На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Служба царская

Глава из книги

– Где ни жить, не миновать служить.

Пословица.

– Служить, так не картавить...

 Суворов.

 

Эта служба дожидалась Андрея с III курса, могла и ещё несколько обождать, но била неизбежна. Накануне его поступления в прогимназию, в год 1874-й, настоянием военного министра профессора графа Д.А.Милютина в России была введена всесословная (всеобщая) воинская повинность. Ежегодная численность призывников – 450 тысяч – сразу в несколько раз превысила потребность армии в новобранцах – 150 тысяч; что позволило допустить широкую систему льгот и отсрочек. Всем студентам давалась отсрочка до окончания обучения, однако не дальше 27 лет.

Известно: русская армия постоянно испытывала нехватку офицерского пополнения, острейшую по офицерам запаса (возраст, здоровье). Удивляться не приходится – военная служба по сравнению с гражданской или со службой частному капиталу преимуществ, можно сказать, не давала, а лишь утеснения. Чтобы подтолкнуть образованных молодых людей к достижению офицерского звания, и была проведена весьма разумная мера: в строгий военный строй допущен вольноопределяющийся – доброволец, поступивший на действительную службу рядовым (нижним чином) по окончании высшего или среднего учебного заведения.

Срок службы вольноопределяющимся сокращался до 1 года, (на флоте до двух лет). Они могли содержать себя на службе за свой счёт и тогда им разрешалось стоять на частных квартирах. Казённокоштным, живущим в казармах, по возможности выделялось отдельное помещение, им дозволялось кормиться артельно, прикупая провизию. Форма одежды вольноопределяющихся отличалась от рядового только трёхцветной шнуровой обшивкой (кантом) на погонах. Обязанности строевой службы они несли наравне с остальными нижними чинами, кроме нарядов на хозработы. Врачи, ветеринары и фельдшера могли отбывать воинскую повинность по своим специальностям.

Через шесть месяцев службы вольноопределяющийся проходил испытания на унтер-офицерский (сержантский) чин. Перед увольнением обязан был держать экзамен на чин прапорщика (мл. лейтенанта) запаса; на флоте – мичмана действительной службы.

Meдики и ветеринары принимались обществом офицеров своих частей с первых дней службы, а ближе к увольнению были вхожи в офицерские собрания все вольноопределяющиеся. Кадровые офицеры окрестили их "вольнопёрами" – насмешливо как бы, а с некоторой всё же ласкою и вздохом.

Наконец, в 1887 году при Московском пехотном юнкерском училище создаётся одногодичный курс "для молодых людей высшего образования... с целью дать им возможность, попутно с исполнением воинской повинности, получить военное образование и достичь офицерского звания" – подпоручика (лейтенанта), правда, не запаса, а строевого. К тому времени высшее образование в России получало не так уж мало сыновей крестьян, ещё более – городских мещан, купцов, ремесленников, довольно много – из духовного сословия и казачества; дворянином был далеко не каждый второй среди студенчества, да и дворянство у большинства было не старинное-родовитое, а по выслуге отцов. Служба царская, и военная, и гражданская, открывала прямую возможность дворянство выслужить: штабс-капитан и флотский лейтенант получали дворянство личное, а с чином полковника и каперанга оно становилось потомственным. Тоже и у соответственных чинов гражданской государственной службы.

Поступать в Московское пехотное дозволялось исключительно из войсковых частей и забота вольноопределяющихся была, куда именно определяться. А чтобы не отпугнуть вузовскую молодежь перспективою пожизненной службы в войсках, изобрели льготу, по видимости не нарушающую строгий государственный регламент, то есть как бы не существующую. Выпускники одногодичного курса имели право на выпуск в те армейские части, из которых пришли в училище, хотя бы в тех частях и не было офицерских вакансий. И откуда их, как сверхштатных, могли бы тут же, при их желании, уволить в запас. Понятно, в частях, удачно расквартированных по большим городам, офицерские вакансии не пустовали, замещаясь кадровыми военными, кому армия – на всю жизнь. В Москве, в Кремлёвских и Спасских казармах десятилетиями стоял Екатеринославский лейб-гренадерский полк.

Проваландаться год в этом или ином полку, рассчитывая в будущем неизвестно на что, или употребить годовую отсрочку судьбы на получение новых знаний – у Андрея не могло быть долгих сомнений.

 

Август 1888 года. Приказом по 1-й гренадерской дивизии Снесарев Андрей зачислен на службу рядовым из вольноопределяющихся 1-го разряда в 1-й лейб-гренадерский Екатеринославский Его Величества полк. Из полка рядовой Снесарев немедля командируется в Московское пехотное юнкерское училище "для прохождения курса наук". За родным полком Андрей числился на сей раз едва неделю. Присягу, должно быть, принял, присяжный лист подписал, а к службе едва ли являлся и обмундирован, вероятнее всего, не был. Из войск в училища полагалось направлять в мундирах третьего срока носки, для неслужилых то был бы хлам с чужого плеча, могли взбрыкнуть. Течения долгой новой жизни начинались для Андрея в училище, где через год ему и присягать снова предстояло, уже как офицеру.

