На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

Битва на Калке и Калинов мост

Очерк

790 лет назад, 31 мая 1223 года на реке Калке произошла битва, несчастливая для Руси, ставшая предвестницей катастрофы 1236-1241 годов, после чего Русь на 210 лет станет зависимой от Золотой орды Великой империи монголов …

Это лишь кажется, что русское поражение XIII века удалено во времени так, что уже и ни в чём не актуально в наших реалиях, в веке ХХI. Время – известный кудесник, умеющий прятать суть явлений за одеждами модного покроя, за масками новой чеканки.

* * *

Как некогда в 1068 году неведомо откуда у границ Руси появились половцы, так в начале 1220-х Русь услышала о монголо-татарах.

Информационные атаки, предшествующие войнам хищническим, захватническим, – древнее изобретение. Чингисхан знал в этом толк. Его разведчиками были порой купцы и их окружение. Они собирали множество сведений о будущей жертве и распространяли в среде потенциального противника выгодные для монголов слухи – чаще устрашающие, а когда надо, судя по всему, и принижающие свою силу. Русские князья до поры до времени совершенно ничего не ведали о грозе, собирающейся на Востоке. Не до того было, они были заняты междоусобными распрями.

Поход войска Джэбэ и Субэдэя первоначально являлся карательной экспедицией в Хорезм, для наказания хорезмшаха Мухаммеда II, который в 1218 году отверг предложение Чингисхана о союзе, казнил его купцов-послов и отправил Чингису их головы. В 1220 году Хорезмская империя, в которую входили и территории западного Ирана и Азербайджана, перестала существовать, города разрушены, народ вырезан. Сам Мухаммед бежал и в поисках спасения укрылся на островке для прокажённых в Каспийском море, где и умер. Корпус Джэбэ и Субэдэй, оставляя за собой реку крови, пройдя через Кавказ, рассорив грузинского царя с половцами, вышел через Железные ворота (Дербент) в Половецкую степь.

Это была разведка. Чингисхан уже принял решение о покорении Кавказа, всей Степи и Руси.

* * *

Моголы презирали половцев за обман и назвали своими рабами. Но политическая элита половцев давно уже состояла в родне с русскими князьями. Некоторые были крещены. Хан Котян приходился князю Мстиславу Удалому тестем и стал вымаливать у русских князей помощи. Летопись передаёт: «И принес он многие дары - коней, и верблюдов, и буйволов, и невольниц, и, кланяясь, одарил всех русских князей, говоря: “Сегодня нашу землю татары отняли, а вашу завтра придут и возьмут, и поэтому помогите нам”».

Самыми сильными князьями на Руси были три Мстислава (это эпоха праправнуков Мономаха): Мстислав Романович – великий князь Киевский, Мстислав Удалой из Галича и Мстислав Черниговский. На княжеском совете решили помочь…

После смерти благоверного Владимира Мономаха прошло без малого сто лет, и князьям были сладостно памятны его походы. Мономах в своё время загнал половцев за Железные ворота Кавказа, где те пошли в услужение к грузинскому царю Давиду Строителю, который дал им подданство и землю. Князья помнили, что Мономах разгромил половцев на их территории, на Дону, в их «логове», и решили не только повторить подвиг великого предка, но и превзойти его, вовсе не подпустить нового хищника, превентивно напасть и уничтожить монголо-татарское войско за границей Руси. При этом того единства, к которому призывал Мономах в своём Завещании, среди князей не было. Но такое стремление к единству, надо сказать, выказывали княжеские военные элиты. Один из сильнейших полководцев той поры Александр Попович (из Ростова), после того как в силу вошёл враг его бывшего князя, передаёт «Повесть о битве на Калке», «стал бояться за свою жизнь, как бы великий князь не отомстил ему… Быстро сообразив всё это, посылает он своего слугу к богатырям, которых он знал и которые были в то время поблизости, и призывает их к себе в город, устроенный под Гремячим колодцем на реке Гзе… Собравшись здесь, богатыри решили, что если они будут служить князьям в разных княжествах, то они поневоле перебьют друг друга, поскольку между князьями на Руси постоянные раздоры и частые сражения. И приняли они решение служить одному великому князю в матери всех городов Киеве».

