На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Талант, не изменивший себе

К 70-летию Николая Губенко

На пресс-конференции после недавней премьеры спектакля «Арена жизни» по прозе Салтыкова-Щедрина, скрупулезно изученном и сценически прео­б­раженном Николаем Губенко в театре «Содружество актеров Таганки», мы сидели рядом с его женой – ясноглазой актрисой Жанной Болотовой. Я поделился с ней своим восхищением формой Николая Николаевича: он и жонглирует, и летает на лонже над сценой, и легко перевоплощается.

– А как же! – подхватила Жанна Андреевна. – Он ведь в советском детском доме вырастал: там у них все кружки и ансамбли были, всему научили. А спеть или сплясать как он может… Он куда хочешь поступить мог, параллельно учебе во ВГИКе занимался в Государственном цирковом училище.

До того это было непривычно сегодня слышать на фоне сообщений СМИ о бедности и безобразиях в подобных интернатах, что вот врезалось в память…

Родился Николай 17 августа 1941 года в Одессе. Отец, летчик, погиб на фронте еще до рождения сына, а вскоре и мать за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами была повешена в 1942 году. Так что круглый военный сирота не случайно поставил как режиссер кинофильмы «Пришел солдат с фронта» (1972) и «Подранки» (1977), сам снялся в них. И это желание все объять объяснимо: с его жаждой учебы и постижения тайн профессии Губенко в 1964 году окончил актерский, в 1969 году – режиссерский факультеты Всесоюзного государст­венного института кинематографии (мастерская С.Герасимова).

С одной стороны, народный артист России и зрителям полюбился (первый знаменитый фильм – Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») – еще в 23 года!), и в прославленном театре на Таганке поработал с тех же молодых лет актером, а в 1988, перестроечном году, с отвалом Юрия Любимова на вожделенный Запад, стал главным режиссером. Немало спектаклей поставил на старой сцене и в новом здании уже «своего театра», но лично я считаю, что его актерский и режиссерский талант в кино в смутное двадцатипятилетие (фильм «Запретная зона» вышел в 1988 году) не был востребован и раскрыт в полную силу. Дело не только в том, что он смолоду был загружен по горло – занимался общественной работой, потом бился за создание и здание театра «Содружество актеров Таганки», был последним министром культуры СССР в самые трагические годы, депутатом Госдумы и проч. А как раз потому, что на каждом поприще не вальяжничал на телепередачах и банкетах, как тот же Михаил Швыдкой (все для себя успевал – а толку для культуры?), но в том, что Губенко бился за свои убеждения, отстаивал интересы отечественной культуры, вступал в борьбу, а не личную выгоду извлекал. Сегодня ясно: таким творцам, верным своим убеждениям, режим благоприятствования не предоставляет.

Кстати, и жена его, верная читательница «Советской России», Жанна Болотова до обид­ного мало снималась в последние годы. А ведь юная красавица-сибирячка дебютировала в кино, еще будучи школьницей, в фильме Л.А.Кулиджанова и Я.А.Сегеля «Дом, в котором я живу» (1957), где создала образ юной, но мужественной девушки Гали Волынской. В 1964 году тоже окончила ВГИК (мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой). С первого курса ВГИКа у Жанны Болотовой начался роман с ее однокурсником Николаем Губенко. Казалось, эта пара неразлучна. Но случилась молодая ошибка-разлука. Через год Губенко с его целеустремленностью и верностью вернул свою любимую, и актриса позже призна­валась, что всегда по-настоящему любила лишь Николая Губенко. Более сорока лет они вместе.

Народная артистка РСФСР снималась главным образом в фильмах С.А.Герасимова: «Люди и звери» (1962), «Любить человека» (1972); и своего мужа Николая Губенко: «Подранки» (1977), «Из жизни отдыхающих» (1980), «И жизнь, и слезы, и любовь» (1984). Разве мы не помним эти человечные и яркие ленты? Болотова – лауреат Государственной премии СССР (1977 г. – за участие в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли»), а вот в послед­ние годы у нее тоже простой. Роль в неудачном фильме Никиты Михалкова «Жмурки» ничего не добавила к образу этой умной и обаятельной женщины.

