На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

Последний из могикан

Мнение

В ночь на 30 октября 2018 года при выводе авианосца «Адмирал Куз­нецов» из плавучего дока судоремонтного завода в Росляково (г. Мурманск), док ушел под воду. Как это по­влияет на восстановление последнего построенного в Николаеве авианосца «Адмирал Кузнецов»?

Это был самый большой плавучий док в России и один из самых больших плавдоков в мире, который изготовлен в 1970-х годах в Швеции специ­ально для авианосных кораб­лей, строившихся в Николаеве, и был единственным доком на Севере, в котором мог помес­титься «Адмирал Кузнецов». Кроме авианосцев, в доке ре­монтировались и самые боль­шие в мире атомные крейсеры проекта 1144, в том числе и ныне действующий крейсер этой серии «Петр Великий». Док предназначался также для постановки в него гигантских стратегических атомных под­водных лодок и ремонта под­водной части других крупных кораблей Северного флота.

Доковое расписание ПД-50 было насыщенным и напря­женным. Очередность поста­новки кораблей в док выполня­лась по жесткому графику, не предусматривающему свобод­ных дней и «окон». Теперь до­ка нет. Комиссия, работавшая на месте аварии, пришла к вы­воду, что поднять док невоз­можно.

Во время вывода из дока «Адмирала Кузнецова», при исчезновении электричества и последовавшим за этим произ­вольном затоплении отсеков дока, он переломился и зато­нул на глубине 35 метров. На палубу «Адмирала Кузнецова» упал доковый кран, но корабль был подготовлен к всплытию, все забортные отверстия были закрыты и он вышел без про­блем. Военные и судостроите­ли заявили, что авария не по­влияет на окончание ремонта корабля в 2021 году.

Но перед этим авианосец должен пройти докование, для чего нужен док. Его планируют создать на 35-м судоремонт­ном заводе в Мурманске, объе­динив, расширив и удлинив два стоящих там рядом 200­-метровых сухих дока. На всё это потребуются большие средства и время.

Безусловно, сухой док со временем будет построен, так как без него не может обхо­диться Северный флот. Но, принимая во внимание финан­совые реалии, с которыми сталкивается Россия в услови­ях санкций, возникают сомне­ния в окончании модернизации «Кузнецова» в установленные сроки – до конца 2021 года.

После похода «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии в 2016 году и потери в Среди­земном море двух палубных истребителей появились ста­тьи, в которых обоснованно критиковался корабль, а неко­торые даже называли его «худшим из авиа­носцев». Но одно дело говорить о состоянии, в котором оказался ко­рабль после тридцати лет пребывания на флоте. И другое – отзы­ваться отрицательно в целом о проекте и каче­стве постройки.

Давайте разберемся.

Корабль десятилети­ями не проходил необходимого ремонта оборудования и систем. В российской прессе публиковались статьи, в которых писалось, что по его неотапливае­мым и залитым водой помещениям бродят банды «годков», а офи­церы боятся опускаться ниже третьей палубы. Как в таком состоя­нии можно было сохра­нить корабль и обеспе­чить его боеспособ­ность?

Во время испытаний «Адмирала Кузнецова» на Черном море в 1989-1990-х годах авианосец прошел свы­ше 20.000 миль, что, пример­но, равно расстоянию вокруг земного шара по экватору. Бы­ло выполнено около 700 полетов самолетов Су-27К, МиГ-29К, Су-25УТГ и вертолетов. И ни единой аварии. В защиту этого проекта говорят и введённые в строй и оказавшиеся вполне надежными китайские авиа­носцы «Ляонин» (бывший «Ва­ряг») и «Шаньдун», построен­ные по тому же проекту, что и «Адмирал Кузнецов». Первый авианосец «Ляонин» в строю с 2012 года, уже семь лет. Вто­рой – «Шаньдун» находится в море на испытаниях и в бли­жайшее время будет передан ВМС Китая. На основе «Варя­га» китайские конструкторы спроектировали и приступили к строительству своего третьего, более крупного авианосца во­доизмещением около 80 тыс.

