На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Слово о мастере

К юбилею И. С. Глазунова

Москва восьмидесятых. Шумная, гостеприимная, залитая огнями, раздраенная спорами между русистами и западниками, немножко пьяная. Возле ресторанов и молодёжных кафе огромные очереди. Вечерняя телевизионная информационная программа «Время» начиналась сюжетами о встречах в Кремле дряхлеющего главы государства с зарубежными гостями, затем следовали репортажи с полей и великих строек страны.

Уже ходили по Москве слухи о том, что родственники Брежнева замешаны в делах о коррупции, говорили о загадочной смерти генерала С. Цвигуна, заместителя председателя КГБ и родственника Л.И. Брежнева. Люди догадывались: идёт скрытая борьба за власть. Необходимость перемен висела в воздухе. О них говорили, их ждали. Страна требовала реформ. Очевидна была их необходимость в экономической, политической жизни, в идеологии, наконец.

Система единомыслия отживала свой срок.

Русисты пытались поддерживать и отстаивать русскую национальную культуру, западники говорили о либеральных европейских ценностях. Власти сожалели, что в творческих союзах идёт «подковерная» борьба, ведутся вредные дискуссии. В Кремле к тому же опасались, что «шовинистические» позиции части русской интеллигенции могут подогревать эмиграционные настроения, провоцировать националистические проявления, вносить раскол в общество.

Именно тогда, в брежневские годы, остро заговорили о русской школе, русских институтах.

В художественном институте имени Сурикова, к примеру, доходило до абсурда: 40% мест при поступлении отводилось иностранцам, около того — посланцам из советских республик и автономных областей и только 20—25% оставалось для русских.

Где же было учиться молодежи из российских сел и деревень?

Литература и живопись тогда ещё играли большую роль в общественной жизни страны. С жадностью набрасывались люди на свежие номера журналов, выстраивались в очереди на выставки современных художников. Звучали имена Распутина, Белова, Глазунова…

Илья Глазунов — неоднозначная, спорная, но яркая личность.

Люди, хорошо знавшие художника, говорили, что квартира и мастерская его были, по сути, «клочком русской резервации».

«Просматриваемая и прослушиваемая, для андроповских борцов с «русизмом», — вспоминал писатель Л. Бородин, — она служила полигончиком проверки «русизма» на вредность, на опасность — как её, эту опасность, привыкли понимать органы за десятилетия непрерывной войны с собственным народом, прорывающимся выпихнуться за социалистические стойла то в наглую напролом, то втихую — бочком».

Тут говорилось и о защите памятников старины, и о возрождении традиции педагогики живописи, и о русско-православном воспитании учеников, и, наконец, о выставках Глазунова, собиравших десятки тысяч посетителей.

Конечно же, ни о Глазунове, ни о происходивших тогда идеологических схватках, не знали, да и не могли знать талантливые ребята, приехавшие поступать в Суриковский институт из глубин России. Они мечтали только об одном — поступить.

Тогда-то, обрадованные, совершенно случайно и узнавали они, что на факультете живописи открывается экспериментальная мастерская портрета под руководством профессора И.С. Глазунова. И подавали туда документы.

Собеседование проводил сам И.С. Глазунов. Ни о нём, ни о его творчестве абитуриенты основательных знаний не выказывали, но после собеседования многие из них были взяты в мастерскую.

— И вот тут мы поняли, — говорит один из них, — что поступили не в Суриковский институт, а в мастерскую Глазунова. Это были разные вещи. Он ломал все схемы. И мы сразу ощутили обособленность мастерской от института… Было ощущение какого-то монашеского, тайного общества что ли. Отныне мы знали какую-то тайну, которую никто не знал в институте. И эту тайну мы хранили. А тайна эта формулировалась легко Ильей Сергеевичем: возрождение картины. «Картина — это как роман в литературе, — говорил он нам. — Есть в живописи и рассказы – этюды, но знают русскую литературу по её шедеврам — романам».

Руководителя мастерской во многом не устраивала современная живопись: заказная лениниана, производственная тема в картинах. Художник-прислуга угадывался за ними. Такой служит силе, стоящей над народом, и, как правило, чужеродной силе.

И слушая преподавателя, невольно приходила мысль: действительно, русская литература XIX века пробуждала чувство сострадания, любви к ближнему, духовно заблудшему и падшему, — саму идею Христа, явленного в мир. Она была религиозной литературой. И могут ли быть сравнимы картины на ленинские темы с картиной А.Иванова «Явление Мессии» с картинами Джотто, Веронезе? Скорее они были лозунгами, плакатами существующей эпохи. Да, этюды советских художников, а среди них такие великие имена, как Грабарь, Иогансон, Александр Герасимов, — чудные, но вот картины, выставляемые в Манеже…

Глазунов исповедовал мысль, что живопись должна отражать духовное наследие русского человека, русского общества, идеи православной церкви.

Он приучал к иконе. Делал упор и на художников Возрождения: Тициана, Рафаэля, Веронезе, Тинторетто. Каждый день сидели ученики у него в библиотеке, изучали, копировали классику, читали биографии великих художников. А все они: Леонардо, Рафаэль, Микеланджело говорили о своих учителях — Мазаччо, Гирландайо, Джотто, которые глубоко чувствовали религиозную природу искусства и были людьми верующими, в отличие от своих именитых, по нынешнему говоря, «раскрученных» учеников.

В мастерской, проецируя на стену слайды с картин Тинторетто, студенты учились поэзии живописи, искали её законы, открывали тайны композиции.

И. С. Глазунов часто повторял любимые им слова В. И. Сурикова: «Я живопись старых мастеров любил, а потом начал их видеть в жизни».

Слова учителя становились девизом для учеников.

Часто ходили в Третьяковку поучиться технике, решить какие-то проблемы: как руки написаны, как композиция решена у тех же передвижников, как фигуры связаны в картине.

Начинали всегда с картин восемнадцатого или девятнадцатого века. Но как-то начали осмотр галереи с иконописи и только потом перешли в другие залы. Эффект был ошеломляющим.

Так открыли молодые студенты для себя древнерусскую икону…

Для познания техники старых мастеров Глазунов каждый год на свои деньги возил учеников в Эрмитаж, где они копировали работы Рубенса, Ван-Дейка, Мурильо… Знакомство с Петербургом, Царским Селом, пушкинскими местами не проходило бесследно. Появлялся интерес к прошлому, желание знать о нём больше. Глазунов приносил в мастерскую интересные дореволюционные издания по истории России, того же труднодоступного А. Нечволодова. Приглашал историков, которые неофициально рассказывали о Российской империи, открывая минувшее заново. Возил студентов в Псково-Печерский монастырь. Он как бы пробуждал в них генетическую память о прошлом России.

И в сознании учеников его утверждалась мысль: живопись не может быть безрелигиозной. Да, всё основано на христианстве. И художник, если он настоящий художник, должен быть связан с церковью.

«Русский человек — православный человек». Слова Ф. М. Достоевского глубоко западали в их душу. Может, потому и выбирали они для своего диплома сюжеты на исторические темы. И находили в том поддержку у своего учителя.

Глазунов вернул ушедшую Россию в русскую живопись — в этом его заслуга.

Лев Анисов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"