На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Родом из МТС

Страницы сельской истории

На степной околице нашего воронежского села Новая Калитва располагался городок. Сегодня его название загадочно – эМТээС. В пору моего детства, а оно приходилось на 1950-е годы, объяснений не требовалось. МТС это машинно-тракторная станция. Можно сказать – завод для всех близлежащих колхозов. Здесь тракторы и комбайны зимовали на стоянках. Здесь их в мастерских, в кузнице готовили к работам в поле. А по весне технику распределяли в тракторные отряды по хозяйствам. Трактористы до поздней осени разъезжались по колхозам.

Во время войны и оккупации здания станции были разрушены, техника, какую не успели переправить за Дон, оборудование уничтожены или разграблены фашистами – немцами и итальянцами. После освобождения руководил восстановлением МТС Толстиков Николай Иосифович, человек незаурядный. Он был из тех двадцати пяти тысяч коммунистов, которых в начале 30-х годов страна отправила из городов в село для проведения коллективизации. Сначала он работал в Сибири, а затем был переведен к нам, в Новую Калитву. Во время войны Толстиков в составе эвакуированного райкома партии находился на левом берегу Дона, где в течение шести месяцев держали оборону части Красной армии. Вместе с моим дедушкой Кунаховым Иваном Фёдоровичем тёмными ночами они переправлялись через Дон, тайком пробирались в занятые врагом близлежащие сёла, останавливались у знакомых и собирали нужную для наших военных информацию.

Восстанавливать разгромленную фашистами МТС было очень трудно, особенно в военное время. Квалифицированных мужских рук катастрофически не хватало. Трудились подростки допризывного возраста, да пожилые. Оборудование и оснастку, необходимую для восстановления и ремонта раскуроченных тракторов и другой сельскохозяйственной техники, приходилось мастерить своими руками из подручного материала. Благо, всевозможных железок предостаточно валялось в окрестностях села. И люди справлялись! В положенное время техника выходила на поля!

В эти же годы Толстиков Николай Иосифович избирался депутатом Верховного Совета РСФСР.

Мужчины на фронте. Трактористками трудились совсем молоденькие девушки. Среди них была уроженка села Цапково Ковалёва Мария Александровна, впоследствии известная на всю страну механизатор-хлопковод в далёком Узбекистане. За свой труд воспитанница нашей МТС была удостоена высоких правительственных наград. В 1971 году Ковалёвой присвоили звание Героя Социалистического Труда.

В должности главного зоотехника МТС трудился Алексей Макарович Воропаев. Позже он был на партийной в Россоши, Подгоренском, в Лисках. Избирался председателем Воронежского облисполкома (1978-1989г.г.). Заслуженный работник сельского хозяйства, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», депутат Верховного Совета РСФСР, делегат 26 съезда КПСС. Алексей Маркович не забывал жителей бывшего Новокалитвенского района. К нему обращались с общественными и личными проблемами, жалобами, просьбами. Он всегда внимательно относился к землякам и, по мере возможности, помогал им.

МТС со временем реформировалась в РТС (ремонтно-техническая станция), а затем в предприятие «Сельхозтехника». Реформы отражали изменения во взаимоотношениях с колхозами, но не меняли суть работы. «Сельхозтехника» в лучшую пору представляла собой современное промышленное предприятие с механической мастерской, складскими помещениями, нефтебазой, солидным автомобильным парком. Своеобразный «остров» технической цивилизации в селе. Мастерская была оснащена металлообрабатывающими станками, сварочным оборудованием, стендами для испытания двигателей, установками для окраски техники. Работающие здесь люди, имели «городские» профессии токаря, сварщика, слесаря-ремонтника, слесаря-сборщика.

Предприятие «Сельхозтехника», как принято сейчас говорить, являлось градообразующим. На нашей очень длинной центральной улице каждый третий мужчина работал в МТС и преобразованных из неё РТС и «Сельхозтехнике». Они гордились родным предприятием, своей принадлежностью к рабочему классу.

