На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Подводные силы Советского послевоенного и Российского флота

Очерк

Подводные силы являлись родом сил ВМФ СССР и России, включавший и включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические подводные лодки.

Основными задачами подводных сил являются: поражение важных наземных объектов противника, поиск и уничтожение подводных лодок, авианосцев и других надводных кораблей противника, его десантных отрядов, конвоев, одиночных транспортов (судов) в море, разведка, обеспечение наведения своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Кроме этого подводные лодки могут уничтожать морские нефтегазовые комплексы, высаживать разведывательные отряды на побережье противника, ставить мины и т.д.

Если после Великой Отечественной войныподводные лодки входили в состав дивизионов и бригад, то в 50-х годах дивизионное звено было ликвидировано, а бригады стали объединяться в дивизии, а несколько позднее в эскадры. Атомные подводные лодки организационно во время СССР входили в состав дивизий, которые объединялись во флотилии атомных подводных лодок подчинявшихся командующим Северного и Тихоокеанского флотов. В настоящее время дизельные подводные лодки сведены в бригады, а атомные в дивизии. Для более эффективного руководства подводными лодками введена должность заместитель командующего флота по подводным силам.

В отличие от других родов сил ВМФ СССР и России подводные силы, как ударная сила флота, обладали и обладают рядом свойств, определявших их преимущество в вооруженной борьбе на море: скрытность действий, способность вести боевые действия в любых районах Мирового океана, способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным в военном отношении объектам противника и наиболее эффективно вести боевые действия против боевых надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника. Атомные подводные лодки обладали способностью действовать подо льдами Арктического бассейна и малой зависимостью от гидрометеорологических условий в районе боевых действий.

Советские подводные лодки, вступившие в строй в послевоенное время, а также последние проекты российских подводных лодок являлись и являются не просто шедеврами инженерной мысли и инструментом для обеспечения национальной безопасности. Многие из построенных и принятых в состав флота атомных субмарин поставили целую серию мировых рекордов, большинство которых так и не было до сих пор.

 

***

Многоцелевые дизельные подводные лодки на протяжении всего послевоенного времени являлись важным звеном в военно-морской системе СССР.

Первым проектом подводных лодок, разработанным после окончания Великой Отечественной войны, стали лодки проекта 611. Именно они стали нашим первым ответом на объявление СССР "холодной войны". Лодки 611 проекта относились к подклассу больших подводных лодок, предназначались для действий на океанских коммуникациях. При разработке проекта был учтен опыт минувшей войны. Новинкой для советского подводного кораблестроения стало использование внешних шпангоутов прочного корпуса, позволившее улучшить внутреннюю компоновку оборудования и механизмов. При подводном водоизмещении в 2600 т, лодки 611 проекта имели подводную скорость 16 узлов и предельную глубину погружения 200 м, 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппаратов и 22 торпеды.Лодки выпускались с 1951-1958 гг. Всего было построено 26 единиц. Лодки 611 проекта стали хорошей школой для советских подводников.

Поистине легендарной стала еще одна послевоенная дизельная подводная лодка,построенных в 1951-1957 годах- средняя подводная лодка 613 проекта.Имея полное подводное водоизмещение в 1347 т, подводную скорость 13 узлов и предельную глубину погружения 200 м, лодка 613 проекта имела 4 носовых, 2 кормовых торпедных аппарата и 12 торпед. 613 серия стала самой массовой в советском подводном флоте. Всего было построено 215 подводных лодок этого проекта.

В 50-х годах были созданы и принципиально новые малые подводные лодки проекта А615. Это была единственная в мире серия подводных лодок с подводным движением на дизельном двигателе, работающим по замкнутому циклу с использованием кислорода для окисления топлива и твердого химического поглотителя для удаления углекислого газа.Подводные лодки этого типа предназначались для защиты портов, военно-морских баз и мест рассредоточенного базирования ВМФ СССР от нападения кораблей противника.

Лодки проекта А615 имели подводное водоизмещение504 т, подводную скорость 15 узлов, предельную глубину погружения в 100 м. Лодки имели 4 торпедных аппарата и 4 торпеды. Из-за высокой пожароопасности лодки проекта А615 называли «зажигалками». От дальнейшей разработки дизельного двигателя, работающего по замкнутому циклу, отказались, в связи с началом атомной эры в подводном флоте.