Московское пехотное юнкерское (с 1897 года Московское военное, с 1906 – Алексеевское военное) находилось в Лефортове, за речкой Яузой, занимая часть Красных казарм, большое старинное двухэтажное здание. Тесными окнами из толщи стен глядел этот казённый дом в столетний липовый парк, шумящий кронами и лепечущий листвою о баснословном осьмнадцатом веке, когда дряхлеющие дерева были гибкими саженцами, а окна свежо блестели двумя шеренгами во весь открытый фасад; многие комнаты училища располагались анфиладами, по-дворцовому, некоторые даже без выхода в коридор... В отличие от военных училищ, готовящих офицеров, а комплектуемых выпускниками кадетских корпусов, юнкерские училища первоначально имели задачей подготовку строевых нижних чинов к службе офицерами, и подавляющему большинству окончивших не давали офицерского чина, выпуская подпрапорщиками; офицерский чин присваивался им yжe в войсках, в армейской пехоте обычно.

Среди полутора десятков юнкерских училищ, созданных во второй половине 60-х годов, Московское считалось как бы головным. После переезда из Спасских казарм в Красные, оно и обустроилось лучше многих: имело свою училищную церковь, хорошую оружейную мастерскую, манеж для занятий строем и гимнастикой, а по соседству обширный плац. Не отягчённое, в отличие от военных училищ, выкрутасами престижа и политесами с именитою роднёю юнкеров, отличалось прямотою нравов и строгостью распорядка, а с годами прославилось в армии безотказною службой своих питомцев, основательно подготовленных. Специальные предметы в училище были, в порядке их значимости: 1) тактика, 2) артиллерия с артиллерийским черчением, 3) фортификация с инженерным черчением, 4) топография с топографическим черчением, 5) военная история, 6) военная администрация, 7) военное законоведение. Несколько особняком стоял "курс об оружии", предмет важнейший, но более практический, чем классный, к тому же достаточно известный всем послужившим в строю. Обилие черчений вызвано назревшей потребностью документировать и проектировать военные решения при отсутствии подобающих технических средств, фотография тогда только входила в обиход, как сегодня компьютерная техника, радио ещё не было и в помине. Сегодня фортификация, как учебный предмет, уже не существует, и претерпели изменения военно-гуманитарные дисциплины, а в целом программа обучения была у пехотных юнкеров солидная и, пожалуй, завидная. Курс одногодичного отделения составляли исключительно спецпредметы плюс религиозное воспитание и строевая подготовка. Кроме религии, всё остальное было Андрею внове.

 

С чего начинается армейская жизнь? Казённый быт вообще?

Во-первых, конечно, с обмундировки.

Российская империя своих сынов приучала к мундиру с малолетства. В мундирах учащие (учителя) и учащиеся: гимназисты с головы до пят, прочие хотя бы в фуражке форменной; в мундирах чиновники всех ведомств, полицейские власти подавно, также и весь путейский персонал вплоть до билетного кассира, в мундирах всё казачество – Андрей вырос и возмужал среди мундиров и сам к 23 годам больше полжизни в мундирах отщеголял. Но все те мундиры, даже казачьих войск, облачённого в них как бы из толпы возвышали, ставили наособицу, "при исполнении обязанностей", шились-примерялись те мундиры на заказ у портного, надевались дома и cнимались после урочной надобности, заменяясь халатами и прочей вольною затрапезой. Настоящая казённая одёжа означает несение повинности и облачаются в неё обычно скопом, отрешаясь до последней нитки от своего особенного собственного, получая в очередь, наудачу тощее, одинаковое, прикрывая потерянность свою скоромной насмешливостью, оберегая вниманием одну-две безделицы бесценные – от прежнего вольного "я" – проносимые в казённый быт.

"Носить кольца, перстни, выставлять цепочки от часов, за исключением жалованных, запрещается".

"Носить траур юнкерам ни в коем случае не полагается".

Обмундировка, это интендантское действо, такое с виду невоенное, пустяшное, на самом-то деле второму рождению подобна, смерти и воскрешению. И оттого, в каком настрое совершится этот миг перехода домашнего человека в подневольные, зависит подчас жизнь того человека на годы и годы: осмеют, швырнут, наорут, зацепят за больное – и осядет в человеке оторопь, нелюбие, для самого, быть может, неприметной порчей характера и растратой сил. Судя по всему, в Московском пехотном это прекрасно понимали и принимали меры, в сущности, простейшие: не допускать при обмундировке бестолковщины, чьих-то произвольных действий. Тогда надетый мундир ежели и не возрадует, не окрылит новобранца, то будет занятен ему, как обнова. Возможно, на этой процедуре юнкер Снесарев повстречал своего будущего ротного офицера-воспитателя Шишкина Ивана Владимировича, очень уж скоро установились между ними отношения, мало не отеческие-сыновние, судьбоносные для Андрея. (Если же И.В.Шишкин был не однофамилец, а родня последней квартирохозяйки Андрея, то он мог и в юнкеры Андрея сговорить).

