На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православное воинство - Церковь и армия  

Версия для печати

Пастырское окормление православных военнослужащих

в российской императорской армии

Если посмотреть русские святцы, то большинство святых или военные, или монахи. Это понятно, так как монах всю свою жизнь отдаёт Богу, а воин постоянно должен быть готов положить душу свою за други своя и тем выполнить наиважнейший закон любви и обрести царствие Божие.

Церковная жизнь близка армейскому укладу жизни. Их роднит строгая иерархическая подчинённость, деятельность Церкви и армии регулируется уставом. Церковное служение это служение Богу, служение армии – защита Отечества. И то   и другое служение жертвенное и высшее проявление этого жертвенного служения в армии и церкви называется подвигом. Для совершения такого подвига человеку и жить надо соответствующим образом. Где брать силы для праведной жизни? Только в Боге. Но полноценная жизнь с Богом невозможна без таинств и богослужений, совершителем которых является священник, он же является пастырем, помогающим своим пасомым достигнуть Царствия Божия.

История свидетельствует, что на протяжении столетий церковь была с русской армией в лихолетье военных испытаний, в войнах победоносных и неудачных для России. Духовенство укрепляло воинов в их ратном служении и учило христианскому отношению к пленным и мирному населению, благословляло воинов на брань в защиту Отечества, воодушевляло и ободряло малодушных, утешало раненых, возносило молитву о спасении душ убиенных на полях сражений.

  Работу священников в армии освящал журнал «Вестник военного духовенства», вышедший в свет в 1890 году. Под таким названием журнал выходил до 1911 год, с 1911 название журнала было изменено на «Вестник военного и морского духовенства», в связи с увеличившимся количеством статей посвящённых флотской проблематике. По материалам журнала можно увидеть ту заботу, которую проявляло военное духовенство по отношению к религиозному и нравственному воспитанию воинов. Мы возьмем срез первых пяти лет издания. Это отрезок мирного времени, который в полной мере отражает основные направления работы военного духовенства в конце XIX века, и ограничивается с одной стороны началом выпуска журнала, с другой сменой императорской власти (Александр III – Николай II ).

Помимо выхода в свет журнала «Вестник военного духовенства», в 1890 году 12 июня произошло знаменательное событие, было принято «Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств». Оно регламентировало взаимоотношения и деятельность военного духовенства и положительно повлияло на работу священников на местах. По мнению большинства исследователей, после принятия этого закона, система управления и деятельности военных священнослужителей в дальнейшем претерпевала лишь незначительные изменения (1).

Обзор религиозного состояния нижних чинов.

  Рассматривая служение военного духовенства необходимо понять какими были их   подопечные, самая многочисленная часть военнослужащих – нижние чины. К ним   относятся рядовые солдаты и унтер-офицеры (вахмистры, фельдфебели). На рассматриваемый нами момент несение воинской повинности стало не столь обременительным. В одной из проповедей сравнивается положение солдата на момент издания журнала с его положением в недалёком прошлом: «Солдатская служба поставлена ныне у нас так хорошо, что лучшего и желать невозможно.   Прежде, лет 30 тому назад срок службы был очень продолжителен: для полной отставки нужно было прослужить не менее 25 лет; солдат подвергали унизительному телесному наказанию, на службу отдавали нередко заведомо дурных людей по приговору помещика или сельского общества; обращение начальников с подчинёнными не всегда человеколюбиво безпристрастно и справедливо». И далее изображается мрачная солдатской служба в прошлом, сущность которой, заключалась в строевой подготовке с едой и обмундированием не лучшего качества. В противовес этому говорится об объективных улучшениях. Телесному наказанию солдат мог подвергнуться только по суду за тяжкие преступления. Всем нижним чинам предоставлялась возможность получить образование в полковых и ротных школах. Улучшилось и содержание. «Кормят и одевают вас теперь так хорошо, что другой и дома у себя не видел ничего подобного» (2). Основной вопрос какова же была религиозность нижних чинов? После принятия в 1874 году закона о всеобщей воинской повинности в народе появилась заинтересованность в получении образования. Поскольку для лиц получивших образование срок службы сокращался с 5 до 4 лет (3). Но к сожалению число образованных нижних чинов оставалось незначительным. Немного было среди них и религиозно грамотных.   Комиссия, которой было поручено предварительное обсуждение программы Закона Божия в полковых школах составила историческую записку из которой следовало, что «…в полковых школах четверть обучающихся совсем безграмотные, две четверти знают кое-что, и только четверть имеет небольшой запас сведений из Закона Божия» (4).

