На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Церковь и армия  

Версия для печати

Безграничная любовь к Родине

Война 1914 года

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война вызвала в русском обществе большой патриотический подъём. Не остались в стороне и священнослужители Русской Православной Церкви. Помимо военного духовенства непосредственно находившегося в армии к началу военных действий, добровольно уходили на фронт и некоторые представители епархий. Многие из них получали за свои подвиги заслуженные награды. Некоторые, отдав свою жизнь за Отечество, оставались на полях сражений.

Приводим список потерь священнослужителей воинских частей действующей армии на май 1915 года.

Убиты : священник Иустин Григорьевич Ковалевич, священник Филлип Горбаневский.

Умерли от болезни : священник Григорий Насветов, находившийся в плену священник Владимир Андреевич Кавский.

Ранены : священник Леонид Арсеньевич Любимов, священник Петр Васильевич Глаголев, священник Сергей Сергеевич Кордюков (оставался в строю, пока не исполнил свой пастырский долг), священник Николай Архангельский, священник Сергей Михайлович Соколовский.

Контужен : священник Иоанн Александрович Каллистов.

Попали в плен : священник Александр Черкасс, священник Николай Бобачан.

Пропали без вести : священник Георгий Громов, священник Афанасий Турундаевский.

В данной подборке материалов даны сведения из газет «Смоленский вестник» и «Смоленские епархиальные ведомости» за 1915 год о священнослужителях и студентах семинарии Смоленской епархии принимавших участие в боевых действиях.

Герой-иеромонах. « На днях пришлось мне встретиться с иеромонахом местного [Рославльского] Спасо-Преображенского монастыря, отцом Пантелеимоном. Ушёл он в июле 1914 года с Р-ским полком малоприметным и неизвестным монахом священником, а вернулся героем, испытавшим все тяготы необычайно тяжёлых переходов и все ужасы бесконечного ряда славных дел, в которых принимал участие Р-ский полк. (1) Сейчас он заехал в Рославль на несколько дней по экстренным надобностям полка и снова возвращается на позиции.

  Выдающиеся заслуги иеромонаха Пантелеимона оценены высшим начальством: – за ряд беззаветно смелых подвигов он пожалован – золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, орденами – святого Владимира 4 степени и Анны 3 – 2 степеней с мечами и бантами. (2)

  Отец Пантелеимон не находит слов похвалы для героев родного полка, ни разу не дрогнувшего при невероятно тяжёлом отступлении из Нестельбурга на Мальвишки – Ковну в конце августа начале сентября 1914 года, после боёв у Ширвинты – Нестельбург – Топиау, в Восточной Пруссии.

  Здесь под Мальвишками, когда обозу и походному лазарету, шедшим впереди, грозило окружение и поголовное истребление, отец Пантелеимон заехал вперёд на лошадке с несколькими смельчаками офицерами и, ободряя отряд, пробился через лесистую местность, оцепленную германцами. Несколько раз почтенный иеромонах, герой подвергался опасности быть подстреленным пулемётными отряда и своих же частей. В Мальвишки отец Пантелеимон вошёл первым со своим солдатиком-причетником и фельдшером и наткнулся на немца фермера. Фермер стоял возле сарая с револьвером в руках. Отец Пантелеимон подошёл к немцу и, указав на свой крест, стал знаками объясняться с ним, желая убедить его, что никто не причинит ему никакого зла. Немец растерялся, но отец Пантелеимон поднёс ему крест. Это обстоятельство уже совсем обезоружило немца, и он пропустил храброго иеромонаха и его спутников.

  С 9 декабря отец   Пантелеимон совершал похороны наших героев в ряде сражений на фронте Баркупенен – Катану, а с января безотлучно делил боевую страду с родным своим полком в Сталупенене и Пилькалене, денно и нощно обходя окопы с крестом в руках под непрерывным потоком немецких снарядов. В боях за Пилькаленом, с 13 января на фронте Шпулин – Онишки – Блядзин, когда наши войсковые части перешли в наступление, под командой генерала М., а урон в людах был особенно чувствителен, отец Пантелеимон отпевал наших богатырей, бесстрашно выходя в беззащитные зоны.

