На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Церковь и армия  

Версия для печати

Жизнь для Отечества

Духовно-исторический портрет адмирала П.С. Нахимова

«Тот истинно воин непобедим, которому венец мученичества
за Веру, Царя и Отечество также любезен, как и венец победы».
Святитель Филарет, митрополит Московский

«Чистый душой и благородный человек будет всегда ожидать 
  смерти спокойно и весело, а трус боится смерти, как трус».
П.С. Нахимов

«С неодолимым мужеством, 
  с самоотвержением достойным воинов-христиан,
они поражали врагов или гибли, не помышляя о сдаче…».
Император Александр II

 

Адмирал НахимовСреди выдающихся русских адмиралов беззаветно преданных православной Вере, Царю и Отечеству Павел Степанович Нахимов по праву стоит первым после   святого праведного воина Феодора (Ушакова). В 2005 году исполнилось 150 лет со дня его героической гибели. О Павле Степановиче чаще вспоминали только как о выдающемся флотоводце. Исследователи опускали или замалчивали то, что главной основой всех его славных дел и побед, наряду с высокими профессиональными качествами, была глубокая вера в Бога, искренняя любовь к Православию, и на этой твердой основе – верность воинской чести и присяге. Адмирал Нахимов принял смерть в Крымской войне не просто за город и морской порт на Черном море, а за Веру, отстаивая вместе с другими защитниками Севастополя древние святыни колыбели русского Православия. Об этом красноречиво свидетельствуют письма и приказы Павла Степановича, воспоминания о нем и дневники современников.

Крещенный в честь святого и всехвального, первоверховного апостола Павла, воспитанный в благочестивой христианской семье, обученный в Морском кадетском корпусе и на кораблях Балтийского флота   – Павел Степанович получил хорошее начальное домашнее, церковное, и прекрасное военное и светское образование. По Божьей воле, его всегда окружали люди высокообразованные, истинно духовные, искренно исповедовавшие православную веру. Среди них были не только его родственники, земляки, друзья, воспитатели, начальники и подчиненные. Но часто и те, кто в разных концах России всегда находился рядом с Нахимовым по духу, молился за него у домашних иконостасов, в монастырских келиях и приходских храмах. Как и у всякого талантливого, честного и порядочного человека, у Павла Степановича были и враги, завистники, недоброжелатели, но на фоне людей добрых, преданных, истинно верующих, доля их была ничтожно мала.

  Вся жизнь Павла Степановича столь же ярка и чиста, как и его славная кончина в Крымской войне. Восточная (Крымская) война 1853-1856 годов стала тогда глобальным противостоянием соединенных войск Европы, Оттоманской империи (Высокой Порты) и России. Это было противостояние сил Православия и сил европейского «просвещения», объединенных не христианскими, а атеистическими идеями. Их главная задача в той войне – добиться от России отказа от права покровительствовать православным христианам, подданным султана. Из этого вытекала и политика непременного уничижения православных святынь на всех территориях Оттоманской империи, перенесенная оккупационными войсками и в Крым. Справедливо мнение по этому вопросу Владимира Павловича Казарина, профессора Таврического национального университета. «Инспирированный Францией двухлетний спор с Россией о «святых местах» закончился тем, что в январе 1853 года ключи от Вифлеемского храма (церковь Яслей Господних) и Иерусалимского храма (церковь Гроба Господнего)   были демонстративно с большим шумом отняты у православной общины, которой они традиционно принадлежали, и под давлением Парижа переданы турецкими властями Палестины католикам. Этот акт был совершен в стране, в которой православие исповедовало подавляющее большинство подданных. Нетрудно себе представить реакцию на эти события не только внутри Османской империи, но и за ее пределами, в первую очередь, в православных странах. Было грубо и публично нарушено закрепленное договорами право России на покровительство православных в Турции. …Не случайно она (Крымская война – авт.) получит также другое название – «битва за Ясли Господни». В те дни архиепископ Парижский, кардинал Сибур в одной из своих проповедей сказал: «Война, в которую вступила Франция с Россией, не есть война политическая, но война священная. Это не война государства с государством, народа с народом, но единственно война религиозная. …Истинная причина, угодная Богу, есть необходимость отогнать ересь…, укротить, сокрушить ее. Такова истинная цель этого нового крестового похода…». (1)

Приведенные ниже материалы, не раскрывают всего многообразия духовной жизни Павла Степановича и его окружения, они лишь канва для дальнейших более полных и исчерпывающих исследований.