  Складывается впечатление, что вера большинства солдат является данью традиции впитанной с детства, но без осознания, во что и зачем веруют. Протоиерей Григорий Фалютинский, в беседе о таинстве покаяния, говорит: «некоторые из приступающих к исповеди христиан, по неведению, неосторожности, раздражению,… в порыве страсти, или же для прикрытия умышленной лжи, заклинают себя такими выражениями которые страшно даже произнести: «да постигнет меня анафема, пусть   буду я проклят Богом, да не увижу я света Божия», другие заклинают друг друга совершить какое либо преступление, или дают клятву обидеть ближнего, отомстить врагу и т. п.» (5) .

Молодые люди пришедшие служить нуждались в поддержке в укреплении веры. Штабс-капитан Ян Карпов свидетельствовал о благоговейном отношении к святыне в солдатской среде, но полной религиозной безграмотности. (6). А вот как, во вступительной речи перед открытием вне богослужебных собеседований характеризует религиозность нижних чинов прот. Т. Дивов: «Несомненно, что вы люди верующие, но вера ваша темна, безотчетна. Если спросить вас: во что вы веруете, какие основные истины православного вероучения, – многие ли из вас дадут сколь-нибудь удовлетворительный ответ? Известна в этом случае ваша отговорка: «мы люди темные, где нам понимать такие высокие предметы». Несомненно также, что все вы, за немногими исключениями, стараетесь, по мере сил своих, исполнять заповеди Божии и обряды церковные; но для вас недоступен или, по крайней мере, мало понятен внутренний смысл этих заповедей и обрядов; поэтому, вы и   молитесь, и соблюдаете праздники, и поститесь, и отправляете долг исповеди – не столько по внутреннему, сердечному влечению, сколько по одной привычке, в силу заведённого обычая. Вообще нужно сказать, что ваша религиозность – внешняя, формальная, а потому безжизненная и малоплодная…». Он не обвиняет во внешней религиозности, а рассматривает причины приведшие к этому. «Единственно доступная для всех вас школа, в которой вы можете поучаться богопознанию и благочестию, это храм Божий… но как мало доступен для вас смысл того, что совершается пред вами!» Многие грамотны и учились в школе где получили сведения о вере нравственности и богослужении. Из опыта видно, что заботясь о хлебе насущном, «а в свободные часы увлекаясь общим потоком праздности»(7), школьные знания развеиваются и задача просвещения ложится на пастыря. Что не всегда удаётся из-за мощного воздействия внешних факторов.

Часто расквартированные в городе воины, подвергались дурному влиянию со стороны развращённых городских жителей. Особенно много опасностей поджидало в крупных городах. Состояние Санкт-Петербургского общества отражено в речи прот. Д. Никитина по случаю празднования десятилетия вне богослужебных бесед в Сергиевском всей Артиллерии соборе, 18 марта 1890 годя. «То было время самое печальное и для веры православной и для жизни общественной и семейной в нашем обширном отечестве. Безверие и нечестие овладели умом и сердцем многих из нас. Стремление к материальной наживе без разбора средств, – жажда чувственных животных наслаждений, соединённая иногда с потерею чести и совести, – погоня за выгодными местами и должностями без заслуг и достоинств, – колебание умов и шаткость убеждений относительно самих основ и строя государственной жизни, – разнузданность в супружеских и семейных отношениях во имя свободы, ложно понимаемой, – явное равнодушие и даже насмешка над уставами церкви и её пастырями, – вот мрачная характеристика нравов и состояние значительной части Петербургского общества, особенно заметно выразившееся с 60-х до 80-х годов текущего века (Х IX в.)» (8). Вырванные из дома молодые люди попадают в незнакомую армейскую среду. А так как   их религиозность в основном внешняя, обрядовая в связи с этим они сильно подвержены влиянию со стороны как положительному, так и отрицательному. Особая ответственность ложится на священство и господ офицеров.

