На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

Еремей Псковский

Колокольный мастер

Еремей Псковский – выдающийся русский зодчий рубежа ХIV-ХV веков. Упоминается в числе трех мастеров, возводивших храмовый комплекс "Дома Святой Троицы" в центре Пскова.

В Псковской 2 летописи под 1415 годом записано: "Купци псковскыя разбиша старую церковь святую Софию и начаша новую делати… Мастер Еремей съверши церковь камену святых мучениц Веры, Любве, Надежи и матери их Софии, а повелением купецких старост… и всех купцов". По записи Псковской 1 летописи под 1416 годом: "Свершена бысть церковь... в Домантове стене". Позднее, по Описи 1585 г. у "великомученицы Софьи, что во Пскове в Домантове стене, – в приделе Семион святый" (Сб. МАМЮ, V, с.164,174). По Описи 1699 г. "на церковной олтарной стене колокольня каменна на трех столпах, ... на ней два колокола". По Церковному Уставу "сентября в 17 день святыя мученицы Софии и трех ея дщерей, – к малой вечерни благовест за пол-третья часа звон в два колокола".

Судя по раскопкам остатков церкви В.Д. Белецким в 1951 году, храм, придел и звонница "на олтарной стене" строились в 1415-16 г.г. одновременно, причем для звонницы была увеличена часть восточной стены храма с севера от апсиды.

Церковь св. Софии мастера Еремея была предпоследней в "Домантовой стене". Предыдущие каменные храмы с 1372 года строил Кирилл. Но его цепочка из 8 храмов прервалась в 1390 году во время эпидемии (мора). Однако строительный поток возобновился с   1394 года, и связывать его можно с работой Еремея. Он, очевидно, был учеником Кирилла, так как продолжил его дело возведения в центре Пскова храмового комплекса "Дома Святой Троицы".

К 1395 году появилась вместо деревянной каменная церковь Воскресения Христова на Площади с приделом св. Георгия, к 1398 году была перестроена каменная церковь Покрова Богородицы "межю Рожеством и Духом Святым", к 1404 году возведена церковь   святителя Николы на Гребле "над Рыбницким Рядом" с приделом св. Кира и Иоанна, в 1407 г. сначала обыденная деревянная затем очевидно каменная церковь Афанасия Иерусалимского (перестроена в 1483 г.), наконец, в 1415-16 гг. – церковь св. Софии с приделом св. Симеона Столпника.

Восемь указанных храмов составили две их "Еремеевских линии" в Довмонтовой стене между двумя "Кирилловскими". Причем еще в 1357 г. деревянная церковь Софии стала вторым собором Пскова, в 1417 г. – церковь Николы с Гребли – третьим собором, в 1468 г. церковь Покрова – пятым собором. Таким образом, Еремей построил три соборных храма и все в Довмонтовой стене.

Более того, в 1394-95 гг. на Персях Пскова – мощной каменной стене Крома, окружавшей вечевую площадь, была возведена "колокольница Святой Троицы". "Плоская" городовая стена позволяет говорить о том, что "колокольница" была звонницей. Кто ее строил – не сообщили. Но звонницы существовали на всех Еремеевских храмах: на церковь Воскресения она появилась вероятно тоже в 1395 г., на церковь Покрова – в 1398, на церковь Николы – в 1404, на церковь Афанасия – после 1407 г., наконец, на церковь Софии – в 1416 году. Так Довмонтов город в первую очередь оказался "наполнен" звонницами – наиболее оригинальными псковскими объектами.

В связи со строительством псковских храмовых звонниц мастеру Еремею, очевидно, можно приписать изобретение особой «псковской» конструкции извлечения звона. Если на больших соборных звонницах Новгорода, Ростова, Москвы, да и на Персях Пскова с 1395 года звон производился со звонничной площадки ударом языка по колоколу, то в небольшой псковской храмовой звоннице он производился раскачкой колокола (католический способ звона). Но в Пскове к оси колокольных ушей прикреплялся горизонтальный шест и, дергая веревкой с земли за этот шест, раскачивался колокол. Сегодня своеобразный псковский способ звона за шесты можно видеть в Псково-Печерском монастыре.

В Новгороде Великом Софийская звонница "на городе" появилась раньше псковской, а соборная в Ростове Великом – позднее. Но в этих городах звонница не получила "массового" распространения, как в Пскове. Здесь же она "спустилась" с "города" на храмы. Кучное их строительство Еремеем при церквах "Дома Святой Троицы" на рубеже ХIV-ХV вв. в Довмонтовой стене (около 6 звонниц) было причиной их последующего появления по всему Пскову и Псковской земле. Мастера Еремея очевидно можно считать их "родоначальником". Разнообразные по формам звонницы придали псковским храмам местный колорит, своеобразие, уникальность.

Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"