На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Церковь и армия  

Версия для печати

Единство Церкви и народа

Слова правды о Великой отечественной войне

Константин Васильев. Нашествие. 1973 г., холст, масло, 126x78Варварское разрушение немцами храмов вызвало патриотический подъем среди верующих временно оккупированных местностей

 Паства вверенной моему духовному руковод ству Калужской епархии около двух с половиной месяцев находилась под игом немецко-фашист ской оккупации. Трудно и невозможно словами описать те нечеловеческие страдания, которые перенесли жители за это время от руки фашистов.

В человеческой истории не было другой армии, которая опозорила бы себя такими зверствами над мирными жителями. Что являет собой входящая в состав моей епархии Тульская область после освобождения ее из-под фашистского ига?

Города превращены в развалины, деревни выжжены, иму щество разграблено, хлеб и скот отобраны. Не считаясь ни с международным правом, «и с Божескими и человеческими за конами, фашистская армия, совершала такие зверства, каких мир не знал в самые варварские времена! Немцы не просто убивали жителей сел и деревень, а подвергали их са мым утонченным мучениям. Они закапывали живых крестьян, рабочих, служащих. Насиловали женщин и девушек и зверски их убивали. Почти в каждой деревне, в которой побывали изверги-насильники, находили замученных женщин и девушек, у которых исколоты штыками тела, вырезаны груди, распо роты животы. Живых детей фашистские солдаты разрывали на куски в присутствии обезумевших матерей. Нечего гово рить о тех пытках и мучениях, которым подвергали фашист ские изверги пленных наших воинов.

Эти страдания для верующих усугублялись еще варварским издевательством фашистов над религией, православными хра мами и духовенством. Немцы преднамеренно разрушали свя тые храмы, обращали их в конюшни, тюрьмы, кладовые и даже уборные. Оскверняли и грабили церковные святыни, убивали и глумились над духовенством и верующими, грабили их имущество и сожигали дома.

О чудовищных насилиях фашистов над Православной Цер ковью, духовенством и верующими, последние, после своего освобождения из-под немецкого ига, сочли своим нравственным долгом донести в Московскую Патриархию, дабы поведать всему человечеству, что представляют собой звери-фашисты и как они, именующие себя «крестоносцами», с присущим им варварством уничтожали этот крест Христов.

С глубокой древности православный русский народ с особой любовью чтил свои святые храмы. Он на трудовые копейки воздвигал величественные здания храмов, украшал их золотом и серебром и бережно охранял их, ибо храм для верующего христианина — место молитвенного общения с Богом. Здесь он изливал свои радость и горе, сюда он приходил за помощью в Дни общественных бедствий. С такой же любовью и благоговением почитал православный русский народ и те святыни, которые находились в святом храме. Настолько чтил наш на род свои святыни, что для поклонения им совершал дальние паломничества — в Иерусалим ко гробу Господню, на святую гору Афон, к печерским чудотворцам в Киев, к преподобному Сергию, на Соловки к Зосиме и Савватию, к преподобному Серафиму Саровскому. Какой же великой ненавистью к извер гам-фашистам проникнуто было сердце православного русского человека, когда они подвергли варварскому разрушению, над ругательству и осквернению дорогие для него святыни! Нельзя было спокойно слушать очевидцев этого беспримерного в исто рии народов издевательства над православными святынями.

Предо мной убеленный сединами игумен Мартирий Гришин из села Ровки Плавского района Тульской области. Голос его надорван, сам сгорблен; со слезами на глазах он передает: «Прожил я на веку 68 лет, из них полсотни лет своей жизни отдал на служение святой Церкви. На веку своем видел всякие ужасы, но то, что я видел и пережил при немцах, поистине яв ляется неописуемыми мерзостью и запустением святыни.

