На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

Плесковичи, псковичи и скобари

Исследование

ПсковГорожане Пскова всегда интересовались не только временем возникновения своего города, но и самоназваниями его жителей в разные времена. Еще в древности сочинили общеизвестную легенду об "основательнице" города киевской княгине Ольге (X век). Но уже псковский летописец в XIV веке откровенно писал: "А о Плескове-граде от летописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми, токмо уведомехом, яко бысть уже в то время, как наехали князи Рюрик з братиею из Варяг во Словени княжити" (IX век и ранее). Так время основания Пскова признавалось неведомым.

Некоторые историки считали, что имя города произошло от перевода на русский лад чудского имени реки "Pichkwa" (Пихква) -- гнилая вода. Ныне выдвинута гипотеза, что русское название реки Пскова было изначальным, поскольку у реки Ловати под Новгородом один из рукавов ее устья тоже носил имя "Пскова". Аналог -- прямой, но неизвестно время появления речных имен.

Археологи любят рассуждать об именах города и рек. Но только «армянское радио» могло сообщить сенсацию, что на глубине более 10 м от поверхности земли их археологи нашли надпись на камне, кажется, XI века до нашей эры с именем закладки крепости Эребуни (Еревана). А у нас истина -- в лингвистике, в письменных источниках, летописях.

 

Плесков и плесковичи

 

Выше уже отмечалось, что еще в XIV веке псковский летописец назвал имя раннего города -- "Плесков". Так поначалу называли город все русские люди, что можно видеть по летописным записям. Под 1036 г. -- "Судислава всади в поруб в Плескове в темницу" (кстати, Плесковым называлось село возле костромского города Судиславля). 1138 г. -- Всеволод после кончины "положен бысть в Плескове" (ПСРЛ,II, Ипат.); 1168 г. -- "ходиша новгородцы с пльсковичи к Полотьску" (Новг.); 1176 г. -- "приходиша вся Чудьская земля к Пльскову и бишася с ними" (Новг.); 1183 г. -- "бишася пльсковици с литвою и много ся издея зла пльсковицем" (Новг.); 1190 г. -- "избиша плесковици чудь поморскую" (Новг.); 1218г. -- "литва...пожгоша Плесков" (Пск.-Пог.); 1228 г. -- "слышавше пльсковици. ..затворишася в городе"(Новг.); 1298 г. -- "изгониша немцу Плесков и много зла створиша"...

Имя "Плесков" едва ли произведено от плеска вод тихой Псковы. Все было иначе. Посмотрим по словарю древнерусского языка Срезневского, что означало в древности "плескание":

-- это радость, торжество: "И начаша eфиопи плескати.." (Пролог, XIII в.),

обычно выражались рукоплесканиями (ныне -- аплодисменты);

-- один из языческих брачных обрядов: "Не бывают на простых людех благословения венчания, но бояре токмо и князи венчаются, простым же людем яко именем и плесканием разум даем" (Ио. митроп. Прав.);

-- игры: "Игумени и попы възбраняют вам от игрищ неподобных диавольских, от плескания: зане тая игрища неподобственная, еллинская суть" (Грам. митр. Фотия псковичам, 1425 г.);

-- бряцание на музыкальных инструментах: "не подобает брак плескати, ни плясати"(Ряз. Корм.,1284 г.).

А вот из послания XV в. игумена Елеазаровой пустыни Памфила в Псков к празднику Иоанна Предтечи 24 июня: "Егда бо приидет самый праздник, … тогда во святую то нощь мало не весь град возмятется, и в селах възбесятца в бубны, и в сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными игранми сотонинскими, плесканием и плясанием, женам же и девам и главами киванием, и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногами их скакание и топта-ниа..." (Пск. лет., с.90).

В Стоглаве XVI века записано: "Сходятца мужие и жены и девицы на нощное плещование, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание..."

Применительно к древнейшему Плескову можно сказать, что словенское поселение-град появилось здесь где-то в VI веке в качестве культового центра языческого бога Траяна-Триглава, пришедших сюда западных словен. Это были кривичи: выходцы частью от вагров, которых называли вагрягами или варягами (наподобие слов бродяги, бедняги, скряги, сутяги...), частью от щетиниц -- поморян Щецина (где главным был бог Траян-Триглав),

В Плескове изначально отмечались языческими игрищами, плесканиями и плясками праздники богу Траяну, свадьбы и другие обще племенные торжества и радостные события. С приходом христианства и по принципу "вышибания клина клином", Троян был заменен Троицей, а "земля Трояня" стала "землей Святой Троицы". Здесь причина того, что Троицкий собор в Плескове оказался единственным на Руси собором с "троицким" посвящением среди крупных городов Руси.

 

Псков и псковичи

 

Для смены имен всегда должна быть причина. Здесь их было две. С принятием христианства языческие ритуальные плескания и пляски были официально прекращены. Старое имя не совсем стало соответствовать сути нового культового центра, хотя оно и продержалось "по инерции" до XIII века. Но в самом городе появился еще объект, будирующий смену названий.

В Х веке (по данным С. Таракановой) крепость города была обложена камнем. На приступе в междуречьи Великой и Пльсковы появился мощный, высотой более 20 м каменный вал -- Перси, сложенный либо насухо, либо на глиняном растворе. Слово "перси" означало грудь человека, коня, города. В Новгородской летописи под 1065 годом появилась запись: "Князь Всеслав Полотьскыи был оу Перьсково ратию и Перси бил пороки" (Новг., 4 лет, 1915, с.148, сн. д, XV век).

Плесков стал Перьсковjм или Прьсковом, то есть городом с каменным панцирем на груди. Имя "Плесков" и как противоречащее христианству и при новом образе города-воина стало "неустойчивым" и закачалось на

пути к простому, но внутренне бессмысленному имени "Псков" (Плесков -- Перьсков -- Прьсков -- Псков). Это "качание" закончилось к XIII веку и повсеместно стал известен только Псков.

А вот термин "псковичи" получил чудесное смысловое наполнение

в словах святого князя Довмонта: "Братья мужи псковичи: кто стар -- тот отец, а кто млад – то и брат; потягнем за Святую Троицу!" "Потягнем" – это не просто "потянем", потому что "тягло" здесь перед битвами разумеется как предельное напряжение воинов к границе славы, смерти или жизни. "Псковичи", следовательно, это жители Пскова, которые всю жинь готовы "потянуть за Святую Троицу".

 

Скобари

 

Слово появилось еще в начале ХV века в таком виде: "Прииде местер (магистр) со всею силою немецкою и с литвою... и ходяче по Скопской волости неделю" (Пск. Лет.). "Скобарь" произошло от "скопского" жителя волости. В ХVIII веке из Пскова было очевидно налажено снабжение строящегося Петербурга изделиями кузнечного дела: прутами, гвоздями, скобами... Скопские и стали скобарями.

В XIX веке появилось еще слово "псковитяне" (опера "Псковитянка", перевод в 1867 году Истории Моск. кн. Петра Петрея и др.). Но это -- "интеллигентское" заимствование от чужеродных слов (израильтяне, моавитяне, критяне, афиняне, римляне) никакого истинного отношения к Пскову не имело.

Сегодня термин "скобарь" снова всплыл в двух смысловых оттенках: либо как презрительно-ругательный, либо как кондово-горделивый. В "материалистическом" смысле он обозначает жителя Пскова и Псковщины "гребущего под себя все и отовсюду", а в духовном "не ведающего что творит" в итоге.

Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"