На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Война глазами обывателя

Фрагменты дневника

Долго думала, стоит ли писать о событиях, которые происходят у нас на Востоке Украины. Поняла – надо. Не знаю, прочитает мою писанину кто-то или нет, но даже, если у десятка человек откроются глаза – я буду счастлива. И пусть меня зовут террористкой, сепаратисткой, колорадским жуком, особью, быдлом – мне просто плевать, плевать на тех, кто закрывает глаза и не хочет увидеть то, что творится в наших городах. 

Все время в голове вертится один вопрос – зачем? 

Мирная, пусть разная по менталитету и языковой принадлежности страна долго существовала, как единое государство. Плохое?! Хорошее?! Но одно – единое. Много ему пришлось пережить за годы «независимости». Напрашивается вопрос: независимости от кого? От себя самих или от России, на которую сейчас всё и вся валят, или от Советского Союза, который вспоминают: кто-то с улыбкой и ностальгией, а кто-то со злостью и ехидством. А, может быть, наоборот, от зависимости ЕС и Америки, к которой так стремится некоторая часть нашего многострадального государства. Да-да, некоторая, я не оговорилась. 

Мозги, неокрепшие, затуманенные пивом и наркотиками, очень легко одурманить, если все время крутить по всем СМИ одну и ту же картинку – роскошные отели, красивых девочек, шикарные авто и всякую прочую лабуду. А, что еще надо молодежи? В Европу! С голой жопой, с полностью разваленной экономикой, с нулевыми знаниями. Да-да, с нулевыми. Вы посмотрите на школьную программу, которую преподают нашим детям. О том, что в текстах миллион ошибок, можно промолчать – это факт известный всем. О том, что в учебниках для младших классов в начале задачи фигурирует Миша, который покупал яблоки, а в конце он трансформируется в Катю, которая ела конфеты – часто и густо, присутствует такая несуразица. Или учебники истории, которые перепечатываются каждый год и каждый год, что самое смешное, у них история разная. Не история, а пресловутый фильм «Свадьба в Малиновке»: белые у власти – на голову капелюх, красные – скидываем штаны и надеваем буденовку. Сегодня мы рушим памятники героям-освободителям и это замечательно. Завтра водружаем на их место Бандеру и Шухевича, а это еще лучше. Сегодня у нас «оранжевая революция», завтра «майдан», послезавтра «весна на Заречной улице» потому, что к власти пришла «Партия Регионов»… Какой неокрепший детский мозг выдержит всю эту кашу. А мы ее еще и сиропом поливаем – вот вам «сникерсы», «баунти», «Макдональдсы» и «энерджи» напитки.

Много можно говорить о школьной программе, но толку от этого нет. Преподаватели не хотят учить потому, что получают мизер. Врачи не хотят лечить – мало им платят. Шахтеры, вот уж кого, действительно, жаль – получают копейки и сотнями гибнут от отсутствия элементарных правил техники безопасности. Вот, где впору вспомнить Советский Союз, когда техника безопасности стояла на первом месте. И тебя попросту не брали на работу, если ты не сдал ТБ. 

А у власти кучка людей, которая ест, ест и никак не может нахлебаться. Мне они напоминают героев сказки «Лиса и Журавель». Вроде и хотят договориться, вроде и дружные, но каждый ест из своего корыта: одни из тарелки – Журавель с клювом ухватить ничего не сможет, а другие из кувшина – Лиса голову не просунет. Зато, как красиво рассказывают – заслушаешься! Ах, как же мы здорово заживем в Европе, ах, ЕС!

Все тот же вопрос – зачем? Она нам нужна, та Европа? Вы посмотрите, какой потенциал у страны, какие богатейшие земли, а какое производство: «Азовмаш», «НКМЗ», «Стирол», а днепропетровские и запорожские гиганты. А какие чудесные горнолыжные места можно организовать в Карпатах, а старинный и неповторимый Львов, а курорты, с водой, которой нет нигде в мире. 

Это так маленькое отступление: моими словами и моими глазами.

***

Где-то пару месяцев назад, ничего не предвещало грозы. «Майдан» немного успокоился. То, что погибли люди, а кто об этом думал? Испоганили Киев, сожгли старейшие здания во Львове – это тоже «ерунда», ну, захотелось к власти прийти таким путем. Пришли. Дорвались. «Указивки» раздавать стали. Не задумываясь – направо и налево. Крым сориентировался быстро и перешел под юрисдикцию другого государства, а Юго-Восток молчал. Инертный он очень. У него в голове изначально было заложено: работать и зарабатывать.

Я не политик и не мне судить, кто прав и виноват. Я – простой обыватель, который сидит в тьмутаракане и наблюдает за всем происходящим с экрана телевизора. Иногда с матом, иногда с улыбкой. Российские каналы отключены – информация односторонняя. Как и о чем можно догадываться, что творится в государстве, когда тебе все преподносят на блюдечке с голубой каемочкой в той интерпретации, которая выгодна правящей верхушке и Украинским СМИ. Сколько бы мы так сидели и «смотрели кино», не знаю, наверное, очень долго. Может быть, очень долго или всегда. Но…

Есть такое выражение – «не будите спящую собаку». Разбудили. Люди открыли глаза и поняли, что не хотят они в Европу, не хотят становиться «помойкой» для импортных хозяев, не хотят превращаться в рабов на евроамериканских плантациях. Менталитет у них другой – рабочий, не рабский.

Зачем? Зачем их превращать в «сепаратистов», «террористов», в «колорадских жуков»? Сколько пытаюсь найти хотя бы одного «сепаратиста», а нет его. 

 

***

Маленькое отступление: приходит к отцу соседка:

– Вы знаете, кто стоит на площади, тому дают по 500 долларов, а кто выходит с детьми – 750. 

Прикинула, я на площади бываю ежедневно: то на почту, то в магазин, то просто с детворой голубей покормить. А уж, какие фоторепортажи делаю. Давно должна бы быть миллионершей и не простой – долларовой. 

***

Первые волнения начались в Донецке. 

