На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Союз русских художников. История продолжается

К 110-летию со дня основания объединения

Четвертого апреля 2013 года в Большом дворце Государственного историко–архитектурного, художественного и ландшафтного музея–заповедника «Царицыно» в Москве при стечении оживленной публики состоялось торжественное открытие широкомасштабной выставки реалистического искусства «Союз русских художников. История продолжается». Юбилейная экспозиция национальной живописи, графики и скульптуры приурочена к 110–летию со дня основания крупнейшего творческого объединения «Союз русских художников» (1903–1923). В 2013 году также отмечается пятилетие со дня возрождения в новейшей истории легендарного выставочного сообщества. К праздничному мероприятию издан представительный альбом–каталог «Сто лет общей истории», в котором освещены основные этапы деятельности «СРХ» за всю историю его существования.

В одиннадцати залах этой знаковой выставки представлены свыше трехсот лучших произведений современных художников–реалистов, – членов и экспонентов воссозданного в 2008 году «Союза». К тому же в состав экспозиции включены лирические полотна столпов национальной школы живописи советского периода, среди которых – выдающиеся колористы и мастера композиции А.А. Пластов и А.М. Грицай, В.Г. Цыплаков и В.Ф. Стожаров, Ю.Н. Анохин, Н.П. Федосов и А.А. Жабский. Многие из их поистине драгоценных произведений, имеющих музейную ценность, экспонированы впервые.

Кураторы юбилейного проекта «Союз русских художников. История продолжается» стараются выявить и подчеркнуть в выставляемых работах мастеров старшего, среднего и молодого поколений непрерывную нить исторической преемственности не только изобразительных живописных традиций, но и жанровых сюжетов, пейзажных мотивов, которых придерживаются члены и экспоненты возрожденного «Союза», продолжая заветы своих знаменитых предшественников эпохи Серебряного века. Неспешный, завораживающий круговой обход пространства залов Большого дворца словно вторит задумке организаторов выставки, способствуя более глубокому, умозрительному погружению посетителя в своеобразное кольцо истории бытования «СРХ». Наблюдая колористическое многообразие и торжество света, динамику красочного мазка в жанровых сценах, тонкий лиризм проникновенных сельских видов, написанных с натуры, незримо ощущаешь прочную связь нынешнего поколения русских художников с мастерами ушедшей эпохи рубежа XIX–XX веков. От А.Е. Архипова и А.М. Васнецова – к А.А. Пластову и В.Г. Цыплакову, от педагога–художника – к его ученикам переходят высокое композиционное мастерство, владение цветом и светом, разнообразие пластического языка, неиссякаемый интерес к красоте мироздания, удивительные открытия окружающей природы.

С чего же начиналась деятельность знаменитого содружества, и кто стоял у его истоков? Давайте вернемся на сотню лет назад и попробуем представить себя во второй четверти XIX века.

Формирование «Союза русских художников».

Основополагающим мотивом для создания абсолютно нового, независимого общества живописцев в начале ХХ века стала все более усиливавшаяся напряженность в противоречивых взаимоотношениях старшего и молодого поколений художников. Пытаясь уйти от консервативного мышления и приглушенных тонов, характерных для полотен некоторых передвижников, представители следующего поколения настойчиво искали собственные пути развития. Молодые живописцы желали отойти от драматической повествовательной картины–диалога, к которой тяготели члены Товарищества передвижников, и создать глубоко одухотворенный пейзаж–настроение.

После нескольких лет сложных пространственно–живописных поисков и обретения стилевой направленности, в результате участия в экспозициях «Мир искусства» под руководством С.П. Дягилева, а также благодаря «Выставке 36–ти художников», в 1903 году был образован самостоятельный коллектив «Союз русских художников». У истоков новой выставочной организации стояли московские и петербургские живописцы, члены–учредители и инициаторы общества А.Е. Архипов и А.М. Васнецов, М.А. Врубель и М.В. Нестеров. В разные годы к «СРХ» примыкали самые лучшие живописцы и ведущие графики эпохи модерна, известные скульпторы и искусствоведы: А.Н. Бенуа и В.А. Серов, К.Ф. Юон и К.А. Коровин, князь П.П. Трубецкой и А.С. Голубкина, и многие, многие другие.