В конце 80-х годов две роты Московского пехотного – 4 взвода, 16 отделений в каждой – насчитывали обе вместе до четырёхсот юнкеров, половина состава ежегодно обновлялась. Между новичков, к тому времени почти сплошь армейских младших унтер-офицеров, заметно прибывало вчерашних штатских – гимназистов и реалистов, не в диво стали и "высшего образования". В училищный распорядок эти, как-никак, барчуки окунались словно в студёную сильную реку.

В 5.45 утра горнистом игралась повестка, в 6.00 – заря, подъём; утренний туалет, гимнастика, чай, молитва, утренний смотр… От подъёма и до отбоя каждый этап юнкерских буден отмечал сигнал горна, всяк день неизменный. Сигналы, по тогдашнему выражению, "бились", невзирая, что барабан давно отзвучал в училищах и в штате были не барабанщики, а по 1-2 горниста. Поразительна эта наша привязанность к неким общим звуковым символам, мы поминаем их долго после, как они отзвучат: тот же набат, заводской гудок. "Где-то детством моим отзвенели петербургских гимназий звонки..." Те из нас, кого в детстве ещё застали настоящие горны, уже выдыхающиеся, столбенеют с улыбкой, встретя ныне робкие попытки их реанимации… И нынешний шумный рок – не иное что, как бесконечно повторяемый сигнал-аккорд, монотонно-требовательный, как гудок. Церковный благовест, да и строевые стандарт-сигналы отличало многообразие. Всех армейских сигналов было до трёх десятков, плюс комбинации их и разный темп исполнения. Некоторые сигналы имели слова и пелись, юнкера обязаны были их знать и уметь. Одни сигналы всегда встречались оживлением и весёлостью, другие наводили кручину на лица.

От 7.45 до 13.55 у юнкеров шли классы; после третьего урока – завтрак. С 14.05 до 16.00 – строевая подготовка, чистых полтора часа ежедневно. И если военные науки могли вызвать у образованных молодых людей живой интерес, даже увлечь их, то строевая!..

Но, во-вторых, – армейская жизнь, казённое бытие вообще, начинается наукой, команды чётко исполняя, ходить строем. Не зря говорится: "строевая служба", "50 лет в строю".

Не секрет, однако, что строем, строевой подготовкой в частности, можно довести человека до полной потери облика (полутора часов ежедневно для этого предостаточно); правда, те же прискорбные результаты достигались, как известно, и учёбой, и рукоделием, служебной и любой иной деятельностью, а также бездеятельностью, простым стоянием на месте. Всё в руках человека и дело единственно в том, каков человек. Но строю "везло" особо. Столько брани обрушено по адресу "строевой муштры", ранжира и регламента – и это бы ничто! Но хулою и отрицанием именно строя каждая очередная вражья буза затевалась, строем же, естественно, и оканчивалась, да уж то бывал строй! "Разворачивайтесь в марше! Ваше слово, товарищ маузер!", "Шаг вправо, шаг влево – считается как побег".

Самое время сказать о строе доброе слово.

 

Начать с того, что ноги и руки у людей, походка и жест выразительны, как и лица, и также разны у всех, более разны, пожалуй, чем лица, потому как черты лиц можно подправить выражением или гримом, а походка и осанка трудней поддаются хотениям воли, оттого что выражают не только настроение человека и состояние организма, но и устроение его. Умный строевой командир всегда видит мысли солдата и его характер, может и про папеньку с маменькой много чего угадать. И понимает умный командир, что никаким строем этого враз не переиначить, не поломав, а ломаное куда годно? Строй призван выучкой, повторами бесконечными втеснить те или иные навыки в привычку, в плоть и кровь; а отзовётся это, глядишь, во внуках уже, хорошее или дурное – враз не переиначишь. Строй же всегда повторяет свою государственную систему, вне системы строй не нужен. Как и система порядочная без строя невозможна. Ибо строй есть высший способ суммировать векторно энергию множества людей, отнимая у них возможность размениваться на ячество и суету.

