...заиграли с переливом – бьется сердце с перерывом…
Дивная наша Волга-река. Посмотреть сверху – будто лебединое перышко на зеленые луга упало. Подняться на жигулевскую вершину – над вечным покоем окажешься. А увидеть камский поцелуй с ней, будто в безмерное море заглянуть.
Она и торговала, и рыбалила. Самарским светом полземли освещала. На сталинских берегах непреступной крепостью стояла, а потом разбросала в астраханских землях кудри свои и степи оживила.
А людей-то здесь сколько разных. Татары, чуваши, мордва, башкиры... Считай – не сосчитаешь, а только Волга пригрела всех на своих берегах и сама не налюбуется, не нарадуется на людей.
Не любит она простеньких, неказистых, по ее сердцу крепкие люди, стоящие, на ум и песни ладные. Потому-то перепутала Волга голоса и мелодии своих народов, и родился один – волжский.
А этот голос подхватил Государственный Волжский русский народный хор и бережет его, лелеет, по наследству детям и внукам передает.
Уж сколько десятилетий драгоценностью волжской гордится, хвалится – не нахвалится...
***
...сяду я, присяду ко зеленому саду…
Голос Государственного Северного русского народного хора ни с чьим не спутаешь – уж сколько десятилетий этот коллектив как зеницу ока бережет беломорское оканье, поморское цоканье, народную словенскую обрывистость, тихую и напористую вкрадчивость.
А еще особую северную степенность – только такой и должна быть русская православная душа, только такой должна быть русская православная женщина. Северный хор не смотреть надо, не слушать – к нему надобно присматриваться, прислушиваться. А прислушаешься – сердца ангелы коснуться...
***
... потанцуем мы омскую полечку…
Хотим мы это признавать или не хотим, только сибирский народ – пришлые люди. Из покон века шли сюда, бежали, гремели кандалами по горестной Владимировке не столько горемыки разные, сколько состоятельные умом и сердцем люди. Облюбовывали себе места на жительство и ухитрялись "врасти" в эту непростую, подчас суровую землю, а уж когда дома ставили, и думы не было возвращаться в украинскую, приволжскую, вологодскую, чеченскую, потом и немецкую земли. Здесь пригождались. Здесь перемешивались языки и песни, и гуляла по Сибири одна сибирская речь. Да какая – крепкая, ясная, открытая, свободолюбивая, широкоплечия. Одно слово – богатырская.
Из таких сильных людей, да звонкоголосых, "сколотила" в 1950 году около себя в Омской стороне на Иртыше певучая крестьянка Калугина, и шагнул к людям милый сердцу и разуму хор.
Представить сейчас сложно нашу русскую песенную культуру без Государственного Омского русского народного хора.
Не одно поколение певцов, танцоров, музыкантов сменилось в коллективе. Одно остается (и останется!) неизменным – необыкновенный, певучий, раздольный, напористый, крепкий голос омичей.
***
...что в храме помолиться…
Получил я в Христово воскресение вот такое вот коротенькое письмо от русской певицы Татьяны Семушиной: "Ванечка, с праздником тебя!
Пусть хворь отступит от тебя далеко, и твоя светлая головушка захочет ещё родить миру красоту!"
Конечно, Таня преувеличила многое, и потому я оставил ее письмо без ответа, а сегодня отец Евгений Самойлов из Йошкар-Олы написал и прислал преинтереснейшую видеозапись, и будто искорка какая пролетела. Она так коснулась разума и зажгла его.
А правда, подумалось мне, почему мы руки опустили, головы склонили? Праздник же. Да еще какой! Его всегда всем народом встречали и праздновали. Ему молились, радовались. Он всех односемейцами делал.
Почему бы, подумалось мне, не вспомнить эти радостные пасхальные дни? Почему бы не откликнуться на слова Лидии Андреевны Руслановой: "Русскую песню спеть, что в храме помолиться". Или некому у нас? Или правда принять придуманные мацуевыми, георгиевыми, басковыми... пасхальные фестивали – холодные, далекие от народа?
Вот и решилось у меня – пусть Праздник Праздников прозвенит русской песней, настоящими нашими хоровыми коллективами, которые живут, поют, танцуют вечно молодую русскую песню.
И с благословления отца Евгения Самойлова мой Пасхальный хоровод открывает Государственный Воронежский русский народный хор. Здесь, в краю кольцовском, родился Митрофан Ефимович Пятницкий, который и возвел деревенскую, неказистую, казалось бы, песню в государственное достояние.
Всех приглашаю к Пасхальному хороводу. Нашему. Родному. Сердечному. И жду от каждого из вас добрую весточку с песнями.
Иван Чуркин (Саров)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"