Меня ужасало не то, что немцы ограбили меня дочиста и что они меня, старика, заставили раболепствовать пред ними и служить им, как раба, но мне было обидно за свой священ ный сан, который подвергся такому унижению со стороны фа шистов, и тяжело было переживать осквернение нашего храма и его святынь. Во время службы они входили в храм в шап ках, заходили в алтарь и своими погаными руками прикасались к престолу, святому евангелию, кресту. На ночь вводили в храм лошадей и тут же в храме испражнялись. А когда стали отступать, то взламывали замки, грабили наш храм и пушеч ными выстрелами привели его в негодность. Горит мое сердце глубокой ненавистью к этому проклятому врагу христи анства, и свои старческие силы я рад отдать на защиту родины».

В городе Туле в церкви Двенадцати Апостолов, при пере полненном молящимися храме, 30 марта 1942 года о. протоиерей Понятский молится Богу о даровании победы русскому воинству. Он обращается к молящимся и с гневом произносит: «Немцы-фашисты среди вас вели пропаганду, что они идут «крестовым походом» освобождать Русскую Церковь и религию от большевиков. Врут поганые изверги. Не Церковь шли они освобождать, которая пользуется всеми свободами при совет ской власти, а нас полонить, нас сделать своими рабами, за владеть нашими богатствами». Обратись ко мне от лица верую щих, он поведал, что когда они мирно молились в этом храме, враг непрерывно обстреливал их: пули и осколки бомб летели в храм. «Они изуродовали наш храм,— говорил он,— но служ бы мы не прерывали. Передайте наше заверение Блаженней шему Сергию, что его призыв к защите нашей родины мы восприняли как напутствие Божие на подвиг за отечество и готовы отдать все в жертву за спасение родины от ненавист ного нам врага». Батюшка произносит здравицу за воинов и вечную память тем из них, кому судил Господь Бог поло жить души свои на поле брани.

С волнением в голосе и сердечной скорбью рассказывал священник села Ярлыкова Смоленской области Василий Ло скутов, как фашисты разграбили их храм, глумились над свя тынями — антиминсом, крестом и евангелием, жгли святые иконы и превратили храм в уборную. «Наглее и циничнее над ругательства над нашими храмами и его святынями нельзя было придумать. Меня искали, чтобы убить, но я сумел скрыться».

Такие вопли и стенания несутся от всех живых свидете лей этих поистине чудовищных издевательств фашистов над православными святынями.

Обращение действующего святого храма в конюшню имело место и в селе Ровки Плавского района Тульской области. «Много раз заводили на ночь в нашу церковь своих лошадей немцы», — говорил мне священник этого храма игумен Марти рий.

В селе Ярлыкове Дзержинского района Смоленской области немцы превратили здание храма в кладовую и завозили туда уголь.

Обращение действующих храмов в уборные имело место в обоих названных храмах. «Немецкие воины в храме отправляли свои естественные потребности» (рассказ игумена Марти рия). «Вторую половину нашего храма немцы обратили в уборную» (слова священника с. Ярлыково Смоленской области Василия Лоскутова).

В Калуге немцы заходили в шапках в храм и издевались над верующими, когда они творили крестное знамение и лобы зали иконы. Немцы, в присутствии верующих, плевали на свя тые иконы и смеялись над крестным знамением.

Вот что произошло в доме монахини Дарьи Харламовой из Калуги.

«21 декабря 1941 года,— рассказывала она мне, — ко мне в квартиру ворвались три немца, взяли все хорошие вещи, вы кинули мою больную сожительницу на улицу, а дом сожгли и не допустили что-либо спасти. Самое ценное в доме для меня были иконы. Немцы издевательски вытолкнули меня, го воря: иди, пока жива».

В городе Калуге немцы пытались ввести празднование Рож дества Христова по новому стилю. «Немало смущений пере жили верующие Калуги с приближением 25 декабря — дня празднования Рождества Христова на Западе,— говорил мне протоиерей Г. Лысяк. — Городская управа и представители германского командования требовали, чтобы мы праздновали Рождество Христово по новому стилю. В этом верующие почувствовали проявление насилия над своим религиозным укладом и тревожно переживали предрождественские дни в ожидании, чем кончится защита церковного порядка со сто роны представителей религиозной общины».

