На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Пой, тебе к лицу русская песня...

Молодые голоса России

Знакомая певица протянула мне диск и произнесла:

– Послушай, может, глянется. Это из наших, из народников.

С обложки на меня смотрел молодой человек, совсем-совсем юный. В ярком кафтане, косоворотке.

– Завитушки под деревянную резьбу хороши, – подумалось в ту минуту. – Только что услышишь из уст этого красивого молодца?

Каково же было моё удивление, когда через несколько дней я всё-таки поставил диск на проигрыватель. Спокойно и трепетно лился голос. Он не набирал высоты, а, словно река, наполнял пространство тихим шелестом дубрав, журчанием прибрежной волны и высотой синего неба.

Поразило ещё и необыкновенно бережное отношение певца к слову: ни одного потерянного звука, ни одного неправильного ударения, ни одного неверного логического усиления в песне. А песня лилась давно известная, перепетая сотнями исполнителей, – про купца, торопящегося на ярмарку, про неказистую историю встречи его с крестьянской девушкой.

До этого мне не раз приходилось слышать эту песню в разном исполнении. За неё брались маститые певцы и певицы, и все они «спотыкались» на крылатом выражении «ухарь-купец», потому, скорее всего, трагическая песня приобретала налёт разухабистости и частушечничества. А тут спокойный горький рассказ о девушке-крестьянке, волей случая согрешившей перед совестью и Богом.

Спокойно, будто рассказ читал, пел молодой певец по фамилии Соловьёв. Илья Соловьёв.

Откуда он появился на эстраде? Из Москвы, оказалось. Столичный юноша, далёкий от фольклора. Это только на первый взгляд далёкий, а оказалось, что корни его родословные идут из Рязанского края. По бабушкиной линии.

Что ни говорите, а Рязанщина подарила стране нашей немало голосистых талантов. Зыкину возьмите. Ее родители из Скопинского района, где знают толк в музицировании. Агапкин тоже рязанский, из деревни Михайловка. Не затерялся, совсем не затерялся, на века создал «Прощание славянки». Звонкоголосая Николаева в Маркове родилась,  что в трёх верстах от есенинского Константинова. Композитор Новиков из этих же мест. Аверкин, создатель поистине народных хитов, тоже отсюда, из Шафторки, неказистой деревушки под Сасовом. А уж если говорить о рождении хора Пятницкого, то Митрофан Ефимович привозил в столицу песенниц отсюда же да ещё с воронежской стороны.

До сих пор не устаю удивляться: каждый июнь в Сасове проходит фестиваль имени Александра Аверкина. Съезжаются на него профессиональные и самодеятельные коллективы и исполнители со всей России. Талантливые люди, сердцем оберегающие народные песни, а таких голосов, как на Рязанщине, всё равно нет. Не случайно при последней нашей встрече профессор, руководитель Государственного Северного хора Светлана Игнатьева обмолвилась, что в Сасове рождаются будущие народные певицы, кому продолжать традиции народного музицирования.

Так вот, случайно или совсем не случайно, но Илья Соловьёв, столичный мальчик, современный человек, замирал, когда натыкался на народный голос. А было это постоянно, особенно в дни семейных праздников.

– У нас в доме всегда звучала русская песня, а семья большая. Бабушка Вера Ивановна заводилой выступала. Её голос подхватывали мама и папа, а потом присоединялись к ним мы – брат Алеша, сестры Аня и Ксюша. Я не отставал.

Бабушка Вера Ивановна всю жизнь проработала в метрополитене, исполняла нелёгкую работу. Мама у Ильи художник по костюмам. Отец – водитель автобуса. У каждого особая работа: у кого – тяжёлая, у кого – красивая, а русская песня только и зарождается в душе, когда человеку тяжело, или когда он среди красоты находится.

Домашние песенные вечера и праздники не могли оставить равнодушным маленького Илюшу, потому, когда по радио, с пластинок, с экрана телевизора лились наши народные песни, сердце мальчика билось чаще и радостнее.  

Так ли, по-другому ли, но Илюша так вот с детства и прилип к песне, и уж совсем не думал, что песня станет его главным делом в жизни.

– Когда я пришел домой и объявил, что буду артистом, все не шок испытали – потеряли дар речи. А было все просто: зашёл на экзамены в институт имени Ипполитова-Иванова и выдержал их. Как получилось, не ведаю, ведь ни одной ноты не знал, – улыбается Соловьев. – Но приняли, сказали: «Пой. Тебе к лицу русская песня».

Ему повезло с учебой сразу же. Он попал в надежные руки – к Валентине Машковой, певице неординарной, которой подвластны были и остаются рок и эстрада, джаз и академическое пение. Вообще надо сказать, что институт имени Ипполитова-Иванова с первого дня своего существования готовил исполнителей народной музыки и песни. Там трудились те, кто в разные годы составлял золотой пласт народного исполнительского искусства, не случайно его всегда называли академией народных голосов.

Вот и Илья Соловьев попал к прекрасной певице в обучение, которая ученика своего не столько учила, сколько взращивала в нём чуткое отношение к русскому слову, к русской песне. А учиться было у кого – это и записи Зыкиной, Воронец, а ещё немца Ивана Реброва, что нес русскую песню на подмостках многих европейских стран и делал это превосходно. Скорее всего, манера пения Соловьева сегодня сходна с ребровским исполнением – спокойным, лиричным и понятливым. Хотя с первых шагов на эстраде у Соловьева своя манера подачи песни – сдержанная и лиричная.

Вообще, надо сказать, вкусу Ильи Соловьева можно позавидовать – в его репертуаре сегодня нет случайных песен. Есть произведения, выверенные веками и десятилетиями. Это и любимые народные песни и песни, написанные советскими композиторами. Особое отношение певца к песням Людмилы Зыкиной. Они сегодня неоправданно забываются, а ведь в них судьба и история крепкой державы, которая боролась за свободу, строила города и села, возвеличивала славу страны могущественной, покоряла космос, поднимала целину. Одна из таких – «Я лечу над Россией». Есть ли ещё подобная, величавая и патриотичная? Григорий Пономаренко совместно с поэтом Олегом Левицким создали не просто песню – настоящее благодарение русской земле и народу её.

…Вижу села и хаты,

Где в суровом краю

Уходили солдаты

В бой за юность твою.

Где цветы полевые

Опалила война,

О, Россия, Россия,

Ты такая одна.

Не каждый молодой певец решится включить это произведение в свою программу. Не модно сегодня гордиться своими русскими корнями, а вот Илья Соловьев не побоялся и  концерт начинает именно с этой песни, и видит, с каким добром откликается на неё каждый зритель. А зрители разные – молодые и взрослые. Отрадно: молодой слушатель стал внимательнее относиться к произведениям, в которых видится и слышится народная мелодия и настоящие русские стихи.

– Люблю петь о России, мне это близко, – признается певец.

Любит петь Илья Соловьев не только о России, но и для России. Его творческие пути-дороги пролегли по всей стране. Поезд мчит его на Дальний Восток, где ждут почитатели. Афиши в Санкт-Петербурге, Карелии, Пскове, Рязани приглашают на концерты молодого певца. Особенно ему дороги небольшие клубы и дворцы культуры, где собирается не просто слушатель, а человек из глубинки, который не потерял генетическую связь с народной культурой и где на вес золота ценятся труд, любовь, почитание отца-матери.

Песни в исполнении Ильи Соловьева наполнены сыновней любовью к родной земле и человеку, на ней живущему. 

Иван Чуркин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"