Добрый строевой командир поверх всего видит разделенье людей на два сорта: на имеющих склонность к строю и, напротив, к строю не расположенных. У одних тяга к людям, и они привыкают к строю охотнее, шагается им свободней и хотя бы уставали сильно, не надрываются, а только крепнут. Другие строя не любят; такие чаще верховодят в жизни, благодаря своей жёсткости, однако ж в строю изволь быть жёстким к себе – вот и выходит им строй маетою и ущемленьем. И тащат они свои обиды строевые на всё остальное окружающее и многие беды производят. Командир отнюдь не должен допускать равнения строя на них, на себялюбие, но также и боданье-ляганье их недопустимо; строем, как мало чем другим, можно притереть людей друг ко другу, углы напрасные сгладив, наработать привычку надёжной слаженности. Имеющие талант к строю, они часто самолюбивы, резки от застенчивости, да покладистее, сердечнее, тоньше, вернее сказать. А где тонко, там рвётся; и отходчивые, незлопамятные они. В строю, когда равнение на них, они себя раскрывают, ладность свою, уверенность весёлую и воцаряется постепенно общая взаимная ответственность, содружество, проще сказать. А там радость строевого общения переходит в казарму, в наряды-дежурства, во всю остальную жизнь. После такой службы, детей своих и внуков в строй провожая, глядят им в глаза охотно. (Злой строевой командир – худший неприятель Отечеству).

 

Капитан Шишкин Иван Владимирович, ротный Андрея Снесарева, был командир строгий, умный и добрый; то есть мудрый на своей службе. Пожалуй, и не один он таким был в Московском пехотном в те годы, когда сбывались мечтания скромных юнкерских наставников готовить для России высокообразованных армейских офицеров. Московское пехотное исполняло эту трудную одногодичную задачу строго и заботливо. Одна, казалось бы мелкая, подробность: в баню юнкерам полагалось ходить дважды в месяц, нательное бельё переменять не реже двух раз в неделю, зато носки – ежедневно!

Избавлением от трудов праведных на плацу или в манеже звучал сигнал сбора, обед. Кормили добротно и с предосторожностями, опять-таки, заботными. Масло подавалось на столы обязательно растопленным, мясо варилось четыре часа: холодильников не было, были погреба, ледники, были веками отработанные приёмы обращения со снедью-свежатиной, а всё ж случались порой неприятности вроде холеры или сибирской язвы. "Бережёного Бог бережёт". Молока почти не давали, творог бывал. В постные дни щи варились грибные или на осетрине со снетками, картошка жарилась не на сале, каши сдабривались постным маслом. Вся пища довольно круто солилась, при трёх-четырёх горячих кушаньях в день расход соли был одиннадцать фунтов, не считая пекарни. Пуд соли училище съедало в три дня, и юнкера знали друг друга достаточно.

Хлебозаводов не было тоже. Хлеб пекли в батальонах, а то и в ротах, обычно подовый, на закваске; пекли и в военных училищах. В Московском пехотном, как по всей армии, хлеб "отпускался в употребление" не ранее, как на третьи сутки по выпечке. За двое суток ржаной хлеб на закваске не черствеет, но вылёживается и не дображивает после употребления. Опять же, и запас хлеба двухсуточный не помешает никогда. Высокие чины, составляющие инструкции и утверждающие их, не постеснялись издать для господ юнкеров и такой пункт: "За третьим блюдом каптенармус наблюдает за сбором со столов оставшихся целых кусков хлеба". Излишки хлеба шли на квас, верный источник витаминов, да плюс квашеная капуста и лук. (В Москве на казённый и общественный стол квас подавался круглый год без ограничения и бесплатно). Хлеба юнкеру полагалось три фунта (1,2кг.) в день, круп 1/3 фунта, говядины не менее полфунта и т.д. Хозяйство училища и финансы вёл офицер-квартирмистр, но все провиантские, провизионные и прочие котловые заботы о юнкерах лежали на каптенармусах и артельщиках, избираемых среди юнкеров самими юнкерами сроком на одну неделю; переизбрание на второй срок не допускалось.

После обеда пелась очередная ежедневная молитва, истинно благодарственная, в довольстве праведной сытости и молодой усталости, а главные дневные труды позади, до 18 часов полагался отдых, разрешалось лечь в постель. Открывалась читальня. Тут господам юнкерам была отдушина в строгости службы. "При входе в читальню офицеров училища до Начальника училища включительно, никаких команд не производить и занятий не прерывать". Кроме рапорта дежурного, разумеется. Не вставали при появлении в спальне офицера и лежащие в постелях, хотя бы и не спали, тоже кроме дежурных и тех, кто прилёг, не раздеваясь.

