На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Победы советских моряков в Заполярье

Очерк

Северный флот (командующий контр-адмирал А.Г. Головко, член Военного совета дивизионный комиссар А.А. Николаев, начальник штаба контр-адмирал С.Г. Кучеров) к началу Великой Отечественной войны не был достаточно сильным. Он имел 8 эскадренных миноносцев, 7 сторожевых ко­раблей, 2 тральщика, 14 охотников за подводными лодками и др. Основную ударную силу флота составляли 15 подводных лодок. Военно-воздушные силы флота насчитывали 116 самолетов, но поч­ти половину из них составляли устаревшие гидросамолеты. Перед войной Север прикрывала 14-я армия.

С  началом войны горно-стрелковый корпус генерала Э. Дитля должен был захватить Мурманск, лишив советский Северный флот основного района бази­рования.Действия сухопутных войск поддерживали 5-й воздушный флот и финские ВВС. На Севере у немцев не было крупных военно-морских сил, так как гитлеровское командование планировало захват Полярного и Мурманска как сухопутную операцию, и было уверено в успешном исходе молниеносного удара. Немцы имели здесь 5 эскадренных миноносцев, соединения сторожевых кораблей и тральщиков, вспомогательный крейсер «Бремзе», 3 быв­ших норвежских миноносца и несколько кораблей вспомогательного и специального назначения, через три недели после нападения на СССР появилось несколько подводных лодок.В целом противник значительно превосходил Северный флоти 14-ю армию.

Северный флот с началом войны стал проводить авиационную и корабельную разведку в водах противника, устано­вил дозоры на подходах к портам и базам, выставил несколько обо­ронительных минных заграждений у своего побережья. На позициях у норвежского побережья начали действия подводные лодки. В первые дни войны летчи­кам-истребителям Северного флота приходилось по нескольку раз в день поднимать­ся в воздух. 24 июня командир эскадрильи старший лейтенант Б.Ф. Сафонов сбил первый немецкий самолет.

29 июня немецкий горно-стрелковый корпус при поддержке большого количества артиллерии и самолетов начал наступление из района Петсамо. В сложившейся обста­новке основной задачей Северного флота было содействие сухопут­ным войскам в отражении наступления немецких войск на мурман­ском направлении. Кроме того, флот должен был защищать свои морские сообщения в Баренцевом и Карском морях, а также на­рушать морские сообщения противника с портами Петсамо и Киркенес.

Северный флот оказал огромную помощь сухопутным войскам в срыве наступления противника. Артиллерийская поддержка кораб­лей и помощь морской авиации, а также снабжение стрелковых дивизий и усиление их морской пехотой имели для них решающее значение. Доставка боеприпасов, продовольствия и всех других ви­дов снабжения для частей, защищавших полуострова Средний и Ры­бачий, а также оборонявшихся на рубеже реки Титовка, осуществлялась также кораблями Северного флота.

135-й стрелковый полк и части укрепленного района задержали противника на перешейке полуострова Средний. Особенно жаркие бои здесь происходили 30 июня. В этот день эскадренные минонос­цы «Куйбышев» (командир капитан-лейтенант С.Н. Максимов) и «Уриц­кий» (командир капитан 3 ранга В.В. Кручинин) в охранении двух малых охотников вышли в Мотовский залив и в течение 3 часов  обстреливали перешеек полуострова Средний. Огнем корабельной артиллерии было уничтожено до 200 солдат противника.

Артиллерийскую поддержку войскам оказывали эскадренные миноносцы и сторожевые корабли «Гроза» (командирстарший лейтенант Калмыков), «Смерч» (командир старший лейтенант Н.И. Богданов) и сторожевые катера. Неся большие потери, гитлеровцы не смогли прорваться на по­луостров Средний и перешли к обороне.

Командование флота предложило командующему 14-й армии вы­садить десант в составе батальона, чтобы был ударом с севера помочь уничтожить группировку противника, закрепившуюся на восточном берегу реки Западная Лица. Для десантирования был сформирован отряд моряков-добровольцев из личного состава базы бригады подводных лодок. Командиром высадки был назначен командир Охраны водного района главной базы капитан 1 ранга В.И. Платонов.Чтобы не привлекать внимания воздушной разведки, из Мурманска корабли с подразделениями десанта (СКР «Гроза», «Туман», «Муссон», ТЩ-890, ТЩ-891, МО-131, МО-132, МО-133 и 4 мотобота) переходили по одному в бухту сосредоточения.

Высадка десанта была неожиданной для противника, и его незна­чительное сопротивление было подавлено огнем сторожевых кораб­лей. Десант занял усадьбу колхоза «Большая Лица» и левым флан­гом соединился с 52-й стрелковой дивизией. Гитлеровцы, подтянув резервы, ночью снова перешли в наступление по всему фронту диви­зии. Шли упорные, ожесточенные бои.

Корабли и катера огнем поддерживали действия десанта. Позднее был высажен еще один батальон. После того, как десант выполнил задачу, он был снят нашими кораблями.

12 июля, перегруппировав силы, гитлеровцы продолжили наступ­ление. В течение двух дней авиация флота наносила бомбовые и штурмовые удары по войскам противника. Сторожевые корабли «Смерч», «Гроза» и малые охотники за подводными лодками артил­лерийским огнем поддерживали оборонявшиеся стрелковые части. Оказывая помощь армии, Поэтому было решено высадить батальон моряков в тылу противника.14 июля три сторожевых корабля, три тральщика и десять сто­рожевых катеров при поддержке эскадренного миноносца «Куйбы­шев», сторожевого корабля «Гроза» и четырех малых охотников выса­дили 325-й стрелковый полк и отряд моряков (всего 1600 человек) на западный берег губы Западная Лица. Эскадренные миноносцы «Гре­мящий», «Громкий» и «Стремительный» прикрывали десант с моря.

Одновременно с основным десантом с трех мотоботов была высажена груп­па из 50 человек у мыса Пикшуев, для того чтобы совершать диверсии в тылу противника.

16 июля для усиления десанта в губе Западная Лица было высажено еще около 700 добровольцев морской пе­хоты.           

Активные действия десанта вынудили фашистское командование отказаться от продолжения наступления. На борьбу с десантом был брошен горно-стрелковый полк. Имея всего одно 76-мм орудие и несколько минометов, десант не смог сдержать на­тиск противника. В ночь на 3 августа он был снят и перевезен на восточный берег губы Западная Лица.

По решению Военного совета Северного флота в июле для уси­ления стрелковых дивизий были переданы три отряда морских пехотинцев и строительный батальон. В июле-сентябре Северный флот передал 14-й ар­мии более 2700 че­ловек.