На протяжении двадцати лет члены и экспоненты выставок «СРХ» энергично изучали и разрабатывали новые возможности и разнообразие пластического языка живописи, провозглашали первостепенное значение работы на натуре, непрестанно утверждали русский реалистический пейзаж как самостоятельный жанр с помощью света и цвета воздушного пространства своих холстов, преломляя зримые образы сквозь призму собственного эмоционального видения. Живописцы нового поколения стремились отразить прекрасное в обыденном, удивительное – в повседневном, концентрируя внимание на самой сути явления природы, невзрачного, на первый взгляд, очарования деревенского быта. Последняя в XX столетии, XVIII по счету экспозиция «Союза» на двадцатом году его существования подвела черту под существованием былого мощного творческого объединения. Сюжеты картин мастеров больше не отвечали запросам неспокойного общества революционных 1920–х годов.

Надежда на возможное возрождение «СРХ» теплилась живым огоньком в сердцах многочисленных поборников национальной школы живописи. Попытки вернуть к жизни «Союз русских художников» с прежним ритмом жизнедеятельности неоднократно предпринимали бывшие члены и сторонники некогда мощного выставочного объединения, продолжатели высоких традиций русского искусства. Казалось, с проведением Весенней выставки была окончена история непревзойденного содружества выдающихся художественных сил страны…

Возрождение объединения.

«Союз русских художников – Новое время».

Идея о воссоздании истинных традиций выставочного объединения долгие годы вынашивалась в прогрессивной художественной среде, однако воплотить замысел в жизнь суждено было лишь нашим современникам. Именно в первое десятилетие XXI века сформировалась достаточно благоприятная почва для развития корневой системы древа «Союза», распустившегося новыми зелеными побегами.

15 мая 2008 года в Москве на собрании инициативной группы художников, при участии руководителей Русской Галереи Искусств было принято решение о необходимости возрождения некогда знаменитого выставочного объединения «Союз русских художников» с дополнительной формулировкой «Новое время». Целью сообщества провозгласили верное хранение и продолжение великих традиций русской реалистической школы живописи, воспитание молодых, талантливых художников на примерах известных мастеров старшего поколения, а также возрождение меценатства и собирательства. «Союз» предъявляет высокие требования к уровню мастерства и творческой подготовке претендентов на членство в сообществе и участие в его проектах. Для проведения ежегодных отчетных выставок отбираются преимущественно новые, ранее не выставлявшиеся работы членов товарищества, за исключением почетных представителей старшего поколения. Происходит обновление живописного языка, решение задач, которые не до конца смогли осуществить художники рубежа XIX–XX веков, а также отражение современной проблематики выразительными пластическими средствами.

Первоначально в состав возрожденной организации вошли крупные мастера–реалисты старшего и среднего поколений, среди которых мы видим имена братьев С.П. и А.П. Ткачевых, В.М. Сидорова и Н.Е. Зайцева, Н.В. Колупаева и Н.Н. Пластова, Г.Л. Чайникова и А.П. Алехина, и другие. К ним присоединились и молодые художники Д.А. Шмарин, А.Ю. Дроздов и С.Н. Олейников, Е.Л. Загарских и А.М. Боганис. Возглавил объединение предприимчивый председатель и энергичный организатор Ю.Д. Герасимов, стараниями которого нынешний «Союз» благополучно обретает широкую известность. Его трудами все более возможным становится проведение многочисленных передвижных и зарубежных проектов. За пять лет со дня возобновления деятельности знаменитого выставочного содружества количество членов и экспонентов «СРХ» значительно увеличилось.

«Союз русских художников. История продолжается».