Священники вели работу по религиозно-нравственному воспитанию нижних чинов в двух направлениях: 1) воздействие на душу воинов через вовлечение в Церковную жизнь за счёт участия в таинствах и обрядах, 2) религиозно-просветительская деятельность.  

Организация богослужебной деятельности, храмы.

Места богослужений.

Для совершения богослужения нужны храмы, которых было много, но не достаточно, как и священнослужителей. Священников не было в артиллерийских и саперных бригадах, резервных и стрелковых батальонах. Вопрос о назначении священства в эти части войск возбуждался в военном министерстве, но по нехватке средств отложен, исключая случаи крайней необходимости. Руководящие чиновники понимали, что расходы на содержание священников «несомненно старицею возвратятся Государству, с улучшением нравственного воспитания народа. Нижние чины придя домой в запас более крепкими в понимании истин Православной веры, передадут детям свои религиозные убеждения и. можно надеяться, что те печальные явления, какие мы видим между простецами лишенными влияния церкви и духовного пастыря, как например: суеверия, секты и раскол, если не ослабеют совсем, то в значительной степени» (9). Поэтому пусть не везде, но вводились новые штатные единицы. «К сему последнему случаю и относится назначение с 1 января 1890 года особого священника в переформированный из батальона 6 стрелковый полк, имеющий в настоящее время пребывание в городе Томашеве, Петроковской губернии, варшавского военного округа». В данной местности не имелось ни военного, ни епархиального священника. «На устройство военно-походной церкви ассигнуется единовременно 955 руб. 50 коп» (10).

Проблема нехватки храмов решалась несколькими путями: 1) Осуществлялась передача храмов из епархиального в военное ведомство. 2) Поочерёдное служение военного и епархиального священников в ближайшем от полка епархиальном храме. 3) Обустройство под временный храм пригодных помещений. 4) И велось активное строительство.

С принятием «Положения об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств» окончательно решился вопрос о передаче госпитальных крепостных, портовых и других подобных церквей из епархиального ведомства в ведомство протопресвитера (11). Начало передачи было положено высочайшим повелением императора Александра I (12). Передача храмов проходила очень сложно. Противники были, как со стороны епархиального духовенства, так и военного, не желавшего нести материальные издержки на содержание храмов. Процесс затянулся на 100 лет. С1890 года вошел в завершающую фазу   и закончился к началу ХХ века (13).

       Для удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих на местах постоянной дислокации возводились храмы. Обустройство храмов происходило по-разному: местами ассигновывались деньги из казны, местами собирались пожертвования, у некоторых была возможность благоустраивать храм из доходов прихода. Во время полевых учений возникала проблема удобства совершения богослужений. В палатках или под намётами помещались не все. А так как обычно места военных лагерей, закреплялись за полками и благоустраивались, то священноначалием было выражено пожелание: «желательно, чтобы во всех местах лагерных сборов были поставлены, вместо наметов, деревянные церкви» (14).

  Не смотря на усилия властей нехватка армейских православных храмов все равно остро ощущалась, особенно в западных областях и на окраинах нашего великого государства. «Христолюбивый русский воин, проживающий в Финляндском, Виленском и Варшавском округах, во многих случаях лишен великого христианского утешения – молиться в церкви: военных храмов соответственно с числом стоящих здесь войск, очень мало, так что в зимнее время богослужение для нижних чинов отправляется или в казармах, где отведено для того особое помещение, или в епархиальных церквах, совместно с епархиальным священником, или в наёмных у городских обывателей домах. Понятно с какими неудобствами и затруднениями соединено отправление богослужения и в казармах». (15). Журнал «Вестника Военного Духовенства» давал дополнительную возможность для сбора пожертвований на сооружение и восстановление храмов в тех местах, где не хватало средств. Один из таких случаев сбор пожертвований на реставрацию храма в крепости Карс.    «До настоящего времени в Соборе не имеется соответствующей дарохранительницы и Св. чаши для причастия; нет не только настенных образов но даже и установленных церковными правилами икон для чествования двунадесятых праздников». Воззвания о помощи находили отклик но не всегда полностью удовлетворяющий необходимую материальную потребность.: «Комитет по реставрации Карского собора, принося глубочайшую благодарность всем лицам и учреждениям, внёсшим уже посильную лепту свою на благолепие этой древней святыни, вынужден вновь прибегнуть к неизсякаемой благотворительности русского общества…» (16).