В первых же схватках с врагом морские пехотинцы проявили храбрость, находчивость и исключительную настойчивость в дости­жении боевого успеха. Так, 18 июля 1941 года отделение морских пе­хотинцев, которым командовал старший сержант В.П. Кисляков, в течение многих часов вело бой за важную высоту, отражая неод­нократные атаки численно превосходящего противника. Несмотря на большие потери, противник продолжал наступать. У наших воинов кончились боеприпасы, и В.П. Кисляков решил прикрыть отход своих бой­цов, оставшись один на высоте. Четыре вражеских пулемета сосре­доточили огонь по сопке. Под их прикрытием около 100 фашист­ских солдат и офицеров пытались захватить ее. В течение часа В.П. Кисляков сражался один, стреляя то ц3 пулемета, то из винтовки и часто меняя свою позицию, чем создавал впечатле­ние, что сопку обороняет группа моряков. Когда противник приблизился на рас­стояние 25-30 м, В.П. Кисляков бросил не­сколько гранат. Гитлеровцы отступили. Наконец на помощь Кислякову пришел стрелковый взвод, и высота осталась в наших руках. 13 августа 1941 г. отваж­ному североморцу В.П. Кислякову пер­вому на Северном флоте было присво­ено звание Героя Советского Союза.

Матрос И.М. Сивко во время боя 2 августа оказался в окружении врага. Большая группа фашистов намеревалась взять его живым. Они предлагали Сивко сдаться в плен. Он расстрелял все патроны по подползавшим к нему вра­жеским солдатам. Многие из них остались лежать неподвижно, но приближались другие. Когда несколько гитлеровцев подползли совсем близко, пытаясь схватить его, герой подорвал гранатой себя и окруживших его солдат. И. М. Сивко было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

14-я армия и Северный флот сорвали планы немецко-фашистского командования по захвату Мурманска и всего Кольского полуостро­ва, что имело большое значение для последующего хода войны не только на мурманском направлении, но и на всем советско-германском фронте. Отстояв советское Заполярье, армия и флот укрепили север­ный фланг советско-германского фронта и сохранили наиболее ко­роткие внешние морские коммуникации Советского Союза со страна­ми антифашистской коалиции.

 

***

 

ВВС Северного флота с первых дней войны отражали бомбардировочные удары авиации противника. Особенно большая нагрузка выпала на 72-й авиа­ционный полк под командованием Героя Советского Союза полков­ника Г.П. Губанова. Полк не только защищал корабли и объекты военно-морской базы, но и наносил удары по войскам, транспортам, артиллерийским и минометным батареям врага. За первые 80 дней войны самолеты противника 30 раз налетали на аэродромы. В условиях полярного дня в благоприятную для полетов погоду летчики-истреби­тели Северного флота делали по 5-6 боевых вылетов в сутки. В первые два месяца были награждены орденами 30 летчиков этого полка. Ордена Красного Знамени удостоены командир эскадрильи капитан Б.Ф. Сафонов, летчики С.И. Уваров, Д.А. Реутов, В.А. Богатыренко.

20 августа ставка Гитлера снова приказала армии «Норвегия» взять Мурманск любой ценой. 8 сентября фашистские войска перешли в наступление. За пять дней боев им удалось продвинуться вдоль дороги на Мурманск на 16 км. Северный флот выделил два батальона моря­ков, которые влились в 52-ю дивизию, принявшую на себя главный удар. В Мотовский залив вышли эскадренные миноносцы и открыли огонь по наступавшим частям противника. Авиация флота произвела более 260 самолето-вылетов для поддержки сухопутных войск.

15 сентября 9 истребителей эскадрильи капи­тана Б.Ф. Сафонов, провели два боя, рассеяв в первом из них 52 самолета, а во втором 39 самолетов противника. Вражеские бомбар­дировщики повернули обратно, потеряв 9 самолетов. За этот бой Б.Ф. Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза. Авиационный полк был награжден орденом Красного Знамени, а 18 января 1942 года первым на Северном флоте стал гвардейским.

После десятидневных ожесточенных боев наступление противни­ка было остановлено. Вместе с частями дивизии отважно сражались батальоны моряков. В сентябре на этот рубеж выдвинулись части 12-й отдельной бригады морской пехоты. Значительную роль в срыве вражеского наступления сыграл флот, непосредственно под­держивая сухопутные войска со стороны Мотовского залива.

13 июля у острова Харлов пять эскадренных миноносцеватаковали два тральщика, буксировавших понтоны. Выполнявший задачу охранения тральщиков сторожевой корабль «Пассат» (командир старший лейтенант В.Л. Окуневич) решительно повернул на противника, чтобы любой ценой дать возможность тральщикам укрыться у берега. Но силы были неравны. «Пассат» и тральщик РТ-67 были потоплены, тральщик РТ-32, получив повреждение, успел выброситься на берег. Самолеты Северного флота атаковали отходившие миноносцы противника и сбросили на них бомбы.

10 августа три эскадренных ми­ноносца противника атаковали дозорный сторожевой корабль «Туман» (командир лейтенант Л.А. Шестаков). Бывший рыболовный траулер вступил в не­равный бой. Вскоре вражеские снаряды буквально изрешетили его. Корабль лишился хода, вода поступала в котельное отделение, рубка и палуба были разрушены, начался пожар. Уцелело только носовое орудие, расчет которого продолжал вести огонь. Погибли командир и комиссар корабля. В командование кораблем вступил раненый лейтенант Л.А. Рыбаков. В последний момент снарядом был сбит на палубу флаг. Раненый рулевой краснофлотец К.Д. Семенов и радист старший краснофлотец В.К. Блинов снова подняли его на мачту. Сторожевой корабль «Туман» ушел в морскую пучину с гордо развевающимся Военно-морским флагом. Оставшихся в живых героев подобрали катера. Но на этот раз противнику не удалось уйти безнаказанным. Бомбардировщики нанесли сильное повреждение эскадренному миноносцу «Ри­чард Байтцен».

Ощутимые удары по войскам противника наносила авиация Север­ного флота. Так, 28 сентября 1941 года 9 бомбардировщиков и 26 истребителей 72-го авиаполка ВВС СФ нанесли бомбово-штурмовой удар по войскам и огневым точкам в районе озераТитовское, уничтожив мост и много техники противника.

Весной 1942 года Мурманская оперативная группа войск 14-й армии получила при­каз окружить и разгромить западнолицкую группировку противника. Перед Северным флотом ставилась задача высадкой десан­та в тыл противника на южный берег Мотовского залива.

В ночь на 28 апреля 1942 года сторожевые корабли, тральщики и катера (командир высадки капитан 1 ранга В.И. Платонов) высадили 12-ю отдельную бригаду морской пехоты (командир бригады пол­ковник В.В. Рассохин) и разведывательный отряд флота.

Противник не ожидал высадки и только в двух пунктах из пяти оказал незначительное сопротивление. Корабли поддержки (эска­дренный миноносец «Громкий» и сторожевые корабли «Рубин» и «Смерч») подавили огневые средства фашистов на берегу, и десант высадился без потерь. Сторожевой корабль «Рубин» (командир старший лейтенант А.Д. Шеварнадзе) три часа вел артиллерийскую дуэль с тремя батареями в губе Титовка, чтобы отвлечь на себя огонь и дать возможность десанту высадиться.