Зачем? Зачем, правительству, дорвавшемуся до кормушке, надо было первым провозглашать «Закон об отмене русского языка»? Такое впечатление, что просто хотели позлить Восток, который всегда был русскоязычным. Даже не русскоязычным, а этакой сленговой зоной – смесь русского и украинского, жителя Донбасса всегда и везде можно отличить по двум-трем предложениям. Месть за то, что Янукович выходец с Донбасса? Но это глупо. По-большому счету люди на «майдане» начинали стоять за идею. Какую? – это уже не столь важно. Важно, что они хотели жить лучше, может быть ошибались с выбором, но это их мнение, и их право. Они хотели в ЕС и лучшей жизни. Восток рвался в «таможенный союз» и тоже рвался к лучшей жизни. Кто во всем этом виноват? Время рассудит. С точки зрения простого обывателя: Януковичу не надо было быть «балеруном», который пытался делать шпагат: одна нога в Европе, вторая в России. Должна была быть четкая позиция: или-или. Но «игрушки у верхушки» непредсказуемые, поэтому и получилось то, что получилось. 

Хотя, надо честно признать, жить последние два-три года стало легче. В магазинах было полное изобилие продуктов, зарплаты и пенсии платили регулярно, можно было себе позволить поехать куда-то отдохнуть, купить что-то из домашней техники. Зимой, зимой много «сжирала» квартплата – мне «трешка» без субсидий, с интернетом и телефоном обходилась в 1200 – 1500 грн., но у нас все работали, и субсидия нам была не положена. Тем же, кто считался малообеспеченным, государство давало довольно приличную субсидию. Да и потом, высокая квартплата компенсировалась низкими ценами на овощи летом и зимой. Да, надо было летом «поработать» – закрыть те же банки с огурцами и помидорами. А если уж быть совсем честными, многие просто перестали заниматься консервацией потому, что в магазинах полки ломились от «солено-квашеных» разносолов, которые стоили совсем недорого. Для сравнения: в прошлом году лук был до самого лета по 95 копеек. Сейчас, с приходом нового правительства – 15 грн. Бензин в районе 10 грн., сейчас – 15 грн. Что называется, почувствуйте разницу. Отдых на турбазах в «Щурово» и Святогорске мог себе позволить любой. Все у кого есть машины мотались каждый выходной на Донец, вы не представляете, какие были «пробки» на ростовской трассе, в воскресенье вечером, когда «бедные» граждане возвращались домой с того же Святогорска. 

Я когда-то поймала себя на мысли: «Как же здорово: есть все! Неужели станем жить лучше?», – не стали. Погорячилась. Не может быть все всегда хорошо.

***

С приходом «майдана» все громче стали слышны крики «плохо». Ребята, вы не знаете, что такое плохо. Что значит та «небесная сотня», которую возвели в национальные герои, по сравнению с тем количеством народа, которое гибнет сейчас. Если в сводках СМИ передают 7 человек, можете смело добавлять ноль, все почему-то умалчивается и преподносится однобоко. Зачем? Мне очень жаль мальчиков, которых посылают убивать. Убивать своих братьев, убивать мирных жителей. Когда пригнали первые бронетранспортеры люди выходили обезоруженными, становились живой цепью и просто просили остановиться. Сепаратистов, террористов здесь не было. Ни одного. 

В Краматорске был такой случай, так уж получилось, что я поехала на старогородской рынок за продуктами и стала невольной свидетельницей. Вереница из нескольких бронетранспортеров, видимо заблудилась (версий и слухов по городу потом ходило много, как они попали именно в район рынка, но это не важно). Там их встретил «живой щит». Вся эта грохочущая техника остановилась. Страх перед вооруженной бронемашиной неимоверный. И как вы думаете, что стали делать люди, когда увидели молоденьких, чумазых, голодных ребятишек, которые ехали на этой броне? Они кинулись к ним с продуктами. Автоматы, наставленные на мирное население, и причитание матерей: «Какие же вы тощие и замученные!» Нонсенс! 
 С рынка несли все: воду, продукты, пирожки, молоко. Один солдатик залпом выпил трехлитровую банку молока и со словами: «Спасибо, тетенька, мы восемь дней почти ничего не ели», – поклонился до земли женщине, которая принесла эту банку с молоком. Хочется спросить: «Зачем вы у мальчишек отбираете юность и используете их, как «пушечное мясо»? Почему бы вам, товарищи, сидящие у верхушки, не собрать своих детей, не сформировать из них роту и не послать ее воевать?» – Наверное, тогда бы пропал запал убивать свой народ с помощью чьих-то детей!?

 

***

Самым страшным был первый день, когда мы узнали, что нас хотят уничтожить. По ТВ сообщили, что армию выдвигают для уничтожения «сепаратистов». А «сепаратистами» было местное население: мальчишки, старики, женщины, которые варили еду дежурившим на блокпостах. Небольшие «заварушки» в Славянске и Краматорске, были преподнесены, как захват, «зелеными человечками» местных административных зданий. Поразило то, что СМИ, все события, которые происходили у нас, переворачивали «с ног на голову». Славянское телевидение снимало репортажи и показывало по местному каналу. Вечером эти события транслировало центральное телевидение и почему-то одно выбитое окно превращалось в разгромленное помещение, местные мужики и мальчишки, превращались в российских вояк. У нас не настолько большие города, чтобы люди друг друга не знали. Брат, кум, сват – иногда доходит до смешного, начинаешь о ком-то спрашивать, а этот человек обязательно оказывается чьим-то родственником, другом, соседом. Так что новые лица всплывают сразу. Первых убитых в Славянске назвали «сепаратистами», а они были просто мирными жителями: сосед наших хороших знакомых – водитель школьного автобуса: мужчина в возрасте, прекрасный муж, отец и дедушка и два мальчика, совсем молоденьких. А молодая женщина (которая тоже оказалась подружкой дочки, моей старинной приятельницы), она просто вышла на балкон, посмотреть подъехал муж или нет, и была убита снайпером. «Террористы и сепаратисты»!!! Где ваши глаза, товарищи, сидящие наверху?

***

Сначала было очень страшно!

Детвора гуляла на улице. И, вдруг, гул самолетов. Низко над домами. Почти на бреющем полете и вой сирены. Девчонки мои влетели с улицы с белыми мордашками и с глазами по «пять копеек» от страха. 

– Бабушка, это что? Война? Можно, мы спать? – И нырнули с головой под одеяло, сколько я их не пыталась успокоить, ничего не получилось. 

