На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Город древний, горд славный

К 1000-летию Ярославля

Ярославль носит на каждом шагу следы

древности, прежнего величия, прежнего

величия, прежней исторической жизни.

Церквей бездна…

И.С.Аксаков

Ярославская земля! Пласты веков, героические деяния предков, ратные, духовные и трудовые, встают за этими словами. В самом имени древнего города отразилось чисто русское начало, ибо славяне – любящие славу. Митрополит Дмитрий Ростовский писал: «…той же народ расширився на странах полунощных прочих всех силою и храбростью превзыде… и от славных дел своих, наипаче же воинских, Славянами или Славными зватися начаша». Об этом же говорит Ипполит Богданович (1743 – 1803), считавший, что Слава была в древности особым божеством славян.

История Ярославля неразрывно связана с историей всего Русского государства и начинается легендой о поединке ростовского князя Ярослава Мудрого с медведем у слияния Которосли с Волгой, где теперь установлен символический камень с надписью: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль». Принято считать, что это произошло в последний год его княжения в Ростове Великом.

Не намереваясь обозреть тысячелетний путь города-юбиляра, обратим внимание на самую значимую страницу этого пути, когда историческая роль Ярославля проявилась его заслугами перед Россией в Смутное время. Именно Ярославль стал центром собирания патриотических сил, освободивших Москву и всё Отечество от длительной и унизительной польской интервенции. Завершающая очистительная победа стала возможной благодаря длительному стоянию ополчения князя Дмитрия Пожарского в Ярославле, где вершились в ту решающую пору все государственные дела.

Государь-несчастливец Василий Шуйский, на долю которого выпала вся тяжесть Смуты и мужественная борьба с обоими Лжедмитриями, да ещё – с Иваном Болотниковым, считал богатый Ярославль самым опорным городом для Москвы. Не случайно, расправившись с первым Лжедмитрием, он отправил Марину Мнишек и её отца в ссылку в надёжный Ярославль. Позднее, в 1609 году, когда польские отряды осаждали Ярославль, они не смогли взять города, а только разорили окрестные слободы и монастыри.

  Василию Шуйскому принадлежит идея сбора ратных людей северных городов в Ярославле. «А если для большого сбора захотите посождаться в Ярославле, то об этом нам пишите», - призывал он в указе, посланном в Ярославль, Вологду, Кострому, Великий Устюг, Галич и другие города. Именно по этому плану позднее действовал Пожарский.

История не знает сослагательного наклонения, и всё же есть досадные моменты упущенных возможностей. Россия могла покончить с польским нашествием ещё в 1610 году, когда отчаянное положение Василия Шуйского, казалось, необратимо упрочилось стараниями его племянника, молодого полководца-героя Михаила Скопина-Шуйского, освободившего от поляков Тверь, осаждённую Сапегой Троицкую Лавру и саму Москву. Посланный Михаилом вологодский воевода Никита Вышеславцев занял Пошехонье, Рыбную слободу, Романов-Борисоглебск и Ярославль, а астраханский воевода Фёдор Шереметьев очистил от изменников всё Поволжье. Князя Михаила называли отцом отечества, прочили царский венец. Россия, по определению Карамзина, «любила его до чрезмерности». Москва уже готовилась к походу на Смоленск, чтобы изгнать оттуда Сигизмунда, но блестящие победы М.Скопина-Шуйского оказались для него роковыми: он был отравлен завистливым дядей Дмитрием Шуйским.

Если бы не это злодеяние, безусловно, князь Михаил стал бы после Смуты законно избранным царём, и продолжилась бы династия Шуйских, а не Романовых. Судьба судила иначе, потребовались ещё долгие месяцы борьбы, и на историческую арену были вызваны другие спасители России.

Когда по грамотам несгибаемого патриарха Гермогена созывалось для освобождения столицы первое ополчение под водительством Прокофия Ляпунова, ярославцы приняли в нём живейшее участие, первыми послав к Москве войско под командой Ивана Волынского. К сожалению, по причине разлада между ополченцами северных городов и казацким сбродом атамана Заруцкого и в связи с преступным убийством самого Ляпунова, поход первого ополчения окончился неудачей. Идейный вдохновитель борьбы с латинянами патриарх Гермоген находился в заточении.

Но дело очищения Русской земли от захватчиков уже приняло неостановимый размах. Вместо патриаршьих грамот теперь пошли призывные грамоты из прославленного Троице-Сергиева монастыря, от архимадрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, нашего земляка-патриота, родом из села Протасьева Ростовского уезда. Начало второму ополчению было положено в Нижнем Новгороде стараниями земского старосты Кузьмы Минина. Нашёлся и достойный вождь, князь Дмитрий Пожарский.

