28 февраля народному артисту России Виктору Федоровичу Гридину исполнилось бы 70 лет
Во второй половине семидесятых в Горький, а ныне Нижний Новгород, с концертами приехал только что образованный музыкальный коллектив – ансамбль «Россия». Он не был еще академическим, в афишах не значился государственным, а просто – русский народный ансамбль «Россия».
Ну, ансамбль и ансамбль, мало ли их, все шли на имя – Людмила Зыкина, любимицу миллионов.
Это было, как сейчас помню, в холодный декабрьский вечер. В горьковском Кремле, пронизанном ветрами с Волги и Оки, зябко и неуютно, но народ все равно пытал счастье: нет ли лишнего билетика? Кутался в воротники, под полами пальто и шуб прятал реденькие гвоздики.
Такими вот, промерзшими, мы и вошли в зал и ежились от нажитого мороза до тех пор, пока на сцену не вышли музыканты и ведущая не объявила о начале концерта.
Она говорила об оркестре, тут-то я впервые услышал незнакомое для меня имя – Виктор Гридин.
К нам вышла красивая молодость. Лучезарно улыбнулся дирижер и необыкновенно застенчиво и уважительно поклонился, и все, кто еще жался в кресла, замерли: со сцены в зал полилась не музыка – на зрителей разливом хлынули тепло и запахи цветущего луга, березового лета.
Не раз Виктор Гридин брал в руки баян, и все понимали: перед ними не просто музыкант, перед ними – родной человек, готовый сполна поделиться радостью со слушателями: игрой своей, настроением, талантом своим. Перед нами не просто дирижер – властелин оркестра, который из слышанной-переслышанной мелодии сотворил радость. Это потом уже, по истечению многих лет, мне скажет о Гридине прекрасный баянист ансамбля Владимир Пирский: «Мы с ним из одного ковша музыку пили».
В антракте пошел за кулисы, к Гридину.
Он стоял в окружении музыкантов и, наклонив голову, слушал ребят. Перехватил мой взгляд, развернулся и направился навстречу.
– Вы ведь точно ко мне?
– К вам, Виктор…
А вот отчества не знал.
– Да ладно тебе, отчество. Я что, так плохо выгляжу, чтобы по батюшке называть?
И мы сразу перешли на «ты», и побежал разговор, будто знали друг друга тысячу лет. Я ему восхищение, а он рукой машет:
– Это не я такой, это ребята умницы.
Я ему об «Утушке луговой», которую играли музыканты в его обработке, а он опять:
– Да я эту мелодию с детства себе так представлял.
Опять ему:
– Оркестр такую звенящую тоску выдал в «Степи».
А он:
– Ну, ты замахнулся – там голос какой.
Голос Зыкиной – это все понятно, но мне пришлось быть свидетелем того, под аккомпанемент каких коллективов она начинала петь и пела потом. Был ансамбль под управлением Романа Мицкевича. Потом образовался ансамбль под руководством Владимира Пителина. Он отличался от первого, но и в нем певица не нашла единомышленников. Это чувствовалось слушателями тоже. А тут, в «России», не слышался – виделся простор, от которого стены зрительного зала расширялись, а зрители вовлекались в песенное или чисто музыкальное действо. Чудо происходило в зале, и не понятно было, кому бисировалось – певице, оркестру, а скорее, единению.
Такое подвластно только мастеру, а мастером был Виктор Федорович Гридин.
Наверное, так и должно быть. Сама судьба распоряжалась, чтобы именно он, Виктор Гридин, не только стал первоклассным баянистом, не только был великолепным аранжировщиком, но и непревзойденным русским композитором.
Он ведь рассказывал, откуда у него такое видение русской песни.
– Когда у нас умерла мама, осталось с отцом семеро детей, я самый младший, мне всего-то три года. Все стояли, плакали, на наши крики собралась вся деревня, а потом пошли на кладбище. Меня оставили дома. Я взобрался на подоконник, стекло от людского тепла растаяло. Мне видно, как люди идут хоронить маму, и в это время открывается дверь в избу, входит женщина вся в белом, приближается ко мне, гладит по голове и тихо молвит: «Не плачь, все будет хорошо».
С тех пор Виктор заметил: внутри его звучали мелодии, даже веселые вдруг ни с того, ни с сего нанизывали на себя горькие бусины.
Вот откуда вырастает мастер? Разыскать ответ трудно, а все-таки попробовать можно. Скорее всего, из далекого детства берет исток река под названием музыкальный талант. Казалось бы, родился и вырастал в деревенской многодетной семье, где прорва крестьянских дел. Какая тут музыка! Но ведь взял отец и купил десятилетнему Вите баян, и тот не только на нем играть выучился – он спал с ним в обнимку.
Курское село Пристенное потешалось сначала над мальчиком, а потом приутихло.
– Не было у нас еще такого славного гармониста, – говорили девки, а парни на них фыркали:
– Так уж и не было, мы что – хуже?
Хуже не хуже, а гридинский баян оказался самым звонким и певучим, он так ладно вел страдания, что курские соловьи замирали.
А потом родиться в таком месте, как курская сторона. Да там не хочешь – напоешься, не можешь – играть выучишься. Напеться-то можно и наиграться тоже, только не каждому дано любить музыку. Если любишь – пропадешь в ней навсегда.
Так и с Виктором Гридиным случилось. Ждал, ждал отец помощника, а пришлось парня в музыкальную школу вести. Дело было в Белгороде, куда отец после женитьбы перевез семью. Потом и вовсе неожиданность – уехал Гридин в Москву и стал студентом Гнесинки.