– Не ходи, батя, предупреждал его генерал М., – убьют!

На эти предупреждения иеромонах Пантелеймон отвечал:

– Вам, господа, следует поберечь себя, а мне, одинокому, холостому стыдно беречься.

За эти выдающиеся подвиги отец Пантелеимон назначен был полевым дивизионным благочинным.

Отец Пантелеимон на днях возвращается на позиции обратно».

  Герои – семинаристы. « Из воспитанников Смоленской духовной семинарии, призванных по мобилизации и ушедших добровольцами, в числе убитых значатся трое (на декабрь 1915 года): Аниханов Семен, Жданов Павел и Селезнев Константин. Все они вышли из третьего класса семинарии. Аниханов получил военную подготовку в Петергофской школе прапорщиков; убит 10 июля (сего 1915 года) близь деревни Воля-Пясецкая, Холмской губернии. Жданов учился в Чугуевском военном училище, ранен в ногу в первых числах июня, лежал в Алексеевском лазарете, затем вновь отправился на театр военных действий, где и был убит. Селезнёв поступил в действующую армию вольноопределяющимся, получив три Георгиевских креста, был произведен в прапорщики.

  По просьбе товарищей на днях (3 ноября) в храме Авраамиевского монастыря совершена была заупокойная литургия по павшим героям».

  Смерть отца А.И. Заостровского.   «Получено телеграфное сообщение о смерти находящегося на театре военных действий священника смоленской Верхне-Георгиевской церкви А. Заостровского. Прибытие тела его в Смоленск ожидается в скором времени».

Среди духовенства. « На средства епархиального комитета 23 июня священник Крестовоздвиженской церкви отец А. Залесский отбыл в действующую армию, на австрийский фронт, к городу Тернополю и в его окрестности. Отец А. Залесский поехал отыскивать тело убитого священника смоленской   Верхне-Георгиевской церкви отца А. Заостровского».

Священник А.И. Заостровский. Священник Крестовоздвиженской церкви отец А. Залесский, командированный для отыскания тела священника смоленской   Верхне-Георгиевской церкви (на Покровской горе) отца Александра Иаковлевича Заостровского, возвратился в город   Смоленск 28 июня, доехав до станции Ровно. Из официальной бумаги, как у нас уже сообщалось, выяснилось, что священник А.И. Заостровский умер от припадка грудной жабы в ночь на 13 июня и погребен близ храма в братской могиле в Бучаче (в Австрии).

  Покойный по собственному желанию отправился на театр военных действий 10 мая, а 13 июня семьей была получена телеграмма, о его кончине. Спустя почти сутки получена была запоздавшая телеграмма, что он заболел. На первую телеграмму было послано семьей две телеграммы с просьбой, отправить тело в Смоленск, и уже на кладбище Верхне-Георгиевского храма приготовили могилу. Не получая ответ на посланные телеграммы, семья послала телеграмму на имя Верховного главнокомандующего, из ставки которого семья была уведомлена, что сделано распоряжение о наведении справок, по получении которых будет прислано уведомление.

  В настоящее время уже имеется сообщение, привезенное священником Залесским.

Покойный священник А. Заостровский окончил курс Вологодской духовной семинарии в 1890 году. С 1905 года по 1914 год состоял законоучителем Смоленского ремесленного училища; в последние годы состоял законоучителем частной мужской гимназии господина Воронина и во второй женской гимназии. В текущем году окончил курс Московского археологического института. Уже после телеграммы о его смерти получено было от него два письма от 8 июня; в последнем письме он уведомлял, что жив, здоров, что с отъездом из города Смоленска не был в бане и сегодня идёт купаться… Через сутки его не стало. Покойному всего 45 лет. Тело вывезти не представляется возможным».