В храмах совершали богослужения военные священники приписанные к этим храмам. Всякий военнослужащий, где в расположении части находился храм, имел возможность посещать богослужения, исповедаться и причаститься. Великим же постом православным нижним чинам это вменялось в обязанность приказом. Перед причащением солдат священники в течение недели должны были ежедневно совершать богослужения и проводить внебогослужебные беседы. «В Святую Четыредесятницу или в иное время священники, по соглашению с полковым начальством, приготовляют православных воинов к исповеди и принятию Святых Таин по установленному церковному чину, в течении всей недели каждодневным Богослужением, с поучениями в церкви и внебогослужебными собеседованиями» (17).

  Богослужебная деятельность: таинства, обряды, церемонии.

Цель, к которой должна быть направлена вся деятельность военных пастырей, состоит в том, чтобы «Утвердить воинских чинов в вере и благочестии» (18), развить в них высокие чувства любви и   благоговения к Богу, преданности царю и Отечеству (19). Для достижения этой цели уделялось серьезное внимание воздействию на душу воина через участие в таинствах, обрядах, церемониях.

  На страницах журнала при окормлении пасомых говорится о 5 таинствах. Крещение и соответственно миропомазание упоминаются в связи с несколькими случаями обращения в православие евреев (20), и в связи с необходимостью иметь миро морскому священнику на случай совершения таинства над детьми «…православных родителей в странах, где нет православных священников» (21). О причастии воинов были законодательно прописано в «Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств» пункт 48, что великим постом или в другое время священники, договорившись с полковым начальством, обеспечивали воинам недельное говение и причастие. (22). Публиковались приказы военного начальства о том, что воины православного вероисповедания обязаны великим постом отговеть и причаститься, а начальствующие должны проследить (23). Военное начальство было обязано способствовать посещению нижними чинами воскресных и праздничных богослужений. Но на деле на кануне   воскресных и праздничных дней назначали в офицерских собраниях музыкальные и танцевальные вечера, приводя в смущение нижние чины. А в дни праздников и в литургийные часы зачастую проводились телесные осмотры (24). К причастию солдаты допускались лишь после недельной подготовки, зависящей от договорённости между священником и полковым командиром. В итоге солдаты, находясь еженедельно на литургии причащались крайне редко (но и среди гражданского населения частое причастие не практиковалось). Особенности совершения литургии на флоте были такие: священнику перед выходом в море выдавался   антиминс, а также он должен был «взять запасные дары из какой либо церкви, так как заготовление запасных даров на судне соединено с некоторым неудобством». Богослужения должны совершаться в воскресные и праздничные дни, но отменялись по причинам: сильной качки, авральных работ, срочных постановок и снятий парусов и всяческих неотложных корабельных дел.(25).

Когда говорилось о причастии, то исповедь подразумевалась, но проблема исповеди обсуждалась и отдельно. В храмах, где помимо военных были и штатские прихожане из-за большого скопления народа стесняли солдат и исповедовали в стеснённых условиях, случалась и общая исповедь. Протопресвитер А.А. Желобовский выступил с жёсткой критикой подобной практики на братском собрании. И предложил совершать причастие солдат не только в воскресные, но и в будничные дни предварительно отговев 3 дня «…и желательно солдатиков исповедовать отдельно от мирян, дабы не было нарекание в небрежении солдатами перед мирянами».   Чтобы исповедь не проходила торопливо и   механически необходимо исповедовать не один день в неделю, а несколько. И подобный опыт внедрялся. (26).

