На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Три травы Виктора Бокова

К 100-летию выдающегося русского поэта и песельника

Деревня Язвицы за Сергиевым Посадом упоминается в писцовых книгах с 1510 года. Сколько же поколений тружеников и песельников сменилось на этой северной подмосковной земле, чтобы в 1914 году начала Первой мировой войны (вдумайтесь!), в золотую пору бабьего лета, появился на свет в большой семье самородок, будущий поэт от Бога и родной земли – Виктор Боков. Его дом, который еще при жизни Виктора Федоровича стал домом-музеем, стоит на берегу речушки Гордынь. Но сын крестьянина без всякой гордыни, по-свойски заходил в любую избу:

Пойду на посиделки к девушкам,

Едва-едва открою дверь,

Никто не скажет: – Здравствуй, дедушка!

Все встанут, крикнут: – Здравствуй, Лель!

Для того чтобы по праву называться сказочным Лелем, надо обладать особым песенным даром, который фольклористы объясняют так: поющий поет о себе, а слушающий – о себе же слушает. Но этой слиянности и душевной отзывчивости достигают редкие избранники. На стихи Бокова написано более 150 песен известными композиторами А. Аверкиным, Г. Пономаренко, В. Соловьёвым-Седым, А. Пахмутовой, А. Экимяном, Н. Кутузовым, В. Темновым и другими. К юбилею поэта информационно-консалтинговое агентство «СМИ и бизнес» совместно с женой поэта А.И. Петровой-Боковой подготовило выпуск юбилейного альбома песен на стихи поэта. Сегодня собрано уже более 90 записей, а 21 сентября в Концертном зале имени П.И. Чайковского многие из них снова прозвучат на юбилейном вечере – «Оставить след в душе народной». Это будет торжество русской песни и словесности.

Многие слушатели будут даже удивляться некоторым песням этого альбома, потому что они считали их фольклорными, теми, где «слова народные». Так вот, три составляющих таланта Бокова сделали их таковыми, о чем и писал он в книге «Три травы»:

Как одна трава – терпенье,

А вторая – доброта,

Третья – музыка и пенье

И земная красота.

Первая трава – терпенье в сельском трудном быту, в учебе у заводских рабочих и волшебника слова Михаила Пришвина, в несправедливой доле лагерного сидельца, но и в сбережении памяти о тех, кто одарил его россыпями родной речи. «Первым моим учителем была мать Софья Алексеевна, крестьянка. Она обладала природным даром художественного слова. Что бы она ни делала, всегда говорила поэтически красиво и образно. Вот одна из моих сестер жалуется ей на трудности, а она с улыбкой: «Вот чем удивила! Я вон вас, шестерых детей, вырастила… Я была мать, и ты теперь мать, так шей в тот же шов». В тот же шов, что и мать, и великие предшественники, шил и сам Боков. Кстати, его песня «Оренбургский платок» – молитва о матери.

Он не просто усвоил уроки словотворчества на дорогах по России, но и сам обогатил наш фольклор. Стихотворение,  которое Боков написал в Чистополе в 1942 году, – «Загорода» – напоминало ритм молотьбы:

По твоим задам

Проходить не дам

Ни ведьме, ни лешему,

Ни конному, ни пешему.

Услышав эти стихи, Борис Пастернак заметил: «Это у вас от природы. Цветаева шла к такой форме от рассудка, а у вас это само собой вылилось».

Лучший комплимент для лирика – само вылилось! 

Вторая трава – природная и благоприобретенная доброта, светлое отношение к людям. Потому и называется одна из песен так требовательно: «Учись людей любить!» Сам он щедро посвящал стихи и песни дорогим сердцу людям – от любимой Алевтины и неведомой Вероники до гениального Сергея Королёва и родственного по душе другого великого песельника ХХ века – Алексея Фатьянова.

Третья трава – это земная красота, явленная нам в слове, а в конце пути, когда ушли из жизни лучшие его соавторы – Григорий Пономаренко и Александр Аверкин, – и в музыке. Он сам начал сочинять музыку к своим стихам, и снова рождались образные песни вроде этой: «На заре, на зорюшке». По иронии судьбы литературовед Ольга Фрейденберг – двоюродная сестра Бориса Пастернака, который так ценил стихи Виктора Бокова, особенно за их органичную связь с русским фольклором, – в ходе ленинградской дискуссии в июне 1931 года выступила довольно агрессивно: «…Мы не должны пассивно ждать изжития фольклора, а приложить все методы борьбы к его коренному уничтожению». Во как! Либеральная пресса любит повторять, что при Сталине сажали за антисоветские анекдоты, а Фрейденберг намеревалась превзойти сталинские «достижения» тысячекратно – она призвала уничтожить весь фольклор.

