На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

Кто и как «ковал» солдат

К истории Великой Отечественной войны

Война представляет собой не только вооружённое столкновение противоборствующих народов или систем, но и целый комплекс идеологически-пропагандистских технологий, влияющих на умы и настроения воюющего населения. Великая Отечественная война, отличавшаяся особой жестокостью, подтвердила это особенно наглядно. «Умная и хорошо поставленная пропаганда может превратить в представлении народа самый ад в рай, и наоборот», - утверждал Адольф Гитлер. [1, с.18]. Именно это пытался внушить пропагандистский аппарат нацистов сначала немцам, а затем и другим народам, в числе которых были румыны.

Румыния в 1930-е годы являлась аграрной страной. Более 80 процентов её населения проживало в деревнях, было плохо обеспечено связью, транспортом и медицинской помощью. Перепись 1930 года зарегистрировала в стране 43 процента неграмотных. Существовало значительное социальное расслоение общества на зажиточную верхушку и забитое нуждой и страдающее от малоземелья крестьянство. [2, р.28].

Заполучить Румынию в союзники в преддверии нападения на Советский Союз стало важной задачей для фашистской Германии. Аграрная Румыния  богата нефтью, а, значит, могла обеспечить необходимым продовольствием и горючим войска вермахта. Кроме того – страна представляла собой удобный плацдарм для наступления на СССР. По мнению фашистского генералитета, румынских воинов, как «солдат второго сорта», можно было, не жалея, использовать в сражениях на Восточном фронте. [3, с.210].

Чтобы укрепить румын в ненависти к большевизму, была развернута широкомасштабная идеологическая подготовка к войне против Советского Союза.

Она велась по нескольким направлениям.

Во-первых, широко внедрялась идея «Великой Румынии», которая исторически включала Бессарабию, Северную Буковину, Транснистрию (Заднестровье) с Одессой, советскую Украину до Буга. Возвращение этих территорий подразумевало восстановление исторической справедливости. [4, с.13-16].

Во-вторых, прорабатывались и культивировались образы злейшего врага – Советского Союза, и надёжного, могущественного друга и покровителя – Германии. Румынским солдатам и населению внушалась мысль о том, что Красная Армия стремится захватить Румынию. Осуществить это она не может из-за присутствия дружественных германских войск. [5, с.126-127]. Под влиянием этой пропаганды многие румынские офицеры и солдаты уверовали в непобедимость армий вермахта и искренне считали, что «война будет недолгой и победоносной». [6, с.197-198].

Не обошли вниманием и религиозный аспект пропаганды. Румынских крестьян, одетых в солдатские шинели, убеждали, что война против большевиков-безбожников - «святая», «за веру». Но при этом министр народного просвещения и пропаганды Германии Йозеф Геббельс цинично писал: «В Европе распространяется нечто вроде атмосферы крестового похода. Мы сможем хорошо это использовать. Но, не слишком напирая на лозунг: «За христианство». Это было бы всё-таки чересчур лицемерно… Это бесхребетное учение самым худшим образом может повлиять на наших солдат». [7, с.357].

Но главное – румынским солдатам гарантировали, что пролитая кровь будет справедливо и щедро вознаграждена завоёванной землей. В румынских армиях распространили «циркуляр № 1500/А», в котором говорилось, что «воинские части должны составить именные списки отличившихся офицеров, унтер-офицеров и солдат, заслуживающих быть наделёнными землей. Списки должны составляться воинскими частями через каждые 15 дней». [8, с.214].

Не стоит забывать и о фашистской идеологии, лежащей в основе работы всей «пропагандистской машины» Румынии с её делением народов на «высшие» и «низшие». В записи беседы министра иностранных дел Румынии Михая Антонеску с Гитлером в преддверии начала Великой Отечественной войны, фюрер заявил: «Моя миссия, если мне удастся, - уничтожить славян». На это Михай Антонеску ответил: «…славянские народы являются для Европы не политической или духовной проблемой, а серьёзным биологическим вопросом. По отношению славян необходимо занять непоколебимую позицию, а поэтому любое разделение, любая нейтрализация или занятие славянской территории являются законными актами». Довольный тем, что в лице  Антонеску он нашёл почитателя своей человеконенавистнической «концепции», Гитлер продолжил: «Вы правы, славянство представляет собой биологический вопрос, а не идеологический… В будущем в Европе должны быть две расы: германская и латинская. Эти две расы должны сообща работать в России для того, чтобы уменьшить количество славян. К России нельзя подходить с юридическими или политическими формулами, мы должны применить колонизаторские и биологические средства для уничтожения славян». [9, с.108-109].

