На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Почему город назвали Опаков,

а деревню – Палатки

Деревня (а точнее – село)  Палатки, расположено на высоком правом берегу реки Угры в Юхновском районе Калужской области. В средние века здесь, на границе Великих княжеств Московского и Литовского, на литовской стороне находился старинный русский город Опаков. Как утверждают историки, это был крупный город с посадом, торгом, таможней и рядом волостей по обеим сторонам реки Угры. При этом Опаков был лишь одним из звеньев в цепи пограничных  городов-крепостей, расположенных  на Угре, в основном, в  местах, где находились броды и «перелазы» через реку. Первые летописные упоминания об Опакове относятся к концу XV в., и связаны они с нашествием на Русь хана Большой Орды – Ахмата  и «Великим стоянием на реке Угре» 1480 г., в результате которого Русь навсегда освободилась от ордынского ига. Большинство современных историков считают, что именно здесь, у Опакова, войска хана Ахмата предприняли одну из последних попыток переправиться через Угру, которая окончилась для них, как и все предыдущие, неудачей. В ходе «порубежных войн» город Опаков «с волостьми» был отвоеван у Литвы войcками Великого князя Московского Ивана III. В перемирной грамоте 1503 г. Опаков, а также соседние города Дмитровец и Мощин, были записаны «в московской стороне». К концу XVI в., благодаря мудрой политике «собирания русских земель», которую проводили  Иван III и его потомки, к Московскому княжеству были присоединены и другие западные  территории. В результате русско-литовская граница была отодвинута далеко на запад.  Город Опаков перестал быть пограничным городом – сторожевой заставой. Многие исследователи полагают, что именно с этих пор Опаков постепенно стал превращаться из города в село, впоследствии  именуемое: Палатки. А в середине XX в. село Палатки стали называть деревней. Произошло это, видимо, потому, что старинную церковь Спаса-Преображения – украшение села и всей округи, перестроенную в 1791 г. на средства фабриканта П.Г. Щепочкина, закрыли и разорили. Произошло это в 1929 г. (по рассказам моей бабушки А.И. Ерёминой (урожд. Алексаниной), родившейся и выросшей здесь). Но церковь всё-таки сохранилась, она стоит уже больше двухсот лет на высокой горе над рекой, рядом со старинным кладбищем, стоит  как памятник истории и архитектуры, и люди до сих пор туда ходят поклониться древним святыням, помолиться и помянуть своих героических предков, а также воинов и жителей села, погибших здесь во время Великой Отечественной войны (рядом с церковью находится Братская могила). В 2015 г. священник г. Юхнова освятил в этой церкви православный уголок. Для Палаток «деревня» – не совсем точное название, так как это селение исстари имело более высокий «статус». А в наше время Палатки – это дачный поселок, основная часть жителей которого проживает здесь в весенне-летне-осенний период.

Кто-то из мудрых сказал, что в названиях городов и сёл отражается история, в них зафиксирован язык земли. Что же означает название города – ОПАКОВ? И почему село назвали – ПАЛАТКИ?  Интересно, что в разных документах и на картах XVII- XIX вв. написание названий «Опаков» и «Палатки» различалось, хотя и было созвучным, встречаются такие варианты: Опоково, Опаково, Апоково, Апаково – Палатки, Полатки, Полотки. А на картах XIX в. иногда одновременно указывали и Опаков, и Палатки. Здесь стоит принять во внимание ценное замечание В.И. Даля, что «в смоленском[1] наречии акают до приторности... Одного этого признака достаточно для отличия смоленского наречия от новгородского, владимирского и даже московского» [6].

