На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

Зигзаги и взлёты

Великие вехи

Когда я ушёл в издательство «Молодая гвардия», то именно там решил осмыслить, как издавалась молодёжная, в большинстве своём комсомольская, печать, как возникали журналы, газеты, кто там печатался, какие у них были особенности. Написал диссертацию о первом этапе её становления (1917 – 1925 гг.) и защитился в 1972 году. Потом, когда поездил по свету, побывал в многочисленных молодёжных издательствах, в информационных центрах по изучению молодёжных интересов и молодёжной прессы (Франция, ФРГ, США, Чехословакия, ГДР, Швейцария, Югославия, Канада, Польша и др.), написал книгу-монографию «О молодёжной печати мира», которая была хорошо воспринята теоретиками и практиками прессы, и защитил на её основе докторскую диссертацию в МГУ (1978 г .).

А вот исток осознания этой особенной части прессы начинался для меня в журнале «Молодая гвардия». В 1963 – 64 гг. в журнале «Молодая гвардия» я посмотрел в библиотеке имени В.И. Ленина подшивки этого старейшего комсомольского издания и понял, какой извилистый путь был у нашего  журнала. В 20-е годы, со времени его издания, он был боевитым, довольно агрессивным и безапелляционным журналом. Да это и не удивительно. Его возглавлял Л. Авербах, представитель молодых троцкистов, да и прямой родственник Льва Давыдовича. Журнал был «продвинутый», с точки зрения «революционной морали», проповедовал теорию «свободной», «неотягощённой браком любви» и знаменитой теории «стакан воды» в половой жизни – выпил, утолил жажду и до следующего   живительного глотка, не отягощая себя узами брака. В частности, приложила свою руку к этому в журнале и известная фигура нашей жизни Коллонтай. Но революционная риторика кончалась, начинался период созидания, овладения глубокими знаниями, мастерством, в том числе и умением писать, овладевать языком, образным словом.

В этот момент в журнале мелькают знакомые имена: революционный романтик А. Фадеев, «попутчики» Л. Леонов, А. Шишков. Но таких художественных открытий, как в молодёжной «Смене» и «журнале крестьянской молодёжи», как «Донские рассказы» Михаила Шолохова тут не было. Царствовали «комсомольские поэты»: А. Безыменский, И. Уткин, Н. Асеев, М. Светлов и др. Я подсчитал, что в начале 30-х годов первое место по изданиям, естественно, тиражом, бумажным ресурсом, гонорарами занимали именно они. Есенин уже был обличён Бухариным и его подголосками как «поэт пьяного разгула», мелкобуржуазной стихии, даже Маяковский уступал порыву РКСМовцев, Б. Пастернак держался подальше от их боевитости несмотря на то, что его поэмы посвящались и Ленину и десятилетию октябрьской революции, революционному романтику лейтенанту Шмидту. Но песни и стихи комсомольских поэтов распространялись по всей стране, иногда не без курьёзов. Например, занимаясь историей, я обнаружил в первом комсомольском журнале «Молодой коммунист» 1919 года текст песни немецких молодых рабочих «Молодая гвардия». Судя по всему, она пришла к нам из Германии. Через два года этот же текст «Молодой гвардии» подписан был так «перевод А. Безыменского». Через пять лет текст появился в том же виде, а сверху, где фамилия автора, стояло А. Безыменский. Дальше песня уже в журнале и в сборниках стихов стояла только под этой фамилией. Я опубликовал историю этой эволюции в книге «Боевой опыт комсомольской печати» в издательстве «Московский рабочий». Через несколько месяцев я получил отзыв от ветерана комсомола, которого постоянно выводили под аплодисменты на комсомольских съездах, от самого А. Безыменского. Отзыв был положительный, но была приписка: «А зачем вы написали о том, что было с «Молодой гвардией»? Кто вас научил это сделать?» Я вежливо ответил: «Никто не научил, я просто изложил факты». Собственно на этом ситуация и завершилась. Мы вежливо здоровались и беседовали о комсомоле 20-х годов, о том, что самой большой удачей журнала была публикация революционного возродительного произведения «Как закалялась сталь» о преодолении бессилия боли, немощи, упадка духа. Да, но «Как закалялась сталь» ныне отнюдь не только произведение, в котором обозначен эталон высокого духа, человеческого мужества, стойкости. Думаю, что это была большая удача журнала, его успех. Молодому поколению было представлено произведение, которое подготавливало его к великим испытаниям, к высокому служению. Ведь впереди была Великая Отечественная война.

