На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

Неведомая страна Московь

Исторический очерк

Когда Москвы еще не было, на ее месте появилось в середине IX и возрастало до ХII века гнездовье укрепленных поселений словен вятичей под названием «Московь» (ударение на первое «о»). Гнездовье было центром волости «московлян», носившей то же название.

Сведения о Москови чрезвычайно скудны и туманны, – ведь если бы они не были таковыми, то все давно было бы ясно и известно московским историкам. Не случайно, поэтому, до последнего времени никто ничего ней не писал, хотя разрозненные поздние сведения об отдельных городищах, селах, курганных кладбищах приводили Д. Ходаковский, И. Снегирев, И. Забелин, П. Сытин и др. Информацию о московских вятичах увеличили археологи В. Городцов, А. Богданов, Д. Анучин, А. Арциховский, Е. Горюнова, Т. Никольская… Из темноты веков все стало выступать явственней. И вот настало время рассказать о неведомой стране.

«Московь – колыбель Москвы» – называлась моя первая лекция о ней в обществе «Знание» в феврале 1985 года (Б. зал Политехн. музея, печ. афиша, объявление в газ. «Вечерняя Москва»). В октябре лекция была повторена для экскурсоводов Москвы, затем – Московской области. Появились публикации в печати.

«Забытая Московь» – начальная статья в подарочной книге «Каменная летопись старой Москвы», выпущенной в 1985 году ко Всемирному фестивалю молодежи в Москве (М. Кудрявцев, Г. Мокеев, изд.  «Современник», с. 17 – 22);  «Загадочная Московь» – статья в кн. «С любовью и тревогой» (М.Сов.пис.,1990 г.); наконец, целая глава «Забытая Московь» в юбилейной книге «Москва. 850 лет» (Изд. Моск. правит., М.,1996, ч. I, кн. I). Таким образом, тема «предшественницы» Москвы была освещена несколько раз. Но за 20 лет она не получила ни откликов, ни критики, ни развития в новых исследованиях.

В таком безгласном «вакууме», странном для столицы, решено было перейти к освещению отдельных объектов гнездовья. Возможность эту предоставил журнал «Новая книга России», в котором были опубликованы материалы о десяти укрепленных поселениях Москови-гнездовья (НКР №№ 1,7,9,11,12,2005 г.): о главном «граде власти» московлян Бор-городе с двумя линиями укреплений и его укрепленном посаде Боровицы, о Копай-городке на Кулишках, Лучине на Яузе, Турыгине и Киевце на Черторые, Явузе и Лыщикове на Болвановьи, Неглинном, Драчах и Острове на Самотеке. В настоящей, заключительной статье цикла представлен первый «набросок» истории неведомой страны.

 

Из темноты веков

 

Слово «Московь» – русское и происходит от названия Москвы-реки. Означало оно центр и землю в среднем течении реки, населенную словенами: сначала кривичами с VIII века, а с IX еще и многочисленными вятичами. Слово – подобно другим древним топонимам Залесской Руси: Тверь, Суздаль, Стромынь, Гжель, Рязань, Коржань, Исконь… Есть три объяснения появлению слова «Московь»: 1 – историческое, 2 – лингвистическое, 3 – грамматическое (подразделения условны).

1. Имя реки «Москва» было воспринято пришедшими сюда в VIII веке кривичами от местных насельников – голяди (возможно балтской летголлы). Племя «голядь» жило еще в XI-ХП веках в верховье Протвы. В 1058 г.  «Победи Изяслав голяд» (НЛ ст.и мл.изв.,1950,с.183). В 1147 г. «Шед Святослав взя люди голядь верх Поротвы...» (ПСРЛ,25,с.39). А московская речка Люблинка с прудами в Кузьминках даже в ХVIII веке называлась «Голедянкой» (Рутман Н. О речке Голедянке. Моск. журн. № 11, I996, с.62).

В свою очередь, голядь вероятно с V века заселила здесь землю скифскогоплемени москов. Моски обитали поначалу на Северном Кавказе в Колхиде: еще в V веке до н.э. их упомянул там Геродот (III, 94; ХП, 78; греч.- « μόσχοι»). Во II веке до н.э. скифы были разгромлены сарматами и исчезли, рассыпавшись по Восточной и Средней Европе среди других племен и народов. Племя москов отступило на север в леса бассейнов рек Оки и главным образом Москвы (Берг Л.С. Геогр. вестник, 1925, II., вып. 3-4, с.5-10). Но место это тогда тоже не было пустынным.

