Горожане
Пскова всегда интересовались не только временем возникновения своего города,
но и самоназваниями его жителей в разные времена. Еще в древности сочинили
общеизвестную легенду об "основательнице" города киевской княгине
Ольге (X век). Но уже псковский летописец в XIV веке откровенно писал:
"А о Плескове-граде от летописания не обретается воспомянуто, от кого
создан бысть и которыми людьми, токмо уведомехом, яко бысть уже в то время, как
наехали князи Рюрик з братиею из Варяг во Словени княжити" (IX век и
ранее). Так время основания Пскова признавалось неведомым.
Некоторые
историки считали, что имя города произошло от перевода на русский лад чудского
имени реки "Pichkwa" (Пихква) --
гнилая вода. Ныне выдвинута гипотеза, что русское название реки Пскова было
изначальным, поскольку у реки Ловати под Новгородом один из рукавов ее устья
тоже носил имя "Пскова". Аналог -- прямой, но неизвестно время
появления речных имен.
Археологи
любят рассуждать об именах города и рек. Но только «армянское радио» могло
сообщить сенсацию, что на глубине более 10 м от поверхности земли их археологи
нашли надпись на камне, кажется, XI века до нашей эры с именем закладки
крепости Эребуни (Еревана). А у нас истина -- в лингвистике, в письменных
источниках, летописях.
Плесков
и плесковичи
Выше
уже отмечалось, что еще в XIV веке псковский
летописец назвалимя раннего города -- "Плесков". Так поначалу
называли город все русские люди, что можно видеть по летописным записям. Под
1036 г. -- "Судислава всади в поруб в Плескове в темницу" (кстати,
Плесковым называлось село возле костромского города Судиславля). 1138 г. --
Всеволод после кончины "положен бысть в Плескове" (ПСРЛ,II,
Ипат.); 1168 г. -- "ходиша новгородцы с пльсковичи к Полотьску"
(Новг.); 1176 г. -- "приходиша вся Чудьская земля к Пльскову и бишася с
ними" (Новг.); 1183 г. -- "бишася пльсковици с литвою и много ся
издея зла пльсковицем" (Новг.); 1190 г. -- "избиша плесковици чудь
поморскую" (Новг.); 1218г. -- "литва...пожгоша Плесков"
(Пск.-Пог.);1228 г. -- "слышавше пльсковици. ..затворишася в
городе"(Новг.); 1298 г. -- "изгониша немцу Плесков и много зла
створиша"...
Имя
"Плесков" едва ли произведено от плеска вод тихой Псковы. Все было
иначе. Посмотрим по словарю древнерусского языка Срезневского, что означало в
древности "плескание":
--
это радость, торжество: "И начаша eфиопи плескати.." (Пролог, XIII
в.),
обычно
выражались рукоплесканиями (ныне -- аплодисменты);
--
один из языческих брачных обрядов: "Не бывают на простых людех
благословения венчания, но бояре токмо и князи венчаются, простымжелюдем
яко именем и плесканием разум даем" (Ио. митроп. Прав.);
--
игры: "Игумени и попы възбраняют вам от игрищ неподобных
диавольских, от плескания: зане тая игрища неподобственная, еллинская
суть" (Грам. митр. Фотия псковичам, 1425 г.);
--
бряцание на музыкальных инструментах: "не подобает брак плескати,
ни плясати"(Ряз. Корм.,1284 г.).
А
вот из послания XV в. игумена Елеазаровой пустыни Памфила в
Псков к празднику Иоанна Предтечи 24 июня: "Егда бо приидет самый
праздник, … тогда во святую то нощь
мало не весь град возмятется, и в селах възбесятца в бубны, и в сопели, и
гудением струнным, и всякими неподобными игранми сотонинскими, плесканием и
плясанием, женам же и девам и главами киванием, и устнами их неприязнен клич,
вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногамиих
скакание и топта-ниа..." (Пск. лет., с.90).