Начался ад. Самолеты, вертолеты и постоянный вой сирены. После того, как прошел первый испуг, стала анализировать: в Краматорске отличный аэродром и взлетная полоса. Поэтому мы, наверное, попали «под раздачу» первыми. У нас базировалась авиация «нацгвардии» и летела дальше на Славянск. В страшном всегда присутствует смешное. Один из летчиков, видимо так соскучился за «полетами», что выписывал над городом разные фигуры: петли, бочки, какие-то развороты, которым я и названия не знаю, были продемонстрированы, как высший пилотаж. Дети перестали посещать школу. Иногда слышались взрывы, иногда стрельба. Подбили на аэродроме вертолет, и над городом долго висел столб черного дыма. А потом были майские праздники, когда по городу ездили бронетранспортеры, горели маршрутки и троллейбусы, которыми перегородили дорогу к центру. Взрывы, столбы пламени и дыма. БМД покрутились и отступили. А страх остался: страх у детей и за детей.

***

 Меня поразило и заставило плакать интервью, которое брали у деток города Славянска. Малыши, лет по пять-семь, они, как маленькие старички рассуждают о войне, о том, как страшно, когда «все взрывается» и в небе летают «ракеты», когда трещат автоматы и они не могут заснуть – очень страшно. Запомнились глазенки совсем маленького мальчишечки, который смотрел взглядом взрослого мужчины и спрашивал: «А нас не убьют?» Вот, что надо показывать по телевизору, а не крутить по всем каналам «бред сивой кобыл», который преподносится нашей публике.

Не могу сосредоточиться и продолжить. Наверное, все надо пережить и успокоиться. А война продолжается. Она с каждым днем страшнее и страшнее. Вчера Краматорск «тупо» расстреливали с трех сторон. Весь день выла сирена, и «бухали» взрывы. Много разрушений, очень много.

Зачем?

 

Что связывает древний род Боткиных и Новую Таволжанку?

 

Где-то на необъятных просторах России, а именно в Белгородской области, есть село. Село как село. Но я так думала, когда приезжала сюда лет тридцать назад. Потом жизнь закрутила и в Новую Таволжанку я попала совсем недавно.

Назвать Новую Таволжанку деревней или селом, после того как я прошлась по улицам, просто не поворачивается язык. Ну, что вам сказать, размер и размах меня поразили. Протяженность поселка более пяти километров. Вполне современные дома, встречаются двух– и четырехэтажные здания. Шикарные, не побоюсь этого слова, дворец культуры и школа. Красивейший храм и огромный супермаркет. Сосновый бор, где спрятался детский сад и «крутые» особняки, напоминает сказочный городок. Вокруг сады и две реки — Нежиголь и Северский Донец. Места — сказка. Насколько я любительница огромных мегаполисов, но местный колорит привел в неописуемый восторг. Очень заинтересовалась историей этой местности. И вот что у меня получилось.

На влажных лугах, окутанных густорастущим кустарником, растет травка. Травка-муравка. Называется она таволга. Красивые желто-белые цветы похожи на метелки и пахнут медом. Не зря в народе их называют медовницами. Так вот, давным-давно, году этак в 1508-м, проезжала в этих местах дружина русичей. Увидели они земли красивейшие: темный бор лесной, а вокруг речка вьется, да не одна, две соединяются — Сверский Донец и река Нежиголь. Песчаные островки да поляны переплетаются. Земли стоят нетронутые, рукой хозяйской не вспаханные. И решили они здесь поселение строить. Назвали его Таволжанкой в честь травы таволги. Помогала им эта травка: корнями в голодные годы кормила — крахмалистые они очень, суп вкусный получается; от простуды и немощи лечила, пчелы нектар собирали да таволжан медом кормили. Обосновались русичи. Вошли в состав государства Московского и стали приграничной зоной. Воевали воины. Натиск крымских татар сдерживали. Сражались не на жизнь, а на смерть. Ногайские татары их беспокоили да войска польско-литовские. Прошло какое-то время. Стали сюда беглые крестьяне стекаться. Земли богатые, плодородные. Вот и селились здесь, семьями обзаводились. А еще много земель раздали чиновники воинам Белгородского полка, которые эти земли от татар защищали. Так и стало неофициальное поселение слободой. И было впервые зарегистрировано в ревизских книгах Московского государства в 1669 году. С 1825 года основным владельцем этих земель был надворный советник, подполковник, получивший эти земли за верную службу, Стефан Григорьевич Жуковский. В Белом Колодце Волчанской губернии он скупил несколько семей крепостных крестьян и расселил их вдоль реки.

Население слободы возросло почти вдвое. Крестьяне сеяли рожь да пшеницу, лен да коноплю. Зерно получали, цепом его молотили, мололи да хлеб пекли. А лен и коноплю мочили да пряжу пряли. На ткацких станках полотно ткали, в город на базар отвозили. Так и жили. Плохо ли, хорошо ли? О том нам неведомо. Наверное, хорошо, раз пришла Стефану в голову идея бредовая — заводик построить. Да не просто заводик, а сахарный. Надо вам сказать, Стефан приложил все усилия, чтобы стал его завод самым прогрессивным, и воплотил все достижения того времени. Жил себе Стефан, поживал, да как-то надумал тот завод продать. Имение новым хозяевам предложил, а сам в город подался.

Купили имение и завод четыре брата: Василий, Николай, Дмитрий да Петр. А вышли они из древнего рода Боткиных. Старинный русский род тот был, берет он свое начало еще с конца пятнадцатого века. Переселился их предок из города Торопец в Москву, выучился торговому делу. Так и пошло: от отца к сыну, от сына к внуку науку ту передавать. Так вот, Петр Кононович Боткин в 1802 году зарегистрировал фирму, которая торговала чаем, да и попал, как говорится, в струю. Стала его фирма крупнейшим торговым предприятием, много у нее было отделений по всему миру, даже в Монголии и Китае отделения открыть умудрились! А что самое главное в чаепитии? Хороший кусок сахара. Возьмешь его в руку, языком лизнешь, зубами кусочек откусишь да горячим чайком запьешь. Красота! Вот и решили сыновья Петра к чайку да сахарок прибавить. Организовали торговую фирму «Петра Боткина Сыновья» и прибрали заводик к рукам. Испугался люд честной, что новые хозяева сделают их своими рабами, да ошиблись сильно. Население Таволжанки от того в накладе не осталось. Провели братья на завод электричество. Про служащих не забыли. Засияли в квартирах лампочки, конторы и больницу да экономии осветили. Водопровод провели из артезианского колодца. Ученые хозяева оказались, чтобы природу не загрязнять — отстойники выстроили. Школу построили, библиотеку, по тем временам, богатейшую сделали: 1500 томов книг в ней было. Сад яблоневый заложили. Земли, не пригодные к земледелию, соснами засадили. До сих пор в селе сосновый бор есть, а в нем уютно прячутся дома. И «детки» яблонь тех растут. Надо вам сказать, еще с детства помню яблоневые сады. Приезжали к бабушке в гости, и родители непременно нас водили в яблонево-грушевые сады. Ох, и вкусные же там яблоки были! Да, чуть не забыла. В Таволжанке частым гостем был поэт Афанасий Фет, он был женат на сестре Петра Петровича Боткина и, наверное, написал не одно свое стихотворение в прекрасных Боткинских садах. 

