На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

Грады и села на Самотеке

Наша Москва

"Московь" – гнездовье городков и сел словен-вятичей, существовавшее в VIII-ХII веках на месте Москвы. Материал о нем публиковался в книге "Москва. 850 лет" (Изд. Моск.правит.,М.,1996,т. I ,кн. I ), а также в журнале "Новая книга России" № 1,7,9,11 за 2005 г. В них рассказано про главный град власти московлян Бор-город с двумя линиями укреплений и укрепленным посадом Боровицы, про Копай-городок и село Подкопаево, про грады и села: Лучин на Яузе, Турыгин и Киевец на Черторые, Явузу и Лыщиков на Болвановьи. В данной статье речь пойдет о градах Неглинном, Драчах и Острове на речке Самотеке.

  НЕГЛИННЫЙ НА САМОТЕКЕ 

Знаменитая московская речка "Неглинная", взятая в конце XVIII века в канализационную трубу, была очень короткой и еще в ХVII веке текла лишь в пределах городской территории. Она была образована перед городом слиянием двух речек: Самотеки и Напрудной. Однако москвичи считали, что это недоразумение, что одна из двух речек должна быть верховьем Неглинки.

Так по плану Москвы 1767 г. Горихвостова на Самотеке показан каскад из 15 разновеликих прудов с тремя надписями на больших из них: "Неглиненские пруды". Причем последняя из надписей помещена на позже засыпанном пруде на месте Цветного бульвара (Трубной площади) между Земляным городом и Белым. А вот на плане Москвы 1806-1808 гг. те же пруды в верховье Самотеки подписаны в растяжку "Самотечные пруды", а особая пояснительная надпись "Вершина Неглинной" сделана по другой речке – Напрудной.

О том, что последний большой пруд на Самотеке перед самым городом бесспорно назывался "Самотечным" говорят три небольших "Самотечных" улочки: 1, 2 и 3, пересекавшие дорогу Божедомку и спускавшиеся к этому пруду. К тому же после засыпки пруда здесь был устроен "Самотечный бульвар" с новой "Самотечной улицей" вдоль него, но уже не у Божедомки, а с другой восточной стороны бульвара.

За вычетом всех "Самотечных" прудов, "Неглиненским" остается (как по плану 1767 г.) лишь пруд на месте Цветного бульвара (Трубной площади) между Земляным городом и Белым. Выше возле города пруд Самотечный, ниже в городе – Неглинный. Именно здесь от места слияния в древности Самотеки и Напрудной действительно начиналась знаменитая речка-коротышка Неглинка. Как же могло возникнуть имя речки?

Здесь есть два варианта ответа. Первый – "землеройный". Возводимые на Самотеке пруды для мельниц были чистыми, с водой, не засорявшей мельничных конструкций (не мутно-глиняной, короче — неглинной). Пруды ступенчато поднимались от самой Москвы-реки и, следовательно, здесь поначалу текла (до устройства прудов) Самотека. Когда же пруды поднялись до впадения в нее Напрудной, нижняя "прудовая" часть" Самотеки" стала именоваться "Неглинной".

Но есть объяснение "градостроительное". На северной стороне последнего Самотечного пруда (при слиянии Самотеки и Напрудной) возвышается холм с церковью Святой Троицы (ХVI в., кам. с нач. ХVIII в.). Историки давно указывали (Д. Ходаковский, И. Забелин, П. Сытин...), что на Троицком холме находилось "городище" – исчезнувший град. Археологи недавно проверили предположение разведочным раскопом и действительно нашли культурный слой поселения вятического периода (А рциховский А.В. МИА № 7,с.14, Городище на Самотеке). "Самотекское городище" взято на учет как памятник археологии (Миронова З.Г. Мат. к Своду пам. археол. Москвы, с.4). Как же в этом случае возникло имя городка?

Посмотрим снова на планы Москвы ХVIII века. Речка Самотека, обогнув Троицкий холм, текла дальше на юг прямо от него. Когда в древности на холме стоял городок, то речка как бы вытекала из него. Древнейшие русские деревянные крепости обычно обмазывались снаружи глиной от огненного примета. Городок на Троицком холме, очевидно, не обмазывали глиной и на фоне иных стал "Неглиняным", "Неглинным". Следом и речка, "порожденная" городком стала "Неглинной".

