На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Деятельность духовенства Соловецкого монастыря

по охране морских рубежей России во второй половине XVI - конце XIX веков.

Монастыри России... Как много связано с ними в жизни русского человека. Ведь все основные события христианина протекали в церкви - там его крестили, затем венчали и, наконец, отпевали.

Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что они являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей верующих, но "духовно-историческими центрами", они составляли как бы камни в основании здания русского государства.

Известно, что в годы своего создания, развития и функционирования русское государство вело многочисленные войны с иноземными захватчиками, отстаивая независимость. Находясь в союзе с государством, с его военными формированиями, церковь делала все, чтобы Родина с честью выходила из вооруженной борьбы. Помимо духовного благословения, как это делал Сергий Радонежский, наставляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, священнослужители конкретными действиями оказывали помощь государству, превращая монастыри в бастионы сопротивления врагу. Так, во время монголо-татарского ига монастыри получали от ханов особые ярлыки, которыми охранялись от всяких притеснений. Под защитой этих ярлыков духовенство собирало под свои знамена рать, помогало готовить ее к будущим боям, развивало земледелие и торговлю, а главное, заряжало народ той духовной энергией, которая не допускала бы окончательного поражения.

Важной составной частью вооруженных сил любого государства является флот. Флот - это не только корабли, это еще и базы, порты, береговые батареи, тыловые и медицинское учреждения. В этой связи надо отметить, что большую роль в деле обороны водных рубежей Отчизны играли приморские монастыри, которые явились как бы прообразом будущих военно-морских баз. В своей статье хотелось рассказать о роли Соловецкого монастыря, как крупнейшего представителя Русской православной церкви на Севере по охране водных границ Беломорья.

Необходимо определиться с понятием монастырь. Сейчас в обиходе употребляются слова - монастырь, церковь и храм. Одинаковые ли это понятия или разные? Обратимся к энциклопедическому словарю "Христианство":

  • Храм -- специальное здание для отправления публичного и частного (требы) богослужения.
  • Церковь -- в просторечии название христианского культового здания, имеющего алтарь и помещение для богослужения.

  • Монастырь:

  • Форма организации общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты.

  • Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других построек, огражденный, как правило, стеной.

В определении монастыря нас больше интересует вторая его часть. Анализируя все три понятия, становится ясно, что такие, как церковь и храм, являются почти одинаковыми, но понятие монастырь намного больше по объему и включает в себя первых два, так как помимо помещений для отправки богослужений он вмещает еще и целый ряд других сооружений.

Историки-исследователи отмечают, что первые монастыри возникли после введения христианства на Руси в 988 г. князем Владимиром. В это время стали появляться отшельники, которые, отказываясь от мирских благ, ставили своей целью спасение души На какое-то время изможденный голодом и холодом отшельник становится образом истинного христианина Понятно, что у них появляются подражатели из числа обычных людей, которые селились поблизости жилищ отшельников. Так стали возникать уединенные заселения - монастыри. Обитатели их, монахи, считались как бы братьями и подчинялись старейшему, игумену, чтили его как отца.

Предание гласит, что первый наш митрополит Михаил основал на одной из гор киевских первый монастырь и церковь во имя архистратига Михаила, неподалеку от того места, где прежде стоял Перун.

В первые годы существования монастыри представляли собой земледельческие поселки, хотя и не похожие на обычные крестьянские хозяйства. Монахи расчищали лес, заводили пашню, разводили огороды и сенокосы. Возле созданных монастырей образовывались села, деревни В ряде известных случаев около них строились и города Так, около Гледского монастыря возник город Устюг, около Калязинского -- г. Кашин и др. монастыри играли большую роль в жизни Древнерусского государства. Так, в голодные и суровые годы они кормили сотни голодающих, в годы войны часто в монастырях создавались больницы, гостиницы и богадельни, также монастыри были центрами просветительской и миссионерской деятельности, монастырь же оставался местом убежища и приюта на случай старости и инвалидности.

