На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Церковь и армия  

Версия для печати

Святые защитники Руси

На рубежах России

АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ (+8. IX .1380) И АНДРЕЙ ОСЛЯБЯ

Протоиерей Петр ДеревянкоВо 2-й половине XIV в. на месте, избранном преподобным Сергием, святитель Алексий (Бяконт) учредил Московский Симонов монастырь. Вместе с Кириллом Белозерским и Ферапонтом под руководством игумена Феодора (+1394 г.), племянника Сергия Радонежского, там подвизались бывшие брянские бояре Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Московский великий князь Димитрий Иванович (1350-1389) перед сражением с темником Мамаем прибыл с соратниками в Сергиев монастырь помолиться и получить благословение св. Аввы. В залог предсказанной им Божией помощи великий князь упросил Преподобного благословить витязей Пересвета и Ослябю в русскую рать.

Богу содействующу, Старец благословил их изготовиться на трудный подвиг приня тием великой схимы. Посвятив их, преподобный Сергий сказал: «Вот вам, други мои, нетленное оружие на враги!...». А Димитрию рек: «Вот тебе, княже, мои оруженосцы!...».

Благословив схимников и великого князя с его соратниками, великий игумен воодушевил их: «Мир вам, мои возлюбленные! Мужайтесь, доблии воины Христовы! Пришло время постоять вам за землю Русскую...».

8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, татары числом до 120000 увидели русских (до 60000) на Куликовом поле у р. Непрядвы. С татарской стороны вперед вырвался на коне богатырь-печенег Челубей. Похулив русских и веру их, он угрожающе потрясал копьем, вызывая на единоборство.

Из полка князя Владимира Александровича (Всеволожа) отделился Александр Пересвет, обратился к Димитрию Ивановичу: «Дозволь мне, княже!». Потом, поклонившись на четыре стороны света, великому князю, также собрату Андрею Ослябе и прочим русским ратникам, сказал: «Простите меня, грешного, и благословите». «Бог простит тебя, благословит и молитвами отца Сергия да поможет!» – был ответ.

Вооруженный копьем, Александр устремился на коне к Челубею. Бились так, что казалось и тряслось само место их поединка. Татарский богатырь, пронзенный копьем, упал с коня головой к своим. Но Александр не сразу упал, что предзнаменовало нашу победу.

После битвы тело Александра Пересвета привезли в Симонов монастырь Рождества Богородицы («Федоров»), где после 1398 г. был рядом похоронен и Андрей Ослябя, сражавшийся с татарами храбро в 1380 г. и потом.

Архимандрит Феодор стал после смерти Митяя (+1379 г.) духовником великого князя Димитрия Ивановича Донского и в 1382 г. был восприемником (крестным отцом) его сына Андрея, будущего князя Можайского и Белозерского. С 1390 года преподобный Феодор был архиепископом Ростовским (+28. XI .1394).

Преподобный Сергий был крестным отцом князей Димитриевичей – Юрия, ставшего потом Звенигородским, и Петра.

В советское время на территории Симонова монастыря построили трансформаторный завод. В соборном храме Рождества Богородицы размещался компрессорный цех. Теперь монастырь возвращен верующим. Мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, причтенных к лику святых в 1981 г., покоятся под спудом.

Кроме Недели Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Св. Троицы), память Александра Пересвета и Андрея Осляби отмечается еще в дни:

1) «Всех Московских святых» – воскресенье перед 8 сентября;

2) «Всех Тульских святых» – 22 сентября н. ст.;

3) «Всех Брянских святых» – 3 октября н. ст. (установлена 5 декабря 2003 г.);

4) «Всех Радонежских святых» -19 июля н.ст.

Великий князь Димитрий Донской (+19. V .1389 г.) схоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Кроме даты кончины его – 19 мая, также дня «Всех Российских святых», его память еще в праздники 1), 2) и 4).

О всех российских воинах, положивших свои жизни на Куликовом поле, мы особо молимся в Дмитриевскую субботу (установлено Преподобным Сергием Радонежским и святым князем Димитрием Ивановичем Донским).

 ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

(1314-1392)

 Варфоломей родился в семье ростовских бояр Кирилла и Марии в с. Варница. Он был средним сыном.

Успех книжного учения пришел к отроку после усердной молитвы встреченного им в лесу старца и его благословения.

Усобицы ростовских князей вынудили семью Кирилла переехать в 1330 году в г. Радонеж (почти 60 км от Москвы). Сначала Варфоломей и овдовевший старший брат Стефан подвизались в Хотьковом монастыре, где иночествовали их родители (+1337), а потом поселились в глухом бору в 12 км от Радонежа, на берегу реки Кончуры, устроив деревянную церковь во имя Святой Троицы и келию при ней.

Не вынося пустынности места и убожества, Стефан удалился в Московский монастырь. Два года Варфоломей подвизался один. Потом собравшиеся к нему сподвижники убедили его принять монашество. Постриг его игумен Митрофан, нарекший его Сергием. Затем по общей просьбе братии, по благословению св. митрополита Алексия (+12 февраля 1378) Сергий принял сан и в 1354 г. поставлен во игумена Волынским Епископом Афанасием, бывшим тогда в Переяславле Залесском.

