На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Шутка, что обрела реальное воплощение

Слово, которого никто не скажет

Вспоминаю полуприличную шутку (которая мне очень не нравилась), бытовавшую в дни моей молодости в сферах филологии, эстетики, в ней решалась проблема связи формы и содержания. Так вот один из наших профессоров шутил так: «Если форма хороша, то я всегда готов взять её на содержание». Не нравилась мне эта шутка потому, что боялась, что она когда-нибудь материализуется. И, действительно, мы сегодня присутствуем при исторической ситуации, когда эта шутка обрела реальное воплощение.

И так, форму взяли на содержание. Достаточно вспомнить своеобразную «вывеску» нашего телевидения Ксению Собчак с её воплями, чтобы понять, что форма, в самых нелепых и пошлых её воплощениях, взята на содержание.

Но хочется спросить (и это проблема номер один) – кто же возьмёт на содержание само содержание?

Для того, чтобы понять, насколько мы близки друг другу – русская современная литература и все слои нашего общества (в частности, состоятельные слои нашего общества) – насколько мы конгениальны, насколько мы родственны, т.е. им родственна наша культура, мы должны быть, по крайней мере, знакомы. А мы не знакомы. Давайте познакомимся, хотя бы чуть-чуть.

В России холодное лето

две тысячи третьего года.

В глубинной России,

озябшей от смут и обид

с букетом чужого укропа

уныло бредёт с огорода

подраненный бомж

и беззлобно суму теребит.

Вдвоём с ним мы ждём

переполненный дачный автобус

на сельской невзрачной развилке,

где лужи и грязь.

Навряд ли достанет нам место

в его небездонной утробе,

ему кулаками помашем,

беззлобно вослед матерясь.

Сердито спрошу у бомжа:

«Слушай, сволочь, укропец откуда?».

Сама же отвечу: «Вестимо, откуда оно.

Небось не один огород

по утрянке обчистил, паскуда…».

И он испугнётся: «Тебе-то не всё ли равно..»

Вздохнёт, примирительно скажет мне:

«Хватит браниться.

Укропа ей жалко… А больше и нечего взять.

Не зря заповедал Господь

с человеком делиться.

И надобно мыслить, кого и за что укорять.»

И станет мне вдруг

от стыда нестерпимо и жарко,

Растерянный взгляд мой

случайно споткнётся в то миг

о мимо снующие в зад и вперёд иномарки,

о сытых и бритых, и гладких,

глядящих из них.

Брезгливо въезжающих в это плакучее лето,

…………………………………………………

Глядящих с презреньем на дядьку

с укропным букетом,

На тётку с кошёлкой и серые тучи одни…

                                                                        

И совестно вспомнить, чего пожалела, укропа –

Из сытой Европы

в голодную Русь завезённый сорняк...

Это стихи замечательного русского поэта Дианы Кан. Из книги, которая вышла тиражом всего 600 экз. И как мы с этими шестистами экземплярами разберёмся, и как познакомимся друг с другом.

Так вот о чём сегодня думает современная русская литература? И близка ли она нашему новому состоятельному сословию? А наше состоятельно сословие живёт в ощущении, что построив свои бункеры из красного кирпича, обнеся их забором со «спиралью Бруно», оно уже счастливо. И будет ещё счастливее в будущих поколениях. Оно будто бы забыло или никогда не знало, что в России существовал Савва Морозов, покончивший жизнь самоубийством, что существовали литературные герои типа Прохора Громова, типа Клима Самгина. Что во вторых поколениях богатых людей дети были несчастны. Об этом подавляющее большинство наших новых русских сегодня не думают. Авторы созданных ТВ-сериалов, обращаясь к нам как бы говорят, дескать, посмотрите, какой замечательный русский олигарх, он никого не трогает, он такой честный, милый. Он так любит свою семью… Но отчего ему так тяжело живётся? Давайте встанем всем миром, всей бригадой, всей страной и защитим его. А страна не встаёт, и не защищает…

Русская литература думает о другом. О чём же? Я хочу вам напомнить вот что: лет десять назад, в показанной киноверсии по роману Соженицына «В круге первом» прозвучало несколько очень интересных фраз, уничижительных по отношению к рабочему классу. И в это же время нам показали как женщина-врач, уже пожилого возраста, работающая в донорской службе, получает награду от правительства. И говорит она в эфир о том, что сегодня, когда донорская служба приезжает в Госдуму и просит депутатов сдать кровь, то ни один из них крови не сдаёт. А кто же сдаёт сегодня кровь? Рабочий. Так вот, никогда не говори «никогда». Об этом и размышляет сегодня русская поэзия.

Ещё одно свидетельство – «Гибель «Титаника».

В зыбучую глыбь, в бездонную хлябь

Уводит сия стезя.

Не надо строить такой корабль,

И плавать на нём нельзя.

Но вспомни, как сердце твоё рвалось

И крови играла смелей –

Гигант свободы, стальной колосс,

Он сходит со стапелей.

Творенье воли, венец ума,

Невиданных сил оплот,

И дрогнет пред ним природа сама,

И время с ума сойдёт.

В далёкую даль к свободной земле,

Связались в один Союз,

Мы тоже шли на таком корабле –

Грузин, казах, белорусс…

О самых сложнейших, глубинных явлениях бытия государства, народа, человека размышляет сегодняшняя русская литература. И ей очень трудно стоять с протянутой рукой, так как достоинство её невероятно высоко. Она сегодня не упала, а выстояла и стоит. Сегодня остаётся только её понять, с нею познакомиться. Как же это сделать. И здесь я обращаюсь к действительно «Добрым людям России». Сегодня существует только один путь – это вывести её из подземелья, вывести её на свет, из резервации, из её потаённых дневниковых записей. Показать её. Действительно, дать ей возможность быть в эфире – такой, какая она есть. В дурно сшитом платье, с плохими зубами, (потому что очень дорого ремонтируются сегодня в России зубы), в стоптанных башмаках и стёртых пиджаках. Пусть она выйдет и скажет своё пронзительное слово. Слово, которого никто не скажет. Никто. И если это слово не дойдёт сегодня до нашего состоятельного класса, то он навсегда останется безродным. И дети его останутся безродными…

У нас сегодня ещё читают Распутина, но уже не читают молодую литературу. И я считаю, что ради молодых, ради будущего отечественной литературы, сегодня назрела острейшая необходимость в созыве Общесоюзного (вместе с Белоруссией, Украиной, Казахстаном…) совещания молодых писателей. Это совещание должно пройти в Москве. Творческие вечера должны пройти в самых больших залах столицы. А телевидение должно откликнуться на это. Хватит смотреть «Апокрифы», «Апострофы»… и «Школу злословия», где две умные дамы крутят змеям хвосты. Нужно показать воистину прекрасные, наполненные любовью к своему Отечеству, лица наших молодых и талантливых писателей и поэтов…

Лариса Барановой-Гонченко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"