– Послушай, может, глянется. Это из наших, из народников.
С обложки на меня смотрел молодой человек, совсем-совсем юный. В ярком кафтане, косоворотке.
– Завитушки под деревянную резьбу хороши, – подумалось в ту минуту. – Только что услышишь из уст этого красивого молодца?
Каково же было моё удивление, когда через несколько дней я всё-таки поставил диск на проигрыватель. Спокойно и трепетно лился голос. Он не набирал высоты, а, словно река, наполнял пространство тихим шелестом дубрав, журчанием прибрежной волны и высотой синего неба.
Поразило ещё и необыкновенно бережное отношение певца к слову: ни одного потерянного звука, ни одного неправильного ударения, ни одного неверного логического усиления в песне. А песня лилась давно известная, перепетая сотнями исполнителей, – про купца, торопящегося на ярмарку, про неказистую историю встречи его с крестьянской девушкой.
До этого мне не раз приходилось слышать эту песню в разном исполнении. За неё брались маститые певцы и певицы, и все они «спотыкались» на крылатом выражении «ухарь-купец», потому, скорее всего, трагическая песня приобретала налёт разухабистости и частушечничества. А тут спокойный горький рассказ о девушке-крестьянке, волей случая согрешившей перед совестью и Богом.
Спокойно, будто рассказ читал, пел молодой певец по фамилии Соловьёв. Илья Соловьёв.
Откуда он появился на эстраде? Из Москвы, оказалось. Столичный юноша, далёкий от фольклора. Это только на первый взгляд далёкий, а оказалось, что корни его родословные идут из Рязанского края. По бабушкиной линии.
Что ни говорите, а Рязанщина подарила стране нашей немало голосистых талантов. Зыкину возьмите. Ее родители из Скопинского района, где знают толк в музицировании. Агапкин тоже рязанский, из деревни Михайловка. Не затерялся, совсем не затерялся, на века создал «Прощание славянки». Звонкоголосая Николаева в Маркове родилась, что в трёх верстах от есенинского Константинова. Композитор Новиков из этих же мест. Аверкин, создатель поистине народных хитов, тоже отсюда, из Шафторки, неказистой деревушки под Сасовом. А уж если говорить о рождении хора Пятницкого, то Митрофан Ефимович привозил в столицу песенниц отсюда же да ещё с воронежской стороны.
До сих пор не устаю удивляться: каждый июнь в Сасове проходит фестиваль имени Александра Аверкина. Съезжаются на него профессиональные и самодеятельные коллективы и исполнители со всей России. Талантливые люди, сердцем оберегающие народные песни, а таких голосов, как на Рязанщине, всё равно нет. Не случайно при последней нашей встрече профессор, руководитель Государственного Северного хора Светлана Игнатьева обмолвилась, что в Сасове рождаются будущие народные певицы, кому продолжать традиции народного музицирования.
Так вот, случайно или совсем не случайно, но Илья Соловьёв, столичный мальчик, современный человек, замирал, когда натыкался на народный голос. А было это постоянно, особенно в дни семейных праздников.
– У нас в доме всегда звучала русская песня, а семья большая. Бабушка Вера Ивановна заводилой выступала. Её голос подхватывали мама и папа, а потом присоединялись к ним мы – брат Алеша, сестры Аня и Ксюша. Я не отставал.
Бабушка Вера Ивановна всю жизнь проработала в метрополитене, исполняла нелёгкую работу. Мама у Ильи художник по костюмам. Отец – водитель автобуса. У каждого особая работа: у кого – тяжёлая, у кого – красивая, а русская песня только и зарождается в душе, когда человеку тяжело, или когда он среди красоты находится.
Домашние песенные вечера и праздники не могли оставить равнодушным маленького Илюшу, потому, когда по радио, с пластинок, с экрана телевизора лились наши народные песни, сердце мальчика билось чаще и радостнее.
Так ли, по-другому ли, но Илюша так вот с детства и прилип к песне, и уж совсем не думал, что песня станет его главным делом в жизни.
– Когда я пришел домой и объявил, что буду артистом, все не шок испытали – потеряли дар речи. А было все просто: зашёл на экзамены в институт имени Ипполитова-Иванова и выдержал их. Как получилось, не ведаю, ведь ни одной ноты не знал, – улыбается Соловьев. – Но приняли, сказали: «Пой. Тебе к лицу русская песня».
Ему повезло с учебой сразу же. Он попал в надежные руки – к Валентине Машковой, певице неординарной, которой подвластны были и остаются рок и эстрада, джаз и академическое пение. Вообще надо сказать, что институт имени Ипполитова-Иванова с первого дня своего существования готовил исполнителей народной музыки и песни. Там трудились те, кто в разные годы составлял золотой пласт народного исполнительского искусства, не случайно его всегда называли академией народных голосов.
Вот и Илья Соловьев попал к прекрасной певице в обучение, которая ученика своего не столько учила, сколько взращивала в нём чуткое отношение к русскому слову, к русской песне. А учиться было у кого – это и записи Зыкиной, Воронец, а ещё немца Ивана Реброва, что нес русскую песню на подмостках многих европейских стран и делал это превосходно. Скорее всего, манера пения Соловьева сегодня сходна с ребровским исполнением – спокойным, лиричным и понятливым. Хотя с первых шагов на эстраде у Соловьева своя манера подачи песни – сдержанная и лиричная.
Вообще, надо сказать, вкусу Ильи Соловьева можно позавидовать – в его репертуаре сегодня нет случайных песен. Есть произведения, выверенные веками и десятилетиями. Это и любимые народные песни и песни, написанные советскими композиторами. Особое отношение певца к песням Людмилы Зыкиной. Они сегодня неоправданно забываются, а ведь в них судьба и история крепкой державы, которая боролась за свободу, строила города и села, возвеличивала славу страны могущественной, покоряла космос, поднимала целину. Одна из таких – «Я лечу над Россией». Есть ли ещё подобная, величавая и патриотичная? Григорий Пономаренко совместно с поэтом Олегом Левицким создали не просто песню – настоящее благодарение русской земле и народу её.
…Вижу села и хаты,
Где в суровом краю
Уходили солдаты
В бой за юность твою.
Где цветы полевые
Опалила война,
О, Россия, Россия,
Ты такая одна.
Не каждый молодой певец решится включить это произведение в свою программу. Не модно сегодня гордиться своими русскими корнями, а вот Илья Соловьев не побоялся и концерт начинает именно с этой песни, и видит, с каким добром откликается на неё каждый зритель. А зрители разные – молодые и взрослые. Отрадно: молодой слушатель стал внимательнее относиться к произведениям, в которых видится и слышится народная мелодия и настоящие русские стихи.
– Люблю петь о России, мне это близко, – признается певец.
Любит петь Илья Соловьев не только о России, но и для России. Его творческие пути-дороги пролегли по всей стране. Поезд мчит его на Дальний Восток, где ждут почитатели. Афиши в Санкт-Петербурге, Карелии, Пскове, Рязани приглашают на концерты молодого певца. Особенно ему дороги небольшие клубы и дворцы культуры, где собирается не просто слушатель, а человек из глубинки, который не потерял генетическую связь с народной культурой и где на вес золота ценятся труд, любовь, почитание отца-матери.
Песни в исполнении Ильи Соловьева наполнены сыновней любовью к родной земле и человеку, на ней живущему.
Иван Чуркин
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"