В конце 1950-х годов на вооружение ВМФ СССР начали поступать подводные лодки 641 проекта, предназначавшихся для боевых действий на дальних коммуникациях.

Подводное водоизмещение лодки составляло       2475 т. Подводная скорость 15 узлов, предельная глубина погружения 380 м.Торпедно-минное вооружение: 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппаратов и 22 торпеды. Всего было построено 75 подводных лодок 641 проекта. За время службы эти лодки заслужили самую высокую оценку. По сравнению с предшествующим проектом 611, лодки проекта 641 обладали большей автономностью и дальностью плавания, большей глубиной погружения, улучшенным вооружением и улучшенными условиями обитания экипажа.

В 70-х года проект 641 был серьезно модернизирован и со стапелей начали сходить дизель-электрические подводные лодки 641Б проекта.

На новых субмаринах были установлены аккумуляторные батареи более высокой емкости, более современное радиотехническое вооружение, увеличен боезапас торпед, улучшена обитаемость экипажа. Всего было построено 18 подводных лодок 641Б проекта.

В начале 80-х годов на смену устаревших лодок 613 проекта пришли подводные лодки проекта 877 "Палтус" и проекта 636.Эти лодки также часто называют «Варшавянка», так как первоначально предполагалось оснащение ими ВМС стран Варшавского договора. Лодки 877 и 636проекта являлись уже лодками третьего поколения. Лодка 877 проекта гарантированно выигрывала дуэльную ситуацию у любой подводной лодки данного класса, что достигалось оптимальным сочетанием малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия.Подводное водоизмещение лодок 877 проекта составляет 3040 т, подводная скорость19 узлов, предельная глубина погружения 350 мТорпедное вооружение 6 носовых аппаратов и 18 торпед. В настоящее время находящиеся в строю лодки этих проектов переоборудуются, как носители крылатых ракет "Калибр". Всего построено 24 подводные лодки 877 проекта и 31 проекта 636. Строительство подводных лодок проекта 636.3, вооруженных современнейшими ракетами "Калибр" и пополнение ими отечественного флота продолжается и сегодня.

В настоящее время Российский ВМФ пополняется идизель-электрическими подводными лодками проекта 677 «Лада».Головная подводная лодка «Санкт-Петербург»находится сегодня в опытовой эксплуатации, в стадии постройки еще две лодки этого проекта. Лодки проекта "Лада" предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Серия является развитием проекта 877 «Палтус». Низкий уровень шумности был достигнут благодаря выбору однокорпусного конструктивного типа, уменьшением габаритов корабля, применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования на виброизоляторы и внедрению других передовых технологий. Лодками проекта 677 «Лада» имеют водоизмещение 1765 г скорость 20 узлов, могут погружаться на 300 метров. Вооружены они 10 крылатымиракетами типа "Калибр" или "Оникс".

Помимо дизельных торпедных подводных лодок в состав ВМФ СССР входили и ракетные дизельные подводные лодки с баллистическими и крылатыми ракетами.В 50-60-х годах ХХ века в состав ВМФ СССР вошлидизель-электрические подводные лодки с баллистическими ракетами проекта 629. Лодки имели подводное водоизмещение 2820 т, максимальную подводную скорость12 узлов и предельную глубину погружения 300 м. Каждая субмарина несла три ракеты типа Р-13,размещённых в ограждении рубки, с дальностью стрельбы 600 км.Лодки проекта 629 модернизировались для оснащения различными новыми типами ракет и, таким образом, служили полигоном для отработки многих типов баллистических ракет, стоявших на вооружении с 60-х годов.Всего было построено 23 подводные лодки 629 проекта разных модификаций

 

***

С 50-х годов ХХ века в развитии подводного флота СССР наступает эра атомного подводного флота. Первыми атомными подводными лодками в СССР стали подводные лодки проекта 627 (627А) «Кит». Головной корабль, «Ленинский Комсомол» (К-3), относился к проекту 627, все последующие строились по изменённому проекту 627А.В результате создания атомных подводных лодок проекта 627 СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот. Корабли проекта 627-627А имели выдающиеся для своего времени характеристики, но обладали и определенными недостатками, которые исправлялись в последующих проектах.При подводном водоизмещении в 4750 т, максимальной подводной скорости в 30 узлов, и рабочей погружении в 300 м, лодки 627А проекта имели два атомных реактора, 8 носовых торпедных аппаратов и 20 торпед, из них в обычной комплектации  6 с ядерными зарядами по 15 килотонн. Всего, с 1957 по 1963 годы, в строй вступили 13 субмарин проекта 627-627А, проходивших службу на Северном и Тихоокеанском флотах доначала 90-х годов.Первая подводная лодка проекта 627 вступила в строй уже в 1957 году и имела статус опытного корабля.В июле 1962 года впервые в истории советского ВМФ она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана и впервые в истории советского подводного флота всплыла в районе Северного полюса.В 1966 году атомная подводная лодка 627А проекта К-133 совместно с атомной подводной лодкой с крылатыми ракетами К-116 впервые в мире совершила переход с Северного флота южным маршрутом, через пролив Дрейка на Тихоокеанский флот без всплытия.