Град Неглинный был поставлен на северной окраине московского гнездовья поселений на выходе в Суздальщину. Возле крепости, конечно, имелось поселение (тандем "град-село"), три улочки которого стали позднее Троицкими переулками. Имелось в селе и заречье. На Божедомке у моста через Самотеку возникла после крещения московлян церковь св. Иоанна Воина "на Божьем дому" (близ ямы-скудельницы для безвестных и залозных покойников) а дальше – ц. Трифона в Напрудном селе.

Но московское гнездовье на севере почему-то прикрывала еще одна крепость. Рядом на выходе из него другой дороги в Суздальщину – Выползовой (соединялась в Напрудном селе с Божедомкой) стояла крепость "Драчи". Крепость располагалась ближе к центру гнездовья и возникла, по-видимому, раньше крепости Неглинной.

  ДРАЧИ НА НЕГЛИННОЙ

Имя "Драчи" происходит от: дор, доръ, драть. Оно означало заросли крапивы (Татищев, Лексикон, Ш), но скорее всего землю, расчищенную под пашню и "разодранную" сохой. Доры, драчие означало новые пашни (Срезневский). Следовательно, Драчи появились в древности, когда московские земледельцы только еще осваивали здесь целину, чуть в отдалении от Москвы-реки. Кстати, от корня "дор" появилось слово "дорога" обычно "продиравшаяся" в древности сквозь заросли, чащу, лес.

Есть и другие объяснения слова "драчи". Жители села могли драть лен, лыко, коноплю, хлеб-зерно, кожи.., а также "драть горло" (громко петь песни) и даже "драться". Если учесть, что близ села находилось Ритуальное поле московлян (С 1146 г. – Кучково поле, где московляне казнили своего предателя Кучку), то на это "судебное поле" жители села Драчи могли поставлять бойцов-драчунов.

Наконец, когда в ХVII веке сюда поселили стрельцов-пушкарей, стрелявших из пушек "грачами" (ядрами, связанными попарно), то поселение Драчи превратилось в слободу "Грачи".

В первой половине ХVI здесь существовал "Драчевский Николаевский монастырь" (Ратшин А. Полн. собр. свед. о монастырях Москвы, 1882, с.280). В 1547 г. он сгорел и больше не возобновлялся (Карамзин. ИГР, УШ, пр.163). Ставшая приходской деревянная церковь св. Николы в Драчах упоминается в 1597 г. (Слов. Щекатова), по известию 1657 г в ней существовали приделы св. Дмитрия Солунского и св. Параскевы Пятницы. Еще в 1591 году линия укреплений Москвы – Скородом (Земляной город) прошла между городками, оставив Неглинный снаружи Москвы, а Драчи – внутри города.

По Писцовым книгам 1657 и 1681 гг. указано кладбище у церкви в Грачах в Стрелецкой слободе "и то старое кладбище тесно, потому что занято могилами" (Забелин И. МИАС Москвы, П, 1891, с.199, 351). В начале XIX века заслонявший с севера церковь Земляной вал был срыт и заменен Садовой улицей.

Д. Ходаковский видел в церкви св. Николы на Драчах грамоту 1682 года патриарха Иоакима о разрешении стрельцам построить здесь каменную церковь взамен деревянной – на Драчах, иже на старом городище" (РИС,7, М.,1844,с.42). Каменная стрелецкая церковь была освящена в 1683 году (Токмаков, Ист. ц. св. Николы, что в Грачах, М.,1890 г.). Городище занимало угловой холм между двумя лощинами речки Неглинной и безымянного ручья, стекавшего от ц. Троицы в Листах. По пологому и болотистому склону к речке Неглинной раскидывалось село (тандем "град-село"), доходившее на юге до Ритуального поля.

"Старое Драчевское городище со Спасо-Андрониковым и Бабье-городским" составляло на расстоянии почти 4х верст равносторонний треугольник на восточных берегах Яузы, Неглинной и Москвы-реки. Городища представляли собой какое-то "ритуальное сооружение языческих времен" (Д. Ходаковский), в середине которого, кстати, находился Копай-городок (может быть не от слова "копать", а от "капь", "капище" на месте Ивановского монастыре, точнее – церкви св. Владимира в Старых садех). А если городки имели свои "обереги", то на Неглинном мог стоять идол Трояна (сменен церковью св. Троицы), а в Драчах – воинственный Перун (как в Лучине).

 ОСТРОВ ПРОТИВ БОР-ГОРОДА

Сведения о поселении довольно скудны. Так в московской Губной записи I486 г. указано: "А учнет (в суде) искать москвитин на семьчинине, на нагатинци, на островлянине, и Коломеньского села, и Напрудском, и на сущевлянине..." ( АИ , I, с .87). Здесь перечислены жители древнейших сел, еще отличавшиеся адресно и юридически от жителей городского Великого посада. "Островлянин" – житель села Остров, о местоположении которого говорит известие 1547 г.: "Загореся храм Воздвиженье Честнаго Креста за Неглимною на Арбацкой улице на Острове… "П CP Л, 29, c .51).