С 18.00 – самостоятельные занятия, та же читальня. Фонды библиотеки насчитывали около пяти тысяч томов до полутора тысяч названий: в предыдущем году Московское пехотное унаследовало часть книг упразднённого Варшавского юнкерского училища. По разделу изящной словесности, русской и западной, века XVIII-XIX были представлены, как в советских школьных библиотеках – от Пушкина, Некрасова и обоих Толстых до Хижины Дяди Тома, Жюля Верна, Диккенса и Майн-Рида, плюс кое-что позабытое ныне (Надсон, Боборыкин), а также запретное у нас до недавних лет: Екатерина II, например, Достоевский и С.Максимов, а рядом с Добролюбовым, Писаревым и Белинским стоял Аполлон Григорьев... Отдельным разделом стояла воинская словесность: В.Немирович-Данченко, М.Драгомиров, В.Верещагин.Были отдельные разделы по каждому из предметов учебного плана, особенно богатые по артиллерии и педагогике. В разделе географии будили воображение военно-статистические описания далёких земель, сделанные путешественниками-генштабистами; со временем к ним добавятся и книги А.Е. Снесарева. Из раздела военной администрации юнкер Снесарев наверняка пролистал увлекательную для будущего офицера книгу В.Н. Зайцова "Руководство для бригадных, полковых и батальонных адъютантов по всем видам их деятельности", эта краткая штабная энциклопедия имелась в нескольких экземплярах, как учебное пособие. Не мог же Андрей предчувствовать, что держит в руках труд своего будущего тестя! Личный интерес у него могли бы вызвать две-три другие книжки, сочинения его университетских профессоров – имей он время заглядывать в разделы общеобразовательных предметов. Времени же жутко не хватало. За один год Андрей и его однокашники проходили двухгодичный курс военного училища, отчасти сокращённый, но учебники были в большинстве военно-училищные и все преподаватели спецпредметов были выпускниками военных училищ и спрашивали без скидок!

 В 19.45 игрался сбор на вечерний чай. "Ко времени вечернего чая всем юнкерам, не исключая должностных, заменять мундир шинелью", – это из экономии одежды; не позабыты, однако ж, и рамки приличия: "галстух обязателен при мундире и шинели (в училище)".

Наконец – вечерняя перекличка. Вечерние молитвы пелись дважды, после чая и переклички. "Юнкера-иноверцы для чтения молитвы не назначаются". Мало того! "Во время лекций Закона Божьего юнкера-иноверцы находятся в другом помещении и занимаются по указанию учебной администрации". Веротерпимость это или отлучение? В училище шли добровольно, могли бы вкупе с артиллерией и православию научаться?.. Едва ли кому приходили такие мысли. "Вооружённым в Св.алтарь никогда не входить, не подходить к Св.тайнам, не прикладываться к местным иконам и к Св. плащанице". Веротерпимость российская была поистине беспредельна. "Желающие из неправославных юнкеров увольняются в их церкви, откуда, по окончании церковной службы, они обязаны вернуться в училище". Православные юнкера, увольняясь из стен училища лишь на общих основаниях, раз в неделю, по средам, после всех занятий, тем самым имели меньше прав (и самостоятельности!), чем иноверцы; национальность в России официально не учитывалась, только вероисповедание. Свобода совести, причём не на бумаге, распространялась и на своих, православных, впадавших в соблазн отпадения: "от присяги освобождаются лица, не приемлющие оной по их вероучению". Естественно, в юнкерские училища таковые не поступали.

Время после вечерней молитвы и до отбоя считалось личным, отводилось клубной работе. Училище имело хороший хор, участие в нём юнкеров поощрялось. Хор давал публичные концерты. Андрей Снесарев начал здесь выступать солистом, сохранив связь с хором надолго. На концерте 30-летия Московского пехотного (1894г.) он споёт дуэтом с выпускником училища, тоже из студентов университета, Леонидом Собиновым популярнейший тогда либеральный романс "Нелюдимо наше море”,слова Н.М. Языкова. Музыку на этот текст сочинили к тому времени семь композиторов! Восьмого за целое ХХ столетие пока не нашлось.

Отбой в училище игрался в зависимости от увольнений, других мероприятий, в 23.00 и не позднее 24.00. Водопровода и канализации училище в те годы, как почти вся Москва, не имело. Юнкерам строго запрещалось выскакивать ночью "в ретирадное место" без шинелей, а если внакидку, не надев рукава, то обязательно застёгивать ворот и верхний бортовой крючёк. Вставать ранее 4-х утра не разрешалось. Электричества в быту также ещё не было, поэтому юнкерам, желающим позаниматься до подъёма, полагалось жечь собственные свечи или же сидеть возле лампы дневального…

Минует четверть века. Привычны станут ватер-клозеты, появятся автомобили, аэропланы и радио. Россия переможет Пятый год, начнёт вовсю электрифицироваться. Грянет мировая война. В феврале 1915 года из нервной толчеи тыловых буден в Алексеевское военное училище на курсы прапорщиков попадёт костромской семинарист А.М.Василевский, будущий Маршал Советского Союза. Распорядок дня училища, ритуальная строгость его соблюдения останутся неизменны, по-прежнему разумны и категоричны. И эта живая традиция, поддержанная личным примером училищных командиров, поможет провинциальному поповичу проникнуться высоким духом воинского служения. "Поклоняться знамени. Служа Отечеству, ставить службу выше личных дел. Действовать целеустрёмленно. Не бояться самостоятельности…"

 

В феврале 1889 года приказом по училищу юнкер Андрей Снесарев был произведён в унтер-офицеры. За полгода в упорядоченной молодёжной среде, живущей трудами и разумной суровостью, старшинство Андрея среди сверстников не могло не проявиться с полной очевидностью. Вероятно, в это же время окончательно вызревал его жизненный выбор под влиянием Ивана Владимировича Шишкина, которого Андрей Евгеньевич в свои зрелые годы не раз помянет добром.

