На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Взломщик кодов

Что хотел бы «всуропить» литераторам

По Первому каналу ТВ идет жестокая мелодрама «Террористка Иванова». Другой фамилии, конечно, Эдуард Володарский, с которым мы учились в одной школе №12 в Замоскворечье, найти не мог. Смотреть эту развесистую клюкву невозможно, но случайно я наткнулся на сериал, на слезливую сцену свидания в тюрьме. Муж героини со злостью говорит: «Все они, богатые, такие!» А Иванова с дрожью отвечает: «Зато нас, бедных, больше». Слабое утешение. Особенно на современном культурно-духовном поле.

В канун памятных траурных дней о кровавых событиях 1993 года появилось в «Литературной газете» весьма агрессивное и характерное интервью Александра Потёмкина – бывшего мелкого корреспондента «Комсомольской правды», носившего тогда фамилию Кутателадзе (главным редактором был Валерий Ганичев), а ныне крупного финансиста, служившего большим налоговым чиновником, – под названием «Я гуляю сам по себе. Разговор с писателем Александром Потёмкиным на фоне новой книги». Странный подзаголовок для разгульной беседы на полосу – «с писателем». Богач и хозяин издательства «ПоРог», где он издает свои тома, Потёмкин сразу заявляет:

– Я действительно никогда не жил, не живу и не буду жить литературным процессом, и в этом смысле я не раз говорил, что не считаю себя писателем. Я – автор. Я создаю мир сознания и типажи персонажей, которые мне интересны. Но я не живу литературой. Есть тысячи и тысячи пишущих людей, и все они считают себя писателями. По моему мнению, понятие «писатель» девальвировалось, обесценилось. Писателей стало так же много, как, например, водителей или продавцов…

Ну да, с одной стороны, если считать, что все, повально издающие книги, – от политиканов до телеперсон, от футболистов до аферистов – писатели, это и впрямь почудится, но, с другой стороны, они всего лишь «авторы» или бренды. Их писателями никто не называет. А профессиональных писателей не так уж и много: в Союзе писателей России – около 7000 членов, ну, в альтернативных союзах сколько-то наберется. Получается, что для 140-миллионной страны 1 писатель приходится почти на 20 000 населения, а вот в соседней Финляндии, где чтут русскую литературу, в главном Союзе писателей (там тоже три организации) состоит 543 литератора. Население Финляндии на конец 2008 года составляло  5 545 000 человек, то есть 1 писатель приходился на 10 000 населения и даже меньше – двукратное превышение по сравнению с нами налицо. И никто с продавцами их не сравнивает. Так что тут генерал-лейтенант в отставке, немец по материнской крови изменяет бюргерской солидности и скрупулезности.

Но не в этом главный посыл! Автора Потёмкина не устраивает само устройство литературной жизни в России, особенно его почему-то раздражает Союз писателей России. Он хотел бы его «распустить».

Что имеется в виду под словом «распустить»? – рассуждает «финансист-писатель». Прекратить любую мало-мальскую помощь из госбюджета: прямую или структурную. Я являюсь крупным налогоплательщиком страны, и мне совершенно не безразлично, как распределяются бюджетные ресурсы.

Хочу заметить «крупному налогоплательщику», которого почему-то не волнует, как закачиваются без всяких условий баснословные бюджетные деньги в «свои» банки, как они утекают на зарубежные счета (или финансист сам заинтересован в этом?), что как раз Союз писателей России бюджетных денег не получает ни копейки! И давно не получает. Ну а призывы распустить Союз мы слышали сразу после установления криминально-олигархической власти. Все это было 16 лет назад: кроме кровожадного письма либеральных писателей от Окуджавы до Дементьева «Раздавить гадину» от 5 октября появилось и письмо девяти в администрацию президента – донос, требующий запретить Союз писателей России, Московскую писательскую организацию, газеты «Литературная Россия», «Московский литератор» и журнал «Наш современник»…

И кто под отрыжку 93-го года хочет прийти к власти через 16 лет? Люди новой формации, богатые хозяева жизни, получившие образование или инструкции за рубежом. Какова их идеология? Потёмкин отвечает:

