На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Морской приход

Воинские храмы на Руси

С 90-х годов XVII века началась история постоянной воинской церкви. Поначалу это были исключительно религиозные учреждения, служащие лишь целям отправления треб в походно-полевых условиях. И лишь с 1730-х годов положение воинских храмов стало меняться. Вместе со строительством стационарных, вначале -- деревянных, церквей новым содержанием стала наполняться их деятельность, приобретая светский, военно-патриотический характер. Так, 14 сентября 1770 года в Морском Николо-Богоявленском соборе столицы был отслужен молебен в честь победы Российского флота в Чесменском сражении. Присутствие императрицы Екатерины II, двора, дипломатов и высшего духовенства, громадное стечение народа придали этому акту общенациональное звучание. С тех пор такое празднество стало совершаться ежегодно.

Институт Военного и Морского духовенства Русской армии и флота, как централизованная, с четко определенными и законодательно обозначенными функциями, идеологическая система обучения и воспитания военнослужащих армии и флота, начал складываться в период царствования Петра I. Формирование этого института проходило одновременно со строительством и укреплением русской регулярной армии и флота. Уже в 1710 году в «Артикулах военных Российскому Флоту», действовавших вплоть до принятия Морского устава в 1720 году, излагались правила совершения утром и вечером молитв и «чтения слова Божия». В апреле 1717 года «По высочайшему повелению» было решено «в Российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников» (и это при том, что сам флот только-только зарождался). Первым священником, назначенным на Военно-морской флот распоряжением митрополита Рязанского Стефана 24 августа 1710 года к адмиралу Ф.М. Апраксину, был священник Иоанн Антонов.

В последующем высочайшим повелением от 8 апреля 1719 года определялось: «В корабельном флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху, которых брать из Апександро-Невского монастыря». И, тем не менее, быстро растущему и непрерывно находящемуся в кампаниях флоту священников постоянно не хватало. Поэтому Петр повелел набор монахов производить и из других обитателей и из числа приходских священников.

Создание института военных священников вызвало необходимость регламентировать их деятельность каким-то документом. Им стал Морской Устав 1720 года. В нем четко определены права и обязанности корабельного священника, которые были изложены в книге 3, глава IX "О священниках"; книге 4, глава 1 "О благом поведении на корабле". Через год после принятия первого Морского Устава Российского Флота 15 марта 1721 г. император личным Указом утвердил Инструкцию флотским иеромонахам под названием: "Пункты, что иеромонахам, при флоте Российском корабельном обретающимся, надлежит исполнять" (11 пунктов). С присущей Петру основательностью в Инструкции были подробно регламентированы служебное положение и должностные обязанности духовных лиц флота. Впоследствии сей документ вручался обер-иеромонахам и священникам, которые назначались и в армейские корпуса на период боевых действий. Кроме того, каждый флотский обер-иеромонах, иеромонах или священник, как и все полковые священники, при назначении на должность давал особую присягу, форма которой существенно отличалась от обязанностей приходских священников.

Отвлекать матросов и офицеров от служебных обязанностей священник не имел права. Инструкция на этот счет была строга. «Больше ни в какие дела не вступать, ниже что по воле и пристрастию своему затевать». С другой стороны, закон высоко ставил авторитет священника. За обиду, нанесенную ему, Устав определял наказание в двойном размере по сравнению с тем, которое полагалось за обиду и преступление в отношении светского лица.

Особое положение занимали священнослужители в морских десантах. Так, в ходе Семилетней войны, Главнокомандующий российским флотом вице-адмирал Порянский 30 августа 1761 года, отдавая приказ о высадке корабельного десанта для участия в штурме осажденного Кольберга, наряду с указанием лицам начальствующего состава десанта, приказал быть священнику с корабля «Варахаила» с надлежащими святыми требами. С военной точки зрения к этому пункту приказа можно сделать краткий комментарий: Первое -- морской десант всегда являлся весьма сложным и чрезвычайно опасным видом боевых действий Второе -- повелительное наклонение в части указания места священнослужителя свидетельствует о полном подчинении последнего в делах воинских командиру-единоначальнику. О степени важности духовного воздействия на военных моряков свидетельствует тот факт, что при подготовке эскадры в 1788 году для действий на Средиземном море против турок Екатерина II строго указывала столичному митрополиту Гавриилу: «Снабдить сей флот искусными доброго поведения священниками по числу эного и особливо главными (т. е. обер-священника эскадры) (П. Д.), имеющим при благонравии просвещение».

В религиозно-нравственном воспитании войск наряду со священниками активно участвовали все категории начальствующего состава армии и флота. Так, капитан 2 ранга И. Г. Энгельман, автор многочисленных работ по вопросам обучения и воспитания на флоте, отмечал, что офицер-воспитатель должен уметь возбудить и поддерживать религиозное чувство в подчиненных, безразлично к какому вероисповеданию они принадлежат. Он утверждал далее, что религиозным воспитанием должны заниматься как священнослужители, так и офицеры, и если нижний чин найдет отклик и поддержку в офицере своего религиозного чувства, то последний станет ему ближе и дороже, заменит отца и брата. А вот как трактовал Устав внутренней службы меры, "содействующие нравственному, умственному и физическому развитию нижних чинов".