Советская власть в село пришла в 1917 году. А в 1918-м оккупировали Таволжанку войска Кайзеровской Германии. Досталось селу и от банд анархистов. Лихо влетали на своих гнедых батька Махно и атаман Маруся. Грабили, куражились, бесчинствовали. Да и Деникин с Корниловым не погнушались: через село свои отряды водили. Досталось и заводу. Много было разрушений. Но выдюжило и выжило село. Даже колхоз организовали, а назывался он «День Урожая». И в Великую Отечественную войну Таволжанка пострадала: оккупировали ее немцы и более семи месяцев держали в осаде. Вот такая коротенькая история об истории. Если вы захотите отдохнуть от шумных и надоевших мегаполисов — лучшего места не найти. Приезжайте, отдыхайте, наслаждайтесь природой и яблоками, рассветами и закатами, песнями лягушек и нотным рядом ласточек!

 

Царство Берендея или Святогорская сказка.

 

Современные туроператоры очень любят разворачивать перед носом у посетителей глянцевые журналы, рассказывать о пятизвездочных отелях и незабываемых впечатлениях. А стоит ли ехать за тридевять земель? Не лучше ли оглянуться вокруг и совсем рядом обнаружить сказочное царство Берендея.

Приглашаю вас в коротенькое путешествие по местной Швейцарии, красивейшей местности и великолепной Свято-Успенской Лавре. Вся эта красота находится в г. Святогорске Донецкой области. Буквально несколько слов о появлении монастыря. Первые упоминания о Святогорском монастыре, как о культово-христианском очаге, относятся еще к 11−12 векам. Хотя есть версия, что еще во времена каменного века в пещерах жили охотники и рыболовы и использовали пещеры как убежище от врагов. А наиболее распространенное мнение о возникновении обители относится к 13 веку. Якобы выходцы из Киево-Печерской лавры спасались от нашествия татаро-монгол на Русь и облюбовали себе для жилья меловые горы. Как сказал один из архимандритов Святогорского монастыря Иоиля в 1679 г.: «…в котором году тот монастырь построен, он сам не ведает. Писания о том у нас в монастыре нет».

***

Это кусочек истории. А что же собой представляет современная Лавра? Лучше всего монастырь обозревать с самой высокой точки комплекса. Здесь расположен памятник Артему — революционеру Федору Андреевичу Сергееву. Горизонт без предела — не знаю, на сколько километров все просматривается. Ширь необъятная. Внизу, под ногами, бежит Донец, его тело покрыто блестящей чешуей. Как змея, оно изгибается и тихонечко уползает вдаль и прячется в прибрежных песках, и опять выныривает где-то. Берег опушен зеленью, точно мягкие зеленые облака летели-летели и вдруг присели передохнуть. Над всем этим внезапно раздается густой звон колоколов, он то нарастает, то тихонько замирает под поднебесными сводами. Все невольно замирают и прислушиваются к этим завораживающим звукам. Под самыми ногами — весь монастырь. Он тянется своими сине-бирюзовыми куполами, украшенными золотыми звездами, ввысь, к тебе, как будто хочет прыгнуть и лететь, и парить над землей, а колокола звенят и поют. Вы себе просто не можете представить, какое это разноголосье! Едва слышно запевают маленькие колокольца: «Дин-дон, дин-дон-дон». И тут мощный удар самого большого колокола врезается в этот едва слышный перезвон и… Понеслось, полетело, зажигая, как огнем, звуками и переливами. Малиновый звон! Играет, поет, в эти минуты забываешь обо всем, а звуки колоколов летят над Донцом, и слышно их далеко-далеко. И… Бамммм… Протяжный звук — и все замирает. На какое-то мгновение такая тишина, что становится страшно. И все опять оживает, а в голове еще долго звучат эти чарующие звуки. Если вы когда-нибудь попадете в Святогорск, это будет одно из самых незабываемых впечатлений.

 Первое, что было восстановлено в монастыре — Покровская церковь. Великолепие алтаря, масса народа, служки в черных одеждах — совсем еще дети, монахи — красивые молодые люди с одухотворенными лицами, батюшка в нарядных воскресных одеждах и запах ладана. Красиво и необычно! Почему необычно? Просто несколько лет назад здесь был кинотеатр. Под росписью купольного свода крутили кино.

Вся территория монастыря охраняется казачьим отрядом. Вход на территорию часовни, к деревянному скиту, ворота, непосредственно ведущие на территорию Храма, — все под неусыпным глазом казаков. Бравые казаки в парадном обмундировании день и ночь несут свою службу. На главных воротах обычно стоит пост из двух человек, рядом урна для сбора пожертвований на восстановление Храма. Редко кто из посетителей не опускает туда денег или каких-нибудь ценностей. Казаки на территорию храма ни за что не пропустят без головного убора, юбки и с оголенными плечами. Смешно смотреть, как женщины на брюки и шорты наворачивают немыслимые юбки, а красивые головки прячут под монашескими платками. Косметики тоже минимум, могут и умыться заставить, но правила есть правила.

Что завораживает сразу — это монастырские клумбы. Таких удивительных переплетений арабесок не увидишь даже на бумаге, танец цветов, иначе не скажешь. Они кружатся, завиваются, раскрываются, вспыхивают под лучами солнышка или расцветают невиданными красками под каплями дождя. А запах!.. Божественная обитель. Так, наверное, должно быть в раю. Немыслимое буйство цветов и игра запахов, этакое послевкусие букета райских цветов. А вот возле монастырского птичьего заповедника…

Представляете, там чудесный птичий — не знаю, как назвать — зоопарк? Наверное, неправильно. Птичник? Но все птицы летают по огромным зарешеченным клеткам. Пусть так и останется — птичий заповедник. Шикарные кусты роз! Розы огромные, а аромат от них… Сказка! В вольерах гуляют павлины, раскрывают свои шикарные хвосты и дразнят посетителей. Райские птицы, на табличке так и написано: райская птица. Попугаи — каких здесь только нет разновидностей. Фламинго! А уж про индюков, голубей, кур, уток и прочих пернатых и говорить нечего. Детвора гроздьями висит на заборе, отделяющем эту красоту от посетителей.