Армянский историк VII века Моисей Утиец писал о «великом царе рос-мосохов», который собирал войска для полчищ гуннов (Шишкин Н.И.,ИЗ, 1947, с.3). Двойное имя племени позволяет предполагать, что поначалу имя их реки было «Рось», а жили на ней «росы» (очевидно дьяковцы). Племя росов возможно оставило после себя на Москови какую-то глубинную по времени русскую топонимику (напр., «бор» – крепость, нем. «бург», а вообще требуется лингвистической анализ древних названий множества дьяковских городищ).

Неведомый царь мог увести вместе с гуннами в IV веке в Европу не только часть скифов, но и часть росов. На высвободившуюся территорию с V века и просочилась с запада балтская голядь. Но хронологически она почти не соприкасалась с росами-аборигенами (дьяковцами), а встретила больше москов. Поэтому она и донесла до словен не древнейшее имя реки «Рось», а более позднее название реки «Москва». И вот еще почему.

2. А.И. Соболевский писал, что в слове «Москва» корень «сък»означал «сак» – общее самоназвание скифов (греч.); приставка «мо» -древнебактрийсксе (скифское) от «ама» – сила; окончание «ва» -это общеарийское (опять же скифское) вода, река (ИОРЯС, 27, 1924,с.271-282). Таким образом, слово «Москва» в переводе со скифского  означает «река сильных саков» (скифов-москов).

Словене легко восприняли скифское название реки, потому что оно совпадало со словенским корневым словом «москъ» – мокрый, сырой, влажный (от него москотильный, промозглый...), вместе с дублетным древнейшим «ва» – вода, река.

3. Наконец, есть объяснение слова «Московь» напрямую, без привязки к реке и ее болотам. П.Я. Черных отмечал вслед за Соболевским, что «первоначальной формой от аппелятива «москъ» было «московь», по типу слов: свекры – свекровь, любы – любовь, церки – церковь, моски – московь» (Изв. ОЛЯ,  IX, в.5, 1950, с.393). Следовательно имя «Московь» не просто родилось от названия Москвы-реки, но появилось в полном соответствии с древнерусским склонением многозначного слова-корня «москъ».

 

Около города Александрова существует поселок и железнодорожная станция «Ареаки». Если близлежащий город Владимир появился в X веке на границе с мерью (владей мерью), то до Александрова очевидно доходила территория саков-москов.

Арабы Аль Бакри, Ибн Хаукаль... писали в X веке: «Русы состоят из трех племен.., царь (одного) живет в городе Куяба... Другое племя... называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте». (Гаркави А.Я. Сказ.мусульм.писат., СПб.,1870,с.276).

Некоторые историки предполагали, что «Артанией» могла быть Рязань. Но рязанские вятичи платили дань хазарам, а арабы не писали, что русь кому-то платила дань. Артания=Арсания=Арсакия (по типу названий Рутения=Русиния на западе) – это была свободная Московь, в которой исстари жили ар-саки (арьи саки)= рос-моски = русаки. Артания или Арсания, Apтa или Арса – это древние азиатские имена Москови – территории  и какого-то ее центра по-видимому со II века до н.э..

 

Кривичи и вятичи

 

В I Софийской летописи под 987 годом записано: «И пришедъ из Киева въ Смоленскую землю, постави градъ в свое имя Володимерь» (ПСРЛ, I). В 1150 году смоленский князь Ростислав писал в своей грамоте: «Оуждали залесская дань, еже воротить Гюрги, а что будетъ в ней, из того Святей Богородице десятина» (ДАИ,1,№ 4).

В 1146 году Юрий Долгорукий не просто захватил Московь, он перехватил дань с нее (конечно, он ее не «воротил»). Но летописи и грамота свидетельствуют о том, что с территории Москови дань с нач. Х  в. до 1146 г. шла смоленским князьям, Московь принадлежала Смоленску. Однако политическому (феодальному) раскладу земель в ХI-ХП веках предшествовало более раннее расселение по ним сначала «смоленских» кривичей с запада, потом «рязанских» вятичей с юго-востока. Об этом свидетельствует археология.

В конце 20х годов прошлого века на реке Москве проводил раскопки А.В. Арциховский. Он писал:  «Гжатский уезд, судя по раскопкам Гатцука С.А., был чисто кривическим… На западной границе (Рузского) уезда на берегах Москвы-реки мною раскопаны четыре курганных группы, по которым можно было отчетливо проследить процесс вытеснения одного племени другим...

