Статус женщины в обществе во все времена был неоднозначным. Как свидетельствуют первые письменные памятники европейской литературы древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и « Одиссея» (9 век до нашей эры), женщина занимала видное место в античном мире мужчин. Выступала она в нём в двух основных смысловых фигурах. Первая – воплощение красоты и физического совершенства, предмет страсти и поклонения мужчин. Классический пример – прекрасная Елена, жена царя Спарты Менелая, которую коварно похитил Парис. Приехав к Менелаю в гости и пользуясь отсутствием хозяина, он погрузил на свой корабль не только сокровища царя, но и его жену. Елена не противилась этому не потому, что полюбила своего похитителя (об этом ниже), а подчиняясь воле более сильного. Вторая фигура – хранительница семейного очага, символ женской верности, преданная жена и любящая мать. Конечно же, это Пенелопа, жена царя Итаки Одиссея, ждавшая мужа двадцать лет. Все эти годы она мужественно противостояла проискам женихов, которые считали Одиссея погибшим и желали не столько получить Пенелопу, сколько прекрасный и богатый остров. Елена – Пенелопа, две противоположности, столь характерные для жизни древнегреческого полиса. В современных экранизациях поэм Гомера (речь идёт не только о голливудских « шедеврах») встречаем иной временной подход к теме женщина и общество, нежели в том далёком мире. И чаще всего речь идёт о сфере любви, интерпретированной в настоящем хроносе. У древних, а об этом свидетельствуют они сами, любовь трактовалась лишь как физическое влечение – Эрос. И Алкей, и Сапфо, и Анакреонт в дошедших до нас стихах описывают человека в состоянии страсти: «Когда я вижу тебя, язык мой немеет, – читаем у Сапфо в «Гимне Афродите», – я вся дрожу и становлюсь слабее травинки…». Любовь, безусловно, была, речь идёт лишь о её трактовке в сознании древнего грека. Конечно, античная греческая литература вовсе не так однозначно видела женщину. И об этом свидетельствуют и греческая трагедия (Электра, Антигона, Медея), и комедия (Лисистрата), и реалии греческой действительности. А факты говорят нам об удивительной простоте и непритязательности повседневной жизни гречанок. Они почти не пользовались косметикой и парфюмерией. Одежда отличалась простым покроем и была функциональна. Ткани – лён, хлопок, шерсть, окрашенные натуральными красителями, и поэтому ничего яркого в платье, лишь все оттенки бежевого, коричневого, жёлтого. Украшений мало, кстати, закон во многих греческих полисах регламентировал их количество. А во время войны гражданки должны были сдавать драгоценности на нужды государства. Каково же было реальное положение женщины в античном мире? Древняя Греция с точки зрения юридического статуса слабой половины человечества – страна парадоксов. С одной стороны, женщина настолько зависима от мужчины и семьи (в выборе мужа, дома, образа жизни, цвета одежды), что ей назначена даже часть дома, где она обитает (гинекея). В то же время она абсолютно защищена законом в семейном обустройстве: в Древней Греции каждая женщина реализовывала своё право на замужество (если ей это не удавалось самой, то родственники по мужской линии обязаны были позаботиться о муже). С другой стороны, здесь существовал институт гетер. В поздний период под этим словом стали подразумевать иное. А первоначально гетера – это интеллектуалка, образованная, красивая, умеющая вести себя в обществе мужчин и беседующая с ними на равных (например, Аспазия, жена одного из самых выдающихся правителей Афин Перикла, была до замужества гетерой).
В Древнем Риме, который многое перенял от греков, сохранились две женские основные смысловые фигуры – красавица и матрона. Но Древний Рим окутал женщину роскошью. В обиходе свободных римлянок появились ароматические притирания и благовония, румяна и помада, подводка для глаз, накладные волосы и пр. Переливались яркие восточные шелка, сверкали драгоценные каменья и золото, быт становился всё более богатым: виллы, мебель, подушки, драпировки, ларцы и паланкины – всё дышало дороговизной. Патрицианки соревновались друг с другом в богатстве. Примеров истинных чувств встречаем мало. Любовь – это страсть, увлечение, физическое наслаждение, связи, многочисленные новые браки и разводы. Овидий, признанный сочинитель стихов и поэм, создаёт «Науку любви», ничего не имеющую общего с известным индийским трактатом, ибо задача у неё другая – научить приёмам обольщения и женщин и мужчин. В поэме практические рекомендации, как себя вести, ходить, говорить, смеяться, завоёвывать расположение чужих жен или мужей, нравиться, что надевать и обувать и т. д. Осознавая, что в мире фальши трудно найти подлинное, автор даёт читателю бесценный совет – выбирать жену и шёлковую ткань только при солнечном свете. Каким же жалким на этом фоне казался несчастный поэт Катулл, безнадежно влюблённый в ветреную знатную красавицу! Какими бедными казались его стихи, посвящённые этой любви! Но как благодарны ему потомки, унаследовавшие дышащие подлинной любовью строки и благодаря этому пришедшие к пониманию высокого смысла любви: «Час назад я писал её имя на тающем снеге, а минуту назад я любовь утопил свою в море…».
