Роль армии и церкви в духовном воспитании защитников Отечества
Нынешняя первостепенная роль армии и церкви в
духовном воспитании защитников Отечества обусловлена не только объективными
закономерностями, но и глубокими историческими традициями.
Лики святых на боевых знаменах русичей начали
появляться еще в далеком XIII веке. Уже в то время в понимание воинами
Отечества как естественное наполнение вошли в тесном единстве Бог и Царь.
Причем изначальной целью привития воину веры в Бога было нравственное
очищение, дабы жестокость, необходимая в бою с врагом, не переходила границ,
не превращала в зверя, не калечила душу.
Наша справка.
В 1716 году Петр I утвердил Устав Воинский, в
который впервые была включена глава "О священнослужителях". В апреле
1717 года вышло Высочайшее повелевание о введении в российском флоте должностей
39 священников. Принятый в 1720 году Морской Устав с главой "О
священнослужителях" окончательно определил правовое положение духовных
наставников.
Нововведенными воинскими артикулами
военнослужащим предписывалось "в определенное время, трижды в день,
молиться". Выделялось и время для молитв - утром, перед обедом и вечером,
по объявлении наряда. Предписывалось при каждой полковой церкви (а они к
концу XVIII - началу XIX веков стали неотъемлемой частью всех крупных воинских
подразделений) иметь книги религиозного содержания, образа, крестики.
Большое внимание в уставах было уделено и тому,
как учитывать различия в вероисповеданиях воинов. В частности, о составлении
списков нарядов и работ в статье 556 говорилось: "В дни больших
христианских праздников наряды в части должны по возможности возлагаться на
воинов нехристианских исповеданий.
В воинских документах более позднего издания для
воинов-христиан праздничными и выходными конкретно определены 29 дней (не
считая воскресений, которые у христиан исконно праздничные).
Наша справка.
К 1914 году на каждый военный округ приходилось
по одному мулле, ксендзу и раввину. На период войны их количество увеличивалось
в несколько раз путем призыва, согласованного с высшими религиозными органами
конфессий.
Неотъемлемым атрибутом деятельности военного
священства были торжественные богослужения в полковых церквах. Было
определено, что их необходимо проводить в честь дней рождения царских особ,
полковых праздников (день святого покровителя полка), в честь особых военных
подвигов, совершенных офицерами и солдатами части. А по особо торжественным
дням предписывалось проводить церковные парады.
Согласно Уставам 1872 года, церковные парады
проводились: в первый день нового года; 6-го января -- в день Богоявления
Господня; в дни рождения, именин и восшествия на престол коронованных
Государя, Государыни и Наследника; 26-го ноября — в день кавалерийского
праздника Святого Георгия Победоносца; в дни полковых и батальонных праздников.
При церковных парадах был обязателен вынос всех
полковых знамен и штандартов. Если часть была расположена в городе, то парад
проводился на главной - Соборной площади. На такие торжества обязательным было
приглашение солдатских детей и инвалидов части.
Серьезность отношения к религии в армии
подчеркивалась и тем, что, согласно наставлениям, в расписания занятий с
подразделениями включалось не менее одной религиозной беседы в неделю с
обязательным посещением. Для проведения таких бесед священники были обязаны
лично выезжать даже в отдельно расположенные роты.
Но успешная работа невозможна без четкого
видения ее целей, работа полкового священника направлялась на
"идейно-нравственное воспитание военнослужащих, изучение и оперативное
воздействие на моральное состояние войск, укрепление их благонадежности".
Наша справка.
Специально для военного священства были учреждены воинские награды -- золотые и серебряные наперсные кресты, два многостепенных ордена. Сам за себя говорит тот факт, что только за боевые
заслуги этими наградами было отмечено в общей сложности более тысячи священников.
Характерно, что выполнение обязанностей
военными священниками достигалось не только богослужениями и беседами. История
содержит массу примеров их личного героизма. Это подвиг иеромонаха с эсминца
"Гордый", ушедшего вместе с судном под воду, и подвиг отца Сергия,
заменившего капитана, и множество других. Но наиболее яркий из них, по-моему,
подвиг отца Трофима при штурме Суворовым крепости Измаил.
Во время обстрела неприятелем был убит командир
полка, большинство офицеров получили ранения. Настала критическая минута боя, и
тут солдаты увидели на бруствере полкового священника с золотым крестом в
высоко поднятой руке. Он шел во весь рост, не кланяясь неприятельским пулям и
снарядам. Завороженные солдаты услышали призыв отца Трофима: "Умрем за
веру свою и землю русскую..." Участь Измаила была решена.
По личному прошению генерал-фельдмаршала
Суворова отцу Трофиму были пожалованы наперсный золотой крест с бриллиантами и
пожизненная пенсия.
