На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Женский силуэт

в западноевропейском портале времени

Статус женщины в обществе во все времена был неоднозначным. Как свидетельствуют первые письменные памятники европейской литературы древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и « Одиссея» (9 век до нашей эры), женщина занимала видное место в античном мире мужчин. Выступала она в нём в двух основных смысловых фигурах. Первая – воплощение красоты и физического совершенства, предмет страсти и поклонения мужчин. Классический пример – прекрасная Елена, жена царя Спарты Менелая, которую коварно похитил Парис. Приехав к Менелаю в гости и пользуясь отсутствием хозяина, он погрузил на свой корабль не только сокровища царя, но и его жену. Елена не противилась этому не потому, что полюбила своего похитителя (об этом ниже), а подчиняясь воле более сильного. Вторая фигура – хранительница семейного очага, символ женской верности, преданная жена и любящая мать. Конечно же, это Пенелопа, жена царя Итаки Одиссея, ждавшая мужа двадцать лет. Все эти годы она мужественно противостояла проискам женихов, которые считали Одиссея погибшим и желали не столько получить Пенелопу, сколько прекрасный и богатый остров. Елена – Пенелопа, две противоположности, столь характерные для жизни древнегреческого полиса. В современных экранизациях поэм Гомера (речь идёт не только о голливудских « шедеврах») встречаем иной временной подход к теме женщина и общество, нежели в том далёком мире. И чаще всего речь идёт о сфере любви, интерпретированной в настоящем хроносе. У древних, а об этом свидетельствуют они сами, любовь трактовалась лишь как физическое влечение – Эрос. И Алкей, и Сапфо, и Анакреонт в дошедших до нас стихах описывают человека в состоянии страсти: «Когда я вижу тебя, язык мой немеет, – читаем у Сапфо в «Гимне Афродите», – я вся дрожу и становлюсь слабее травинки…». Любовь, безусловно, была, речь идёт лишь о её трактовке в сознании древнего грека. Конечно, античная греческая литература вовсе не так однозначно видела женщину. И об этом свидетельствуют и греческая трагедия (Электра, Антигона, Медея), и комедия (Лисистрата), и реалии греческой действительности. А факты говорят нам об удивительной простоте и непритязательности повседневной жизни гречанок. Они почти не пользовались косметикой и парфюмерией. Одежда отличалась простым покроем и была функциональна. Ткани – лён, хлопок, шерсть, окрашенные натуральными красителями, и поэтому ничего яркого в платье, лишь все оттенки бежевого, коричневого, жёлтого. Украшений мало, кстати, закон во многих греческих полисах регламентировал их количество. А во время войны гражданки должны были сдавать драгоценности на нужды государства. Каково же было реальное положение женщины в античном мире? Древняя Греция с точки зрения юридического статуса слабой половины человечества – страна парадоксов. С одной стороны, женщина настолько зависима от мужчины и семьи (в выборе мужа, дома, образа жизни, цвета одежды), что ей назначена даже часть дома, где она обитает (гинекея). В то же время она абсолютно защищена законом в семейном обустройстве: в Древней Греции каждая женщина реализовывала своё право на замужество (если ей это не удавалось самой, то родственники по мужской линии обязаны были позаботиться о муже). С другой стороны, здесь существовал институт гетер. В поздний период под этим словом стали подразумевать иное. А первоначально гетера – это интеллектуалка, образованная, красивая, умеющая вести себя в обществе мужчин и беседующая с ними на равных (например, Аспазия, жена одного из самых выдающихся правителей Афин Перикла, была до замужества гетерой).

В Древнем Риме, который многое перенял от греков, сохранились две женские основные смысловые фигуры – красавица и матрона. Но Древний Рим окутал женщину роскошью. В обиходе свободных римлянок появились ароматические притирания и благовония, румяна и помада, подводка для глаз, накладные волосы и пр. Переливались яркие восточные шелка, сверкали драгоценные каменья и золото, быт становился всё более богатым: виллы, мебель, подушки, драпировки, ларцы и паланкины – всё дышало дороговизной. Патрицианки соревновались друг с другом в богатстве. Примеров истинных чувств встречаем мало. Любовь – это страсть, увлечение, физическое наслаждение, связи, многочисленные новые браки и разводы. Овидий, признанный сочинитель стихов и поэм, создаёт «Науку любви», ничего не имеющую общего с известным индийским трактатом, ибо задача у неё другая – научить приёмам обольщения и женщин и мужчин. В поэме практические рекомендации, как себя вести, ходить, говорить, смеяться, завоёвывать расположение чужих жен или мужей, нравиться, что надевать и обувать и т. д. Осознавая, что в мире фальши трудно найти подлинное, автор даёт читателю бесценный совет – выбирать жену и шёлковую ткань только при солнечном свете. Каким же жалким на этом фоне казался несчастный поэт Катулл, безнадежно влюблённый в ветреную знатную красавицу! Какими бедными казались его стихи, посвящённые этой любви! Но как благодарны ему потомки, унаследовавшие дышащие подлинной любовью строки и благодаря этому пришедшие к пониманию высокого смысла любви: «Час назад я писал её имя на тающем снеге, а минуту назад я любовь утопил свою в море…».

