На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

В Дагестане идёт война не социальная,

а духовно-ценностная

Интенсивность боевых действий на Северном Кавказе за последние месяцы заметно возросла. Причём, столь значительно, что трещины пошли даже по отлакированной поверхности слепленной путинско-медведевским официозом пропагандистской иконы – медийному образу кадыровской Чечни: полторы недели назад СМИ сообщили об атаке боевиков на парламент республики, показали на всю страну кадры, запечатлевшие настоящий бой в центре Грозного. А в Дагестане только в августе-сентябре этого года количество убитых в спецоперациях боевиков перевалило за восемьдесят. Столько ещё несколько лет назад их уничтожали чуть ли не за целый год, а теперь всего за два месяца. При этом сотрудники правоохранительных органов также несут практически ежедневные потери убитыми и ранеными.

Игнорировать подобное для государственных чиновников высокого ранга более не представляется возможным. Даже глава Следственного комитета при Прокуратуре РФ Александр Бастрыкин 9 октября в интервью “Эху Москвы” откровенно заявил: “К сожалению, на Северном Кавказе, в Дагестане, идет едва ли не война”.

О том, что там идёт “едва ли не война”, вернее, даже о том, что она не может не начаться, честные и неангажированные представители СМИ, специалисты по региону говорили ещё несколько лет назад. Тогда, правда, у российского официоза было иное мнение насчёт происходящего – мол, всю бузу поднимает кучка спонсируемых из-за рубежа экстремистов-маргиналов, не пользующаяся никакой поддержкой в обществе. Надо только посильнее накачать северокавказские республики деньгами, задобрить дотациями тамошнюю этнократию – и никаких проблем не будет.

Однако всё происходило как раз наоборот. Дотационный статус северокавказских нацреспублик не заморозил, а лишь катализировал деструктивные процессы. А влияние тех, кого ещё недавно объявляли “экстремистами-маргиналами” в том же Дагестане достигло такого уровня, что в ряде его районов и даже в некоторых городах (в частности, в печально известном Хасавюрте) впору говорить об установлении режима едва ли не двоевластия.

Употребляя термин “двоевластие”, я не преувеличиваю степень всей серьёзности ситуации и не нагнетаю панику. Для того, чтобы в этом убедиться, просто давайте уясним для начала, что же такое власть, что она под собой подразумевает. Ведь столь объёмное и многогранное понятие зачастую понимается примитивно, односторонне или искажённо.

Власть – это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Именно так определяют смысл данного понятия толковые словари. То есть, власть – это способность воздействовать на поведение других людей, заставлять подчиняться их своей воле.

А теперь что мы видим в современном Дагестане? А видим то, что таковой возможностью воздействия в значительной мере обладают как раз боевики, члены бандподполья, а не официальные государственные и правоохранительные структуры. Скажем, демонстративного расстрела сауны с восемью проститутками в Буйнакске летом 2009 года хватило для того, чтобы бурно развившаяся в республике в “нулевые” годы и практически ничем не прикрываемая индустрия порока была во многом свёрнута и фактически загнана в подполье. Сожжения летом 2010 г. в Махачкале нескольких ресторанов и пивбаров с убийствами посетителей оказалось достаточным, чтобы большая часть подобных заведений закрылась на время мусульманского поста Рамадан, а многие магазины вообще перестали торговать спиртным. А те, которые не перестали, вынуждены были выплачивать бандподполью внушительный (по некоторым сведениям, до 20% от общей прибыли) налог на это право. Жестокая расправа над семьёй Елены Трифтаниды из Губдена, сельской активистки, вдовы убитого боевиками милиционера Абдулмалика Магомедова заставила испуганно замолкнуть многих противников установления в республике средневековых порядков. Конечно, от своих взглядов они не отказались, но высказывать их вслух решаются всё реже. И подобные факты “силового воздействия” бандподполья на общество можно перечислять ещё долго.