Почему он повёл нижегородцев на Москву не напрямую через родной Суздаль? Потому что такой поход был бы обречён на неудачу, подобно первому, из-за недостаточности сил, а соединение с казаками Заруцкого означало бы подчинённость ему. Пунктом сбора народного ополчения был избран Ярославль, который имел выгодное стратегическое положение, главенствовал среди северных городов, достаточно свободных от польской зависимости и от воровских людей казачьего атамана Заруцкого. Здесь было удобно «посождаться» для накопления ратных сил, казны и прочего снабжения. Не случайно ещё в феврале 1611 года ярославцы в письме к вологжанам писали: «… в собранье многие люди, и наряд в Ярославле мног, и зелейная казна великая, идти против польских и литовских людей есть с чем… А мы вас в Ярославле ожидаем». Имея в виду воззвания и к другим городам, призывали: «за Московское государство, против польских и литовских людей стояти со всеми городы всем за одно». Для того была даже составлена присяга.

Узнав о намерении Пожарского идти в Ярославль, тот же Заруцкий намеревался захватить город, но князь опередил его, спешно послав в Ярославль свой отряд под командой двоюродного брата Дмитрия Лопаты-Пожарского.

С начала апреля 1612 года Ярославль становится временной столицей России, откуда идут грамоты по всем городам и в дальнюю Сибирь с призывом к соединению и скорейшему избранию законного государя. «Сами, господа, знаете, как нам теперь без государя против общих врагов, польских, литовских и немецких людей и русских воров, стоять? И как государству нашему вперед стоять крепко и неподвижно? Так по всемирному своему совету пожаловать бы вам, прислать в Ярославль из всяких чинов людей человека по два…», - писали начальники рати во главе с Пожарским. И, если бы выборы государя состоялись на «Совете всей земли Русской» в Ярославле, царём мог быть провозглашён Дмитрий Пожарский.

Руководство ополчением во главе с Пожарским наряду с военно-организационными усилиями проявило гибкую дипломатию в сношениях с обособившимся Новгородом. который тяготел к тому, чтобы на российский престол избрать шведского королевича Филиппа. В Ярославль было приглашено новгородское посольство, которое после успешных переговоров отказалось от своих намерений. При этом, путём тактических обещаний, удалось избежать столкновения с Швецией.

С.М.Соловьев пишет о том, что была отправлена просьба о денежной помощи даже австрийскому императору Рудольфу. В Ярославле находился Денежный двор, где чеканилась монета, были учреждены все необходимые приказы , отсюда назначались воеводы в другие города, то есть была центролизована вся государственная власть.

В истории Толгского монастыря сообщается о том, что в связи с тем, что город был переполнен ратными людьми, началась эпидемия, но Божья Матерь спасла русское воинство. «После крестного хода с Толгской иконой пресвятой Богородицы, совершённого в Ярославле, моровое поветрие отступило». Достаточно сказать, что в в городе находилось, по сведениям историка Ю.Готье, 20 тысяч ратников. Ярославцы жертвовали всем, чем могли, во время долгого стояния ополчения, которое выполнило великую миссию по очищению московского государства от захватчиков.

Громадное ополчение двигалось на Москву без поспешности, но уверенно, подкрепляя освободителей молебнами в Ростове Великом и в Троице-Сергиевой Лавре, продолжавшей жить патриотическим духом своего бессмертного создателя. А Д.Пожарский, сделав большой крюк, счёл необходимым съездить в свой Суздаль, помолиться перед родительскими иконами и, на всякий случай, попрощаться с родственниками, а также получил благословение Борисоглебского Иринарха Затворника

Всякая земля прославляется творческим трудом и ратной доблестью её лучших представителй. Назовём лишь некоторые имена, связанные с нашим краем: основатель города, давший ему своё звучное имя князь Ярослав Мудрый, святой благоверный князь Александр Невский, великий игумен всей Руси Сергий Радонежский, выдающиеся флотоводцы Г.А.Спиридов и Ф.Ф.Ушаков, маршалы Советского Союза В.К.Блюхер и Ф.И.Толбухин, генералы П.И.Батов и Ф.М.Харитонов, создатель танка Т-34 М.И.Кошкин и многие ярославцы, вписавшие героические страницы в летопись всенародного подвига во время Великой Отечественной войны , 227 из которых удостоены звания Героя Советского Союза.

Ярославцы гордятся тем, что наш край является родиной великого русского поэта Н.А.Некрасова. Грешнево и Карабиха относятся к тем святым литературным местам, которые дороги для каждого русского человека. Здесь поэт находил «свободные вдохновения», создал многие лучшие стихотворения и поэмы. Поистине всенародным проявлением любви к поэту стали Некрасовские праздники, когда тысячи ярославцев и гостей из других городов съезжаются в музей-заповедник «Карабиха», когда бессмертным стихам Н.А.Некрасова внемлют благодарные земляки, внемлет родная природа.

  Ярославскую прописку имеют жизнь и творчество И.З.Сурикова, Л.Н.Трефолева, К.Д.Ушинского, а в советское время таких известных писателей и поэтов, как А.Сурков, В.Смирнов, С.Смирнов, Л.Ошанин, С.Воронин.