Молодых унтеров поступило вместе с Андреем в училище немало, да все они оказались в младшем классе. А из юнкеров с образованием не служил никто. В строевых отделениях (12-15чел.) ещё как-то можно было подмешивать к ним служилых, в отделении классном (30-40чел.) при специальной программе это исключалось. Очевидно, Андрей стал начальствующим юнкером классного отделения гораздо раньше своего производства в первый чин.

"Старший в классе обязан... Он обязан... Он обязан..."– повторено Инструкцией для юнкеров двадцать (!) раз.

"На начальствующем юнкере лежит обязанность сохранять среди подчинённых юнкеров воинскую дисциплину, внутренний порядок, служебную исполнительность, начала нравственных и товарищеских отношений и начала воинской чести".

"Начальствующим юнкерам надлежит помнить, что подчинённые им юнкера стоят на одной с ними высоте умственного и нравственного развития, связаны с ними присущими им самим понятиями о воинской чести и о чувстве собственного достоинства, и вот почему они обязаны относиться уважительно к личному достоинству подчинённых им юнкеров".

"Своим усердием к службе, личными примерами нравственных начал и терпения, обдуманностью и строгою последовательностию отношений к подчинённым, спокойною законностию приказаний и решительным воздержанием от личного произвола в поступках и требованиях, они станут на высоту начальника и старшего и сумеют сохранить вне службы тёплые товарищеские отношения к подчинённым; тем же путем они сумеют внушить в подчинённых им юнкерах уважение и приязнь лично к себе".

"Вообще старший должен помнить, что кому больше дано, с того следует больше спросить".

Это основные обязанности. А права?

"Начальствующие юнкера должны служебные свои требования выражать в форме приказаний, отнюдь не в форме приятельской просьбы и, не входя ни в какие объяснения с подчинённым юнкером, нарушившим порядок или не исполнившим приказания, докладывать о нём по команде, а в случае надобности и дежурному по училищу".

Дисциплинарной властью начальствующий юнкер, в отличие от строевого унтера, наделён не был: наказаний не налагал и поощрений не объявлял; преимуществ при производстве тоже не имел, а разве что при распределении. Поэтому в училищном обиходе их именовали не унтер-офицерами, а портупей-юнкерами. Возводили в это звание безусловно лучших, нагружая добавочно избыток их возможностей, давая им благое направление ко всеобщей пользе.

Как раз признания – не заслуг, нет, а возможностей своих, полезности своей признания так недоставало Андрею; история столь обычная у российских мальчиков самолюбивых. Мало им признания материнского, безразличного к их достоинствам и почти не требующего усилий отдачи... Андрей не чурался власти. Долгие сорок лет после училища он располагал властью, частицей неоспоримой имперской власти, растущей в его руках вместе с его чинами, то набухая, то усыхая, смотря по должности; он напрягал её спокойно и только в силу необходимости, никогда попусту, просто чтоб не завяла, но неизменно с единственною целью: утвердить разумный справедливый порядок, когда бы каждый соблюдал свой долг, а сильнейшие могли бы не отметать остальных-прочих, но открывали бы им пути "стать в общий уровень", как в Московском пехотном.

 

Умещая двухгодичную военную науку и выучку в один год и личным примером показывая благотворность предельных усилий, притом заботясь, по долгу службы, чтоб самые благодушные однокашники таким примерам тоже внимали, за всеми за этими делами-заботами Андрей и не заметил, как пролетел тот год. Последние недели ещё уплотнились приятными хлопотами обзаведения офицерским гардеробом и амуницией. На сей случай каждому производимому в Их Благородия отпускалось казною по 225 рублей безвозмездно. Сумма подходящая, если сравнить с годовым расходом на юнкера в три сотни рублей или с годовым содержанием подпоручика – 477 рублей.

Трудно вообразить молодого человека, будь он четырежды пацифист, кому бы не шёл к лицу офицерский мундир с иголочки, безупречно подогнанный!.. Такими роскошными добротными одеждами Андрей отродясь не владел: мундирная пара с погонами, сюртучная пара с погонами, шинель, теперь именуемая "пальто офицерское", сшита из плотного престижного кастора, ещё эполеты и фуражка с козырьком (юнкера бескозырки носили), шапка барашковая, тонкой кожи сапоги высокие и другие – короткие, шашка с пышным темляком и многоремённая портупея на манер новой изящной приятной сбруи и ещё, и ещё всячины!.. Одежды сияют россыпями пуговиц, от них Андрей поотвык за своё юнкерство, юнкера застегнуты сплошь на крючки, бельё на тесёмках, а пуговиц у юнкера две пары всего и те для красы, пара на погонах мундира, другая на хлястике шинели, их надо содержать в ясном виде. Распределялся Андрей в I-й лейб-Екатеринославский Его Величества полк, "лейб" означало "состоящий при Особе монарха" и по такому шефу полка Андрею полагались пуговицы с императорскою короной и на фуражке корона, а на погонах к двум звёздочкам – литера Августейшего имени с короной тоже.