Через два двора от нас жил Красноруцкий Егор Гаврилович главный механик МТС. Это был очень уважаемый человек. Все обращались к нему только по имени – отчеству. Даже мы, ребятня, называвшие других сельских мужчин «дядьками Иванами, Мишками, Алёшками». Егор Гаврилович – фронтовик, брал штурмом Берлин, кавалер боевых наград. С работы он возвращался неспешно, с неизменной авоськой в руках, в которой лежала буханка хлеба и магазинные покупки. Вежливо здоровался с односельчанами, ненадолго останавливался, вёл степенный, серьезный разговор. Работал до старости и с почётом ушёл на пенсию.

Егора Гавриловича на его посту сменил тоже весьма достойный человек – Тютерев Иван Лаврентьевич. Фронтовик, закончивший войну на Дальнем Востоке, где участвовал в разгроме милитаристской Японии. Вместе с Иваном Лаврентьевичем трудилась его жена Наталья Александровна. Надо сказать, что в «Сельхозтехнике» существовала большая бухгалтерия. Многие знакомые женщины работали там. Мама моей близкой подруги, Полкопина Прасковья Фёдоровна, например. Тютеревы жили далеко, «на краю», но наши семьи дружили и тесно общались. Поэтому я хорошо знала дядю Ваню и тётю Наташу, весёлых, добрых, отзывчивых людей. Иван Лаврентьевич жив до сих пор, ему исполнилось 96 лет. Живёт с сыном в своём доме. Пасекой занимается.

На предприятии существовали семейные династии. Примером тому семья Черноусовых. Отец Егор Григорьевич исколесил тысячи километров чернозёмного бездорожья на грузовиках, мать Мария Семёновна работала в бухгалтерии, сын Владимир Егорович водил «ЗИЛы» и «МАЗы» и по грунтовым дорогам, и по асфальту. Он был высококвалифицированным водителем. Потому ему часто доверяли перевозить грузы на дальние расстояния.

Подавляющее большинство сотрудников «Сельхозтехники» были патриотами своего родного предприятия и проработали здесь всю жизнь. Мой отец Величко Иван Кузьмич был одним из них. Родом из небольшого степного села Первомайское. Вместе со своим другом Андреем Тихоновичем Коростовым, будучи юношами, в военное лихолетье сразу после изгнания фашистов собирали, ремонтировали тракторы и другую сельскохозяйственную технику, готовили к полевым работам. Работали много и тяжело, жили в общежитии, изредка ходили пешком за 15 километров домой. Отец позже работал водителем огромного грузовика «ЗИС». Приезжал домой на обед, а у автомобиля сразу же собиралась толпа детворы. Мы рассматривали его, трогали, залезали на подножки, самые смелые пытались забраться в кузов. Если отец не очень спешил, под настроение разрешал детворе набиваться в кабину «под завязку», вывозил нас за село, на выгон и высаживал. Мы со всех ног бежали домой, абсолютно довольные и счастливые.

Скоро Иван Кузьмич «пошёл на повышение»: на легковом автомобиле с брезентовым верхом, «ГАЗ-69», возил директоров МТС и другое начальство. Руководство менялось довольно часто. Я их всех помню в лицо, но фамилии запомнила только две -  Мотлохов и Косилов. Работу водителя у начальства трудно назвать «блатной» и комфортной. Рабочий день ненормированный, и это очень мягко сказано. В любую погоду, по бездорожью объезжали поля и тракторные отряды всех колхозов, входящих в сферу обслуживания МТС, на месте контролировали работу сельскохозяйственной техники, решали всевозможные злободневные вопросы. У последнего шефа отца были сложные отношения в семье, и он готов был круглые сутки проводить в поездках. И тут моя мама не выдержала такого режима в работе отца. Ему пришлось перейти на место водителя бензовоза, где он и трудился до конца своей рабочей жизни.