В течение первых трех дней десант с боями продвигался вглубь обороны противника. Сопротивление про­тивника возрастало. К 1 мая десант занял плацдарм 15 км по фронту и 12-14 км в глубину.

Войска 14-й армии, наступавшие с рубежа реки Западная Лица, про­рвать сильную оборону противника не смогли. В связи с этим десант, понесший значительные потери, 5 мая перешел к обороне. Против­ник пытался сбросить его в залив, но безрезультатно.По решению командующего Карельским фронтом 12 и 13 мая десант был снят и на сторожевых кораблях и катерах перевезен на восточный берег губы Западная Лица. Эвакуация была проведена организованно и скрытно. За десантные действия и последующие ус­пешные бои на полуострове Средний 12-я отдельная бригада морской пехоты была награждена орденом Красного Знамени.

12 июля 1942 года Ставка ВГК возложила оборону полуостровов Сред­ний и Рыбачий на Северный флот. С этой целью был сформирован Северный оборонительный район (СОР), в который вошли все части 14-й армии и флота, расположенные на этих полуостровах. Коман­дующим был назначен генерал-лейтенант С.И. Кабанов, начальником штаба капитан 1 ранга Д.А. Туз. Командованию СОР оперативно подчинялись торпедные катера и авиация, дислоцировавшиеся на полуостровах. Оказывая помощь сухопутным войскам в отражении немецкого наступления на Мурманск, Северный флот одновременно отмобили­зовывал суда, формировал новые соединения авиации и береговой обороны. Береговая артиллерия в основном была сосредоточена для защиты входа в Кольский залив и в Горло Белого моря. Там же были выставлены оборонительные минные заграждения.

С 1942 года основной задачей Северного флота была защита мор­ских сообщений между Англией и Советским Союзом, а также внутрен­них сообщений между Кольским заливом и Белым морем и Север­ного морского пути в западном секторе Арктики. Кроме того, флот действовал на морских сообщениях противника вдоль берегов Север­ной Норвегии, срывая его перевозки.

 

***

 

В августе 1941 году была сформирована Беломорская военная фло­тилия (командующий вице-адмирал Г.А. Степанов, начальник штаба капитан 1 ранга М.Н. По­пов, а с 23 декабря 1941 года капитан 1 ранга Ф.В. Зозуля), основной задачей которой было обеспечение безопасности плавания кораблей и транспортов в Белом море, восточной части Баренцева моря и в Арктике.

В октябре 1941 года в Арктике скопилось большое количество транс­портов и ледоколов. Беломорская военная флотилия (командующий вице-адмирал Г.А. Степанов, начальник штаба капитан 1 ранга М.Н. По­пов, а с 23 декабря 1941 года капитан 1 ранга Ф.В. Зозуля) с боль­шим напряжением выполняла поставленные ей задачи.

4 сентября два самолета МБР-2 обнаружили запад­нее мыса Канин Нос подводную лодку в позиционном положении и сбросили на нее четыре бомбы.

25 ноября сторожевой. корабль «Бриз» под командованием лейтенанта В.А. Киреева у мыс Святой Нос обнаружил вражескую подводную лодку в над­водном положении. «Бриз» пошел в атаку с це­лью протаранить лодку. Во время сближения комендоры успели произвести несколько выстрелов. "Бриз" форштевнем ударил в борт лодки ближе к кор­ме, после чего вражеская лодка погрузилась под воду с большим диф­ферентом на корму. Это была немецкая под­водная лодка U-578.

Фашистское командование, понимая, какое важное воен­ное и экономическое значение имеет арктическая коммуникация, стало посылать надводные корабли и подводные лодки для ее нарушения.

С 24 по 28 сентября тяжелый крейсер «Хиппер» и четыре эскад­ренных миноносца поставили минное заграждение у пролива Маточкин Шар.

16 августа из Норвегии вышел немецкий рейдер — тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Он поднялся на север до кромки льда и затем, идя на восток, обогнул мыс Желания и вошел в Карское море. Самолет с крейсера обнаружил во льдах караван советских судов, однако суда скрылись в тумане, и крейсер не смог их увидеть. 25 августа в 180 милях юго-западнее мыса Челюскин «Адмирал Шеер» встретил ледокольный пароход «Александр Сибиряков»(командир старший лейте­нант А.А. Качарава) и, подняв для маски­ровки американский флаг, запросил его семафором: «Сообщите состо­яние льда в проливе Вилькицкого и где находится караван транспор­тов и ледоколов». Не отвечая на запрос, ледокольный пароход по­вернул к острову Белуха. Сделав предупредительный выстрел, с крейсера передали сигнал: «Спустить флаг!». Тогда Качарава передал приказ артиллеристу млад­шему лейтенанту С.Ф. Никифоренко открыть огонь. Комиссар ледо­кола 3.А. Элимелах приказал старшему механику Н.Г. Бочурко в случае опасности пленения открыть кингстоны и затопить судно.

Снаряды двух 76-мм орудий были бессильны против бронированного крейсера. После нескольких залпов «Александр Сибиряков» полу­чил попадание и был охвачен пламенем. Капитан Качарава подал командуспустить шлюпки. Несколько шлюпок уже были заполнены ранеными и частью экипажа, когда старший механик Бочурко открыл кингстоны. Но его самого уже больше никто не видел. Когда подошел фашист­ский катер, спущенный с немецкого крейсера, «Александр Сибиряков» уходил под воду. На корме у флага стояли комиссар Элимелах и не­сколько его товарищей, не пожелавшие покинуть тонущий корабль.

Пробыв некоторое время в Карском море, рейдер направился к острову Диксон, рассчитывая на легкую добычу. 27 августа наблюдательный пост Диксона заметил подходив­ший вражеский корабль. В порту была объявлена боевая тревога и изготовлены к бою наличные средства, в том числе и находившийся там сторожевой корабль «Дежнёв» (командир старший лейтенант С.А. Кротов). Подойдя к острову, «Адмирал Шеер» открыл интенсивный огонь артилле­рией всех калибров по судам, стоявшим у причала, и по береговым сооружениям. "Дежнев" открыл ответный огонь и, маневрируя по бухте, начал ставить дымовую завесу, чтобы закрыть порт и стоявшие там суда. При этом «Дежнёв» по­лучил четыре попадания крупными снарядами и, приняв через подвод­ные пробоины большое количество воды, сел на мель. Но его артиллеристы не прекращали огня. Одновременно по вражескому рейдеру открыла огонь береговая батарея под коман­дованием старшего лейтенанта Н.М. Корнякова. Получив два попа­дания 152-мм снарядами, фашистский крейсер прекратил огонь и ушел с рейда.

Через несколько часов «Адмирал Шеер» снова начал обстреливать порт, но уже с большей дистанции. Береговая батарея и стороже­вой корабль открыли ответный огонь. Через некоторое время, при­крывшись дымовой завесой, рейдер вышел из боя. В наших водах он больше не появлялся.