Параллельнос атомными торпедными лодками 627А проекта в 1962 году была построена и атомная торпедная подводная лодка К-27 проекта645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. В остальном конструкция лодки была близка к проекту 627А. В 1964 годуК-27 совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Подводная лодка К-27 побила рекорды по дальности и длительности подводного плавания.

В 60-90 годах в состав ВМФ СССР входили атомные торпедные подводные лодки проекта 671 «Ёрш». В основу нового проекта подводных лодок было много новых решений: одновальная ядерная силовая установка, обеспечивающая высокий КПД гребного винта и его минимальную шумность, форма корпуса выполнена в виде тела вращения,увеличенный диаметр прочного корпуса и размещение в одном отсеке паротурбинной установки с автономными турбогенераторами и т.д. Подводное водоизмещение лодок 671 проекта составляло 6085 т, подводная скорость 33 узла, предельная глубина погружения составляла 400 м, вооружение 6 торпедных аппаратов. Всего было построено48 атомных торпедных лодок следующих модификаций:модификация 671ВЮ оснащенные помимо традиционных торпед ракетно-торпедным комплексом «Вьюга», модификация 671К с установкой ракетного комплекса с крылатыми ракетами большой дальности C-10 "Гранат", модификация 671РТ «Сёмга», с заменой двух торпедных аппаратов 533 мм на 650 мм, установка дизель-генератора увеличенной мощности, модификация 671РТМ «Щука» с модернизацией радиоэлектронного вооружения и снижением шумности, модификация 671РТМК с оснащением крылатыми ракетами «Гранат».

В 1983 году в состав ВМФ СССР вошла атомная подводная лодка 3-го поколенияК-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» с уникальным сверхпрочным титановым корпусом.При подводном водоизмещении в 8500 т, предельная глубина погружения составляла 1250 м.Экипаж «Комсомольца» первым среди подводников отработал стрельбу торпедами на глубине в 800 метров.  "Комсомолец" погиб в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года.

В 70-х-начале 80-х годов в состав ВМФ СССР вошли семь атомных торпедных подводных лодок проектов 705, 705К «Лира». Это были небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имевшие аналогов по скорости и манёвренности, которые были предназначены для уничтожения субмарин противника. Это был единственный в мире серийный проект атомных подводных лодок на реакторе с жидкометаллическим теплоносителем.При подводном водоизмещении в 3180 т, предельной глубине погружения 450 м, имела торпедное вооружение 6 торпедных аппаратов и боезапас в 20 торпед. Максимальная подводная скорость «Лир» составляла до 42 узла.«Лиры» могли преследовать любую субмарину и оторваться от любого преследования. На разгон до полного хода им требовалось менее минуты. Скорость лодки позволяла отрываться даже от противолодочных торпед, на циркуляцию с разворотом на 180° ей требовалось всего 42 секунды.На лодках имелась революционная для своего времени комплексная автоматизированная система управления - уникальная боевая информационно-управляющая система «Аккорд», позволившая сосредоточить все управление лодкой на центральном посту. К сожалению, определенные трудности в техническом обслуживании этих лодок и сокращение финансирования, в связи с началом перестройки, привели к окончанию карьеры этих кораблей.

В 80-е годы в состав ВМФ СССР вошли две атомные многоцелевые подводные лодки 3-го поколения проекта 945 «Барракуда». Эти лодки предназначались для слежения за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированного их уничтожение в случае начала боевых действий. Эти лодки стали основой для проекта 971, лодки которого являются сегодня основой многоцелевых подводных сил Российского ВМФ.При подводном водоизмещении в 9600 т, максимальной подводной скорости более 35 узлов и предельной глубины погружения 550 м, лодки 945 проекта имели 6 торпедных аппаратов и боезапас в 40 торпед и ракето-торпед.