В РТС, а затем и в «Сельхозтехнике» существовало три экипажа «бензовозистов», так их тогда называли. В обязанность шофёров входила ежедневная доставка бензина и дизельного топлива с нефтебазы станции Россошь, расположенной в сорока километрах от Новой Калитвы, и развоз горючего по тракторным отрядам. Приходилось совершать две, а летом и три ходки в день. Ездили всегда группой, один за другим, чтобы в случае нештатной ситуации прийти друг другу на помощь. При езде по грунтовым чернозёмным дорогам такие ситуации случались сплошь и рядом. Преодолеть гиблое место в районе села Лощина даже после летнего грозового дождя в одиночку было, практически, невозможно. Не говоря уже об осеннее - весенней распутице или зимней вьюге и снежных заносах. Часто приходилось ездить напрямую, через луг. Объезжая непреодолимое на данный момент место, водители прокладывали новую дорогу. Поэтому луговых дорог было много и проходили они вблизи определённых мест, имеющих своё название, «Соловей» или Панский лес, например. С одной стороны, это было удобно: водители подсказывали друг другу, как наиболее безопасно можно проехать в необходимый пункт назначения. А с другой стороны, в сумерках, особенно зимой можно было легко заблудиться. Так водитель Мельников Иван попал в такую переделку. Высказался он по этому поводу довольно красочно: «Проклятые шофера! Понаделали дорог! Куда не поедешь – везде Соловей!» Если ещё учесть, что Иван разговаривал сильно «в нос», то его высказывание долгие годы копировалось и цитировалось. Всех водителей объединяло крепкое шофёрское братство. Они в любое время года и суток приходили другу на помощь: безнадёжно застрявшие автомобили тащили на тросах, откапывали лопатами, выталкивали вручную. И всё это делалось без каких-либо «магарычей». Понимали: сегодня он оказался в таком положении, а завтра - я. И ещё, святым делом считалось в непогоду взять попутчика, встретившегося на дороге. Мне частенько приходилось в кабине бензовоза путешествовать по бездорожью. Поэтому знаю все трудности таких поездок не понаслышке. Зато сколько удовольствия мы с сестрой получали, когда отец брал нас собой в поездку последним рейсом по полям и тракторным отрядам! Мы обязательно проезжали по необыкновенным местам, где склоны балки покрывал сплошной багровый ковёр цветущих воронцов, или попадали в заброшенные сады с вкуснейшими грушами. Осенью заезжали в прозрачные степные лесочки с кустами, усыпанными шиповником, боярышником, тёрном. И всё это на фоне заходящего солнца, пряных степных запахов и тишины, звенящей песням, невидимых в траве сверчков.

В лихие годы перестройки Новокалитвенское отделение «Сельхозтехника» постигла такая же незавидная участь, что и предприятия всей страны. Сотрудники создали акционерное общество, жизнь в котором еле-еле теплилась. Постепенно разрушались здания и сооружения, ржавело и приходило в негодность оборудование. Если раньше комплекс зданий с кирпичным белёным забором и высокой металлической аркой ворот являлся своеобразной визитной карточкой села, то теперь территория предприятия являла собой печальное зрелище. Везде буйствовали дикие кустарники и бурьян, окна в некоторых зданиях отсутствовали. Запустение. И так продолжалось довольно долго, пока за дело не взялся местный житель Рубанов Виктор Иванович, отец которого, Рубанов Иван Фёдорович, всю жизнь трудился в «Сельхозтехнике» водителем. Предприятие, неважно, что с другой формой собственности и под другим названием «Агроремтехсервис», стало возрождаться. Сейчас здесь ремонтируется техника, не обязательно сельскохозяйственная. Да это и не имеет особого значения. Важно, что на этой территории, в этих зданиях, снова кипит рабочая жизнь. 

Наталья Бойко-Величко (Россошанский район Воронежской обл.)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"