После того как в августе 1942 года тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» прошел в Карское море, каждое лето в район севернее мыса Желания посылалась подводная лодка с задачей уничтожения фашистских ко­раблей при их попытке проникнуть в Карское море. 28 августа 1943 года подводная лодка С-101 под командованием молодого командира капитан-лейтенанта Е.Н. Трофимова (старший на борту командир дивизиона капитан 3 ранга П.И. Егоров), на­ходясь на позиции к северо-востоку от мыса Желания, обнаружила рубку подводной лодки противника и произвела трехторпедный залп. В перископ было видно, как взмет­нулся столб воды и дыма. Так была потоплена фашистская лодка U-639.

5 сентября 1944 года тральщик Т-116(командир капитан-лейтенант В.А. Бабанов) в районе островов Мона обнаружил немецкую лодку. С тральщика были сброшены глубинные бомбы. На поверхности воды по­явился большой воздушный пузырь и начал выделяться соляр. Так была потоплена U-362.

В октябре - ноябре 1944 г. была проведена операция по выводу ледоколов из Арктики (конвой АБ-15), необходимых для обеспечения плавания в Белом море. В Карском море в охранении 4 ле­доколов находилось 12 боевых кораблей. На переходе они одинна­дцать раз обнаруживали и атаковали вражеские подводные лодки. От Карских Ворот число кораблей охранения увеличилось до 21. Охра­нение состояло из внешнего и внутреннего кольца. Конвой совершил переход без потерь.

В целом противнику не удалось добиться никаких реальных результатов в Арктике. Из многих десятков судов, проведенных по арктической коммуникации в 1944 году, был потоплен только один транс­порт.

В борьбе с подводными лодками, минной опасностью и с авиа­цией противника особо отличились бригада дозорных кораблей (коман­дир капитан 1 ранга А.3. Шмелев), переформированная в 1944 году в Киркенесскую ордена Ушакова I степени бригаду охотников за под­водными лодками, 6-й Краснознаменный дивизион тральщиков (коман­дир капитан 3 ранга М.Н. Моль), 118-й Краснознаменный разведыва­тельный авиационный полк (командиры подполковник Н. Г. Пав­лов, подполковник С. К. Литвинов).

 

***

 

С первых же дней войны противник осуществлял морские перевозки вдоль северного побережья Норвегии для снабжения своих войск и авиации, а также для вывоза никелевои и противника            железной руды из Киркенеса и Петсамо.Добыча никеля в районеПетсамо, Киркенес покрывала 65-70 % всей потребности Германии в никелевой руде. Поэтому нарушение морских сообщений противника являлось одной из главных задач Северного флота. Уже в 1941 году подводники Северного флота потопили и повредили 1 5 кораблей и судов общим тоннажем около 95 тысяч тонн. На минах, поставленных нашими подводными лодками, подо­рвалось еще 5 транспортов противника.Успех североморских подводников объясняется прежде всего высо­кой боевой подготовленностью всей бригады подводных лодок (коман­дир бригады контр-адмирал Н.И. Виноградов) и высоким воинским духом каждого экипажа.

14 июля Щ-402 под командованием капитан-лейтенанта Н.Г. Столбова проник­ла на рейд Хоннингсвог и двумя торпе­дами потопила стоявший на якоре тран­спорт. В этом же месяце Щ-401 под коман­дованием капитан-лейтенанта А.Е. Мои­сеева вошла на рейд Вардё и атаковала транспорт.

21 августа подводная лодка М-172, которой командовал капитан-лейтенант И.И. Фисанович, прошла через узкий охраняемый фьорд к порту Петсамо. В этом походе на лодке находился опытный подводник, командир диви­зиона лодок капитан 2 ранга И.А. Колышкин. Подвод­ная лодка прорвалась во вражескую гавань, где у причала стоял транспорт, и атаковала его. На следующий день на подходе к заливу она потопила неприятельскую яхту.

Успешно действовали и другие подводные лодки. М-171(командир капитан-лейтенант В. Г. Стариков) проникла в базу противника и атаковала стоявший там транспорт. Во время отхода лодку начали преследовать сто­рожевые катера, но взрывы глубинных бомб не причинили ей особых повреж­дений. Попытка нырнуть под сеть не удалась, и капитан-лейтенант В. Г. Стариков решил всплыть и пройти над сетью. После многих попыток подводная лодка все же форсировала сетевое загражде­ние на перископной глубине и благопо­лучно прибыла в базу.

12 сентября большая подводная лодка К-2 (командир капитан 3 ранга В.П. Ут­кин) впервые на Севере успешно при­менила для атаки артиллерийское оружие. На борту К-2 находился командир диви­зиона подводных лодок капитан 2 ранга М.И. Гаджиев. Поста­вив минное заграждение у входа в один из фьордов, К-2 осталась на позиции для обнаружения и уничтожения транс­портов противника. 12 сентября подводная лодка обнаружила транспорт водоизме­щением 5 тысяч тонн. Всплыв в надводное положе­ние, лодка с дистанции 45 каб открыла по судну огонь из 100-мм орудия. Получив несколько прямых попаданий, транспорт затонул. Когда К-2 входила в базу, капитан 2 ранга Гаджиев одобрил предложение командира БЧ-3 лейтенанта 3.М. Арванова произвести холостой выстрел из орудия — салют в честь этой победы. Так было положено начало традиции подводников Северного флота при входе в базу количеством орудийных выстрелов извещать о числе потопленных транспортов и кораблей.

В декабре 1941 года под­водная лодка К-3 (старший на борту М. И. Гаджиев) успешно поставила мины и действовала на позиции к западу от мыса Нордкап. 3 декабря К-3 обнару­жила большой транспорт в охранении сторожевого корабля и двух катеров и потопила его двумя торпедами. Ко­рабли охранения начали бомбить подвод­ную лодку. Бомбы рвались близко и при­чинили корпусу повреждения. При попыт­ке уйти от места бомбежки подводная лодка несколько раз ударилась о грунт. Были повреждены топливные цистерны, начал выделяться соляр, демаскируя ме­сто лодки. Корабли противника настойчиво преследовали ее. Находясь в 17 милях от порта Гаммерфест, они вызвали противоло­дочные корабли. Когда на горизонте по­явилось несколько кораблей, было ре­шено, не дожидаясь, когда вражеские ко­рабли соединятся, всплыть и, ведя артил­лерийский огонь в надводном положении, прорваться дальше в море. К-3 всплыла

и открыла огонь по кораблям. В течение 7 минут были потоплены сторожевой корабль и катер, второй катер поспешно отошел к берегу.

Так же эффективно действовали почти все подводные лодки Се­верного флота. В начале 1942 года подводные лодки К-22, Д-3, М-171, М-174 были преобразованы в гвардейские, подводные лодки Щ-402, Щ-422, М-172 получили это почетное звание в 1943 году, а С-56 в 1945 году.

С наступлением темных ночей на поиски транспортов противника к его берегам начали выходить торпедные катера. В сентябре 1941 года тор­педный катер ТКА-12 под командованием лейтенанта А.О. Шебалина прорвался к охраняемому транспорту противника и потопил его.