О существовании Опаковского стана в XVII в. узнаём из «Писцовой книги Опаковского стана Мещовского уезда 1626-1628 гг.» [1] и «Послужной грамоты Поместного приказа Юхновского Казанского монастыря на вотчинные земли в Опаковом стане Мещовского уезда. 28 мая 1699 г.» [23]. К 1694-1698 гг. относится «Судное дело Юхновского Казанского монастыря с помещиком с. Апокова Мещовского уезда стольником Василия Васильевича Семеновым и его крестьянами о нападении на монастырь, избиении и убийстве монастырских рабочих, свозе сена с монастырских пожень» [22]. В документах XVIII в. (не ранее 1767 г.) сообщается о «полотняной и парусной фабрике содержателя Григория Щепочкина в селе Апокове с деревнями» [21] и о «селце Апоково фабриканта Щепочкина у реки Угры на правой стороне, в том селе церковь во имя Преображения Господня и дом господской деревянной, парусная фабрика каменная» [20]. На основании межевания 1777 г., утверждённого в 1804 г., был составлен «Геометрический специальный план Смоленской губернии Юхновского уезда села Апокова», на котором есть подпись: «К сему плану села Апакова церкви Преображения Господня священник Александр Гаврилов руку приложил» [19]. В Список населенных мест Смоленской губернии по сведениям 1859 г. занесено владельческое село Опоково (Палатки) [28]. На Специальной карте Западной части России Шуберта 1826 – 1840 гг. указано Апаково, а при нём церковь и господский дом [29]. На Трехверстной военно-топографической карте  Российской Империи Ф.Ф. Шуберта (1850 г.) отмечено Апаково (Полатки) [33]. На карте Юхновского уезда Смоленской губернии 1876 г. (масштаб: 1 дюйм - 20 верст) указаны Полатки, название «Опаков» ни в одном из вариантов не встречается. На Карте Калужской губернии 1910 г. – тоже только Полатки [10], на «Operationskarte R» – австрийской карте Европейской части России 1912–1918 гг. – Polatki [16]. В церковных же документах XIX в., в журнале «Самарские Епархиальные Ведомости» вплоть до 1917 г. село называлось «Опоково». И только на Большой карте Российской Империи 1812 г. для Наполеона, на месте, где должны быть Опаков или Палатки, их нет (!); зато указано селение: Stanovo, наверно, в память того, что здесь когда-то находился центр Опаковского стана [2].

Обратимся теперь к словарям. Слова ОПАК и ОПОКА в современных трактуются так: ОПАК (от латинского «оpacus») – 1) Белая глина особого качества, идущая на выделку посуды; высший сорт фаянса (лучший сорт белой глины); 2) Гончарные изделия, посуда, изготовляемые из того же состава, что фаянс, но с примесью полевого шпата (внешне и по составу опак мало отличается от фаянса, но черепок опака порист и непрозрачен; способен принимать яркую многоцветную роспись). ОПОКА – 1) Меловой известняк; известковатый суглинок; белая сероватая глина; 2) В литейном производстве – приспособление, служащее для удержания формовочной смеси при её уплотнении.

Словари древнего русского языка приводят многочисленные примеры из старинных церковных книг, летописей, царских грамот и дают несколько значений. Так, в «Словаре древнерусского языка» И.И. Срезневского читаем: ОПАКО – назад («Идоста опако»); ОПАКЪI – 1) назад («А ини опакы руце связывахуть»); 2) напротив, наоборот («Нъ опакъI хръстиѩньскъI творѧште и зълъIѩ благъI творѧште»); ОПОКА – меловой известняк (?), белая глина (?) («Ѩко же и местоу томоу опоку имети»; «А иные дѣлали денги въ серебрѣ съ мѣдью, мѣшали мѣди въ серебро въ полы и въ треть, а иные лили въ опоки и всяким розным воровством денги дѣлали») [30].

Аналогичные значения слов ОПАКО (сзади) и ОПАКЫ (1 – назад, в обратную сторону; 2 – сзади) указывает и «Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)», изданный Российской Академией Наук, и приводит ряд примеров: «Сласти плотьскыѩ свѧзають всю силу и руце ωпако и ѩко плѣнникы предают ны в руцѣ врагомъ нашимъ»; «Лице ѥго ωпакы превратисѧ»; «Попъ же стоѩше свѧзанъ ωпакы») [24].

«Словарь русского языка XI-XVII вв.», изданный Академией Наук СССР, трактует слова ОПАКО, ОПАКЫ, ОПОКА  более широко: ОПАКИ (ОПАКЫ) – 1) назад; 2) назад, в обратном направлении; 3) вниз головой (?) («И по сем повелѣ его въ дымѣ повѣсити и привязати его опакы и огнь възгнети»); 4) напротив, наоборот («Нъ опакы хръстияньскы творяште и зълыя благы творяште»). ОПАКО – 1) назад; задом наперед («И нага влекутъ изъ церкви, и посаждаютъ на вола опоко – окаянныи и скверныи! И бичуютъ лютѣ, нещадно»); 2) превратно («Многая рѣчь учала быти опако изъ лежащаго на другое мнительно, и учалъ бытии расколъ») [25]. ОПОКА – 1) Меловой известняк, алебастр. («Древо или травы, которое ростетъ на твердой опоце, для недостатку сицевые мокроты скорѣе усыхаетъ [на поле: опокою нарицают белои камен<ь>]» (Назиратель, 426. XVI в.). – «Въ кельѣ у печи разсѣдины замазываны глиною и опокою белили». – «Вземъ мѣлъ опоку и жечи его в печи и толчи и сияти ситом»); 2) Литейная форма из мягкого камня или глины; то же образно; 3) Грузило из мягкого камня. («Купил старец Сергий к неводу 100 опок да ремен<ь>я к опокам») [26].