– Идейность же моя, конечно, не состоит в неком политическом выборе между либерализмом, патриотизмом, социал-демократизмом и т.д. Моя социальность очень проста: я и русский, и немец. Выросший в Грузии, перенявший дружелюбие этого народа (о, мы видели это «дружелюбие» и в родной для автора Абхазии, и недавно в Цхинвале! – А.Б.). Ценю честь, мужественность, искренность в любом общественном, гражданском проявлении. Да, я считаю, что в богатстве можно также потонуть и деградировать, как и в бедности. А расхожее мнение, что финансовое состояние и интеллект – вещи несовместимые, – совершенно нелепо. Этот штамп – тень коммунистического прошлого. Мне лично знакомы Михаил Прохоров, Виктор Вексельберг, Искандар Махмудов – богатейшие люди страны, так я могу заявить, что они утонченные интеллектуалы.

Как же он превозносит тех, кто захватил богатства России, кто заказывает музыку! Но когда Познер пригласил в одноименную замшелую программу Вексельберга, я не почувствовал никакой утонченной интеллектуальности: они оба тонули в банальностях, может быть, снисходя до телезрительского быдла. Самый богатый куршевелец Прохоров тоже не блещет интеллектом ни в спортивных, ни в литературных беседах.

Ну а сам «утонченный интеллектуал» Потёмкин что собой представляет? Вот его самохарактеристика: «Мне самому как торговцу частенько приходится изощряться, взламывать генетические коды (!) потребительства, нащупывать скрытые страсти, пробуждать в человеке беса алчности, зависти, конкуренции, чтобы всуропить тот или иной бренд». Тот, кто взламывает и пробуждает беса, не может по определению считаться русским писателем. Но зато, осуждая критиков с «дубинками неандертальцев», он позволяет себе безжалостно осуждать других. Например, своего бывшего главного редактора: «В сущности, нынешние союзы работают на узкую группу лиц у литературной власти. Ну что такое собрание сочинений «писателя» Валерия Ганичева – сплошные речи на собраниях, какие-то торжественные слова на всяких открытиях чего-то и где-то, да и вообще в общественном пространстве фигурирует только его имя, только он представляет все писательское сообщество России. Почему никому другому слово не дается, почему Россию не слышно? Теперь, кажется, уже и наш патриарх Кирилл уверен, что других писателей, кроме Ганичева, нет».

Зачем из Святейшего патриарха, который на одних только соборных встречах много лет общается с лучшими писателями России, делать недалекого чинушу, совершенно непонятно. Да, В.Н.Ганичев – писатель-историк, автор многих книг, а не только речей – является заместителем председателя Всемирного русского народного собора в его светской ипостаси, сидит рядом с патриархом в президиуме. И что?

Не собираюсь восхвалять Союз писателей России (от которого, кстати, за 35 лет профессионального и общественного служения, начиная с работы в «Литературной России» и кончая моими последними литературными телепрограммами, я ничего не получил: ни дачи, ни квартиры, ни зарубежных поездок) или защищать самого Ганичева – у него есть соратники и защитники, но, повторяю, меня возмущают этакий барский тон и категоричность суждений новых хозяев жизни: «Всякое интеллектуальное искусство, к которому я отношу прежде всего литературу, рассчитано на узкий круг любителей. Но есть же чтиво, которое является чисто коммерческим проектом. Экономика, как известно, руководствуется принципом максимальной выгоды, поэтому она всегда будет ориентироваться на массовый спрос, который и приносит доход. Когда я слышу, как книгоиздатели укоряют своих коллег из «Эксмо», например, за то, что они «портят вкус читателя», диву даюсь. При чем здесь «Эксмо»?