В 1942 году подводные лодки Северного флота потопили и повредили 46 транспортов общим тоннажем более 145 тысяч тонн. Во время боев особенно отличились экипаж подводной лодки К-22 (командир капитан 2 ранга В.Н. Котельников), потопивший три транспорта и сто­рожевой корабль, экипажи подводных лодок К-21 (командир капи­тан 2 ранга Н.А. Лунин), К-23 (командир капитан 3 ранга Л.С. Пота­пов), М-171 (командир старший лейтенант В.Г. Стариков), М-172 (коман­дир капитан-лейтенант И.И. Фисанович), М-173 (командир капитан- лейтенант И.А. Кунец, с 24 февраля 1942 года капитан-лейтенантА. Терехин), М-176 (командир лейтенант И.Л. Бондаревич) и Д-3 (командир капитан 3 ранга М.А. Бибеев), потопивших по два судна. Кроме того, эти подводные лодки потопили три сторожевых корабля и два сторожевых катера. В 1942 году Северный флот потерял девять подводных лодок.

В мае 1942 года подводная лодка К-23 под командованием капитана 3 ранга Л.С. Потапова (старший капитан 2 ранга М. И. Гаджиев) направилась к норвежскому берегу для действий против транспортных судов противника. Днем 12 мая она передала радиограмму о том, что потопила торпедами транспорт и артиллерией два сторожевых корабля, имеет повреждение от артил­лерийского огня и отходит на восток. На запросы лодка больше не отвечала. Сличив данные противника с донесениями подводной лод­ки, установили, что К-23, потопив транспорт, подверглась длительному преследованию, в результате которого были повреждены топлив­ные цистерны, и место лодки демаскировалось. Всплыв в надводноеположение, К-23 вела бой с двумя сторожевыми кораблями и пото­пила их, но и сама получила повреждение прочного корпуса и глав­ных двигателей, так что могла идти только в надводном положении. На поиски подводной лодки немцы выслали самолеты Ю-88. Один из них атаковал лодку, после чего она затонула. Вместе с экипажем погиб и командир дивизиона капитан 2 ранга М.И. Гаджиев. За бое­вые подвиги, воинское мастерство и отвагу ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

***

 

К началу 1943 года ВВС Северного флота перешли к на­ступательным действиям, разгорелась ожесточенная борьба за господ­ство в воздухе. Активное участие в этой борьбе принимали летчики 6-й истребительной авиационной дивизии (командир генерал-майор Н.Т. Петрухин, начальник политотдела подполковник П.А. Сабадырь) и 255-го истребительного полка (командир майор П.А. Панин). 19 апреля три группы вражеских самолетов (16 самолетов) пытались нанести удар по аэродрому Ваенга. Наперехват вылетели четыре со­ветских истребителя, пилотируемые 3.А. Сорокиным, Н.А. Бокием, В.А. Горишным и А.М. Титовым. Завязался бой с восемью вражескими, истребителями. Вскоре к отважной Четверке советских летчиков при­соединились возвращавшиеся на аэродром два истребителя, ведомые командиром полка Героем Советского Союза капитаном П. Г. Сгибневым. Капитан Сгибнев сбил два самолета; Титов, Сорокин и Бокий по одному. Особенно отличились 3.А. Сорокин, участвовавший в бою после ранения и ампутации ступней обеих ног, и Н.А. Бокий, сбивший немецкого аса Мюллера, который имел на своем счету около ста побед.

В конце 1943 года военно-воздушные силы Северного флота оконча­тельно завоевали господство в воздухе. В 1943 году авиация Северного флота потопила и повредила 61 транспорт общим тоннажем 186 тысяч тонн, 2 вспомогательных судна и 5 боевых кораблей (2 сторожевых корабля, тральщик, минный заградитель и сторожевой катер).

Действия летчиков отличались исключительным мастерством. При­меняя низкое торпедометание, они вплотную сближались с транспорта­ми. Первый транспорт был потоплен двумя торпедоносцами (коман­диры экипажей капитан И.Я. Гарбуз и старший лейтенант Б.С. Громов) 29 июля 1942 года.

Мужественно и самоотверженно действовали экипажи торпедо­носцев. 14 января 1943 года в районе Вардё был обнаружен вражеский конвой в составе пяти транспортов и нескольких кораблей охранения. В воздух поднялись самолеты, ведомые капитанами В.Н. Киселевым и А.А. Баштырковым. Обнаружив конвой, самолеты легли на боевой курс. Когда до транспортов оставалось 500 м, торпеды отделились от самолетов и устремились к цели. В этот момент машина Баштыркова загорелась. Предвидя неизбежную смерть, он сообщил по радио: «Самолет горит,пикирую на транспорт». В результате атаки гитлеровцы потеряли два тран­спорта. Капитану А.А. Баштыркову и стрелку-радисту сержанту В.Н. Гаврилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.15 января 1943 года два самолета-тор­педоносца, ведомые летчиком В.П. Ба­лашовым, обнаружили конвой из трех транспортов в охранении сторожевых кораблей. Атаковав с короткой дистан­ции, они потопили один транспорт. Вскоре после этого к конвою подо­шли еще два торпедоносца (летчики С.И.Трунов и П.И. Зайченков) и унич­тожили один транспорт.Успешно действовали и другие эки­пажи 9-го гвардейского минно-торпедного полка, которым командовал гвар­дии майор Ф.В. Костькин.

Наибольшего успеха в 1943 году добился экипаж подводной лодки С-101 (командир капитан 3 ранга П.И. Егоров), потопивший три тран­спорта, сторожевой корабль и подводную лодку. Четыре транспорта потопила подводная лодка С-56, по три судна потопили подводные лодки М-122 (командир капитан-лейтенант П.В. Шипин) и С-55 (коман­дир капитан 3 ранга Л.М. Сушкин), причем последняя потопила большой транспорт «Амерланд» с особо ценным грузом.

Активно действовали и торпедные катера отдельного дивизиона под командованием капитана 2 ранга В.А. Чекурова. Они потопили восемь транспортов, затратив на это незначительное число торпед. 22 декабря 1943 года катера старшего лейтенанта Г.М. Паламарчука и старшего лейтенанта Д.Л. Холодного, преодолев сильный заградительный огонь кораблей охранения, уничтожили тран­спорт и сторожевой корабль. Паламарчук был ранен в обе ноги, но со своего поста не ушел и довел атаку до конца.

С 17 июня по 4 июля 1944 года ВВС Северного флота нанесла четыре мощных удара (по 100-130 самолетов в каждом) по порту Киркенес, который являлся основным разгрузочным пунктом прибывавших из Германии во­енных грузов и портом погрузки руды, вывозимой в Германию.

