На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Подвиги моряков в арктических конвоях

Очерк

Планируя войну против Советского Союза, гитлеровское руководство рассчитывало на политическую изоляцию нашей страны. Однако сразу после нападения Германии на Советский Союз правительство Великобритании заявило о совместной с Советским Союзом борьбе против фашистской Германии. Было принято решение о предоставле­нии Советскому Союзу помощи вооружением и стратегическими ма­териалами.Коммуникации через Балтийское и Черное моря были закрыты противником. Наиболее коротким и удобным был путь в северные порты Мурманск и Архангельск, однако этот путь был самым трудным и уязвимым.

Союзные конвои формировались в Шотландии в бухте Лох-Ю, затем они следовали к Исландии, где в районе Рейкьявика эскортные корабли пополняли запасы топлива, далее каждый конвой шел на восток настолько севернее Норвегии, насколько позволяла кромка льда. Южнее конвоя (между конвоем и норвежским берегом) раз­вертывался отряд ближнего прикрытия, состоящий из крупных кораб­лей. Первый конвой PQ-0 из Англии в СССР вышел 21 августа 1941 года. Он состоял из шести английских и одного советского транспорта в охранении двух эскадренных миноносцев и семи тральщиков. От­ряд, прикрывавший первый конвой, включал два крейсера, один авиа­носец и три эскадренных миноносца. 31 августа конвой без потерь прибыл в Архангельск.

До конца 1941 года было проведено в обоих направлениях еще 10 конвоев. Немецкие военно-морские силы в то время не проявляли на этой трассе активности. Из 92 транспортных судов и 74 кораб­лей охранения, прошедших по трассе, не погибло ни одного. Однако союзники не воспользовались пассивностью немецкого флота в этом районе. Поставки товаров были намного ниже фактических возмож­ностей Англии и США. Конвои шли редко и состояли из неболь­шого числа транспортов. До конца года этим путем было ввезено 160 тысяч тонн различных грузов и материалов и вывезено из Совет­ского Союза более 145 тысяч тонн.

Не сумев взять Мурманск сухопутными войсками, в на­чале 1942 года, чтобы прервать морские сообщения между Советским Союзом и Англией, немцырешили сосредоточить в Северной Норвегии свои крупные надводные корабли, значительные силы подводных лодок и авиации.

В 1942 году в Северной Норвегии сосредоточились основные силы немецкого надводного флота: новейший линейный корабль «Тирпиц», тяжелые крейсера «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Хиппер», крейсер «Кёльн» и две флотилии эскадренных миноносцев. На север Норвегии были переведены еще 14 немецких подвод­ных лодок. Для обеспечения этих кораблей, а также для защиты своих коммуникаций немцы сосредоточили здесь значительное число тральщиков, сторожевых кораблей, катеров и различных вспомога­тельных судов. Усиливались береговая оборона и средства ПВО.В Норвегии и Финляндии был сосредоточен 5-й не­мецкий воздушный флот, имевший 500 самолетов.

Конвои союзников, идущие в Советский Союз, были основными объектами нападения гитлеровских надводных кораблей, подводных лодок и военно-воздушных сил.

Поставляемые в ходе войны в Советский Союз материалы и раз­личные товары имели определенное значение для отдельных отрас­лей нашей экономики. Однако они не были решающими. И составляли по от­ношению к отечественному производству в начале войны десятые доли процента, а в целом за войну около 4%. Поэтому сосредо­точение основных сил германского флота против северной внеш­ней коммуникации Советского Союза не могло оказать существенного влияния на ход борьбы на советско-германском фронте. В то же вре­мя оно облегчало действия английского флота по обеспечению своих коммуникаций и решению других задач в Атлантике и Средиземном море.

Доставка грузов осуществлялась в основном английскими и амери­канскими судами, охранение и прикрытие конвоев возлагались на английский флот. Иногда в этом принимали участие корабли военно-морского флота США. Советский Северный флот усиливал охранение конвоев к востоку от меридиана 20° 00' (острова Медвежий - Тромсё), создавая благоприятные условия плавания в своей зоне.

В 1941-1943 годах в состав конвоев включались и советские тран­спорты. Первыми начали импортные перевозки пароходы «Родина» (капитан Ф.А. Рыкунин), «Буденный» (И.А. Галактионов), «Старый большевик» (И.И. Афанасьев), «Сухона» (А.А. Малыгин) и др. Доконца 1942 года в составе конвоев прибыло 33 советских транспорта и убыло 52. В 1943 году большинство из них было переведено с Се­вера на Дальний Восток, где они использовались для перевозки грузов между западными портами США и советскими портами Дальнего Востока. В состав внешних конвоев на Севере стали включаться только союзные транспорты.