 Гораздо больше толкований находим у В.И. Даля (1801-1872): ОПАКИЙ (прилаг.), ОПАК, ОПАКО (твр.), ОПОКО - назад, задом, обратно, превратно, навзничь, ничкой, изнанкой, изворотом, наоборот, навыворот. Примеры: «Опак пойдешь, упадешь»; «Наопак пришиваешь»; «От лешего надевай всю одежу опаком, опакушей»; «Вертеть что или ходить опако солнца», навпак, навпаки, против, слева направо; «Право сидишь, да опако рядишь», кривосудом; и много других примеров. ОПАКША, ОПАКУША (ж. вост.) – выворот, изнанка, ничка; обратное, – превратное, что задом наперед; – что вопреки, против чего; – неловкий, нерасторопный человек, несручный, у которого всякое дело из рук валится; пакша, левша. ОПАКИШ, ОПОКИШ (м.), ОПАКИШЬ, ОПОКИШЬ (ж. - твер., сиб.) – выворот, изнанка; все превратное. («Упасть наопокишь», ничком, затылком. «Говорить наопокишь», напротив, спорно, наперекор. «Эка опокишь!» – все неудача). ОПАКУШИТЬ – сделать что-то бестолково, необдуманно, недослышкой, навыворот. ОПАЧНЫЙ (сиб.) – противный, перекорный. («Он все делает опачно»). ОПАКОВАТЬ кого  (тамб.), ОПАКАТЬ (ряз.,  польск.) – воспитать,  вскормить, вырастить;  холить, пещись о ком, беречь, кормить, одевать, призревать. («Кто ж сироту на чужой стороне опакает?»). Ныне мы сказали бы созвучно  – «опекать». ОПОКА – (ж.) Меловой известняк; известковатый суглинок; белая сероватая глина, для обмазки щелей в избе, особ. мергель, глина для отливки чугуна, меди. Мягкое и рыхлое вещество вообще, пушина. Иней на деревьях, косматая изморозь, кухта, куржевина. (Примеры: «Густая опока (на деревьях), к урожаю овса»; «Опочистая, опоковатая почва», белая, известковатый суглинок; «опоковая калыпь», «опоковый льяк», форма для отливки. «Опока» садится на деревья, когда отпустит, после сильных морозов: сырость воздуха мерзнет на промерзхом дереве, накипает, «опекает» его; вязкая глина, «опока», пристает к сошнику и заступу, липнет или «опекает»; «опочник» (м.), опоковый, опочный камень – мергель, туф) [7].

Много сходных значений слов ОПАК и ОПОКА представляет «Этимологический словарь Русского языка», составленный А.Г. Преображенским на полвека позже, чем Словарь Даля. Но здесь, кроме русских и старославянских, рассматриваются также и созвучные слова из других языков. Интерес, кроме ранее указанных, представляют следующие толкования: ОПАК (с ударением на первый слог) – 1) обратный, упорный, превратный, здоровый, крепкий; 2) в стороне лежащий, удалённый, позади лежащий, западный (на языке санскрит), 3) тенистый, отвращенный от солнца (в латинском языке). ОПАЧИНА – весло на гребном судне. ОПОКА – 1) род глины, мергель, 2) скала (в чешском и польском языках; opoczny, opoczysty- скалистый, каменистый) [18].

В 50-х годах XX в. был издан на немецком языке «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера, позже переведённый на русский язык. Здесь, кроме перечисленных ранее, отмечаются следующие значения: ОПАК, ОПАКО (ударение на первый слог) – обращенный назад; в стороне, находящийся сзади (родственно древне-индийскому); – тенистый,  собственно «противопоставленный» (с латинского); – обращенный в другую сторону, обратный, враждебный (с древне-исландского). ОПАКА, ОПАК (ударение на второй слог) – название каменной породы (из французского opaque). ОПОКА – 1) меловатый известняк, мергель, серо-белая глина; 2) скала, обломок скалы (в старо-славянском, древне-чешском и польском языках) [12].

