На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Слава и слово

Творческий разговор

Невозможно быстро отрешиться от событий праздничного, ликующего и трагического мая, тем более что многие события объявленного Года литературы заставляют возвращаться к прихотливой судьбе русского Слова. Как всегда в Праздник славянской письменности и культуры, расклад на ТВ был привычным: о 110-летии Шолохова – ни программки, а по Первому 24 мая – сразу две программы, посвященные Бродскому. «Бродский не поэт. К юбилею Иосифа Бродского» – 45 мин. И, через новости, тут же, накатом – «Ниоткуда с любовью. К юбилею Иосифа Бродского» – больше часа. И вовсе не «ниоткуда», а из любимых мест – США и Венеции. Просто в голове не укладывается: празднуется 70-летие тех, кто сражался за Родину и возвращался с искалеченной судьбой, – никаких перекличек и творческих осмыслений! Снята новая версия «Тихого Дона» (прошли небольшие сюжеты, а ведь какие яркие программы можно сделать – одна перекличка с Украиной чего стоит!). А что нового сказали и показали про Бродского? Ну, музей «Полторы комнаты» в Питере, где одна соседка не хочет выезжать из коммуналки. Контраст: эпос, народный подвиг, величие и – очередной междусобойчик с недоразумением... 

При этом, помню, телеведущий Александр Архангельский лицемерно говорил: «Вот 24 мая – надо спокойно понимать, что родились два гения, надо равно воспринимать «Тихий Дон» и «Рождественский романс» Бродского». Но позвольте: равно воспринимать может только тот, кто ничего не смыслит в русской литературе и истории, в самой поэзии, наконец. Я лично, как сын Замоскворечья, никогда не мог без отвращения читать эти строки: 

Плывет в тоске необъяснимой 

пчелиный ход сомнамбул, пьяниц. 

В ночной столице фотоснимок 

печально сделал иностранец, 

и выезжает на Ордынку

такси с больными седоками, 

и мертвецы стоят в обнимку 

с особняками. 

Какие мертвецы на одной из самых живых и теплых улиц, столь любимой Ахматовой? Что в этом скучном стихотворении, посвященном Евгению Рейну, может привлекать Архангельского? 

Ну, всё по своему духу, стилистике – не про Москву, с каким-то корабликом «из Александровского сада», не про славное Замоскворечье, даже не про Рейна! Но это демонстративно ставится на одну доску. Причем с каждой новой программой про Бродского видно, что авторам и на стихи-то наплевать. Тогда в чем дело? Об этом прямо сказал в интервью Юрий Поляков: «Вы же понимаете, Шолохов занимает, при всем уважении к Бродскому, более значительное место и в сердцах, и в умах граждан России. Но наша информационная верхушка считает: факт того, что Бродский уехал, что Бродский стал лауреатом, уже живя в другой стране, – это ему дает плюсы, поэтому его юбилей надо отмечать шире. Шолохов не эмигрировал, не клеймил советскую власть из заграницы, как Солженицын. И, видимо, это считается тем недостатком, которого нет у Бродского, который все же уехал из страны. Я думаю, что это застарелая болезнь борьбы со всем советским, со всем, что было лояльно советской власти, болезнь очень опасная, потому что она направлена не против советского периода российской государственности, а против российской государственности вообще. Странно, что этого за Кремлевской стеной не понимают». 

За этой стеной много чего не понимают, даже если объявляют Год литературы. Например, значения духоподъемного печатного слова вообще, как ты ни относись к современным писателям в частности. Мы живем в условиях беспощадной информационной войны, но не наблюдаем единства в рядах, в информационной политике. Например, снова в Белгородской области состоялся выездной пленум Союза писателей России и прошли традиционные литературно-патриотические Прохоровские чтения. Белгородская область провела, конечно, грандиозное празднество и духовное действо: открытие новых памятников – танковому десанту и окормителю всего мемориала патриарху Алексию II, заседание пленума и вечера по всей области 150 писателей, 20-летие библиотеки Н.И. Рыжкова в Прохоровке (68 тысяч книг на 10 тысяч населения!) и съезд 700 школьников. Я просто убежден, что ни в одной области ничего подобного по размаху не было. И где все это на экранах, в СМИ? 

Для сравнения: родная Московская богатая область с памятниками Московской битвы, с Бородинским полем (второе ратное, где дважды прокатывался огневой вал). Ну и что, по СМИ судя, устроили здесь выдающегося? Читаю программу: традиционные сборища-игрища, а главная составляющая – концерт… Вики Цыгановой. Вот удивили на земле, воспетой русской литературой так, как ни одна другая! 