В состав юбилейной царицынской выставки вошли лучшие работы членов и экспонентов воссозданного в 2008 году «Союза русских художников – Новое время», выполненные за ближайшие 10–15 лет. Помимо картин современных мастеров кисти, кураторы экспозиции также предоставили редкую возможность увидеть красочные холсты выдающихся советских художников–реалистов, преемников традиций легендарного объединения «СРХ». Кроме многоцветных живописных и монохромных графических произведений, в залах Большого дворца экспонируются станковые работы известных современных скульпторов, народных художников России, – профессоров М.В. Переяславца и А.И. Рукавишникова, заслуженного художника РФ А.В. Балашова и его сына И.А. Балашова, а также талантливого ученика мастерской Рукавишникова, А. Свиязова.

Торжественную экспозицию открывают прекрасные произведения народного художника СССР А.А. Пластова (1893–1972) и народного художника РСФСР В.Г. Цыплакова (1915–1986). Покоряет пластовский образ «Жнеца», сияющий на стене ярким пшенично–желтым пятном, исполненный ослепительного света и душевной теплоты. Необходимо напомнить об истоках традиции реалистической школы, которую унаследовали эти выдающиеся советские живописцы от своих мастеровитых предшественников. В период обучения А.А. Пластова и В.Г. Цыплакова в творческих образовательных учреждениях их учителями были И.Э. Грабарь, А.Е. Архипов, А.М. Васнецов, чьи имена ныне прочно вплетены в историю легендарного «Союза русских художников». В качестве сюжетов для своих полотен Аркадий Александрович Пластов и Виктор Григорьевич Цыплаков избирали преимущественно среднерусский пейзаж, жанровые сельские сцены, достоверно отображая образы простого, крепкого деревенского люда.

Украшением юбилейной выставки также стали проникновенные пейзажи и жанровые картины кисти первоклассных советских мастеров, таких как народный художник СССР А.М. Грицай (1914–1998), заслуженный деятель искусств РСФСР В.Ф. Стожаров (1926–1973), заслуженный художник России А.А. Жабский (1933–2008), лауреат Государственной премии РСФСР Н.П. Федосов (1939–1992). Наследуя и продолжая живописные традиции замечательных педагогов Д.К. Мочальского и Г.К. Савицкого, В.Г. Цыплакова и Ф.П. Решетникова, выдающиеся мастера, каждый в индивидуальной манере пластического языка, воспроизводили особенно полюбившиеся их сердцу березовые рощи и широкие поля, символические бытовые сцены и изящные натюрморты. Особенно хочется отметить поразительное колористическое мастерство Владимира Федоровича Стожарова: на одном из его полотен под названием «Верхотурье. Новая лодка» словно слышен чудный аромат свежеобструганной древесины новой рыбацкой лодки, сияющей манящим теплым сливочным светом.

Ряд прекрасных пейзажно–жанровых полотен широко представлен работами крупных современных живописцев старшего поколения, – народного художника СССР В.М. Сидорова («Мартовский вечер»), народного художника России Н.Е. Зайцева («Лето»), члена Союза художников России, чуткого педагога И.Г. Фролова («Борисоглебск. Весенний день»). Важно подчеркнуть значительную роль, которую сыграли Валентин Михайлович Сидоров и Николай Егорович Зайцев в деле возрождения выставочного объединения «Союз русских художников».

На прекрасной выставке, которую смотришь на одном дыхании, невозможно не остановиться возле чудесного архитектурного пейзажа Игоря Георгиевича Фролова, композиционной доминантой которого является надвратная церковь XVII века во имя Сретения Господня в Борисоглебском монастыре Ярославской области. Лирическое многокрасочное полотно исполнено ликующей радости от наступления долгожданной весны, пронизано согревающим теплом солнечного света. Автор усиливает динамику пространства, направляя движение взгляда зрителя от нижних углов картины к четкому абрису древнего храмового строения, и затем устремляет его с острых вершин золоченых купольных крестов в необъятную небесную высь.

