На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

Святое Святых Святой Руси

Глава из книги

«Символика нашего древнего зодчества –

тайна, ещё не разгаданная у нас,

но в ней не может быть случайности».

Проф. Шевырёв

 

Много лет интересуясь храмовыми ансамблями и комплексами древнерусских городов, захотелось, наконец, узнать, какое место на Святой Руси было самым священным? Самым-самым! Что оно собой представляло, когда и кем было создано, сколько и в какое время функционировало.

На этом священном месте обнаружилось три величайших русских святыни, о которых здесь можно кратко рассказать, пояснив их символическое содержание. Предварительно требуется выяснить один общий для них величайший символ.

 

СУДЬБОНОСНОЕ ЧИСЛО – 25

«Я верю в Страшный Суд Господень».

Царь Иван Грозный

 

В середине XIX века Российское Императорское Археологическое общество начало эпопею сбора информации о памятниках древнерусской архитектуры, опубликовав методическую "Записку ИАО для обозрения русских древностей" (СПб. 1851 г.).

Особо важной оказалась публикация символической трактовки храмовых верхов: крестов, глав, куполов с крестами. Была указана своеобразная "перекличка земли и неба":

Первый храмовый верх-крест символизирует Христа; Второй – верха – это Бог-Отец и Сын; Третий – Божественная Троица: Отец, Сын и Святой дух; 5 – Христос и 4 Евангелиста; 13 – Христос и 12 Апостолов (Записка... §§ 33, 34 – о главах храмов, крестах).

Но в "перекличке" не указали числа "25" – логического завершения символического ряда храмовых верхов.

Число 25 указано в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова: "Престол стояше на небеси и на Престоле Седящ... И вокруг Престола 24 престола, и на престолах видел я сидящих 24 Старца... И видел я Престолы и сидящих на них, которым дано было судить"... (Откр. 4:2,4; 20:4).

Оказывается, число 25 указывало на Второе Пришествие Христово, Страшный Суд и... Конец Света для человечества!

Оставалось только разыскать в памятниках древнерусской архитектуры и градостроительства либо церкви с 25 верхами, либо городовые 25-храмовые комплексы ("храм – престол" по Симеону Солунскому. Книга о храме).

В архитектуру "судьбоносное" число принесли к нам греки во время Крещения Руси. Построенная ими к 996 году Десятинная церковь в Киеве имела 25 верхов (Список Русских городов дальних и ближних. Новг. лет.). Затем "число" распространилось по другим русским землям, городам, погостам: 25 соборов-церквей появилось в Новгородской «Земле св. Софии» в XII-XIII вв., 25 церквей в Витебске XIII -XIV вв., Псковском "Доме Святой Троицы" XIV-XV вв.; затем в XVI – XVII вв. в Волоколамске, Калуге, Можайске (Острог), Боровске, Кашине (Ожерелье), Коле, Кижах (погост), Вытегре, Рузе, Верее, Волхове... Всё это ныне опубликовано, исследование других городов продолжается. Наконец, "судьбоносное" число было недавно обнаружено в Москве и тоже частью уже опубликовано (Г. Мокеев. "Небесный Град Святой Руси". М., 2007).

Число" было использовано при создании в середине XVI века трёх величайших святынь нашей столицы, связанных с символом Второго Пришествия Христова, Страшным Судом и Концом Света.

 

I. Cимволический мемориал человечеству

 

"О защити, когда ужасный услышим Судный Божий Глас,

когда закроет Вечность Время, глас трубный мертвых воскресит".

Н. Гоголь. Молитва к Пресвятой Богородице.

 

В истории всего человечества можно выделить два хронологически крайних величайших события «Альфы» и «Омеги».

Первое – это появление на земле когда-то в прошлом человека разумного (Homo sapiens).

Последнее – неизбежное в будущем исчезновение, гибель всего человечества ("Конец Света" для миллиардов людей на земном шаре; его ждали в 1492,1584 гг... ныне ожидают в 2036 году).

Оба события: одно состоявшееся, другое – грядущее, не отвергаются наукой. Но эти «рождение и смерть человечества» давно мифологизированы. Они даже обозначены двумя типами символических архитектурных памятников. В Москве таким тандемом выступают Лобное место и собор Святой Троицы на Рву.

 

Московское лобное место

"Лобное место – рай бысть"

Надпись на воздвизальных крестах XVI в.

 

Оно возникло в Китай-городе на торговой площади в 1549 году вместо внутрикремлёвской Вечевой Степени-трибуны и обрело множество функций: Царская Степень, Высший Судебный Трибунал, место объявления царских указов, торжественных встреч Государей из походов, их избрание на царство, объявления приговоров преступникам, наконец – подобие иерусалимского Лобного или Краниевого места (Иван Снегирёв).

"Лобное место" – это русский перевод арамейского "Голгулта", по-еврейски "Голгофа": лоб, чело, череп. По преданию в лысой горе Голгофе был похоронен Адам; позднее на ней распят иудеями Новый Адам – Иисус Христос и гору стали венчать крестом – символом Христа. В Москве Лобное место без креста как бы осталось только памятником первочеловека (!), Ветхого Адама.

 

СОБОР СВЯТОЙ ТРОИЦЫ на Рву

Из всех сокровищ Москвы

я вывез бы "Эглиз де Сен-Базиль",

если бы только мог это сделать.

Вот сердце России, вот её символ!

Лишив её этого чуда,

я вырвал бы её загадочное сердце"!

Наполеон Бонапарт.

 

Храм во имя Святой Троицы на Рву, – известен более как собор св. Покрова на Рву, храм св. Василия Блаженного; в XVI – XVII вв. его называли ещё "Иерусалимом".