Говоря о Ярославле, мы часто произносим слово «первый». Первый русский драматический театр имени Ф.Г.Волкова, первый советский автосамосвал, первый троллейбус, первый дизель-мотор, первый в мире завод синтетического каучука, первая в мире женщина-космонавт – всё это имеет ярославскую прописку.

Даже беглое знакомство с древним городом производит на туристов неизгладимое впечатление. Особенно щедро и самобытно представлена архитектура 17 века – поистине золотого в ярославском градостроительстве. Неповторимо разнообразие многокупольных храмов, созданных талантом и трудолюбием известных и неизвестных мастеров. В их руках каменное узорочье соперничало в выразительности с резьбой по дереву, достигнув высочайшего совершенства. Надо особо подчеркнуть народные истоки ярославского зодчества и фресковой живописи, когда строительство храмов в городе велось на средства купечества и слободских прихожан.

Чтобы познакомиться с центральной, старинной частью города достаточно пройти по набережной Волги, затем – через Стрелку к Спасскому монастырю. Буквально на каждом шагу вас будут удивлять и восхищать памятники архитектуры, и, вероятно, наибольшее внимание привлечет церковь Ильи Пророка, расположенная на Ильинской площади, весь её ансамбль великолепен по своей завершённости. Роспись выполнена артелью мастеров по руководством прославленных изографов Гурия Никитина и Силы Савина. Сознание высокого назначения своего творчества внушало им надежду, что их живопись будет давать людям «духовное наслаждение во вечные времена»: такое определение своему искусству дали они сами.

Ярославль настолько богат памятниками зодчества, что простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Особое место в этом перечне занимают Спасский монастырь, в котором был найден список «Слова о полку Игореве», дивная церковь Иоанна Предтечи в Толчковой слободе, ансамбль церквей в Коровниках и другие шедевры зодчества. Достаточно сказать, что до погрома 1918 года в городе находилось более 70 церквей, да и нынче, благодаря активному восстановлению, всюду сверкают золотые купола.

Особо надо сказать о древнейшем Успенском соборе, находившемся в самом священном месте города, на Стрелке, где изначально располагалась крепость. Здесь в 1215 году ростовский князь Константин Всеволодович, старший сын Всеволода Большое Гнездо, заложил первый каменный храм Успения Богородицы. Разрушенный во время Батыева нашествия он был построен заново, затем уничтожен пожаром 1501 года, снова восстановлен по указу великого князя Василия 111 столичными мастерами. Долгие годы он оставался архитектурным центром Ярославского кремля.

26 августа 1937 года этот ценнейший храм, символ города, был уничтожен воинствующими безбожниками. В начале перестроечной заварухи обсуждался проект постройки над исторической Стрелкой стеклянного купола, где ленинградские археологи могли бы комфортно изучать остатки фундамента. Горсовет тогда едва не клюнул на эту инициативу, оснащенную. приманками, вроде возможности проводить здесь какие-то гражданские церемонии и богослужения, как будто неведомо было, что для православного человека существует церковь, коих в Ярославле предостаточно.

Затем в муниципалитете выдвинули совсем абсурдную идею установить на Стрелке памятник Высоцкому (в исполнении М.Шемякина). Помилуйте, какое отношение имел Высоцкий к Ярославлю и, тем более, к его самому значимому историческому месту? Своё мнение по этим вопросам мне довелось высказать на страницах областной профсоюзной газеты. Слава Богу, удалось оберечь от строительства металло-стеклянного монстра историческую Стрелку, место бывшей княжьей крепости, освященное именем Богородицы и намоленное на протяжении столетий нашими предками, с удивительным упорством восстанавливавших свою святыню после всяких разрух.

В 2001 году статьей в «Северном крае» «Мы в долгу перед своими предками» я поднял вопрос о необходимости восстановления на Стрелке Успенского собора. Несмотря на то, что редакция в своём послесловии предложила высказаться по заявленной теме, отцы города тогда отмолчались, а спустя несколько лет, когда нашёлся спонсор, заговорили о важности этого проекта.

Но всё хорошо, что хорошо кончается: то, что казалось, невозможным, свершилось. Настоящим подарком к юбилею и доминирующим украшением города стал возведённый на месте древнего Успенского собора новый величественный храм, добавивший красоты нашему славному городу, что стало для ярославцев событием сопоставимым со строительством храма Спасителя в Москве.

Глядя на обновлённый Ярославль, вернувший себе православный вид, хочется воскликнуть вслед за летописцем: «О, светло-светлая и красно украшенная земля Русская!». Эта восторженная похвала родной земле относится, прежде всего, к её древним городам, в числе которых достойнейшее место занимает Ярославль, который по праву считается одним из красивейших городов России. Вступая во второе тысячелетие, он, несомненно, сохранит своё историческое, государственное значение и выразительную особость, столь привлекательную для жителей и гостей города.

Юрий Бородкин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"