На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Нам — закон, а кому — благодать?

О Ю.Кузнецове, Н.Михалкове и благодати

В ноябрьских заметках я хотел вспомнить, что семь лет назад, 17 ноября 2003 года, ушел из жизни выдающийся поэт Юрий Кузнецов. Святая цифра: «Три раза поклониться долу, семь – осенить себя крестом», – как писал Александр Блок, тоже ушедший в ноябре. Искал форму, чтобы связать частичку недооцененного наследства последнего классика советской поэзии со жгучей современностью. И вдруг обрушился манифест Никиты Михалкова «Право и правда». Тут все и замкнулось.

На рубеже тысячелетий Юрий Кузнецов по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II перевел на современный русский язык «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона – первый и ярчайший образец высокой отечественной публицистики. «Слово…» было написано митрополитом Илларионом в середине XI века и касалось самых острых мировоззренческих проблем. Даже либерально настроенный академик Дмитрий Лихачёв написал: «Тема «Слова» – тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Илларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа». Потом это трансформировалось в понятия «малый народ», «золотой миллиард», «мировая закулиса», «элита» бюрократически-криминальной России. Много есть синонимов, характеризующих кучку «богоизбранных», попирающих христианские заповеди.

Торжественная и пророческая проповедь, сказанная в храме Святой Софии Киевской в присутствии великого князя Ярослава, навсегда заняла первое и исключительное место как в истории русского православного богословия, так и в истории русской художественной литературы. Как из маленького зерна вырастает прекрасный и полновесный пшеничный колос, так из «Слова» митрополита Иллариона выросла вся русская словесность, в том числе поэтическая.

Митрополит искренне верил в воцарение благодати через истину:

Как отошел свет луны

при сияющем солнце,

так и Закон потускнел

пред святой Благодатью.

Стужу ночную ликующий день расточил.

Землю холодную теплое солнце согрело.

И человечество больше не гнется в Законе,

а в Благодати свободно растет... 

Трудно сказать про нынешнее человечество, что оно растет в благодати, если вспомнить про море крови на полях сражений, про Европу, отказавшуюся, по сути, от христианских корней, и даже после мусульманских жертвоприношений прямо в центре Москвы, за оградами мечетей, когда резали баранов под плач детей русской якобы столицы. Но внешне стремлением облагодетельствовать нас озабочены все, начиная от двуумвирата и кончая крупными общественными деятелями. Вот на этой волне и всплыл вдруг противоречивый и пестрый манифест Михалкова. Написан он (надиктован?), как видно, в несколько приемов и разными людьми. Вдаваться в его сумбур, особенно историко-идеологический – нет охоты. Остановлюсь на характерных пунктах.

Сразу перенесусь от Святой Руси сына половчанки Андрея Боголюбского, зарубленного своими же соратниками, в знакомые мне времена.

«В конце 1960-х годов, достигнув максимума от того, чего можно было достичь при советской форме государственного устройства и социалистическом режиме, «советский народ», на плечи которого выпали неимоверные тяготы мобилизационной работы, – надорвался. Пафос коммунистической идеологии и потенциал советской государственности были исчерпаны».

В конце 60-х я вернулся из армии, продолжил учебу в Литинституте и стал жадно постигать Россию, ее культуру, начал писать первую книгу, а Михалков начал учиться во ВГИКе и сниматься в кино. Оказывается, мы жили и работали с ним, как миллионы полноценных и достойных людей, в эпоху «надор­ванности» и «исчерпанности»? Так почему же тогда появлялись шедевры вроде «Москва слезам не верит», а сегодня пошлые «Жмурки»? Кстати, почему «советский народ» взят в кавычки? Все обществоведы признают с почтением или неприязнью эту сложившуюся и раздробленную потом общность.

Дальше – еще больше подобной упрощенной дичи: «В 1991 году Советского Союза не стало. Казавшаяся незыблемой власть рухнула в три августовских дня… В то время мы не отдавали себе отчета в том, что принимаем участие в событиях, имеющих всемирное значение. В событиях, в результате которых будет осуществлено не только переустройство отдельно взятой страны – Советского Союза, но будет совершен политический и экономический передел мира. Это была геополитическая революция».

Да, двадцатилетие показало, что капиталистическая геополитическая контрреволюция свершилась, и без войны с внешним врагом Россия понесла самые огромные потери в своей истории – 23 миллиона русских и пол­ный разгром национальной промышленности, науки и культуры. Но автор манифеста – оптимистичен, хотя и безблагодатен: «Такова цена, заплаченная русским народом за обретенную в конце XX века государственную независимость и личную свободу…». Оторопь берет: «Независимость от кого? Личная свобода – для кого? Даже огромные деньги не гарантируют этой свободы, как показал пример Ходорковского, поскольку в России полностью претворен в жизнь любимый лозунг диктатора Франко: «Друзьям – все (то есть благодать. – А.Б.), врагам – закон!». Но ведь и мнимые друзья самого Путина не защищены, как показал пример Лужкова.

Оставляем в стороне исторические отсылки и современные намеки на просвещенную монархию («власть в России должна быть персонифицирована» – это выпад против Медведева, по-моему: ведь тот предлагает вводить «прямую демократию» через виртуальный интернет!), обратимся сразу к сути: что есть просвещенный консерватизм, хоть в нескольких чертах?