Нынешним летом, как известно, в театре на Таганке грянул скандал, который начался с финансовых недоразумений и обмана труппы в Праге, а кончился публичными оскорблениями актеров Юрием Любимовым и его супругой-распорядительницей. А ведь и главной причиной раскола в начале 90-х стало его решение разогнать более половины тех актеров, кто поверил в него, работал на капризного мастера. Тут еще раз понимаешь, что театр «Содружество актеров Таганки» был назван точно: разве можно там себе подобное представить?

На новой сцене работают те, кто пришел в театр не ради денег, играют и классику – Чехова, Гоголя, Горького, даже Некрасова. Но достигают наибольшего успеха, как считают многие записные обозреватели, в традиционном «таганковском» жанре литературного монтажа: «Четыре тоста за Победу», «ВВС (Высоцкий Владимир Семёнович)», «Афган». Предоставляют свою сцену коллегам из провинции за копейки, по московским меркам. «Мы очень выгодные партнеры с точки зрения дешевизны проекта. Потому что сами не ставим деньги наперед всего. Наши билеты – одни из самых дешевых в Москве. Я бы назвал наш театр, как Станиславский в свое время свой МХАТ, общедоступным. У нас, например, пенсионеры могут смотреть спектакль за 50 рублей».

На вопрос, что бы вы сделали в первую очередь, если бы опять стали министром культуры? – отвечает с ходу: «В первую очередь я бы подал в отставку». Одна тележурналистка спросила, поехали бы артисты «САТ» к миллиардеру Абрамовичу, если бы тот пригласил их к себе со спектаклем на яхту за полмиллиарда долларов? Николай Губенко немного подумал и ответил, что если Абрамович пригласит их со спектаклем «Четыре тоста за Победу», то поедут не задумываясь. «Прямо к нему на яхту. И для него одного сыграют. Чтобы он вспомнил, откуда он родом. Ведь он тоже осиротевший мальчик. Из детдома». Вряд ли его прошибить: он взрастал уже в другое время…

В серьезном интервью Николай Губенко говорил:

– Меня радует репертуар, сложившийся за эти годы: в нем есть и поэтические спектакли, которые продолжают таганковскую традицию, и классические – в традиции Константина Сергеевича Станиславского. Вспоминается несколько тяжелых лет. С 1993 по 1995 год мы выиграли двадцать семь судов. Из них три высших, арбитражных: с правительством Мос­квы, театром Любимова, Москомимуществом. Все суды признали наше право на существование, на территориальный и имущественный раздел. Но. несмотря на это, «САТ» – единственный московский театр, который до сих пор не финансируется (немного Юрий Лужков депутату Мосгордумы помог). Зарплаты у нас минимальные. Сейчас у меня три четверти труппы – молодежь, четверть – старые таганковцы. В молодых мне импонирует подвижничество и не нравится отсутствие художественной инициативы. Нет интересных предложений, фантазий. Это скорее поколение, внимающее режиссеру, нежели предлагающее свое. Жаль.

Конечно, представить себе безынициативного Губенко невозможно. Когда он возглавлял Комитет по культуре в Госдуме, то одержал победу в борьбе за Закон о перемещенных культурных ценностях во время Великой Отечественной войны. Конституционный суд признал справедливыми 90 процентов положений Закона. «Для меня он очень много значит, – говорил Губенко. – Я потерял во время войны отца и мать, в стране осталось 19 млн таких же, как я, осиротевших детей, погибли 27 млн наших граждан. А сколько памятников, дворцов, музеев было разбито, разграблено... И то, что культурные ценности, попавшие к нам после войны из Германии, Италии и всех сателлитов, перешли в федеральную собственность – есть восстановление справедливости.

Потом, как бы ни старались следующие министры культуры и руководители страны подарить какую-нибудь коллекцию, архив, культурный раритет, чтобы выглядеть перед Западом или страной пышного визита полиберальней, на закон приходилось оглядываться. А вот другая инициатива Губенко была провалена. Он предложил абсолютно нормальный европейский закон о высшем совете на ТВ, который есть и во Франции, и в Италии, и в Англии (королева совет утверждает!). Предполагалось, что в нем от каждой государственной структуры (президента, правительства, Думы, Совета Федерации) будут авторитетные представители, некие арбитры, очищающие телеэкран от захлестнувшей его мрази и грязи. Что тут началось в СМИ! Это назвали цензурой, а телевизионщики изобрели тут же свою Декларацию, на которую тут же и наплевали. Как известно, подобие закона о защите хотя бы детей от телемерзостей все-таки было принято, но отложено до послевыборных времен. И Николай Губенко так и остался под влиянием силового и грязного поля СМИ ретроградом. Поразительно!