Но надо еще отметить, что, приобретя государственное значение, монастыри служили делу военной защиты Руси от врагов. Обладая людскими, материальными, духовными ресурсами, помноженными на хорошо поставленные управленческое и организационное начала, они становились как бы "волноломами" на пути движения вражеских полчищ. Так, история свидетельствует о том, как в начале XVII столетия защитники Кирилло-Белозерского монастыря, что под Вологдой, более шести лет выдерживали осаду польско-литовских интервентов.

Большую роль играли монастыри в охране и обороне морских рубежей Руси, выполняя роль граничных военно-морских крепостей. Ярким представителем подобной крепости на русском Севере был Соловецкий монастырь, созданный святыми Зосимой и Савватием, свыше двух столетий с XVI века по 60-е годы XVIII века являвшимися почти самостоятельным государством внутри большой русской державы. На Каспии проявлял активность в этом плане Астраханский монастырь, однако история почти не сохранила сведений о военной деятельности. В своей работе хотелось бы поподробнее остановиться на деятельности Соловецкого монастыря в качестве пограничной крепости.

Какие направления деятельности монастыря в этой связи можно отметить?

Организационно-управленческое

В первые годы своего создания монастырь основные усилия сосредоточивал на солеварении, которое было широко распространено на русском Севере с XVII века. Однако вскоре, находясь вблизи от шведско-датской границы, Соловецкой обители пришлось неоднократно подвергаться агрессии против Руси. Являясь, по существу, политическим центром Поморья и возглавив вооруженную борьбу против иноземцев, хозяева Соловков стали подумывать о создании собственного войска. Но своих сил тут явно не хватало и поэтому настоятель монастыря Варлаам поспешил донести просьбу царю Ивану IV о помощи. Царь, оценив стратегическое положение монастыря, прислал воеводу Михаила Озерова, а с ним четырех пушкарей, десять стрельцов и огнестрельное оружие...

Так стало создаваться стрелецкое войско Соловков. Вооруженные стрельцы содержались на "отчете монастыря" и поступали под начальство игумена. Кроме сухопутного войска было принято решение иметь свою монастырскую флотилию для ведения боевых действий на площадях, недалеко удаленных от берега. Так, согласно реестру солдат рядовых и даточных на монастырских суднах, было 2 солдата и 3 даточных, на втором судне 1 солдат и 4 даточных, на третьем судне 7 солдат и четвертое судно предназначалось для выхода в море самого настоятеля монастыря.

Среди войска Соловков поддерживались железная дисциплина и послушание, каждый знал свое место в бою. Непосредственно, при ведении боевых действий, стрельцами руководил воевода, а в остальном начальником был игумен, который решал вопросы стратегического, материального обеспечения, строительства учреждений, обучения и воспитания воинов.

Надо отметить, что монастырские власти, словно зная азы военного искусства, умело маневрировали численностью и дислокацией своего войска в зависимости от времени года и обстановки. В теплые дни, когда вероятность нападения была велика, основные силы занимали заранее намеченные позиции вблизи монастыря, в непогоду же выставлялись только дозорные, остальное войско находилось внутри монастырских стен.

Материально-техническое

Отчетливо понимая, что без снабжения войска всем необходимым нельзя успешно противостоять врагам, монастырские власти делали все, чтобы стрельцы были хорошо вооружены, накормлены, обуты и одеты.

Ранее отмечалось, что когда царь Иван IV прислал воеводу Михаила Озерова, вместе с ним еще прибыло 4 пушкаря, 4 пищали, а к ним 400 ядер, да "зелья" 115 пудов. Вскоре на вооружении монастырского войска оказалась собственная артиллерия, которая легко обстреливала неприятеля. Защитники Соловецкой обители были вооружены ружьями, которые содержались и чинились монастырскими ружейниками-умельцами. При монастыре была своя кузня, где трудилось до полутора десятков оружейников-кузнецов и молотняков.

Понимая то, что необходимо иметь продовольственные запасы, один из настоятелей монастыря говорил: "В нем должно быть непременно в запасе хлебных припасов годов на десять, а, по крайней мере, на пять". Помимо хлеба создавались припасы из рыбы, соли, муки и других продуктов, выменянных в результате торговли.