Северный флот должен был усиливать охранение конвоев в своей зоне, а также обеспечивать безопасное пребывание судов и кораблей союзников в Мурманске и Архангельске. Кроме того, на Северный флот возлагались следующие задачи: усиление разведки базирования вражеских кораблей и авиации в Северной Норвегии; нанесение бом­бовых ударов по немецким аэродромам; усиление боевых действий советских подводных лодок у норвежского побережья на возможных путях движения к конвоям немецких кораблей; предварительный поиск подводных лодок и траление мин по курсу движения конвоев.На меридиане Кольского залива конвой обычно делился на две группы: одна в охранении английских кораблей следовала в Мур­манск; другая в охранении, как правило, кораблей Северного флота направлялась в Архангельск.

Конвой являлся хорошим объектом для нападения групп подвод­ных лодок и крупных надводных кораблей противника на переходе морем и для авиации во время пребывания его в портах. Поэтому командованию Северного флота пришлось проделать огромную ра­боту по сокращению до минимума сроков пребывания транспортов и кораблей союзников в портах и обеспечению их безопасности. С при­ближением конвоя повышалась готовность средств ПВО, зенитной и береговой артиллерии, истребительной авиации. У входа в Кольский залив и на подходе к Архангельску на иностранные суда высажива­лись советские военные лоцманы, которые вводили суда в порт. Чтобы поставить под разгрузку большее число транспортов, пришлось до­полнительно построить причалы и склады. Для ускорения разгруз­ки были созданы специальные разгрузочные команды из матросов и рабочие подразделения из городского населения. В то же время корабли Северного флота производили поиск и охранение отставших от конвоя судов. Поврежденным судам оказывалась срочная помощь. Для раненых и больных иностранных моряков были организованы госпитали.

До марта 1942 года атаки врага на конвои были случайными, затем они стали систематическими.5 марта воздушная разведка противника заметила южнее острова Ян-Майен конвой из 15 судов, двигавшихся курсом на восток. Это был конвой PQ-12. В то же время навстречу ему в Исландию шел конвой QP-8. Для его уничтожения вышли шесть гитлеровских подводных ло­док и линкор «Тирпиц» в сопровождении трех эскадрен­ных миноносцев. Из-за шторма и тумана «Тирпиц» не обнаружил конвоя. 7 марта он встретил отставший от конвоя QP-8 советский транспорт «Ижора» и потопил его. Однако с «Ижоры» успели сооб­щить по радио о нападении рейдера. Сигнал был принят английским легким крейсером «Кения». Отряд дальнего прикрытия конвоя в соста­ве трех линейных кораблей, авианосца, крейсеров и эсминцев не смог обнаружить немецкие корабли. Только 9 марта 12 торпедоносцев с авианосца «Викториес» заметили возвращавшийся к норвежским фьордам «Тирпиц» и атаковали его, но безуспешно.

Командование Северного флота, получив данные о выходе линей­ного корабля «Тирпиц», развернуло против него подводные лодки К-23, Д-3, С-102, Щ-402 и Щ-422 с коммуникации противника у норвежского берега на перехват немецко-фашистских надводных кораблей.

Если до этого времени Северный флот обеспечивал движение внешних конвоев в порядке повседневной боевой деятельности, то, начиная со следующего конвоя PQ-13, для обеспечения двух очеред­ных конвоев (приходящего в СССР и уходящего в Англию) Север­ный флот стал проводить операции, в которых участвовали почти все силы флота: эскадренные миноносцы и сторожевые корабли усили­вали непосредственное охранение конвоев; подводные лодки развер­тывались на пути движения крупных надводных кораблей противника; авиация наносила бомбовые удары по аэродромам и базам, прикры­вала конвои при приближении их на расстояние 150-200 миль к бе­регу и осуществляла противовоздушную оборону баз и стоянок судов; тральщики, сторожевые корабли и катера поддерживали прибрежные районы и рейды в безопасности от мин и подводных лодок. Все эти силы развертывались на восточном участке маршрута движения кон­воев протяженностью до 1000 миль.

