На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

Стержень нашего будущего

Победу своим подвижническим трудом обеспечил советский учитель, воспринявший как наследство великую школу просвещения Российской империи

Мы как – то привыкли,  рассуждая о проблемах обороны и безопасности, на первый план выдвигаем технику, вооружение, оборонную промышленность, выучку личного состава армии и флота, а так же моральный дух, героизм солдат и офицеров. И забываем, что за всем этим стоит незаметный, но кропотливый труд и повседневный подвиг учителя. Вспоминаю служебный эпизод конца 1999 года. США, тусовка с американцами по проблемам безопасности, я давлю на недавно ушедшего в отставку министра обороны Штатов доктора У. Перри. Мол, странные вы, американцы, помогли нам разрушить великую державу, помогаете России разоружаться, а сами наращиваете военные расходы, двигаете НАТО к нашим границам, уничтожаете наших союзников, да и вообще готовитесь к войне с нами. Где же ваш рационализм, зачем вы тратите столь огромные деньги на войну, неужели вы не понимаете, что мы вам уже не соперник?   Д-р Перри ответил вопросом на вопрос. Я всю научную жизнь занимаюсь историей Советской России, но у меня есть черные дыры в вашей истории. Директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов из нашей делегации тут же подхватил: «Билл, мы с Ивашовым тебе любую дыру заткнем». Не заткнули. Вот что сказал Перри: «В 1921 году у вас закончилась гражданская война, ваша страна в руинах, она мертва. К тому же вы уничтожили интеллект нации. Такая страна развиваться не может. На восстановление интеллекта требуется не менее 15 – 20 лет. Но ровно через 20 лет весь мир молился на вас, потому что только вы могли остановить гитлеровскую машину. За эти годы у вас были созданы великие наука, культура, конструкторская школа, мощная промышленность, моторизованная обученная армия, обладающая высоким моральным духом. Такого рывка не совершала ни одна страна в мире. Это моя «черная дыра» советской истории». Сходу мы ответить не смогли, что-то мямлили, но и сами не знали    ответа. Не говорить же, что это свершилось благодаря коммунистической партии или господу Богу. Но эта мысль не покидала меня годами: я искал ответ и, думаю, нашел – Победу своим подвижническим трудом обеспечил  советский учитель, воспринявший как наследство великую школу просвещения Российской империи. Ленинская фраза на 111 съезде комсомола «учиться, учиться и еще раз учиться» действительно стала стратегической программной установкой новой России. И страна училась мощно и динамично. Учились все, начиная со Сталина. Он учился не только русскому языку, но и геополитике, военной стратегии, анализу мировых политических процессов. Он же осознал, что навязанный стране большевиками – космополитами переход на латинский алфавит в системе обучения губителен для страны и приказал повсеместно вернуть в школу кириллицу. И советские учителя просто ликовали по этому поводу.

Буквально пару дней назад я в очередной раз вернулся из Саровского ядерного центра. И еще раз задумался о ядерном подвиге советского народа. В силу высокой секретности наш народ мало знает о нем, и поэтому складывается мнение, что атомная бомба создавалась келейно маленькой группой талантливых ученых. Это не так. Атомный проект создавали миллионы людей самых разных профессий, и это были специалисты выше мирового уровня. Над атомной бомбой работали лучшие умы Германии, Англии, да и всей Европы. Не получилось. Затем англичане передали проект американцам, включились сами в него, подключили других европейских физиков. То есть, проект обрел международный западный характер.  СССР, разоренный войной, понесший огромные людские, интеллектуальные в том числе, потери, принял навязанный Западом вызов, и чтобы выжить, открыл новый фронт войны – ядерный. Повторюсь: вместо того, чтобы бросить все силы на ликвидацию последствий войны и развитие, мы вынуждены были в 1945 г. миллионы лучших умов, интеллект нации бросить на создание и массовое производство атомных боеприпасов. Но и другие сферы также развивались. Значит, такой интеллект  был настолько мощным и разнообразным, что его хватило не только на ядерный фронт. Два коротких замечания: специалисты, работавшие над Манхэтэнским (атомным) проектом   считали, что СССР создаст атомную бомбу не ранее 1956 г. Испытана она же была в августе 1949 г. Второе: почти параллельно шли работы и над ракетно – космическим проектом. В феврале 1955 г. в казахстанских пустынных степях появилась группа ученых, выбиравших территорию для будущего космодрома. В октябре 1957 г. СССР запустил первый искусственный спутник Земли. В апреле 2014 г. я еще раз побывал на Байконуре и не просто любовался мощью и красотой космической инфраструктуры, но и осмысливал этот подвиг, сравнивая его с нынешней российской реальностью. С сегодняшних позиций это не поддается осмыслению. Кстати, иностранцы, летающие с Байконура, смеются, когда им говорят, что за два с небольшим года был создан космический комплекс. Добавлю, и в атомном, и в космическом проектах, были созданы тысячи новых технологий – в физике ядра, ракетостроении, приборостроении, металлургии, электронике и пр. пр. И везде и во всем проявлялись самые разносторонние знания. А их нес учитель, и только он.