Понятие "Остров" поначалу охватывало крупный и высокий лесистый холм против Бор-города за Неглинной, начиная от Знаменки (где существовал овраг, по которому пролегла Большая-Великая улица из Боровиц, от Боровицкого моста) и кончая Успенским вражком. На крутом высоком мысу холма (дом Пашкова) возможно в древности находился град-городище "Остров". Село с востока от него с конца XIV века было заселено "ваганами" – плотниками, выходцами из Ваги, Важской новгородской десятины (по Мартынову, Снегиреву). От   них Островское село постепенно стало прозываться "Ваганьковым" (упом. уже с 1446 г., с ХVII в. – Старое Ваганьково).

На месте предполагаемого "городища", как обычно, обосновался загородный двор московских князей (подворье). Впервые он упоминается под 1446 годом как двор великой княгини Софьи Витовтовны (ПСРЛ, VI,172; VIII, 114)., затем князей Юрия Васильевича Меньшого, Ивана III (СГГиД, I , с.231). Рядом, с севера от двора в 1472 году князь Юрий дал место подворью Николо-Песношского монастыря, на котором возникла церковь св. Николы Чудотворца на Ваганькове. Позднее в начале ХVII века с востока от двора появилась церковь св. Михаила Малеина.

В самом селе Ваганькове (древнем Острове) позднее обнаруживаются цц. Святей Троицы; Благовещения Богородицы (кам. с 1514 года), с приделами св. Николы (вероятно первоначальный древнейший храм), Сергия Радонежского, 40 мучеников, Анны Пророчицы; обетная церковь св. Иоанна Предтечи 153 I года с приделами св. Фомы и Петра Чудотворца, построенная великим князем Василием Ш в честь рождения сына Ивана (Грозного).

С 1498 года за Ваганьковым возле Большой улицы (Знаменки) "идучи к сполью направо" упоминается государев Соколиный двор. "За Сокольею" находилась "Площадь", очевидно торговая, по продаже товаров непосредственно огражденных с возов-"арб", отчего вся площадь и две подъездных улицы на нее стали называться "Арбатскими" (СГГиД, I , 337, Духовн. князя Юрия Патрикеева). Ближняя Арбатская улица, по названию Воздвиженского монастыря стала называться еще "Воздвиженкой" (название совпадает с функцией движения возов).

Арбатская площадь была центральной торговой площадью Загородья-Занеглименья по продаже сельхоз-продуктов, отличаясь этим от главного торговища Великого посада (Верхние, Средние, Нижние ряды). Возле торга находилась весовая-"вага", для сбора князьями торговых пошлин, отчего и село "Остров" стало при князьях "Ваганьковым" (другая гипотеза позднего имени села, но есть и третья). "Ваганить" – играть, а "ваганьково" – игрище. Здесь изначально могло быть поле языческих ритуальных игрищ московлян, переместившихся с появлением Арбатского торга на окраину (близ Москворецкого Студенца имелось Ваганьковское поле игрищ. См. Макаров М.Н. Русские предания..,кн.2, М.1838, с.79).

Укрепленное поселение "Остров" было одним из древнейших у московлян, возникшим одновременно с Бор-городсм, Турыгиным… При недавних раскопках у церкви св. Николы в Ваганькове был, найден культурный слой X - XI вв. словен вятичей (Васильев Ю.Ю. Керам. компл. из раск, на Ст. Ваганькове. В сб. Моск. керамика. Новые данные о хронол. М.,1980, с.32-34).

Большая плотность населения (6-7 посадских храмов, Княжие дворы, монастырь, монастырское подворье) позволяет говорить о большом изначально здесь селе. От крепости на месте княжего двора оно тянулось до ритуального холма "Красной горки" с языческим кладбищем возле Успенского вражка. Исстари село ступенчато поднималось по высокому береговому склону Самотеки-Неглинной наверх от Боровской береговой дороги и Боровицкого моста. С утра до вечера освещаемое солнцем, красивейшее поселение осматривалось московлянами с юга от Бор-города и Боровиц на фоне сохранявшегося почти до XIV века за селом "острова высокого хвойного леса".

Наличие в селе церкви Святой Троицы позволяет предполагать, что оберегом островлян был языческий Троян-Триглав.

Академик Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"