На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Сим победиши...

Роль армии и церкви в духовном воспитании защитников Отечества

Нынешняя первостепенная роль армии и церкви в духовном воспитании защитников Отечества обусловлена не только объективными закономерностя­ми, но и глубокими историческими традициями.

Лики святых на боевых знаменах русичей начали появляться еще в дале­ком XIII веке. Уже в то время в понима­ние воинами Отечества как естественное наполнение вошли в тесном един­стве Бог и Царь. Причем изначальной целью привития воину веры в Бога бы­ло нравственное очищение, дабы жес­токость, необходимая в бою с врагом, не переходила границ, не превращала в зверя, не калечила душу.

Наша справка.
В 1716 году Петр I утвердил Устав Воинский, в который впервые была включена глава "О священно­служителях". В апреле 1717 года вышло Высочайшее повелевание о введении в российском флоте должностей 39 священников. Принятый в 1720 году Морской Устав с главой "О священнослужителях" окончательно определил правовое положение духовных наставников.

Нововведенными воинскими ар­тикулами военнослужащим предписы­валось "в определенное время, трижды в день, молиться". Выделялось и время для молитв - утром, перед обедом и вечером, по объявлении наряда. Пред­писывалось при каждой полковой церк­ви (а они к концу XVIII - началу XIX ве­ков стали неотъемлемой частью всех крупных воинских подразделений) иметь книги религиозного содержания, образа, крестики.

Большое внимание в уставах бы­ло уделено и тому, как учитывать раз­личия в вероисповеданиях воинов. В частности, о составлении списков на­рядов и работ в статье 556 говорилось: "В дни больших христианских праздни­ков наряды в части должны по возмож­ности возлагаться на воинов нехристи­анских исповеданий.

В воинских документах более позднего издания для воинов-христиан праздничными и выходными конкретно определены 29 дней (не считая воскре­сений, которые у христиан исконно праздничные).

Наша справка.
К 1914 году на каждый воен­ный округ приходилось по одному мулле, ксендзу и раввину. На период войны их количество увеличива­лось в несколько раз путем призы­ва, согласованного с высшими ре­лигиозными органами конфессий.

Неотъемлемым атрибутом дея­тельности военного священства были торжественные богослужения в полко­вых церквах. Было определено, что их необходимо проводить в честь дней рождения царских особ, полковых праздников (день святого покровителя полка), в честь особых военных подви­гов, совершенных офицерами и солда­тами части. А по особо торжественным дням предписывалось проводить цер­ковные парады.

Согласно Уставам 1872 года, церковные парады проводились: в пер­вый день нового года; 6-го января -- в день Богоявления Господня; в дни рож­дения, именин и восшествия на пре­стол коронованных Государя, Госуда­рыни и Наследника; 26-го ноября — в день кавалерийского праздника Свято­го Георгия Победоносца; в дни полко­вых и батальонных праздников.

При церковных парадах был обя­зателен вынос всех полковых знамен и штандартов. Если часть была располо­жена в городе, то парад проводился на главной - Соборной площади. На такие торжества обязательным было пригла­шение солдатских детей и инвалидов части.

Серьезность отношения к рели­гии в армии подчеркивалась и тем, что, согласно наставлениям, в расписания занятий с подразделениями включалось не менее одной религиоз­ной беседы в неделю с обязательным посещением. Для проведения таких бе­сед священники были обязаны лично выезжать даже в отдельно расположен­ные роты.

Но успешная работа невозможна без четкого видения ее целей, работа полкового священника направлялась на "идейно-нравственное воспитание во­еннослужащих, изучение и оператив­ное воздействие на моральное состоя­ние войск, укрепление их благонадеж­ности".

Наша справка.
Специально для военного свя­щенства были учреждены воинские награды -- золотые и серебряные наперсные кресты, два многосте­пенных ордена. Сам за себя гово­рит тот факт, что только за боевые заслуги этими наградами было от­мечено в общей сложности более тысячи священников.

Характерно, что выполнение обя­занностей военными священниками достигалось не только богослужениями и беседами. История содержит массу примеров их личного героизма. Это подвиг иеромонаха с эсминца "Гор­дый", ушедшего вместе с судном под воду, и подвиг отца Сергия, заменив­шего капитана, и множество других. Но наиболее яркий из них, по-моему, под­виг отца Трофима при штурме Суворо­вым крепости Измаил.

Во время обстрела неприятелем был убит командир полка, большинство офицеров получили ранения. Настала критическая минута боя, и тут солдаты увидели на бруствере полкового свя­щенника с золотым крестом в высоко поднятой руке. Он шел во весь рост, не кланяясь неприятельским пулям и сна­рядам. Завороженные солдаты услы­шали призыв отца Трофима: "Умрем за веру свою и землю русскую..." Участь Измаила была решена.

По личному прошению генерал-фельдмаршала Суворова отцу Трофиму были пожалованы наперсный золотой крест с бриллиантами и пожизненная пенсия.