Антисоветская пропаганда имела успех. Румыния начала боевые действия против Советского Союза с первого дня войны. Для выполнения боевых задач к 22 июня 1941 года на территории Румынии были сосредоточены части 11-й немецкой, 3-й и 4-й румынских армий. Группировка этих армий «вторжения» насчитывала около 500 тысяч человек, 6 тысяч орудий и миномётов, 60 танков и 600 самолётов. [10, с.16].

В августе 1941 года румынские подразделения заняли Бессарабию и Северную Буковину. Начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии, генерал-полковник Франц Гальдер в «Военном дневнике» в записи от 9 июля, характеризуя обстановку на фронте в полосе группы армии «Юг», признавал: «Румыны, против ожидания, сражаются хорошо». [11, с.95]

Румыны воевали в Молдавии и на Украине, в Крыму, на Кубани, Кавказе. Они участвовали в боях за Одессу в 1941 году, Севастополь и Сталинград в 1942-1943 годы. Румыны вместе с немцами отступали под ударами Красной Армии обратно к своим границам.

Но ещё по мере продвижения вглубь советских территорий боевой дух румынских солдат неуклонно падал. Они всё меньше и меньше понимали, за что воюют. Повторявшиеся обещания о том, что после победы все солдаты и офицеры получат на оккупированной территории крупные наделы и дома, имели лишь временный эффект. Пытаясь хоть как-то заинтересовать румынских солдат, в их частях огласили «циркуляр румынского Генштаба № 361800 от 10 сентября 1942 года». В нём сообщалось, что любой военнослужащий при отъезде с фронта в отпуск или демобилизуясь, может захватить с собой не только личные вещи, но и другие предметы «домашнего обихода». Взять - «сколько можно унести своими руками», причём, не только в румынской, но и немецкой зонах оккупации советской территории. [6, с.237-238] Но этот циркуляр, как и подобные ему, имели лишь временный эффект.

К весне 1944 года советские войска подошли вплотную к границам территории, оккупированной Румынией.

«На боеспособность примерно двадцати использовавшихся здесь румынских дивизий, которые в большинстве своём были вкраплены в немецкую оборону, особых надежд возлагать не приходилось, – отмечал генерал пехоты вермахта, а затем военный историк Курт фон Типпельскирх. - Слишком большое превосходство русских и длинная цепь поражений, отбросивших их или их соотечественников с Дона и кубанского плацдарма через Крым назад в Румынию, подействовала на них так сильно, что теперь румынские войска не могла воодушевить даже идея защиты родины и сознание необходимости выполнить свой долг. Также мало привлекал большинство солдат и лозунг борьбы против большевизма. Тоталитарный режим, державшийся в стране лишь благодаря победам немецких войск и вытекавшим отсюда территориальным приобретениям, потерял популярность». [12, с.624] .

Таким образом, и военная, и пропагандистская тактика немцев в отношении Румынии потерпела крах, что предопределило переход Румынии в конце войны на сторону Советского Союза. Фашистская идеология была разбита мужеством и героизмом советских людей, отстоявших своё право на жизнь в родной и независимой стране.

Рассмотрим, как формировался, из чего складывался боевой дух Красной армии, воины которой своей отвагой и самоотверженностью поражали даже немецких солдат, прошедших с боями Европу. Офицер 30-й стрелковой дивизии Семён Григорьевич Цыпленков, участник боёв в Молдавии в 1941 году, вспоминал в своих мемуарах, как ему пришлось присутствовать в штабе полка на допросе военнопленного. Немец говорил: «Русские солдаты своей выдержкой, упорством в бою и презрением к смерти превосходят всех солдат, с которыми мне приходилось воевать в течение двух лет на Западе. Ваш солдат держится до тех пор, пока его не убьёшь в окопе или он не упадет мёртвым от пули. Они какие-то безумцы».

- Дурак! – вспылил старший политрук Черкасов. – Скажите ему, - обратился он к переводчику, - это не безумие, а любовь к Родине и ненависть к фашистам придают им стойкость и отвагу… Хотя он всё равно ничего не поймёт». [13, с.29].

Воины Красной Армии, в большинстве своем, также как и румыны были выходцы из крестьян. Но – не серая, тёмная толпа. «Культурная революция» выковала людей грамотных, образованных. Всем были доступны школы -семилетки и средние, специальные училища и техникумы, вузы.

Это были «одухотворённые люди». Советское духовно-патриотическое воспитание в 1930-е годы опиралось на традиционную народную культуру. В образовательные программы вернули русскую классическую литературу – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова. Современные авторы обращались к славным страницам отечественной истории. В кинофильмах, в музыке и песнях, в скульптуре, изобразительном художественном, театральном искусстве прославлялись мужество, героизм во имя Родины. Так растили настоящих патриотов Отечества.