Среднее поколение членов и экспонентов «СРХ» представили выдающийся мастер световой моделировки ландшафтных видов В.Н. Страхов и певец одухотворенного пейзажа Ю.А. Мокшин, ученик и наследник живописных традиций «сурового стиля» художника Г.М. Коржева Н.В. Колупаев и автор филигранных офортов, владимирский график Ю.К. Ткачев. Известный видописец тихого и уютного Замоскворечья Сергей Иванович Смирнов увлечен символическим мотивом окна, проработкой световоздушной среды. Николай Юрьевич Анохин вновь восхищает своей способностью запечатлевать посредством красок и кисти уникальное сиюминутное состояние покоя вечернего осеннего перелеска, поражает достоверностью изображения, скромным свечением красок. Очаровывает творчество Ирины Владимировны Рыбаковой, чьи умиротворенные зимние и осенние пейзажи, исполненные широким пастозным мазком, надолго удерживают взгляд сияющим синими бликами настом, золотистой березовой листвой, деревянными мостками, вступающими в спор с игривыми волнами полноводного озера.

Отдельного внимания, безусловно, заслуживает группа энергичных и инициативных членов объединения, молодых участников царицынской экспозиции «Союз русских художников». С первых минут пребывания в залах внимание зрителя мгновенно притягивают две крупномасштабные работы на историческую тему. Свое новое полотно «Святая Русь» длиной около пяти метров Дмитрий Александрович Шмарин решил посвятить празднуемой в 2013 году торжественной дате 400–летия Дома Романовых, который ведет свою историю со времен воцарения на русский престол государя Михаила Федоровича в 1613 году. В качестве сюжета картины был избран момент выхода последнего российского императора Николая II с семьей и свитой из храма Христа Спасителя после окончания праздничного богослужения, совершенного в честь трехсотлетней годовщины Династии Романовых.

Любопытно прочтение патриотическим бытописцем Максимом Васильевичем Фаюстовым исторического сюжета о событиях в Древней Руси начала XVII века, воплощенного в большом произведении «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам в 1611 году». Изображенный на холсте земской староста Козьма Минин, соратник князя Дмитрия Пожарского, обращается к жителям Нижегородского княжества с горячим призывом внести посильные пожертвования на организацию крепкой обороны против польских войск Речи Посполитой. На дальнем плане композиции художник фрагментарно пишет участников крестного хода, где среди развевающихся хоругвей виднеется Казанская икона Божией Матери в золотом окладе. Этот чудотворный образ, отправленный патриархом Гермогеном для сохранения в Нижний Новгород, сопровождал народное ополчение вплоть до разгромной победы над интервентами. Огромное жанровое полотно кисти нашего современника становится оригинальной репликой одноименных красочных полотен академических живописцев второй половины XIX века: передвижника К.Е. Маковского и М.И. Пескова. Также к сюжету о подвиге нижегородцев в своих работах обращалось большое количество известных художников, среди которых были И.Е. Репин, М.В. Нестеров и другие.

Главной отличительной чертой, характеризующей нынешний этап творчества художника Студии имени М.Б. Грекова Андрея Юрьевича Дроздова, становится внимательное отношение живописца к злободневным сюжетам и порокам социума, в частности, острая боль автора при видении нравственного разложения молодежи. Душевная скорбь и искреннее переживание художника за будущее юного поколения родной страны отражены в одной из его новых драматических работ «Спящий мальчик». Андрей Дроздов привлекает внимание соотечественников к одинокому, еще небезнадежно потерянному подростку, который лежит в забытьи на длинном сидении вагона метро с жестяной банкой энергетического напитка в руке.