С производством и выпуском возникла препинация. Военные училища выпускали офицерами в начале лета, до лагерных сборов, и господа офицеры успевали отдохнуть перед службою; юнкерские училища отчего-то выпускали в конце лета. Военно-училищный курс вдруг было где-то решено тоже выпускать до лагерей, год сокращался на целые два месяца, а выучить оставалось столько-о! Одних уставов затвердить – шесть, инструкций и наставлений – восемь; тоненькие, а книжки!.. И рассудил кто-то здраво: ежели отделение одногодичное, то в году же двенадцать месяцев, 1 сентября учение начинается, августом учению и заканчиваться. И все треволнения разом улеглись и тут же позабылись. Обычная наша бумажная неразбериха. Утешаемся: мол, основательное редко бывает гладким, разве что египетские пирамиды, когда новенькие были!

Московское пехотное стояло летним лагерем на Ходынском поле, обок с несколькими строевыми частями Московского округа, ближайшим соседом был 1-й лейб-гренадерский Екатеринославский полк.

"Запрещается сидеть в виду проходящих мимо лагеря воинских частей".

"Арестованные юнкера участвуют во всех полевых работах и строевых занятиях".

"В отпуск разрешается уходить только через село Всехсвятское; возвращаться тем же путём".

"Инструкция для руководства юнкеров Московского пехотного юнкерского училища", столь часто цитированная здесь (а надо бы почаще), в число восьми инструкций и наставлений, обязательных для пехотного офицера, конечно, не входила. Автор инструкции нам не известен, а утверждал её генерал-лейтенант Духовской, давний – более десяти лет – начальник штаба Московского военного округа, ему подчинялось училище территориально. Духовской окончил кадетский корпус еще при Николае I и с 17 лет, с прапорщиков, служил в строю, сначала в гвардии, потом воевал на Кавказе; окончил две военные академии – Инженерную и Генерального штаба. С Духовским Сергием Михайловичем судьба ещё сведёт Андрея Снесарева и по службе в Москве, и позднее.

Московское пехотное в том году праздновало как бы двойные именины. Отмечая своё 25-летие, открывало новую эпоху подготовки российского офицерства. Если в 1887 году оно выпустило офицерами 10 юнкеров, успешно закончивших курс, а на следующий год уже 79, то свой серебряный юбилей отмечало выпуском 189 офицеров! Выпуск всех вместе остальных военных и юнкерских училищ был всего-то вчетверо больше! И ощутимо легче обременяло казну Московское пехотное – против военных училищ и кадетских корпусов – дерзая продвигать своих выпускников и в гвардию (двое), и в артиллерию (двадцать), то есть в рода войск, традиционно пополняемые офицерами исключительно из военных училищ . Первопричиною столь блистательного успеха, несомненно, было допризывное образование юнкеров Московского пехотного.

Андрей Снеcapeв среди целой роты прапорщиков и подпоручиков своего выпуска шёл одним из первых, удостоился занесения на мраморную доску, а значит имел право на выпуск в гвардию (с годовым испытательным сроком) или на перевод в инженерное или артиллерийское училище, где его математика пришлась бы весьма кстати. Утомился ли он беспрерывным семнадцатилетним учением; колебался ли: служить – не служить, а Екатеринославский полк ещё оставлял ему возможность выбора; имелись ли иные какие резоны его выходу в гренадерский полк, то есть фактически в пехотный… Своевременным отличием Андрея всё же не обошли: в свой полк он выпускался с годом старшинства, год учёбы шёл ему за год офицерской службы.

Итак – выпуск. В унтер-офицеры Андрея Снесарева произвёл начальник Московского пехотного полковник Галахов, офицерами производили только Высочайшим приказом. Примерно, как в современной песне поётся:

"Под громкое, троекратное, раскатистое "ура!"

Присягу Императору давали юнкера;

Каникулы, каникулы – в Собраньях вечера..."

"Вход в помещение юнкеров вновь произведённым офицерам воспрещается". Дружба, как говорится, дружбой, а служба – службой.

 

"Каникулы, каникулы" у Андрея Снесарева получились короче месяца: отчислен из училища 12 августа, прибыл к полку 7 сентября. На дорогу домой и обратно тратилась неделя; поезда ходили тогда небыстро, пассажирский Москва-Петербург шёл без малого сутки, скорый – пятнадцать часов, на юг и восток движение было, в среднем, медленнее, да ещё пересадки у Андрея, а последний перегон до Камышовской, до родного порога – на конной тяге.

Каков праздник вызвал приезд красавца-офицера в семье! Да и в станице!