20 марта из Рейкьявика вышел конвой PQ-13 в составе 19 транс­портов, в охранении легкого крейсера «Тринидад», двух эскадренных миноносцев, трех сторожевых кораблей и трех тральщиков. Утром 29 марта эскадренные миноносцы «Гремящий», «Сокрушительный» и «Ориби» подошли к конвою и заняли место в охранении. Види­мость была 10-15 каб, частые снежные заряды снижали ее еще больше. Три фашистских эскадренных миноносца подошли вплотную к конвою и внезапно атаковали его. У борта «Сокрушительного» начали падать снаряды. Эскадренный миноносец прибавил ходу, повернул к конвою и неожиданно на дистанции 15 каб обнаружил корабль, в котором опознал вражеский эсминец.«Сокрушительный» открыл огонь и вторым залпом попал в цель. Эсминец противника отвернул и скрылся в снежном заряде. Немецкие эскадренные миноносцы натолкнулись на английский крейсер «Три­нидад» и атаковали его артиллерией и торпедами. Одна торпеда попала в цель, но корабль остался боеспособным и артиллерийским огнем потопил немецкий эскадренный миноносец Z-26. В дальнейшем, несмотря на очень плохую погоду, подводные лодки и самолеты про­тивника атаковали конвой.В это время все истребители дальнего действия Северного флота выполняли задачу по прикрытию конвоя в море. Звено бомбардиров­щиков сбросило бомбы на немецкий аэродром Луостари. Сторожевые корабли «Смерч», «Рубин» и семь малых охотников производили поиск подводных лодок на подходе к Кольскому заливу. Шесть самолетов-торпедоносцев и десять бомбардировщиков находились на аэродроме в готовности для нанесения удара по надводным кораблям. Был уве­личен и наряд самолетов-разведчиков. В дни, предшествовавшие пере­ходу конвоя, дополнительно были посланы на морские сообщения к берегам Норвегии три подводные лодки.

В 19 часов 15 минут 30 марта эскадренный миноносец «Гремящий» (командир капитан 2 ранга А.И. Гурин) обнаружил рубку подводной лодки и атаковал ее, сбросив четыре большие и восемь малых глу­бинных бомб. В месте погружения подводной лодки всплыли куски дерева и бумага. По изданным после войны иностранным материалам можно предполагать, что это была подводная лодка U-585.

По настоянию Советского правительства 26 апреля из Исландии вышел конвой РО-15, состоявший из 25 транспортов. Три из них были потоплены авиацией противника. Из встречного конвоя QP-11, состояв­шего из 13 транспортов, вражеские надводные корабли потопили один транспорт. Крейсер «Эдинбург», на борту которого находилось значительное количество золота, получил попадание двух торпед. 2 мая английские тральщики экипаж сняли, а крейсер затопили.

В конце мая на переходе из Исландии в Советский Союз находился конвой PQ-16. В течение шести дней он подвергался непрерывным атакам самолетов и подводных лодок и потерял семь судов. В зо­не действия Северного флота охранение конвоя было усилено наши­ми эскадренными миноносцами и самолетами. Для встречи и конвои­рования судов боевые корабли совершили 67 выходов, а авиация - около 2000 самолето-вылетов. В воздушных боях наши истребители сбили 10 самолетов. Конвой же в зоне Северного флота потерь не имел. 30 мая 1942 года, прикрывая конвой, в воздушном бою погиб один из прославленных летчиков Великой Отечественной войны дважды Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов.

Теплоход «Старый большевик», следуя на Родину в составе конвоя PQ-16, 27 мая подвергся атаке бомбардировщиков. Одна бомба по­пала в носовую часть, где находились зенитные орудия. Начался пожар. Горели снаряды, краска, палуба. Под палубой в трюмах находились взрывчатые вещества. Судно вот-вот могло взорваться, но команда продолжала бороться с огнем. Вскоре пожар был ликвидирован. Теплоход нагнал конвой и занял свое место в строю.

 

***

 

Активизация авиации противника и близкое расположение его аэродромов к Мурманску вызвали опасение командования флота и Государственного Комитета Обороны за сохранность судов конвоев в порту и городов Мурманск и Архангельск. Уже первые налеты авиации противника на конвои и на Мурманск выявили слабость нашей противовоздушной обороны и потребовали мер надежного прикрытия города, порта и конвоев в море, а также мер по уничтожению не­приятельских самолетов на аэродромах. Ставка ВГК усилила ВВС Север­ного флота и передала в его оперативное подчинение 122-ю авиа­ционную дивизию ПВО страны и 36-ю авиационную дивизию резерва Ставки ВГК. На время операции по обеспечению очередного конвоя ВВС Карельского фронта и Архангельского военного округа переходили в подчинение командующему ВВС СФ.

Перед операцией по обеспечению конвоев PQ-17 и QP-13 в рас­поряжении командующего ВВС СФ генерал-майора А.А. Кузнецова было около 150 исправных самолетов, а перед операцией по обес­печению следующих конвоев PQ-18 и QP-14- около 300. В ре­зультате авиация противника встречала в зоне нашего флота все­возрастающее сопротивление и переносила свои действия дальше в море.

В марте-июне в обоих направлениях прошло по пяти конвоев, и почти все они подвергались атакам немецких подводных лодок и са­молетов. В результате имелись потери, которые, однако, не пре­вышали 15-20 %. Атаки вражеских эскадренных миноносцев успешно отражали корабли охранения конвоев, а крупные корабли не выхо­дили из норвежских портов, боясь авианосцев из отряда прикрытия конвоев.