* * *

Но сцементировать Русь они не успели. Единство осталось мечтой. При этом русские дружины мало что знали о своём новом противнике, в отличие от Мономаха, который половцев знал как облупленных. Не знали князья толком и имени нового хищнического народа. Татары же, составлявшие значительную часть корпуса Джэбэ и Субэдэя, являлись лишь одним из племён, покорённых Чингисханом. В свою очередь монголы знали многое, знали даже и историю взаимоотношений Руси и половцев. Поэтому, когда русские дружины, общим числом 80 тысяч (не дождавшись подхода дружины из Владимира), выдвинулись из своих пределов вниз по Днепру, к острову Варяжскому, монголы отправили к князьям послание, в котором со знанием дела писали: «Слышали мы, что идёте вы против нас, послушавшись половцев. А мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сел ваших, и пришли не на вас. Но пришли мы, посланные Богом, на конюхов и холопов своих, на поганых половцев, а вы заключите с нами мир. И если прибегут половцы к вам, вы не принимайте их, и прогоняйте от себя, а добро их берите себе. Ведь мы слышали, что и вам они много зла приносят, поэтому мы их также бьем».

Мономах не стал бы казнить монгольских послов. А они казнили. Монголы знали историю. А они забыли. Забыли, какое бедствие в 1093 году вызвала казнь половецких послов великим князем Киевским Святополком Изяславичем. Не соразмерив сил, он вывел Русь к реке Стогне на брань и поплатился. Тогда почти полностью полегли русские полки, в том числе и дружина Мономаха, сожжены были пригороды Киева, монастыри, села…

И второе послание отправили монголы русским князьям, зная из своего огромного военного опыта все их последующие шаги. На Хортице князья с изумлением читали текст высокого слога: «Если вы послушались половцев, послов наших перебили и идёте против нас, то идите. А мы вас не трогали, и пусть рассудит нас Бог». На этот раз послы монголов ушли беспрепятственно.

* * *

Монголо-татарское войско, выматывая русские силы, но и внушая князьям мысль о скорой их победе, допуская поражение мелких отрядов, имитируя своё бегство, восемь дней заманивало русские дружины в степь. Добыча казалась верной. И вот, пройдя две сотни километров, русские дружины вышли к реке Калка.

Калка – небольшой приток одной из рек, впадающих в Азовское море…

Интересно, что нынешние дорожники на 17 км трассы Донецк-Мариуполь, перед мостом, установили указатель «р. Калка», хотя эта река на всех картах уже давно обозначается как «Малый Кальчик».

* * *

Вероятно, недаром многих восхищает талант Субэдэй-багатура и Джэбэ-нойона, осуществивших столь успешный многотысячекилометровый поход. Приставка нойон указывает на принадлежность полководца к высшей аристократии, приставка багатур («герой», «богатырь») говорит о том, что это выходец из низов. Для Чингисхана определяющими были личные качества. Субэдэй на Калке сумел своё 29-тысячное войско направить на половецкое войско таким образом (удар был подобен кумулятивному взрыву), что, смяв, опрокинув половцев, те обратились в бегство, но не хаотичное, а направленное на русскую дружину. Случился эффект падающего домино. Н.М. Карамзин пишет, что «два Мстислава, Киевский и Черниговский, ещё не успели изготовиться к битве: ибо Мстислав Галицкий (Удалой), желая один воспользоваться честию победы, не дал им никакой вести о сражении». Всё было опрокинуто.

После этого каждый из старших князей сделал ошибку.

Л.Н. Гумилёв перечисляет: «Мстислав Удалой и "младший" князь Даниил (Галицкий) бежали за Днепр, они первыми оказались у берега и успели вскочить в ладьи. При этом остальные ладьи князья порубили, боясь, что и монголы смогут переправиться вслед за ними. Тем самым они обрекли на гибель своих соратников, у которых лошади были хуже княжеских. Разумеется, монголы убили всех, кого настигли.