Но фольклор уничтожить – невозможно: это исток любого народа, его песенной реки, которая сегодня мелеет мелодически и содержательно, достаточно послушать «Новую волну» в Юрмале. Но творчество Виктора Бокова одаривает надеждой, о которой я написал:

И все устроится, дай Бог,

Среди теченья неглубокого,

Пока живет реки исток,

Пока поет Россия – Бокова!

***

Почти каждый раз, принимая гостей в Переделкине и стремясь приобщить кого-то к частушке, Виктор Федорович, снимавшийся  в кино как дед-частушечник, исполнял народные припевки и особо выделял легонькой игрой на балалайке, рассудительно-ласковым голосом вот эту:

Полюбила я его —

У него трое детей.

Я на то располагаю:

Двое нам, а третий – ей!

«Гениально! – добавляет он, покачав головой. – Какая душевная щедрость, какое достоинство... Какая вера, что все можно решить добром!..»

Потому-то и смог он выдохнуть одну из лучших песен о матери во всей отечественной поэзии:

Я его вечерами вязала

Для тебя, моя милая мать.

Я готова тебе, дорогая,

Не платок – даже душу отдать.

В отличие от мамы, отец его, вспоминает Виктор Федорович, был человек крестьянской хватки и сметки. Но к 80 годам, увидев, что сын пишет и печатается, он сам засел за прозу и стихи. Первый же абзац его «Жизнеописания» начинался так: «Это было в то отдаленное время, когда наша деревня была окружена лесами, волками и помещиками». Когда сын вынес приговор, что «Жизнеописание» не пойдет, предок засел за стихи.

Можно утверждать: Боков слил материнское чувство образного слова и крестьянскую отцовскую хватку, явив собой пример всем трудящимся на ниве литературы как образец отношения к поэзии, песне, женщине. К жизни!

Особая дружба-взаимопонимание связывала Бокова с другим волшебником слова, родившимся в сентябре, – Андреем Платоновым. Дело ведь не в каком-то житейском приятельстве, а в глубинной тяге талантов друг к другу. Наш первый поэт Пушкин был гением дружбы и выбирал наставников, друзей и соратников безошибочно – Жуковский, Карамзин, Дельвиг, Баратынский, Гоголь.

– Платонов для меня был светочем, большим другом. А познакомились мы в 1936 году. Я стоял на платформе в тогдашнем Загорске, рядом с художником Фаворским, который беседовал со своим коллегой. Они горячо говорили о том, как тяжело живется замечательному писателю Андрею Платонову. И тут я вспомнил, как потрясло меня его еще молодое высказывание: «Красота – имущество всех» (ну кто из нынешних правителей, придурков богатых или преуспевающих певцов демократии скажет такое?!) – и решил познакомиться с Платоновым. Он ведь жил во флигеле Литинститута, где я учился. Так вот, я позвонил. Открыла Мария Александровна. Спросила, кто я и зачем. Я ответил, что студент, но о цели визита скажу только самому Андрею Платоновичу. Он выглянул из-за плеча жены и сразу как-то мы начали безмолвный разговор с короткого перегляда. А сколько было потом встреч, бесед, радостных и горестных, но всегда – незабываемых.

Платонов писал мне, рискуя судьбой, в Сиблаг, поддерживал. Я вернулся из ссылки в 1948 году, пришел сразу в гости. Он лежал уже больной (умер через три года). Обрадовался, засуетился: «Как отметить твое возвращение? Пойдем в Палашевские бани!» И, не слушая увещеваний жены, повел меня туда. Мы попарились прекрасно, и уже в предбаннике Андрей вдруг грустно сказал: «Туберкулез – пострашнее лагеря: там можно отбыть срок или сбежать даже… А тут – ни отбыва, ни сбега».

Я все думал, как лежачего больного с ясными глазами пророка развеселить? Он был отзывчивым на любое изобретение, и я придумал для него поэта Никиту Кулемку, а чтобы о нем рассуждать, я придумал критика Опенкина-младшего. Там было много шуток и иносказаний:

На ветке пели птички:

Подешевели спички.

Это – сталинское снижение цен. Или про сторожа:

Человечеству помочь

Идет он на работу

Для того, чтоб превозмочь

Там свою дремоту.