Даже при таких обстоятельствах к лету 1942 года морской путь севернее Нордкапа стал очень опасным. Англичане не хотели рисковать своими судами. Чтобы улучшить положение английского флота, США выделили оперативное соединение флота в составе двух линейных кораблей, двух крейсеров и шести эскадренных миноносцев. Оно должно было усилить флот Великобритании, обеспечивавший движение конвоев между Англией и Советским Союзом.

В начале июля на переходе в море находились два конвоя. Из Ислан­дии шел конвой PQ-17,в составе 34 транспортов, и в охранении шести эскадренных миноносцев, четырех корветов, трех тральщиков, четырех противолодочных кораблей, двух кораблей ПВО и двух подводных лодок. Кроме того, конвой сопровождали три спасательных судна.

Из Архангельска и Мурманска в Исландию шел конвой QP-13, в со­ставе которого было 35 транспортов. В зоне Северного флота конвой охраняли эскадренные миноносцы «Грозный», «Гремящий» и «Куйбы­шев». На переходе конвой подвергся атакам подводных лодок, но потерь в транспортах не было. Наши эскадренные миноносцы семь раз атаковали подводные лодки противника.

Оба конвоя прикрывало соединение английского флота, состоявшее из 2 линейных кораблей, авианосца, 6 крейсеров и 11 эскадренных миноносцев. Несмотря на такое сильное прикрытие, английское адми­ралтейство, узнав о выходе в море линейного корабля «Тирпиц», тяжелых крейсеров «Лютцов», «Адмирал Шеер», «Хиппер» и 12 эскадренных миноносцев, 4 июля отдало приказ кораблям ближнего при­крытия (4 крейсера и 3 эскадренных миноносца) и эскадренным мино­носцам охранения возвратиться, а транспортам конвоя PQ-17 рассеяться и следовать самостоятельно в советские порты. Это одностороннее решение было продиктовано не соображениями безопасности идущего в Советский Союз конвоя, а боязнью прорыва крупных надводных кораблей противника на коммуникации в Атлантический океан. При этом все немецкие корабли очень быстро возвратились в базы. «Лютцов», выйдя из Нарвика, в тумане наскочил на камень и сразе же повернул обратно. Три эскадренных миноносца, вышедшие из Тронхейма, натолкнулись на подводную скалу и вынуждены были также возвратиться в базу, «Тирпицу» же по приказу Гитлера было разрешено вступать в бой с круп­ными кораблями союзников лишь в том случае, если немецкие само­леты подвергнут бомбардировке их авианосцы. Поскольку немцы имели противоречивые и неясные данные об английских силах при­крытия, то «Тирпиц» не рискнул действовать против конвоя. Кроме того, его атаковала советская подводная лодка К-21 под командованием капитана 2 ранга Н.А. Лунина.

Для прикрытия конвоя от ударов крупных надводных кораблей на позициях находились пять советских подводных лодок. К-21 занимала позицию в одном из районов севернее островаИнгей. Под вечер она обнару­жила шумы кораблей и пошла на сближение. Примерно через час в перископ были обнаружены верхушки мачт большого корабля, в кото­ром Лунин опознал линейный корабль «Тирпиц». Лодка начала атаку, но вражеские корабли сделали поворот, и атака не уда­лась. Грамотно маневрируя, подводная лодка вновь легла на боевой курс и произвела 4-х торпедный залп из кормо­вых аппаратов с дистанции 17-18 каб. Результатов атаки командир лодки не наблюдал, но через 2 минуты после залпа акустик доложил о двух взрывах. Подводная лодка К-21 всплыла, и командир донес командованию Северного флота о встрече с немецкой эскадрой и об атаке «Тирпица». Это донесение было перехвачено и расшифровано гитлеровцами. Немецко-фашистское командование, считая, что его замысел преждевременно раскрыт, приказало эскадре возвратиться в норвежские шхеры.

Готовясь к нападению на конвой PQ-17, гитлеровцы сосредото­чили большое количество самолетов и подводных лодок, атаки которых в течение первых четырех дней конвой успешно отражал. После того как прикрытие конвоя ушло, транспорты по приказу командира конвоя рассеялись (часть направилась к Горлу Белого моря, а часть  к Новой Земле), для противника создались благоприятные условия уничтоже­ния одиночных транспортов.