Наверное, не за красоту Юрий Силантьев в свой знаменитый оркестр музыкантов выбирал. Именно – выбирал, это сейчас настало время, когда, например, в Самаре нет ни одного студента-балаечника, а тогда кто только не мечтал идти в артисты. Но вот Силантьев пригласил Виктора Гридина к себе, и тот играл в эстрадном оркестре, был среди мастеров, аккомпанировал великим. Одна Шульженко чего стоила!
А после и вовсе везение, так многие говорили, – Гридина взяли в прославленный на весь мир ансамбль Советской Армии имени Александрова. Только не везение это было: от истинного дирижера и руководителя, каким был Александров-младший, таланта не скроишь.
И Виктор Федорович работал, удивляя себя, коллег и, конечно, зрителей. Отсюда его уговорила Людмила Зыкина уйти к ней и попробовать силы руководителя русского оркестра, который получил название «Россия». А кому, как не ему, самому русскому из русских музыкантов?
Согласился, попробовал и отдал коллективу самую значимую часть своей жизни.
Некоторые так прямо и говорили: «Ну какой из баяниста руководитель оркестра?» Другие просто шептали певице: «Ничего у тебя с ним не получится». А Виктор Федорович взял и доказал: если коллектив назвался «Россией», то этому имени он будет соответствовать.
Так оно и было. Даже на своих первых выступлениях Гридин понимал: он пошел по правильному пути – оркестр его, созданный как аккомпанирующий, вышел из этих рамок и сразу же заявил как о самостоятельном музыкальном коллективе русских народных инструментов.
Вот мы говорим – балалайка, домра, вот мы произносим – рожки и жалейки, гусли звончатые. Простенькие, казалось бы, музыкальные инструменты, а ведь время их сделало академическими. Этому в первую очередь отдавал предпочтение Виктор Федорович, и его оркестр с первого дня выступления перед публикой занял особое место среди уже состоявшихся творческих коллективов. «Россия» заимела свой голос – лиричный, плавный, волновой. Так пел когда-то знаменитый хор Пятницкого.
В тот декабрьский вечер, который вспоминаю, пелись премьерные песни – «Помнят люди», «Горят закаты», «А я лишь теперь понимаю». Зыкиной в этих песнях-балладах было просторно и вольготно, потому как голос подхватывался музыкантами и возносился оркестром до небес.
Как-то об этом мы говорили с композитором Виктором Ивановичем Темновым, чьи две песни сейчас упомянул, и он мне сказал:
– От дирижера и руководителя оркестра зависит, каким будет номер на сцене, пойдет ли в народ, будет ли жить. Гридин всегда об этом помнил, а еще знал, чего от него люди хотят. Он мастер. Зыкиной с ним славно повезло.
Об этом сегодня помнит нынешний художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического ансамбля «Россия»Дмитрий Дмитриенко. Ему нельзя не верить: в семнадцать лет он пришел баянистом в знаменитый на весь мир оркестр имени Осипова и сразу же влюбил в себя музыкантов, зрителей. Что примечательно, он баяном владеет так, как когда-то играл Гридин. «Не баян играет – настоящий оркестр», – слышится часто на концертах.
– Виктор Федорович – явление в народной музыке. Он не был членом Союза композиторов, но то, что мастер оставил после себя, не имеет цены. Гридин написал такое количество музыкальных произведений, он так обработал известные уже мелодии и партитуру песен, что они ушли в народ и многие по праву считаются народными.
– У нас не обходится ни одного выступления, – говоритДмитрий Дмитриенко, – на котором бы мы не играли Гридина. И это всегда успех. Откуда такое? Я часто себя спрашиваю об этом. Складывается впечатление, что первый создатель русского народного оркестра Василий Андреев не в девятнадцатом веке жил, а вот в наше время, а рядом с ним находился Гридин.
Вы взгляните на лица музыкантов «России», когда они играют Гридина. Они сияют радостью и счастьем. Богатое наследство оставил после себя Виктор Федорович, богатейшее, оставил благодарственно, как в память о себе. Представляю: если бы не ранняя смерть, сколько удивительных и гениальных произведений создал бы Гридин для русских баянистов и русских народных оркестров.
На самом деле, так. Из произведений Гридина можно было составлять отдельные программы, им цены бы не было. Достаточно поставить пластинку с уральскими сказами, которую маэстро записал в восьмидесятые годы, и станет сразу же ясно: любовью к России жил Виктор Федорович и дорожил этой любовью несказанно.
– В седьмой раз мы в последние дни февраля едем в Курск, на родину Виктора Федоровича, – этоДмитрий Дмитриенкорассказывает. – Здесь проходит ставший традиционным фестиваль имени Гридина. Рады, что в центре города будет открыт памятник композитору, его имя будет присвоено местному оркестру. Вместе с Надеждой Крыгиной «Россия» даст большой концерт, в нем, конечно же, произведения Виктора Гридина и песни, аранжированные маэстро. Это имя для нас было и остается святым…
Думал ли Виктор Гридин, что судьба позволит ему, курскому мальчику-соловью, так заливисто, так талантливо пропеть Россию по миру? Трудно сейчас сказать. В одном нет сомнения: его русский голос никогда не забудется Отечеством, пока в нем звучат баян, балалайка да гусли звончатые.
Иван Чуркин
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"