Все об этом знали и знают, но все молчат – вынужденно принимая правила игры, которые теперь в Дагестане всё больше устанавливают не чиновники и не люди в погонах, а всевозможные бородачи и их сочувствующие. И вот уже в местном обществе, на страницах газет, на многочисленных круглых столах вовсю обсуждают вопрос: как и каким образом в республике будет введён шариат. Заметьте, вопрос о том, кому и для достижения каких целей он вдруг понадобился, обсуждают всё меньше. Этот момент как бы уже “проехали”, переступили через порог легитимности. Внимание заостряется на другом – когда и при помощи каких средств установить шариат. Пропаганду за фактическое свержение светских устоев ведут некоторые респектабельные республиканские газеты, известные в Дагестане люди, журналисты, юристы, адвокаты и т.д.

Радикальное крыло исламистов, сидящее в лесах и на конспиративных квартирах, вершит и свой, шариатский суд, и выносит приговоры, и приводят их в исполнение. Чему, например, свидетельствует образцово-показательная расправа (иного слова здесь и не подберёшь) над директором шамхальской средней школы №45 Патимат Магомедовой, совершённая боевиками 23 сентября. В заявлении “специальной оперативной группы муджахидов дагестанского фронта”, демонстративно разосланном после совершения убийства по ведущим российским СМИ, говориться :

“Специальной оперативной группой уничтожена директор школы поселка Шамхал Патимат Магомедова. Неоднократные увещевания, призывы покаяться и не препятствовать мусульманам в соблюдении приказов Аллаха, не дали результатов. Директор школы упорно, в грубой форме выгоняла школьниц с занятий, за то, что они одевали хиджаб.

Они продавали знамения Аллаха за ничтожную цену и сбивали других с Его пути. Как же отвратительны их деяния! «Тауба»,9

Приговором шариатского суда Патимат Магомедова была приговорена к смертной казни.

Приговор приведен в исполнение. Аллаху Акбар!”.

Этот вопиющий факт хоть и вызвал определённый резонанс в Дагестане, но в масштабах России остался практически незамеченным – настолько в ней привыкли к потоку сообщений из этого региона подобного рода. Хотя Патимат Магомедова была широко известна в республике своей принципиальной позицией в вопросе отстаивания светского характера среднего образования. Ей неоднократно угрожали, ещё год назад в дагестанских газетах исламисты выступали с нападками на эту женщину. По сути “специальная оперативная группа муджахидов” бросила отрытый вызов всей образовательной системе страны. До сих пор в северокавказских республиках исламизация образования шла подспудно, тихой сапой, методом открытия при институтах молельных комнат и массового прогула студентами пятничных занятий. Сейчас процесс решили ускорить, а тех, кто имеет в себе гражданское мужество этому противостоять, начали открыто отстреливать. Боюсь, что после подобного убийства немногие директора дагестанских средних школ найдут в себе смелость не допустить до занятий девочек, одетых в хиджаб. Просто потому, что за спинами некоторых из них вполне реально маячат бородатые автоматчики.

В настоящий момент можно констатировать: рядовой дагестанец в большинстве случаев боится бандподполья в гораздо большей степени, нежели милиции, прокуратуры и государственных структур. Ведь действия последних ограничены рамками закона, которые можно при желании обойти, а действия первых исходят из норм шариата, игнорировать или заключить сделку с радетелями которого сложнее. Уничтожая своих оппонентов, они достигают вполне конкретную политическую цель: насаждают в республике атмосферу всеобщего страха перед их всесилием. Поэтому в настоящий момент, живя в Дагестане, необходимо обладать не только немалым личным мужеством, но и ещё достаточно мощным силовым ресурсом (как правило, родственно-земляческого характера), чтобы открыто противостоять бандподполью.