Христианизация европейского континента явилась новым смысловым поворотом в отношении к женщине. Средневековье открыло в человеке духовный мир, осознало его как самоценную личность, подчеркнуло его божественную сущность. Отблеск любви к Пресвятой Деве осветил и женский силуэт. Уже ранние героические поэмы средневековья представляют нам тип женщины, не только погружённой в сферу любовного чувства, но и ощущающей себя вершительницей своей судьбы. Немецким эпическим сказаниям принадлежит здесь ведущая роль («Песня о Нибелунгах», поэма « Кудруна»). В «Песне о Нибелунгах» ярко выписаны две женщины, два противоположных характера, заметим, не просто фигуры, а личности: юная доверчивая Кримхильда, сестра Бургундского короля Гунтера, и дева – воительница Брунхильда, прекрасная, гордая, жестокая, вступающая на равных в единоборство с мужчиной и выбирающая себе мужа по доблестным качествам. Оказавшись на тесном пространстве королевского двора, они начинают соперничество, приведшее обеих к трагическим последствиям, а страну к гибели королевского Бургундского рода на Рейне. Дамы соревнуются в нарядах, в знаках почитания, в первенстве во всём. Причём, автор «Песни», как истинный художник, не может отказать себе в удовольствии подчеркнуть некоторые детали этой борьбы. Так, например, Брунхильда, жена короля, одевает своих придворных дам в платья из роскошной ткани, а Кримхильда приказывает этой тканью оббить мебель в покоях. Мелкая женская месть, но нравы схвачены удивительно точно. Ибо основное занятие женщины – создавать антураж для мужа, делать его жизнь приятной и весёлой, что совсем немаловажно в средневековом мире, где царит борьба за выживание. К слову сказать, прелестные дамы охотно присутствуют на рыцарских турнирах, где применяется настоящее оружие, наносятся настоящие увечья, льётся настоящая кровь и витает смерть.

XII век – особенная веха в женском портале времени. Крестовые походы раздвинули рамки реальности. Восток с его негой и роскошью, с его пряностями и пышными любовными стихами начинает влиять на вкусы и пристрастия современников. Наступает бурный расцвет средневековой поэзии. Основной флер, накинутый на женский силуэт, – флер любовный, а предмет обожания поднимается на высокий пьедестал. Но эта общая атмосфера любви и поклонения обставлена всевозможными условностями. Формируется рыцарство как класс, в его кодексе, кроме всего прочего, записано обязательное служение Прекрасной Даме. И оно тоже подчиняется правилам. Куртуазность становится символом времени, а без стихов не может обходиться ни один мужчина. И опять же немецкая любовная поэзия – миннезанг– в этом вопросе находится в авангарде не только по времени возникновения, но и по силе и искренности чувств. Стихи «старых» и «новых» миннезингеров дышат жизнью. « Славлю тот день, когда встретился с нею, околдовавшей и дух мой и тело. В мыслях её неустанно лелею, и с нею связан мой разум всецело. С ней меня слили на все времена нежность её, красота, доброта, алые, с милой улыбкой уста,» – так воспевает свою возлюбленную один из самых лирических поэтов средневековья Вальтер фон Фогельвайде. Показательна здесь деталь, указывающая на индивидуальность: алые с милой улыбкой уста. Важность её в том, что любовная поэзия того времени не допускала индивидуальности в описании Прекрасной Незнакомки. Поэзия провансальских трубадуров, воспевающих любовь и Даму, исполнена клише. Мадонна совершенна: она стройна и грациозна, у неё золотистые волосы, лучистые глаза, кожа белее лилии, щёки– лепестки розы, зубы –жемчуг, губы –коралл. Этот образ кочует из одного произведения в другое, от одного поэта к другому. Что это? Фикция или сознательный приём? Существует мнение, что последнее. Ведь Прекрасная Дама – это обязательно замужняя женщина, жена сюзерена. И как это ни прозаично, она не всегда прекрасна, но именно благодаря её присутствию воспевается двор повелителя, а стихи были рассчитаны, конечно же, на материальную благодарность. Правда, литературный штамп оказался настолько живучим, что в последующие несколько столетий понадобились усилия многих поэтов для его преодоления. И бессмертный Данте, и тонкий лирик Петрарка, и итальянские поэты «сладостного стиля», и многие другие не избежали влияния традиции. Насколько же великим оказался Шекспир, дерзнувший написать свой 130 сонет. В нём не только истинное, выстраданное, глубокое чувство, но и протест против надоевшей красоты: «Её глаза на звёзды не похожи. Нельзя уста кораллами назвать. Не белоснежна плеч открытых кожа. И жёсткой проволокой вьётся прядь…». Сонет Шекспира так прекрасен и совершенен, что никого не оставляет равнодушным.