  Детство. Павел Степанович Нахимов   родился 23 июня (6 июля по н.с.) 1802 года, в день празднования Владимирской иконе Божией Матери, накануне праздника Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня/7 июля), в сельце Городок, Вяземского уезда, Смоленской губернии. Находясь под незримым покровом Владимирского образа Пресвятой Богородицы, празднество которому установлено в память спасения города Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, позже Павел не случайно избрал путь воина, защитника Православия. Младенца крестили на пятый день по рождению, накануне празднования святым славным и всехвальным апостолам Петру и Павлу (29 июня/12 июля). В Смоленском архиве сохранилась запись в метрической книге Смоленской епархии, Вяземского уезда, села Спас-Волженского, церкви Спаса Нерукотворного Образа с приделом в честь иконы Одигитрии Пресвятой Богородицы за 1802 год: «Числа 23. Месяца июня. Сельца Городка у господина майора Степана Михайловича сына Нахимова з женою ево Феодосию Ивановую родился сын, Павел, крещен священником Георгием Авсяниковым 27 числа, а при крещении ево восприемники были господин Сычевской округи подпорутчик Николай Матфеев сын Нахимов да девица Анна Степановна дочь Нахимова».   Младенца нарекли в честь апостола Павла, совершавшего длительные миссионерские морские путешествия и   пренебрегавшего всеми опасностями во имя христианства.   Примечательно и то, что 29 июня/12 июля в день его святого, апостола Павла, Церковь совершает празднество Касперовской иконе Пресвятой Богородицы. В Крымскую войну, в Херсонской епархии, по общему верованию, спасшей город Одессу в октябре 1855 года от бомбардировки неприятельским флотом. (2)

В доме родителей Павел прожил до середины 1813 года. Необходимость жить всегда только по заповедям Господним и по совести, заложенную в семье, он пронес через всю жизнь. Особая заслуга в религиозном воспитании Павла лежит на его матери Феодосии Ивановне, скоропостижно скончавшейся в дни его выпуска из Морского корпуса, и погребенной в Спас-Волжинском, к юго-западу от храма, где он был крещен.

Время смерти и место погребения Степана Михайловича Нахимова в метрических книгах не отражено. Существует предположение, что после передачи земель в Городке детям, отец переселился в Бельский уезд Смоленской губернии, в родовое имение Воскресенское-Щербатовщина, где были похоронены его родители. (3)

