Князь Александр Ярославич доподлинно бывал в Пскове два раза. В начале 1242 года он "изгоном" освободил город от находившихся там три года немецких захватчиков, а в апреле торжественно, при всеобщем народном ликовании въехал в город во главе русских победоносных войск после разгрома псов-рыцарей на Чудском озере.
Истерики посвятили Ледовому побоищу десятки исследований, сотни статей и они всем достаточно хорошо известны. А вот предшествовавшему освобождению от немцев Пскова уделялось мало внимания. Обычно удовлетворялись простым и эффектным контрастно-созданными еще древними летописцами: поганые немцы-рыцари Псков захватили – святой князь Александр Невский его освободил.
Представить при этом город того времени пытались лишь однажды в художественном фильме "Александр Невский". Фильм эффектный, но в реальности и город выглядел иначе, и немцы в нем не "живодерствовали" так, как это показано в кино (бросали маленьких русских детей-младенцев в огонь, отрывая их от вопиющих матерей). Рассмотрим-ка все детальнее.
Псковская крепость
Псковская крепость в начале XIII века, как и сегодня, занимала каменистый холм-мыс высотой более 20 м. с крутыми берегами при слиянии рек Псковы и Великой. Еще в X веке крепость была по периметру "обложена" каменным валом (С.А.Тараканова, КСИИМК № XXXV ). На приступе в междуречье вал образовывал мощную "грудь города" – Перси, высотой тоже более 20 м.
Этот подковообразный в плане вал общей длиной по кругу более 200 м был приставлен своими краями к холму, продлив его на юг, и сооружен из камня рва-Гребли, пробитого в каменном грунте между реками. Пазуха внутри "подковы" Персей была засыпана грунтом вровень с холмом и здесь была устроена круглая вечевая площадь (в Труворовом городище – древнейшем Изборске – В.В.Седов обнаружил такую же площадь, функционировавшую с IX до Х IV вв.). Входили тогда на псковское вече с запада, с берега реки Великой в городские ворота наверху холма. Подымались к воротам по пандусу вдоль Персей снизу от моста через Греблю. С вечевой площади наверху было очень удобно оборонять игрудь города" множеством защитников.
Впервые уникальное сооружение упоминается под 1065 годом: "Князь Всеслав Полоцкий был оу Пльскова ратию и Перси бил пороки" (ПСРЛ, IV ; Тверские лет.). Сооружение было достаточно крутым, – ведь разбивать камнеметами (пороками) пологий вал было бессмысленно. Крутые Перси были сложены тогда, очевидно, на глиняном растворе. Всеслав крепости не взял: она уже в то время была неприступной.
Позднее крепость стала еще более неприступной. С середины XII века в Пскове было выстроено пять каменных храмов, включая собор Святей Троицы, из плинфы на известковом растворе, – очевидно, пришлыми мастерами, – но после этого, выучившиеся каменному делу псковичи начали строить из местного плитняка на известковом растворе каменные стены по периметру крепостного холма. На приступе была облицована каменной стеной верхняя часть Персей с северного берега Гребли. Поставив каменные Смердьи ворота на берегу реки Великой внизу у Гребли-рва, псковичи устроили за воротами захаб из двухстен (коридор смерти) возле западного участка Персей. Наконец к 1192 году на берегу Псковы-реки были поставлены у Гребли вторые Великие ворота с широким захабом по верхнему участку Персей.
Так к началу XIII века детинец Пскова стал представлять собой уникальный ансамбль каменных сооружений, какого еще не было тогда на Руси. При взгляде с юга от торга между реками (с приступа) была видна стеновая "грудь города" длиной по фасаду около 100 м и более 20 м высотой (с 6-этажный жилой дом), по краям стояли Смердьи и Великие ворота с захабами за ними, а над Персями вздымался огромный каменный городской Троицкий собор .
Особо отметим , что Перси являлись не только подпорной и оборонительной стеной , но и своеобразным " зданием веча ", настоящим символом высшего органа власти псковичей , вечевого Пскова . Позднее , после перестройки этого " здания ", псковичи учредили в 1425 году печать с надписью : " Печать псковская , тогда и Перси свьрьшишь камены ". В " груди города " билось сердце псковской свободы . Более того , псковичи называли их " Персями Святой Троицы ", поднимая символ гражданский до высочайшего культового !
Силой такую крепость не могли тогда взять ни немцы в 1238 году , ни Александр Невский в 1242- м . Крепость могли только " здавать ", отворяя ее ворота . С этой точки зрения и следует подходить к историческим известиям о пленении Пскова . К тому же в крепость пограничного Пскова иностранцам запрещалось входить под страхом смерти ( Гиль б ер де Ланноа , 1412 г .). Такую предельную осторожность псковичи проявляли, очевидно, не только в начале XV века , но и раньше . Потому еще , что в каменном детинце города всегда находился " живот " псковичей : осадные дворики их семей с клетями - закромам и, с оружием и зерном . Кстати , в такой Кром на ночь впускались волкодавы – кромские псы .