Польза службы требует, чтобы нижние чины, кроме специально-военного воспитания и образования, получали также воспитание религиозно-нравственное.

Религиозно-нравственное воспитание лежит по преимущества на обязанности священника части, со стороны начальников же требуется содействие ему. Командир части может -- назначать для духовных бесед священника дневные часы, включив эти беседы в расписание занятий, -- приглашать священника посещать возможно чаще жилые помещения нижних чинов, лазареты и гауптвахты, раздавая для чтения листки, брошюры, книжки, особенно полезно посещение священником только что прибывших новобранцев.

Военнослужащим в вопросах вероисповедания была предоставлена некоторая свобода действий. Это выражалось в том, что в уставе устанавливались обязательные церковные службы божественные литургии, обедни и торжественные дни молебнов, при совершении которых должны были находиться в обязательном порядке "командир, все офицеры и православного исповедания нижние чины, кроме больных и занятых службой", а остальные богослужения посещались ими по желанию.

Устав регламентировал порядок отправления религиозных культов и военнослужащими других вероисповеданий. В статье N 728 указанного устава было записано: "Если находятся мусульмане или евреи, им дозволяется читать общественные молитвы по правилам своей веры и в назначенных командиром местах" Аналогичным образом "с разрешения командира, в назначенном месте" совершали общественные молитвы по правилам своей веры и иноверцы христианских исповеданий. Кроме того, незанятые на службе нижние чины как православного, так и других христианских вероисповеданий отпускались в церковь самостоятельно в одиночном порядке.

Особого внимания заслуживает рассмотрение положений устава, содержащих ряд положительных моментов в вопросах регулирования вероисповедания военнослужащих.

Данный устав предписывал обязательное включение в распорядок дня части времени для молитв нижних чинов: утром после окончания осмотра, затем каждый раз по приходе в столовую и вечером -- "по объявлению наряда".

С учетом интересов военнослужащих разных вероисповеданий решался вопрос о распределении нарядов в дни религиозных праздников. В статье! N556 устава было! записано: "В дни! больших христианских праздников все! наряды в части должны по возможности возлагаться на воинов не христианских исповеданий.

В свою очередь, чины не христианских исповеданий в дни совершаемого по их вере и обрядам особого богослужения могут, быть освобождаемы от служебных обязанностей и по возможности от нарядов".

Необходимо признать, что в деле сохранения и освящения воинских традиций военное и морское духовенство принимало самое активное участие, плодотворно сотрудничая с командованием. Сооружение Морского Собора в г. Кронштадте -- пример такого сотрудничества. Строительство этого собора, или как он называется, Адмиралтейского собора во имя Спасителя Спиридона было начато по инициативе Главного командира Кронштадского порта вице-адмирала Н.И. Казакова. Собор должен был «своим величием отвечать значению Кронштадта как колыбели флота» и являться «достойным памятником как чинам морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота».

Почти 90 лет на гарнизонных плацах и в узком семейном кругу звучат песни о подвиге русского крейсера «Варяг». Многие знают имя командира корабля, капитана 1 ранга Всеволода Федотовича Руднева, но мало кто из наших сограждан знает его однофамильца -- корабельного священника отца Михаила Руднева. И если Руднев -- командир управлял боем из бронированной рубки, то Руднев -- священник, под сосредоточенным артогнем японцев, «бестрепетно ходил по залитой кровью палубе, напутствуя умиравших и воодушевляя сражавшихся». Вместе со всеми офицерами корабля он был награжден орденом Св. Георгия. Так же действовал корабельный священник крейсера «Аскольд» иеромонах отец Порфирий во время боя 28 июня.

Ведомством Военно-морского духовенства издавался еженедельный журнал «Вестник Военного и Морского духовенства», печатались программы вне богослужебных бесед, методические рекомендации по их проведению, материалы наиболее публичных лекций, библиографические справки по издаваемой религиозной литературе.

Говоря о церкви как о центре идейно-нравственного воспитания, необходимо отметить, что в церквах хранились не только религиозные реликвии верующих, такие, как мощи святых, части их одежды и иная персонифицированная религиозная атрибутика, но и сугубо военные реликвии, что превращало их в своеобразные музеи. На церкви Морского кадетского корпуса на специальных мраморных досках черного и серого цвета были выбиты имена выпускников корпуса, павших в боях (черные доски) и кораблекрушениях (серые доски), своими ратными подвигами прославивших Отечество и флот. Естественно, что кадеты, обучающиеся в корпусе, проникались высоким торжественным чувством -- чувством гордости за принадлежность к славной когорте российских военных моряков, рыцарей чести и долга, славных сынов своей Родины.

Петр Денисенко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"