«Немецкая армия,— рассказывал мне игумен Мартирий. — прибывшая в наше село в октябре 1941 года, творила, до своего изгнания советскими войсками, неописуемые злодеяния и учинила омерзительное запустение в нашем храме. Не мецкие безнравственные богоотступники, совершая поругание русской святой церкви, заходили в храм в шапках и с оружием в руках, действовали в святом алтаре во время богослужения без всякого человеческого сознания, дерзко хозяйничали на святом престоле, касаясь всей святыни».

***

Дикие немецкие орды не ограничивались одним надругатель ством и осквернением православных святынь, одним только издевательством над религиозным верованием православных людей. Они воскресили времена первых гонителей хри стиан — Нерона и Диоклетиана. От руки варваров-фашистов полилась невинная кровь служителей Церкви Христовой и пре данных ее чад. И, что особенно важно, эта зверская расправа с христианами являлась не случайными проявлениями хищни ческой натуры или дикого разгула опьяненных первыми успехами варваров-фашистов, а проводилась и проводится как си стема, вытекающая из их фашистской идеологии.

Фашисты создали новый культ: почитание своего фюрера как Бога. Они провозгласили свое сатанинское учение о праве сильного. И это право сильного они приписали себе. По этому праву сильного фашисты должны господствовать над всем ми ром. Все народы, по их воззрениям, ублюдки и должны быть рабами немцев.

Но это человеконенавистническое учение фашистов находит ся в полном противоречии с христианским учением о правде, каре и любви. Верные своей идеологии, фашисты порывают всякую связь с христианством, делаются его противниками. Они открыто объявляют, что христианство «не удалось и для будущего мирового прогресса не годится». А чтобы христиан ство не мешало фашистам, они под предводительством своего атамана-людоеда Гитлера подняли со свойственной им жесто костью борьбу против христианства и его последователей. Гитлер на весь мир кричит: «Мне ничего не стоит потопить в крови миллионы людей, чтобы стать властителем мира».

И мы видим, что людоед Гитлер залил кровью земли Европы — Францию, Бельгию, Голландию, Норвегию, Грецию, Польшу, Югославию... Гитлер кровью наших единоверных и единокровных братьев и сестер залил поля Бессарабии, Укра ины и Белоруссии. Он обагрил землю кровью христиан и во время своего пребывания в городе Калуге Тульской области. В Калуге немецкими фашистами был расстрелян престаре лый священник Василий Гречанинов. Он был убит на клад бище, где совершал панихиду на могиле. Ими же были убиты регент Георгиевского храма Николай Гайчеров и монахиня Наталия Оболенская. Об этих страшных злодеяниях немецких извергов сообщают служащие протоиереи города Калуги Иоанн Соловьев, Григорий Лысяк и Александр Анохин. «В мрачные дни немецкой оккупации города Калуги мне при шлось быть все время в городе, — рассказывал о. Иоанн Со ловьев. — Тревожные дни и ночи переживали все граждане, не успевшие эвакуироваться из города. Каких только зверств и насилий не испытали они! И на долю православного духовен ства выпало немало бед и несчастии. Так, от руки гнусных убийц нашел смерть глубокий старец протоиерей Василий Гречанинов. В то время, когда он совершал на могилах городского кладбища панихиды по усопшим, его настигла вражеская пуля. Монахиня Наталия Оболенская была сражена также пулей в 7 часов утра, при выходе за ворота своего дома. Почтенный регент церковного хора Георгиевской-за-Верхом церкви Нико лай Николаевич, идя после, всенощной в 5 часов вечера домой. За несколько шагов от своей квартиры пал от руки кровавых захватчиков».

Священник Лоскутов спасся от расстрела только потому, что успел вовремя скрыться. «Псаломщика моего Александра Ро гожина с сыном Николаем увели в плен», — пишет мне свя щенник Лоскутов.