Сепаратизм псковичей
Сепаратизм псковичей опирался не только на неприступность их крепости . Он " появился " еще в те времена , когда землю по реке Великой где - то, начиная с VI века, заселяли кривичи , а по Волхову – словене . Подчинили кривический Псков - Плесков словенскому Новгороду сначала при вагряжском ( варяжском ), а точнее ругском ( русском ) кня з е Рюрике , затем киевских князьях в IX веке . В конце X это подчинение было закреплено христианизацией населения обоих земель , учреждением новгородской епархии с епископом , сидевшим в Новгороде .
Только с появлением в Пскове князя Всеволода Мстиславича в II 37 году псковичи " от новгородец отложишася ". И хотя Псков после этого считался уже " стольным городом ", без церковной самостоятельности полной его с вободы никто не признавал , – для всех он оставался в статусе новгородского пригорода . К тому же по новгородскому обычаю псковичи призывали князей лишь на время и держали каждого " яке наемника , а не яко князя ", однако здесь имелся местный псковский нюанс .
Местоположение Пскова на окраине Русской земли способствовало тому , что князья нередко " прибегали " сюда , спасаясь от бед на Руси . В крайней опасности они бежали дальше за границу : в Литву , к немцам , шведам . Ситуацию нередко усложняли сами псковичи , принимая или не принимая беглецов по своим прихотям . История Пскова наполнена такими эпизодами . Но князья считали указанное обстоятельство очень важным . Так Александр Невский , изгонявшийся из Новгорода строптивыми новгородцами даже после Невской победы 1240 года , нашел нужным после Ледового побоища 1242 года не поздравить на вече псковичей с победой , а сказать : " Аще кто на последи моих племянник прибежит кто в печали или так при идет к вам пожити , а не примете , ни почтете его аки князя , то будете окаяни и наречетеся вторая жидова , распеншей Христа !" ( ПСРЛ , V ,1851 , с . 10 ). При этом на Руси всегда опасались , что Псков может добровольно отойти к Литве , примкнув к Полоцку ,
Витебску , или даже к прибалтийским немцам , приняв католичество .
Верблюды в Пскове
В 1464 году на очередную просьбу псковичей к московскому великому князю Ивану Васильевичу дать псковской церкви отдельного епископа, в Псков вместо владыки был прислан "велблуд" и ответ: "Не мочно быти во Пскове владыки, зане искони не бывал! " (ПЛ- I , с.71). Трудно даже представить, какой эффект произвел на вече "величавый горбун", наплевавший от имени великого князя на просьбу псковичей.
А в начале XIII века псковичи предприняли вторую неудачную попытку со времени Всеволода "отложиться от новгородец", для чего стали разыгрывать "немецкую карту" (как позднее в конце XIII века уже удачно разыграли "литовскую карту" с князем Довмонтом). Дело было так.
До 1213 года в Пскове сидел Торопецкий князь Владимир Мстиславич. Псковичи в этом году изгнали его за то, что для укрепления мира с появившимися в Риге немцами, он выдал замуж свою дочь за брата епископа Альберта. Изгнаннику пришлось удалиться со своим двором к зятю в Ригу. В 1214 году псковичи приняли к себе его сына "крутого" князяЯрослава Владимировича, но естественно уже в 1215 году тоже изгнали его. Ярослав ушел к немцам-рижанам, а в Псков был опять приглашен его отец, княживший до 1228 года.
В 1228 году в Новгород из Суздаля пришел с войском Ярослав Всеволодович на пути в Псков, "хотя ковати вятшие мужи" за какую-то новую "провинность" псковичей. Новгородцы еле отговорили своего князя от карательного похода.
С I 230 года на Псковщине и Новгородчине разразился страшный голод, когда люди ели траву, мох, кору деревьев. В такой ситуации князь Ярослав Владимирович "с рижаны" захватил в 1233 году Изборск, но псковичам удалось прогнать находников и помириться. В 1236 году "приидоша немцы в силе велицей из Замория" (Тевтонский орден) и "совокупишася с рижаны и со псковичи, и идоша ратию на литву". Литва отбилась от первого натиска немцев-рыцарей, а из200 псковичей "яко десятый возвратися восвояси" (Царств, лет.,1772,с.127).
Самостоятельность и тесная дружба с немцами новгородцам явно не нравилась, и они прозорливо заложили пару крепостей на пограничной реке Шелоне. А ситуация действительно становилась все более угрожающей. Помимо того, что зимой 1237 года начался страшный погром монголами Батыя северо-восточных русских княжеств и городов, прибалтийский орден Меченосцев слился с появившимся Тевтонским, образовав здесь единый Ливонский орден. В 1239 году ливонские рыцари заключили договор с рыцарями датскими и шведскими о совместных действиях против русских. Наконец, в 1240 году, используя момент погрома северо-восточной и южной Руси Батыем, папа римский Григорий IX объявил крестовый поход рыцарей Европы на северо - западные Русские земли, не тронутые монгольским нашествием .