Развитием проекта 945 стали лодки  проекта 945А «Кондор», имевшими, как и их предшественники, титановый корпус.  Атомные многоцелевые лодки проекта 945А имели полное подводное водоизмещение 10400 т, подводную скорость более 35 узлов и максимальную глубину погружения 600 м. По уровню шумности и магнитного поля,они былиодними из самых малозаметных в мире.

С 1983 года ВМФ СССР начал пополняться многоцелевыми атомными подводными лодками 3-го поколения 971 «Щука-Б», спроектированных по тому же техническому заданию, что и «титановые» лодки проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Лодки проекта 971 стали основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском флоте, придя на смену устаревшим лодкам проекта 671РТМК «Щука», гарантировавшими поражение крылатыми ракетами объектовбереговой инфраструктуры противника и авианосных группировок.

В настоящее время Российский ВМФ пополняется новейшимимногоцелевыми атомными подводными лодками c крылатыми ракетами четвёртого поколения проекта 885 «Ясень» и 885М «Ясень-М. На сегодняшний день в боевом строю уже находитсяголовная многоцелевая атомная подводная лодка c крылатыми ракетами «Северодвинск». В различной стадии постройки: «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». Согласно планам модернизации Российского подводного флота подводные лодки проекта 885 «Ясень» станут в будущем одним из четырёх основных  типов подводных лодок ВМФ. В проекте использованы многие технические решения, ранее не применявшиеся в отечественном подводном судостроении.

Многоцелевая атомная подводная лодка c крылатыми ракетами проекта 885 имеет водоизмещение 13 800 т, скорость 31 узел и глубину погружения 600 метров. Ее вооружение состоит из 10 торпедных аппаратов в средней части лодки, а так же самонаводящихся и телеуправляемых торпеды, возможен приём мин вместо торпед. Боезапас 30 торпед.Ракетное вооружение составляют 32 пусковые ракетные установки с крылатыми ракетами"Оникс" и"Калибр". Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень» способна применять все находящиеся на вооружении ВМФ РФ крылатые ракеты морского базирования.

 

***

С 1960 по1968 гг. в СССР было построено 29 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 675. Лодки имели водоизмещение 5760 т, скорость29 узлов, глубину погружения 300 м

На вооружении, помимо торпед, 8 крылатых ракет П-6, с дальностью стрельбы более 300 км. Лодки проекта 675 несли службу в составе Северного и Тихоокеанского флотов.

В 60-х-70-х годах вошли в строй атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 670 «Скат». Это были сравнительно дешёвые и  имевшие небольшое водоизмещение лодки, вооружённые противокорабельными крылатыми ракетами  П-70 «Аметист», лодки типа «Скат» предназначались для уничтожения кораблей, идущих в составе конвоев и, прежде всего авианосцев в составе авианосных ударных групп.Всего было построено 11 лодок проекта 670 и 6 проекта 670М. При водоизмещении в 4 980 т, глубина погружения составляла 300 м, а на вооружении помимо торпед имелись 8 крылатых ракет ПКР П-70 «Аметист» с дальностью стрельбы 80 км

В 80-х-90-х годах ВМФ СССР и России пополнился атомными подводными ракетными крейсерами  проекта 949 «Гранит», предназначенных для уничтожения авианосных ударных соединений противника. При этих проектировании лодок широко применялись технические наработки от создания проекта 661 «Анчар».

После постройки двух субмарин производство продолжилось по улучшенному проекту 949А «Антей». Всего было построено 11 подводных крейсеров. В 200 году в Баренцевом море на учениях погиб атомный подводный ракетный крейсер проекта 949А "Курск".

атомные подводные ракетные крейсера проекта 949А имеют водоизмещение 22500т, скорость 33 узла и могут погружаться на600 метров. На их вооружении состоит 6 торпедных аппаратов с 28 торпедами, в т.ч. и ядерными, а так же 24 установки противокорабельных ракетных комплексов П-700 "Гранит" с 24 ракетами ЗМ-45с дальностью стрельбы более 500 км.