Немцы-оккупанты не только оскверняли наши святыни, но и грабили наши церкви. Разграблены были церкви в селе Ров ках Плавского района Тульской области, в селе Ярлыкове Дзержинского района Смоленской области, о чем рассказывали мне настоятели этих храмов.

«За два дня до отступления немцы сломали замки в церкви, ворвались о нее и все похитили. Унесли антиминс, два наперс ных креста, дискос, чашу. Словом, забрали все необходимые принадлежности для богослужения. Мраморный престол раз ломали. Мне 62 года. И за всю свою жизнь такого издеватель ства над храмом, его святынями, священниками и верующими я еще не встречал», — сообщил мне священник Лоскутов.

Питая ненависть к Православной Церкви, немецкие фашисты грабили духовенство.

Вот что передает протоиерей города Калуги Александр Анохин:

«Находясь в Ново-Дугашеком районе Смоленской области, я по пути в Калугу встретил немецких солдат. На вопрос: не солдат ли я русский, я объяснил им, что я священник. Они отняли у меня рукавицы, телогрейку; единственное, что оста лось из дорожного питания, сахар, и тот отняли».

«Лично я не раз был ограблен немцами, когда уходил на службу»,— сообщает мне протоиерей Соловьев.

«Я скрывался от немцев. Не найдя меня, немцы сожгли мой дом и разграбили все мое имущество», — рассказывал мне свя щенник Лоскутов.

«Немецкие мучители жестоко обидели меня — с моих ног сняли валенки, взяли белье и одежду, отняли и не возвратили 500 рублей денег и личные мои документы», — говорил мне игумен Мартирий.

Не оставляли в покое немецкие оккупанты и верующих.

«Узнав, что я монашка, немецкие солдаты ворвались в мой дом, разграбили все мое имущество и зажгли мой дом», — рас сказывает монахиня Харламова.

«Одновременно со мной подверглись ограблению и прихо жане. У моей квартирной хозяйки Анны Михайловны Софро новой немцы выгребли муку, рожь, сено и взяли последний только что испеченный хлеб. Они похитили всех овец, кур, масло, а из сундуков взяли все вещи. У гражданки Усачевой, 67 лет, немцы отняли корову, овец и поросенка. Сожгли дотла и ограбили церковниц-вдовиц Леоновых. Граждане во гневе проклинают немцев», — сообщал мне игумен Мартирий Гришин.

В Калуге немцы с первых дней оккупации стали отбирать у верующих обручальные кольца и снимать ризы с икон. Нем цы знали, что обручальные кольца бывают золотые, а ризы на иконах делаются также из дорогого металла.

«Первое, что ударило по религиозно-национальному и патрио тическому чувству верующего,— это то, что немцы насиль ственно отбирали, наряду с другими ценностями, обручальные кольца. Напрасны были попытки некоторых граждан апел лировать к немецкой «набожности» и указания на ритуальное Значение этих колец. Металл для немцев был выше религиоз ного чувства. За кольцами пошли иконы с ценными ризами, святыни семейных очагов»,— передавал мне протоиерей Лысяк.

***

Дикие немецкие насильники подвергли разрушению великие святыни наши.

Безо всякой нужды преднамеренно были обстреляны храмы Тулы. Некоторые храмы приведены в полную негодность. Так, разрушен храм в поселке Рогожине, обстреляны артиллерий ским огнем храм Двенадцати Апостолов, кладбищенский Всехсвятский храм.

Вот что сообщают мне об этом варварском поступке немец ких извергов духовенство и верующие Тулы.