Монастырские пещеры. Лезть в историю не хочу, хотя, наверное, надо бы о них сказать с исторической точки зрения хотя бы пару слов. Итак, пещерный монастырь — самая древняя часть обители, он включает два яруса сооружений в меловой скале. Архитектурными памятниками являются церковь Св. Иоанна Предтечи и храм Св. Алексия. Пройти по монастырскому подземелью считают своим долгом почти все паломники. Раньше, лет двадцать назад, когда монастырь был «великой здравницей» и в его стенах находился санаторий Артема, а в Успенском соборе располагался самый обыкновенный кинотеатр, в который можно было попасть за 25 копеек, подземные ходы были открыты. Можно было бегать по ним, сколько душа пожелает. Пионеров толпами водили на экскурсии. Пробежаться по подземелью считалось обыденным делом. Устраивали даже соревнования: кто быстрее? Одни шли по меловому ходу, а другие, цепляясь за корневища деревьев, взбирались почти по отвесной горе. Лестница, которая вела к Николаевской церкви, была полностью разрушена, о ней напоминали остатки ступеней, торчащие из земли, и кое-где деревянные поручни в полусгнившем состоянии. Был, правда, один фрагмент лестничной галереи, но без крыши и пола: четыре стены с окнами.

Николаевская церковь — как бы конечная точка путешествия. Красота со смотровой площадки открывается неимоверная. Туда можно, конечно, попасть и по серпантину — дороге, выложенной огромными бетонными плитами, но очень долго идти, да и петляет она сильно. Так вот самый короткий путь был по меловым ходам.

Несколько слов о моем знакомстве с пещерами. В скале вырублен проход высотой метра два. Длиннющий тоннель. У входа сидела бабулька и раздавала всем свечи (в те времена свечи раздавали). Получили мы свои свечки и двинулись под землю. Экскурсовод — бойкая девица, бежала впереди, а мы, кучка желающих ознакомиться с историей Славяногорска (в то время так называли Святогорск), трусили за ней. Не знаю кому как, а для меня путешествие было не из приятных. Темно, холодно: на улице стояла жара, а здесь было царство холода, зубы клацали в такт шагам. Низкий свод потолков и какие-то ответвления, уходящие куда-то в стороны, полностью покрытые густым мраком. Меня все время не покидало чувство, что вот сейчас я отстану и не найду выхода. По дороге попалось несколько зарешеченных келий, в одной из них при совсем тусклом огоньке лампадки монах или отшельник бил поклоны. На нашу гомонящую толпу он и внимания не обратил. На первом уровне была сделана остановка. Церковь в то время еще восстановлена не была, хотя монахи из действующей монастырской обители водили сюда свою паству. И вдруг…

Вы себе просто не можете представить, какой нечеловеческий вой разорвал подземную тишину. Стон, вопль, вой раненого зверя — я не знаю, с чем это можно было сравнить. Волосы встали дыбом и мурашки не то что поползли, а начали носиться с невероятной скоростью. Оказалось, что местный преподобный отец привел сюда прихожан для изгнания бесов. Если судить по крику, то бесы, действительно, в ком-то из нас живут и очень не хотят покидать наши бренные тела. Второй раз под землю я попала совсем недавно. Сравнения с тем, что было, нет никакого. Все цивилизованно обустроено, действующие подземные храмы, проходят службы, по всему пути установлены иконостасы, можно помолиться и поставить свечи. А какую красивейшую лестничную галерею восстановили! Жаль, редко она открыта. Теперь и проход меловой почти всегда закрыт. Можно бесконечно долго рассказывать об усыпальницах отпрысков царской династии, о Мемориале Памяти, о деревянном монашеском ските: вот уж поистине сказочный теремок с резными ставенками да куполами-луковками, но лучше все увидеть своими глазами. Приезжайте, не пожалеете.

 

ПАМЯТНИК АРТЁМУ

 

Сказать, что территория Святогорского монастыря поражает своими достопримечательностями — это не сказать ничего. Одно из таких незабываемых мест — памятник Артему.

Это самая первая достопримечательность города, визитная карточка Святогорска. Артема видно издалека, он возвышается над городом, над Лаврой, как настоящий хранитель и исполин Святогорска. Хотя о чем это я? Разве в наше время можно назвать хранителем и исполином какого-то там революционера, когда отрицается все, что связано с Советской властью и революцией. Рассказ об Артеме, вроде бы, и не совсем актуален. Но… Святогорск без памятника Артему — это как мясо без соли. Да, и опять же — история, а без истории мы «ничто» и зовут нас «никак».

Если храмы и монастыри Лавры за последних лет тридцать были перестроены и восстановлены, то памятник Артему всегда оставался неизменным. Расположен он на Лысой горе на правом берегу Северского Донца, создан по проекту скульптора И. П. Кавалеридзе.

В Святогорске, есть такое выражение «сходить на Артема», этакий местный сленг. Все приезжающие обязательно поднимаются на самую высокую точку над уровнем Донца, греются на солнышке в обществе миллионного числа «солдатиков» и божьих коровок, которыми усеян весь постамент. Обозревают местные красоты и фотографируются, фотографируются, фотографируются…

 

По поводу того, как и почему монумент расположен на самой высокой точке Донца, есть местная легенда. Когда собирались ставить памятник, монахи подняли бунт — нельзя, чтобы простой смертный стоял над святыми обителями. Тем более что на Лысой горе в то время возвышалась часовня, где проходили службы и местный батюшка венчал, крестил и отпевал жителей Святогорска. Но часовня и идеология Советской власти — это понятия несовместимые. Часовню было приказано снести, чтобы она не портила местный вид гор, а монахов и батюшку — разогнать. Один из монахов, когда покидал часовню, промолвил такие слова: «Да услышит меня Господь Всемогущий, пусть через несколько лет здесь будет обитель божья, пусть люди со всего света съезжаются сюда помолиться Господу нашему Богу, а ваша власть, не знающая милости и прощения, исчезнет навсегда!» Сбылось пророчество монаха. Лавру восстановили, и толпы паломников долгие годы не покидали её стен. Почему пишу «не покидали»? Так было до начала войны 2014 года. Сейчас народа очень мало, хотя и строительство идет полным ходом. Сразу за мостом на берегу Донца возводят новый храм. Он еще весь в лесах, но своими размерами впечатляет. Построен новый женский монастырь в селе Богородичном, что рядом со Святогорском. Не раз видела, как матушка на ярко-красной машинке подлетает к воротам Лавры и с папкой под мышкой бежит куда-то по монастырским дорожкам. Но об этом позже, вернемся к Артему. Так вот, часовню снесли, монастырь был полностью закрыт. Его помещения отдали Вседонецкому дому отдыха, которому присвоили имя Артема. В честь этого надо было построить памятник на его территории. Лысая гора пустовала, а вершину надо было чем-то заполнить. Был объявлен конкурс, так и появился на Лысой горе Артем.