Губительный процесс перерастания вооружённой борьбы в Дагестане в затяжную фазу, его “афганизация” фактически завершились. Раньше, ещё несколько лет тому назад, сообщения об удачных спецоперациях милиции и военных вселяли в здоровую, незаражённую идеями религиозного фанатизма часть дагестанского общества надежды на то, что процесс расползания войны можно если и не пресечь на корню, то хотя бы надёжно локализовать. Сейчас же подобных иллюзий, похоже, уже ни у кого не осталось. Все понимают, что впереди нас ожидает только долгая, кровопролитная и изнурительная вооружённая борьба, которая усугубляется ещё и ценностно-мировоззренческим расколом общества.

Этот раскол я считаю крайне важным фактором, во многом определяющим её ожесточённый и непримиримый характер. Ведь именно он предопределяет ту степень фанатичной ненависти боевиков, которая заставляет их по доброй воле становиться шахидами и в предсмертных видеороликах выражать радость от того обстоятельства, что в результате их диверсий вместе с ними лишатся жизней десятки “каферов и муртадов”. Это уже не просто ненависть к системе действующей власти и правоохранительным органам республики. Подобное чувство имеет гораздо более глубокие корни. Это, в первую очередь, ненависть ко всему укладу современной дагестанской, да и российской жизни во всём её всеобъемлющем многообразии, носящая не просто религиозный, но, я бы даже сказал, иррационально экзистенциальный характер. Нам этот факт крайне важен, дабы чётко для себя уяснить: кто конкретно, люди какого психотипа составляют костяк джихадистов и ведут партизанскую войну.

Ведь чем ещё, в самом деле, объяснить тот факт, что и в члены бандподполья, и в число их пособников идут в массе своей отнюдь не бедствующие и вовсе не задавленные нуждой люди, как продолжает утверждать официоз, а те, кто, в общем-то, в большинстве своём был в обществе вполне неплохо устроен, являлся даже успешным, состоявшимися человеком? Ссылками на высокий уровень безработицы и иные социальные факторы этого феномена в полной мере не объяснить. Речь идёт именно о ценностно-мировоззренческом расколе, на который накладывается раскол социальный. Но не наоборот.

Вот только навскидку несколько имён тех, кто был уничтожен в спецоперациях в последние годы. Предприниматель Расул Макашарипов, предприниматель Раппани Халилов, выпускник МГИМО и кандидат наук Абузар Мантаев, режиссёр Кумыкского театра, бывший зам.министра культуры ДАССР Зубаил Хиясов, преподаватель ДГПУ, кандидат наук Рашид Газилалиев, игрок каспийского “Дагдизеля”, профессиональной футбольной команды, выступающей во 2-м дивизионе зоны “Юг” первенства России по футболу, Римихан Зиядов – это всё что, маргиналы? Или задавленные нуждой люди, с отчаяния связавшие свои жизни с лесными?

Абсолютно правы те западные социологи, которые, внимательно исследовав историю религиозно-политического террора в разных странах мира, пришли к обоснованному выводу, что между этим явлением и уровнем жизни населения нет прямой и однозначной связи. Мотивы, движущие боевиками и террористами, по большей части иного, “неэкономического” порядка.

На эту же мысль наводит ещё одно обстоятельство - распространившееся в последние годы среди членов бандподполья явление шахидизма, то есть, самопожертвования во имя религиозной идеи. Как и в случае с социальной базой террора, списать всё на боевое ожесточение здесь нельзя. Ведь как мы помним, в 90-е годы во время первой чеченской войны добровольные камикадзе среди боевиков практически не встречались, несмотря на то, что масштаб боевых действий и число жертв с обеих сторон были всё же несопоставимы с тем, что мы имеем на сегодняшний день в Дагестане.