Еще более сильные удары авиация наносила по конвоям в море. Так, в шести ударах, проведенных в мае-июне (участвовало 779 само­летов), тактически взаимодействовали 5-я минно-торпедная дивизия под командованием генерал-майора авиации Н.М. Кидалинского, 14-я смешанная авиационная дивизия под командованием генерал-май­ора авиации А.В. Жатькова, 6-я истребительная дивизия под коман­дованием генерал-майора авиации Н.Т. Петрухина и 46-й штурмовой полк под командованием майора авиации Г.В. Павлова.Особенно успешно действовали Герои Советского Союза И.Т. Волынкин, С.А. Макаревич, Г.В. Павлов, Д.В. Осыка, Е.И. Францев и другие. Летчик 9-го минно-торпедного полка Е.И. Францев 22 января 1944 года впервые в практике морской авиации атаковал торпедой подводную лодку противника. В феврале его экипаж потопил большой танкер, а затем успешно атаковал еще одну подводную лодку. В сентябре 1944 г. он донес: «Обнаружил и атаковал конвой противника». Это было его последнее донесение. С боевого задания самолет не вернулся. Герой Советского Союза Е.И. Францев навечно зачислен в списки одной из частей морской авиа­ции Северного флота.

23 апреля 1944 г. группу штурмовиков вел на вражеский конвой в Варангер-фьорде парторг эскадрильи капитан И.Б. Катунин. Один из снарядов попал в мотор, самолет загорелся. Горящий самолет он направил на вражеский транспорт. За этот подвиг капи­тану И.Б. Катунину и его стрелку-радисту сержанту А.М. Маркину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

16 октября авиация Северного флота обнаружила конвой, вышед­ший из Киркенеса. Вначале были нанесены удары по аэродромам Киркенеса, затем по кораблям охранения и, наконец, торпедо-бомбово-штурмовые удары по транспортам.В течение двух часов шел бой между истребителями. Во время последней атаки торпедоносцев в ведущий самолет командира 9-го гвардейского минно-торпедного полка подполковника Б.П. Сыромятникова попал снаряд. Загорелся левый мотор. Через несколько секунд загорелись правый мотор и крыло. Несмотря на это, экипаж продолжал атаку. Штурман полка майор А. И. Скнарев продолжал наводить машину на цель, и ведомые слышали его четкие команды. Летчики сблизились с врагом на дистанцию 500 м, сбросили 2 торпеды и взорвали вражеский транспорт. Но объятый пламенем торпедоносец упал в море. Подполковнику Б.П. Сыромятникову, майору А. И. Скнареву и старшему сержанту Г.С. Асееву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В результате активных действий военно-воздушные силы Северно­го флота потопили и повредили в течение года более 90 транспортных судов, 80 боевых кораблей и катеров. За большие боевые успехи по на­рушению морских сообщений противника в 1944 г. пять авиационных полков ВВС СФ были награждены орденом Красного Знамени, а 46-й авиационный штурмовой полк в течение этого года был дважды награж­ден орденом Красного Знамени.

Для действий подводных лодок в 1944 г. характерным был способ нависающей завесы. Он основывался на их взаимодействии с разве­дывательной авиацией. В ограниченном районе сосредоточивалось не­сколько подводных лодок. С получением данных о движении конвоя лодки полным ходом шли на его перехват. После атаки они отходили из опасной прибрежной полосы и ожидали новых разведывательных донесений.

20 июня 1944 года подводная лодка С-104 под командованием капитана 2 ранга В.А. Тураева обнаружилаконвой противника. Сблизив­шись, лодка произвела четырехторпедный залп и добилась блестящего результата: торпеды попали в транспорт, тральщик и сторожевой корабль. В следующий поход эта же лодка потопила еще два транспорта и эскортный корабль. За боевые подвиги командир подводной лодки В. А.Тураев был награжден четырьмя орденами Красного Знамени.

Больших успехов достигли подводные лодки В-4, под командова­нием Героя Советского Союза капитана 3 ранга Я.К. Иосселиани, С-56 под командованием Героя Советского Союза капитана 2 ранга Г.И. Щедрина, С-103 под командованием капитана 3 ранга Н.П. Не­чаева, С-14 под командованием капитана 3 ранга В.П. Каланина, по­топившие по три-четыре вражеских судна. Всего в 1944 г. подводные лодки Северного флота потопили 20 транспортов общим тоннажем более 60 тысяч тонн и несколько кораблей противника

За боевые успехи в борьбе на морских сообщениях противника Краснознаменная бригада подводных лодок 3 ноября 1944 года была награждена орденом Ушакова I-й степени.

Районом действий торпедных катеров был Варангер-фьорд, где они потопили 20 тран­спортов общим тоннажем 54 тысяч тонн, 4 сторожевых корабля, 3 тральщика и сторожевой катер, а также 2 малых суд­на водоизмещением 130 тонн. Кроме того, ими были повреждены 4 транспорта и 3 корабля охранения.

Бригада торпедных катеров Северного флота (командир бригады капитан 1 ранга А.В. Кузьмин, начальник штаба капитан 2 ранга В.А. Чекуров) в 1944 году добилась значительных успе­хов.

В дневных атаках катеров прослави­лись Герои Советского Союза В.Н. Алек­сеев, В.И. Быков, И.М. Желваков, В.М. Ло­зовский, Б.Т. Павлов и другие.

За всю войну Северным флотом было потоплено и повреждено свыше 400 судов противника общим тоннажем более миллиона тонн.

 

***

 

В результате успешного наступления Совет Вооруженных Сил летом 1944 г. были немецко-фашистских разгромлены группировки немецко-фашистских войск в Заполярье войск в Белоруссии, Прибалтике, на Карель­ском перешейке, в Карелии и Эстонии. 4 сентября 1944 г. финские войска прекратили военные действия. Правительство Финляндии при­няло условия, выдвинутые Советским правительством, о разрыве с Гер­манией и выводе немецких войск с территории Финляндии не позднее 15 сентября. Оставшиеся после 15 сентября немецкие войска Финлян­дия должна была разоружить.

Летом 1944 года положение гитлеровских войск в Заполярье резко ухудшилось. Утром 7 октября 1944 года войска Карельского фронта перешли в наступление. В результате двухдневных боев они прорвали главную полосу обороны, овладели второй полосой и форсировали реку Титовка.

Чтобы помешать пла­номерному отступлению войск противника, Северный флот должен был ударить со стороны полуострова Средний. В ночь на 10 октября на южное побережье залива Маттивуоно (Малая Волоковая) был выса­жен десант в составе усиленной 63-й бригады морской пехоты (коман­дир бригады полковник А.М. Крылов), который должен был нанести удар во фланг и тыл не­мецкой позиции на перешейке полуострова Средний, а затем наступать на Петсамо.Для отвлечения внимания противника со сто­роны Мотовского залива была произведена демонстративная высадка десанта. В то же время в Мотовский залив пришли эскадренные мино­носцы «Громкий» и «Гремящий» и открыли огонь по 150-мм артилле­рийской батарее и по переправе через Титовку. В результате обстрела была подавлена бата­рея, разрушена часть переправы, уничтожено несколько складов и вы­званы пожары.

Одновременно шли отряды кораблей с десантниками, прижимаясь к побережью полуострова Средний. Первыми к пункту высадки подошли три катера под командованием старшего лейтенанта Б.М. Ляха. В течение 10 минут они высадили раз­ведывательный отряд и отошли в море, поставив дымовую завесу. В то же время началась высадка частей 63-й бригады.

