по охране морских рубежей России во второй половине XVI - конце XIX веков.
Монастыри России... Как много связано с ними в жизни русского человека. Ведь все основные события христианина протекали в церкви -
там его крестили, затем венчали и, наконец, отпевали.
Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие
православные традиции и святыни и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что они являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей верующих, но "духовно-историческими центрами", они составляли как бы камни в основании здания русского государства.
Известно, что в годы своего создания, развития и
функционирования русское государство вело многочисленные войны с иноземными
захватчиками, отстаивая независимость. Находясь в союзе с государством, с его
военными формированиями, церковь делала все, чтобы Родина с честью выходила
из вооруженной борьбы. Помимо духовного благословения, как это делал Сергий
Радонежский, наставляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, священнослужители
конкретными действиями оказывали помощь государству, превращая монастыри в
бастионы сопротивления врагу. Так, во время монголо-татарского ига монастыри
получали от ханов особые ярлыки, которыми охранялись от всяких притеснений.
Под защитой этих ярлыков духовенство собирало под свои знамена рать, помогало
готовить ее к будущим боям, развивало земледелие и торговлю, а главное,
заряжало народ той духовной энергией, которая не допускала бы окончательного
поражения.
Важной составной частью вооруженных сил любого
государства является флот. Флот - это не только корабли, это еще и базы,
порты, береговые батареи, тыловые и медицинское учреждения. В этой связи надо
отметить, что большую роль в деле обороны водных рубежей Отчизны играли приморские
монастыри, которые явились как бы прообразом будущих военно-морских баз. В
своей статье хотелось рассказать о роли Соловецкого монастыря, как крупнейшего
представителя Русской православной церкви на Севере по охране водных границ
Беломорья.
Необходимо определиться с понятием монастырь. Сейчас в
обиходе употребляются слова - монастырь, церковь и храм. Одинаковые ли это понятия
или разные? Обратимся к энциклопедическому словарю "Христианство":
Храм -- специальное здание для отправления публичного и
частного (требы) богослужения.
Церковь -- в просторечии название христианского
культового здания, имеющего алтарь и помещение для богослужения.
Монастырь:
Форма организации общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты.
Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других построек, огражденный, как правило, стеной.
В определении монастыря нас больше интересует вторая его
часть. Анализируя все три понятия, становится ясно, что такие, как церковь и
храм, являются почти одинаковыми, но понятие монастырь намного больше по
объему и включает в себя первых два, так как помимо помещений для отправки
богослужений он вмещает еще и целый ряд других сооружений.
Историки-исследователи отмечают, что первые монастыри
возникли после введения христианства на Руси в 988 г. князем Владимиром. В это
время стали появляться отшельники, которые, отказываясь от мирских благ, ставили
своей целью спасение души На какое-то время изможденный голодом и холодом
отшельник становится образом истинного христианина Понятно, что у них
появляются подражатели из числа обычных людей, которые селились поблизости
жилищ отшельников. Так стали возникать уединенные заселения - монастыри.
Обитатели их, монахи, считались как бы братьями и подчинялись старейшему,
игумену, чтили его как отца.
Предание гласит, что первый наш митрополит Михаил
основал на одной из гор киевских первый монастырь и церковь во имя архистратига
Михаила, неподалеку от того места, где прежде стоял Перун.
В первые годы существования монастыри представляли собой
земледельческие поселки, хотя и не похожие на обычные крестьянские хозяйства.
Монахи расчищали лес, заводили пашню, разводили огороды и сенокосы. Возле
созданных монастырей образовывались села, деревни В ряде известных случаев
около них строились и города Так, около Гледского монастыря возник город
Устюг, около Калязинского -- г. Кашин и др. монастыри играли большую роль в
жизни Древнерусского государства. Так, в голодные и суровые годы они кормили
сотни голодающих, в годы войны часто в монастырях создавались больницы,
гостиницы и богадельни, также монастыри были центрами просветительской и
миссионерской деятельности, монастырь же оставался местом убежища и приюта на
случай старости и инвалидности.