И здесь надо вникнуть в суть отстаиваемых боевиками воззрений. Сторонники исламско-фундаменталистского пути воспринимают окружающий мир совершенно иначе, мыслят иными категориями. Их взгляды расходятся с нашими в главном: в отношении к сущности человеческого бытия, к понятию добра и зла, к самой идее развития общества. Ведь они по сути таковое развитие вовсе отрицают. По их мнению, развиваться и совершенствоваться в смысле социального и политического устройства не просто некуда, но и не зачем – всё уже и так сказано в Коране и воплощено в шариате. В силу этой особенности идейные постулаты современных террористов уникальны в своём отрицании развития, им сложно подобрать исторические аналоги. Ведь если европейские и русские террористы конца XIX – начала XX вв. совершали политические убийства ради торжества того мироустройства, которого история человечества ещё не знала, которое было предначертано лишь в трудах мыслителей, то современные мусульманские террористы убивают ради того, чтобы вогнать общество в VII-VIII век, отбросив его на тысячу с лишним лет назад, в эпоху Арабского халифата, который они и считают непревзойдённой вершиной человеческой цивилизации.

Что же до проблемы добра и зла, то в их сознании она во многом подменяется более простой исламской формулой: “дозволено – не дозволено”. Полюса которой отнюдь не всегда и не во всём совпадают с теми определениями добра и зла, которые даёт наша русская тысячелетняя культура. Не говоря уже о том, что, скажем, “дозволено” и “добро” – это вообще-то разные категории. Формула “дозволено – не дозволено” ставит человека лишь перед проблемой легитимности, узаконенности с точки зрения шариата того или иного поступка. А категории добра и зла затрагивают гораздо более глубинные проблемы – проблемы нравственного выбора.

Вот типичный пример действия подобной формулы легитимности. Согласно законам шариата женщина не должна при посторонних обнажать ничего, кроме лица и кистей рук. Бандподполье как раз и воюет за установление и соблюдение законов шариата. Следовательно, и закона, запрещающего женщине появляться на людях без хиджаба и платья с длинными рукавами и до пят, в том числе и на морском пляже, поскольку купальник, даже самый скромный, с точки зрения исламистов – это харам, запретное. И вот летом этого года на махачкалинском городском пляже, в самый разгар жары, когда там буквально яблоку негде упасть, происходит несколько взрывов. Цель террористической атаки в данном случае – не милиция, а простые купающиеся люди. Женщине, школьной учительнице музыки Елене Абдулжалимовой взрывом оторвало ногу. Смысл, который хотели донести террористы этой акцией до общества, понятен: женщины, не смейте разоблачаться прилюдно, пусть даже и на морском берегу, а тех, кто ослушается - покараем. В общем, очередной акт устрашения.

А вскоре в местном еженедельнике “Молодёжь Дагестана”, вообще-то официально проправительственной газете, появляется статья, автор которой, позиционирующий себя как правоверный мусульманин, возмущается падением нравов среди современных дагестанских женщин, смеющих, аж страшно вымолвить, появляться на пляже в купальниках. Он на полном серьёзе утверждает, что правоверным мусульманам вообще не надо ходить на море (!) Там, мол, сплошной харам и бесчестие. В общем, вольно или невольно даёт идейное обоснование только что совершённому теракту, его моральное оправдание. Подтекст-то понятен. А в другой местной газете с иезуитским цинизмом вторят: жаль, конечно, бедную учительницу, не растолкуешь теперь ей всей прелести шариата!

Спрашивается, так в какой системе координат, какими категориями оперируют люди, совершающие подобные злодеяния? Добра и зла или всё же “дозволено – не дозволено”? И в каком месте подобная система, допускающая и оправдывающая нанесение тяжких увечий людям, “не так” одетых на пляже, соприкасается с нашей? Да ни в каком! Или практически ни в каком. Уже отсюда следует, что между традиционной русской моралью, которая стала основой морали всей советской цивилизации, включившей в свою орбиту десятки проживающих с нами в одном государстве народов, и моралью исламистов существуют принципиальные расхождения.