Краснофлотцы и старшины первыми сходили на берег, личным при­мером увлекая за собой пехотинцев. В ряде случаев, когда катера не могли подойти вплотную к берегу, моряки, стоя в холодной

Десант овладел намеченным участком побережья и начал быстро продвигаться в южном направлении. Утром 10 октября части бригады вышли во фланг и тыл обороны противника. После того как опреде­лился успех десанта в губе Малая Волоковая, начался прорыв обороны противника на перешейке полуострова Средний.

Рано утром артиллерия после полуторачасовой подготовки по сиг­налу перенесла огонь в глубину вражеской обороны, а части 12-й бригады морской пехоты под командованием полковника В.В. Рассо­хина пошли в атаку. Преодолев заграждения противника, сильный ружейно-пулеметный огонь и противодействие артиллерии и мино­метов, бригада к полудню прорвала оборону, форсировала горный хребет Муста-Тунтури и соединилась у озераТие-Ярви с частями 63-й бригады.

Опасаясь окружения, немцы начали отход с перешейка полуострова Средний.

Командование Северного флота готовилось высадить еще один де­сант непосредственно в порт Линахамари, расположенный в глубине фьорда в трех милях от входа. На обоих берегах фьорда противник установил батареи и другие огневые средства. Особенно опасными были батареи на скалистом мысе Крестовый. Поэтому было решено прежде овладеть этими батареями или уничтожить их, а затем выса­дить десант в Линахамари. 9 октября вечером на побережье губы Малая Волоковая в 30 км от мыса Крестовый был высажен объеди­ненный отряд разведчиковпод командованием капитана И.П. Барченко-Емельянова.

Двое суток шли разведчики по боло­тистой местности, преодолевая гранитные скалы. Ночью 12 октября отряд скрытно вышел на мыс Крестовый, где находилась 88-мм зенитная батарея противника, а ни­же, у уреза воды 150-мм береговая батарея. Зенитная батарея была атакова­на моряками с ходу и захвачена. При этом особенно отличились командир отделения С.М. Агафонов и старший краснофлотец А.П. Пшеничных. Они в упор расстреля­ли расчет одного орудия гитлеровцев и открыли из него огонь по противнику. Немцы решили уничтожить горстку храб­рецов, захвативших батарею. На рас­свете 12 октября с противоположного берега фьорда по огневой позиции зе­нитной батареи открыли огонь тяжелые береговые батареи. Вскоре к мысу Кре­стовый подошли вражеские шлюпки и ка­тер с подкреплением. Одновременно про­тивник начал атаку со стороны 150-мм ба­тареи. Положение отряда разведчиков ста­ло критическим. Они были вынуждены снять замки с орудий и времен­но отойти на ближайшую высоту. Вскоре на помощь нашим развед­чикам прилетели штурмовики 46-го авиационного полка. Они сбро­сили отряду боеприпасы и продовольствие, а затем в течение четы­рех часов десять раз штурмовали вражеские позиции.

Днем 13 октября в район мыса Крестовый вышли подразделения 63-й бригады морской пехоты. Видя безнадежность положения, 60 солдат и офицеров вместе с командиром батареи сдались в плен.

За проявленные мужество и самоотверженность разведчики отря­да были награждены орденами и медалями. Капитану И. П. Барченко-Емельянову, лейтенанту В.Н. Леонову, старшине 1-й статьи С.М. Ага­фонову и старшему краснофлотцу А.П. Пшеничных было присвоено звание Героя Советского Союза.

Для захвата Линахамари был сформирован десантный отряд моря­ков под командованием майора И.А. Тимофеева.

Вечером 12 октября два торпедных ка­тера под командованием Героя Советско­го Союза капитана 3 ранга А.О. Шебали­на и лейтенанта Е.А. Успенского вышли в море. За ними вышли еще две группы катеров с десан­том на борту под командованием капи­тана 2 ранга С.Г. Коршуновича и капитана 3 ранга С.Д. Зюзина. При подходе к Петсамской губе ка­тера были обнаружены противником. Вспыхнули прожекторы, осветительные снаряды, береговые батареи открыли ин­тенсивный огонь. Увеличив ход, катера прорвались через огневую завесу и вошли в губу, прижимаясь к западному высокому берегу и стараясь использо­вать непростреливаемое пространство.

Обогнув мыс Девкин, оба катера ворвались в порт и, несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь, высадили на причалы десант.

Во время прорывов в порт на катере, которым командовал Успен­ский, был серьезно ранен старшина группы мотористов старшина 1-й статьи Г.Д. Курбатов, но он не оставил своего боевого поста. Залитый кровью, с искалеченной рукой, он собрал все свои силы и вывел катер из опасной зоны. За этот подвиг Г.Д. Курбатову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Первым с катера на берег, занятый противником, высадился стар­ший сержант И.П. Каторжный, который после ранения командира принял на себя командование взводом. В ходе боя Каторжный и боец И.В. Королев водрузили Красный флаг над зданием порта.

Высаженный в порту десант, не дожидаясь рассвета, пошел в наступление. Основные силы отряда под командованием майора И.А. Тимофеева наступали на сильно укрепленный опорный пункт, прикрывавший огневую позицию 210-мм батареи. Отряд старшего лей­тенанта Б.Ф. Петербургского наступал в юго-западном направле­нии к озеруПурьярви.

На рассвете противник двумя ротами пехоты контрата­ковал группу Тимофеева. Бой перешел в рукопашную схватку, в ре­зультате которой гитлеровцы были отброшены. К 12 часам опорныйпункт и батарея были заняты. Примерно в это же время противник, подбросив подкрепление, контратаковал отряд Петербургского север­нееПурьярви. Натиск был очень сильным. Командование флота решило помочь десантникам самолетами капитана П.А. Евдокимовым. Самолеты в течение 12 минут штур­мовали позиции противника. Удар был очень эффективным (было уничтожено до 200 человек и 34 автомобиля). Моряки возобновили наступление, и гитлеровцы поспешно отошли на запад. Порт Линахамари был освобожден.

15 октября войска Карельского фронта и части Северного флота штурмом овладели городомПетсамо. 18 октября корабли Северного флота высадили десант в составе батальона морской пехоты в бухте Суолавуоно. Гитлеровцы не оказа­ли здесь противодействия. Но при продвижении батальона на запад противник контратаками пытался задержать его наступление. К исхо­ду дня в районе Афанасьеве и Турунен десант встретил упорное сопро­тивление двух рот противника. Вызванные самолеты-штурмовики на­несли удар по вражеской артиллерийской батарее, расположенной в этом районе. Десант снова перешел в наступление и отбросил нем­цев за государственную границу с Норвегией.

К 24 октября 14-я армия вышла на подступы к Киркенесу. Для со­действия сухопутным войскам в овладении городом было решено вы­садить десант в заливе Хольменгро-фьорд. Утром 25 октября отряд высадки в составе 12 торпедных катеров, 2 малых и 1 большого охотника за подводными лодками под командованием командира бригады торпедных катеров капитана 1 ранга А.В. Кузьмина помог войскам армии овладеть городомКиркенес.

