На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Застава

Застава

Застава Гундиган

 

Памяти лейтенанта Сергея Ковальчука

 

Как здравствуешь, застава Гундиган,

под вой и свист горячего металла?

Хочу, чтобы накрыл тебя туман,

чтоб небо над тобою замолчало.

 

О, дайте Гундигану тишины

и солнечного хоть на час затменья.

Хочу услышать на краю войны

магнитофона крошечного пенье.

 

О, наконец! Божественный покой

на Гундиган нисходит благодатно.

Там лейтенант, как мумия сухой,

поет о маме нежно и невнятно.

 

Поет о том, что тут почти что рай

и что рука тверда на автомате.

...О мати моя, только не рыдай!

О, не рыдай, возлюбленная мати...

 

Песня саперам

 

Как слепые, бредут вдоль обочин саперы.

Смотрят грустно овчарки, как поводыри.

А ночною прохладой умытые горы

так нежны, хоть заплачь и умри.

 

Через сорок минут зарокочут моторы.

Путь откроют колоннам из Пули-Хумри.

А ночною прохладой умытые горы так нежны,

хоть заплачь и умри.

 

Мой полесский земляк ищет минные норы.

За спиной замирает дыханье зари.

А ночною прохладой умытые горы так нежны,

хоть заплачь и умри.

 

И в смятенном сознанье вскипают укоры:

ну зачем вы, зачем на исходе зари

так колдуете музыкой нежною, горы,

ну зачем же вы, черт побери?..

 

И мулла выпевает такие узоры,

так щемит этот вопль, этот сладостный визг.

Только вздрогнут однажды бездушные горы,

и рассыплется чаша небесная вдрызг.

 

Но опять побредут, как слепые, саперы

и овчарки, усталые поводыри.

А ночною прохладой умытые горы

так нежны, хоть заплачь и умри.

 

Афганские песни

 

В ночном почтовике мы ввинчивались в выси,

и восемь раз являлась нам луна.

И чтобы разогнать непрошеные мысли,

я песни начал петь у круглого окна.

 

Об одуванчиках, и о лугах приречных,

и о туманах русских деревень.

Беспечный Пакистан вдали сиял, как млечность.

И под луной в горах металась наша тень.

 

И «стингер», как оса, уже звенел, казалось,

нацеленный на поршневой металл.

И сжалась наша жизнь в ничтожнейшую малость.

Но в цель поющую никто не попадал.

 

Черная площадь

 

Проклятая Черная площадь,

Тебя не отбелит никто

Из воинской песни

 

По Черной площади мы мчали с ветерком,

глаза от солнца и от пыли сузив.

О бешеном лихачестве таком

водители не ведают в Союзе.

Но в этот бред не сунется ГАИ.

Скорей! Скорей... Расчет шофера точен:

плевать на столкновение в пыли,

но страшен взрыв, молчащий у обочин.

Опасен «дух», что из арыка вдруг

выпрыгивает, тварь, с гранатометом.

А газ нажмешь — и танк летит как пух.

Гранаты мажут, лупят по пустотам.

Взорвется мина где-то за спиной.

Граната же, глядишь, торчит в дувале.

Скорей!.. Скорей... Сквозь прах, и смерть, и зной..

Ну, слава Богу! Кажется, промчали.

И вновь над рытвинами пляшет руль,

и как во сне летит на нас дорога.

Зато стволы, горячие от пуль,

на ветерке остынут хоть немного.

И так — всегда... Нет, стыдно, братцы, стой!

И мы посередине Черной стали

и, как шпана на вечер выпускной,

пунцовых кандагарских роз нарвали!

 

***

Эти парни, как тени сухие, легки.

И еще различить мне бы надо:

как вплетаются сухожилья руки

в сухожилья приклада?

 

Специальность такая у них на войне,

и в бою назначенье такое:

будто взвод пробивается в плотном огне,

а посмотришь — их трое.

 

На войну без жилетов и касок летят,

а вернутся — в лице ни кровинки.

Обесцвеченный взгляд. Будто камень приклад.

Будто гири ботинки.

 

Оперсводку прочтет ошарашенный штаб.

Всё! Покинула витязя сила.

Мать его, как дитя, на руках донесла б

и в кровать уложила.

 

У Малого театра

 

Ну как вы, мои офицеры?

Я не назову имена.

Имен и фамилий сверх меры

в конвертах не любит война.

 

Я жду до Девятого мая.

У Малого, перед Большим

мы с вами, смеясь и рыдая,

все-все имена воскресим.

 

В долине слез и пересохших рек,

где камыши о доме шепчут вести,

в тени от танка бронзовый узбек

письмо выводит — маме ли, невесте?

 

Я подошел неслышно и спросил:

«Кому, Юсуп? Невесте или маме?»

И он, что сотню раз в огонь ходил,

вдруг покраснел сквозь бронзу и промямлил.

 

И этот шепот детский на губах,

и на невинной коже шрамов алость,

солярки чад, прохлада в камышах,—

так все друг с другом страшно не вязалось.

«Прости, Юсуп... Пиши... Я отойду.

Когда же в Фергану вернешься к маме,

о свадьбе в абрикосовом саду

ты напиши мне русскими словами».

 

***

В Джелалабаде жар как в печке.

Сухое русло горной речки

трещит как хворост под ногой.

Но мы уже ушли домой.

 

В Джелалабаде пальмы чахнут.

И аромат в дуканах чайный.

И эвкалипт в седой пыли.

Но мы уже домой ушли.

 

В Джелалабаде в нашей бане,

как слышно, парятся декхане.

Пар знатный и отменный зной.

Но мы уже ушли домой.

 

Мы в мамин шкафчик спрячем орден

и в костромскую баньку сходим,

березой шрамы покропим.

А слава — это, братцы, дым.

 

***

А эти-то чем виноваты?

Тем только, что вышли в солдаты?

Солдатам же вышла война.

И вот — провинились сполна?

Пред теми вы все виноваты

(а есть перед кем и вдвойне),

кто вечному миру виваты

кричит и проклятья войне.

 

Виновна держава-армада,

виновна и родина-мать.

У всех — благородные чада,

а вам бы стрелять да стрелять.

 

Не первые русские дети,

(да где разузнаешь число?)

на белом погибшие свете

незнамо во имя чего.

 

Нет! Все же я верю: вы знали,

на что позвала вас земля.

За русскую честь вы стояли,

вы пали за други своя.

 

Взгляните из праха и пыли,

как слаженно, плача навзрыд,

мы вас поименно забыли

под клики «Никто не забыт!».

 

Что ж, будут вам и обелиски

панельные всем впопыхах.

Но будут ли полные списки

на честных газетных листах?

 

Дождемся ль? Одно только знаю:

поверх незаживших обид —

от края России до края —

вам «Вечная память» звучит.

 

***

Игумены застав, угрюмые старлеи,

из танковых пещер швыряющие гром,

прощаясь впопыхах у огненной траншеи,

я об одном прошу, молю вас об одном.

 

Вы, штурманы пурги, что над песками взмыла,

вы, шофера лихих пехотных колымаг,

и вы, искатели тротилового мыла,

прошу вас, выверяйте каждый шаг.

 

Не смейте погибать! Вы нам нужны живые.

Родные вы мои, не смейте погибать!

В тоскующих полях заждавшейся России

вам уготована иная рать.

Юрий Лощиц


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"