На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Русский голос Виктора Гридина

28 февраля народному артисту России Виктору Федоровичу Гридину исполнилось бы 70 лет

Во второй половине семидесятых в Горький, а ныне Нижний Новгород, с концертами приехал только что образованный музыкальный коллектив – ансамбль «Россия». Он не был еще академическим, в афишах не значился государственным, а просто – русский народный ансамбль «Россия».

Ну, ансамбль и ансамбль, мало ли их, все шли на имя – Людмила Зыкина, любимицу миллионов.

Это было, как сейчас помню, в холодный декабрьский вечер. В горьковском Кремле, пронизанном ветрами с Волги и Оки, зябко и неуютно, но народ все равно пытал счастье: нет ли лишнего билетика? Кутался в воротники, под полами пальто и шуб прятал реденькие гвоздики.

Такими вот, промерзшими, мы и вошли в зал и ежились от нажитого мороза до тех пор, пока на сцену не вышли музыканты и ведущая не объявила о начале концерта.

Она говорила об оркестре, тут-то я впервые услышал незнакомое для меня имя – Виктор Гридин.

К нам вышла красивая молодость. Лучезарно улыбнулся дирижер и необыкновенно застенчиво и уважительно поклонился, и все, кто еще жался в кресла, замерли: со сцены в зал полилась не музыка – на зрителей разливом хлынули тепло и запахи цветущего луга, березового лета.

Не раз Виктор Гридин брал в руки баян, и все  понимали: перед ними не просто музыкант, перед ними – родной человек, готовый сполна поделиться радостью со слушателями: игрой своей, настроением, талантом своим. Перед нами не просто дирижер – властелин оркестра, который из слышанной-переслышанной мелодии сотворил радость. Это потом уже, по истечению многих лет, мне скажет о Гридине прекрасный баянист ансамбля Владимир Пирский: «Мы с ним из одного ковша музыку пили».

В антракте пошел за кулисы, к Гридину.

Он стоял в окружении музыкантов и, наклонив голову, слушал ребят. Перехватил мой взгляд, развернулся и направился навстречу.

– Вы ведь точно ко мне?

– К вам, Виктор…

А вот отчества не знал.

– Да ладно тебе, отчество. Я что, так плохо выгляжу, чтобы по батюшке называть?

И мы сразу перешли на «ты», и побежал разговор, будто знали друг друга тысячу лет. Я ему восхищение, а он рукой машет:

– Это не я такой, это ребята умницы.

Я ему об «Утушке луговой», которую играли музыканты в его обработке, а он опять:

– Да я эту мелодию с детства себе так представлял.

Опять ему:

– Оркестр такую звенящую тоску выдал в «Степи».

А он:

– Ну, ты замахнулся – там голос какой.

Голос Зыкиной – это все понятно, но мне пришлось быть свидетелем того, под аккомпанемент каких коллективов она начинала петь и пела потом. Был ансамбль под управлением Романа Мицкевича. Потом образовался ансамбль под руководством Владимира Пителина. Он отличался от первого, но и в нем певица не нашла единомышленников. Это чувствовалось слушателями тоже. А тут, в «России», не слышался – виделся простор, от которого стены зрительного зала расширялись, а зрители вовлекались в песенное или чисто музыкальное действо. Чудо происходило в зале, и не понятно было, кому бисировалось – певице, оркестру, а скорее, единению.

Такое подвластно только мастеру, а мастером был Виктор Федорович Гридин.

Наверное, так и должно быть. Сама судьба распоряжалась, чтобы именно он, Виктор Гридин, не только стал первоклассным баянистом, не только был великолепным аранжировщиком, но и непревзойденным русским композитором.

Он ведь рассказывал, откуда у него такое видение русской песни.

– Когда у нас умерла мама, осталось с отцом семеро детей, я самый младший, мне всего-то три года. Все стояли, плакали, на наши крики собралась вся деревня, а потом пошли на кладбище. Меня оставили дома. Я взобрался на подоконник, стекло от людского тепла растаяло. Мне видно, как люди идут хоронить маму, и в это время открывается дверь в избу, входит женщина вся в белом, приближается ко мне, гладит по голове и тихо молвит: «Не плачь, все будет хорошо».

С тех пор Виктор заметил: внутри его звучали мелодии, даже веселые вдруг ни с того, ни с сего нанизывали на себя горькие бусины.

Вот откуда вырастает мастер? Разыскать ответ трудно, а все-таки попробовать можно. Скорее всего, из далекого детства берет исток река под названием музыкальный талант. Казалось бы, родился и вырастал в деревенской многодетной семье, где прорва крестьянских дел. Какая тут музыка! Но ведь взял отец и купил десятилетнему Вите баян, и тот не только на нем играть выучился – он спал с ним в обнимку.

Курское село Пристенное потешалось сначала над мальчиком, а потом приутихло.

– Не было у нас еще такого славного гармониста, – говорили девки, а парни на них фыркали:

– Так уж и не было, мы что – хуже?

Хуже не хуже, а гридинский баян оказался самым звонким и певучим, он так ладно вел страдания, что курские соловьи замирали.

А потом родиться в таком месте, как курская сторона. Да там не хочешь – напоешься, не можешь – играть выучишься. Напеться-то можно и наиграться тоже, только не каждому дано любить музыку. Если любишь – пропадешь в ней навсегда.