«Немецко-фашистская пропаганда всюду и везде распростра няет слухи, будто фашистоко-германская армия сражается за освобождение церквей от ига большевизма и что только эта армия дарует свободу Церкви и религии. Но их пропаганда полна лжи. Немцы разрушают храмы и глумятся над религией, которая свободно исповедуется в нашей России. В момент оккупации немцами Тульской области немецкие армии подо шли к самым окраинам нашего родного города Тулы и стали, не разбирая ничего, бомбить и обстреливать город, в том числе преднамеренно стреляли из орудий и минометов по на шему дорогому храму, церкви Двенадцати Апостолов. Следы этих обстрелов видны и сейчас: все стекла и часть железных рам побиты. Одна бомба попала в стену подвального помеще ния центрального отопления, повредила центральные печи, изуродовала весь пол в храме, плиты все покороблены. Было сделано несколько выстрелов и по колокольне. Мы, верующие, сильно возмущены варварским разрушением и второго нашего храма — при поселке Рогожине, где немецкими снарядами: сне сены колокольня, купол и крыша. Непрерывно бомбили фа шисты также кладбищенскую Всехсвятокую церковь»,— так рассказывали мне настоятель церкви Двенадцати Апостолов протоиерей о. Понятекий и верующие Тулы.

С нарочитой целью были разрушены немцами храмы в селе Масловке, в Алексине, Успенский храм в Калуге, Мироносиц- кий в Серпухове, храм в селе Башмаковке Московской об ласти и другие.

Разрушение святых храмов, осквернение святынь, издева тельства над духовенством и верующими вызвали среди пра вославных людей Тульской области глубокую ненависть к заклятому врагу Православной Церкви и подняли на небывалую высоту патриотические чувства и них. Непередаваема была радость верующих Тульской области, когда Господу Богу угодно стало освободить их землю от фашистского ига. А иго это было поистине невыносимое. Каждый шаг земли был залит народной кровью. Самым тяжелым испытанием для верующих была оторванность их от матери-Церкви. Но и в разлуке верующие не теряли с ней связи. Во всех храмах за богослужением открыто произносилось имя главы Православ ной Церкви Митрополита Сергия. Все верующие глубоко пом нили воззвание Блаженнейшего с призывом, по примеру древ них предков, полагать души своя за отечество свое. По словам протоиереев Тулы Михаила Понятского, Калуги — Григория Лысяк, Александра Анохина, они за каждым богослужением тайно читали молитву о даровании победы русскому воинству. У большинства верующих дети, мужья и братья сражались в рядах русской армии, и сердце молящихся было обращено к ним. Верующие молили Господа Бога, чтобы Господь увен чал русское оружие победой, а их освободил из-под фашист ского ига.

Когда же была очищена Тульская область от фашистов, во всех храмах служились благодарственные молебны. Теперь за каждым богослужением открыто возносятся молитвы о дарова нии победы русскому воинству. В храмах производятся оборы пожертвований в фонд обороны. Сердца верующих Тульской области горят священной ненавистью к заклятому врагу, по сягнувшему на нашу родную землю, осквернившему наши свя тыни. «Врут фашисты, что они идут за свободу веры, не вера им нужна, а наши земли, родные поля и наши леса. Все верую щие нашей общины это давно поняли и любят нашу Красную Армию, сражающуюся за нашу родину. В день Красной Армии нами было пожертвовано 3000 рублей на подарки и 50 полотенец. Мы и впредь будем жертвовать все, что можем, нашим воинам и молиться за них в нашем родном храме. При этом мы заверяем Московскую Патриархию, что сердца наши горят глубокой любовью к матери-родине, за спасение которой мы готовы отдать свою жизнь», — говорили мне верую щие города Тулы.

«Тяжесть фашистского ига и издевательства немцев над святынями нашими и над верующими вызвали высокий подъем патриотического чувства в сердцах верующих. Все с нетерпе нием ожидали часа освобождения от чужеземного ига и от религиозно-национального порабощения. Эта напряженность сказалась при богослужениях в усилившихся молитвах о вои нах, а с приходом Красной Армии — в торжественных моле ниях о даровании победы русскому оружию. Верующие мо лят об этом Господа коленопреклоненно и со слезами на глазах», — рассказывал мне протоиерей Григорий Лысяк.