Очень красиво совершается таинство венчания. И оно возвышающее действует на душу человек. Но имела место быть практика, когда одновременно в разных пределах венчались несколько пар. Через такое совершение таинство превращается в бездушный и бессмысленный обряд. Подчёркивалась недопустимость подобного явления и отрицательного влияния на души людей. (27).

Особое внимание уделялось внешнему благолепию в служении и украшению храмов. Обращалось внимание на не достаточно благоговейное поведение священников и прислуживающих в алтаре.

Описываемое время можно отнести к периоду активного   украшения храмов. Почти в каждом номере можно было найти сообщения о пожертвовании на тот или иной храм. Жертвовали различные суммы, в зависимости от достатка. Кто   вносил деньгами, кто приобретал необходимые для храма вещи. Встречается очень много сообщений с указанием конкретных имен жертвователей. А два жертвователя прислали в редакцию письма с просьбой за их счёт написать две иконы в строящийся храм с подписью под иконой имён их и семьи для поминовения жертвователей, а на обороте подпись кто пожертвовал (29).

Серьёзное внимание уделялось церковному пению. В церковной печати широко обсуждался вопрос улучшения пения, так как из-за плохого «действенность богослужения может ослабиться, помимо доброго желания пастыря» (30). Предполагались проекты улучшения пения, пытались заменить напевы «составленные по образцу иноземного (латино-немецкого) пения» на изстари у нас употребляемые,   поскольку первые не соответствовало церковному молитвенному характеру (31). Протопресвитер во время ревизионных поездок весьма радовался когда слышал хорошее церковное пение. Благостное впечатление осталось после обозрения кавказского военного округа. Там военные начальники издали особые инструкции для церковных хоров. Благодаря этим инструкциям священник мог воздействовать на хор в сложных ситуациях.

Армейская жизнь в идеале предполагала переплетение с религиозной. Помимо воскресных и праздничных богослужений с утра и вечером как в армии, так и на флоте совершались краткие молитвословия (33). Любое торжество или особо важное событие сопровождалось или богослужением, или молебном. Закладка и освящение церквей и часовен, полковые праздники, приезд высокопоставленного официального лица, освещение знамени, казарм, принятие присяги, начало и окончание учёбы в учебных командах и офицерских школах. Все эти мероприятия сопровождались проповедью или беседой.  

Но не во всех полках присутствовали священники. Частично вопрос решался через договорённость с местными епископами. Чтобы как-то разрешить проблему А.А. Желобовский на одном из братских собраний для тех, в чьём   полку не было священника, высказал пожелание: «чтобы в дни воскресные и праздничные дни нижние чины, под руководством офицера, собирались, читали и пели молитвы, чем отличался бы день праздничный от будничного и укреплялось бы религиозное чувство» (34).

На душу, часто религиозно не крепкого солдата, присутствие в храме на богослужении и на церковных торжествах оказывало определённое воздействие. Но солдаты оказались между двух сил. С одной стороны активная часть священства, находящаяся в численном меньшинстве, а с другой индифферентная часть высшего света, заражавшая своей религиозной апатией нижние чины. И на этом фоне было совершенно не достаточно одних внешних религиозных воздействий, без глубокого внутреннего наполнения. Для этого было необходимо религиозное просвещение.

  Религиозное образование .

Вопрос просвещения нижних чинов решался двумя способами: преподаванием закона Божия в учебных командах, готовящих унтер- офицеров и проведением внебогослужебных бесед на религиозные и военно-патриотические темы со всеми остальными. После введения закона о всеобщей воинской обязанности сократился срок службы. Как следствие в 1875 году двухгодичный срок обучения был заменён одногодичным с сокращением программы, не была изменена только программа по Закону Божию. 6 февраля 1890 г . прошло пятое братское собрание военных священников, имеющих жительство в С.-Петербурге и его окрестностях. На этом собрании комиссией под председательством прот. А Ставровского была предложена программа рассчитанная на 2 урока в неделю или 30 уроков в год. Собрание утвердило программу и было подано ходатайство, через Военное Министерство, на утверждение Святейшего Синода. На этом же собрании обсуждались и были одобрены предложения Главного Священника Армии и Флотов об устроении церковных библиотек при всех военных церквях на церковные суммы. Ориентация библиотек была направлена на нижние чины, так же по возможности предусматривалось приобретение книг рассчитанных на господ офицеров (35).