Какое же из этих значений больше всего подходит к древнему Опакову? Наши места издавна славились своими месторождениями глины, хотя и не белой, а красноватой. Старожилы говорят, что глина Палатковская обладает уникальными свойствами, сюда за ней специально приезжали даже издалека печных и гончарных дел мастера. А что глина в Палатках (Опакове) липкая и вязкая (если прилипнет к лопате ли, к сапогам ли, к колёсам ли – отодрать её нелегко), в этом легко убедиться, если под дождём пройтись по нашей деревенской дороге или в огороде после дождя покопаться. А если в дождь кто рискнёт спускаться на машине со знаменитой горки по дороге через овраг в соседнюю деревню Коноплёвку, то настоящий «Русский экстрим» гарантирован. По мокрой рыжей глине даже рифлёные протекторы джипа скользят, как по маслу. И, чтобы не свалиться в овраг, где течет говорливая Русова речка, или не налететь со всего маху на камень-валун, стоящий на обочине дороги, надеяться приходится не столько на мастерство водителя, сколько на помощь Божию.

С  глиной всё понятно, а как насчет  скал и известняка? Вот что пишет известный краевед В.Е. Маслов в своей книге «Город в золоте сосен», посвященной Юхнову и его окрестностям: «По геологическому строению район относится к древнейшей формации известняка. Его выходы на поверхность хорошо видны по берегам Угры у деревень Павлово, Королево, Туранец, Коноплевка, Алоньи Горы, Велено, села Палатки и города Юхнова, также по берегам рек Рессы (деревня Гороховка), Течи (близ деревень Павлишево, Троица, Екатериновка)» [13]. Аналогичные сведения находим в книге видного историка и писателя В.В. Каргалова «Конец ордынского ига»: «Описывая «перелазы» и броды через Угру, составитель географического обзора то и дело отмечает, что возле них «спуски к переправе круты и затруднены для обозов», «спуск с правого берега крутой и затруднителен» и т.д. (Именно такую ситуацию мы наблюдаем в районе Опакова-Палаток – перепад высот в районе спуска к Угре составляет более 30 метров – М.Б.). Выходы известняка на береговые обрывы отмечались во многих местах Угры; у деревень Павлово, Королево, Коноплевка, Алоньи Горы, Палатки, в окрестностях Юхнова» [9]. Можно и самим воочию увидеть эти «выходы известняка», а также россыпи камней белого и жёлтого оттенка на берегу и в русле  Угры, на дне оврагов. Некоторым камням придана форма «кирпичиков»,  явно над ними не только стихия потрудилась. Видимо, это остатки сооружений древнего Опакова…

Кстати, известняк, он же «белый камень» – один из основных строительных материалов в Древней Руси,  выражавший в XII—XV вв. (как раз во времена существования Опакова) государственную мощь. Недаром Москву до сих пор называют «Белокаменной». А в Опакове, за строительным «белым камнем» и далеко ходить не надо было – вот он, прямо на поверхности лежит. И знаменитая Опаковская сторожевая башня, остатки которой исследуют археологи НП «Угра», сложена именно из такого «белого камня». И фундамент бывшего усадебного дома, в советские годы служившего сельской школой, также белокаменный.

Если посмотреть на современную карту России, то можно обнаружить ряд названий населённых мест и урочищ, созвучных Опакову. Название «Опоки» носят: 1) уникальное геологическое обнажение на левом берегу реки Сухоны в Вологодской области, одноименные порог и деревня поблизости; 2) деревня Опоки в Порховском районе Псковской области на реке Шелонь; 3) урочище Опоки в Бокситогорском районе Ленинградской области; 4) древний город, а ныне микрорайон города Ржева Тверской области; 5) в Великом Новгороде есть Церковь Иоанна Предтечи на Опоках. Кроме того, есть река Опака в Ферзиковском р-не Калужской области, река Апока в Курской области, озеро Опаковик в Бежецком р-не Тверской области, город Опочка в Псковской области, и сразу два села Опака на Украине, в Дрогобычском и Золочевском районах Львовской области. Рассмотрим три объекта из названных: геологическое обнажение Опоки (Вологодская обл.), город Опочку и древний город Опоки.