Священник А.И. Заостровский (Некролог). « 13 минувшего июня, в 3 часа пополуночи, скончался в действующей армии священник Верхне-Георгиевской города Смоленс­ка церкви Александр Иаковлевич Заостровский, 45 лет от ро­ду. Покойный отец Александр окончил курс Вологодской духовной семинарии в 1890 году и был псаломщиком Николаевской Золотокрестенской церкви города   Вологды (с 8 августа 1890 г.) и Иоанно-Предтеченской церкви города Тотьмы (с 13 июня 1891 г.). Затем покойный перешел в Архангельскую епархию и епископом Никанором рукоположен в священника к Мезенскому Богоявленскому со­бору (25 июля 1893 г.), а через два года перемещен священником Лисестровскаго прихода, Архангельского уезда, и назначен помощником благочинного 2 округа того же уезда (13 августа 1895 г.). Перемещение отца Александра в Смоленскую епархию   состоялось 28 июня 1896 года. Здесь он назначен был сначала на место старшего священника села Покровского, Гжатского уезда, 21 сентября того же 1896 года перемещен уже был к церкви села Горок Духовщинского уезда, а 20 апреля 1898 года к Верхне-Георгиевской города Смоленска церкви, где и состоял до самой кончины. (3) Как в других местах службы, так и в Смоленске, покойный кроме главной проходил много других должностей. Так, с 1905 по 1914   годы он был   законоучителем Смоленского ремесленного училища; состоял он также законоучителем частной мужской гимназии Воронина, второй женской гимназии (с 1910 г.), членом правления семинарии (1905-1908 гг.), совета епархиального учили­ща,     Смоленского отделения училищного Совета и пр.

  Покойный отец   Александр 10 мая сего (1915) года по собственному желанию отправился на театр военных действий, а 13 июня скон­чался от припадка грудной жабы и погребен близь храма в братской могиле в городе Бучаче (в Австрии), так как только тело его во время наступления австрийцев вывезти не представлялось возможным. Пока не было получено официальное сообщение об этом, для отыскания тела покойного Комитетом помощи жертвам войны командирован был на театр военных действий священник Крестовоздвиженской церкви отец А. Залесский, который, доехав до станции Ровно и получив здесь официальное сообщение о месте погребения покойного, возвратился в Смоленск 28 июня.

  2 июля в 20 день кончины отца Александра, в Верхне-Георгиевской церкви совершена была заупокойная литургия и пани­хида о почившем. Панихиду совершали восемь священников, во главе с ректором семинарии отцом архимандритом   Дамианом, и два диакона. Пред совершением панихиды отцом Дамианом сказано следующее слово: «Совсем недавно, в начале цветущего мая, полный жизненных сил и горячей любви к родине, дорогой наш сотрудник отец Александр по Александровской железной дороге, напутствуемый общими благожеланиями, направлялся на запад. Всеми порывами горячей души своей он стремился туда, где ручьями лилась горячая кровь защитников родины нашей, где наши доблестные воины вели брань против дерзкого тевтона, грязно и цинично попиравшего все законы Божеские и человеческие.

  В эти грозные исторические дни, когда творится суд Божий над народами, когда решаются на ратном поле судьбы народов Европы, он не захотел воспользоваться естественным летним отдыхом, какой даёт городскому священнику относитель­ная свобода от духовных треб и обязанностей законоучителя. Этот досуг он отдал на кипучую, самоотверженную работу там, на передовых позициях, где так нужно и духовное утешение, и геройский пример военного пастыря. Отец Александр не стал внимать естественным просьбам жены и детей не идти на явную опасность; порывистая душа его не мирилась с настойчивой просьбой почитателей и духовных детей остаться в эти дни с ними. В его сердце и сознании на первом плане стояли не семья, не приход, а другая великая семья – Родина. Безграничною любовью его к этой великой семье горело в те дни все его существо.

  И это горение в сердце его началось не в эти только дни, – готовность идти на позицию созревала много раньше. Еще с самого начала войны на его долю выпало служить напутствен­ные молебны тем маршевым ротам, что обучались в нашем Смоленске военному искусству. На этих молебнах чуткая душа его сливалась до полного мистического единения с нашими христо­любивыми воинами. Могучим пастырским словом, проникающим в сердца, он учил их высшей любви; он призывал их жертвовать жизнью и святою кровью «за други своя», рас­крывая всю глубину Христова изречения: «6ольши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит задруги своя».