Преподавателями Закона Божия были выпущены несколько учебников, которые на страницах журнала подверглись конструктивной критике. К учебнику предъявлялись особые требования, поскольку религиозная образованность нижних чинов была крайне низкая. «Ему (полковому учителю Закона Божия) приходится иметь дело с лицами, имеющими самые смутные представления о христианской религии» (36). Говорилось о необходимости выбрать из курса Закона Божия самое необходимое, что более доступно пониманию нижних чинов и может принести пользу в религиозном развитии. Рекомендовалось: «…Чтобы полковые законоучители избегали сухого, отвлечённого и схоластического изложения истин веры и нравственности христианской, а придавали своим урокам характер беседы пастыря со своими духовными детьми, – требование тем более необходимое, что полковые священники должны действовать не столько на ум, сколько на сердце своих слушателей, т. е. должны стремиться к тому, чтобы развить и укрепить в них чувство религиозности и добрые навыки» (37). Предлагался план преподавания 1) объяснение повседневных молитв; 2) обзор главнейших рассказов Библейской истории, преимущественно Новозаветных; 3) Практическое объяснение символа веры, заповедей, литургии. В 12 номере за 1890 год дан обзор истории преподавания Закона Божия.   Выделяется предшествующий Главный Священник Армии и Флотов В. И. Кутневич, который составил «Наставление о преподавании Закона Божия нижним чинам. Заканчивалось оно словами: «Учение тогда только доходит до глубины   сердца учащихся, когда преподающий в глубине сердца своего полюбил оное и служит живым примером того, чему учит, и потому преподаватель Закона Божия да обратит своё внимание на самого себя и озаботится о том, чтобы пример его жизни соделывал плодоносным его учение» (38). Слова сии не потеряли актуальности по сей день.

       Кроме полковых учебных команд в армии существовали низшие школы. В них преподавалось чтение, письмо и арифметика. «…что же касается Закона Божия, то о нём нет даже упоминания в положениях о сих школах». Главный священник обращает внимание: «…желательно, чтобы новый проект не оставил без внимания этой аномалии» (39). Проявляя заботу о нижних чинах не обучающихся в полковых учебных командах Главный Священник Гвардии, Гренадёр Армии и Флота А. А. Желебовский своим распоряжением в 1889 году сделал обязательными для военных пастырей проведение внебогослужебных собеседований. Позже подобный указ об учреждении на каждом приходе вероучительных собеседований был издан Святейшим Синодом. Опыт проведения внебогослужебных собеседований имелся в отдельных храмах ещё раньше. В Сергиевском всей артиллерии соборе они открылись с разрешения Главного Священника Армии В. Б. Бажанова 18 марта 1880 года и принесли положительный результат, в лоно церкви вернулись отпавшие, увлечённые «современной ересью об оправдании пред Богом одною верою без добрых дел» (40). Так же плодом бесед стал народный хор, и некоторые миряне вступили в святые обители. Приходили известия из мест, где беседы велись после указа Главного Священника. Нижние чины проявляли живой интерес, малосведущие нередко обращались к полковому священнику за разъяснением. Есть священники, которые проводят 5 – 6 бесед в неделю, несмотря на несколько десятков верст между различными частями полка. Некоторые военные священники специально приезжали в С-Петербург, перенять опыт ведения бесед. В начале 1890 года вышло Распоряжении Главного Священника, обязывающее предоставить в редакцию 2 проповеди или 2 внебогосужебные беседы.   Целью издания указа являлось выявление и печать лучших бесед в качестве образцов. Часть духовенства добросовестно выполнила, некоторые не удостоили журнал ни строкою, некоторые прислали чужие выписанные, некоторые отнеслись как к повинности. Выражается надежда, что в дальнейшем   пастыри проявят большую активность. «…пост военного священника настолько важен, народно-просветительская миссия военного духовенства настолько высока и свята, что общество вправе ожидать и требовать от него и надлежащей энергии и, так сказать гласного отчёта в его деятельности».» (41).   Вестник Военного Духовенства напечатал советы дивизионного благочинного относительно ведения внебогослужебных бесед. Он даёт примерную схему последовательности изложения и обращает внимание, что это следует делать не сухим школьным языком, не в форме уроков, а в доступных простому человеку рассказах. И если имеются туманные картины о событиях, демонстрировать их с объяснением. Хорошие советы даны в «Своде отчётов первого десятилетия чтений с туманными картинами для нижних чинов кавалергардского её величества полков». «Главные условия успеха чтений: ясность, рельефность (отсутствие обилия имен и цифр) и краткость (чтобы чтение не продолжалось долее ¾ часа или 1 час) и, наконец, достаточное число картин, наглядно   иллюстрирующих текст» (42). На внебогослужебные беседы помимо религиозного образования возлагались   задачи развить любовь к Родине, патриотические чувства и нравственность. Эти же задачи стояли перед священниками, произносившими проповеди в храмах, и на различных торжествах. Решались поставленные задачи путём приведения добрых примеров из истории Отечества и современности.          