В 1959 году на вооружение ВМФ поступают первые восемь атомных подводных лодки с баллистическими ракетами проекта 658 (658М). Эти лодки сохраняли основные конструктивные особенности проекта 627, в том числе ядерную энергетическую установку. Основные отличия заключались в вооружении - помимо торпед, новые лодки были оснащены ракетными комплексами с тремя баллистическими ракетами Р-13 (дальность стрельбы до 600 км), расположенных в ограждении рубки. Подводное водоизмещение составляло 5300 т. Подводная скорость первых атомных ракетоносцев 26 узлов, предельная глубина погружения 300 м. Как и все первые атомоходы лодки 658 проекта были еще весьма несовершенны.

С конца 60-х до середины 70-х годов советский ВМФ пополнился 34 более совершенными  атомными подводными крейсерами стратегического назначения с баллистическими ракетами проекта 667А, оснащенных комплексом Д-5 с 16 баллистическимижидко-топливными ракетами Р-27 (дальность стрельбы 2500-3000 км) с подводным стартом. Имея подводное водоизмещение в 11500 тонн, крейсер развивал под водой скорость до 28 узлов и мог погружаться на 450 м. Торпедное вооружение состояло из 6 торпедных аппаратов и 20 торпед, две из которых обычно были с ядерным зарядом.

Во второй половине 70-х начале 80-х гг. советский флот пополнился еще боле совершеннымиатомными подводными крейсерами стратегического назначения проекта 667Б "Мурена", оснащённых комплексом Д-9 с 12 баллистическими ракетами Р-29 на борту, имевших дальность стрельбы 7800 км. При полном водоизмещении в 13 700 т, крейсер 667Б проекта развивал скорость до 26 узлов и мог погружаться на 450 метров. Крейсера 667Б проекта имели несколько модификаций (667БД «Мурена-М», 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин»), т.к. со временем техника все более совершенствовалась техника, увеличивалось водоизмещение кораблей, уменьшалась их шумность, устанавливались более совершенные ракетные комплексы с большей дистанцией стрельбы, весом забрасываемого ядерного боезапаса, разделяющимися и маневрирующими боеголовками. Всего было построено 43 атомных подводных крейсеров стратегического назначения всех модификаций.

Особое место в истории отечественного подводного флота занимают шесть тяжёлых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула» - самых больших в мире подводныхлодок, строившиеся с 1976 по 1989 годы. Тяжелые атомные крейсера несли по 20 баллистических ракет Р-39 с десятью разделяющимися боеголовками и 2550 кг ядерного заряда. Дальность стрельбы этих ракет составляла 8250 км. Их подводное водоизмещение составляло48 000 т. При скорости в 25 узлов, атомный гигант мог погружаться на 500 м и находиться в море до полугода. Вооружение состояло из 6 торпедных аппаратов с  22 торпедами и сверхскоростными ракето-торпедами «Водопад» или «Шквал». Полным залпом своих ракет  тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 гарантированно уничтожал половину США.

Сегодня ВМФ России пополняется новейшими  атомными ракетными подводными крейсерами стратегического назначения проекта  955 и 955A «Борей» четвёртого поколения. В настоящее время в боевом строю находятсяатомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения «Юрий Долгорукий» (в составе Северного флота), «Александр Невский» и «Владимир Мономах» (в составе Тихоокеанского флота). В различной стадии постройки находятсяатомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский» находятся в процессе постройки. Атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта "Борей" имеют водоизмещение 24 000 т, скорость 29 узлов и могут погружаться на 480 метров. На вооружении они имеют 6 торпедный аппаратов, торпеды, торпедо-ракеты и крылатые ракеты, включая "Калибр" и "Оникс", а так же 16 твердотопливных баллистических ракет с разделяющимися ядерными боеголовками «Булава». В Ближайшие десятилетия атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения типа "Борей" станут основой российских подводных стратегических сил.

 

***

Еще 12 июня 1942 года приказом Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова был утвержден знак «Командир подводной лодки» был учреждён приказом наркома ВМФ СССР 12 июня 1942 г. Знак «Командир подводной лодки»

явился результатом заботы наркома ВСФ Н.Г. Кузнецова о поднятии престижа и авторитета командиров подводных лодок. Эскиз знака разработал начальник организационно-строевого управления ВМФ капитан 2 ранга Б.М.Хомич.

Интересно, что одновременно с ним этим же приказом была учреждена и групповая награда, наносимая на переднюю часть рубки, в виде пятиконечной звезды и центральным кругом, куда вписывалась цифра потопленных кораблей противника.

