На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

О Руси священной

Очерки русской градостроительной символики

Любой народ вправе считать святыми своих богов с «языческих времён», а землю обитания своих предков – священной!

Крещение киевлян войском князя Владимира и греческими священниками в 988 году положило временную грань между древнейшей языческой Русью «Священной» и христианской «Святой» (разноимённость здесь условна). О христианской Руси говорят и пишут очень много. А о Руси дохристианской несравнимо мало, поскольку её информационная база предельно скудна. К тому же, например, христиане греки гордятся своей древней Элладой, итальянцы – древним Римом. У нас же Русь языческую «выталкивают вон взашей» со времён крещения.

Опорой настоящего исследования служит языческая «топонимика» древнейших поселений словенских племён Восточной Европы. Чудесные имена-прозвища градов и весей, особенно «божественные», дают возможность в совокупности расширить наше представление о Священной Руси[1].

 

***

 

Борустень (др. греч., до н.э.), Боруск (римск.), Боричев (русск.), позднее – Киев (с V века) – общеплеменной центр древних руссов (а ещё полян, северов) в Среднем Поднепровье, менявший указанные имена за своё многовековое существование.

Слово-окончание в первом древнейшем из имён – «стень» – означает тень, призрак – кумира, идола, «ложного» бога, от глагола «стенать» – исступлённо молиться (словарь древнерусского языка Средневекового). Давно вышедшее из употребления русское слово «стень» обнаруживается у Геродота (V век до н. э.) в IV гл. его «Истории», затем у других историков греков. Они писали о великой речке «Борустень» (позднее – Борисфен), о людях борустенитах, плававших по реке к торжищу борустенитов около ольвиополя в устье Днепра. Греками-историками использовалось древнерусское имя «Борустень» как мепстно-варварское. Слово «стень» как волшебный лучик пронизывает тьму веков и высвечивает в их глубине наличие русского языка и русских!

Боле того, двусловное «Борустень» указывает ещё на существование у русских древнейшего бога «Бора». Очевидно, его идол продолжал и позднее стоять в крепости Боруске-Боричеве в центре разросшегося с 430 года Киева.

 Бор с отдалённейших времён был главным из старейших арийских богов. В афганистане (древнейшей стране ариев) до сих пор указывают на священную гору «Тора-Бора», изрытую пещерными храмами. Тор у германцев был богом грома и молнии (как Зевс, Юпитер, Перун). А Бор – Самим Творцом Вселенной. Его сыновья «бури» – Один, Гойнир, Лодьюрр, – создали в этой вселенной ограждённый рай-землю – «Митгард». В Шумере существовал священный город «Борсиппа». «Велабър» (Великий Бор) оказался в центре разросшегося Древнего Рима. А вот и наше чудо: Бор – былой град-предшественник Московского Кремля! Здесь первые церкви Спаса Преображения и Иоанна Предтечи появились на «Бору» при крещении язычников-московлян в 1147 году священниками князя Юрия Долгорукого.

 

Коростень – племенной центр древлян. Город был сожжён в 946 году войском киевской княгини Ольги (остался посад – Искоростень). Бог «Бор» был огненной ипостасью солнца. Его праздник – зимний солнцеворот «Корочюн» – самый короткий день в году 21-22 декабря. У западных словен в городе Коренице (!) на острове Руян (Рюген) стоял в особом храме-чертоге пятилицый идол Коревит (вит – светоносный бог). Там же существовал и город Корбела (Бел-Бог – другая ипостась солнца, от его имени Вавилон).

 

Полкостень – культовый центр полян на реке Суле в северной части Причерноморской степи, «зане в поле седяху». Полкан – быстрый, степной, сверх могучий полубог-воин в виде вооружённого человеко-коня (полуконь).

Поляне когда-то граничили с Азовским морем и Крымом-Тавром: отсюда и сходство с соседским греческим Кентавром (конём таврическим). Воины-полукони служили богам войны полян и греков.