  Воспитывая религиозного человека, общество получает человека нравственного, поскольку верующий человек старается жить по заповедям Божиим. Он возрастает нравственно и в нём развиваются светлые чувства любви к родине и патриотизма.

Из материалов журнала «Вестник военного духовенства» видно, что   работа военных священников была направлена не просто на исполнение религиозных потребностей военнослужащих, таких как совершение богослужений, требоисполнение и осуществление надзора за непременным причастием, а на религиозно нравственное воспитание, формирование у личного состава патриотизма и верности воинскому долгу.

Для осуществления поставленных задач создавались условия: повышалось жалование, строились храмы и часовни, решался вопрос об увеличении числа военного духовенства, так как некоторые полки испытывали неудобства из-за отсутствия оного, законодательно очерчивались права и обязанности военного духовенства.

На местах повседневное служение священника своей пастве включало, как богослужебную деятельность, направленную на удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих, так и внебогослужебную, решающую проблемы религиозно-нравственного воспитания. И очень много зависело от личных качеств священника.

*По материалам журнала «Вестник военного духовенства» за первые пять лет издания (1890-1894 гг.)

Литература

1. Давлетшин В.Р. Институт военного духовенства в России ( XVIII – XIX вв.): процесс введения и становления. – С.32; Кузнецов А.М. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций( XVIII – начала XX века) Дисс. … канд. ист. наук. – С. 67

2. Слово в день крещения Господня // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №1. – С.50 – 51.

3. К вопросу о прошлом и современном состоянии военного духовенства   // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №2. – С.39.

4. К вопросу о преподавании Закона Божия в полковых школах   Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №12. – С. 378.

5.Фалютинский Г. прот . Братское собрание военных пастырей г. Петербурга и его окркстностей под председательством О. Протопресвитера А.А. Желобовского   4 февраля 1893 года    // Вестник военного духовенства. – СПб., 1893. – №5. – С. 132.  

6.Карпов Ян, штабс-капитан.   Несколько слов о быте солдатском     Вестник военного духовенства. – СПб., 1891. – №11. – С.344-348.

7. Дивов Т. прот.   Вступительная речь перед открытием внебогослужебных собеседований   // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – № 20. – С.624.

8. Никитин Д, прот.   Речь по случаю празднования десятилетия внебогослужебных бесед в Сергиевом всей артиллерии соборе 18 марта 1890года. // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №.10 – С. 201-202.

9, Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора Святейшего Синода   К.П.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1890-91 года. – СПб., 1892. – С.67-69.

10. Ставровский А., прот.   К приказу от 17-го ноября 1889 года за №227   // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №1-2. – С.56-57.

11. Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №14. – С.418-439.

12. Барсов Т.В.   Об управлении русским военным духовенством. – Спб., 1879. – С.48.

13. Ивашко М. И.   Военное и морское духовенство России( XVIII –  

начало XX вв.)   Историографическое исследование. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2005. – С.159-159.

14. Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора Святейшего Синода   К.П.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1890-91 года. – СПб., 1892 – С.67

15Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора Святейшего Синода   К.П.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1890-91 года. – СПб., 1892 – С.66

16. Воззвание   // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №9 – С.288.

17. Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №14. – С.424.

18. Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №14. – С.425.

19. К вопросу о трёх видах пастырских обязанностей // Вестник военного духовенства. – СПб., 1893. – №1.– С.6

20. Крещение еврея и присоединение двух иноверцев к православной вере в церкви 25-го пехотного Смоленского полка // Вестник военного духовенства. – СПб., 1894. – №12. – С.371-373

21. Гиганов В., иер. Священнослужитель на корабле во время кругосветного плавания // Вестник военного духовенства. – СПб., 1894. – №11. – С. 333.

22. Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №14. – С.424.

23. Из приказа по войскам гвардии и петербургского военного округа // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №.5 – С.121.

24. РГИА. Ф. 806.Оп.4.Д.2025. Л. 20

25. Гиганов В., иер. Священнослужитель на корабле во время кругосветного плавания // Вестник военного духовенства. – СПб., 1894. – №11. – С. 333.

26. Фалютинский Г. прот . Братское собрание военных пастырей   г. Петербурга и его окрестностей     // Вестник военного духовенства. – СПб., 1893. – №13. – С. 407-408.

27. Фалютинский Г. прот . Братское собрание военных пастырей   г. Петербурга и его окрестностей     // Вестник военного духовенства. – СПб., 1893. – №13. – С. 408.

28. Письмо   бывшего церковника Петровской военной церкви. «Вестник   военного духовенства» . – СПб., 1891. – №5. – С.136-137; Письмо протопресвитеру бухгалтера Петровской городской полиции В.И. Демидива. // Вестник военного духовенства. – СПб., 1891. – №5. – С.165-166.

29. Обзор статей, напечатанных в «Вестнике Военного Духовенства» в истекшем 1893 году // Вестник военного духовенства. – СПб., 1894. – №1. –   С17.

30. Церковное пение наших певческих хоров    //Церковные Ведомости. –   СПб., 1893. – №№ 1-2

31. Карпов Ян, штабс-капитан.   Несколько слов о быте солдатском     Вестник военного духовенства. – СПб., 1891. – №11. – С.347.

32. Фалютинский Г. прот . Братское собрание военных пастырей   г. Петербурга и его окрестностей     // Вестник военного духовенства. – СПб., 1893. – №13. – С. 414.

33. Ставровский А., прот.   Пятое братское собрание священников, имеющих жительство в С.-Петербурге и его окрестностях // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №6. – С.172-174.

34. Дивов Т., прот.   Уроки по Закону Божию для православных воинов полковых учебных команд в вопросах и ответах. Составлены по руководству Пространного катехизиса, Начатка христианского учения и других источников протоиереем Д. Поповицким, настоятелем С.-Петербургского Адмиралтейского собора. С.-Петербурга, 1889. // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – № 8. – С.243.

35. Дивов Т., прот.   Уроки по Закону Божию для православных воинов полковых учебных команд в вопросах и ответах. Составлены по руководству Пространного катехизиса, Начатка христианского учения и других источников протоиереем Д. Поповицким, настоятелем С.-Петербургского Адмиралтейского собора. С.-Петербурга, 1889. // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – № 8. – С.243.

36. О преподавании Закона Божия в полковых и воинских учебных командах // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №.12 – С.371.

37. О преподавании Закона Божия в полковых и воинских учебных командах // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №.12 – С.380.

38. Никитин Д, прот.   Речь по случаю празднования десятилетия внебогослужебных бесед в Сергиевом всей артиллерии соборе 18 марта 1890года. // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №.10 – С. 201.

39. Распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – №.24 – С.752.

40. Дашков Д.Я., ротмистр.   Свод отчётов первого десятилетия чтений с туманными картинами для нижних чинов кавалергардского Ея величества полка (1879 – 1889 годы) // Вестник военного духовенства. – СПб., 1890. – № 22. – С. 610.

Акимов Даниил Владимирович


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"