Знаком «Командир подводной лодки» награждались командиры при вступлении в постоянное командование кораблем на основании приказов командующими флотами и флотилиями. Знак вручался один раз в торжественной обстановке при первом вступлении в командование кораблем.

Знак представлял стилизованное изображение подводной лодки типа «Щ», развернутую в левую сторону.  В центре подводной лодки помещалась красная звезда с золотым серпом и молотом посредине. Ширина знака составляла 70 мм, наибольшая высота - 17 мм. Знак «Командир подводной лодки» был латунный, золоченый. Носился знак на правой стороне груди в центре карманного клапана ниже знака классности, но перед знаком "Гвардия".

Изготовлялся знак «Командир подводной лодки» в московской артели "Победа" Московского городского кооперативного союза металлистов (впоследствии одноименный завод).

Однако уже 16 августа 1943 г. новым приказом наркома ВМФ СССР знак «Командир подводной лодки» был видоизменен. В новом варианте были уточнены очертания изображения подводной лодки, в центре которой помещена красная эмалевая звезда без серпа и молота. Ширина нового варианта знака составила 68 мм, наибольшая высота (с перископами) - 23 мм. В новом варианте знак стал металлическим, оксидированным.  Был изменен и способ крепления знака с булавочного на штифт и гайку.

В 60-х годах статус знака «Командир подводной лодки» был несколько изменен. Ношение знака было разрешено старшему помощнику командира подводной лодки, заместителю командира подводной лодки по политической части и командиру электро-механической боевой части после отдачи приказом на самостоятельный допуск к управлению подводной лодкой.

15 августа 1987 г. приказом Министра Обороны СССР 15 августа 1987 г. знак «Командир подводной лодки» был преобразован в знак «Командир корабля».

21 марта 1996 г. приказом Министра обороны РФ был учрежден "Знак командир корабля" для командиров подводных лодок с изображением подводной лодки.

Нагрудный знак "Командир корабля" с изображением подводной лодки представляет собой металлическую оксидированную пластину в виде профильного изображения стилизованной подводной лодки. Ширина знака составляет 68 мм, высота - 23 мм.

Нагрудный знак "Командир корабля" с изображением подводной лодки вручается командирам подводных лодок при вступлении в командование кораблем на основании приказов командующих флотами и Каспийской флотилией. Вручение нагрудного знака производится командованием соединения в торжественной обстановке. Право ношения знака "Командир корабля" командирами подводных лодок и при последующем их назначении на должности начальников штабов, заместителей командиров и командиров соединений и объединений кораблей. При перемещении по службе на должности, не связанные с командованием кораблями, знак остается у офицера, адмирала без права ношения на военной форме одежды.

 

***

Память о подводных лодках послевоенного советского и российского ВМФ сегодня хранят последние представители субмарин различных проектов, ставших музеями и мемориалами по всей нашей стране.

В 2010 году в Санкт-Петербурге у набережной лейтенанта Шмидта была установлена на вечную стоянку подводная лодка С-189 проекта 613.

Подводные лодкаМ-261 проекта А615 сегодня установлена в Краснодаре, еще одна лодка этого проекта - М-296 находится в Одессе, а третья лодка этого проекта М-361 установлена на территории военно-морского инженерного института в г. Пушкине и используется в качестве учебно-тренировочного комплекса.

Рубка дизельной подводной лодки Б-107 проекта 641 установлена в экспозиции музея подводных сил России в Санкт-Петербурге. Подводные лодки проекта 641 установлены: в Калининграде у берега Преголи в Музее мирового океана и в городе Вытегре Вологодской области. Подводная лодка Б-396 проекта 641Б «Новосибирский комсомолец», установлена в Московском музейно-мемориальном комплексе истории военно-морского флота России в районе парка «Северное Тушино». Также, лодку данного проекта Б-307 можно увидеть в Тольятти, в техническом музее «АвтоВАЗа».Рубка подводной лодки «Комсомолец Чувашии» проекта 641Б установлена в г. Полярный.

Первая атомная отечественная подводная лодка "Ленинский комсомол" (К-3) проекта 627А в настоящее время переоборудуется в музей. Место установки К-3, в качестве музея, еще окончательно не определено. В 1970 году в честь "Ленинского комсомола" была выпущена почтовая марка в серии «Боевые корабли Военно-Морского Флота СССР». Рубка атомной подводной лодки К-14 проект 627А установлена в мемориале «Первопроходцам подводного атомного флота» в г. Обнинске Калужской области.