Немножко истории… Фёдор Сергеев (Артем) — революционер, основатель Донецко-Криворожской республики, председатель Донецкого губисполкома. Прожил он недолго, всего 38 лет, и погиб в 1921 году в железнодорожной катастрофе. В 1921 году в Советской России по проекту инженера-самоучки Валериана Абаковского был сконструирован пробный вариант аэровагона. Это была дрезина с мотором от самолета. А скорость он развивал по тем временам невиданную — 140 км в час. В июле 1921 года в Москве проходили заседания Третьего конгресса Коммунистического Интернационала. И 38-летний Фёдор Сергеев, более известный как «товарищ Артем», должен был отправиться в Тулу, на встречу с местными шахтёрами. Для поездки был избран только что построенный пробный вариант аэровагона. До Тулы делегация доехала успешно, а вот когда возвращались назад, аэровагон сошел с рельсов и улетел в овраг. Погибли все. Артема и конструктора вагона Абаковского похоронили в братской могиле в некрополе у Московской Кремлёвской стены. Меня всегда поражало, как на такой вершине можно выстроить такую махину: 22 метра да постамент метров 5−6. Оказывается, замысел И. П. Кавалеридзе был основан на традициях украинской деревянной архитектуры. Из досок вырезали лекала, оббивали фанерой и на тачках поднимали на гору. Затем формы монтировали одна на другую и заливали бетоном. 

Вы знаете, сколько весит этот, так сказать, монумент? Восемьсот тонн! А основные работы легли на плечи всего десятка рабочих: столяр, четыре плотника и шесть человек формовщиков. Были, конечно, добровольные помощники из числа отдыхающих, но мастеров было совсем мало. Году в 2015 мне довелось поговорить с местным аборигеном. Он оказался внуком одного из строителей памятника. Площадка вокруг памятника была огорожена ленточками, народу не было ни единого человека, только мужичок довольно преклонного возраста шаркал по дорожкам метелкой.

— Уважаемый, а к Артему пройти можно? — Да не ходют к нему сейчас, почти никого и нетути. А вы так или по делу?

Странно было слышать такой вопрос. Слово за слово мы разговорились. Оказалось, что прошел слух — якобы памятник заминировали и могли взорвать в любой момент.

— Дураки они, не понимают, что не взорвется он. Его строил мой дед, на горбу все детали таскали, а основание укрепляли рельсами с узкоколейки и в кубы их закладывали. Всю узкоколейку от Святогорска до вокзала растянули. Ни одна собака его с места не сдвинет. Если упадет, то вместе с горой. Бетон-то для него Орленки выдумали, сколько лет, а он не крошится даже. …Вы не смотрите, что кое-где дыры заляпаны. Это в Отечественную фашист поганый его снести хотел. Да не обломилось ему, дырок только понаделал. А что самое интересное, бетон-то современный к нему не липнет. Замажут, а он высохнет и отваливается. Орленки-то тайну своего бетона в могилу унесли, ни с кем не поделились. Железо-то — сила, бетон — устойчивость. Не уничтожить нашего Артемку. …А Мемориал, посмотри, какой отгрохали. Почитай, с 43-го года воины лежат. Бои здесь были знатные, много фашистов полегло. Нашим тоже досталось. Вот Артёмка и поделился землей, и охраняет их сердешных.

Мемориальные доски и имена, имена, имена — более тысячи имен… Во время войны на этих высотах шли жесточайшие бои. Территория переходила из рук в руки. Командовал стрелковой дивизией Николай Филиппович Батюк. Дивизия прошла длинный путь, они воевали на Брянском фронте, затем Сталинград, бои в районе Мамаева кургана, а в июле 43 г. — бои за Славяногорск. 28 июля 1943 года гвардии генерал-майор Н. Ф. Батюк внезапно скончался. Похоронили Николая Филипповича на горе Артема. Украшены мемориальные доски знаменами дивизии героев-сталинградцев. На гвардейском знамени дивизии — четыре боевых ордена.

Осенью этого года мне снова удалось побывать в Святогорске и, конечно же, у памятника Артему. Нет, практически ничего не изменилось. Так же шумит стихийный рынок со всякими разными побрякушками и местными заманухами. Бродит фотограф с верблюдом и ишаком, приезжают свадьбы. Даже народу стало больше, снова слышен смех детворы. Но… Проход к Артему закрыт, и теперь уже не ленточками, а забором, на котором висит внушительная табличка: «Осторожно! Памятник в аварийном состоянии. Проход запрещен».

Туристов это не останавливает, как, впрочем, и молодоженов — есть парапет, по которому можно спокойно пройти на территорию памятника. Есть калитка в заборе. Кому и когда мешал забор, тем более что в нем есть дверца, закрытая на простую веревку. Настораживает другое: слишком упорно идут слухи о декоммунизации памятника — Советское наследие, революционер. А что в противовес — уникальность? Очень хочется, чтобы победил разум.

 

Святогорский монастырь. Озёра

 

Святогорск можно было бы назвать озёрным краем. Озёра встречаются в самых неожиданных местах. Идешь по лесу и, вдруг, перед глазами сверкает гладь воды. Она небольшая, но она есть. Этакие озёра-старицы. Бежал-бежал Донец, раз и споткнулся, не понравились ему густые заросли, отделился старый изгиб, нанесло новые берега и осталось озеро.

Озёра Бездонное и Банное – это два чудо-озера, которые привлекают туристов и путешественников. Начну, пожалуй, с Бездонного. Попасть к нему очень просто. Увидели святогорскую стеллу, в виде часовенки, свернули от неё направо, проехали метров 500 и очутились на берегу Бездонного озера. К сожалению, сейчас посещение его стало платным, но, впрочем, деньги небольшие: по 5 гривен с человека, да 15 за парковку машины.