В годы неурожаев и прочих народных бед Сергий открывал монастырские житницы, раздавал хлеб народу, особо помогал сиротам, вдовам, калекам, нищим.

Великий исихаст Константинопольский патриарх Филофей, последователь мистиков Григория Синаита и Григория Паламы, узнав о подвигах Сергия, прислал ему крест, параман и схиму, советуя учредить общежитие, что и было совершено при содействии митрополита Алексия.

Некоторые из братии возроптали на строгость устава. Тогда св. Игумен удалился к своему ученику Роману в Киржач, устроив монастырь там. Когда виновники возмущения раскаялись, Сергий по их просьбе и совету митрополита Алексия возвратился на Маковец. Как и прежде он жалел нищих, больных, странников и паломников. Завет его был: молитва и любовь к ближним.

Пред нашествием в 1380 г. темника Мамая преподобный Сергий стал печальником Руси, примирителем нижегородского, рязанского, серпуховского и других князей, духовным вождем – вдохновителем народа, трепетавшего от страха при одном имени татар. Игумен Сергий боролся за единство Руси при главенстве Московского великого князя, видя в этом залог победы.

Димитрий Иванович (+1389), собрав до 60000 воинов, прибыл со своими главными соратниками, Александром Пересветом и Андреем Ослябой в Сергиеву обитель помолиться и получить благословение Аввы. Помолясь с ними, окропив святой водой и благословив Крестом, преподобный Сергий сказал: «Княже! Смело выступи на битву с врагами! Многим посылаются венцы мученические, но ты останешься жив: Бог поможет тебе, ты победишь».

По просьбе великого князя отец Сергий благословил в его рать иноков, бывших брянских бояр Пересвета и Ослябю, предварительно постригши их в схиму. Перед 8 сентября 1380 г. святой Игумен прислал Димитрию Ивановичу служебную просфору, которую вручили ему перед боем.

Во время самой битвы преподобный Сергий с братией усердно молились о даровании победы нашим ратоборцам. А. Пересвет пал в поединке с великаном-печенегом Челубеем. А. Ослябя тоже храбро сражался, остался жив, потом ездил вместе с Пименом к патриарху в Царьград, для поставления в митрополита Руси.

Великий князь Димитрий Иванович не только победил татар на Дону у Непрядвы, но еще 50 км преследовал убегающих врагов, сек их. В благодарность Богу великий князь на месте, избранном преподобным Сергием, построил Успенский монастырь «на Дубенке» для поминовения павших воинов. Для ежегодного поминовения, «на все века» установлен в Русской православной церкви особый день – Дмитриевская суббота перед 8 ноября нового стиля – днем ангела святого князя.

Подвигами Димитрия Ивановича Донского, благословленного преподобным Сергием, воодушевлялись русские ратники, бравшие Казань, а в Смутное время нижегородский староста Кузьма Минин и князь Димитрий Пожарский, бывший потом можайским воеводою.

Троицкие иноки мужественно отстояли Сергиеву обитель во время ее 18-месячной осады войсками Сапеги и Лисовского (1608-1610 гг.), чем вынудили оккупантов заключить Деулинский мир с Россией.

Кроме Киржачского и Дубенского, преподобный Сергий учредил еще монастыри: Богоявленский Голутвин, Высоцкий Зачатьевский (в Серпухове) и другие. Продолжая святое дело своего Аввы, сподвижники Сергиевы устроили еще около 50 монастырей, из которых потом вышли устроители еще 40 обителей. Родословие преподобного Сергия объяло почти всю Северо-Восточную Русь. Таким образом более 100 подвижников из монастырей, основанных великим Аввой и его сподвижниками и учениками учеников, прославлены в сонме святых РПЦ. Их молитвами спасается Россия.

Близкая духовная дружба связывала преподобного Сергия со святителем Алексием (+12.11.1378 г.), на склоне лет призвавшим святого Игумена быть ему преемником и дарившим ему золотой крест. Но Сергий отклонил эту честь.

Более полвека подвизался Радонежский игумен в иночестве, став таким образом всероссийским Аввой. Ради великого Сергия его наследники построили каменный с -бор во имя Святой Троицы. 5 июля 1422 г. были обретены нетленные мощи преподобного Сергия в присутствии его крестника Юрия, князя Звенигородского.

При игумене Никоне (+17. XI . 1326) сподвижники и ученики Сергиевы заказали преподобному Андрею Рублеву (+ 4. VII . 1430) образ Святой Троицы в похвалу имени Аввы, как великого молитвенника и миротворца, боровшегося за единство Руси под возглавленном московского князя. Иконостас и фрески Троицкого собора написали А.Рублев и Даниил Черный (+13. VI . 1426 г.).

В 1418 г. Сергиев ученик Епифаний Премудрый написал «Житие преподобного Сергия», после дополненное сербом Пахомием Логофетом. Первый акафист святому Сергию составил князь Симеон Шаховской в 1560 г., а лучший, читаемый теперь – Московским митрополитом Платоном (Левшин). С 1789 г. он многократно переиздавался. Память преподобного Сергия, кроме дня его кончины (25. IX ) и обретения мощей (5. V 1 I ), совершается еще в «Неделю Всех Российских Святых» (2-е воскресенье после Троицына Дня) и в праздники Всех Святых Московских, Радонежских и Ростовских.

Протоиерей Петр Деревянко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"