Но надо еще отметить, что, приобретя государственное
значение, монастыри служили делу военной защиты Руси от врагов. Обладая
людскими, материальными, духовными ресурсами, помноженными на хорошо
поставленные управленческое и организационное начала, они становились как бы
"волноломами" на пути движения вражеских полчищ. Так, история свидетельствует
о том, как в начале XVII столетия защитники Кирилло-Белозерского монастыря, что
под Вологдой, более шести лет выдерживали осаду польско-литовских интервентов.
Большую роль играли монастыри в охране и обороне морских
рубежей Руси, выполняя роль граничных военно-морских крепостей. Ярким представителем
подобной крепости на русском Севере был Соловецкий монастырь, созданный
святыми Зосимой и Савватием, свыше двух столетий с XVI века по 60-е годы XVIII
века являвшимися почти самостоятельным государством внутри большой русской
державы. На Каспии проявлял активность в этом плане Астраханский монастырь,
однако история почти не сохранила сведений о военной деятельности. В своей
работе хотелось бы поподробнее остановиться на деятельности Соловецкого
монастыря в качестве пограничной крепости.
Какие направления деятельности монастыря в этой связи
можно отметить?
Организационно-управленческое
В первые годы своего создания монастырь основные усилия
сосредоточивал на солеварении, которое было широко распространено на русском
Севере с XVII века. Однако вскоре, находясь вблизи от шведско-датской границы,
Соловецкой обители пришлось неоднократно подвергаться агрессии против Руси. Являясь, по существу, политическим центром Поморья и возглавив вооруженную борьбу против иноземцев, хозяева Соловков стали подумывать о создании собственного войска. Но своих сил тут явно не
хватало и поэтому настоятель монастыря Варлаам поспешил донести просьбу царю Ивану IV о помощи. Царь, оценив стратегическое положение монастыря, прислал воеводу Михаила Озерова, а с ним четырех пушкарей, десять стрельцов и огнестрельное оружие...
Так стало создаваться стрелецкое войско Соловков.
Вооруженные стрельцы содержались на "отчете монастыря" и поступали
под начальство игумена. Кроме сухопутного войска было принято решение иметь
свою монастырскую флотилию для ведения боевых действий на площадях, недалеко
удаленных от берега. Так, согласно реестру солдат рядовых и даточных на
монастырских суднах, было 2 солдата и 3 даточных, на втором судне 1 солдат и 4
даточных, на третьем судне 7 солдат и четвертое судно предназначалось для
выхода в море самого настоятеля монастыря.
Среди войска Соловков поддерживались железная
дисциплина и послушание, каждый знал свое место в бою. Непосредственно, при
ведении боевых действий, стрельцами руководил воевода, а в остальном начальником
был игумен, который решал вопросы стратегического, материального обеспечения,
строительства учреждений, обучения и воспитания воинов.
Надо отметить, что монастырские власти, словно зная азы
военного искусства, умело маневрировали численностью и дислокацией своего войска
в зависимости от времени года и обстановки. В теплые дни, когда вероятность
нападения была велика, основные силы занимали заранее намеченные позиции
вблизи монастыря, в непогоду же выставлялись только дозорные, остальное войско находилось внутри монастырских стен.
Материально-техническое
Отчетливо понимая, что без снабжения войска всем
необходимым нельзя успешно противостоять врагам, монастырские власти делали
все, чтобы стрельцы были хорошо вооружены, накормлены, обуты и одеты.
Ранее отмечалось, что когда царь Иван IV прислал воеводу Михаила Озерова, вместе с ним еще прибыло 4 пушкаря, 4 пищали, а к ним 400 ядер, да "зелья" 115 пудов. Вскоре на вооружении монастырского войска оказалась собственная артиллерия,
которая легко обстреливала неприятеля. Защитники Соловецкой обители были вооружены
ружьями, которые содержались и чинились монастырскими ружейниками-умельцами.
При монастыре была своя кузня, где трудилось до полутора десятков
оружейников-кузнецов и молотняков.
Понимая то, что необходимо иметь продовольственные
запасы, один из настоятелей монастыря говорил: "В нем должно быть
непременно в запасе хлебных припасов годов на десять, а, по крайней мере, на
пять". Помимо хлеба создавались припасы из рыбы, соли, муки и других
продуктов, выменянных в результате торговли.