Поистине откровением выставки «Союз русских художников. История продолжается» в Царицыно стало исключительное творчество молодого, невероятно одаренного живописца Василия Васильевича Кураксы. Дивишься профессионализму этого вдумчивого художника, его целостному композиционному видению, разнообразию в выборе цветовой палитры, световым эффектам, динамике пластического языка. Автор словно лепит мазками кисти объемные маковки куполов монастырей, рытвины разбитых по весне сельских дорог, прибрежные камни–валуны. Абсолютно реалистичные ощущения, а также метафорические ассоциации возникают при знакомстве с произведением «Вороньё» Василия Кураксы. В этом удивительно музыкальном полотне корявая деревенская изгородь выступает в роли нотного стана, где нотами некоей мелодии в минорной тональности служат разнообразно посаженные фигуры крикливых ворон. Динамику композиции задает ритм расположения птиц на жердях разной высоты, чередование вертикальных «бревен–тактов». Постепенно уходящая вдаль, изогнутая линия изгороди словно подчинена единой гармонии, и как бы продолжает свое движение в тонком перелеске, убегающим за горизонт.

Обращаясь к периоду послевоенных лет, Дмитрий Валерьевич Петров в своей глубоко символической картине «Возвращение» написал пожилую старушку с внуком, которые осторожно и растерянно ступают на порог старой, запустевшей избы. Все, что у них осталось после войны, – это семейная икона Богородицы да небольшой самовар. Яркий дневной свет, падающий через распахнутую дверь на седые деревянные половицы темных сеней, является символическим светом надежды, возвещающим новую мирную жизнь вдали от горя и фашистской расправы.

Удивительны тонкие по исполнению и мастерству светопередачи работы молодого и талантливого художника Василия Леонидовича Худякова. В своих небольших по размеру, проникновенных полотнах одаренный живописец остается верным высоким традициям школы непревзойденного лирического пейзажиста И.И. Левитана.

Заключение.

Ученики И.И. Левитана и В.Д. Поленова, И.Е. Репина и В.А. Серова, примыкавшие к учрежденному в 1903 году легендарному объединению, продолжали высокие реалистические традиции и художественные заветы своих непревзойденных учителей–передвижников. Члены сообщества и экспоненты выставок «СРХ» (1903–1923) В.В. Переплетчиков и А.Е. Архипов, Ф.А. Малявин и Б.М. Кустодиев, С.А. и К.А. Коровины, А.П. Рябушкин и К.Ф. Юон привнесли уникальные индивидуальные черты, обогатили полихромную палитру красочного слоя, наделив работы сияющим светом.

Во второй половине XX века связующим звеном явились художники большой картины, среди которых мы видим имена А.А. Пластова и А.М. Грицая, В.Г. Цыплакова, В.Ф. Стожарова и Н.П. Федосова, а также братьев С.П. и А.П. Ткачевых, В.М. Сидорова и многих других. Для произведений мастеров, объединенных общей любовью к России, характерна красочность, свежесть, праздничность колорита, понимаемая как светоносность.

В начале нового тысячелетия преемниками реалистического направления предстают современные мастера, чьи полихромные живописные работы берут свои истоки становления в самобытной реалистической картине. Опираясь на многовековой опыт членов и экспонентов легендарного объединения «Союз русских художников», нынешнее поколение старается в той же энергичной, жизнелюбивой манере отображать пластическим языком красочного мазка пейзажно–жанровые мотивы, ретроспективные сюжеты, сцены в интерьере, естественную красоту и психологическое состояние человека, натюрмортные композиции.

Профессиональные живописцы, мастера кисти и графического пера, педагоги и ученики – И.Г. Фролов и Н.Е. Зайцев, Н.В. Колупаев и В.Н. Страхов, В.А. Орлов и Ю.К. Ткачев, С.А. Гавриляченко и С.И. Смирнов, Н.Ю. Анохин и Н.Н. Третьяков, И.А. Каверзнев и А.П. Алехин, Д.А. Шмарин и А.Ю. Дроздов, М.В. Фаюстов и Д.В. Петров, А.А. Дареев и В.В. Куракса, В.Л. Худяков и А.М. Уделов, а также многие–многие другие достойные художники представляют многогранное явление под названием «русская национальная школа живописи». С уверенностью можно сказать, что торжественное юбилейное мероприятие, приуроченное к стодесятилетию со дня образования объединения «Союз русских художников», становится одним из крупнейших событий выставочного сезона и культурной жизни столицы в целом.

Елена Чинякова, искусствовед


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"