Морской корпус. В августе 1813 года Павел Нахимов был определен кандидатом на вакансию в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В июле 1815 года он определен в кадеты корпуса и тогда же произведен в гардемарины. Под началом преподавателя корпуса, лейтенанта князя Сергея Александровича Ширинского-Шихматова, вместе с другими двенадцатью гардемаринами Павел Нахимов в 1817 году на бриге «Феникс» (командир лейтенант П.А. Дохтуров), совершил учебное плавание по Балтийскому морю. С 13 мая по 17 сентября бриг «Феникс» выйдя из Кронштадта, посетил Роченсальм, Свеаборг, Ригу, Стокгольм, Карлскрону, Копенгаген и Ревель. Все учащиеся Морского корпуса проходили морскую практику, и эта информация была бы обычной, если не учитывать, что С.А. Ширинский-Шихматов – это будущий иеромонах Аникита, известный подвижник,   во второй половине 1830 годов подвизавшийся на Святой горе Афон.   В период службы в Морском корпусе большую часть своего денежного содержания Сергей Александрович отдавал на дела благотворительные. «К нему обращались за помощью все, кто в ней нуждался, и ни один нищий, сирый и убогий не возвращался от него не одаренным. Жизнь он вел, можно сказать иноческую в мире: пищу употреблял только постную, и то однажды в день; пил только воду; спал не более пяти часов в сутки; знакомств никаких не вел и жил отшельником; все свободное время он посвящал молитве, чтению священных книг, благочестивым размышлениям. Нравственные качества его были недосягаемо высоки: он ненавидел всякую неправду, возмущался одним внешним лоском людей, под которым нередко скрывается лицемерие и беззаконие…». Особой любовью и доверием Сергей Александрович пользовался у своих учеников. «Исполняя с трогательной заботливостью   обязанности воспитателя, он был нежнейшим отцом вверенных его попечению воспитанников. …При отличном образовании …он свободно владел тремя новыми и обоими классическими языками, а по глубокому знанию славянского, считался в числе лучших современных филологов». В период преподавания Сергея Александровича в Кадетском корпусе были написаны и изданы: поэма «Пожарский, Минин, Гермоген или спасенная Россия» (1807 г.); «Песнь Российскому слову» (1809 г.); поэма «Петр Великий» (1810 г.); «Возвращение в Отечество любезного брата» (1810 г.); «Ночь на гробах» и «Песнь Россу» (1812 г.); «Ночь на размышления» (1814 г.); «Совещание с друзьями» (1815 г.); «Песнь сотворившему вся» (1817 г.); «Переложение стихир в честь Божией Матери» (1821 г.); «Иисус в Ветхом и Новом Заветах» (1824 г.). Все его литературные произведения имели религиозно-нравственное направление, отличались глубиной мысли и образностью. За успехи в этой деятельности Сергей Александрович награждался императором Александром I и Академией наук. Под его благотворным влиянием в годы учебы находился и юный Павел Нахимов. (4)

  После сдачи выпускных экзаменов гардемарин Павел Нахимов 20 января 1818 года произведен в унтер-офицеры, а 9 февраля в мичманы с назначением во 2-й флотский экипаж. Вместе с ним эти звания получил и его близкий друг Михаил Рейнеке, из дневников и писем которого мы знаем подробно о некоторых эпизодах из жизни П.С. Нахимова. (5)

Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов), известный своей особой заботой о развитии духовного просвещения в России, 31 января 1818 года направил письмо директору Корпуса Карцеву Петру Кондратьевичу о впечатлении, произведенном выпускниками на экзамене по Закону Божьему. В нем он отмечал: «…Хотя я и не имел удовольствия лично сам быть на экзамене в Законе Божием унтер-офицеров и гардемарин Морского кадетского корпуса, приготовленных к выпуску во флот в офицеры, но присутствовавший при оном по препоручению моему преосвященный Филарет, епископ Ревельский, донес мне, что наставления в Законе Божием преподаны тщательно, испытание было непринужденное, ответы воспитанников на вопросы законоучителя большей частью удовлетворительны и на некоторые вопросы им, преосвященным предложенные, ответствовано правильно и свободно, и вообще довольно видимо было доброе расположение воспитанников, о чем и извещено Ваше превосходительство».