Приведу и другие примеры. Первый тяжелый авианосный крейсер «Киев», построен­ный на Черноморском судост­роительном заводе в Николае­ве, практически ежегодно хо­дил на боевую службу в Сре­диземное море и Северную Ат­лантику, а иногда и по два раза в год – больше, чем американ­ские авианосцы. Известно, что американские авианосцы больше стоят на судоремонт­ных заводах, чем плавают, и развертываются со своими ог­ромными группами сопровож­дения в местах боевой службы примерно один раз в два-три года.

Второй и третий ТАКР – «Минск» и «Новороссийск» – со­здавались для Тихоокеанского флота и после постройки в Ни­колаеве и проведения ходовых и государственных испытаний на Черном море, совершили переход вокруг Африки на Дальний Восток. При этом про­шли около 25.000 морских миль, что составляет 45.000 километров и тоже равно кру­госветному походу.

Четвертый ТАКР «Баку» (пе­реименованный впоследствии в «Адмирал Горшков») после передачи Военно-Морскому Флоту провел в 1988 году 7 ме­сяцев на боевой службе в Сре­диземном море в составе 5-й оперативной эскадры ВМФ и потом совершил переход в Се­вероморск в условиях жесто­чайшего шторма в Северной Атлантике. Я находился на ко­рабле во время этой боевой службы и вел строжайший учет всех неисправностей, чтобы потом учесть это при построй­ке «Адмирала Кузнецова». С момента выхода с Черномор­ского завода и до прихода в Североморск четвёртый авиа­носец прошел 34 тыс. миль или 63 тыс. километров, и при этом не имел, практически, ни одной серьезной поломки. Ска­жите, сколько раз ломался и останавливался бы ваш авто­мобиль, пройдя полтора раза вокруг Земного шара? А ведь корабль с тысячами находя­щихся на нем людей и самым современным вооружением – несравненно более сложное инженерное сооружение, чем серийный автомобиль.

Теперь о дыме из трубы. Главная энергетическая уста­новка на всех наших авианос­цах идентична, а котлы являются сердцем корабля, как атомные ректоры на американ­ских авианосцах. За техникой на корабле нужно следить, так же, как вы следите за своими автомобилями. И не рассказы­вать, что из трубы пошел чер­ный дым, потому что плохой корабль. У нас никогда при ис­пытаниях авианосцев черный дым из трубы не шел, это счи­талось грубейшим нарушени­ем, и корабль снимался воен­предами с испытаний. А дым из трубы «Адмирала Кузнецо­ва» при походе в Средиземное море в 2016 голу шел потому, что была разрегулирована или вообще не работала автомати­ка горения топлива в котлах. Там должно быть точное соотношение поступаю­щего в котел топлива и кислорода. А может, еще залили на ко­рабль некачественное топливо, что бы­вало и раньше. По­всеместная корруп­ция при снабжении горюче-смазочными материалами Воору­женных сил лишь усиливает вероят­ность любых махина­ций с топливом.

У Северного флота всегда были пробле­мы с обслуживанием кораблей из-за отсут­ствия ремонтной ин­фраструктуры еще со времён Советско­го Союза. Отсутствие развитой и обеспе­ченной всем необходимым ремонтной базы – вот вам и ответ на вопрос, поче­му был доведен до та­кого плачевного состояния наш последний авианосец.

«Адмирал Кузнецов» – по­следний из могикан плеяды ве­ликих кораблей, построенных в Николаеве. Понятно, что с точ­ки зрения престижа, Россия должна отремонтировать авиа­носец и вернуть его на службу как можно быстрее. Но с точки зрения полезности корабля для Военно-Морского Флота, «Адмирал Кузнецов» никогда уже не будет играть ту веду­щую роль, которая ему отводи­лась во времена проектирова­ния и строительства на Черно­морском судостроительном за­воде в Николаеве.

Валерий Бабич, судостроитель, автор книг об авианосцах


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"