Так и с Виктором Гридиным случилось. Ждал, ждал отец помощника, а пришлось парня в музыкальную школу вести. Дело было в Белгороде, куда отец после женитьбы перевез семью. Потом и вовсе неожиданность – уехал Гридин в Москву и стал студентом Гнесинки.

Наверное, не за красоту Юрий Силантьев в свой знаменитый оркестр музыкантов выбирал. Именно – выбирал, это сейчас настало время, когда, например, в Самаре нет ни одного студента-балаечника, а тогда кто только не мечтал идти в артисты. Но вот Силантьев пригласил Виктора Гридина к себе, и тот играл в эстрадном оркестре, был среди мастеров, аккомпанировал великим. Одна Шульженко чего стоила!

А после и вовсе везение, так многие говорили, – Гридина взяли в прославленный на весь мир ансамбль Советской Армии имени Александрова. Только не везение это было: от истинного дирижера и руководителя, каким был Александров-младший, таланта не скроишь.

И Виктор Федорович работал, удивляя себя, коллег  и, конечно, зрителей. Отсюда его уговорила Людмила Зыкина уйти к ней и попробовать силы руководителя русского оркестра, который получил название «Россия». А кому, как не ему, самому русскому из русских музыкантов?

Согласился, попробовал и отдал коллективу самую значимую часть своей жизни.

Некоторые так прямо и говорили: «Ну какой из баяниста руководитель оркестра?» Другие просто шептали певице: «Ничего у тебя с ним не получится». А Виктор Федорович взял и доказал: если коллектив назвался «Россией», то этому имени он будет соответствовать.

Так оно и было. Даже на своих первых выступлениях Гридин понимал: он пошел по правильному пути – оркестр его, созданный как аккомпанирующий, вышел из этих рамок и  сразу же заявил как о самостоятельном музыкальном коллективе русских народных инструментов.

Вот мы говорим – балалайка, домра, вот мы произносим – рожки и жалейки, гусли звончатые. Простенькие, казалось бы, музыкальные инструменты, а ведь время их сделало академическими. Этому в первую очередь отдавал предпочтение Виктор Федорович, и его оркестр с первого дня выступления перед публикой занял особое место среди уже состоявшихся творческих коллективов. «Россия» заимела свой голос – лиричный, плавный, волновой. Так пел когда-то знаменитый хор Пятницкого.

В тот декабрьский вечер, который вспоминаю, пелись премьерные песни – «Помнят люди», «Горят закаты», «А я лишь теперь понимаю». Зыкиной в этих песнях-балладах было просторно и вольготно, потому как голос подхватывался музыкантами и возносился оркестром до небес.

Как-то об этом мы говорили с композитором Виктором Ивановичем Темновым, чьи две песни сейчас упомянул, и он мне сказал:

– От дирижера и руководителя оркестра зависит, каким будет номер на сцене, пойдет ли в народ, будет ли жить. Гридин всегда об этом помнил, а еще знал, чего от него люди хотят. Он мастер. Зыкиной с ним славно повезло.

Об этом сегодня помнит нынешний художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического ансамбля «Россия»Дмитрий Дмитриенко. Ему нельзя не верить: в семнадцать лет он пришел баянистом в знаменитый на весь мир оркестр имени Осипова и сразу же влюбил в себя музыкантов, зрителей. Что примечательно, он баяном владеет так, как когда-то играл Гридин. «Не баян играет – настоящий оркестр», – слышится часто на концертах.

– Виктор Федорович – явление в народной музыке. Он не был членом Союза композиторов, но то, что мастер оставил после себя, не имеет цены. Гридин написал такое количество музыкальных произведений, он так обработал известные уже мелодии и партитуру песен, что они ушли в народ и многие по праву считаются народными.

– У нас не обходится ни одного выступления, – говоритДмитрий Дмитриенко, – на котором бы мы не играли Гридина. И это всегда успех. Откуда такое? Я часто себя спрашиваю об этом. Складывается впечатление, что первый создатель русского народного оркестра Василий Андреев не в девятнадцатом веке жил, а вот в наше время, а рядом с ним находился Гридин.

Вы взгляните на лица музыкантов «России», когда они играют Гридина. Они сияют радостью и счастьем. Богатое наследство оставил после себя Виктор Федорович, богатейшее, оставил благодарственно, как в память о себе. Представляю: если бы не ранняя смерть, сколько удивительных и гениальных произведений создал бы Гридин для русских баянистов и русских народных оркестров.

На самом деле, так. Из произведений Гридина можно было составлять отдельные программы, им цены бы не было. Достаточно поставить пластинку с уральскими сказами, которую маэстро записал в восьмидесятые годы, и станет сразу же ясно: любовью к России жил Виктор Федорович и дорожил этой любовью несказанно.

– В седьмой раз мы в последние дни февраля едем в Курск, на родину Виктора Федоровича, – этоДмитрий Дмитриенкорассказывает. – Здесь проходит ставший традиционным фестиваль имени Гридина. Рады, что в центре города будет открыт памятник композитору, его имя будет присвоено местному оркестру. Вместе с Надеждой Крыгиной «Россия» даст большой концерт, в нем, конечно же, произведения Виктора Гридина и песни, аранжированные маэстро. Это имя для нас было и остается святым…

Думал ли Виктор Гридин, что судьба позволит ему, курскому мальчику-соловью, так заливисто, так талантливо пропеть Россию по миру? Трудно сейчас сказать. В одном нет сомнения: его русский голос никогда не забудется Отечеством, пока в нем звучат баян, балалайка да гусли звончатые.

Иван Чуркин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"