Объясняю наглядно при чем: вот скачанный с сайта издательства «Эксмо» перечень новинок детской литературы (в сентябре с.г.). Мне прислали его из библиотеки с вопросом: «Кого воспитывает «Эксмо»? А они еще и эксперты Книжного союза в области качественной литературы!» Привожу лишь несколько названий: «Конец света заказывали?», Белогоров А. Серия: «Жуткая сказка на ночь». «Твой друг вампир», Некрасова М. Серия: «Жуткая сказка на ночь». Еще несколько книг той же носительницы славной фамилии: «Как я стал привидением», «Банка с привидениями». А вот другая серия: «Кошмар под Новый год»: «Всадники проклятого леса. Дом, затерянный в снегах: Врата в ледяной чертог», Усачева Е., Селин В., Артамонова Е. Серия: «Большая книга ужасов». «Большая книга Хеллоуина: Гость из царства мертвых. Город упырей. Зло умеет ждать», Усачева Е., Некрасова М., Артамонова Е. Серия: «Большая книга ужасов».

Потёмкина-Кутателадзе ужас не охватывает? Нет, он спокойно вещает: «Для меня лично литература никогда не была бизнес-проектом. Но для кого-то она, может, и должна быть коммерческой субстанцией». И что, бесконтрольной субстанцией без нравственной и профессиональной оценки? Если так подходить, то никакие сообщества не нужны и впрямь. Автор и издатель индивидуально делают бабки за счет детского сознания, а вмешаться, ударить в колокол некому!

Поразительно, но в том же номере «Литературки» приведено выступление Николая Коняева на международном форуме «Художественная литература как средство общения народов» в Белоруссии: «Мы уже говорили, что право народов самим решать свою судьбу – главный объект политтехнологических манипуляций, изъятие у народа этого права – смысл и цель деятельности политтехнологов. Что можно противопоставить этому? Председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец говорил сегодня о создании единого Союза писателей России и Беларуси. Я знаю, что эту мысль поддерживают и руководители Союза писателей России, и мне кажется, что идея эта, если она не погибнет в бюрократической заорганизованности, весьма плодотворна».

Так какой же полосе газеты верить: той, где «интервью со взломом» и предложением «распустить Союз писателей России», или той, где к нам хотят присоединиться собратья из Союза писателей Беларуси? Кстати, недавно приезжали на Комсомольский проспект,13 трое писателей-полтавчан, которые после вакханалии мазепинцев накануне 300-летия Полтавской битвы хотят стать членами нашего Союза, найти опору и соработничество в патриотической творческой организации. Можно, г-н Потёмкин? Литература – это идеология, кладовая языка, носительница духа народа. И политика, конечно. События вокруг некоторых творческих организаций только подтверждают это. Союз писателей Грузии направил протест Союзу писателей России в связи с открытием 30 августа в Цхинвале отделения СП РФ. Об этом заявила председатель СП Грузии Маквала Гонашвили. «Не надо смешивать политику и литературу, однако власти России используют литературу как политическое оружие», – заявила она. Никакие власти в этот процесс не вмешивались, Маквала. Когда-то я посвятил тебе стихи, которые начинались так:
Эту женщину звать Маквала,

А по-русски сказать: Ежевика.

Никакая худая молва

Не затмит ее светлого лика.

Я смотрю на суровое фото в Интернете и не верю, что это ты была на нашем семинаре на фестивале молодой поэзии в Алма-Ате, улыбчивая, смущающаяся, что это у тебя в небольшом частном домике без удобств в старом Тбилиси я пил вино и пел под гитару… Ну, а протест твой не помог: писатели Южной Осетии, как я уже рассказывал, в полном составе вошли в Союз писателей России.

Служение народу и государству, а не денежному мешку или политиканам – высшее призвание писателя. Председатель Союза писателей республики Михай Чимпой – известный критик, историк литературы, ученый, почетный член АН Румынии, член Всемирного ПЕН-клуба говорит:

– Одна из наших коллег, поэтесса Леонида Лари, заседающая ныне в парламенте Румынии, заявляет во всеуслышание, что Союз писателей – сталинистская структура. Я знаю Союз изнутри и имею полное право сказать, что это далеко не так. Прежде всего это «профессиональный союз», как и звучит первый параграф его устава. А также «учреждение культуры с открытой просветительской деятельностью»!..

Оказывается, г-н Потёмкин, союзы писателей есть в самых разных странах! Почему же в России его надо «распустить»? Например, во всех Скандинавских странах сильны союзы писателей, которые регулярно заключают соглашения с объединениями издателей. Один из важных пунктов таких договоров – обязательства издателей о минимальной оплате труда авторов. В Швеции это 15 процентов от «цены издателя», по которой книга продается магазинам.