Воронцовские курганы дали очень ранних кривичей, с керамикой, сделанной от руки. Все женские воронцовские погребения были чисто кривическими. Шишиморовские курганы   были моложе... Еще моложе были Саввинские курганы: там было только одно кривическое погребение…, вятических было четыре, причем два из них явно довольно поздние. Наконец, четвертая группа Красностанская... Из женских погребений... четыре неопределенных, одно кривическое и два вятических…, одно – очень позднее. Таким образом, западная часть Рузского уезда была первоначально, вероятно, заселена кривичами. Но уезд вообще можно считать вятическим» (Курганы вятичей, М. ,1930 г.).

Т.В. Равдина говорила о позднем расселении вятичей в районе Шиншморова: «Дата курганной группы II пол. ХI – I пол. ХП вв... Шишиморовская курганная группа является кривическим кладбищем…, расположенным на границе расселения вятичей (Культура Древн. Руси, М., I966, с.227).

В северной зоне территории Москови первые кривическое курганы с трупосожжением по словенскому языческому обряду датируются VIII веком. А вятичи на юге с XI века, вероятно уже по аналогии с христианским обрядом, стали хоронить своих покойников в курганах с трупоположением. Арциховский говорил о вытеснении одного племени другим, но сам же доказал факт их слияния, просто вятичей в итоге оказалось больше, особенно начиная с середины XП века. В результате вся Московь оказалась вятической, покрылась вятическими курганами со своеобразным «московским» обрядом захоронений и «заупокойным инвентарем», расположением покойников «на горизонте» (на поверхности земли) или с мелким заглублением, с находками на них семилопастных подвесок, решетчатых перстней, кольцеобразных гривен, бипирамидальных бус и пр.

 

Вятичи под игом хазар

 

За 250 лет с VII до середины IXвека Киевская Русь – «Русь Малая» (русы, поляне, северы) создала в Восточной Европе федерацию из 12 словенских племен (перечислены в Договоре Олега с греками 911 года). Вся громадная территория этих племен от Родни на юге до Ладоги на севере, от Ярославля на Сане на западе до Ярославля на Волге на востоке получила название «Русская земля» или «Русь Великая». Историки до сих пор «не мыслят» этой великой федерацией, еще с ХVIII века попав в немецкую ловушку провокационной норманнской теории (четко и ясно об этой федерации написал Б.А. Рыбаков).

Около 859 года хазары, в союзе с греками-византийцами, разгромили на юге Малую Русь, наложив дани на полян, северов, дреговичей, вятичей. Лишь киевские росы послали хазарам вместо дани меч, как символ непримиримого противоборства и войны. Но разгром на юге опорных племен Малой исконной Руси вызвал катастрофу, – всеобщее восстание покоренных русью инородческих полуночных племен. Русская земля погрузилась в хаос: племена «начата воевати сами на ся», «земля была велика и обильна, а наряда в ней не было».

Для подавления восставших полуночных племен, новгородские словене призвали себе на помощь единородных варягов из Западной Руси под предводительством русского (ругского) князя Рюрика (Сокола).

Высадившись в Ладоге в 862 году с огромным войском, Рюрик послал дружины наемников-варягов в Полоцк подавлять восставшую литву, в Изборск подавлять чудь, в Белоозере – весь, в Ростове – мерю, в Муроме – мурому. В помощь киевлянам был послан Оскольд Идир с варягами. Акция по замирению полуночных племен была грандиозной и длилась более 20 лет. Сам Рюрик погиб «в войне в Кореле» в 879 году, гася там восстание корел и еми.

В 882 году в Киеве появился князь Олег. Сначала он указал, чтобы все восточные словене на территории Русской земли (новгородцы-словене, полочане-кривичи, северы, поляне...) именовались русью», поскольку «словенский язык и русский одно есть». (Нестор летописец). С этого времени стало считаться, что «поляне – яже ныне зовомая русь» или «русь, а прежде быша словене-новогородцы», причем, судя по арабским источникам «русью» называли уже и вятичей.

В 883-886 гг. князь Олег высвободил из-под ига хазар полян, северов, дреговичей, а при походе на волжских булгар и вятичей. В результате, в 907 году Константинополь штурмовали уже все 12 племен Руси (включая и вятичей) под водительством Олега – «великого князя русского» (как записано в договоре с греками 911 года).

«Археологическая ситуация» VIII-ХП вв. и сведения о Руси IX-X вв. позволяют прояснить историческую картину существования ранней Москови. Хазары наложили дань на вятичей около 859 года; князь Олег освободил их от нее где-то в 889 году, то есть через 30 лет (первая дань). В 912 году князь Олег, кажется, погиб при походе руси на Каспий. Вероломный хазарский каган сначала пропустил русь на море, а на обратном пути 30-тысячное русское войско с богатой добычей было окружено и уничтожено в устье Волги хазарами, буртасами и булгарами (Масуди). Кто-то из русов все же пробился на Русь и привез в Киев погибшего князя Олега – после 912 года князь исчез, а в Киеве на горе Щековице появилась «Ольгова могила».