Мое близкое общение с верующими Тульской области, со вместное мое моление с ними в дни страстей Господних и тор жественного праздника Пасхи Христовой дают мне право заявить, Что могуч и непоколебим дух верующих, устремлен ный к победе над общим врагом человечества — немецким фа шизмом. Не сокрушить и не поколебать решимости православ ных русских людей бороться до полного уничтожения врага, какими бы приманками и лестью последний ни обольщал их. Лицо зверя опознано. Православные русские люди верят, что гнев Божий истребит фашистскую свору, ибо пролитая ею кровь невинных жен и детей вопиет к небу об отмщении.

Православные люди Тульской области горят одним жела нием, воодушевлены одной мыслью: как можно скорее побе дить ненавистного врага, об этом они горячо молятся вместе со мною за каждым богослужением.

Епископ Калужский ПИТИРИМ (СВИРИДОВ),

8 апреля 1942 года,

  Среда св. Пасхи. День архангела Гавриила.

«ГОРЕ ТОМУ, КТО ПОДНИМЕТ РУКУ НА    НАШИ СВЯЩЕННЫЕ   СЕДИНЫ»

В эти дни судьбы трех великих русских горо дов тревогой   сковывают   наши думы.

Киев, Великий Новгород, Псков — города-па­ мятники мирового исторического значения. Мало того, это драгоценнейшие страницы героического прошлого нашей родины, это стяги, знаменующие несокрушимую мощь русского народа и его неис­ сякаемую    творческую    силу.

Слава и   честь,    воля    и неколебимое    мужество нашего народа нераздельны с именами этих горо­ дов и событиями, ими   пережитыми.

Киевская   София строится с 1017    по 1036 год; «Киевский свод» — наш древнейший летописный свод — датируется 1039 годом; Новгородской Софии кладет начало Владимир Ярославич в   1045 году.

Уже в XII веке в «Слове о полку Игореве» (древнейший список «Слова» доходит до нас из Пскова) говорится: «Ту Немци и Венедици, ту Греци и Морава поют славу Свято славлю». Поют иноземцы эту славу тому, кто положил начало величию земли русской, предвозвестив и словом и делом ее великую судьбу. Выступая против стотысячной армии врага с десятью тысячами русских воинов, так говорил им Свято­ слав: «Уже нам некамо ся дети, волею и неволею стати про- тиву; да не посрамим земле Руськые, но ляжем костию ту: мертви бо срама не имам; аще ли побегнем, то срам имам; и не имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами пойду; аще моя голова ляжеть, то   промыслите   о себе».

И была   сеча великая, и    одолели    русские    врага-захватчика.

Киев издревле обороняет независимость русского Юга. На княжеском съезде Владимир Мономах говорил: «Как станет крестьянин пахать, приедет Половчин, ударят его стрелою и лошадь его возьмет, и, поехав в его село, возьмет жену его и детей и все имущество». «Если мы не прекратим междоусо бий и начнет брат брата «закалати», то погибнет земля Рус ская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую». То же говорили и «мужи смыслении»: «Зачем вы допускаете распрю между собою. Пользуясь ею, «погании» губят землю Рус скую. Если вы поднимете рать между собою, «погании» станут радоваться и возьмут землю нашу, которую «стяжали» отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбрством, поборающе по Русской земле».

На севере оберегают Русь и ведут борьбу с нападающими на нее захватчиками Новгород Великий и Псков. На славных стенах новгородского храма Спас-Нередицы мы знаем древнюю фреску, изображающую князя Ярослава, отца Александра Невского: «Краль части Римския, от полуночные страны» (го есть Швеции) сказал: «Пойду, попленю землю Алексан­ дрову», и   пошел «в   силе вслице, пыхая духом ратным, ша таяся безумием». Пришли в Новгород от короля послы со словами: «Аще можеши 'ми противится, уже есмь зде, по- пленю землю твою». Повел Александр рать русскую против шведов на Неву. «И бысть сеча великая над римляны», а са­ мому королю Александр «возложи печать на лицы острым своим копнем».