В эпоху Ренессанса женщина становится истинной королевой живописи, скульптуры, музыки, литературы и даже политики. Мы с неизменным восторгом любуемся шедеврами того времени, где царит Она, владычица дум и сердец, удивительная и прекрасная, чувственная и лёгкая, нежная и таинственная, близкая и недосягаемая, такая разная и единая в своей сущности, обнажённая или в роскошных одеяниях, скромная или в драгоценных каменьях и жемчугах. Не только внешность, но и внутренний мир представительниц прекрасного пола становится объектом пристального внимания. И вот появляются « Страдания Мадонны Фьяметты» итальянца Боккаччо – первый лирический дневник влюблённой женщины. Как это получилось прекрасно! Не стоит удивляться тому, что именно автор «Декамерона», книги, почему-то вызывающей понимающую улыбку (заметим, что лишь треть новелл в ней сатирические, а остальные – трагические и драматические),сумел постичь тонкие нюансы души покинутой и страдающей красавицы. Об удивительной глубине натуры самого писателя свидетельствует и новелла о доне Федериго дельи Альбериги – настоящая жемчужина в сокровищнице художественного слова, вошедшая в «Декамерон» и раскрывающая такие непостижимые свойства человеческой души, что, читая, хочется плакать. А какой человечностью веет от её ремейка, тоже новеллы, но написанной многими веками позже – это « Дары волхвов» ОГенри!

Каждая новая эпоха по-новому представляла женщину и показывала её роль в обществе. А последнее столетие не только с помощью специфической индустрии обустроило женский мир, но и сделало женщину главной фигурой социального и политического пространства. Примеров тому множество, их можно продолжать до бесконечности. Тема так же неисчерпаема, как неисчерпаема сама жизнь. Ведь женщина – это и есть жизнь. Что же касается проблемы «Женщина и общество», то она никогда не решалась и не могла быть решена позитивно, так как сама ее постановка противоречит нравственно-философскому смыслу бытия. Женщина как создание Бога или природы не нуждается в утверждении. Она есть. Возникновение же вопроса – это вопрос несовершенной цивилизации и несовершенного государства. Лучшие художественные произведения на протяжении многих столетий пытались вести разум в нужном направлении, защищая ум, честь и достоинство женщины, часто указывая на ее явное личностное превосходство над отдельным мужчиной. О том, что проблема «Женщина – общество» искусственная, свидетельствует следующий тезис, подкреплённый историческим и художественным материалом:

Положение женщины в государстве, ее поведение и нормы нравственности всегда зависели от имущественного состояния и социального статуса. Чем богаче, чем выше на социальной лестнице находится женщина, тем она свободнее и тем общество терпимее к ее поведению. Опять же парадокс: в осуждении «преступницы» в виде общественного мнения, как правило, выступали прежде всего женщины. Всегда в государстве, обществе, рабочем коллективе, семье есть два типа женщин: подчиняющихся установленным рамкам жизни и выходящих за них. Художественная литература в этом отношении изобилует примерами.

Все вышеизложенные предпосылки не претерпели в литературном изложении, начиная от Древней Греции и завершая современностью, каких бы то ни было серьезных изменений. Меняется только, антураж, реалии, а сущность остается.

Алла Мардиева, кандидат филологических наук


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"