водохранилища;

3. На север-вдоль проектируемого зеленого клина до Телецентра и ВДНХ;

4. На восток - по Волгоградскому проспекту к центру промышленной зоны "Южный порт", а также по Пролетарскому проспекту и архитектурно-историческому комплексу в районе Коломенское и Царицыно;

5. На юг-вдоль Тульской улицы и Варшавского шоссе к району Чертаново и Битцевскому лесопарку;

6. На юго-запад, включая комплекс Центрального стадиона им. Ленина, МГУ и территорию между проспектом Вернадского и Мичуринским проспектом.

В состав жюри конкурса входили М. Посохин, Д. Бурдин, В. Нестеров, Г. Дукельский, Б. Иофан и другие.

Звездообразное развитие центра запроектировали за пределами Садового кольца, на территории капиталистической Москвы. Это были так называемые шесть "нодальных центров". По контрасту с малоэтажной застройкой древнего города, нодальные центры должны были формироваться зданиями до тридцати этажей. Огромная звезда из высотной застройки, охватывающая древнюю Москву, хорошо бы читалась с самолетов, пролетающих над столицей.

Звездодав мыслился частью более огромного столичного центра Москвы 2010 года-градостроительного символа коммунистической эпохи. В плане этот столичный центр должен был принять форму какого-то отвратительного клеща-кровососа с хоботом, ногами и хвостом, а на спине его и отпечатывался бы звездообразный знак из шести нодальных центров. В целом грандиозный градостроительный Звездодав - даже не фантазия, а примитивная идея фанатиков, рожденная "творческими" видениями в горячечном бреду.

В чем причина возникновения в Москве архитектурных химер буквально с первых лет Советской власти и непрерывного их появления на протяжении 70 лет? Причина - бесспорно в творчестве ведущих химермейстеров, об особенности действий которых писалось в Ветхом завете:

"Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять на земле, которую Господь Бог отцов твоих дает тебе во владение во все дни, которые вы будете жить на земле.

Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим на высоких горах, и на холмах, и под всяким деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столпы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того" (Второзак., XII, 1 - 3).

Видимо, отсюда и возникли результаты, в частности, уничтожения в Москве более 400 православных храмов. Но как же советское общество способствовало появлению вместо них химер? Что же это было за странное общество?

В работе К. Маркса "К критике политической экономии" даются все досоциалистические способы производства и государственного устройства в такой последовательности: азиатский, античный, феодальный и буржуазный. Говорится об азиатском способе производства и в других работах, но только не в советских учебниках политэкономии: его 70 лет замалчивают. Почему?

Да потому, что если описать азиатский способ производства по Марксу, то уж слишком будет похоже на ту социально-экономическую формацию, в которой страна пребывала 70 лет. Станет ясно, почему мы за 70 лет никак не могли догнать капитализм почти по всем показателям, в том числе и по главному - по производительности труда. А ведь Ленин писал: "Социализм есть высшая по сравнению с капитализмом производительность труда". Мы потому второй раз после нэпа лечим свой якобы социализм капитализмом, что с 1917 года не продвинулись на формацию вперед, а отброшены были на три формации назад: из развитого по тем временам капитализма - в азиатский способ производства. И именно потому никак не разберемся: откуда при этом нашем "российском социализме" появился чудовищный деспотизм Сталина?..

Что же такое азиатский способ производства? Комментируя Маркса, Ленин писал: "Ключ" восточных порядков - отсутствие частной собственности на землю... Вся земля-собственность главы государства". Стало быть, национализация средств производства - это еще и не всегда социализм, как таковая и при фараонах была! Следующий признак азиатского способа производства - наличие общественных работ, руководимых центральным правительством. Весь объем управления централизованной экономикой одному деспоту физически не под силу, поэтому он вынужден возводить над базисом пирамидальную бюрократическую надстройку. Мы после 1917 года вернулись к государственно-бюрократическим укладам азиатского способа производства с обязательной для них надстройкой, во главе с неизбежным для нее деспотом азиатского типа.

Самой грандиозной идеологической химерой за последние двадцать веков существования человечества явился выдуманный Интернационалом еще в середине XIX века коммунизм - богоборческая доктрина покорения мира, закамуфлированная в мечту о светлом будущем всего человечества. Провозглашаемая цель была связана с ликвидацией национальных государств и превращением их в коммунистическую химерическую формацию. Сначала в виде "призрака" коммунизм "бродил по Европе", но, не найдя в ней пристанища за 70 лет, идеологическая химера внедрилась и ожила в многонациональной России. Рассеянные интернационалисты стали "рассеянами". Дождавшись бедствия и разрухи войны, химера произвела в России революцию: смену власти, идеологии, религии, экономики, забрав всё в свои руки. Соблазнив пролетариат своей химерической красотой и прелестями жизни в будущем коммунистическом раю, она усеяла свой путь по России миллионами трупов других россиян, которые не захотели принять ее в свою душу.

Однако идеологическая химера желала предстать перед всем миром не просто прекрасной - величественной. И это ей во многом удалось. Но когда она вселилась в архитектуру, то суть ее проглянула в чудовищных образно-символических фантазиях, проектах-утопиях, реальных зданиях и сооружениях Москвы - столицы "Страны Советов". И вместо образа Града Господня Москва все более превращалась в образ апокалипсического Вавилона Блудницы, сначала со Столподоном, затем - Звездодавом.

Если в древней Элладе Химера родилась при огненном дыхании Тифона и романтике его любви с Ехидной, то наши архитектурные химеры родились в "огне революции", "романтике революционных будней", в эйфории борьбы со всеми и вся за коммунизм, при строительстве Интернационалом на территории России "Нового мира". И вот химерическое чудо! Возникновение в такой ситуации не одной, а множества архитектурных химер не было почти ни для кого странным. Наоборот, это вызывало восторг, воспринималось как следствие наступающей Новой эры.

Фактически же "чудовищ" породил "сон разума", а точнее даже "болезнь разума", сумасшествие многонационального, "свободного" после революции народа. Трехглавый интернационал и коммунистическая власть подсовывали ему прекрасных химер, а он не видел их фальшивой, зловещей сути, не был даже способным эту суть разглядеть. Вот откуда - из азиатского деспотического коммунизма - все наши "хамские" архитектурные чудовища: халдейско-вавилонские зиккураты, талмудистские скунсы, финикийский молох... и иные прелести князя мира сего, доселе предлагающего химерический рай на земле. Борьба с появившимися и вновь нарождающимися химерами и химермейстерами предстоит весь XXI век.

Начало, продолжение

Г.Мокеев


 
Ссылки по теме:
 

  • Г.Мокеев. Архитектурные химеры, часть III
  • Г.Мокеев. Архитектурные химеры, часть I

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"