Наша справка.
Для руководства органами во­енного священства, которые к началу XVIII века были оформлены в отдельное ведомство, в 1730 году утверждены должности Обер-свя-щенника Главного штаба и Обер-священника Главного гвардейского корпуса. А к 1800 году введена должность Полевого обер-священни-ка, которая позже стала именовать­ся должностью Протопресвитера Военного и Морского духовенства. Было установлено, что на высший пост ведомства лицо избирается Святейшим Синодом по просьбе ко­мандующего Петербургским воен­ным округом и ходатайству военно­го министра, лишь после чего ут­верждается царем.

Первым Оберсвященником был избран, а затем назначен Протоирей Павел Озерецковский. Последним эту должность исполнял Григорий Ивано­вич Шавельский, вынужденный после лишения в 1918 году церкви юридичес­ких прав эмигрировать в Болгарию (став там Магистром богословия).

Какой же стала структура органов по вертикали?

К середине XIX века для них вво­дится своеобразная "табель о рангах". Во главе - Протопресвитер Военного и Морского духовенства, в духовном ми­ре приравненный к архиепископу, в во­енном - к генерал-лейтенанту. Далее следовали (назначавшиеся на время войны) главные священники фронтов и армий, приравненные в воинском зва­нии соответственно к полковнику и подполковнику. На "ступеньку ниже" стояли дивизионные (бригадные) и гар­низонные благочинные, сан которых соответствовал воинскому званию под­полковник. В обязанности благочинных входило посещение подведомственных церквей, отслеживание качества пре­подавания Закона Божьего, рассмотре­ние жалоб на полковых священников. Последние являлись самым основным и потому наиболее многочисленным отрядом, включавшим, кстати, госпи­тальных и тюремных священников. Должности этих лиц приравнивались к капитанским. И, наконец, самую ниж­нюю ступень занимал штатный или не­штатный (в зависимости от количества пасомых) дьякон. Его должность со­гласно штатам - поручик.

Этим же документом было опре­делено, что по отношению к священни­кам армии существовала особая фор­ма воинского обращения -- "Ваше бла­гословение..."

>Здесь же уместно упомянуть и о системе подчиненности внутри самой структуры. Протопресвитер указания по делам церковного управления по­лучал только от Синода. По делам же военного ведомства - от военного ми­нистра. Но, как ни странно, двойное подчинение шло лишь на пользу, так как и контроль за исполнением был со­ответственно двойным.

К "табели" прилагался перечень качеств, которыми обязан обладать во­енный пастырь: "Готов со всеми поде­литься полнотой своей веры, знаниями, духовной опытностью, и с тем вместе скромный, благоразумно уступчивый и бескорыстный, безо всякого проявле­ния погони за наживой и вполне до­вольный своим скромным материаль­ным положением".

Наша справка.
Денежное содержание воен­ных священников в различные годы от 700 до 2200 рублей в год, а за­висимости от должностной степени и размеров части. Сумма эта при­менительно к ценам начала века была немалой и военных пастырей можно было отнести к обеспеченно­му слою населения.

Первым из периодов активизации боевой деятельности военного духо­венства стала русско-японская война. В это время военное священство по­лучало серьезный опыт работы в экс­тремальной обстановке. Почин был дан Петербургским Митрополитом Антони­ем, обратившимся к Царю в день начала войны: "Располагай нами и иму­ществом нашим. Нужно будет - церкви и монастыри вынесут драгоценные ук­рашения, святынь своих на алтарь Отечества". И действительно делали все возможное, с честью выполняя свой долг.

Наша справка.
Приказ по войскам Квантунского укрепленного района от 20 ноября 1904 года за N 873 гласил: "Священники 5-го Восточно-Сибир­ского полка В. Слюнин, 27-го Вос­точно-Сибирского полка А. Мшанецкий, эскадренного броненосца "Победа" иеромонах Никодим и крейсера 1-го ранга "Боян" А. Куньев 18 и 19 сентября, во время боя на Высокой и Плоской, служили на редутах и в окопах молебны, об­ходили войска, кропили их святой водой и давали прикладываться ко кресту. Своим появлением они ут­роили дух гарнизона. Генерал-лей­тенант Стессель".

Известен также факт, когда три священника добровольно отправились вместе с пленными в стан врага, "чтоб слово Божье не покидало христолюби­вых воинов даже в плену".

Но апогея работа военного духо­венства достигла в годы первой миро­вой войны. "Высокая эффективность была достигнута благодаря гибкости, простоте и доходчивости форм. Это применение походных и плавучих церк­вей, налаживание связи с семьями вои­нов и работа санитарами на передовой и много, многое другое. Наиболее красноречива оценка, данная работе пастырей в армии Великим Князем Ни­колаем Николаевичем: "Нам нужно в ноги поклониться военному духовенст­ву за поддержку, какую оно оказывает нам в тяжелую годину войны..."

Дмитрий Пятков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"