Но богатства русской земли не дают покоя немцам, и они полонят Псков. Александр выбивает их из Пскова и дает сражение на Чудском озере немцам — «иж именуются рыдели» (рыцари). Шли на эту битву новгородцы и псковичи, и «серд ца их были как сердца львиные и они готовы были положить головы свои за родину». «Бы же тогда день субботний, восхо дящу солнцу, ступишася обои, и бысть сеча зла и труск от копей, и ломление, и звук от мечного сечения, якожь морю мерзшу двигнутися; не бе видети леду, покрылося бяше кро вию». «И победи я... и вдаша ратнии плещи своя (то есть обратились вражеские воины в бегство). Они же сечахуть и гонящи, яко по яйеру; не бе им камо убежати».

Но кончаются черные годины войны, и опять разверты­ вается в славных' городах и их весях мирное строительство, народным гением создаются дивная архитектура, живопись, литература и опять во всех областях своей жизни народ мирно работает   над созданием   и укреплением своей родины.

Эти мирные и ратные дела и подвиги наших предков, со­ здавших и оборонявших Киевскую, Новгородскую и Псков­ скую Русь, кровно спаяны с несокрушимой, мощью нашего настоящего дня и являются его надежным основанием.

О том, как расценено историческое значение этих городов- памятников советской культурой, можно судить по тем гран диозным работам, которые ею были развернуты и организо ваны в целях сохранения и реставрации этих замечательных ансамблей. Как советский специалист в области охраны и рес таврации памятников старины и произведений искусства, я го­ ворю об этом в пределах, ограниченных короткими   строками.

В Новгороде Великом всего на государственную охрану был взят 51 архитектурный памятник; среди них 17 памятников, украшенных фресковой росписью, относятся к XI — XVII ве­ кам. Первой по своей исторической ценности и архитектурной строгости следует назвать Новгородскую Софию (1045). К 1105 году относится украшенный фреской Антониев мона­ стырь и к XII веку — дивная архитектура Юрьева монастыря. В Аркажском монастыре фрески (1189), исключительные по мастерству, выдержаны в 6—7 тонов; в Спас-Нередице фре­ сковая роспись (1199) по праву пользуется мировой извест­ностью, но все же она ниже по своим живописным достоин­ ствам аркажских росписей.

Далее следует Николо-Липецкий монастырь ( XIII в.), Ус- пенье-на-Волотове    и    Рождество-на-кладбище,     относящиеся     к

XIV веку, а также храмы, датированные: 1361 годом—Феодора
Стратилата и 1380   годом — Спас-Преображенья.

Из гражданской архитектуры нельзя не упомянуть Иванов­ ской палаты   ( XIV в.) в Детинце.

Из перечисленных исторических сокровищ новгородских советской реставрацией полностью раскрыты и приведены в порядок три ценнейших храмовых ансамбля: Спас-Преобра­ женья, фрески которого принадлежат мастерству Феофана Грека, Рождества-на-кладбище, |где весь ансамбль, то есть жи­вопись и архитектура, принадлежит первоклассному, но неиз' вестному новгородскому мастеру, и славный своим живописным богатством     Сковородокий     монастырь      (конец     XIV — начало

XV   в.).

Из исключительных по ценности раскрытых станковых про­ изведений следует выделить иконы: «Николы» — XII век (из Николо-Дворищевского собора — до сего времени хранилась в Новгородском музее); «Знамения» — XII век (из собора «Знаменья» — в Новгородском музее); «Георгия» — XII век (из Георгиевского собора — собрание Государственной Третьяков­ ской галлереи); «Спасителя»—письма Феофана Грека (из иконостаса «Феодора Стратилата» — собрание Новгородского музея); «Воскресенья» — XIII век (Новгородский музей), и уникальные по исторической художественной ценности (ра нее раскрытые) доски «Битва суздальцев с новгородцами» и «Молящиеся новгородские посадники» (обе — конца XIY в., в Новгородском музее).