Христианизация европейского континента явилась новым смысловым поворотом в отношении к женщине. Средневековье открыло в человеке духовный мир, осознало его как самоценную личность, подчеркнуло его божественную сущность. Отблеск любви к Пресвятой Деве осветил и женский силуэт. Уже ранние героические поэмы средневековья представляют нам тип женщины, не только погружённой в сферу любовного чувства, но и ощущающей себя вершительницей своей судьбы. Немецким эпическим сказаниям принадлежит здесь ведущая роль («Песня о Нибелунгах», поэма « Кудруна»). В «Песне о Нибелунгах» ярко выписаны две женщины, два противоположных характера, заметим, не просто фигуры, а личности: юная доверчивая Кримхильда, сестра Бургундского короля Гунтера, и дева – воительница Брунхильда, прекрасная, гордая, жестокая, вступающая на равных в единоборство с мужчиной и выбирающая себе мужа по доблестным качествам. Оказавшись на тесном пространстве королевского двора, они начинают соперничество, приведшее обеих к трагическим последствиям, а страну к гибели королевского Бургундского рода на Рейне. Дамы соревнуются в нарядах, в знаках почитания, в первенстве во всём. Причём, автор «Песни», как истинный художник, не может отказать себе в удовольствии подчеркнуть некоторые детали этой борьбы. Так, например, Брунхильда, жена короля, одевает своих придворных дам в платья из роскошной ткани, а Кримхильда приказывает этой тканью оббить мебель в покоях. Мелкая женская месть, но нравы схвачены удивительно точно. Ибо основное занятие женщины – создавать антураж для мужа, делать его жизнь приятной и весёлой, что совсем немаловажно в средневековом мире, где царит борьба за выживание. К слову сказать, прелестные дамы охотно присутствуют на рыцарских турнирах, где применяется настоящее оружие, наносятся настоящие увечья, льётся настоящая кровь и витает смерть.
XII век – особенная веха в женском портале времени. Крестовые походы раздвинули рамки реальности. Восток с его негой и роскошью, с его пряностями и пышными любовными стихами начинает влиять на вкусы и пристрастия современников. Наступает бурный расцвет средневековой поэзии. Основной флер, накинутый на женский силуэт, – флер любовный, а предмет обожания поднимается на высокий пьедестал. Но эта общая атмосфера любви и поклонения обставлена всевозможными условностями. Формируется рыцарство как класс, в его кодексе, кроме всего прочего, записано обязательное служение Прекрасной Даме. И оно тоже подчиняется правилам. Куртуазность становится символом времени, а без стихов не может обходиться ни один мужчина. И опять же немецкая любовная поэзия – миннезанг– в этом вопросе находится в авангарде не только по времени возникновения, но и по силе и искренности чувств. Стихи «старых» и «новых» миннезингеров дышат жизнью. « Славлю тот день, когда встретился с нею, околдовавшей и дух мой и тело. В мыслях её неустанно лелею, и с нею связан мой разум всецело. С ней меня слили на все времена нежность её, красота, доброта, алые, с милой улыбкой уста,» – так воспевает свою возлюбленную один из самых лирических поэтов средневековья Вальтер фон Фогельвайде. Показательна здесь деталь, указывающая на индивидуальность: алые с милой улыбкой уста. Важность её в том, что любовная поэзия того времени не допускала индивидуальности в описании Прекрасной Незнакомки. Поэзия провансальских трубадуров, воспевающих любовь и Даму, исполнена клише. Мадонна совершенна: она стройна и грациозна, у неё золотистые волосы, лучистые глаза, кожа белее лилии, щёки– лепестки розы, зубы –жемчуг, губы –коралл. Этот образ кочует из одного произведения в другое, от одного поэта к другому. Что это? Фикция или сознательный приём? Существует мнение, что последнее. Ведь Прекрасная Дама – это обязательно замужняя женщина, жена сюзерена. И как это ни прозаично, она не всегда прекрасна, но именно благодаря её присутствию воспевается двор повелителя, а стихи были рассчитаны, конечно же, на материальную благодарность. Правда, литературный штамп оказался настолько живучим, что в последующие несколько столетий понадобились усилия многих поэтов для его преодоления. И бессмертный Данте, и тонкий лирик Петрарка, и итальянские поэты «сладостного стиля», и многие другие не избежали влияния традиции. Насколько же великим оказался Шекспир, дерзнувший написать свой 130 сонет. В нём не только истинное, выстраданное, глубокое чувство, но и протест против надоевшей красоты: «Её глаза на звёзды не похожи. Нельзя уста кораллами назвать. Не белоснежна плеч открытых кожа. И жёсткой проволокой вьётся прядь…». Сонет Шекспира так прекрасен и совершенен, что никого не оставляет равнодушным.