Различные справочные интернет-издания сообщают, что в нижнем течении Сухоны, крупнейшей реки в Вологодской обл., находится самый опасный на Сухоне порог «Опоки» длиною 1,5 км (перекат с каменистым дном, в местном диалекте «перебор»), где Сухона течёт зажатая между отвесными скалами высотой до 80 метров. В Опоках Сухона делает крутой поворот, образуя узкий и длинный мыс. Здесь, на левом берегу Сухоны на крутой излучине обнажаются породы верхней перми. В обрыве высотой около 60 м и крутизной до 70 градусов переслаиваются мергели и глины различного цвета. Данное геологическое обнажение постановлением Вологодского облисполкома № 98 от 29.01.1963 г. объявлено памятником природы. Название Опоки связывают с выходом в русле известняков и мергелей северо-двинского горизонта верхней перми. В 1838 г. выдающийся русский учёный, филолог, этнограф, профессор Московского Университета Н.И. Надеждин (1804-1856), находясь в ссылке на севере Вологодской губернии за публикацию известного «Философического письма» П.Я. Чаадаева, написал ряд статей для первого в России Энциклопедическая Лексикона, и среди них – капитальную статью-монографию «Вологодская губерния», вот что в ней читаем: «Левый берег Сухоны в Устюжском уезде представляет ряд живописных холмов, которые отличаются высотою и крутизной преимущественно в так называемых «Безумной Слуде» и «Опоке», которая находится верстах в 70 от Устюга, против самого устья реки Стрелицы <…> Здесь левый берег Сухоны взгроможден из каменных слоев, которых настилка друг на дружке обрисовывается живописными жилами Опоки, имеющей вид разноцветной мраморной стены. В Вологодской губернии возвышения, особенно по берегам рек, составлены из настланных друг на друга слоев глины, шифера, извести, мергеля, песку и песчаного камня. Белый известковый камень выламывается в большом количестве по берегам Вели, Сухоны, Юга, Вычегды, Сысолы, Выма и Печоры: его называют здесь «ОПОКОЮ»»[15]. От версии Н.И. Надеждина немного отличается современная версия местного краеведа А.В. Кузнецова: «Порог ОПОКИ (72 км) и деревня ПОРОГ имеют единственное на Сухоне употребление термина «порог» – «поперечный уступ в русле реки». Здесь самое быстрое течение и самые малые глубины в сравнении со всей протяженностью реки. Слово «ОПОКА» в древнерусском языке – «скала». Над порогом действительно возвышается 60-метровый обрыв, сложенный разноцветными слоями твердых известняков, доломитов, мергелей» [11].

Город Опочка был основан как укреплённый пункт в 1412-1414 гг. в излучине реки Великая, в 130 км от Пскова, на месте одноименного села, впервые упомянутого в источниках в 1341 г. История Опочки XV – начала XVI вв., также как и Опакова, связана с участием в пограничных войнах: в 1426 Опочка выдержала осаду литовских войск, в 1427 – ливонских; в 1517 г. крепость Опочку осадило польско-литовское войско Константина Острожского, которое после неудачного штурма было разгромлено подоспевшими русскими отрядами. В годы Ливонской войны 1558-1583 гг. в Опочке размещался многочисленный стрелецкий гарнизон. В 1777 г. Опочка стала уездным городом Псковской губернии. Герб Опочки был утверждён императрицей Екатериной II 1781 г. вместе с другими гербами городов Псковского наместничества. Описание герба города Опочки гласило: «Пирамидою сложенная куча из известного камня, называемого ОПОКА, означающий имя сего города, в голубом поле» [17].

И наконец, Опоки  – город-крепость Великого княжества Тверского был основан тверским князем Иваном Михайловичем в 1403 г. на крутом берегу Волги, на самой границе с княжеством Московским, которому в ту пору принадлежал Ржев. Город строился ударными темпами («в весне почат, а в осенине кончан») и выполнял военно-стратегическую функцию. Отсюда нередко снаряжались отряды, выступавшие против Золотой Орды, Литвы и Москвы, с которой Тверь тогда враждовала. В начале XVII в., во время Польской интервенции, Опоки были сожжены и после уже не были восстановлены в статусе города. В XIX в. это была владельческая деревня Апокино (Апоки) Ржевского уезда, ныне это микрорайон города Ржева. Известно, что Вехневолжье богато известняками, а в оврагах и по берегам рек они выходят на поверхность, особенно этим славится Ржевско-Старицкое Поволжье, и в настоящее время в Ржевском районе есть действующий карьер, где производится добыча известняка. Интересно, что в истории и географии городов Опакова, Опочки и Опок прослеживается много сходных черт.