Младший брат Великого Новгорода — Псков по праву гор дится художественным ансамблем своего Спасо-Мирожского монастыря. Мирожские фрески ( XII в.) поражают как особен ностями своих желтых (крон), голубых (лазурит) и темно- зеленых тонов, так и проникновенностью своего композицион ного строя. Среди большого живописного богатства особо вы­деляется композиция «Положение во гроб» с изумительными фигурами Иосифа, Никодима и трех плакальщиц. Особо сле­ дует отметить некоторую стилистическую и живописную общность спасомирожских фресок с росписями знаменитого Вестминстерского аббатства в Лондоне.

Своеобразием композиции и колорита отмечаются фрески Снетогорского монастыря (1316). По времени снетогорская живопись предваряет Феофана, но уступает ему в своих досто­ инствах.

Оба эти замечательные памятника в большей их части ре ставрированы.

Из архитектурных псковских богатств следует выделить зна менитые Поганькины палаты ( XV в.) и Псковско-Печерский монастырь с драгоценным «Успеньем» в уборе златочервленн ом, украшенном сканью и эмалью, вкладом Ивана Грозного. Псковские церкви XV - XVI веков поражают не только свое­ обычностью стиля, но и исключительным живописным богат­ ством и оригинальностью    своей    «школы».

Особо ценны псковских писем (полностью отреставрирован ные) «Царские врата» — XIII века (в Псковском музее) и иконы «Георгия» и «Пароминская» (типа «Умиления») — XIV века; об« хранятся в Государственной Третьяковской гал лерее.

В Киеве советской реставрацией произведены огромные ра боты в изумительной Святой Софии   (построения   1017—1036).

Всего полностью раскрыто около 600 кв. метров древних фре сок. Среди них следует особо отметить «Сошествие во ад» (центральный неф), «Явление Христа Марии и Марфе» (южная стена), «Фомино уверение», «Послание апостолов» (северная стена), «Положение во гроб» и «Распятие» (верх северной и южной стен) и колоссальные композиции на хорах: «Явле ние Аврааму» и «Брак в Кане».

Особо следует отметить две уникальные семейные группы: «Три дочери и жена Ярослава Мудрого Индигерда» и «Ярослав Мудрый и его три сына».

Специальным закреплением предотвращено разрушение имеющих мировую славу софийских мозаик. Всего из них полностью реставрировано свыше 300 кв. метров, по пре имуществу вкладом в места утрат оригинальных древних цветных камней.

Совершенное великолепие «Нерушимой стены» и монумен тальная строгость «Таинства Евхаристии», «Святительского чина» и «Благовещения» вновь возрождены в их историческом и художественном величии.

Из ансамбля Златоверхого Михайловского монастыря (1108) реставрированные фрески и мозаики перенесены в «Софию», и знаменитая мозаика «Дмитрий Солунский» хранится в Госу дарственной Третьяковской   галлерее.

В Киево-Печерской лавре, в древнем ее Успенском соборе ( XI в., постройки Изяслава Ярославича) и в лаврской Над вратной церкви ( XI в.), произведены большие изыскательные работы по раскрытию древних фресок. На месте постройки князя. Владимира в Берестовской церкви открыты фрески XII века и времен Петра Могилы ( XVII в.). В Кирилловской церкви ( XII в.), украшенной превосходной живописью Вру беля, раскрыто около 70 кв. метров древних фресок, много местно изображающих житие Кирилла Александрийского.

И это только краткий перечень тех работ, которые выпол нила советская реставрация в трех великих русских го родах.

С высоты восьми веков свидетельствуют эти города о былой их судьбе, о величии их мирного творчества, о бедах и войнах их   с «поганими» захватчиками.   Слушаем   мы эту   их славную повесть в   черные дни немецких разрушении   и насилий и твердо знаем: горе тому, кто поднимет руку   на их священн ые седины!

Профессор А. Рыбников, 25 апреля 1942   года. Москва.

Подготовка и составление С. Котькало


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"