Кулемка пробовал писать у меня и прозу, но дальше названий не шел. «Повесть о человеке, который примкнул вовремя» или рассказ «Арест тети и последние высказывания Аристотеля». Вроде пустяк, а Платонов смеялся до слез.

Он так любил жизнь, людей труда! Помню, поехали мы на Иоанна Предтечу ко мне на родину, в деревню Язвицы. В соседнем селе Выпуково, где я крещен, гуляло тридцать деревень. Какое веселье: ярмарка, девки, частушки, сорок гармоней! Что там фестивали современные – ослабший квас... Платонов был в восторге. Мы с ним пошли на омут реки Куньи купаться. Переплыли омут, и он вдруг говорит: «Какой это жулик строил плотину? – тут все материалы украдены!» Он ведь был и губернским мелиоратором, и руководил строительством воронежской электростанции, а еще раньше водил паровозы с отцом Платоном Фирсовичем.

Приедет, бывало, ко мне в Переделкино, говорит: «Пойдем, Виктор, на станцию Баковку, паровозы глядеть». Паровозы маневрируют, он любуется да еще успевает кричать машинисту: «Пар держи! Клапан закрой!» 

Лучший свой рассказ «В прекрасном и яростном мире» он читал первому мне. Когда дошел до того места, где машиниста паровоза ослепляет голубая молния, его горло спазмы перехватили и слезы полились. Вот как жил своей прозой! Или – захожу к нему. Платонов с восторгом и почтением: «Только что Миша был (ну, я понял сразу – Шолохов). Какой у него глубокий, ясный, крестьянский ум!» Платонов связывал ум с нужной стране профессией, с занятием делом, с совестью рабочей. Язык Платонова – чудо! Сжатый, образный, глубинный. В рассказе «Красный лиман» его героя спрашивают: «Бушуешь?» Тот отвечает коротко: «Живу!»

Вот и Боков всегда жил и бушевал, кипел поэзией – от Сиблага до приема в Кремле (все-таки Владимир Путин вручил старейшему поэту орден «За заслуги перед Отечеством»), от встречи где-нибудь на Севере с рыбаками до арены «Лужников», где он читал под гром аплодисментов свое коронное стихотворение «Чудо», вошедшее в репертуары всех знаменитых чтецов и его друга – Георгия Сорокина:

Жизнь – ужасная штука,

Если о ней помыслить:

То захотят повесить,

А то захотят повысить…

Виктора Бокова повысили до звания народного поэта те, кто приезжает на ежегодный теперь фестиваль «Боковская осень» (как это название перекликается с Болдинской осенью!) и поет до самозабвения. Сперва торжества проходят под открытым небом в родительской деревне Язвицы, за Краснозаводском, потом в городе, где он учился, по окрестным поселкам – в селе  резчиков по дереву Богородское, в новом ДК бывшего закрытого поселка Радон. И уходит по уже  подмерзшим проселкам в пасмурные дали вместе  с облетевшими листьями и растаявшими  журавлиными стаями очередная осень патриарха русской поэзии Виктора Федоровича Бокова.

…А журавли летят, летят,

То прямо, то чуть-чуть правее.

Они, наверно, не хотят

Расстаться с родиной своею.

Малая родина, конечно, помнит и чтит поэта.  Отрадно, что власть на более низком, приближенном к народу уровне понимает нужность таких праздников. Потому и взлетает праздник гамзатовских журавлей в горном ауле Цадаса, встает памятник фронтовику Сергею Орлову в древнем Белозерске, живет Фатьяновский праздник поэзии в Вязниках. Боков писал:

Меня признали – Пастернак и Пришвин,

Андрей Платонов, а еще – народ.

Под веткой наклоненной старой вишни

Ко мне стучится слава у ворот.

Несмотря на самоиронию, пробивающуюся сквозь горделивое чувство, слава, как и положено, достучалась прежде всего на родной земле. Тогдашний глава администрации Сергиево-Посадского района В.Д. Гончаров на юбилейном вечере поэта в Москве пообещал открыть Дом-музей почетного гражданина Сергиева Посада – и сдержал слово. Может быть, это первый такой музей в России, а скорее всего, и в мире. Виктор Федорович разрезал ленточку несколько отстраненно, без демонстрации своей значительности: он готовился к выступлению, к проникновенному слову о матери  и к чтению стихов, уносимых ветром в осенние дали:

Говорю тебе, мой поклонник:

Не оценивай на скаку.