Так как наибольшая вероятность происхождения названия города Опаков всё-таки связана с названием горной породы – белого камня известняка, заглянем в специализированные словари и справочники. «Горная Энциклопедия» даёт такое определение: ОПОКА – микропористая кремнистая осадочная горная порода, сложенная аморфным кремнезёмом (опалом, до 98 %) с примесью глинистого вещества, скелетных частей организмов (диатомей, радиолярий и спикул кремнёвых губок), минеральных зёрен (кварца, полевых шпатов, глауконита). Цвет от светло-серого до тёмно-серого, почти чёрного. Чистые разновидности Опоки характеризуются высокими адсорбционными свойствами. Термин «Опока» впервые ввёл в русскую геологическую литературу Я.В. Самойлов (1917) <…> Опока встречается главным образом среди меловых и нижнепалеогеновых отложений (Поволжье, восточный склон Урала и др. р-ны СССР). Применяется в строительстве и в качестве адсорбента [5]. «Геологический словарь» несколько дополняет это определение: «ОПОКА <…> Содержание SiO2 достигает 92-98 %. Термин является синонимом французских «гёзов», немецких «пламенных мергелей». В русской литературе Опока первоначально называлась кремнистым мергелем и кремнистой глиной» [4]. А «Большая Советская Энциклопедия» уточняет: «От сходных по составу трепелов Опока отличается большой однородностью и раковистым изломом» [3, С. 429].

Что же касается слова ОПАК в значении «белая глина», то БСЭ даёт развёрнутое его объяснение: ОПАК (франц. opaque, от лат. «оpacus» – непрозрачный) – высший сорт фаянса. Опак, внешне мало отличимый от фарфора, тоже способен принимать яркую многоцветную роспись; однако черепок Опака порист и не обладает просвечиваемостью. Опак появился как подражание китайскому фарфору («фаянсы Сен-Поршера», Франция, XVI в.)» [3, С. 408].

Теперь попробуем разобраться с названием «Палатки». Так село стали называть сравнительно недавно – видимо, в первой половине XIX в. В середине этого столетия у села было двойное название – Опоково (Палатки). Почему – «Палатки»? На этот счёт у историков-исследователей и у местных жителей существует несколько версий. Однако, сначала заглянем в словари. Из  «Словаря русского языка XI – XVII вв.» узнаем о 5 значениях этого слова: ПОЛАТКА (ПАЛАТКА) – 1) Небольшой дом, здание, по преимуществу каменное («А велено еи игуменьи… для неметцкие и литовские осады и пожарного времени дати на церковную казну каменная полатка»); 2) Небольшая комната; жилое помещение; 3) Шатер (с двускатной кровлей) («Куплено въ патриаршу въ домовую казну изъ рухляди умершаго боярина … Юрья Сулешова палатка суконная полосатая»). Рисунок или резьба в виде крыши, угла («Кровля на ней [башне] покрыта полаткою»); 4) Надгробие, склеп («Самое мѣсто, идѣже учинено въ погребение странным, над юдолию плачевною в полугорѣ, въ брегу, въ дикомъ камени изсѣчены полатки многия… и изъ полатокъ во иныя полатки проходы, и изъ тѣх полатокъ подѣланы тѣсаныя дверцы, какъ можетъ человѣкъ проползти на колѣнках, и тамо полатки же… а во всѣхъ тѣхъ полаткахъ изсѣчены изъ тогожъ камени кровати великия, и на тѣхъ кроватѣхъ полагаютъ безъ гробовъ тѣлеса»); 5) О водяном знаке (филиграни) на бумаге в виде домика с двускатной кровлей [27].

И.И. Срезневский в своём «Словаре древнерусского языка» толкует слово ПОЛАТЪКА как «уменьшительное  от слова полата – дом («Владыка Василiи поставилъ полатку камену у себе на дворѣ») [31].

В.И. Даль даёт такие значения: ПАЛАТКА – 1) намет, шатер, легкий остов, обнесенный и покрытый холстом или тканью, для какого-либо приюта. Торговые палатки, на ярмарках, базарах, временные балаганы всякого рода; 2) Палатка при лавке, особое место склада, амбар; в рядах и в гостиных дворах, палатка, верх над лавкою, вышка; 3) (восточн.) Отдельное каменное строеньице со сводом и с железными затворами, для надежного хранения вещей и защиты от пожаров; 4) (горное) Место в домне, откуда уда всыпается в печь; 5) Потолок палаткой, парусным сводом, пирамидою. Крыльцо палаткой, с навесом и обнесенное тканью [8].

Большинство местных жителей связывают название «Палатки» с событиями «Великого Стояния на Угре» 1480 г., полагая, что именно здесь, у Опакова, располагались палатки-шатры хана Золотой (Большой) Орды – Ахмата и его воинов, и как раз у Опакова были предприняты ими последние, отчаянные, но неудачные, попытки перебраться через Угру на Московскую сторону. Действительно, хан Ахмат стоял со своим войском на литовской стороне Угры, так как польский король Казимир IV был его союзником и позволил идти на Москву по своим землям. Однако, Казимир не пришел со своим войском на помощь Ахмату. В отместку ордынский хан разорил 12 литовских городов с окрестностями, среди которых был и Опаков. Вполне вероятно, что после нашествия Ахмата здесь, вместо больших городских домов, надолго остались лишь наспех сделанные маленькие домики – палатки. История повторилась в годы Великой Отечественной войны, когда во время оккупации Палатки вновь были сожжены дотла, и несколько лет местным жителям приходилось спасаться в погребах, остатках каменных строений да наспех сколоченных маленьких деревянных избушках.