Озеро Бездонное издавна считалось святым местом. Оно небольшое, но какое-то зловещее. Наверное, сюда не подходит это слово. Зловещее – не может быть святым. Но страх навевает. Вода черная и, даже в жаркие летние дни, кажется ледяной. Оно настолько глубокое, что никто из местных жителей никогда и не пытался измерить его глубину. Кто-то говорит, что его глубина достигает 20 метров, кто-то рассказывает, что в озере более 50 метров и в лунные ночи из его глубины поднимается тридцатиметровое чудовище, которое любуется луной, и уносит на дно заблудившихся путников. Баек много.

По преданиям толпы паломников и богомольцев приезжали сюда в надежде на чудо. И чудеса часто случались – слепые умывались святой водой и прозревали, обезноженные становились на ноги, грешники получали благодатную энергию и становились праведниками. Кому же не хватало энергии от озёрной воды, шли к чудодейственному, шестисотлетнему дубу и черпали силы там.

Сейчас Бездонное – место отдыха и начало экологической тропы. Она простирается на несколько километров, делает крюк и снова возвращается к озеру. Всё вполне цивилизовано. Из старых деревьев сделаны столы и лавочки. Стоят беседки, под которыми может укрыться пару десятков человек. Есть место для подвижных игр и много мангалов для приготовления пищи. Здесь проводят свадьбы и отмечают дни рождения. Природа вокруг необыкновенная. Аромат разнотравья пьянит голову, дубовая роща спасает от жаркого летнего солнца. Если повезёт можно поговорить с местными аборигенами – уж они-то вам расскажут такое количество местных легенд и баек, что никаких сказок не надо.

Теперь проедем чуть-чуть дальше и побываем на озере Банном. Главная особенность озера – это его вода. Такой тёплой и приятной на ощупь воды нет, наверное, ни в одном водоёме. То там, то здесь сидят рыбаки со спиннингами и удочками, в камышах громко крякают утки, сквозь прозрачную воду видны стайки рыбок. Отдыхающих очень мало. Озеро я помню очень цивилизованным: с пляжами и очищенным дном. Сейчас, конечно, территорию вокруг озера местные власти запустили. Все силы брошены на облагораживание левого берега Донца: пляжи, пляжики, кафешки, забегаловки, огромный рынок местных поделок. Увы, о Банном забыли. Оно потихоньку умирает: камыши, грязь, мусор.

А ведь озеро по своей сути уникальное. Когда-то давно, когда все земли Святогорска принадлежали Екатерине II, здесь была её обитель и личная купальня. В реке купаться было запрещено: на прилегающей к монастырю территории нельзя было «обнажать тело». В 1788 году, Екатерина II закрыла Святогорскую обитель, её имущество и угодья перешли в государственную казну, озеро стало местом купания для местных жителей. Чуть позже Григорий Потёмкин получил эти земли в подарок. 

 

Немножко истории.

 

Все знают, кто такой Григорий Потемкин, но мало кому известно (кроме, пожалуй, тех, кто серьезно увлекается историй), что Потёмкин был венчанным мужем Екатерины II. Венчание Екатерины II и графа Потёмкина состоялось на Троицу в 1774 году. Согласно легенде, таинство бракосочетания провели в Храме Вознесения Господня в Сторожах у Никитских ворот в Москве. Брак, заключенный в такой особенный день, считался очень счастливым. Духовник Екатерины Иоанн Панфилов, который обвенчал молодых, через две недели императорским указом был сделан членом Святейшего Синода и пожалован императрицей золотым наперсным крестом, осыпанным бриллиантами.

В Святогорске Потёмкин бывал довольно часто. Очень уж ему нравилась Донецкая Швейцария. Сохранилось письмо Потемкина к Екатерине, в котором он просит подарить ему «дачку с рощицей рядом со святым местом». В сохранившейся переписке Екатерины к Потёмкину есть письмо, где она жалует ему эту «дачку».

К сожалению, потемкинский дворец до наших дней не сохранился. Экскурсоводы водят толпы желающих к тому месту, где он возвышался, и показывают камни и сваи, торчащие из-под земли. При этом рассказывается, где и что находилось: «здесь был зал, а здесь помещения для челяди». 

Проект по восстановлению «Дачи Потёмкина» был разработан и утверждён ещё в 2005 году. Трёхэтажный дом и два флигеля удалось восстановить с помощью документов, сохранившихся в Москве и Санкт-Петербурге. Но планы остались, пока, только на бумаге.

 Что известно достоверно, так это то, что на берегу Банного озера были выстроены купальни для именитых гостей. Такие купальни назывались банями. Отсюда и пошло название озера – «Банное». Поселок, с обслугой тоже получил название «Банное».

Монастырь долгие годы находился в запустении и только в 1844 году по инициативе родственников Потёмкина, которым перешли монастырские угодья, указом императора Николая I, монастырь возобновил свою деятельность.

Посёлок, расположенный у подножия монастыря так и остался Банным. Только в 1964 году он приобрёл статус города и стал Славяногорском. В Святогорск его переименовали в 2003 году.

 

Путешествие по Беларуси. Что посмотреть в Пинске?

 

Пару лет назад мне посчастливилось побывать в Беларуси, в небольшом городке Пинске, что находится в Брестской области. Почему посчастливилось? Да я просто влюбилась в этот маленький и очень уютный городок: в его архитектуру, в чистоту и продуманность линий, а особенно в радугу крыш. 

Хотелось бы немножко познакомить вас с историей города. Это очень древний городок, ему 923 года. Большим городом я его назвать не могу, 130 тысяч жителей — это не так много. Раньше древнерусские поселения получали свое название по имени притока крупной реки, на котором располагались. Этот город расположен на берегах реки Пины, вот и название он получил Пинск. Но знаете, мне больше нравятся легенды, поэтому я предпочитаю считать, что название ему дала старинная легенда.

Когда-то давным-давно римскому войску потребовались длинные и прямые реи для своих кораблей. Разослали они гонцов во все концы света, и вот как-то одна из экспедиций попала в неизведанный край, поразили их там сосны. Они были такие длинные и прямые, что казалось, подпирали своими макушками поднебесный свод. — Пинус! — воскликнул кто-то из римлян. Пинус в переводе с римского — это сосна. С тех пор и пошло название города. А древние римляне нашли для своих кораблей чудесные сосновые мачты и проложили путь «из варяг в греки».