По состоянию здоровья митрополит Амвросий не смог присутствовать на экзамене. И как видно из письма он направил в Корпус своего викария, епископа Ревельского, Филарета (Дроздова), будущего митрополита Московского и Коломенского. Святитель Филарет – один из образованнейших людей XIX века. Современники отмечали «…всеобъемлющий, глубокий, сильный, строго дисциплинированный ум этого иерарха, его необыкновенную проницательность, мудрость, памятливость, …опытность в делах, всякого рода, замечательный во всем такт, …непоколебимость убеждения, твердость воли и строгую последовательность мышления». Влияние его сказывалось не только в церковных делах, но и во всей русской общественной жизни. Владыка Филарет составил известный «Катехизис», на основе которого в 1829 году издан «Катехизис для воинов» – «изречения Священного Писания с размышлениями, для употребления в военных училищах», использовавшийся широко при подготовке офицеров Российской армии. Сведенный по Божьей воле со святителем Филаретом на выпускных экзаменах, впоследствии Павел Степанович получал под свое начало офицеров, воспитанных на его проповедях и духовных произведениях. Во время Крымской войны, 9 сентября 1855 года, обращаясь к воинам   Стрелкового полка Императорской Фамилии, святитель Филарет говорил: «С утешением видим Вас, идущих на защиту Отечества. Исполняете священный долг, и тем лучше исполняете, что на сей подвиг Вас вызвала, свободно Ваша добрая воля и любовь к Царю и Отечеству. Тем паче благословит Вас Бог, любящий добровольные жертвы; тем более признательно будет Вам Отечество, если подвиг, так ревностно начатый, столь же ревностно продолжите и совершите». Эта короткая цитата из проповеди святителя хорошо передает общий духовный настрой того времени – для встающего на защиту своего Отечества никогда «не оскудеет дивная помощь Божия».  

В сводной экзаменационной ведомости от 4 февраля 1818 года записано: «Унтер-офицеры из первых лучших. …6. Павел Нахимов. …Закону Божию …очень хорошо и довольно знает». Соответственно и по остальным двадцать одному предмету оценки только «весьма хорошо» и «очень хорошо». В графе иностранные языки особо отмечено: «по-французски говорит, переводит и сочиняет хорошо». (6)

Клятвенному обещанию (присяге) выпускников Корпуса, данному и подписанному в феврале 1818 года, Павел Степанович остался верным до конца. Вместе со своими сокурсниками он торжественно зачитал такие слова: «…обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием, что хочу и должен …Императору Александру Павловичу, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови …и поверенный и положенный на мне чин …надлежащим образом по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать, как верному Его Императорского Величества благопристойно есть и надлежит, и как пред Богом и судом Его страшным в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет». Нахимов всегда помнил, внушал своим подчиненным, и сам показывал своим примером, что согласно воинской морали, основанной на присяге, нельзя применять оружие против мирных жителей, причинять им обиды; всегда быть милосердным к пленным и раненным неприятелям;   при любых обстоятельствах строго соблюдать дисциплину и чинопочитание, всячески охранять и поддерживать воинскую честь».

В силу общественной необходимости защиты от неприятеля с каждого воина частично снимается запрет «не убий». И в своих приказах, распоряжениях Павел Степанович неоднократно напоминал о строгом, неукоснительном соблюдении устава воинской службы, о почтительном отношении к форменной одежде, т.е. к тем моментам военной службы, которые общество ввело для снижения опасности от ослабления этого запрета. В самом начале Великой Отечественной войны, 22 июля 1941 года, ее священную сущность, в одной из своих проповедей, очень хорошо выразил митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). «Война священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды, Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за одно-кровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу. Поэтому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества». (7)

Архимандрит Леонид. Из рода Нахимовых происходил известный церковный деятель, историк, автор многочисленных исследований по истории монастырей и церквей Центральной России архимандрит Леонид (Кавелин). Он родился 22 февраля 1822 года в родовом имении – в сельце Грива, Козельского уезда, Калужской губернии. Его родителями были – Мария Михайловна (урожденная Нахимова), двоюродная сестра Павла Степановича Нахимова и Александр Александрович Кавелин, участник Отечественной войны 1812 года, штаб-ротмистр Гродненского гусарского полка. Младенец Лев был крещен в Спасской церкви села Спас-Волженского. Восприемниками при этом были Степан Михайлович Нахимов и подпоручица Екатерина Михайловна Нахимова, а также офицер морского флота Андрей Михайлович Нахимов и подпоручица Анна Степановна Воеводская, крестная мать Павла Степановича. Делу защиты Православия от иноверцев, за которое погиб его двоюродный дядя, адмирал Нахимов, архимандрит Леонид, после ухода из мира в отставку в чине капитана, посвятил всю свою оставшуюся жизнь. Встречались ли они в жизни прямых свидетельств нет, но то, что проживая в Козельской Оптиной пустыни послушник Лев, знал о славных подвигах защитников Крыма и Севастополя и горячо молился за них, несомненно. Впоследствии, Господь устроил так, что архимандрит Леонид несколько лет служил именно в тех местах, из-за которых фактически и началась Восточная (Крымская) война 1853-1856 годов, в Иерусалиме и Константинополе. (8)

Примечания

1. В.П. Казарин. Битва за Ясли Господни. Россия ли проиграла Восточную (Крымскую) войну 1853-1856 годов? Крымский архив. Симферополь, 2005. С. 6-7.