«Идеология просвещенного консерватизма впитала в себя:

– фундаментальные духовные основы православия и традиционных для России религий (в России до 1914 года только крещеные имели право голосовать, быть избранными во власть или попадать в силовые органы – почему мы отказываемся от этого опыта предков?);

– имперские нормы, принципы и механизмы государственного строительства (каковы они? Например, Петр подчинил Церковь государству и отменил тайну исповеди. Будем возрождать Синод?);

– предреволюционный опыт российской парламентской практики и партийного строительства (то есть декоративность Госдумы и право самодержца разгонять ее через несколько месяцев говорильни?);

– традиционные для России формы земского и городского самоуправления. (Даже Солженицын, постоянно твердя об этом из Вермонта, убедился в олигархической России, что сие – невозможно!).

Ну и прочие благие беспочвенные предпочтения под лозунгом: «Просвещенный консерватизм – это консерватизм без предрассудков». Довольно-таки странный постулат, если дальше идет несколько «ценностных установок», основанных на вековых предрассудках и слепой вере, среди которых есть такие:

– верная мера везде и во всем, следование справедливому закону и божественному порядку, заповеданному в ПРАВДЕ;

– развитая и сбалансированная система публичного и частного ПРАВА – укрепление вертикали власти и расширение горизонтали культуры и жизни гражданского общества;

– лояльность к власти, умение достойно подчиняться авторитетной силе;

– признание греховности человеческой природы и неразрывной связи человека с окружающим его материальным миром.

О, тут в самую точку! Греховная связь человека (и самого автора манифеста!) с материальным миром – налицо.

Сейчас разгорается скандал вокруг так называемого Российского союза правообладателей (РСП), недавно созданного и возглавленного Михалковым. Недавно этот РСП получил право (и правду) собирать авторские отчисления с импортеров и производителей звукозаписывающей техники и носителей. Новым налогом в размере 1% от стоимости обложены все DVD-проигрыватели, компьютеры, видеокамеры, компакт-диски, флэшки и даже мобильные телефоны. То есть все то, что может служить техническим средством записи и воспроизведения звучащей и видеопродукции. Огульно! Пенсионерка, например, покупает дешевенький мобильник, даже не умея скачивать на него рэп, а с нее – процентик в пользу структуры имени главного барина нашей культуры. Это право дано РСП на 5 лет. И хотя речь идет фактически о новом налоге, введен он не законом, а всего лишь постановлением правительства РФ. По оценкам экспертов, союз Михалкова заработает на этом 1% порядка $150–200 млн в год. Значит, за пять лет – до миллиарда долларов. Но главная пикантность – в том, как РСП собирается расходовать собранное столь примитивным «трудом».

Представители союза честно признали, что отдадут правообладателям только 15% поступлений. Еще 25 процентов будет тратиться на содержание аппарата союза (зачем создателям творческой продукции такой жадный посредник, думающий только о своем процветании?!), а 60% попадут в специальный фонд, курируемый непосредственно… Михалковым. Я как автор получил приглашение от РСП, но мне никто не объяснил, зачем я нужен этому союзу-копилке – для численности? А главное, на что же будут тратиться основные средства – на новую бездарную серию «Утомленных солнцем» или, например, на проведение всероссийского семинара молодых писателей? Гадать тут, по-моему, не надо.

В общем, подобная схема позволит лично Михалкову распоряжаться суммой, как прикинули аналитики, до $850 млн и такой куш свалился по распоряжению правительства. Дорого оценивается сегодня просвещенный консерватизм и аристократизм! И все это прикрывается именами Пушкина, Вяземского и Гоголя, который даже на малороссийского аристократа по происхождению не тянет. Ничего себе создали рынок и систему якобы господдержки для лохов, включая жалких творцов, которые вне зависимости от сферы деятельности и жанров должны зависеть от воли Михалкова, который как наследственный дворянин осуждает тоталитаризм и культ личности, но обожает крепостные отношения и хочет сделать мелкими вассалами носителей авторских прав. Такого ведь и в помине не было «в конце 60-х, когда, достигнув максимума от того, чего можно было достичь при советской форме государственного устройства и социалистическом режиме, «советский народ» надорвался». Спокойно, без надрыва, работала организация ВОАП и за куда меньший процент на содержание и создание личного фонда Михалкова охраняла наши авторские права. Или это тоже – цена за «государственную независимость и личную свободу», объявленные в манифесте?

Лично я, как многие русские поэты и публицисты, такую свободу и независимость отвергаю и даже презираю. После завершения работы над переводом «Слова о законе и благодати» Юрий Кузнецов сказал накануне наступления ХХI века: «Такие большие ритмы, конечно, не для человека, который живет всего лишь семьдесят лет». Он сам не дожил до семидесятилетия в будущем году, но оставил нам много пророчеств и призывов, идущих сквозь века:

– Туман остался от России

Да грай вороний от Москвы…

Еще покамест мы – живые,

Но мы последние, увы.

Шагнули в бездну мы с порога,

И очутились на войне.

И услыхали голос Бога:

«Ко мне, последние, ко мне!»

Мы продолжаем оставаться в бездне и на войне против России, но страна все дальше от Бога. Ведь не в новодельный храм же призывал этот горний голос, а к подлинной духовной свободе, взаимной любви, высшей справедливости. Где все это в реальной жизни? Увы, подобные партийные программы «вертикали власти» и аристократов-общественников говорят русскому только одно: тебе, смиренному, – закон, а нам – благодать.

Александр Бобров


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"