  И вот это-то единение отца Александра с живыми носителями Христовой любви, защитниками попираемой Божьей правды, это живое соприкосновение его с материком, с самым корнем русской народной веры и заставили его закрепить пастырский свой призыв самим делом. Он едет с ними и вслед за ними; он идёт на войну спокойно, стихийно, как катится река по течению, идёт добровольно, с радостной решимостью.

  Всегда чуткая к попираемой правде, широкая натура отца Але­ксандра, как широк и могуч породивший его Архангельский и Вологодский край, где он родился и вырос, прикоснувшись к могучей народной стихии – неотразимо влекла его туда, где борьба идет не на жизнь, а на смерть, где царить ураганный огонь всепожирающего металла.

  И дорогой нам отец Александр, о котором мы сошлись в его храме сегодня помолиться, – остался верен своей пылкой мятущейся глубоко верующей натуре. Он умер на передовых позициях в дни самых серьезных боев в пределах родной нам Галиции; в этой буре, в этом ураганном огне он нашел себе вечный покой. Нам – собратьям по вере и по службе почившему отцу Александру – не удалось встретить даже бездыханного тела его, – прах его лежит вдали, на чужбине. Принесём же ему, что можем: низкий русский поклон с приветом светлой памяти его. А Господь милосердный примет наши общие усердные молитвы о вечном, мирном, радостном покое о. Александра – в светлых обителях Отца Небесного, – там, где царит вечная ничем и никем нерушимая правда».

  Во время панихиды сослуживцем покойного, законоучителем второй женской гимназии протоиерей отцом Владимиром Сеньковским, ска­зано следующее слово: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит задруги своя».

  В полноте и совершенстве эту заповедь Спасителя исполнил наш собрат, новопреставленный иерей Александр, так недавно нас оставивший, образ которого так жив в нашей памяти.

  Грустное, скорбное и в высшей степени печальное событие совершилось для осиротелой семьи, а затем и для всех знаемых усопшего. Но если обратим внимание на то, что усопший добровольно отправился в действующую армию, – отправился за тем , чтобы ободрять, утешать и духовно питать воинов-героев и чудо-богатырей, что ему при исполнении пастырских обязанностей приходилось, конечно, быть под громом и свистом выстрелов, разрывающихся пуль, бомб и других снарядов, и побуждать в себе прирожденный инстинкт самосохранения, – то иное, бо­лее отрадное и утешительное, чувство должно возникнуть в на­шей душе: Усопший иерей Александр – герой, – такой же герой, как и те миллионы героев, которые на поле брани стоят го­товыми положить душу свою и жертвуют своею жизнью за Веру, Царя и Отечество.

  Ныне мы собрались, чтобы отдать христианский долг по­чившему, помолиться об упокоении его как не молиться вам, прихожане, когда ваш почивший пастырь в течение многих лет в сем храме пред престолом Всевышнего возносил молитвы ваши о грехах и славословил вместе с вами Бога днесь и заутра, и в полдень и полночь. Как не молиться вам, уча­щиеся? Почивший законоучитель просвещал ваш ум светом и разумом, да познаете Бога истинного; внедрял в ваши сердца и души истины потребные, яже к животу и благочестию. Как не мо­литься нам, собратьям и знаемым почившего? Он был всегда приветливым, добрым и обходительным. – Соединимся же все молитве. Пусть молитва наша будет молитвой едиными устами и единым сердцем, молитвой ныне и всегда, да упокоит Господь душу новопр. иерея Александра в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

Примечания

1. По сведениям на начало 1914 г. в г. Рославле дислоцировался 1-й Невский его величества, короля эллинов полк.

2.  С мечами награда выдавалась за военные заслуги.

3. В «Смоленских епархиальных ведомостях» за 1899 г. в № 13   С. 724-728 была опубликована статья А.И. Заостровского «Воспоминания о торжестве обновления Верхне-Георгиевского храма в г. Смоленске».

Материал подготовил Леонид Степченков (г. Смоленск)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"