Даже Лермонтов – не полковник,

А поручик в Тенгинском полку!

Какие скромные должности и звания,  какие невысокие социальные ступени! – поручик Лермонтов в Чечне, корректор московской типографии Есенин, зоотехник на сибирском поселении Боков, а народ поет их строки, не зная порой авторства, и тем самым присваивает высшее звание – народный поэт России.

Меня замалчивают правые,

Меня замалчивают левые.

А я хожу с косою травами,

Целую кашку нежно-белую.

После ссылки Виктор Федорович жил на 101-м км, под Боровском, там родились многие прозаические миниатюры, которые Владимир Солоухин называл жемчужинами. В книге его лирической прозы «Над рекой Истермой» много замечательных вещей, которые читал по радио народный артист СССР Бабочкин. Вот моя любимая зарисовка, которую прежде не хотели печатать, потому что о священнослужителях вообще старались помалкивать, а теперь, в новые лицемерные времена, кое-кто из неофитов забраковал бы ее из-за «кощунства». А ведь это – просто правда жизни, подсмотренная и запечатленная лириком. Называется «Больной поп»: «Тяжело болел отец Дементей после того, как в погреб упал. И знахари его местные пользовали, и гомеопат приезжал по вызову, а все не шло на поправку. Вылечила батю старая Ефимовна, земский врач. Когда Дементей совсем окреп и стал ходить, он нанес визит Ефимовне, которая за многолетнее сидение в деревне привыкла к водочке.

Отец Дементей вынул сотенную бумажку и послал за вином.

Под водочку хорошо шли грибки, капустка. Хмелели служитель культа и воин из армии Гиппократа. Старая Ефимовна осмелилась спросить:

– А вы верите в Бога?

Дементей опрокинул стопку и отечески добросердечно сказал своей спасительнице:

– Ефимовна! Давайте о работе говорить не будем!»

Разве такое выдумаешь из головы за столом – только в жизни можно подслушать.

Еще вспоминается устный боковский рассказ в том же духе. На одном из банкетов батюшка с большим животом налегает на черную икру, спрашивает у соседа: «Сколько она стоит в миру?» – «Пять тысяч рублей, батюшка». Священник выпростал ладонь из длинного рукава сутаны, тыльной стороной провел по губам туда и обратно и серьезно сказал, напирая на «о»: «Стоит того!»

В эти дни, конечно, о Бокове вспомнят многие СМИ, но не верю, что какой-то телеканал снимет и покажет вечер в Зале им. Чайковского. Более всего поражает сегодня то, что общество и власть после Года экологии совершенно не думают даже в Год культуры об экологии культуры. Ученые приняли термин – энергия культуры – и пришли к выводу, что в будущем мире победит тот, кто выиграет битву именно за эту энергию (даже не за атомную!), что всё явственнее будут существовать и взаимодействовать не страны в политических границах, а новые социально-культурные сообщества, обладающие скрепляющим ядром. Например, Русский мир, о котором не раз упоминал президент Путин, выступая перед деятелями культуры, – это не очередной фонд, созданный под кремлевского политолога, даже не сама Россия плюс соотечественники за рубежом, чем стали пользоваться чиновники для проведения загранмероприятий и фуршетов, а вот это самое духовно-культурное ядро, которое порой не узришь, но оберегать и воссоздавать его – надо.

Русская литература как национальная философия, поэзия как высшая форма языка, песня как сокровенное выражение души  – основа скрепляющего ядра. Но пока государственная политика в сфере культуры работает на его разрушение, достаточно послушать любой телеконцерт (а поэзию почти вовсе убрали с экранов!). Такие поэты, как Виктор Боков, – чудо ХХ века, по не раз повторенному определению поэтессы Ларисы Васильевой. Побывать во всех социальных слоях и кругах общества, пройти все исторические потрясения, испытать все литературные передряги, но сохранить при этом  по-детски чистую душу и не изменить дару – разве это не чудо?

Есть у Виктора Бокова нежная зимняя песня «Снегири мои красногрудые» и замечательное стихотворение с державинским названием «Снегирь»:

Я люблю снегиря за подобье пожара,

За его откровенную красную грудь.

Мать-Россия, моя снеговая держава,

Ты смотри, снегиря своего не забудь!

 

Не ведаем, как там красные башни Кремля или серая Останкинская башня, но снеговая держава древних городов и поселков, волоков и проселков – никогда не забудет своего снегиря.

Александр Бобров


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"