Северный флот во время Великой Отечественной войны успешно решал поставленные перед ним задачи. Личный состав флота до конца выполнил свой долг перед Родиной.

 

***

 

5 декабря 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья». Автор изображения медали«За оборону Советского Заполярья» — подполковник В. Алов с доработками художника А. И. Кузнецова.

Медалью «За оборону Советского Заполярья» награждались все участники обороны Заполярья — военнослужащие, Военно-Морского Флота, Крсной Армии и войск НКВД, а также лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне. Периодом обороны Советского Заполярья считается 22 июня 1941 года — ноябрь 1944 года.

Вручение медалей производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР на основании документов, удостоверяющих фактическое участие в обороне Заполярья, выдаваемых командирами войсковых частей, начальниками военно-лечебных заведений и Мурманскими областным и городским Советами депутатов трудящихся.

На лицевой стороне медали было изображено погрудное изображение бойца в полушубке и шапке-ушанке с автоматом ППШ. Слева за фигурой бойца виднеются очертания боевого судна. В верхней части медали по обе стороны бойца изображены силуэты самолётов. В нижней части медали изображения танков. По окружности медали имеется надпись в рамке «ЗА ОБОРОНУ СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ». Внизу рамки изображена лента с пятиконечной звёздочкой на ней. В центре звёздочки — серп и молот.

На оборотной стороне медали имелась надпись: «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ». Над надписью изображение серпа и молота.Все надписи и изображения на медали выпуклые.

Медаль «За оборону Советского Заполярья» изготовлялась из латуни и имела форму правильного круга диаметром 32 мм. При помощи ушка и кольца медаль соединялась с пятиугольной колодкой, обтянутой шёлковой муаровой лентой голубого цвета шириной 24 мм. Посередине ленты зелёная полоска шириной 6 мм. Края ленты и зелёной полоски окаймлены узкими белыми полосками.

Медаль «За оборону Советского Заполярья» носилась на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали «За оборону Кавказа».

По состоянию на 1 января 1995 года медалью «За оборону Советского Заполярья» награждено приблизительно 353 240 человек.

 

 

***

Память о героях-моряках защитниках Заполярья в 1941-1944 годах свято хранится потомками.

27-метровый монумент морякам-североморцам, в память о моряках-героях обороны Заполярья в годы Великой Отечественной войны, был открыт в 1973 году в столице Северного флота - Североморске на Приморской площади. Главным автором проекта является скульпторГ.В. Нерода. В проекте принимали участие профессор В.Н. Душкин и инженер-подполковник А.А. Шашков.

Монументальный памятник представляет собой огромную бронзовую фигуру матроса, держащего в руках автомат. Общее изваяние матроса в высоту составляет примерно 17 метров, которое прочно вмонтировано в пьедестал, высота которого достигает 10 метров. Общий вес памятника составляет около 100 тонн. Памятный пьедестал был выполнен в виде фигуры, напоминающей рубку подводной лодки, а на боковых гранях монумента были установлены специальные бронзовые барельефы – именно на них были перечислены все составные части соединения, а также корабли Северного флота, которые отличились в годы Великой Отечественной войны.

В Мурманске в 1974 году был создан памятный знак героям-североморцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Автором монумента является архитектор Ф.С. Таксис.Памятный знак представляет наклонённую вперёд стелу, расположенную на гранитном склоне сопки. Конструкция стелы выполнена из клёпанных металлических листов. На лицевой стороне обелиска закреплён свободно свисающий якорь. Композиция ограждена цепями, которые поддерживаются артиллерийскими снарядами.

У здания управления «Мурманской Судоверфи» в 1966 году был установлен памятный знак в честь рабочих мурманской судоверфи, погибших в боях за Родину в годы Великой отечественной войны, увековечивших фамилии 240 человек. Автор памятного знака архитектор И.Я. Родионов.

В Мурманске у здания администрации тралового флота в 1975 году был поставлен памятный знак погибшим в годы войны рыбакам. Он представляет собой стилизованный столб морской воды, взметенный к небу мощным взрывом. На его вершине реют мозаичные флаги СССР и  ВМФ. В нижней части знак опоясан кольцом из нержавеющей стали - на кольце выгравирована надпись: «Вечная слава морякам тралфлота, погибшим при защите Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». В основании обелиска символическая катушка компаса. Рядом со стелой два больших постамента, на которых укреплены 26 гранитных досок силуэтами судов и названиями 32 погибших траулеров. Автор памятника художник Р.И. Бальжак.

На набережной Мурманска у Морвокзала 1967 году был открыт памятник погибшим портовикам. Это гранитный обелиск, в нижней части которогоустановлены барельефы работников порта и цифры «1941-1945». Устремленная к небу одиннадцатиметровая стела выполнена по проекту скульптора Г.А. Глухих и архитектора А.Ф. Антонова.

В 1972 году памятникморякам-североморцам был установлен  в Москве. Авторы - скульптор Л.Е. Кербель и художник А.Я. Кольцов.

Памятник располагался во дворе школы № 1029, носящей имя героев-североморцев.Памятник представляет собой большой гранитный валун, доставленный с берегов Баренцева моря. На одном из его боков находится бронзовая табличка со строфой авторства неизвестного моряка:

Простой заполярный гранит,

Омыт он волною и кровью.

Пусть в Памяти вашей хранит

Бессмертную славу Героев

В городе Северодвинске имеется улица "Героев североморцев".

Приказом командующего Северным флотом в Баренцевом море установлены координаты воинской славы, связанные с подвигами моряков-североморцев в годы Великой Отечественной войныместо гибели гвардейской Краснознаменной подводной лодки "Щ-402", место гибели сторожевого корабля "Туман" и место гибели легендарного летчика-истребителя дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова. При прохождении этих координат корабли и суда Северного флота приспускают военно-морской флаг и отдают почести павшим героям.

Подвигам моряков-североморцев посвящены художественные кинофильмы: «Юнга северного флота» (1973), «Командир счастливой «Щуки»» (1972),«Повесть о "Неистовом" (1947), "Торпедоносцы" (1983), «Семнадцатый трансатлантический» (1972), восьми серийный телесериал «Конвой PQ-17» (2004).

 

***

 

За годы войны 47 кораблей, частей и соединений Северного флота были награждены орденами Красного Знамени и Ушакова. Ордена Ушакова были удостоены бригады подводных ло­док, торпедных катеров и охотников за подводными лодками.

9 кораб­лям, 2 авиачастям и соединению охотников за подводными лодками было присвоено звание гвардейских, а 14 частям и соединениям фло­та - наименования Печенгских и Киркенесских.

 85 морякам и летчи­кам Северного флота было присвоено звание Героя Советского Сою­за, летчик подполковник Борис Феоктистович Сафонов и катерник капитан 3 ранга Александр Осипович Шабалин удостоены этого зва­ния дважды.

Владимир Шигин, капитан 1 ранга


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"