Но в Российской империи и в СССР обучение и воспитание являлись единым процессом. В воспитательном процессе Российской империи большую роль играла церковь. Но в советское время она была отделена не только от государства, но и от системы воспитания, эту функцию наряду с семьей взяла школа.  Значит, и в формировании морально – нравственного облика защитника Отечества, наряду с родителями, пионерскими и комсомольскими организациями,  значительный, я бы сказал, решающий  вклад внесла школа. Да, и пионерские, комсомольские организации формировались в школах и работали под руководством школьного учителя. При этом не будем отрицать роль коммунистической партии и идеологии в целом, ибо как писал К.Н. Леонтьев, «важен не народ, а великая идея, которая владеет народом». Действительно, великая идея построить общество социальной справедливости в планетарном масштабе, овладела массами, превратив население в народ устремленный в великое будущее. 

В мае отмечаем 70 – летие Великой Победы. Как бы нам поднять на победный пьедестал и народного учителя. В некоторых республиках Центральной Азии и Кавказа установлены памятники русскому учителю. Не знаю, есть ли памятники учителю в Российской Федерации. Но есть замечательные фильмы о педагогическом подвиге («Большая перемена» например), написаны замечательные книги («Педагогическая поэма»), песни, вальсы, ставились спектакли. Но это в советском прошлом. Может проявим инициативу ставить в городах и, особенно, в сохранившихся деревнях, памятники учителю.  Мне представляется, что сегодня нужно поднимать роль учителя в иерархии профессий на самую высокую вершину, ибо без знаний мы не вылезем из системного кризиса, не обеспечим безопасность и сохранение России. С таким уровнем знаний, какое мы наблюдаем в российском правительстве, невозможно «вытянуть» даже район, а страну тем более. Наблюдали мы  и военные реформы г-на Сердюкова, приведшие к ликвидации вооруженных сил как системной военной организации. Нечто подобное, та же «сердюковщина» наблюдается сегодня и в системе российского образования, точнее, в системе «обезьяничания» перед Западом и полного игнорирования великого отечественного опыта.      Касаясь воспитания, вижу здесь не меньше проблем и масштабных задач, чем в области знаний. Значительная часть молодых людей переведена в иной, совсем не российский вариант измерения жизненного смысла, целеполагания. Если мы в дни нашей молодости жили мечтами о подвиге, космосе, высокой науке, творчестве, то сегодня эти смыслы переведены в материально – финансовое измерение. А это уже не Россия, не русский характер. Поэтому педагогическому сообществу, возможно игнорируя некоторые указания минобрнауки (например, «угадайку»), предстоит менять мировоззрение наших школьников и студентов. А это далеко не простой вопрос и под силу ли он нам, педагогам, с нынешним уровнем знаний и мастерства. Видимо следует поразмыслить и об обмене педагогическим опытом, обобщении преподавательского мастерства.

И последнее.  Для того, чтобы исправить положение с образованием в нашей стране, нужно понять, кого, какого человека мы должны «лепить» в семье, школе, ВУЗе. В нещадно ругаемом СССР такой образ, архетип советского человека, был сформирован, закреплен в комсомольском уставе, уставе КПСС, моральном кодексе строителя коммунизма. И он почти не расходился с образом воцерковленного человека. Сегодня и в школе, и во всей системе образования мы, педагоги, лепим непонятно кого, в лучшем случае, под себя. Многим из нас памятна фраза министра образования и науки Фурсенко, о том, что для России нужно готовить конкурентоспособного потребителя. Безусловно, это бред, однако он работает. Ведь среди педагогического сообщества единого мировоззрения не сформировано. Я профессорствую в МГИМО и в МГЛУ, но и среди своих коллег мы ведем жаркие мировоззренческие дискуссии, являем порой непримиримые позиции по облику России, ее роли и месте в мировом сообществе государств и цивилизаций, о национальной идее нашего Отечества.  Мы сегодня формируем из ученика и студента не яркую творческую личность, не патриота Отечества с оборонным сознанием, а некий  денационализированный рыхлый образ, и дай Бог, молодежь сама дойдет до понимания истинного смысла и цели жизни. Иначе и нас ждет украинский сценарий. Володя Шуваев писал:

Отцы нас и деды просили,

В Берлине добив воронье,

Чтоб мы сохранили Россию

И светлую веру в нее.

Учитель – профессия трудная, подвижническая, а сельский учитель, еще и героико-аскетическая.   Но это стержень нашего будущего, без которого Россия как на ветру будет гнуться и качаться в разные стороны. Завершаю еще одной фразой К.Н. Леонтьева: «Твердите истину ежедневно, ибо другие твердят ежедневно ложь».

 

* Выступление на Международной  научно-практической конференция «Образование ХХI век»: «Учитель – как фактор национальной безопасности», которая состоялась 18-19 февраля 2015 года  на базе Воронежского государственного педагогического Университета.)  

Леонид Ивашов, профессор МГИМО


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"