А что столица? Московское правительство подготовило весьма оригинальный «подарок» к 105-летию великого русского поэта Александра Твардовского, уничтожив в центре столицы старейшую библиотеку его имени. Кстати, в Вологде уничтожают замечательную юношескую библиотеку имени Владимира Тендрякова. Вообще, в последние годы в России закрыто 400 (четыреста!) детских библиотек, а тем, что еще остаются, практически не выделено ни копейки на закупку новых книг для пополнения фонда. Это ли не преступление против самого массового читателя – школьников? 

На пленуме в Белгороде писателей впечатлило короткое и веское выступление Евгения Савченко на пленуме. Во-первых, он сказал главное: «Год юбилея Великой Победы проходит в России одновременно с объявленным Годом литературы. Это совпадение неслучайно и несет в себе глубокий смысл. Прославляя в своих произведениях непобедимый русский характер, писательское братство всегда вдохновляло народ на беспримерные подвиги и массовый героизм. Без сомнения, в общем деле Победы над фашизмом писательскому сообществу принадлежат огромные заслуги».  

Не кому-то конкретно, уж тем более не нам, живущим, – Сообществу! Надо помнить об этом в каждой области, а не в отдельных оазисах! Судьбы слова непредсказуемы. Например, председатель Детского фонда Альберт Лиханов особо отметил в своем выступлении на пленуме, что в Белгородской области с 5 по 11 классы учится 72 тысячи школьников, так вот, 71 тысяча (!) написала сочинения «История моей семьи в истории Победы». Писатель предложил поместить эти детские документы в областной архив, а губернатор Савченко подхватил: «Лучшие опубликуем и на местном уровне, и в областном сборнике!» Может из него и выйдут будущие летописцы России. А на чем основано такое отношение к подрастающему поколению, к культуре? Губернатор кратко и весомо объяснил: «Доминантой социокультурного развития Белгородской области стала программа построения солидарного общества, которая зиждется на трех приоритетных направлениях. Первое – это справедливая экономика и выстраивание бесконфликтных экономических отношений, настолько, насколько это возможно вообще-то в условиях либеральной рыночной экономики. Второе – это широкая и всесторонняя поддержка культуры. Третье – это создание обустроенной среды обитания в области. Я считаю, что в этом наше отличие от социокультурных приоритетов развития России, где культивируются несколько другие ценности, которые, как справедливо заметил кто-то из наших современников, состоят из пропаганды «4 «С» (спорта, смеха, секса и страха)». Да, как преподаватель на кафедре журналистики, часто говорю об этих  чуждых «4 «С», только «смех» на «сенсацию» заменяю. И пустым декларациям не верю, но реальность убеждает, и Савченко привел факты и цифры для подтверждения трех составляющих. Например, что лежит в основе справедливых экономических взаимоотношений? «Это, прежде всего, обобществление земли. Нам удалось половину земли в области выкупить в государственную собственность и распорядителем ее является правительство Белгородской области, а по сути дела, – все население области. У нас ведь ничто так не развратило наше общество, как частная собственность на землю». Кто не согласен? Потому и кормит миллионная область сегодня 10 млн россиян! 

Или вот вторая составляющая – культура. «Второй наш приоритет – это культура. Примерно 5% расходной части бюджета идет у нас по статье «культура». По России эта цифра – около 2%. Поддержка культуры – это не только бюджетные средства, но и средства наших попечителей, меценатов, благотворителей, которые исчисляются десятками, сотнями миллионов рублей. Фактически у нас открытый бюджет культуры, и все, что мы планируем, поддерживается и поощряется. Наши приоритеты в культуре – это не развлекательные проекты, а развивающие творческие способности, особенно молодого поколения». В последнем писатели и сами убедились! 

Вообще, некоторые скептики иногда спрашивают: а почему Прохоровское поле – третье ратное поле России? Что, не было более масштабных и решающих сражений – от Московской битвы до Ржевского противостояния и Сталинградского котла? Тут можно, с точки зрения историка, спорить до бесконечности, но мы, писатели России, согласны: третье ратное поле, запечатленное, ярко поданное в географическом и духовном пространстве, – здесь. Оно обозначено величественной звонницей Вячеслава Клыкова (Москва отказалась ее ставить на Поклонной горе, все доверив Церетели) и расширяющимся музеем с танкодромом до современного культурного центра с гостиницей в райцентре и самих Прохоровских чтений с вручением престижной премии. Так и созидается дальновидная позиция, катится по земле рукотворная слава того или иного места России – страны Слова! 

Александр Бобров, лауреат премии «Прохоровское поле» – 2015


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"