10 ноября 105 лет тому назад родился выдающийся авиаконструктор Анатолий Григорьевич Брунов. Более четверти века он отдал МиГам. История ОКБ «МиГ» неотделима от его имени. Он начинал от истоков и ушел, когда марка МиГ стала мировым брендом. Его вклад в развитие отечественной авиации отмечен высшей трудовой наградой страны – золотой звездой Героя Социалистического труда, тремя Сталинскими и Ленинской премиями.
***
«Человеком – эпохой» называют Анатолия Брунова его немногие оставшиеся коллеги. Его биография – отражение суровой, беспощадной и в то же время героической первой половины прошлого века, которая в наши дни вызывает и ужас, и удивление, и восхищение. Он родился в поселке Обухово (в нынешнем Ногинском районе). Тогда еще не было материнского капитала, но демография была лучше, чем в Китае. В семье было тринадцать детей. Толя был двенадцатым. Прокормить столько ртов было непросто. В 1918 году после окончания начальной школы его тринадцатилетнего мальчишку устроили работать на фабрику учеником слесаря. Учебу продолжил в вечерней школе. Тягу к знаниям заметили. В 1920 году его командировали в техникум в Москву. Но в первом семестре пришлось ночевать на Брестском (Белорусском) вокзале. Техникум места в общежитии не дал. Вокзальные обитат ели делились с ним куском черного хлеба. В 1922 году техникум преобразован в технический институт им. М. В. Ломоносова. Анатолия переводят на рабфак при этом институте. После окончания рабфака поступает в МВТУ.
В приказе по МВТУ № 45 от 9 февраля 1930 года, объявлявшем о присвоении инженерного звания Сергею Павловичу Королеву, Семену Алексеевичу Лавочкину и многим другим, в числе которых и имя Анатолия Григорьевича. Брунов по праву стоит в этом славном списке.
Кстати, это был первый и последний выпуск аэромеханического факультета МВТУ. Уже в марте 1930 года факультет получил самостоятельность и стал называться ВАМУ – Высшим аэромеханическим училищем, которое еще через 5 месяцев превратилось в МАИ – знаменитый впоследствии Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.
Вот такие университеты были у Королева, Лавочкина, Брунова и многих других, кто выковал авиационно-космическую мощь страны.
На последнем курсе МВТУ Брунов работал в ОКБ Н. Н. Поликарпова, которого впоследствии назвали «королем истребителей», на заводе № 25 Авиатреста. Защитив диплом, работает здесь же инженером-конструктором. В августе 1930 года завод № 25 сливается с заводом № 39 им. Менжинского ОГПУ и Анатолия Григорьевича назначают начальником бригады фюзеляжа в ОКБ завода. В то время реорганизации предприятий были довольно часты, авиапром только формировался. Поэтому столь обширен послужной список Брунова в этот период. В 1937 -1939 годах его перевели на завод № 301 в подмосковных Химках заместителем главного конструктора А. А. Дубровина. Изначально завод строился, как фабрика, для выпуска престижной мебели, предназначенной во Дворец Советов. От строительства Дворца отказались, а фабрику отдали авиапрому. При заводе создали опытное КБ во главе с Дубровиным. Вместо стульев и столов завод стал осваивать выпуск по лицензии французского учебно-тренировочный истребителя «Кодрон». Делали также фюзеляжи яковлевского «неудачника» – бомбардировщика ББ-22. В конце 1938 года Дубровина перевели в Харьков, на место арестованного авиаконструктора К.А.Калинина. Заводское КБ осталось без «главы» и без работы, поскольку «Кодроны» и машины, спроектированные на базе французской конструкции, выпускать не стали. Свято место – пусто не бывает. Дубровина сменил Горбунов, один из троицы создателей истребителей ЛаГГ. Так в мае 1939 года началась история знаменитой «Лавки» – ОКБ Лавочкина.
А Брунова ушел в поликарповское ОКБ на заводе №1 им. Сталина инженером-конструктором – помощником главного конструктора. 21 января 1940 года он был зачислен в недавно организованный особый конструкторский отдел А. И. Микояна ведущим инженером.
***
«Все, кто работал с Бруновым, дружно отмечают поразительную работоспособность, редкую память, неистощимую конструкторскую изобретательность. Все эти качества сыграли свою роль и при конструктивной отработке первого МиГа…» – это строки из книги Михаила Арлазорова «Артем Микоян» в серии ЖЗЛ. В процессе написания книги, Арлазоров собрал большой материал об ОКБ. Вот что он пишет о Брунове: «Отличный конструктор, Брунов был мастером воплощения замыслов в материал. Он, как никто, умел организовать работу конструкторов, производственников и даже испытателей, в чьих делах разбирался ничуть не хуже, чем во всем остальном». Недаром Брунов был назначен ведущим программы испытаний МиГ-1. Это был канун войны – 1940 год.