Мстислав Черниговский со своим войском начал отступать по степи, не оставив арьергардного заслона. Монгольские всадники гнались за черниговцами, легко настигали их и рубили.

Мстислав Киевский расположил своих воинов на большом холме, забыв, что нужно обеспечить отход к воде…»

Великий князь Киевский Мстислав Романович, в дружине которого были все русские богатыри, числом 70, огородился кольями на скалистом холме. Богатыри, оказавшись на малом пространстве в блокаде, три дня вели воистину героическую оборону. Одолели их обманом. Некий Плоскиня – вождь бродников (была такая этническая группа тюрко-славянского происхождения) уговорил великого князя сдаться. Летописец пишет: «Этот окаянный воевода целовал крест великому князю Мстиславу, и двум другим князьям, и всем, кто был с ними, что татары не убьют их, а возьмут за них выкуп, но солгал окаянный: передал их, связав, татарам…»

Всех перебили.

1223 год оставил нам несколько литературных памятников, у одного из которых полное название: «Повесть о битве на Калке, и о князьях русских, и о семидесяти богатырях». В тот же год появилась и песенная былина «Как перевелись богатыри на святой Руси». Не удивительно, что мало кто из участников запомнил имя хищного народа, как и название реки. Погибли 70 тысяч русских, в том числе 12 князей и 70 богатырей. Уцелел лишь каждый десятый. Поэтому в былине и Софт-река – заимствованное название.

О причине бедствия летописец говорит: «Из-за грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные моавитяне, о которых никто точно не знает, кто они и откуда пришли, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры…»

Их восприняли как выходцев из ада (от этого и паническое бегство).

В детстве по-особому ужасной воспринималась битва на Калке. Из-за чудовищной муки, которую приняли русские князья, попавшие в плен. Их, связанных, татары уложили на землю, сверху устроили настил (из кольев и щитов?). Пировали на этом настиле и задавили князей.

Что это за изуверская казнь? Л.Н. Гумилёв говорит, что этим татары буквально исполнили данное князьям обещание – не проливать их крови.

И действительно, они не могли обещать обменять их на выкуп. Вероятно, это коварная придумка Плоскини. Великая Яса Чингисхана гарантировала смерть и за много меньшее.

* * *

На Калке Русь была потрясена чудовищной катастрофой. Но как-то быстро и забыла о ней, как о дурном сне. В запасе было 13 лет. И наши предки их никак не использовали для создания единого центра, для накопления сил и средств…

Пока гром не грянет.

Сами не смогли объединиться, Золотая орда объединила. А иначе б и рассыпались на 200 княжеств… Об этом говорил вслед за Карамзиным и В.О. Ключевский. Его мнение о князьях, потерявших родовую память: «Если бы они были предоставлены вполне самим собой, они разнесли бы всю Русь на бессвязные, вечно враждующие между собой удельные лоскутья».

Когда-то в детской моей голове соединились Калка и Калинов мост. Есть такая сказка «Бой на Калиновом мосту». Калинов – не от слова «калина», но от слова «калить», «раскалённый», это и понятно: мост-то не абы над какой рекой, а над Смородиной, рекой огненной, из-за которой прёт на Русь вражья сила, прёт преисподняя – Чуды-Юды, одно мощнее другого.

Точно как в жизни.

А на битву с ними вышли Иван-царевич, Иван-попович и Иван крестьянский сын. И пока Иван крестьянский сын не нашёл способа разбудить братьев, сам воюя, чуть весь под землю не ушёл.

А как проснулись все, - нашли метод на 12-тиглавого.

В решающий момент, говорит сказочник, «изловчился Ванюшка и отсёк Змею огненный палец (которым он себе головы приращивал). Тут уж стали братья бить-колотить, отсекли Змею все двенадцать голов, туловище в воду бросили.

Отстояли Калинов мост».

Хорошая сказка. Жуткая. Но оптимистичная.

Потому как из жизни взята. 

Олег Слепынин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"