Нападение и блицкриг шведских рыцарей в 1240 году сорвал Александр Ярославич , также спешно разгромив их на Неве . А на Псковщине ситуация стала меняться в соответствии с азиатской поговоркой : " Верблюд идет , имея свое мнение , а погонщик на верблюде – свое ". Здесь " верблюдом " оказался бывший псковский князь Ярослав Владимирович , поставивший своей целью силой " сести на псковский стол ", а привлеченные им себе на помощь немцы имели цель свою .
Нападение на Псков
В 1238 году Ярослав с помощью союзных немцев - рижан снова захватил Изборск , разгромив здесь заслон в 600 муж - пскович . Затем он подступил к Пскову и пытался целую неделю безрезультатно взять крепость города . И вот здесь следует учесть два обстоятельства .
I . До сих пер считается , что Псков состоял из крепости и открытого посада , который Ярослав и немцы якобы сразу сожгли . Однако еще
в 1137 году перед каменным "городом" псковичи возвели деревянный "городец" в ожидании нападения новгородцев (узнав о смерти Всеволода в феврале 1138 года новгородцы с полдороги ушли обратно). Топоним "горедец" сохранялся еще в XIV веке: в 1336 году "бысть пожар велик в Пскове, а загорелось в нощь оу Городца от Воронца и погоре Застение все, а детинца Бог оублюде", (в I 309 году деревянный Городец был заменен каменной стеной Застенья); в 1339 году "заложена бысть делати камену церковь св. Архангела Михаила в Городци" (ПЛ- I , с.17; ПЛ- II , с.24). Оказывается, в Пскове Ярослав и немцы взяли Городец, но не смогли взять детинец.
2. Необходимо учитывать, что наши летописцы хотя и гребут всех немцев "под одну гребенку", все же различают "рижан" – епископских немцев, союзных Ярославу.
Не взяв детинца, Ярослав вступил с псковичами в мирные переговоры и сепаратисты примкнули к нему во главе с посадником Твердиславом (Твердилой ), причем сторонники новгородской ориентации были вынуждены бежать в Новгород . В ситуации такого " мира " псковичи - сепаратисты могли пускать в крепость на вече лишь князя Ярослава , но не немцев .
Немыслимо, чтобы даже псковичи-сепаратисты могли добровольно уступить немцам неприступную Псковскую крепость, впустить их в Дом Святой троицы, да еще ее своими осадными дворами, клетями, со своим "животом". Крепость-то ведь не была взята!
При таком "раскладе" немцы-рижане и могли пробыть в Пскове три лета. А Ярослав, вероятно принявший католичество со своим двором, опять не ужился с псковичами и вынужден был уйти в Оденпе (Медвежью Голову), где существовала крупная русская антиновгородская община, жили не только немцы, но чудь, летголла и др.
Немцев в Пскове удерживал Рижский епископ, который сделал даже попытку учредить здесь, у русских, католическую епископию, чего так желали псковичи от церкви православной (Введение христианства в Лифляндии. СПб., 1884, c . 258). Рижский епископ действовал мягко и лукаво: этим "рижане" и отличались от грубых ливонских рыцарей. Воюя с 1240 года против Новгорода, ливонцы захватили почти все побережье Финского залива с крепостью Копорье, вероятно до городцов на Шелони. Закрепляя за собой землю, они сразу же сажали там тиунов-судей. Ярослав, возможно, помогал рыцарям в борьбе с новгородцами. Да и в Пскове немцы-рижане могли взять в заложники каких-то псковичей из-за боязни быть в любой момент истребленными, для гарантии безопасности при жизни среди русских в Городце или на посаде (если такие заложники были).
Князь Александр Ярославич не мог взять Пскова "изгоном", то есть неожиданно. Очистив от ливонцев побережье Финского залива, он "изгонной ратью "зая все пути к городу". Какая уж тут неожиданность? Псковичи просто открыли ворота Александру, а "рижане" покинули город. В этой связи можно отметить, что, очищая берег Финского залива,Александр не всех рыцарей ковал в кандалы и отправлял в Новгород. Некоторых немцев, видимо "рижан", он отпускал.
Но во исполнение объявленного папой римским крестового похода, осенью и зимой 1241-42 гг. к рыцарям Ливонского ордена пришло множество рыцарей из Германии, Дании... Они и дали бой русским на льду Чудского озера, так как никакого обратного хода быть уже не могло.
Вполне "живой", а не разгромленный рыцарями Псков радостно и с ликованием встретил русских победителей: "И якоже приближеся великий князь Александр к граду Пскову, и сретоша его со кресты игумени, и попове в ризах и народ мног перед градом, поюще славу Господеви и великому князю Александру Ярославичю" (ПСРЛ, V , I 85 I ,с. I 81).
Академик Геннадий Мокеев
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"