Корабли Северного флота и его авиация оказывали транспортам всемерное содействие. Самолеты-бомбардировщики летали на запад, к берегам Норвегии. Не находя крупных надводных кораблей, они сбрасывали бомбы на порты и другие береговые объекты. Самолеты- разведчики и истребители вылетали на поиск транспортов и на их прикрытие. С 6 по 12 июля только с одного аэродрома восточной части Кольского полуострова было произведено 329 самолето-вылетов для прикрытия судов и их поиска. За это время было сбито три самолета Ю-88. На поиск транспортов PQ-17 и их охранения были посланы эскад­ренные миноносцы «Гремящий», «Грозный», «Сокрушительный»,«Куйбышев» и «Урицкий», а также тральщики и спасательные суда, но все эти меры не могли исправить положение. 23 транспорта, вхо­дившие в состав конвоя PQ-17, были потоплены. Потопленные суда унесли с собой на дно 3350 автомашин, 430 танков, 210 бомбардиров­щиков и около 100 тысяч тонн других грузов. Из состава конвоя спаслись в основном те суда, которые укрылись в бухтах и заливах Новой Земли и экипажи которых проявили героизм в борьбе за живучесть своих судов.

Советский парусно-моторный бот "Мурманец" прибыл в роайон катастрофы и спас оставшихся в живых моряков, которые из последних сил держались за вельботы, шлюпки, плоты, разбросанные на много миль.

Советский транспорт «Донбасс» за время этого перехода отразил шесть воздушных атак. Последний раз он был атакован самолетами против­ника севернее мыса Канин Нос. Вечером 9 июля «Донбасс», а затем и два иностранных транспорта прибыли в Архангельск.

 

 

***

 

После катастрофы с конвоем PQ-17 британское правительство отказалось направлять в Советский Союз конвои. Лишь под давлением Советского правительства, в начале сентября из Исландии в Советский Союз вышел конвой PQ-18. В его составе было 40 судов, в том числе 6 советских. Конвой обеспечивало более 50 кораблей охранения, в том числе 4 крейсера и 16 эскадренных миноносцев. Впервые в охра­нение был включен конвойный авианосец с 15 самолетами на борту, которые при налете вражеской авиации нанесли противнику значи­тельный урон. Конвой атаковали 17 подводных лодок и более 330 само­летов противника.

На последнем участке пути конвоя увеличилось число самолетов, одновременно участвовавших в налетах. Однако противник нес боль­шие потери.

18 сентября конвой был обнаружен противником при входе в Белое море и без­результатно атакован самолетами. В течение дня конвой подвергался атаке двенадцати самолетов, в результате чего было торпедировано и потоплено еще одно судно. В это время в охранение конвоя вступили эсминцы Северного флота  «Гремящий», «Сокруши­тельный», «Куйбышев»,и «Урицкий». Вскоре с эскадренного миноносца «Гремящий» на горизонте была обнаружена группа торпедоносцев. Самолеты на бре­ющем полете выходили в атаку на конвой прямо с кормы. В это же время конвой атаковали бомбардировщики. «Гремящий» открыл огонь по вражеским самолетам из орудий главного калибра и зенитных уста­новок. Многие самолеты были подбиты. Вскоре атака торпедоносцев повторилась. Но советские эсминцы снова их отогнали. Всего в тот день было сбито 15 немецких самолетов.

После встречи конвоя PQ-18 с конвоем QP-14, следовавшим в Англию, действия немецких подводных лодок были перенесены на последний. В зоне Северного флота действовали лишь одиночные лодки врага.Всего из состава конвоя PQ-18 немецкой авиации удалось потопить 10 транспортов, 3 из них были потоплены подводными лодками. При этом в зоне Северного флота был потоплен лишь один транспорт. Из состава конвоя QP-14 подводные лодки потопили 3 транспорта. Фашистский флот и авиа­ция получили должный отпор - были потоплены 4 подводные лодки и сбит 41 самолет. Более 20 самолетов было уничтожено нашими летчиками при ударе по аэродромам Банак, Хебуктен, Луостари.

В результате боев при переходе конвоев PQ-18 и QP-14 потери с обеих сторон были велики. Но было уже совершенно очевидно, что при сильном охранении и достаточных мерах обеспечения, немцы не смогут прервать на Севере пути сообщения между Советским Союзом и Англией. Однако союзники опять отказались посылать конвои до наступления полярной ночи.

В октябре-ноябре, по предложению советского командования, была испытана система движения одиночных транспортов («движение по капле»). Такому решению способствовал успешный переход в августе из Исландии советских транспортов «Беломорканал» и «Энгельс». Движение одиночных транспортов началось одновременно в западном и восточном направлениях. Транспорты выходили из Рейкьявика (Ислан­дия) и губы Белушья (Новая Земля), уходили на север к кромке льда и шли вдоль нее на запад или восток. На время движения транспортов для их прикрытия и оказания помощи поврежденным судам южнее трассы выставлялись патрули из эскадренных миноносцев, тральщиков и подводных лодок. Из 13 судов, следовавших одиночно из Исландии, погибло 5, а из 28 судов, следовавших из Советского Союза в Ислан­дию - 4. Плавание одиночных судов союзники считали малоуспешным, и в дальнейшем от него отказались.