2. Перевод всех дат на новый стиль дан по Православному церковному календарю Русской Православной Церкви, М., 2005. // ГАСО (Государственный архив Смоленской области). Ф. 47. Оп. 1. Д. 309. Л. 54; Русский биографический словарь. Репринтное издание. Нааке-Николай. «Аспект-Пресс». М., 1996. С. 148; Иделевич Т.Н. Еще раз о месте рождения П.С.Нахимова. «Исторический архив», №2, М., 1956; Новый документ о месте рождения П.С.Нахимова. Газ. «Ленинский путь», г. Вязьма, 12 февраля 1956 г. // Автор вновь возвращается к месту рождения П.С. Нахимова, т.к. до сих пор встречаются издания, в которых, несмотря на существующий, и неоднократно опубликованный, подлинный документ (метрические книги) приводится другой населенный пункт Смоленской губернии. В книге «П.С. Нахимов. Документы и материалы», подготовленной Российским Государственным архивом Военно-Морского флота, под научной редакцией директора архива, доктора исторических наук В.С. Соболева, изданной в 2003 г. в Санкт-Петербурге в 2 томах,   на с.27 в т. I: «Важнейшие даты жизни и деятельности П.С. Нахимова. 23 июля (5 июля по новому стилю). Родился в селе Волочок, Вяземского уезда, Смоленской губернии (ныне село Нахимовское, Андреевского района Смоленской области». Соответственно – 23 июня, а не июля; село Волочек входило в Сычевский уезд (входил в Вяземский уезд только в 1928-1929 гг., затем с 1929 г. самостоятельный район) Смоленской губернии; ныне в Холм-Жирковском районе (образован в 1929 г.) Смоленской области; Андреевский район (в 1929-1935 гг. – Воскресенский р-н, 1935-1958 гг. – Андреевский р-н, 1958-1961 гг. – Днепровский р-н, 1961 г. – упразднен, территория передана Новодугинскому, Сычевскому и Холм-Жирковскому р-нам); село Волочек и Волочковский сельский совет переименованы в село Нахимовское и Нахимовский с/с. 5 июля 1952 г. по случаю 150-й годовщины со дня рождения П.С. Нахимова. – Административно-территориальное устройство Смоленской области. «Московский рабочий». М., 1981. С. 56-57, 60-61, 147, 414.   В этом же т. I на с. 27 приводится запись в метрической книге о рождении и крещении П.С. Нахимова, где соответственно указаны сельцо Городок и село Спас-Волженское, Вяземского уезда Смоленской губернии; на с. 36 публикуется фотокопия данного документа, хранящегося в Государственном архиве Смоленской области. В книге «Собор Святого Равноапостольного князя Владимира – усыпальница выдающихся адмиралов Российского Императорского Флота», подготовленной Музеем героической обороны и освобождения Севастополя, изданной в Симферополе в 2004 г. на с. 153 «Нахимов Павел Степанович (23.06(5.07).1802 г., с. Волочек Вяземского уезда Смоленской губ., ныне с. Нахимовское Андреевского района Смоленской области – 30.06 (12.07) 1855., г. Севастополь)», т.е. та же ошибка, что и в вышеуказанном издании.   // Подробно о месте рождения П.С. Нахимова у   И.Н. Беляева. – Адмирал Нахимов и Смоленский край. «Смядынь». Смоленск, 2002. С. 113-116. // Чудотворные иконы Матери Божией. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. М., 1993. С. 627; Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси на земле Украинской просиявшие. Ч. 1. Киев, 2004. С. 99-101.