В
Стоглаве XVI века записано: "Сходятца мужие и жены и девицы на
нощное плещование, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, инаплясание, и на скакание..."
Применительно
к древнейшему Плескову можно сказать, что словенское поселение-град появилось
здесь где-тов VI веке в качестве культового
центра языческого бога Траяна-Триглава, пришедших сюда западных словен. Это
были кривичи: выходцы частью от вагров, которых называли вагрягами иливарягами
(наподобиеслов бродяги, бедняги,скряги, сутяги...), частью от
щетиниц -- поморян Щецина (где главным был бог Траян-Триглав),
В
Плескове изначально отмечались языческими игрищами, плесканиями и плясками
праздники богу Траяну, свадьбы и другие обще племенные торжества и радостные
события. С приходом христианства и по принципу "вышибания клина
клином", Троян был заменен Троицей, а "земля Трояня" стала
"землей Святой Троицы". Здесь причинатого, что Троицкий собор
в Плескове оказался единственным на Руси собором с "троицким" посвящением
среди крупных городов Руси.
Псков и псковичи
Длясмены имен всегда должна быть причина. Здесь их было две. С принятием
христианства языческие ритуальные плескания и пляски были официально
прекращены. Староеимя не совсем стало соответствовать сути нового
культового центра, хотя оно и продержалось "по инерции" до XIII
века. Но в самом городе появился еще объект, будирующий смену названий.
В
Х веке (по данным С. Таракановой) крепость города была обложена камнем. На приступе в междуречьи Великой и
Пльсковыпоявился мощный, высотой более 20 м каменный вал -- Перси,
сложенный либо насухо, либо на глиняном растворе. Слово "перси"
означало грудь человека, коня, города. В Новгородской летописи под 1065 годом
появилась запись: "Князь Всеслав Полотьскыи был оу Перьсково ратию и Перси
бил пороки" (Новг., 4 лет, 1915, с.148, сн. д, XV век).
Плесков
стал Перьсковjм или Прьсковом, то есть городом с каменным панцирем на
груди. Имя "Плесков" и как противоречащее христианству ипри
новом образе города-воина стало "неустойчивым" и закачалось на
пути
к простому, но внутренне бессмысленному имени "Псков" (Плесков --
Перьсков -- Прьсков -- Псков). Это "качание" закончилось к XIII
веку и повсеместно стал известен только Псков.
А
вот термин "псковичи" получил чудесное смысловое наполнение
в словах святого князя
Довмонта: "Братья мужи псковичи: кто стар -- тот отец, а кто млад – то и
брат; потягнем за Святую Троицу!" "Потягнем" – это не просто
"потянем", потому что "тягло" здесь перед битвами разумеется
как предельное напряжение воинов к границеславы, смерти или жизни.
"Псковичи", следовательно, это
жители Пскова, которые всю жинь готовы "потянуть за Святую
Троицу".
Скобари
Слово
появилось еще в начале ХV века в таком виде:
"Прииде местер (магистр) со всею силою немецкою и с литвою... и ходяче по Скопской
волости неделю" (Пск. Лет.). "Скобарь" произошло от "скопского"
жителя волости. В ХVIII веке из Пскова было очевидно налажено
снабжение строящегося Петербурга изделиями кузнечного дела: прутами, гвоздями, скобами...
Скопские и стали скобарями.
В
XIX веке появилось еще слово "псковитяне" (опера
"Псковитянка", перевод в 1867 году Истории Моск. кн. Петра Петрея и
др.). Но это -- "интеллигентское" заимствование от чужеродных слов
(израильтяне, моавитяне, критяне, афиняне, римляне) никакого истинного
отношения к Пскову не имело.
Сегодня
термин "скобарь" снова всплыл в двух смысловых оттенках: либо как
презрительно-ругательный, либо как кондово-горделивый. В
"материалистическом" смысле он обозначает жителя Пскова и Псковщины
"гребущего под себя все и отовсюду", а в духовном "не ведающего
что творит" в итоге.
Геннадий Мокеев
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"