С наступлением полярной ночи, зимней штормовой погоды возоб­новилось движение конвоев в Советский Союз и обратно. Вместо одно­го большого конвоя направлялись с интервалом в несколько дней два малых. В это время шел встречный конвой, что позволило лучше использовать боевые корабли и увеличить плотность охранения кон­воев.

Первый конвой в середине декабря прошел не замеченным про­тивником. Второй был атакован двумя тяжелыми крейсерами и шестью эскадренными миноносцами. В условиях сильного снежного шторма немецкие корабли вели бой с кораблями охранения, но к транспортам пробиться не смогли. Обе стороны потеряли по одному эскадренному миноносцу. Потерь в транспортах не было.

Узнав о неудаче надводного флота, Гитлер пришел в ярость и потребовал сдать большие корабли на слом, а их орудия исполь­зовать для береговой обороны. Гросс-адмирал Э. Редер подал в отставку. Командующим военно-морским флотом был назначен адмирал К. Дениц, который до этого командовал подводными силами. Этим эпизодом завершился крах германской военно-морской теории о нарушении коммуникаций с помощью крупных надводных кораблей.

 

***

 

В январе и феврале 1943 года на Севере прошло несколько конвоев с сильным охранением. Больших потерь в транспортах не было. Только конвой RA-S3, вышедший из Мурманска 1 марта 1943 г., потерял три транспорта. Однако вскоре союзники опять прекратили отправку конвоев до осени, мотивируя это тем, что в условиях полярного дня плавание опасно.

К этому времени Северный флот получил свыше 200 отечественных самолетов различных типов. Авиация систематически наносила удары по аэродромам противника, причиняя ему большой ущерб. В прикры­тии конвоев и кораблей в удаленных от берегов районах большую роль сыграли самолеты Пе-3 95-го авиационного полка под командованием подполковника А.В. Жатькова. Шла борьба за завоевание господства в воздухе, которая к концу 1943 г. закончилась победой военно-воз­душных сил Северного флота.

Условия действий для немецких подводных лодок стали намного сложнее и в связи с увеличением числа противолодочных самолетов и кораблей, вооруженных гидроакустическими приборами. Самыми надежными кораблями для охранения конвоев, и в частности для борьбы с подводными лодками, были эскадренные миноносцы. После перехода Северным морским путем из состава Тихоокеанского флота лидера «Баку» и эскадренных миноносцев «Разумный» и «Разъяренный» в составе Северного флота была сформирована бригада минонос­цев, первым командиром которой стал капитан 1 ранга П.И. Колчин. Все корабли вскоре были оборудованы новой гидроакустической ап­паратурой и успешно вели борьбу с подводными лодками. Эскадрен­ные миноносцы «Куйбышев», «Грозный», «Громкий» и лидер «Баку» за успешные боевые действия награждены орденом Красного Зна­мени.

В течение 1942 года в состав Северного флота вошли, полученные от союзников 10 тральщиков, оборудованных гидроакустической аппа­ратурой. Они использовались не только для траления, но и для поиска подводных лодок. Кроме того, новыми гидроакустическими сред­ствами оснащались старые сторожевые корабли и катера. Все это повышало эффективность борьбы с подводными лодками.

22 сентября 1943 года в Альтен-фьорд, где стоял линейный корабль «Тирпиц», проникли три английские карликовые подводные лодки. Они сбросили у борта корабля бомбы с часовым механизмом, взрывом которых надолго вывели из строя «Тирпиц». В конце декабря линейный корабль «Шарнхорст» пытался ата­ковать конвой IW-55B. 26 декабря он встретился с отрядом при­крытия конвоя, в составе которого был новейший английский линейный корабль «Дьюк оф Йорк». В результате боя «Шарнхорст» был по­топлен.

С уничтожением последнего крупного немецкого корабля, опас­ность на Севере для конвоев со стороны надводных кораблей резко уменьшилась. Кроме того, фашистское командование перебросило с Севера на центральный участок советско-германского фронта зна­чительную часть авиации. Однако подводные лодки все еще пред­ставляли большую опасность для конвоев. Пришлось увеличить охра­нение конвоев.Для непосредственного обеспечения конвоя в своей зоне Северный флот каждый раз выделял более 40 боевых кораблей и вспомогатель­ных судов и до двух авиационных дивизий. Как правило, авиация зара­нее наносила удары по аэродромам противника, а корабли произво­дили поиск подводных лодок.