Переяславль – племенной центр полян севернее Полкостеня, под прикрытием цепочки крепостей реки Сулы от налётов кочевников Дикого поля с древнейших времён. Перей – полянский бог войны, – опять же как у причерноморских греков – Перенос (в самой Элладе – Арес, у скифов, алан, руссов – Арей). У Западных славян в Коренице стоял в особом храме-чертоге грозный пятиглавый бог Перевит. Было ли пять голов у полянского Перея – неизвестно, но вот грозный меч – был, бесспорно. История этого бога заслуживает особого внимания.

При крещении Руси в 988 году язычники-поляне, видимо, спешно увезли идола Перея к словенам-кривичам на север «за лес». Здесь у Плещеева озера появился второй культовый центр Переяславль Залесский (плещевание – ритуальные языческие пляски). Но с крещением Залесской земли «воинами владимировыми и греческими священниками» в 991 году, идола Перея опять перевезли южнее к вятичам, у которых на Оке возник третий Переяславль Рязанский.

В конце XI века, при крещении вятичей-рязанцев идола снова переместили по реке Оке на запад, ближе к устью Москвы-реки в новый город Перевитск. Однако при появлении здесь в начале XII века христианской Коломны, идола Перея вероятно перевезли вверх по реке-Москве сначала в Бор-город Москови, а в 1146 году, c захватом её Юрием Долгоруким, в верховье реки на Искону (кон – основа, исконный – начальный). Здесь, в середине XIII века идол Перея исчез или был навечно упрятан в лесной и болотистой глухомани у последних язычников кривичей и вятичей, сконцентрировавшихся на Исконе внутри христианского кольца княжеств и оставлявших языческие курганы даже в XIV веке (Арциховский). Именно здесь как в последнем костре медленно с XII до XIV века угасало древнерусское язычество. Но история бога войны так просто этим не закончилась.

В 1250 году население соседнего Можайска было крещено священниками можайского царя Фёдора Чермного (Рыжего). И вот «на вратах» крепости появился странный резной оберег: св. Никола Можайский с мечом и Небесным Градом в руках. Время появления необычного для христиан «идолоподобного» меченосца – неизвестно. Но образ так понравился русским людям, что появился на Никольских воротах Московского кремля. А позднее в сотнях православных храмов в городах и сёлах Руси.

Чернигов – племенной центр северов. «Сец» – чёрные со скифского времени, а «гов» – от говеть, благоговеть, поклоняться, по– видимому здесь – всесильному Чернобогу. Вероятно, в 988 году его идол был упрятан в землю: в 1701 году при копке грунта под фундамент колокольни Борисо-Глебского монастыря был найден идол из чистого серебра такой величины, что гетман Мазепа велел сделать из него царские врата в иконостас монастырского собора.

Родня – оборонный «щит руссов» на степном пограничье на юге при впадении реки Рось в Днепр (городище «Княжая гора»). Был укреплённым двором-замком великого Святослава. А поначалу в нём очевидно находился идол племенного русского бога Рода.

Облик «родного русского бога» – неизвестен, но возможно на этот счёт предположение. Река Рось называлась ещё Ргой, хозяйкой замка была княгиня Ольга – мать Святослава, которую на Западе называли «Королевой ругов»: воинов-наёмников варягов с острова ругов – Руяна. Там, в городе Коренице стоял храм-чертог семиглавого бога Руговита.

К поясу идола было привешено семь мечей. А в руке он держал восьмой. Не стоял ли в блестящих доспехах страшный и грозный семиглавый Руговит в городе Родне у руссов-ругов?