Рубка первой атомной подводной лодки с баллистическими ракетами К-19 проекта 658 установлена перед судоремонтным заводом «Нерпа»  в г. Снежногорске Мурманской области.

Часть рубки атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Оренбург»проекта 667А сохранена как мемориал «Защитникам Отечества» в д. Колтуши Ленинградской области.

Ограждение рубки атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения К-423 проект 667АТэкспонируется напротив школы, в которой учился Герой России С.А. Преминин, ценой жизни заглушивший реакторы гибнущей РПКСН К-219 в поселке Красавино Вологодской области. Ограждение рубкиатомного подводного ракетного крейсера стратегического назначенияК-403 «Казань» проект 667АК установлена в Парке Победы г. Казани.Ограждение рубкиатомного подводного ракетного крейсера стратегического назначенияК-430проект 667АУ экспонируется во Владивостоке, как мемориал к 100-летию подводных сил России.

В Санкт-Петербурге всквере у проходной Адмиралтейских верфей установлен масштабный макет атомной подводной лодки проекта 671, подобные которой строились на этом предприятии.

 

***

Отечественные подводные лодки были и остаются поистине уникальными боевыми кораблями. Так атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар» была оснащена уникальной силовой установкой, благодаря которой развивала фантастическую скорость – более 82 километров в час (44,7 узла). Подобными показателями не могут похвастаться и современные субмарины. Засечь передвижения подводной лодки на таких скоростях противник не мог даже с использованием самых современных средств разведки.Строительство подводной лодки с титановым корпусом обошлось недешево. На головную субмарину было потрачено два миллиардасоветских рублей.  Поэтому лодку 661 проекта за уникальные боевые качества называли «подводным охотником", а за огромные финансовые затраты - «золотой рыбкой»

Советская атомная подводная лодка 3-го поколения «Комсомолец» до сих пор является абсолютным рекордсменом по глубине погружения. 1027 метров – таков ее официальный результат.До сих пор ни одна из существующих АПЛ не побила этот рекорд.

6 августа 1991 года в Баренцевом море была проведена операция «Бегемот». В ходе учений состоялся уникальный залповый пуск: с борта субмарины К-407 «Новомосковск» (проект 667БДРМ «Дельфин») в подводном положении был последовательно выпущен весь боекомплект из 16 ракет.«…Как очередь из автомата выпустили. Только многотонными баллистическими ракетами», — делился впечатлениями командир лодки, капитан 2 ранга С.В. Егоров.Результат операции стал не только мировым рекордом, но и подтвердил эффективность подводных сил СССР в случае ядерной войны.

В 80-е годы ВМФ СССР провел две дерзкие операции, доказавшие превосходство отечественных подводных сил над силами США. В 1985 г. была проведена операция «Апорт». В конце мая пять подлодок Северного флота вышли в океан. Выход в море почти дивизии атомоходов не остался незамеченным. Пока противолодочные силы США занимались их поиском, подлодки следили за их ракетными субмаринами и изучали тактику их противолодочной авиации. Через два года в ходе операции «Атрина» было задействовано пять подлодок проекта «Щука» На их поиск были брошены значительные силы во главе с авианосцем "Инвинсибл", но обнаружить подводные лодки удалось лишь через 48 суток. За это время «невидимки» достигли Саргассова моря и, выполнив все поставленные задачи, повернули назад.

В августе 1985 года атомная подводная лодка К-524(проекта «Щука»),под командой капитана 1 ранга В.В.Протопопова (старший похода капитан 1 ранга А.И. Шевченко)поручила сложнейшую задачу: через Северный Ледовитый океан, обогнув Гренландию, выйти в Атлантику. Миновав архипелаг Земле Франца-Иосифа в подводном положении по мелководной зоне остров Нансена и море Амундсена, узкие и мелководные проливы Робсона и Кеннеди, лодка миновала бассейн Кейна, а затем через пролив Смита вышла в море Баффина, затем в Лабрадорское море и, наконец, прорвалась в Северную Атлантику.Там К-524 обнаружила атомный авианосец ВМС США «Америка», который успешно условно атаковали, после чего незамеченной вернулась домой. Весь поход продолжался 80 суток, 54 из которых подо льдами, на глубинах более 150 м.

Владимир Шигин, капитан 1 ранга


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"