В 1944 году активность фашистских сил на внешних морских сообще­ниях продолжала снижаться. В распоряжении немецкого командования в Северной Норвегии оставался один крупный корабль - повреж­денный «Тирпиц». В ноябре 1944 года он был потоплен английской авиа­цией, взлетавшей с аэродромов Северного флота. Количество немецких самолетов на Севере снизилось до 200. Однако фашистское командование надеялось, что в случае обна­ружения конвоев оно успеет перебросить в Северную Норвегию ударную группу авиации с центрального участка Восточного фрон­та. Реальную угрозу морским сообщениям все еще создавали под­водные лодки, количество которых в норвежских базах колебалось от 18 до 37. В то время как силы противника постепенно уменьшались, силы Северного флота росли. В течение года флот получил 6 подводных лодок, 2 тральщика, 32 торпедных и 62 противолодочных катера.

В августе 1944 года, по договоренности между правительствами США, Англии и СССР в счет репараций с Италии, Северному флоту были пере­даны во временное пользование английские и американские корабли: линейный корабль, крейсер, девять эскадренных миноносцев и три подводные лодки. Это пополнение позволило сформировать в составе флота эскадру, командующим которой был назначен контр-адмирал В.А. Фокин, начальником штабакапитан 1 ранга А.М. Румянцев. Если линейный корабль и крейсер не сыграли существенной роли в боевых действиях, то эскадренные миноносцы активно участвовали в охранении конвоев и в борьбе с подводными лодками противника.

С уменьшением угрозы для конвоев произошли изменения и в их составе. Конвои теперь включали 30-40 транспортов, 1-3 эскортных авианосца, крейсер или крейсер ПВО и 30-35 эскортных кораблей. Особенно большое значение имело включение в состав конвоев эскорт­ных авианосцев, что позволило усилить борьбу с подводными лодками и увеличить возможности отражения атак самолетов. С августа 1944 года и до конца войны движение конвоев не прерывалось. Из 231 судна, прошедших за это время по северной коммуникации, было потеряно 2 транспорта.

Всего за время войны на Север прибыло 738 транспортов в составе 41 конвоя и убыло 726 транспортов в составе 36 союзных конвоев.

Офицеры и матросы Северного флота и советского торгового флотов, английского военного и торгового флотов, а также моряки других стран антифашистской коалиции, участвовавшие в проведении конвоев, выполняли свой долг с большим мужеством и мастерством. В исключительно сложных условиях Северного мор­ского театра при систематических ударах врага они делали все, чтобы доставить грузы.

 Таким образом, обеспечение внешних морских сообщений яви­лось одной из основных задач Северного флота. Совместно с флотами союзников наш флот успешно решил эту задачу - обеспечил доставку грузов из союзных стран.

 

***

 

В память о мужестве моряков к 60-летию прихода первого полярного союзнического конвоя в советские порты, в 2001 году редакция газеты "Старая Миниатюра", совместно с организацией "Полярный конвой", выпустила памятную медаль "Дервиш-2001".

На лицевой стороне медали "Дервиш-2001" изображены портреты руководителей трех держав И.В. Сталина, У. Черчилля и Э. Рузвельта, руководителей союзных держав, подписавших протокол о полярных конвоях. Вверху надпись "Дервиш-2001", в память о названии первого конвоя. На оборотной стороне медали изображен один типичный эпизод проводки караванов: бой с самолетами противника. Вдали на фоне сполохов северного сияния изображен контур острова Медвежий, у которого обычно происходила смена кораблей охранения: караван встречали советские корабли, а британские и американские корабли охранения возвращались обратно. Это было самое опасное место, так как в фиордах Норвегии их поджидали немецкие самолеты и подводные лодки. Слева по окружности надпись: "Морская доблесть", внизу: "Полярные конвои 1941-1945".

Медаль "Дервиш-2001" явилась первой медальюв серии медалей "История Российского флота". Медаль была изготовлена на Санкт-Петербургском Монетном дворе. Медаль "Дервиш-2001" выполнена из мельхиора. Диаметр медали 42 мм. Изготовлена она была на Монетном дворе Петербурга. Автор медали "Дервиш-2001" Р. Харитонов.

Выпуск медали "Дервиш-2001" ознаменовался проведением международная акции "Дервиш-2001" в Санкт-Петербурге и мировой премьерой музыкальной композиции "Реквием конвою PQ-17" (Канада-Россия) в Александрийском театре Санкт-Петербурга.

В 2016 году был учрежден памятный знак «Дервиш-75». Первое награждение памятным знаком прошло в Архангельске и Северодвинске в августе 2016 года.К награждению памятным знаком «Дервиш-75» было представлено более двух десятков человек и восемь общественных организаций. Среди награжденных было и 11 ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно участвовавших в проводке союзных конвоев, либо работавших в годы войны на северодвинских заводах.