Потом был ведущим инженером по МиГ-3 и не пошедшему в серию двухмоторному МиГ-5 (ДИС-200). Брунов открыва л эру отечественной реактивной авиации. Он был ведущим по проекту и первого реактивного истребителя МиГ-9, который был создан, по его словам, за «фантастические сроки». «Проектирование, начатое в июле 1945 года, заняло всего три с половиной месяца, а в феврале 1946 года, через восемь месяцев, первый самолет был построен. При этом надо иметь в виду, что численность КБ была всего около ста человек, а производства – около двухсот человек», – вспоминает о той поре Анатолий Григорьевич.
Превращение компоновочной схемы в рабочие чертежи всегда изобилует конфликтами. Проектировщики каждого агрегата самолета – от крыла до шасси, от двигателя до вооружения хотят вложить в машину максимум. В итоге совместных усилий рождалась оптимальная компоновка. Уникальность конструкторских решений стало отличительной чертой миговской конструкторской школы.
Во всех МиГах, созданных за первые четверть века ОКБ, есть доля его труда. В 1945 году подняли ранг разработчиков: ведущие тему инженеры получили статус заместителей главного конструктора. Уже в этом качестве Анатолий Григорьевич руководил проектированием, постройкой, испытаниями и доводкой опытных образцов истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и их многих модификаций. А сколько сил было потрачено на запуск самолетов в серию! Гигантская работа. И он с ней справился. Самолет– солдат МиГ-15 и МиГ-21 стали самыми массовыми истребителями.
В марте 1957 года министр авиационной промышленности Петр Васильевич Дементьев своим приказом №101 сс поднял роль руководителей тем: они получили статус главных конструкторов. Годом ранее главные конструкторы ОКБ получили статус генеральных. Анатолий Брунов был назначен главным конструктором по самолетам-истребителям. В то время он руководил разработкой МиГ-21 и его модификаций.
«Тружеником чрезвычайной полезности», – назвал Брунова легенда авиации Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель Григорий Седов. А он, бывший не только великолепным летчиком-испытателем, но и главным конструктором истребителей МиГ-23, МиГ-27 и многофункционального фронтового истребителя 5-го поколения – МФИ, как никто другой знает цену конструкторского труда и тяжкий груз моральной ответственности за принимаемые решения, который довлеет над авиаконструктором. Брунов был главным конструктором МиГ-21, а Григорий Седов испытывал этот самый массовый среди долгожителей истребитель.
Брунов считался у заказчиков признанным авторитетом. Ему верили, как банкир верит векселю со стопроцентной гарантией. Здесь гарантией был огромный конструкторский опыт Брунова . Главный конструктор МиГ-29, МиГ-29М, Герой Социалистического Труда Михаил Вальденберг вспоминал историю с катапультными креслами для МиГ-21. Они были разработаны в ОКБ «МиГ». При испытании в строевых частях погибли один за другим два летчика. Представитель главного штаба ВВС генерал Кувенев дал команду: «Испытания прекратить!». На серийный завод в Горький срочно вылетели Брунов с Вальденбергом. Они выяснили, что на серийном заводе для упрощения технологического процесса в рабочие чертежи без согласования с ОКБ были внесены изменения. Пришлось во с становить статус-кво. Когда на совещании в Главном штабе ВВС после доклада Вальденберга генерал Кувенев спросил его: «Вы утверждаете, что возникновение аварийных ситуаций после проведения в Горьком работ прекратится, и советские летчики перестанут гибнуть на этих самолетах?» Молодой Вальденберг замедлил с ответом, и возникла неудобная пауза. Тогда встает Брунов и весомо говорит: «Летчики гибнуть не будут». Этого оказалось достаточно, чтобы испытания продолжились.
За создание МиГ-21 А.Г. Брунову вместе с группой коллег была присуждена Ленинская премия.
В конце 1966 года он ушел на пенсию. Умер в 1972 году. Похоронен на Введенском кладбище. Его уже нет с нами 38 лет, а его творение – МиГ-21– до сир пор охраняет небо многих стран. Многие МиГ-21 обрели постоянную наземную стоянку на пьедесталах и стали памятниками людям их создавшим и на них летавшим. Среди них в первых строках Анатолий Григорьевич Брунов.
Валерий Родиков
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"