Витичев«город богов», – от виттов. Светоносных богов – непобедимых «витязей». Культовый центр русского союза племён между Боричевым-Киевом и Родней на берегу Днепра. Уже в начальных летописях указан как пустое городище. Вполне возможно сын Святослава князь Владимир в 980 году перенёс богов в Киев и старый «город богов» опустел «на перенос их возможно повлияла «рать от печенег»). «Пантеон Владимира» на Киевском холме составляли Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог и Мокошь. В 988 году перед крещением киевлян «пантеон языческих богов» был уничтожен. А главного Перуна привязали к конскому хвосту, «бьюще и пихающе» сбросили в Днепр.

Витбеск (Витебск) – поначалу очевидно один из культовых центров кривичей (единокровных словен). Но какой языческий бог (бес) здесь находился – неизвестно.

Плесков (с XIII века – Псков) – культовый центр северных кривичей. Плещевание – ритуальные пляски с рукоплесканиями. Возможно здесь, на кромском холме, стоял идол Триглава-Трояна, заменённый после крещения плесковичей христианской Троицей в 965 году, т.е. раньше, чем крещение Руси.

Перынь под Новгородом – культовый центр ильменских словен возле исчезнувшего в IX веке Словенска. Святилище верховного бога Перуна раскопал археолог В.В. Седов.

Ладога – возможно культовый центр ильменских словен в устье реки волхова, посвящённый богине-миротворице Ладе.

Ярославль на Волге – основал якобы Ярослав Мудрый «в своё имя». Но город мог появиться раньше в X веке как культовый центр огненного бога Ярилы-Солнца. Этому предположению имеется веское подкрепление.

Ярославль на Сане – культовый центр бога Ярилы у племени дулебов с VII до X века. У западных словен – Яровит, бог Солнце.

Туров – племенной центр дреговичей на реке Припять. В Киеве возле Туровой божницы состоялось Крещение Руси. После которого позднее на подворье появился храм св. Бориса и Глеба. Самых первых русских святых.

Харалуг в Прикарпатье. «Там изготовляют очень ценные клинки и булатные мечи. Все русы вооружены такими мечами, их рыцари носят броню» – это из «Рассуждения о стране Рус» VIII века арабского писателя в «Книге пределов мира». «Харалужные мечи» воспеты в «Слове о полку Игореве».

Белые боги – поселение на пути от Москвы в Залесскую Землю. «Белгороды» – возможно древние культовые центры.

Звенигород под Киевом, Звенигород под Москвой, Звенигород в Прикарпатье – древние центры кузнечного дела, бесконечного звонаметалла.

В «медицинских центрах» древней Руси лечили не только знахари, колдуны, гадалки, … люди усердно «стенали» перед богами о даровании здоровья в Овруче, Моравыйске, Кобуде, Кудине, Зудечеве, Кольце, Выри, Рай-городе, Гнойнице, Песьих Костях… Кости быка и коровы от языческого капища московлян в Бор-городе были найдены под престолом первой церкви св. Иоанна Предтечи 1147 года Московского Кремля.

И снова о «Московском чуде». При разборке в Московском кремле первоначальной церкви св. Иоанна Предтечи, под престолом храма были обнаружены  кости быка и коровьи языческого капища. В этой связи интересно, что первый римский царь Ромул, захватив у расен – этрусков Великий Бор (Велабр) и его крепость Капитолин на реке Альбуле (Тибре) еще в 753 году до н.э., пропахал плугом запряженным быком и коровой борозду вокруг Палатина, основав латинский Рим! Московский Бор-город при его основании в 860 году также был опахан плугом, запряженным быком и коровой. Символическая общность Рима Первого и Рима Третьего начиналась с глубоких языческих времен, причем в основе этой общности было поклонение арийскому Творцу Вселенной богу Бору!



[1] Интересно, что «божественная топонимика» языческих поселений, богато представленная в Руси восточной и Руси Западной (Прибалтийской), почти отсутствует в Польше и Чехии (кстати – Богемии!). Её. Вероятно, «вычеркнул» там из истории воинственный католицизм, его общеизвестный «Дранг нах Остен». Земля стала немой, «онемеченной». 

Академик Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"