Мудрая политика настоятелей Соловков по созданию запасов, налаживанию материально-технического снабжения привела к тому, что монастырь мог выдержать довольно-таки длительные осады.

Инженерно-строительное

Учитывая постоянную угрозу северным границам, на государственном уровне было принято решение - заменить деревянную стену на каменную вокруг Соловецкого монастыря. Строилась она на монастырские деньги умельцами монастыря по всем правилам фортификационного искусства. В 1562 -1563 гг. за счет своего бюджета монастырь воздвиг деревянный острог в поморском селе Суме и обнес его земляным валом. Строил его игумен с крестьянами. Впоследствии укрепленный острог стал форпостом Соловков и не раз сдерживал неприятеля, служив убежищем для поморских жителей.

Военно-дипломатическое

Уже отмечалось, как успешно вели монастырские власти переговоры с царем Иваном IV по поводу важности укрепления Соловецкого монастыря. Духовенство хорошо осознавало то, что монастырь, по существу, является единственным оплотом Российского государства на Севере и может служить делу его вооруженной защиты. Победой монастырской дипломатии может явиться решение царя о государственной поддержке Соловков.

В период Смутного времени к настоятелям Соловецкого монастыря неоднократно посылались гонцы с требованиями признать законную власть Лжедмитриев, на что монастырские власти отвечали отказом. Это была смелая патриотическая позиция, которая не могла не вызвать уважения у русских людей.

Подводя итог деятельности духовенства Соловков по охране водных границ России, хотелось бы привести два примера, свидетельствующих о высоком героизме защитников.

Первая "знатная победа" была одержана в декабре 1580 года, когда воевода Киприян Оничков с малой дружиной стрельцов, пушкарей, охочих казаков выдержал осаду трехтысячного отряда "свейских людей", продолжавшуюся трое суток. На приступе враг был отбит, деморализован и прогнан с острога, а во время вылазки -- окончательно разгромлен.

Второй эпизод относится к временам Крымской войны. Это событие у многих ассоциируется с героической обороной Севастополя, однако, мало кто знает, что союзные военно-морские силы, сосредоточив основные усилия в Крыму, планировали свои действия и на других театрах военных действий. Так 6-7 июля 1854 года была совершена очередная диверсия англичан - обстрел Соловецкого монастыря.

6 июля два неприятельских фрегата, имея на борту более 100 орудий, предприняли попытку обстрелять ядрами монастырь. Однако монастырская артиллерия под командованием архимандрита Александра и начальника инвалидной команды прапорщика Никоновича, заняв удобную позицию, открыла ответный огонь, да такой меткий, что причинила повреждение одному судну. На другой день англичане прислали парламентеров с требованиями о том, чтобы монастырь, принявший на себя характер военной крепости, безусловно сдался. По прочтению данной депеши был немедленно составлен ответ за подписью "Соловецкий монастырь", в котором неприятелю был дан категорический отказ. Канонада началась в 8 утра и продолжалась до 5 часов вечера. Несмотря на то, что англичане били орудиями крупного калибра, в монастыре не оказалось ни одного убитого, ни одного раненого и повреждения оказались самыми незначительными. Воистину Бог оберегал защитников крепости.

На третий день англичане прекратили обстрел, боясь оказаться без боеприпасов в Белом море вдали от своих баз, и предпочли уйти. Двухсуточная канонада славы британским морякам не принесла, монастырь не сдался. В память об этом событии из неприятельских ядер была сложена пирамида, которая сохранялась многие годы.

Таким образом, на примере Соловецкого монастыря мы видим, что приморские монастыри Русской Православной церкви, становясь военно-морскими крепостями, играли большую роль в охране водных рубежей, в охране Российского государства. По мнению автора священнослужители данных монастырей явились прообразом института флотских священников, который учредил Петр I. Создавая регулярный российский флот, великий самодержец для освящения своего великого зачинания побывал в Соловках, и кто знает, может именно там берет свое духовное начало флот России.

А.Кузнецов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"