Наша справка.
Для руководства органами военного священства, которые к началу XVIII века были оформлены в отдельное ведомство, в 1730 году утверждены должности Обер-свя-щенника Главного штаба и Обер-священника Главного гвардейского корпуса. А к 1800 году введена должность Полевого
обер-священни-ка, которая позже стала именоваться должностью Протопресвитера Военного и Морского духовенства. Было установлено, что на высший пост ведомства лицо избирается Святейшим Синодом по просьбе командующего Петербургским военным округом и ходатайству военного министра, лишь после чего утверждается царем.
Первым Оберсвященником был избран, а затем
назначен Протоирей Павел Озерецковский. Последним эту должность исполнял
Григорий Иванович Шавельский, вынужденный после лишения в 1918 году церкви
юридических прав эмигрировать в Болгарию (став там Магистром богословия).
Какой же стала структура органов по вертикали?
К середине XIX века для них вводится
своеобразная "табель о рангах". Во главе - Протопресвитер Военного и
Морского духовенства, в духовном мире приравненный к архиепископу, в военном
- к генерал-лейтенанту. Далее следовали (назначавшиеся на время войны) главные
священники фронтов и армий, приравненные в воинском звании соответственно к полковнику
и подполковнику. На "ступеньку ниже" стояли дивизионные (бригадные) и
гарнизонные благочинные, сан которых соответствовал воинскому званию подполковник.
В обязанности благочинных входило посещение подведомственных церквей,
отслеживание качества преподавания Закона Божьего, рассмотрение жалоб на
полковых священников. Последние являлись самым основным и потому наиболее
многочисленным отрядом, включавшим, кстати, госпитальных и тюремных
священников. Должности этих лиц приравнивались к капитанским. И, наконец, самую
нижнюю ступень занимал штатный или нештатный (в зависимости от количества
пасомых) дьякон. Его должность согласно штатам - поручик.
Этим же документом было определено, что по
отношению к священникам армии существовала особая форма воинского обращения
-- "Ваше благословение..."
>Здесь же уместно упомянуть и о системе
подчиненности внутри самой структуры. Протопресвитер указания по делам
церковного управления получал только от Синода. По делам же военного ведомства
- от военного министра. Но, как ни странно, двойное подчинение шло лишь на
пользу, так как и контроль за исполнением был соответственно двойным.
К "табели" прилагался перечень
качеств, которыми обязан обладать военный пастырь: "Готов со всеми поделиться
полнотой своей веры, знаниями, духовной опытностью, и с тем вместе скромный,
благоразумно уступчивый и бескорыстный, безо всякого проявления погони за
наживой и вполне довольный своим скромным материальным положением".
Наша справка.
Денежное содержание военных священников в различные годы от 700 до 2200 рублей в год, а зависимости от должностной степени и размеров части. Сумма эта применительно к ценам начала века была немалой и военных пастырей можно было отнести к обеспеченному слою населения.
Первым из периодов активизации боевой
деятельности военного духовенства стала русско-японская война. В это время
военное священство получало серьезный опыт работы в экстремальной обстановке.
Почин был дан Петербургским Митрополитом Антонием, обратившимся к Царю в день начала
войны: "Располагай нами и имуществом нашим. Нужно будет - церкви и
монастыри вынесут драгоценные украшения, святынь своих на алтарь
Отечества". И действительно делали все возможное, с честью выполняя свой долг.
Наша справка.
Приказ по войскам Квантунского укрепленного района от 20 ноября 1904 года за N 873 гласил: "Священники 5-го Восточно-Сибирского полка В. Слюнин, 27-го Восточно-Сибирского полка А.
Мшанецкий, эскадренного броненосца "Победа" иеромонах Никодим и крейсера 1-го ранга "Боян" А. Куньев 18 и 19 сентября, во время боя на Высокой и Плоской, служили на редутах и в окопах молебны, обходили войска, кропили их святой водой и давали прикладываться ко кресту. Своим появлением они утроили дух гарнизона. Генерал-лейтенант Стессель".
Известен также факт, когда три священника
добровольно отправились вместе с пленными в стан врага, "чтоб слово Божье
не покидало христолюбивых воинов даже в плену".
Но апогея работа военного духовенства достигла
в годы первой мировой войны. "Высокая эффективность была достигнута
благодаря гибкости, простоте и доходчивости форм. Это применение походных и
плавучих церквей, налаживание связи с семьями воинов и работа санитарами на
передовой и много, многое другое. Наиболее красноречива оценка, данная работе
пастырей в армии Великим Князем Николаем Николаевичем: "Нам нужно в ноги
поклониться военному духовенству за поддержку, какую оно оказывает нам в
тяжелую годину войны..."
Дмитрий Пятков
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"