В эпоху Ренессанса женщина становится истинной королевой живописи, скульптуры, музыки, литературы и даже политики. Мы с неизменным восторгом любуемся шедеврами того времени, где царит Она, владычица дум и сердец, удивительная и прекрасная, чувственная и лёгкая, нежная и таинственная, близкая и недосягаемая, такая разная и единая в своей сущности, обнажённая или в роскошных одеяниях, скромная или в драгоценных каменьях и жемчугах. Не только внешность, но и внутренний мир представительниц прекрасного пола становится объектом пристального внимания. И вот появляются « Страдания Мадонны Фьяметты» итальянца Боккаччо – первый лирический дневник влюблённой женщины. Как это получилось прекрасно! Не стоит удивляться тому, что именно автор «Декамерона», книги, почему-то вызывающей понимающую улыбку (заметим, что лишь треть новелл в ней сатирические, а остальные – трагические и драматические),сумел постичь тонкие нюансы души покинутой и страдающей красавицы. Об удивительной глубине натуры самого писателя свидетельствует и новелла о доне Федериго дельи Альбериги – настоящая жемчужина в сокровищнице художественного слова, вошедшая в «Декамерон» и раскрывающая такие непостижимые свойства человеческой души, что, читая, хочется плакать. А какой человечностью веет от её ремейка, тоже новеллы, но написанной многими веками позже – это « Дары волхвов» ОГенри!
Каждая новая эпоха по-новому представляла женщину и показывала её роль в обществе. А последнее столетие не только с помощью специфической индустрии обустроило женский мир, но и сделало женщину главной фигурой социального и политического пространства. Примеров тому множество, их можно продолжать до бесконечности. Тема так же неисчерпаема, как неисчерпаема сама жизнь. Ведь женщина – это и есть жизнь. Что же касается проблемы «Женщина и общество», то она никогда не решалась и не могла быть решена позитивно, так как сама ее постановка противоречит нравственно-философскому смыслу бытия. Женщина как создание Бога или природы не нуждается в утверждении. Она есть. Возникновение же вопроса – это вопрос несовершенной цивилизации и несовершенного государства. Лучшие художественные произведения на протяжении многих столетий пытались вести разум в нужном направлении, защищая ум, честь и достоинство женщины, часто указывая на ее явное личностное превосходство над отдельным мужчиной. О том, что проблема «Женщина – общество» искусственная, свидетельствует следующий тезис, подкреплённый историческим и художественным материалом:
Положение женщины в государстве, ее поведение и нормы нравственности всегда зависели от имущественного состояния и социального статуса. Чем богаче, чем выше на социальной лестнице находится женщина, тем она свободнее и тем общество терпимее к ее поведению. Опять же парадокс: в осуждении «преступницы» в виде общественного мнения, как правило, выступали прежде всего женщины. Всегда в государстве, обществе, рабочем коллективе, семье есть два типа женщин: подчиняющихся установленным рамкам жизни и выходящих за них. Художественная литература в этом отношении изобилует примерами.
Все вышеизложенные предпосылки не претерпели в литературном изложении, начиная от Древней Греции и завершая современностью, каких бы то ни было серьезных изменений. Меняется только, антураж, реалии, а сущность остается.
Алла Мардиева, кандидат филологических наук
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"