Ещё множество было станичников, помнящих Андрея подростком, ребёнком, помнящих батюшку Евгения, многих и Андрей помнил по своим давним ещё детским годам. Они словно бы неизменны обликом оставались за прошедшие годы, а только будто уменьшались ростом, размерами вместе со всей станицей, в которой повсюду ветхость проступала, а в людях – слабости. И только Дон да степь, хотя и тронутые повсюду и там, и тут небрежной беззаботностью людской, просторны по-прежнему Дон и степь и бесконечны, как небо над ними!..

Горше же всего умалилась дорогая вдовая мамочка возле взрослеющих деток своих, как на подбор сложения крупного, щедро одарённых. В одно время с Андреем окончила Царскосельское епархиальное сестра Клавдия, Кая по-домашнему, ближайшая Андрею в родной семье, должно быть, как самая любознательная; унаследовала мамин певучий голос, возможно, и терпение мамино: художественно-прекрасно вышивала. Четыре сестры Снесаревы, рослые все, пожалуй что и красивые, спокойно-красивые, заканчивали Царскосельское училище друг за дружкою, непременно первыми или вторыми ученицами. Раньше Клавдии закончила Лидия и уже вышла замуж. Теперь учиться Анне. Вера и Павел ещё у мамы на руках, Паня – совсем ребёнок, тринадцать лет... Быть может, навестил Андрей неблизкую станицу Филоновскую, туда вышла замуж Лиля, и при ней с год проживёт Кая, подмогой сестре в её первом материнстве. (А красного комдива-16 Киквидзе Василия Исидоровича, с чьим именем связана гибель Лилиного первенца и Лилиного мужа, до-о-олго ещё и на свете-то не было, в 1895-м он только ещё родится). Лиля, младше Андрея на целые пять лет, почти ровесница девице Кае, Андрей в её возрасте студентом стал, а она, гляди-ка, хозяйка в своей молодой семье... Должен был посетить Андрей и старшую сестру Надежду, это рядом, станицу Мариинскую всю видать с колокольни из Камышовской; Надя почти ровесница Андрею, позже него с родным домом рассталась, а взрослая такая и самостоятельная, настоящая казачка, право! (Опять же, недолгие те побывки праздничней долгих и памятнее в дальнейшем).

И только мамочка! Быть возле мамочки или прощаться с нею – всё одно хоть плачь! Скорбный мир вдовьего семейного круга, замкнутый на ближайшие детские нужды, на устояние в жизненном потоке, благодаря доброй родне, благодаря добрым людям. Поднять детей! А дети, поднимаясь, перерастают семейный уклад, стремятся прочь от него – Андрей вырос первым, давно, как перерос и весь благодушный кругозор заштатной станицы, рассеянно живущей домашними привычками, старинным опытом устойчивости своего бытия. Год спустя Андрей выскажется под горячую руку в письме к сестре Кае: "...пахнуло таким душным милым старьём с его сладкими пошлыми формами, с его глуповатыми самообольщениями..." Детки станичников многие воспитывались вне дома. Воспитанием задаётся человеку стиль жизни, из разницы воспитаний произрастают проблемы отцов и детей. Перешагнуть своё воспитание редко кому удаётся.

Провинциальная самодеятельная жизнь не разумела Андрея, места ему не готовила.

И Андрей тоже прикоренился к Москве, где зримо зарождались новые времена... Не могло быть, чтобы он остался в полку лишь ради житья в Москве без лишних забот, военная служба непременно должна была иметь в его глазах свой собственный смысл.

В те годы вовсю гремела в Европе и Азии недавняя слава героя Шипки и Туркестана генерала Скобелева; однако Андрей, характером увлекающийся, чрезмерностей всегда был чужд, а окружающее воспринимал на редкость объёмно, и потому воинская слава, при всём молодом честолюбии Андрея, сама по себе увлечь его не могла.

В те годы ещё богато плодоносили реформы недавнего военного министра генерал-фельдмаршала и профессора Д.А. Милютина (которому суждена была тридцатилетняя почётная опала). Быть может, Андрей уже разглядел растущую универсальность военной профессии, её расширение на все сферы техники и науки и жизни государства, уловил неизбежную системность будущего, уже зреющую в таких организациях, как армия?

Могло сказаться и наследственное призвание к работе с людьми, влиянию на людей… Двадцать лет спустя в одной из своих статей Андрей Евгеньевич с горечью призовёт: "Надо упорно идти к тому, чтобы военная жизнь складывалась ласково, тепло и беззаботно", – строки необычайные и ощутим за ними некий опыт живой, не просто пожелание благое или фантазии. Так могло служиться ему в Туркестане, но тогда счастливый молодожён вряд ли покинул бы Округ навсегда. Скорее, Андрею поверилось в дружелюбие армейской жизни там, где она для него начиналась – в училище юнкерском...

Как бы ни было, выбору своему Андрей останется верен. Послужит Отечеству авторитетом и командира, и учёного, принеся на обоих поприщах пользу немалую. Начнёт же службу с гренадерского взвода и начало это выйдет долгое подпоручику Снесареву.

Борис Белоголовый


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"