Победив русь, хазары с 913 года снова наложили дань на ближних к ним вятичей (вторая дань) и она собиралась 50 лет до 964 года. Очевидно, с тех пор на Рязаньщине сохранялись имена военных баз хазар – факторий по сбору дани. Это пункты: Козаре в 12 км от Рязани (Переяславля Рязанского), Казаричи, Козары, Козар, Каган в Тульской, Воронежской областях (по Б. В. Лунину).

 

Волость Московь

 

Появление градов-крепостей обычно связано с войной. Около 859 года, когда хазары впервые напали на вятичей и заставили их платить дань, часть вятичей отступила с Оки на север, на Москву-реку под прикрытие кривичей, не плативших дани хазарам. Именно в это время на Москови появились первые крепости: вероятно в 860 году «град власти» Бор-город (на месте Кремля), Остров рядом с ним, Турыгин (где были найдены арабские дирхемы IX века). Очевидно в это же время появилось особое войско московлян, может быть другие крепости в центре и на южной пограничной реке Пахре. В 889 году, во время похода на волжских булгар, на Москови мог побывать киевский князь Олег – освободитель вятичей.

Когда в 913 году хазары снова напали на вятичей и во второй paз заставили их платить дань, на Москву-реку опять отошла значительная часть вятичей. Тогда, в начале X века еще больше усилилось войско московлян, появилось много защитных градов: в центре Явуза, Лыщиков, Лучин, Драчи, Неглинный; на Пахре, окраинах Москови-земли на городищах Еганово, Дурниха, Щербинка, Сальково, Съяново, Луковня на юге, Старая Руза и др. на западе, Белые Боги на востоке…

 

Святослав

 

В 964 году киевский князь Святослав ииде на Оку реку,и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичемъ: «Кому дань даете?» Они же реща: «Козаромъ, по шьлягу от рала даемъ» (НЛ-1, с.46-47). Русский летописец правильно сообщил, что князь пришел сначала на Оку, – потом на Волгу. Арабский писатель Ибн Хаукаль сообщил, что русы очевидно в этот год опустошили на Волге город Булгар, разгромив самих булгар, затем буртасов, хазар. Святослав не просто освободил вятичей от хазарской дани, их войско, бесспорно, влилось в войско киевских русов, вдвое усилив его. Среди вятичей, видимо как главная ударная  сила находились московляне, особое войско которых было, очевидно, хорошо вооруженным и организованным.

В 965 году «иде Святослав на козары: слышаше же козари, изыдоша противу съкняземъ своим каганомъ, и сступишася битися и бывши брани, одоле Святославъ козаром и градъ ихъ, и Белую Вежю взя, и ясы победи и касогы» (ПВЛ,1,с.244).

Спустившись по Волге вниз, Святослав разгромил огромный Хазарскийкаганат (войско Руси усилили при этом также гузы, торки, печенеги), Русы разрушили здесь столицу каганата Итиль, затем прошли по берегу Каспия (очевидно с флотилией) на Северный Кавказ и разорили там вторую столицу Семендер. Разгромив союзников хазар ясов и касогов, Святослав прошел к Черному морю и на Тамани основал Тмутараканское княжество, посадив там своего старшего сына Свенга (княжил там еще при Владимире Крестителе).

Вятичи, возвращаясь к себе отТамани на север, разрушили систему хазарских крепостей на Дону, в том числе главную каменную крепость Саркел – Белую Вежу.

Еще юным Святослав Игоревич мог слышать от старых русских воинов о трагической гибели в 912 году огромного русского войска в устье Волги, о смерти своего дяди Олега (брата Игоря Старого) от хазар, булгар, буртасов. Восточный поход Святослава бесспорно был священной местью Руси этим народам, особенно вероломным хазарам.

В 966 году «вятичи победи Святославъ, и дань на нихъ възложи» (ПВЛ, I, с.244). Возвратившиеся из победоносного похода вятичи, очевидно, сделали попытку высвободиться из Русской федерации и обрести полную свободу. Этому мог способствовать сепаратизм Москови. Святославу пришлось снова пройти к вятичам и принудить их платить дань Киеву, не выпадать из федерации Великой Руси. Князь Олег побывал на Москови как «освободитель вятичей», а Святослав, если не с огнем, то с мечем. Не случайно снова подчинять строптивых вятичей (и московлян) пришлось Владимиру Святославичу в 987 году, – опять при походе на волжских булгар.