С детского садика, со школьной скамьи, в семье воспитывалось уважение к труду. Очень популярны стали спортивные занятия. Знаки БГТО («Будь готов к труду и обороне»), ГТО («Готов к труду и обороне») были престижными в молодёжной среде. Их вручали за сдачу определённых спортивных нормативов.

При государственной поддержке стали даже любимы военные профессии и армейская служба. В Красную Армию шли патриоты, осознанно преданные своему Отечеству, физически крепкие люди, хорошо образованные по тому времени, которые и составляли основу стрелковых, артиллерийских, морских, лётных и иных боевых частей.

«Индустриализация» позволила в небывало краткие сроки технически оснастить армию самым современным оружием. Примером тому – лучшие во Второй мировой войне танк – Т-34, самолёт-штурмовик ИЛ-2, реактивные артиллерийские установки «Катюша»…

Для советских людей начавшаяся Великая Отечественная война носила освободительный, а, значит, справедливый характер. Она сплотила общество в стремлении дать отпор вероломному врагу. О подвигах советских воинов, совершённых в годы войны, написаны сотни, тысячи исследований.

Выделим среди них хотя бы один - тот, который совершался во время атаки пехоты на огневую точку врага, когда, исчерпав все возможности борьбы с ней, воины закрывали амбразуру своим телом. Это были не акты отчаяния, но сознательно принятые решения, связанные с выполнением боевой задачи и стремлением спасти товарищей. Кстати, на государственном уровне подобные подвиги высоко ценились, но не возводились в ряд нормы (как, скажем, «камикадзе» в Японии). Пресса пропагандировала идею того, что задача бойца – не только спасти товарища, но и сохранить собственную жизнь. [14, с. 2]

Героев, совершивших такой подвиг, принято называть «матросовцами» по имени одного из них – девятнадцатилетнего рядового Александра  Матросова, совершившего свой подвиг 23 (по иным данным - 27) февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки Великолукского района Псковской области.

Сейчас уже установлены имена 404 героев – «матросовцев». [15, с.9] Сколько жизней уберегли они ценой собственных – не знает никто…

Кстати, никто из румынских и даже немецких солдат в годы Великой Отечественной войны на бросок на амбразуру не отважился. [16, с.231]

Таким образом, идеологическая пропаганда в СССР оказалась результативней румынской. В ее основе не было корыстных мотивов. Потому была одержана Победа. Писатель Л.М. Леонов о воинах-победителях сказал так: они «защитили не только наши жизни и достояние, но и само звание человека, которое хотел отнять у нас фашизм». [17, с.2]

Список литературы:

1. Филоненко С.И., Филоненко М.И. Психологическая война на Дону. Мифы фашистской пропаганды. 1942-1943. Воронеж, 2006.

2. Deletant D. Hitler’s foggoten ally. Ion Antonescu and his regim, Romania 1940-1944. Palgrave Macmillan, 2006.

3. Вельц Г. Солдаты, которых предали: записки бывшего офицера вермахта. Смоленск, 1999.

4. Чалая Т.П. Крушения мифа о «Великой Румынии» в годы диктатуры Й. Антонеску // Военно-исторический журнал, 2010, № 1.

5. Левит И.Э. Участие фашистской Румынии в агрессии против СССР. Истоки, планы, реализация (1. IX. 1939 – 19. XI. 1942). Кишинев, 1981.

6. Левит И.Э. Вступление Румынии в войну против Советского Союза. // Крестовый поход на Россию: Сборник статей. М., 2005.

7. Мединский В.Р. Война. Мифы СССР. 1939-1945. М., 2011.

8. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. М., 1946. Т.1.

9. Шевяков А.А. Экономическая и военно-политическая агрессия германского империализма в Румынии. Кишинев, 1963.

10. Киселев В.В., Рахманичев И.Х. Действия войск Южного фронта в начальном периоде Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1989. № 7.

11. Гальдер Ф. Военный дневник. 22. 06. 1941 – 24. 09. 1942 гг. / Пер. с нем. И. Глаголева. М., 2004.

12. Типпельскирх К., фон. История Второй мировой войны 1939-1945. С-Пб-М., 1998.

13. Цыпленков С. Поднятые по тревоге // В боях за Молдавию. Книга вторая. – Кишинев, 1968.

14. Газета 172-й стрелковой дивизии «Вперёд к Победе». № 32. 22 декабря 1942.

15. Атрашкевич К.А., Смирнов Н.Н. Самопожертвование на Великой Отечественной войне (1941-1945). Описание подвигов воинов, закрывших телом амбразуры вражеских огневых точек Волгоград, 2005.

16. Звягинцев В.Е. Трибунал для героев. М., 2005. С. 231.

17. Чалый П.Д. На заставе богатырской. Избранное. Воронеж, 2012.

Татьяна Малютина, доцент Воронежского государственного аграрного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"