Этот очерк написан по благословению блаженной памяти архимандрита Иннокентия, в недавнем прошлом одного из руководителей издательского отдела Московской Патриархии. «Надо спешить, — не раз говорил отец Иннокентий, — спешить собрать свидетельства православных людей, чьими руками ковалась Победа Великой Отечественной. Из этих свидетельств сложится книга».
Смерть помешала осуществлению замысла, но я записывала, фиксировала. Отец архимандрит был прав: многих из тех, о ком здесь речь, сегодня нет уже среди нас. Но есть свидетельства людей, кому обязаны Победой.
Эра Данилова
До Белозерья фронт докатился в сорок втором. Бои шли под Вытегрой, Лодейным Полем, Вознесением, в двухстах километрах от города Кириллова, в котором я тогда жил. Все взрослое мужское население наших мест билось с врагом на разных фронтах. Мой отец Виктор Парамонов в то время уже погиб под Москвой. Брат Евгений геройски пал под Сталинградом. Брат Юрий, инвалид войны, сражался в Прибалтике. Чуть постарше меня брат Евгений ковал победу на трудовом фронте в блокадном Ленинграде. Я, тогда четырнадцатилетний малец, вместе с мамой, ныне покойной, Феофанией Васильевной Парамоновой, работал в колхозе «Красный Кириллов» и учился в школе. По возрасту не воевал, но пришлось стать свидетелем настоящего боевого подвига, совершаемого в прифронтовой полосе скромными церковными труженицами-монахинями бывших монастырей — Ферапонтова, Горицкого Воскресенского, Леушинского Похвалы Божией Матери, Парфенова Неопалимой Купины, — сколько много они сделали для народной Победы!
Не год, и не два, а все четыре военных года неустанно трудились для фронта духовные сестры. Сажали огороды и выращенную продукцию посылали в окопы на Северный фронт. Ходили по деревням, собирали у колхозников овечью шерсть и вязали на спицах и крючками для солдат теплые вещи: рукавицы, носки, шарфы, жилеты; катали валенки. Собирали по дворам картофель, капусту, свеклу, морковь, сушили овощи на жаровнях в русских печах и отправляли в посылках на фронт. Их руками заготовлены и отправлены по адресам полевой почты десятки центнеров сушеной продукции.
Я помню, как в январе 1943 года моя мама, человек глубоко верующий, отвозила на фронт заготовленные и собранные монахинями лук, два мешка сушеного картофеля, мешок сушеной капусты и много вязаных вещем для бойцов и командиров. Все это она везла на чунках — так называются у нас ручные дровни или сани, пешком, по морозу, на расстояние в 200 километров. Я помогал Божиим труженицам, как мог. В наш адрес приходило много писем с фронта, они и сейчас перед глазами, эти сложенные угольником, с сердечной благодарностью послания от бойцов и командиров.
Никого из сестер уже нет в живых, но мне бы хотелось назвать имена: бывшая игуменья Ферапонтова монастыря матушка Мартиниана, в миру Мария Цветкова, что стегала для фронта фуфайки; письмоводительница того же монастыря Самойлова Александра Яковлевна, что много шила и вышивала кисетов и выращивала на своем участке табак для солдат; старшая трапезы монахиня Маврикия; регент Ферапонтова монастыря Шубина Анна Александровна, монахиня Екатерина Лопаткина, бывшая казначея Горицкого монастыря, монахиня Викторина, в миру Фаина Викторовна Смирнова, монахиня Антония, в миру Анна Александровна, Мария Иаковлевна Второва и Алевтина Васильевна Елова, что выхаживали раненых в качестве медицинских сестер...
Особенно много трудилась для фронта монахиня Ферапонтова монастыря Гавриила (Глафира Платоновна Ванюшонкова). Она руководила всеми работами, под её началом находилось около шестидесяти монахинь. В деревне Кнутово, где она жила, имела небольшую пасеку и отдавала весь мед проходившим через Кириллов воинским частям.
Когда наши войска освободили за Вытегрой Вознесение и Подпорожье, крепко пострадавшие за время оккупации, — на месте бывших домов стояли только печные трубы — мы с матушкой Гавриилой повезли освобожденным жителям муку — мешок гороховой и два житной. Помню, голодных людей так много, что муку мы раздавали им стаканами.
Неисчислимы были бедствия людей в те годы, но велики были и проявление духовных качеств верующего человека. Так, настоятель нашего храма Покрова Божией Матери протоиерей Павел Иванович Никитин много ценностей собрал и передал в фонд обороны от общины и от себя лично. А когда в Кирилловский детский дом привезли детей из Ленинграда, он свалял им всем теплые валенки. Я сам видел, как шел однажды мимо детского дома отец Павел и как, увидав его из окна, выбежали на улицу в новых валенках дети и, в знак благодарности, бросились ему на шею, целовали гладили бороду.
В церкви Иоакима и Анны в селе Носовском отец Павел Орнатский и бывшая насельница Парфенова монастыря, Председатель общины Надежда Николаевна Петровская за большие пожертвования для фронта удостоены благодарственной телеграммы от И.В. Сталина. Телеграмма хранится в Череповецком музее.
1991 год
Блаженной памяти протоиерей Валентин Парамонов, бывший настоятелем Воскресенского храма на Ваганьковском кладбище г. Москвы
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"