3. Из записи в метрической книге Смоленской епархии, Вяземского уезда, села Спас-Волженского, церкви Спаса Нерукотворного Образа известно, что 12 февраля 1818 года скончалась Феодосья Ивановна Нахимова. Отпевание провел протоиерей Василий Соколов, с прочими священнослужителями. – ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Т. 2. Д. 309. Л. 270 об; П.С. Нахимов. Документы и материалы. Т. I. СПб., 2003. С. 54.

4. П.С. Нахимов. Документы и материалы. Т. I. СПб., 2003. С. 42-49, 373. // Князь Ширинский-Шихматов Сергей Александрович (1785-1837). Родился в 1783 г. в сельце Дернове, Вяземского уезда, Смоленской губернии. Воспитанный в благочестивой семье с детских лет посещал Никольский храм в селе Соловицы. В 1796-1800 гг. обучался в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. В 1800 г. после произведения в мичманы назначен в число сотрудников Морского ученого комитета. В 1804-1827 гг. служил преподавателем в Морском кадетском корпусе. После выхода в 1827 г. в отставку в чине капитана 2 ранга, в 1828 г. поступил в Новгородский Юрьевский монастырь, находившийся под управлением известного архимандрита Фотия (Спасского; 1792-1838 гг.), служившего в 1817-1820 гг.   в Санкт-Петербурге и боровшегося против «массонов, иллюминатов, методистов …и прочих».   В 1830 г. С.А. Ширинский-Шихматов пострижен в монашество с именем Аникита. В том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1834-1836 гг. совершил путешествие в Святую Землю; посетил Константинополь, Святую гору Афон, Иерусалим и другие святые места Палестины, Кипр. По пути, в 1834 г., останавливался в Воронеже, где по просьбе архиепископа Антония (Смирницкого; 1773-1846 гг.) составил житие святителя Митрофана Воронежского, мощи которого были обретены в 1832 г. В июне1835 г. впервые прибыл на Афон; жил в Ильинском скиту, в бывшей келии Паисия (Величковского). В 1836 г. вновь прибыл на Афон, где поступил под начало иеросхимонаха Арсения, известного подвижника и духовника. В Ильинском скиту на его средства был заложен храм в честь святителя Митрофана Воронежского. В 1836 г. назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах, где и скончался в 1837 г. В 1840 г. его благочестивые останки перенесены в Митрофаниевский храм Ильинского скита на Афоне; до 1875 г. находились под спудом, а затем положены открыто.   – Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Сентябрь. Репринтное издание. Введенская Оптина Пустынь. 1996. С. 70-79; Русский биографический словарь. Т. Алексинский-Бестужев. Репринтное издание. «Аспект Пресс». М., 1992. С. 146.

5. П.С. Нахимов. Документы и материалы. Т. I. СПб., 2003. С. 50, 54. // Михаил Францевич Рейнеке (1801-1859) – вице-адмирал; известный русский гидрограф. Родился в 1801 г. на мызе Гротгузенсгоф, Венденского уезда Лифляндской губернии в имении своего отца, надворного советника Франца Францовича Рейнеке. В 1818 г. окончил Морской Кадетский Корпус в Петербурге. В 1853-1854 гг. генерал-майор; находясь в Крыму, осмотрел портовые учреждения Николаева и Севастополя. В 1855 г. вернулся в Петербург, контр-адмирал, возглавил Морской ученый комитет. В том же году произведен в вице-адмиралы, назначен директором Гидрографического Департамента, инспектором Корпуса флотских штурманов и продолжил свою деятельность на посту председателя Морского Ученого Комитета. С 1856 г. член Императорского Русского Географического Общества и с 1856 г. член-корреспондент Императорской Академии Наук. Скончался в 1859 г. во Франкфурте-на-Майне. – Русский биографический словарь. Т. Притвиц-Рейс. М., 1999, с. 551-554.