В Германии, где вы учились в университете и часто бываете теперь, почти все пишущие рассчитывают на гранты многочисленных фондов и обществ. Некоторым писателям гранты позволяют объездить полмира и приучают сидеть за письменным столом не менее 12 часов в сутки.

А что на незалежной Украине? «Перед президентськими виборами 2009 року, як i перед минулими виборами 2004-го, полiтики розгорнули боротьбу за один iз важливих iнструментiв впливу на людей – Нацiональну спiлку письменникiв України». Понятно, да? Как и перед минувшими выборами в 2004 году, когда воцарившаяся в стране накануне президентских выборов политическая нервозность передалась и одной из самых творческих организаций – Национальному союзу писателей Украины, вокруг цеха мастеров художественного слова разгорелся нешуточный скандал, связанный с руководством этой организации. На собрании группа писателей проголосовала за изменение устава организации и выразила недоверие действующему председателю Владимиру Яворивскому. Как сообщало УНИАН, такое решение было принято в связи с тем, что Яворивский (который являлся членом фракции «Наша Украина» в Раде) «чрезмерно политизировал» Союз писателей. Ну и финансовые разборки всплыли – куда без них? Новым главой недовольные избрали Наталью Околитенко. Эти действия со стороны коллег вызвали резко отрицательную реакцию самого Владимира Яворивского и других членов Союза писателей, посчитавших собрание нелегитимным. Депутат обратился к министру юстиции Украины Александру Лавриновичу с заявлением, в котором потребовал признать недействительным решение так называемого общего собрания… Потом депутат-письменник был занят... обороной центрального офиса Союза писателей Украины. Ночью неизвестные в камуфляже под предлогом, что здание заминировано, взломали двери и заняли помещение Союза писателей на улице Банковой в Киеве. Когда же туда прибыл Яворивский, в здании был еще и представитель отколовшейся части писательской организации. Поэтому народный депутат со своими сторонниками остался ночевать в офисе Союза, чтобы его не заняли оппоненты. Потом были еще ночевки, пленумы, разборки. И вот через пять лет снова разгорается борьба «за один из важных инструментов влияния на людей».

Союз писателей России сегодня в результате всей культурной политики таковым инструментом, увы, не назовешь, но, во-первых, кому-то он по-прежнему остается последним пристанищем или костью в горле, а, во-вторых, какой особняк на Комсомольском проспекте занимает! После «интервью со взломом» подумалось: уж не Потёмкин ли решил прибрать его к рукам накануне 50-летия творческой организации в конце прошлого года, когда была попытка рейдерского захвата, о котором писала «Советская Россия»? Или решил кому-то из своих друзей – банкиров и олигархов – «утонченных интеллектуалов» пособить? Не будем теряться в догадках, но и идти на поводу у новых хозяев жизни, схвативших золотого быка за рога, тоже негоже!

Писатели России и внутреннего зарубежья пришли 7 октября в Пушкинский музей на встречу с премьером, поздравили Владимира Путина с некруглой датой, подарили книги, высказали наболевшее (кстати, председателя главного Союза писателей Ганичева не пригласили – вот тебе и «один Ганичев»!). Суть беседы: искреннюю, высокохудожественную книгу надо спасать. Валентин Распутин поднял важную тему: еще немного такой культурной политики, и толстые журналы погибнут. Путин согласился: «Я думаю, государство здесь недорабатывает, потому что не все сферы человеческой жизни можно запихнуть в прокрустово ложе рыночных отношений…»

Ну что ж, хочешь поддержать исповедальную литературу – дотируй из бюджета, а не надейся на олигархов – «утонченных интеллектуалов». Ну и крупного налогоплательщика вроде Потёмкина не слушай. А то всех с «НОСом» оставят. На днях на Переделкинском кладбище захоронили прах Александра Межирова, который 16 лет жил в США и скучал по литературному окружению, по собратьям из Союза писателей. Он оставил завет:

Да пребудут в целости,

Хмуры и усталы,

Делатели ценностей – Профессионалы!

Александр Бобров, секретарь Союза писателей России


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"