Современный исламский радикализм, в том числе и в своих крайних, террористических формах, возник, разумеется, не на пустом месте. Не будем сейчас анализировать текст Корана, на суры и аяты которого ссылаются боевики и фундаменталисты. Суть исламской духовности, её принципиальное отличие как от духовности христианской, так и от духовности светского, атеистического общества, рождённого в лоне христианской цивилизации – это тема отдельного долгого разговора. Нас в данном случае интересует более конкретный вопрос не теоретического, а прикладного характера.

Пробуждению исламского радикализма в мировом масштабе сопутствовало множество факторов, важнейшим в числе которых является фактор глобализации, строительства “нового мирового порядка” по западным лекалам. Исламская реакция – это не просто ответ на этот процесс. Это фактически единственно возможный симметричный ответ исламского мира, который в силу своих культурно-исторических и цивилизационных особенностей оказался не в силах выработать иной, альтернативный западному и в тоже время сопоставимый с ним по технократическому, инновационному, культурному потенциалу собственный цивилизационный проект. Плоды этого “симметричного ответа” завершённой в своём собственном развитии цивилизации ислама человечеству ещё только предстоит пожинать в ближайшие десятилетия.

Дагестан и большинство населяющих его народов в силу религиозного фактора, безусловно, имеет отношение к исламской цивилизации. Хотя это отношение носит в некоторой степени условный характер (всё-таки республика входит в состав РФ, этническое ядро которой – русский народ – принадлежит как раз к совсем иной цивилизации), но тем ни менее оно существует. Только в дагестанских условиях фактором пробуждения мусульманского фундаментализма и фанатизма служат не мировые глобализационные процессы (хотя и от них наша страна страдает как субъект этого нового миропорядка), а факторы иного рода – распада некогда единой страны, деградации и разрушения общества, культурного пространства и “системы его символов” в терминологии Сергея Кара-Мурзы.

Однако свято место пусто не бывает – на смену старым символам приходят новые, порождённые нынешней эпохой, вполне адекватные её духу воинствующего невежества и мракобесия. Поэтому стоит ли удивляться, что в головах определённой части дагестанцев возобладали ориентиры и ценности, диаметрально противоположные идеям просвещения, развития, гуманизма.

Из всего этого констатировать можно следующее: на Северном Кавказе вообще и в Дагестане в частности сформировалось целое сообщество людей, включающее в себя представителей всех слоёв, в том числе и вполне обеспеченных, которые не только никак не ассоциируют себя с существующей ценностно-мировоззренческой системой координат, но и тотально её отрицают. Именно эти люди в большинстве своём составляют ядро бандподполья и регулярно восполняют его весьма ощутимые потери в живой силе.

Данный раскол внутри дагестанского общества столь силён, что глубокие трещины пошли уже казалось бы по самому святому, что есть системе ценностей кавказца – по родам, тухумам, семьям. Истории о том, что дети милиционеров уходят в боевики становятся всё более распространёнными. И трагедии наподобие той, что разыгралась летом этого года в Махачкале, когда 17-летний сын, связавший свою судьбу с боевиками, организовал убийство родного отца, подполковника милиции, уже практически не шокируют общественность. Попривыкли.

Причин такого раскола, несомненно, несколько, и все они являются как бы дополняющими друг друга. Первоначальный толчок ему дал на рубеже 90-х масштабнейший и трагический процесс распада и разрушения советского общества и, главное, советского мировоззрения, которое, хоть и с некоторыми оговорками, но всё же консолидировало в единое целое большинство жителей некогда огромной страны – как жителей центральной России, так и население национальных окраин. В дальнейшем эти негативные процессы с приходом периода пресловутой “стабильности” не только не ослабли, но даже усилились ещё более. В настоящее время, по моему мнению, в масштабах России мы не имеем единого социального организма – того, чтобы можно было назвать обществом. Наоборот, раздираемое силой взаимной ненависти, оно продолжает разрушаться на множество осколков и расползаться на множество лоскутков. Социальные низы ненавидят так называемую “элиту”, богатые презирают бедных, бедные чувствуют себя отверженным, фактически выпадающим из общества слоем, представители различных народов и религий по мере усиления и обострения своих этно-религиозных чувств отчуждаются друг от друга настолько, что уже не всегда видят реальную возможность дальнейшего сосуществования в рамках единой страны. В общем, никакой по-настоящему “единой России” в сытенькие “нулевые” годы слепить не получилось – одни лишь высокие цены на нефтегазовые ресурсы не могли быть прочным скрепляющим материалом.

