На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

Крещатый Киев

Слово "крещатый" означает крестообразный

Слово "крещатый" означает крестообразный, подобный кресту. Это видно, например, в перекрестках улиц, пересечениях дорог. Крещатость места усиливалась, становилась символичной, если здесь ставился еще настоящий деревянный или каменный крест. Перекресток улиц с таким крестом, часовней над ним обозначался словом "крестец". Так в Москве перед Кремлем имелось три крестца: Никольский, Ильинский и Варварский. А вот в Киеве существовало в древности несколько иных крещатых объектов.

Крещатик. Один из них запечатлен в названии главной улицы города. Считается, что название "Крещатик" появилось с 988 года после крещения Руси, когда жители Киева шли здесь креститься к Днепру. Но это неверно хотя бы уже потому, что языческий Киев находился тогда в другом месте: на пяти холмах вокруг долины речки Киянки. Да и крещение происходило с выходом язычников по Глубочице на Подоле возле Туровой божницы в устье Почайны, то есть далеко от Крещатика.

Правдоподобнее считать, что позднее по Крещатику ежегодно из собора св. Софии шли крестные ходы уже христианского Верхнего Киева на Днепр – "воду святить и иконы кропить" в праздники святого Богоявления. Есть еще одна правдоподобная версия: на Крещатике имелся хороший родник, над которым был устроен Крещатый колодец с часовней для крещения младенцев и язычников.

Но происхождение названия знаменитой улицы всё же другое и гораздо древнее. Оно возникло от имени природной Крещатой долины, по которой к Днепру шла одна дорога, а поперек другая – береговая вдоль реки (позднее от Печер к Софии). "Возраст" Крещатика не тысяча лет с гаком, а по меньшей мере две с половиной, когда здесь обосновалось племя борусков или борустенитов (стень – бог, идол по русски).

Памятный крест храма Ольги. На первом изображении Киева 1638 года в его середине показан огромный крест. Как и когда он возник?

В 952 году еще «на поле вне града» языческого Киева княгиня Ольга, крестившаяся в 947 году, основала Софийский монастырь. От Киевских ворот к середине пустого Киевского холма был дважды отмерен размер Княжего двора в 150 царских сажен (300 сажен в 196,8 см.). Здесь и построили деревянный Софийский собор. В 1018 году он сгорел, а на месте его алтаря был поставлен деревянный Памятный крест, периодически потом обновлявшийся.

– «Воротный крест» Владимира . В 989 году, боясь рецидивов язычества после крещения киевлян, князь Владимир построил новую крепость вокруг своего двора. В ней на четыре стороны (крестообразно) было устроено четверо ворот: Киевские, Никольские, Софийские и Михайловские (последние названия – поздние). А в середине града на месте прежних языческих богов «пантеона Владимира» был построен круглый шатровый храм-ротонда, наподобие иерусалимского храма-ротонды Гроба Господня (Воскресения Христова).

«Воротный крест» города Ярослава. На рисунке Вестерфельда середины XVII века Памятный крест 1018 года показан уже с распятым Христом (Кальварий). Стоит он на небольшом холме, изображая Голгофу. Иерусалимский образец считался "середой земли". А в Киеве при строительстве Верхнего города Ярославом Мудрым в 1036 году, от Памятного креста храма Ольги было крестообразно отмерено по 300 царских сажен до четырех ворот: Золотых, Печерских, Киевских и Жидовских. Ворота по четырем сторонам новой крепости составляли второй «воротный крест» Киева.

«Крещатая композиция» православной столицы Руси. К началу XIII века в Киеве был создан грандиозный комплекс каменных храмов, четыре группы которого размещались по концам градостроительного "планировочного креста". В середине находился город Владимир (так упоминается под 1044 годом) с "мраморяной" Десятинной церковью 996 года. По сторонам: на одном конце "креста" появилась группа из трех храмов города Изяслава-Святополка, на втором конце – группа из пяти храмов города Ярослава, на третьем – группа из четырех храмов Копырева конца, четвертую группу составляли семь или восемь каменных храмов Подола.

"Планировочный крест" не был равноконечным: каждая группа храмов была удалена от Десятинной церкви все дальше и дальше как бы по спирали, а по рельефу – все ниже и ниже. Удалявшиеся группы расширялись так, что угол их обзора был постоянным (= 20°). Крестообразный комплекс храмов был виден всеми тремя способами: статичным с галереи Десятинной церкви, динамичным при обходе круговой стены города Владимира, наконец – умозрительным.

Символика крещатого Киева была знаменательной. Десятинную церковь в центре "планировочного креста" венчали 25 верхов-крестов, символизировавших 25 Судей человечества. А под Голгофой возле Софии мыслились останки первочеловека. Таким образом, крещатая композиция древнего православного Киева была посвящена ожидаемым Второму Пришествию Христа, Страшному Суду и Концу Света. В ней были воплощены два самых великих символа Начала и Конца Человечества, его альфа и омега.

Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"