 Вторая версия предполагает, что здесь в конце XVIII – начале XIX вв. в небольших белых домиках-палатках жили рабочие парусно-полотняной фабрики Щепочкиных, действовавшей на территории села почти 100 лет. А ещё одна версию появилась сравнительно недавно. В начале 2000-х гг. на Опаковом городище проводились археологические работы. Изучая архивные документы, их автор, Г. А. Массалитина обратила внимание на примечание, сделанное переписчиком духовной грамоты Ивана Грозного в 1739 г.: «Опаков ныне село в Медынском уезде, в котором знак Каменная палатка доднесь осталась. Сей был на границе Литовского владения во время Витолдово…» [14]. В результате раскопок на краю села, на высоком берегу реки Угры действительно были обнаружены остатки средневековой сторожевой башни – «Каменной палатки» – мощного оборонительного сооружения с подземным ходом. Кстати, фундамент башни был сделан из массивных валунов и известняковых блоков,  каменная кладка основного объема башни  – из небольших камней (опять же, преимущественно известняка), скрепленных большим количеством известкового раствора. Облицовка сооружения также выполнена из известняка. Таким образом, версия происхождения названия города Опаков от слова «ОПОКА» – «известняк»  получила ещё одно подтверждение. А старинное название башни – «Каменная палатка» дало новое объяснение нынешнему  названию нашего села. Белорусский историк В.Н. Темушев, побывавший на Опаковом городище, также придерживался этой версии [32]. Какая из этих версий наиболее правильная, определить нелегко, все имеют право на существование. А в наше время на живописных берегах Угры летом часто можно увидеть многочисленные палатки отдыхающих, которые приезжают сюда купаться в прекрасной чистой шелковистой воде, рыбачить, собирать в богатых окрестных лесах грибы да ягоды и, конечно же, любоваться необыкновенной местной природой.

Список использованной литературы:

 