На Москови мог побывать и Владимир Мономах, – он в начале ХП века строил каменные соборы в Смоленске и Суздале. В этой связи потом гордился, что несколько раз проезжал «сквозе вятичи». В Корне у вятичей сидел свой князь с сыном, на которых ходил войной киевский (смоленский, суздальский) князь. А сухопутная дорога из Киева в Суздаль шла через Московь.

 

Юрий Долгорукий

 

В 1146 году, как писал В. Татищев, на Московь напал суздальский князь Юрий Долгорукий. Он не просто подчинил волость Суздалю, перехватив с нее смоленскую дань, окончательно отделив северных вятичей от южных. Он к 1147 году перестроил град власти московлян Бор-город в мощную пограничную крепость Залесской земли, затем крестил своими попами население центрального гнездовья и построил первые деревянные храмы Спаса на Бору, Иоанна Предтечи на Бору, а по другим укрепленным поселениям гнездовья – часовни и храмы-однодневки во имя св. Николы Чудотворца (крещение проходило в вешний праздник святого Николы 9 мая). Более того.

Юрий Долгорукий, по существу, произвел на Москови резкую смену«первобытно-общинной эпохи, на феодальную», путем ее захвата, отторжения от вятичей, ликвидации общинно-племенного института власти, смены языческой религии на христианскую. С этого времени старая система общинного землевладения и расселения изменилась в соответствии с новыми феодальными порядками, частной собственностью на недвижимость земли, угодья... Но перестройка жизни на Москови проходила не споро, задержавшись на три десятилетия, – когда к московлянам пришло настоящее бедствие.

 

Гибель Москови-гнездовья

 

В 1177 году против нового Владимиро-суздальского князя Всеволода Юрьевича выступила коалиция князей во главе с рязанским князем Глебом. Осенью Глеб с войсками коалиции неожиданно напал на пограничную Московь: сжег крепость Долгорукого, окружавшие ее села и, надо полагать, старые ветхие языческие городки, а население «все попленоваше». Разорение было страшным,  поскольку в нападении приняла участие приглашенная рязанским князем конная половецкая орда. Вот когда погибло в огне пожарищ старое родо-племенное гнездовье поселений центра.

После победы Всеволода над Глебом на Прусковой горе при реке Колокше возле Владимира «московский полон» был возвращен. Однако в 70-80 годах в гнездовье возродился, очевидно, уже только христианский город с селами и церквами на них. Языческая Московь еще могла какое-то время существовать как земля, но в ее середине уже развился феодальный центр.

В 1963-1965 годах при раскопках в Кремле с севера от Успенского собора было обнаружено христианское кладбище, функционировавшее до 1325 года, – времени появления здесь двора Петра митрополита. Опубликовавшая материал раскопок Н.С. Шеляпина сделала заключение, что появление кладбища было связано с возникновением здесь церкви. Древнейшие захоронения датированы П пол. ХП века.

Церковь появилась, скорее всего, как мемориальный храм погибшим в 1177году московлянам. Храм во имя св. Дмитрия Солунского построил «в свое имя» великий владимирский князь Всеволод Юрьевич, носивший христианское имя «Дмитрий».

В 1219-1221 годах деревянная церковь была заменена первой на Москве каменной церковью. Храм построил первый московский князь Владимир Всеволодович (кн. в 1212-1213,  1219-1227 гг.) как символ превращения уже города Москвы в стольный город княжества. В 1395 году вместо церкви св. Дмитрия Солунского Петр митрополит заложил Успенский собор качестве главного кафедрального храма Русской православной церкви. Возводил собор в 1326-1329 гг. Протасий – первостроитель стольной Москвы (подробнее см. юбилейное изд. Моск. правит.  «Москва. 850 лет») Мемориальная церковь забытых московлян во имя св. Дмитрия Солунского стала придельным храмом Успенского собора москвичей.

 

Память об исчезнувшем Бор-городе язычников московлян и укрепленном посаде Боровицы сохранялась в названиях первых церквей Спаса на Бору, Иоанна Предтечи на Бору, Боровицкий мост (не сохранились), Боровицкие ворота. Сына последнего московского тысяцкого казнил в 1379 году на Кучковом поле великий князь Дмитрий (позднее Донской). Вечевую каменную степень в 1548 году с Соборной площади вынес на торговую площадь Китай-города царь Иван (Грозный). Лишь Вечевой колокол, висевший в особой деревянной колокольнице на Соборной площади возле Вечевой степени, превратился в ХV веке в праздничный Городовой колокол (позднее – Царь-колокол), да и тот навеки замолк, треснув и расколовшись при пожаре 1737 года.

Академик Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"