 

***

 

В августе 2014 года, в 73-ю годовщину прибытия в СССР первого конвоя «Дервиш», в Санкт-Петербурге был открыт памятник морякам полярных конвоев

Монумент "Памяти моряков полярных конвоев 1941-1945 годов" разработан скульпторами Г.В. Лукьяновым, Я.Я. Нейманом и архитектором Р.М. Даяновым. По инициативе ветеранов на строительство памятника было собрано 15 млн рублей. Концепцию памятника так же согласовывали с ветеранами. В центре скульптурной композиции группа из трех фигур. Советский, английский и американский моряки стоят на корме боевого корабля - символа единства трех стран-союзниц.

Продолжают хранить память о полярных конвоях и в Мурманске. Так в мае 1974 года около Дома культуры моряков был установлен памятник в честь боевого содружества стран антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Памятник изображает руку, держащую в ладони земной шар.

В честь в честь 50-летия первого конвоя 1991 года в Мурманске у кинотеатра «Родина» в 1991 году был установлен еще один памятник.

На Мурманском кладбище в Северной промзоне похоронены английские и американские моряки участники северных конвоев. Городскими властями Мурманска на их могилахустановлены гранитные четырехугольные надгробия.

В 2015 году в Архангельске на набережной Северной Двины был открыт памятник северным конвоям в виде бронзовой стены через которую прорывается морское судно. Бронзовая стена, по замыслу создателей памятника - это символ морской блокады, через которую, преодолевая огромные трудности под бомбежками и атаками подводных лодок, ценой жизней тысяч моряков, прорывались северные конвои. Второй символ памятника – это судно, которое не только прорывает эту стену-блокаду, но как бы уходит при этом в другое измерение, символизируя, души всех погибших моряков.

В Нью-Йорке на южной оконечности Манхеттена находится мемориал со стелами, на которых поимённо перечислены погибшие во время войны американские моряки, в том числе и участники полярных конвоев.

В центре Лондона на Темзе, возле Тауэрского моста стоит британский легкий крейсер "Белфаст". Во время Второй мировой войны крейсер"Белфаст" принимал участие в уничтожении в северных водах германского линкора «Шарнхорст", а так же неоднократно участвовал в проводке северных конвоев.

В 1992 году Банком России была выпущена памятная монета «Северный конвой».

Подвигам моряков полярных конвоев посвящены следующие книги: "Реквием каравану PQ-17" В. Пикуля, "Горькие туманы Атлантики" К.И. Кудиевского, "Крейсер его величества "Улисс" А.Маклина (по книге снят одноименный фильм),«Конвой PQ-17»Д. Ирвинга.

До настоящего времени по радио иногда звучит некогда популярная среди моряков Северного флота песня «Джеймс Кеннеди» - о капитане английского эсминца, участнике полярных конвоев. Музыку написал Н.Г. Минх, слова - С.Б.Фогельсон. Впервые песня была записана зимой 1942 года в блокадном Ленинграде. После трансляции в радиоэфире, песнябыстро получила огромную популярность.

 

***

 

По законам военного времени полярным караванам было дано условное обозначение – «PQ». Аббревиатура PQ (и QP соответственно) от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P.Q. Edwards), занимавшегося конвоями

В состав конвоя PQ-17 входил советский танкер «Азер­байджан». Когда на конвой налетела группа вражеских самолетов, один торпедоносец атаковал «Азербайджан», но пулеметным огнем был сбит, упал в воду, но перед этим успел сбросить две торпеды. Капитан танкера В.Н. Изотов резко изменил курс, и торпеды прошли мимо. Но в это время еще один никем не замеченный самолет вынырнул из облаков и сбросил новые торпеды. Одна из них попала в борт танкера ближе к корме, и танкер загорелся. На помощь ему подошел английский тральщик. Его командир предложил капитану В.Н. Изотову вместе с экипажем пе­рейти на борт английского судна, однако команда судна уже ликви­дировала пожар, проверила машины, которые оказались в порядке, и корабль начал выравнивать крен. В.Н. Изотов поблагодарил командира английского тральщика и ответил, что советские моряки не собираются оставлять судно. Англичане выразили свое восхищение команде и ка­питану и поспешили присоединиться к конвою.Поврежденный танкер шел малым ходом и не мог догнать конвой. Несколько дней о танкере не было никаких известий, и многие считали его погибшим. Однако он дошел до Русской Гавани на Новой Земле, где был отремонтирован. Когда через много дней после прихода конвоя танкер «Азербайджан» появился на рейде, все восторженно приветствовали его.

Взлом англичанами кода немецкой шифровальной машинки «Энигма» сыграл важную роль в конечном успехе полярных конвоев. Хотя упреждающие действия были не всегда возможны, разведывательные данные позволили английскому флоту подготовиться к боям и конвои могли получать адекватный эскорт. Перехват и потопление немецкого линкора «Шарнхорст» были в значительной степени обусловлены способностью англичан читать сообщения, зашифрованные "Энигмой".

Владимир Шигин, капитан 1 ранга


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"