Мудрая политика настоятелей Соловков по созданию
запасов, налаживанию материально-технического снабжения привела к тому, что
монастырь мог выдержать довольно-таки длительные осады.
Инженерно-строительное
Учитывая постоянную угрозу северным границам, на
государственном уровне было принято решение - заменить деревянную стену на
каменную вокруг Соловецкого монастыря. Строилась она на монастырские деньги
умельцами монастыря по всем правилам фортификационного искусства. В 1562 -1563
гг. за счет своего бюджета монастырь воздвиг деревянный острог в поморском
селе Суме и обнес его земляным валом. Строил его игумен с крестьянами.
Впоследствии укрепленный острог стал форпостом Соловков и не раз сдерживал
неприятеля, служив убежищем для поморских жителей.
Военно-дипломатическое
Уже отмечалось, как успешно вели
монастырские власти переговоры с царем Иваном IV по поводу важности укрепления
Соловецкого монастыря. Духовенство хорошо осознавало то, что монастырь, по
существу, является единственным оплотом Российского государства на Севере и
может служить делу его вооруженной защиты. Победой монастырской дипломатии
может явиться решение царя о государственной поддержке Соловков.
В период Смутного времени к настоятелям Соловецкого
монастыря неоднократно посылались гонцы с требованиями признать законную
власть Лжедмитриев, на что монастырские власти отвечали отказом. Это была
смелая патриотическая позиция, которая не могла не вызвать уважения у русских
людей.
Подводя итог деятельности духовенства
Соловков по охране водных границ России, хотелось бы привести два примера,
свидетельствующих о высоком героизме защитников.
Первая "знатная победа" была одержана в
декабре 1580 года, когда воевода Киприян Оничков с малой дружиной стрельцов,
пушкарей, охочих казаков выдержал осаду трехтысячного отряда "свейских
людей", продолжавшуюся трое суток. На приступе враг был отбит,
деморализован и прогнан с острога, а во время вылазки -- окончательно
разгромлен.
Второй эпизод относится к временам Крымской войны. Это
событие у многих ассоциируется с героической обороной Севастополя, однако, мало
кто знает, что союзные военно-морские силы, сосредоточив основные усилия в
Крыму, планировали свои действия и на других театрах военных действий. Так 6-7
июля 1854 года была совершена очередная диверсия англичан - обстрел
Соловецкого монастыря.
6 июля два неприятельских фрегата, имея на борту более
100 орудий, предприняли попытку обстрелять ядрами монастырь. Однако монастырская
артиллерия под командованием архимандрита Александра и начальника инвалидной команды прапорщика Никоновича, заняв удобную позицию, открыла ответный огонь, да такой меткий, что причинила
повреждение одному судну. На другой день англичане прислали парламентеров с требованиями о том, чтобы монастырь, принявший на себя характер военной крепости, безусловно сдался. По прочтению данной депеши был немедленно составлен ответ за подписью "Соловецкий монастырь", в котором неприятелю был дан категорический отказ. Канонада началась в 8 утра и продолжалась до 5 часов вечера. Несмотря на то, что англичане били орудиями крупного калибра, в монастыре не оказалось ни одного убитого, ни одного раненого и повреждения оказались самыми незначительными. Воистину Бог оберегал защитников крепости.
На третий день англичане прекратили обстрел, боясь
оказаться без боеприпасов в Белом море вдали от своих баз, и предпочли уйти.
Двухсуточная канонада славы британским морякам не принесла, монастырь не сдался.
В память об этом событии из неприятельских ядер была сложена пирамида,
которая сохранялась многие годы.
Таким образом, на примере Соловецкого монастыря мы
видим, что приморские монастыри Русской Православной церкви, становясь
военно-морскими крепостями, играли большую роль в охране водных рубежей, в
охране Российского государства. По мнению автора священнослужители данных
монастырей явились прообразом института флотских священников, который учредил
Петр I. Создавая регулярный российский флот, великий самодержец для освящения
своего великого зачинания побывал в Соловках, и кто знает, может именно там
берет свое духовное начало флот России.
А.Кузнецов
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"