После войны журнал восстановился не сразу, потом попал в волну «оттепели», из совместного журнала Союза писателей и ЦК ВЛКСМ стал сугубо комсомольским. И вот тут ему повезло. Во главе журнала стал замечательный человек, фронтовик, человек высокой культуры, закончивший исторический факультет МГУ Анатолий Васильевич Никонов. Для него высшей ценностью было Отечество, СССР, Россия. Смысл литературного издания он видел в том, чтобы представлять в художественных образцах жизнь народа нашего, возвышая и воспевая лучшие её явления, лучших её представителей, нашу отечественную историю. Я благодарю судьбу, что она предоставила мне возможность поработать с этим ярким представителем корневой русской интеллигенции, советским патриотом, продолжателем русской культуры, традиций и в то же время реалистически воспринимающий нашу советскую действительность. Он был человек Победы и решительно выступал против всяких попыток принизить её, исказить под предлогом поиска «окопной правды» с тем, чтобы противопоставить её правде полководцев-победителей. В то же время Никонов всячески оберегал облик солдата от приукрашивания и присахаривания. Может быть, одной из самых реалистических и светлых повестей нашей отечественной литературы о войне была напечатанная нами повесть Василия Курочкина «На войне, как на войне». Помню, как мы посылали вёрстку автору в Ленинград, как радовались, когда повесть вышла, как торжествовали, когда она пришла в кино.

Но главным событием для нас (да и для всего патриотического люда) стало обращение через журнал «Молодая гвардия» выдающихся деятелей отечественной культуры к молодому поколению страны «Берегите святыни наши». Обращение было перепечатано в плакатах, листовках, других изданиях, в клубах, библиотеках, школах висело тогда множество таких изданий.

Закончился 1964-й год. Пленум ЦК партии снял Хрущёва, человека, который не любил фронтовиков, ревновал их. При нём не отмечали как великий праздник День Победы. Человек невежественный и бескультурный, вульгарный и безбожный, разрушивший храмы (при нём было уничтожено больше, чем в 20-е и 30-е годы), уничтожавший культурное наследие прошлого под лозунгом десталинизации и XX съезда. Надо было воспользоваться и отвоевать у «шестидесятников», этих либералов и демократов того периода, победу, её героев, памятники прошлого, да и вообще, вернуть народу ПАМЯТЬ.

Думаю, что нам, в «Молодой гвардии» при деятельном участии Анатолия Васильевича Никонова в немалой степени это удалось. Да и обстановка в верхах несколько изменилась. Л.И. Брежнев фронтовиков лелеял и сам был из таковых. День Победы восстановили как всенародный праздник, некоторые партийные руководители стали понимать, что связь с прошлым нельзя разрывать.

Мы с Анатолием Васильевичем решили перед праздником Победы 1965 года подготовить воззвание, слово, обращённое к прошлому. Назвали его «Берегите святыни наши!» Собственно по этому вопросу мы поговорили раньше с нашими классиками Л. Леоновым, С. Коненковым, П. Кориным, А. Пластовым и получили от них одобрение. Я сходил к ним за подписями. Они подписали, но поворчал Леонид Максимович Леонов, хмыкнул, исправил два оборота, в частности, вычеркнул слова «наша славная советская молодёжь», пусть останется просто «молодёжь», вот во время Отечественной была «славная». Мы не возражали и в пятом номере «М.г.» в 1965 году это воззвание было напечатано. Оно произвело впечатление разорвавшейся бомбы: надо беречь память о героях войны, сохранять памятники о нашей героической истории, памятники культуры. Это ведь был прямой путь к возрождению храмов, дворцов и домов, в которых творилась история и культура страны. Это был прямой путь к созданию Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).

Так что «Молодую гвардию» можно считать одним из основателей этого поистине уникального возрожденческого союза, которое играло важнейшую роль в воспитании исторической памяти и культуры в обществе. Ведь именно после этого в 1965 году развернулся массовый поход по местам боевой, революционной и трудовой славы, в котором участвовали сотни, тысячи, миллионы молодых людей. В декабре 1965 года ЦК ВЛКСМ провёл знаменитый пленум, посвящённый именно теме молодогвардейского воззвания великих деятелей отечественной культуры. На пленуме мы просили выступить Юру (так мы называли нашего друга) Гагарина. Он согласился, посоветовался с нами, о чём говорить. Его выступление потрясло (но скорее не тогда, а сегодня) журналистов канала «Культура», которые задавали мне недавно вопрос: «Неужели он так и говорил в 1965-м году?» А тогда Юрий Алексеевич говорил чётко и убедительно и это записано в стенограмме пленума. Он сказал, что нам следует беречь память о Великой Отечественной войне и потом добавил, что нам нужно беречь и восстанавливать и то, что составляет историческую славу нашего народа, ибо возведено в память великих побед, в частности, следует восстановить Храм Христа Спасителя, возведённый в честь победы русского народа в войне 1812 года.

Это было первое официальное выступление с трибуны о возрождении Храма Христа Спасителя.

Так вот от знаменитого слова выдающихся деятелей культуры протянулась нить к возрождённому Храму Христа Спасителя. В общем, «Молодая гвардия» тех 60 – 70-х годов была духовным, патриотическим очагом в нашем обществе, и это не нравилось будущим «перестройщикам», архитекторам перестройки. Они ещё не окрепли для разрушения державы, но снять с должности главного тогда Анатолия Васильевича им удалось, хотя традиции журнала сохранились. Но это в других очерках.

Валерий Ганичев, член редколлегии «Молодой гвардии» с 1964 года, заместитель главного редактора 1964-65 гг.


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"