Этот – второй символический памятник "Мемориала Человечеству" был построен возле Лобного места в 1553 – 1561 гг. по указу царя Ивана Грозного, благословению митрополита Макария зодчим Постником Яковлевым по прозванию "Барма".

Собор Святой Троицы строился с 25 большими и малыми верхами-главами с крестами: 9 на основных приделах, 8 – в основании шатра Покровского придела, 4 – на Входоиерусалимском приделе, 4 – на трёхпролётной храмовой звоннице (изображены на рисунках Адама Олеария).

Символически 25 глав и крестов собора знаменовали 25 небесных Судей, которые явятся перед Концом Света на Страшном Суде всего человечества.

 

II. ВЫШНИЙ ХРАМ ПОД ОТКРЫТЫМ НеБОМ в центреМосквы

 

"В церкви имеет обширное место символика (образность), —

христианину надобно её разуметь

и проникать умом в сокровенный смысл её!"

Св. Иоанн Кронштадтский

 

Христиане не верят во всеобщую гибель человечества. Они полагают, что их праведники (точнее их души) будут направлены Небесными Судьями в Рай на вечное блаженство, а грешники – в ад на вечные муки. Символическое действо-шествие праведников в Небесный Град, в Царство Небесное и было смыслом, содержанием второго священного градостроительного памятника Москвы.

Павел Алеппский назвал собор Василия Блаженного "церковью Святой Троицы и Вербного Воскресения" (Иностранцы о древней Москве. М. 1991г.. С. 322). Во втором названии он прямо указывал на главную сокровенную культово-символическую причину её появления. Оказывается, эта столпчатая церковь была рассчитана на наружное внешнее богослужение перед ней. И действительно.

С появлением этой церкви снаружи неё возник другой особенный "Вышний храм под открытым небом" для массовых молитв всего народа столицы!

Сама церковь стала символическим "Святым Престолом Москвы", получив внешний облик огромной градоподобной Напрестольной Сени – Иерусалима (Сиона)!

Лобное место превратилось в Амвон (Иван Снегирёв).

Пространством для молящихся москвичей служила Троицкая площадь (южная половина нынешней Красной площади, названной так лишь с конца XVII века).

Святыми Царскими вратами стали Фроловские (позднее Спасские) ворота Кремля, названные "Иерусалимскими".

Перед всеобщими массовыми молебнами народа сюда из Успенского собора крестным ходом "в Иерусалим" приносятся наиболее чтимые иконы и "пришед на Лобное место ставятся с образы на два лика, как на крылосе" (наподобие иконостаса в церкви). ( РИБ, III, с. 142).

Праздник Вербного Воскресения, Шествие на осляти был установлен св. митрополитом Макарием с 1561 года. "Вход в Иерусалим" трактовался двояко: как вход в Иерусалим земной, и как вход церкви святых праведников в Горний Иерусалим (в Царство Небесное, Рай).

Так по описанию Самуила Коллинса в 1659 г. при Алексее Михайловиче: "Царь, сопровождаемый всеми боярами и дворянами отправляется в церковь, называемую "Иерусалимом". Неподалёку от церкви царь восходит на одно плоское возвышение и молится (на Лобном месте). Потом вступает в церковь и через час возвращается оттуда, держа в правой руке поводья патриаршего коня... Патриарх сидит боком на коне, держит в руке богатый крест и благословляет народ... Бояре и дьяки несут вербы. Большой отряд войска лежит, распростёршись лицами к земле. Между тем, все оглушены гудящими колоколами, потому что здесь колокола самые большие на свете". (ЧОИДР, 1,1846, ч. III, c. 6).

Помимо праздника Вербного Воскресения в XVI – XVII вв. ежегодно проводилось 12 Великих праздников во имя Вселенского Богослужения с выносом икон к Лобному месту. (Г. Романов. Крестные ходы в Москве во имя Вселенского богослужения. Москва. 850 лет. М., 1996, с. 174 и далее).

 

III. 25-ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС ЗЛАТОГЛАВОГО КРЕМЛЯ

 

«Весь из куполов блистает

на главе венец златой».

Л. Мей. О Москве.

 

В 1659 г. Самуил Коллинс записал о Кремле: "За этой стеной находятся 24 церкви очень живописные по своим позлащенным главам и большим крестам" (Ук. соч.). Самуил был лекарем царя Алексея Михайловича и его семьи. Он имел множество возможностей храмы верно сосчитать.

Но в 1669 г. Павел Алеппский записал ещё более точные сведения со слов московского митрополита Исайи: "В царском замке есть 25 золотых куполов". (Иностранцы... с. 322).

В количество храмов Кремля входил Успенский Собор как "чертог Пресвятой Богородицы", а 24 храма были символом Небесных Судей человечества. (Богородица в число судей не входила). Сам Божий Судия символически находился перед Кремлём на Престоле св. Троицы на Рву, – в Вышнем Иерусалиме.

Ещё в начале XX века бельгийский поэт Эмиль Верхарн писал: "Это какое-то волшебное место... Кремль, заключённый в огромную зубчатую сетку, откуда сотни куполов выступают точно шеи и клювы золотых птиц, тянущихся к свету, – остаётся в моих глазах самой красивой из всех встречающихся в действительности феерий".

Ныне из 25 златоглавых храмов Кремля осталось всего 8.

* * *

P.S. Эсхатологической темой "Конца Света", "Памятью Смертной" занимался священник-богослов Сергей Дурылин. Его дом-музей находится в г. Королёве под Москвой. Сотрудники музея подготовили книгу исследований Дурылина, но пока не нашли средств на её издание.

Академик Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"