Предпоследний раз я встречался с Губенко в редакции, на вручении ему премии «Слово к народу», а потом – на Пушкинской площади накануне дня рождения Пушкина. Московский горком КПРФ проводил праздник Русского слова, и заместитель председателя Мосгордумы сказал яркое слово художника и политика. Вскоре театр уехал на гастроли в Ростов-на-Дону и Ейск. По поводу репертуара, даже если его выбирают местные главрежи, говорит так: «Я готов привозить любые спектакли, потому что пришел в режиссуру делать то, что хочу, и делаю то, что считаю нужным. Я читаю Акунина и Прилепина, но не считаю возможным использовать их произведения, чтобы показывать современность на сцене в непотребном виде, как это делает Серебренников».

Таково его творческое кредо.

Что касается гражданской позиции, то он тоже выражает ее предельно точно: «Я удивляюсь, с какой легкостью люди изменяют своим убеждениям. Удивляюсь, с какой легкостью они «прикармливаются» у корыта новой власти. Я считаю это предательством самих себя. Жизнь слишком короткая, чтобы часто менять убеждения. В юности это позволительно. Зрелый человек тоже может сменить убеждения, если он столкнется с чем-то опрокидывающим его веру, с каким-нибудь катаклизмом: Всемирным потопом, Страшным судом. Но не присягать вечером одному, а наутро – другому. Ведь именно убеждения помогали нашему народу выживать в войне, во времена голода, разрухи. А без убеждений ничего не построишь. Без убеждений ты в лучшем случае перенесешь через дорогу ящик пива, продашь на рубль дороже и заделаешься коммерсантом… Вот смотрите, сейчас на сцене в пьесе Птушкиной «Мисс и мафия» – красный уголок с членами Политбюро на фоне красного знамени. А во втором действии там будут висеть Московский патриархат и хоругви. Все очень просто, наглядно и очевидно».

Да, нам и СМИ в августе это продемонстрируют. В преддверии 20-летия ГКЧП Гавриил Попов как идеолог буржуазной контрреволюции выступил с обширной статьей в «Московском комсомольце» с банальным заголовком от Дюма «Двадцать лет спустя». Выпячивая заслуги депутатов-демократов, разрушителей советского строя, и называя своих подельников «цветом нации», он все-таки проговаривается, впадает в раж и режет правду-матку. Хотя бы в адрес Горбачёва и Ельцина, их окружения – подхалимов-номенклатурщиков, предателей и рвачей: «Ельцин буквально ненавидел всех, кому должен был быть чем-то и как-то обязан. Но я не мог даже на пятьдесят процентов предвидеть ту степень горестей и бед, которые обрушит на народ насильно вынужденная начать реформы коммунистическая бюрократия. Не мог я и наполовину предвидеть масштаб того безразличия реформаторской номенклатуры Ельцина к проблемам народа. Но то, что я не предвидел на все сто процентов, – это вакханалию в системе самой власти, возглавляемой Ельциным, не готовым даже к созданию одобренного им же российского номенклатурно-олигархического постиндустриализма».

Хоть тут правду сказал, отмежевавшись от вакханалии, развязанной им тоже, и от ненавистного народом ельцинизма!

Николай Николаевич в преддверии своего 70-летнего юбилея заявил твердо: «Никаких торжеств, отключаю телефоны. В новом сезоне, который откроется 15 сентября, театр готовит сразу две премьеры». А перед этим добавил с болью: «Мне грустно оттого, что жизнь коротка и за время своего пребывания в профессии я не успел сделать людей хоть на йоту лучше. А это в принципе – задача каж­дого художника. В молодости обольщался, что мои фильмы, роли могут хорошо сказаться если не на человечестве, то хоть на одном человеке. Сейчас я в это не верю. Если двухтысячелетняя вера не улучшила человечество, то что может светское искусство?..»

И все-таки позволю себе добавить, если бы не такие убежденные художники и борцы, как Николай Губенко, то многие люди под влиянием тех, кто объявляет себя «цветом нации», и вовсе бы потонули во мгле бездуховности и мерзости. Кто-то должен напоминать им силой таланта и державных устремлений: да, жизнь слишком коротка, чтобы часто менять свои убеждения.

Александр Бобров


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"