Дагестанский, равно как и кавказский этнонационализм, с шумом заявивший о себе в начале 90-х годов, сник быстро и вполне закономерно. Во-первых, потому что его притягательная сила на порядок ниже той, которой в условиях деградации общественных институтов обладает религиозная идея. Национализм предполагает консолидацию в рамках лишь своей нации, которые на Северном Кавказе являются довольно малочисленными, если оценить их численность в масштабах страны, ислам же – в рамках всемирной уммы. Во-вторых, национализм – это идеология светского, просвещённого общества. Его всплеск в 90-е годы был отголоском как раз просвещённой советской эпохи, продуктом её плодов. Сейчас же, когда система народного просвещения успела сильно деградировать и не идёт ни в какое сравнение с прежней, когда рациональное мышление благодаря стараниям СМИ всё больше вытесняется иррациональным, религиозная идея обладает гораздо более притягательными свойствами, ибо она проще и понятнее. В-третьих, в условиях усиления в обществе позиций религии светские ценности и идеологии (а национализм – одна из них) вообще будут отходить на второй план. В мусульманской картине мира делению на нации вообще нет места просто потому, что само понятие нации в отличие от этноса, народа – это понятие сугубо европейское и светское, порождённое эпохой великих буржуазных революций. Исламский фундаментализм практически повсеместно выступает ярым противником национализма как чуждого себе течения.

Этот тезис находит подтверждение в том, что бандподполье объявило войну не только дагестанским властям и милиции. Оно упорно борется и против традиционной дагестанской ментальности, исконно горских традиций, уходящих своими корнями как раз не в ислам, а в язычество, в адаты, то есть неписанные законы и нормы поведения. Идеи радикального исламского интернационала несут Кавказу не только кровавую смуту, но и в перспективе едва ли не полную утрату собственной этно-культурной идентичности, его арабизацию.

К сожалению, складывается полное впечатление, что правящие верхи страны всего этого просто не понимают или не придают должного значения. По крайней мере, если они надеются остановить сползание Дагестана к полномасштабной войне путём искусственного усиления влияния одних мусульманских лидеров (так называемых ”традиционных мусульман”) в ущерб другим (так называемым “ваххабитам” или “салафитам”), то они глубоко заблуждаются. При всё усиливающемся господстве религии в какой бы то ни было форме будут закономерно сдавать свои позиции те институты светского общества, которые ещё пока существуют.

Допускаю, что тот ценностно-мировоззренческий раскол, благодаря которому известная часть людей в Дагестане едва ли не в открытую рукоплещет взрывающим городской пляж и жгущим пивбары, ещё не стал явлением необратимым. Его ещё можно преодолеть. Но консолидация, сплочение, сшивание разорванных связей, борьба с мракобесием возможны лишь на базе какой-либо проекта, который, во-первых, давал бы вполне конкретные ответы не просто на насущные проблемы, но и на вопросы глобального, мировоззренческого характера, а, во-вторых, не выглядел бы при этом явной утопией. Таким, например, в своё время являлся проект советский, который как раз-таки никакой утопией в действительности и не был.

Но вместо того, чтобы бросить все силы на просвещение, на образование, на улучшение качества жизни рядовых граждан президент Медведев не так давно заявил о том, что государство должно поддерживать “традиционный российский ислам“ против “нетрадиционного”. В этом мол, видится, выход из кровавого тупика.

Вот уж воистину, государственный размах и глубина мысли!

* Агенство политических новостей, 2010-10-26  

Игорь Бойков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"