В Ипатьевской летописи город впервые упоминается в 1097 г. В период Киевской Руси он входил в состав Турово-Пинского княжества. Выгодное географическое положение способствовало его быстрому росту и развитию. Потом было Пинское княжество, Великое княжество Литовское. В 1521 г. Польский король Сигизмунд I передал город своей жене королеве Боке. Когда Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую, Пинские и Берестейские земли были объединены в Брест-Литовское воеводство. Пинск стал уездным центром и получил свой герб: на красном поле щита золотой лук с натянутой тетивой и стрела со стальным наконечником. После раздела Речи Посполитой в 1793 г. Пинск отошел к России и стал уездным городом Минской губернии. В первой половине ХIХ в. он становится значительным торгово-ремесленным центром Полесья.

Мое знакомство с городом началось с посещения прогулочного катера. С палубы открывался великолепный вид. Густой туман спускался на набережную и своими молочными клубами закрывал ее очертания. Но обзор реки был великолепен. Струмень и Пина сливались в одну широкую ленту, она, как клинок острой шпаги, в окружении зеленых и чуть желтеющих деревьев убегала навстречу солнцу, которое почти полностью ушло за тучи, и только тоненькие лучики не могли оторваться от сверкающего металла и любовались своим отражением. А с правого берега мигал огромный желтый глаз городского пляжа, в окружении острых ресниц-сосен. Набережная делится на новую и старую и очень гармонично переходит одна в другую. Рыбаки сидят с удочками, бабушки и мамы с маленькими детками с утра до вечера катают коляски по ухоженным аллеям. Детские площадки, небольшая железная дорога, зоопарк с экзотическими и не очень животными, Вечный огонь и Мемориал, где в братской могиле захоронены 176 воинов-освободителей. Огромные клумбы с цветами — все это гармонично соседствует с набережной. Парк — не парк, заповедник — не заповедник.

Зона отдыха со своими необычными архитектурными строениями, со статуэтками животных и людей. Огромный фонтан, через бассейн перекинут изогнутый мостик, необычной формы фонари и витиевато закрученные ножки и спинки скамеек. Венчает все великолепный памятник военному кораблю — бронекатер № 92, который во время ожесточенного боя за Пинск дважды прорывался в порт, подвозил десантников и оружие, а потом был подбит артиллерией противника и затонул. Дальше наше путешествие плавно переместилось на центральные улицы города.

Поражает абсолютная гармония старых построек и новых, современных зданий. И крыши! Я просто влюбилась в Пинские разноцветные крыши. Красные, оранжевые, жёлтые, зеленые, голубые, сиреневые, фиолетовые — все цвета радуги! Цветные крыши дополняют разноцветные «костюмы» фасадов. Не зря в городе есть микрорайон «Радужный». Даже в самый серый и дождливый день город выглядит ярко и нарядно.

Что еще привлекает — это изобилие цветов. Весь центр украшен клумбами с очень интересными цветочными композициями и длиннющими рядами огромных вазонов ромашек, бархатцев, петуний. Воздух пропитан цветочными запахами. Чистота неимоверная! А костел — это нечто! Я здесь первый раз увидела настоящий польский костел. Костел Успения Девы Марии был построен в 1396 г., инициатором постройки был князь Зигмунд Кейстутович. Главный фасад костела украшен барочными карнизами, нишами, поясками, кованая решетка балкона и две башенки по краям создают неизгладимое впечатление. Внутри костел оформлен деревянной резьбой и фресками. Необыкновенно смотрится резной золоченый амвон. Орнаментом расписан свод и подкружные арки. А еще сразу же обращает на себя внимание картина или икона, не знаю, как правильно назвать — «Пинская Мадонна». Молодая женщина в голубой накидке держит на руках младенца. Яркий луч света и едва уловимый нимб над головой делают ее не просто женщиной, а Мадонной. От этого полотна невозможно отвести глаз. Все время звучит органная музыка, звуки завораживают. Орган старинный. Он был сконструирован в 1836 году мастером Адальбертусом Городницким и состоит из почти полутора тысяч труб и трубочек. Внутренние дворики как бы переходят один в другой, в них расположены вспомогательные служебные здания. Все очень гармонично вплетается в один ансамбль.

В центре города есть еще одна достопримечательность — драматический театр. Да-да, настоящий театр в отдельном, очень красивом здании. Вид здания навеял какие-то ассоциации с театрами царских времен. Создается впечатление, что сейчас подъедут экипажи, запряженные тройкой лошадей, дамы в шикарных нарядах, широкополых шляпах и обязательно с большими кружевными зонтами осторожно коснутся своими элегантными башмачками булыжной мостовой и скроются за резными дверями театра. Скверик рядом с театром украшают деревянные резные фигуры театральных героев. Кого здесь только нет: и залихватский городовой, и вор с петухом под мышкой, и кокетливая барышня, и много-много других.

Все, кто посещает Пинск, обязательно пробегутся по знаменитому трикотажному рынку. Что сказать — ассортимент товара огромен. Глаза разбегаются. Модницы обязательно найдут вещь, которая «сядет» на них, как влитая. Запомнился забавный случай. Около одной из торговых точек наблюдаю такую картинку. Дама, габаритов намного больше средних, облюбовала довольно необычное пончо:

— Ой, какая интересная штучка. А можно померить? А мой размер есть? Ответ сразил наповал: — Вам какой 44 или 46? — продавец улыбнулся во все свои 32 зуба. — Да как бы размеров на 10 побольше желательно. Неужели я похожа на Дюймовочку?

— У меня обычно дамы «роденовских размеров» требуют 46 размер. — Ой, я на себя смотрю реально, поэтому что есть, то есть. Мне что-нибудь, чтобы село хорошо! Интересно, а как же Вы поступаете с дамами, которые требуют 46 размер, а в реальности носят 66-й? — А я им и даю 66-й, а говорю, что 46-й. Все довольны. Они — Дюймовочки, я товар продал.

Закончили мы свое знакомство с городом в «студенческой деревне», где стоят разноцветные современные терема и теремки, с внутренними двориками и фонарями, стилизованными под старину. А построили ее на месте старинного замка, который располагался здесь в 11 столетии. Наверное, поэтому архитектура фасада здорово переплетается с элементами постройки старого Пинска. Красивый уютный городок оставил светлые воспоминания и желание туда вернуться.

 

Об авторе

Светлана Викторовна Мягкова родилась и жила в Украине, в городе Крамоторск. В текущем году переехала в Россию, в город Шебекино, Белгородской области. Совсем скоро должна получить здесь вид на жительство.

Светлана Мягкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"