6. П.С. Нахимов. Документы и материалы. Т. I. СПб., 2003. С. 51. // Амвросий (в миру Андрей Иванович Подобедов; 1742-1818 гг.), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Родился в 1742 г. в г. Стогове, Владимирской губ. Обучался с 1757 г. в семинарии Троице-Сергиевой лавры. Принял монашеский постриг в 1768 г. Служил в Московской славяно-греко-латинской академии; с 1774 г. в качестве ректора. В 1778 г. хиротонисан в Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом в епископа Севского. В 1781 г. он переведен на Крутицкую епархию, в 1785 г. – на Казанскую и Симбирскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С 1799 г. владыка Амвросий управлял Санкт-Петербургской и с 1801 г. и Новгородской епархией. Скончался и погребен в Софийском соборе Новгорода.   – Русский биографический словарь. Т. Алексинский-Бестужев. М., 1992. С. 87-89.; Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992-1892. Т. I. Аарон-Иоаким II. Сретенский монастырь. М., 2002.   С. 74-75. // Святитель Филарет (в миру Дроздов Василий Михайлович; 1782-1867 гг.), митрополит Московский и Коломенский. Родился в 1782 г. в г. Коломне Московской губ. В 1791-1803 гг. учился в Коломенской и Троицкой семинариях. В 1808 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона. В 1809 г. рукоположен в иеромонаха. С 1812 г. ректор Санкт-Петербургской духовной академии. С 1816 г. настоятель Московского Новоспасского монастыря. В 1817 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1819 г. возведен в сан архиепископа, переведен в Тверскую епархию. В 1820 г. назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. С 1821 г. архиепископ Московский и Коломенский. В 1826 г. возведен в сан митрополита. Скончался в 1867 г. Причислен к лику святых в 1994 г.   Память 19 ноября/2 декабря. – Митрополит Мануил. Русские православные иерархи. Т. I II . Симон-Ювеналий. С. 209-216. // Краткий молитвенник и катехизис для православных воинов. СПб., 1995. С. 75-76.

7. П.С. Нахимов. Документы и материалы. Т. I. СПб., 2003. С. 51. // Правда, о религии в России. Московская Патриархия. М., 1942. С. 417.; Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский; 1877-1970 гг.). В 1933-1944 гг. – митрополит Ленинградский. С мая 1944 г. – Местоблюститель Патриаршего Престола. 2 февраля 1945 г. избран Патриархом Московским и всея Руси.

8. Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин; 1822-1891 гг.), архимандрит и наместник Троице-Сергиевой лавры. Учился в Калужской гимназии; в 1-м Московском кадетском корпусе, который окончил   в 1840 г. Служил в лейб-гвардии Волынском полку в г. Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). В 1852 г. после выхода в отставку в чине капитана поступил на послушание в Оптину пустынь. В 1857 г. пострижен в монашество с наречением имени Леонид. В 1857 г. 20 октября он рукоположен в иеродиакона, а 29 октября в иеромонаха. В том же году назначен членом Российской духовной миссии в Иерусалиме, где прослужил два года. В 1859 г. он посетил святую гору Афон. С 1859 г. проживал в Оптиной пустыни. В 1863 г. был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Иерусалимской миссии. В 1865 г. переведен в Константинополь, где был настоятелем церкви при русском посольстве. С 1866 г. – вторично начальник Иерусалимской миссии. С 1869 г. – настоятель ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря в Московской епархии. С 1877 г. – наместник Троице Сергиевой лавры. Скончался 22 октября 1891 года и погребен в Троице-Сергиевой лавре. – ГАСО. Ф. 47. Оп.1. Д.309. Л. 330; Русский биографический словарь. Т. Лабзина-Ляшенко. М., 1996. С. 196-206; Калужская энциклопедия. Под редакцией В.Я. Филимонова. Калуга, 2005. С. 241-242.

9. Архивные материалы предоставлены В.В. Скопиным (г. Москва).

  (Продолжение следует)

Иеромонах Даниил (Сычев)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"