  1. Александров К. Описание г. Юхнова (70-е годы XVIII в.) // Край Смоленский. 2012. № 12. Л. 10 – 11. (РГАДА. Ф. 1209. Оп. Д. 249).
  2. Большая карта Российской Империи 1812 года для Наполеона (Carte de la Russie Europeenne en LXXVII feuilles executee au Depot general de la Guerre. Масштаб 1:500000). Интернет-ресурс: http://www.etomesto.ru/map-atlas_1812/  
  3. Большая Советская Энциклопедия. (Гл. ред. А.М. Прохоров). Том 18. (Никко – Отолиты). Изд. 3. М.: Изд. «Советская Энциклопедия». 1974. С. 408, 429.
  4. Геологический словарь. Том 2. (Н – Я). Изд. 2, испр. М.: Изд. «Недра». 1978. С. 33.
  5. Горная Энциклопедия. Том 3. (Кенган – Орт). (Гл. ред. Е.А. Козловский). М.: Изд. «Советская Энциклопедия». 1987. С. 573.
  6. Даль В.И. О наречиях Русского языка. По поводу Областного Великорусского словаря, изданного Вторым отделением Императорской Академии Наук. (Из V книжки «Вестника Императорского Русского Географического Общества» за 1852 год, с небольшими поправками против первого издания) // Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. М.: Издательский дом РИПОЛ КЛАССИК. 2002. Том I.  С. 44.
  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. М.: Издательский дом РИПОЛ КЛАССИК. 2002. Том II. С. 677, 684.
  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. М.: Издательский дом РИПОЛ КЛАССИК. 2002. Том III. С. 10.
  9. Каргалов В.В. «Конец ордынского ига». Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2011.  С. 98 – 99.
  10. Карта Калужской губернии 1910 года. Интернет-ресурс: http://www.etomesto.ru/map-kaluga_gub-1910/
  11. Кузнецов А.В. Порог Опоки // Кузнецов А.В. Сухона от устья до устья. Топонимический словарь путеводитель. Вологда: «Ардвисура». 1994. С. 53 - 54.
  12. Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. В четырех томах. Перевод с немецкого и дополнения чл.-корр. РАН О.Н. Трубачева. Изд. 3, стереотипное. Том III. (Муза – Сят). СПб.: Изд. «АЗБУКА», Изд. Центр «Терра». 1996. С. 142 - 143, 145.
  13. Маслов В.Е. Юхнов. Город в золоте сосен. Юхнов, Калуга: Изд. «Стожары» - редакция газеты «Знамя». 1995. (интернет-версия на сайте www.ugra.alexandrovi.ru).
  14. Массалитина Г.А., Болдин И.В. «Реконструкция истории летописного Опакова с привлечением данных археологии и картографии» (интернет-версия)
  15. Надеждин Н.И. Вологодская губерния // Энциклопедический Лексикон. Т. 12 (Воо – Вяз). (Посвящ. Его Величеству Государю Императору Николаю Павловичу). СПб. 1838. С. 407, 411.
  16. Operationskarte R - австрийская карта Европейской части России 1912 – 1918 гг. Интернет-ресурс: http://www.etomesto.ru/map-atlas_operationskarte-r/
  17. Полное Собрание Законов Российской Империи. Т. 21. С 1781 по 1783. СПб. 1830. С. 126. (1781 год. № 15162. – Маия 28. Высочайше утвержденный доклад Сената. Об утверждении гербов городам Псковского Наместничества).
  18. Преображенский А.Г. Этимологический словарь Русского языка. Том 1. А – О. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Совко. 1910 – 1914. С. 651 – 653.
  19. РГАДА. Ф. 1354. Оп. 457 (Ч. 1). Д. А-40 красн. «Апаково село Юхновского уезда».
  20. РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1545. «Экономические примечания на 681 дачу и алфавиты дач и владельцев Юхновского уезда» (вторая половина XVIII в.).
  21. РГАДА. Ф. 1355. Оп. 2 доп. Д. 22/324. «Ведомости со сведениями о количестве ревизских душ, числящихся в г. Юхнове и Юхновском округе по данным третьей ревизии».
  22. РГАДА. Ф. 1455. Оп. 4. Д. 490.
  23. РГАДА. Ф. 1455. Оп. 4. Д. 492.
  24. Словарь древнерусского языка (XI – XIV вв.). (Российская Академия Наук. Институт Русского Языка им. В.В. Виноградова). Том VI (овадъ – покласти). М.: «Азбуковник». 2009. С. 161.
  25. Словарь русского языка (XI – XVII вв.). (Академия Наук CCCР. Институт Русского Языка). Выпуск 12 (О – Опарный). М.: «Наука». 1987. С. 378 – 379.
  26. Словарь русского языка (XI – XVII вв.). (Академия Наук CCCР. Институт Русского Языка). Выпуск 13 (Опасъ – Отработыватися). М.: «Наука». 1987. С. 28 – 29.
  27. Словарь русского языка (XI – XVII вв.). (Академия Наук CCCР. Институт Русского Языка). Выпуск 16 (Поднавѣсъ – Поманути). М.: «Наука». 1990. С. 195.
  28. Смоленская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. Издан Центральным Cтатистическим Комитетом Министерства Внутренних Дел. Обработан Членом Статистического Совета Н. Штиглицом. СПб. 1868. С. 403. № 11295.
  29. Специальная карта Западной части Российской Империи, составленная и гравированная в 1/420000 долю настоящей величины при Военно-Топографическом Депо, во время управления генерал квартирмейстера Нейдгарта под руководством генерал-лейтенанта Шуберта. (Так называемая «Десятиверстка Шуберта»). Интернет-ресурс - http://www.etomesto.ru/map-shubert-10-verst/
  30. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Репринтное издание. Том 2. Часть 1. Л – О. М.: «Книга». 1989. Ст. 676, 686 – 687.
  31. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Репринтное издание. Том 2. Часть 2. (П). М.: «Книга». 1989. Ст. 1124.
  32. Темушев В.Н. Статьи, опубликованные на его персональном сайте www.hist-geo.net: «Река Угра пограничная?», «Поездка по Поугорью и Верхней Оке. Опаков» и др.

. Трехверстная военная топографическая карта Российской Империи 1846 – 1863 гг., созданная под руководством Ф.Ф. Шуберта и П.А. Тучкова. Интерент-ресурс: http://www.etomesto.ru/shubert-map/13-13/



[1] С. Палатки (Опаков, Опоково) в составе Юхновского уезда с конца XVIII в. принадлежало к Смоленской губернии, в 1944 г. Юхновский район вошёл в состав Калужской области.

Маргарита Бирюкова, краевед


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"