На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

У Крыгиной счастливая судьба

Юбилей русской песни

Вот нисколечко я не оговорился, утверждая, что сегодня у русской песни юбилей: песня наша родная и певица наша родная Надежда Крыгина – неразрывное целое.

И вспомнилось мне, как газета "Курская правда" обратилась ко мне с просьбой сказать несколько слов о Крыгиной.

Несколько слов не получилось, а что сложилось – читайте и поздравляйте Русскую Певицу, и благодарите за голос, за сердце, за сохранение и охранение главного нашего достояния – русской души...

***
...Помню сельскую школу, начальные классы, то ли первый, то ли второй. На уроке пения милая и добрая певунья-учительница ставила посреди класса табуретку, на нее поднимала меня и просила:

– Спой нам.

И я пел: «Мама, милая мама, как тебя я люблю».

Тогда и предположить не мог, что настанет время и мне посчастливится водить знакомство практически с каждой исполнительницей этого нехитрого аверкинского хита. Правда, слова такого в народе в те времена не было, а вот популярность песни гуляла по белу свету.

Среди тех, кто пел признание матери, и народная артистка России Надежда Крыгина.
Нисколько не сомневаюсь, даже уверен: ее тоже на уроке ставили на табуретку и просили:

– Спой нам, Надя…

А еще почему-то вижу ее босоногой хохотушкой на июльской пыльной дороге в родном Петрищеве. Идут бабы в полдень коров доить, а перед ними на одной ноге скачет русоволосая девчушка и поет, поет, поет. Люди не пугают песню, а только головой качают:

– Ну, быть девке артисткой, как Русланова.

Как были правы люди – деревенских никогда-то не проведешь. Настала пора, и творческая тропинка вывела девочку Надю на широкую песенную дорогу, а на ней раздолья не меряно и любви на всех и на каждого.

Не думала Надежда Крыгина, кем ей стать и кем ей быть. Отец с матерью и соседи ей путь уже определили: быть артисткой да жить в городе. А в каком? Да и гадать нечего – только в столице, куда отправилась после окончания школы девочка.

Пришла в музыкальное училище Ипполитова-Иванова, пропела перед экзаменаторами, и вот она – желанная дорога в артистки. Уж как ей этого хотелось, а еще хотелось быть совсем-совсем городской.

Стала певицей, а вот городской… Да, конечно, стала, только душа не отпустила на волю сострадание, участие, трепетность чувств, чем богаты и мудры деревенские. Потому каждая песня, исполненная сегодня Крыгиной, – это поступок, настоящий гражданский поступок.

Подлинно музыкальное произведение – это действительно поступок. Это проявление ума, сердца, воли, совести не столько авторов песни, сколько исполнителя. Чтобы проявить такие качества, надо ими обладать. Музыкальные и поэтические качества необходимы, но многое зависит от личности певца или певицы, их характеров, образа жизни, человеческих особенностей.

Конечно, бывает всякое: скряга воспевает щедрость, трус – отвагу, самовлюбленный человек – скромность. Как раз то, чего им не хватает в жизни. Но где-то натура все равно проклюнется, скажется.

Все это говорю к тому, что личность исполнителя играет самую важную роль в песне. А в большей степени – отношение к нему народа, который слушает. И уж совсем непонятно, когда старый человек заявляет:

– Да я этот голос родной с раннего детства знаю.

Так случилось с песнями Надежды Крыгиной. Сразу же, как только ее узнал зритель. Помню начало девяностых. В Смоленске проходит очередной телевизионный конкурс «Голоса России». На сцену выходит Крыгина. Поет «Яхонты вы мои», аккомпанирует себе малыми колокольцами.

Волнуется, поди. Сердце в комочек, рука дрожит, а песня летит себе, на счастье зрителям. И надо же – вырывается из руки колокольчик. Доля секунды – подхватывает его Надежда, не прервав ни на единую нотку «Яхонтов». Вот уж были аплодисменты так аплодисменты! С того дня и полетело это песенное имя – Надежда Крыгина.

Помню открытие фестиваля в честь 35-летия со дня создания Государственного ансамбля «Россия». В центре Москвы, в Театре эстрады. Звездные имена на сцене, звездные имена в зрительном зале. Все идет ровно и гладко – песни, романсы, танго. Все гладко только до выхода Надежды Крыгиной. Она вышла чествовать «Россию». О чем же петь? Конечно, о России.
…И там, где травы колосились,

Зазеленеют нивы вновь.

Но кто вернет моей России

Надежду, Веру и Любовь?

Было впечатление, что такого никто не ожидал – что Крыгина разорвет на части сердце у каждого, что певица сбросит пелену с глаз каждого и устыдит каждого. Это уже после концерта двадцатилетний сын моего приятеля скажет (кстати, совершенно современный):

– Не думал, что мне можно указать, где моя душа и что я должен в этой жизни делать.

Об этом сказал потом Константину Скворцову, автору слов:

– Тебе и Надежде за песню памятник державный надо ставить.

Или вот еще случай. На фестивале «Вишневая метель», что проводится в Нижегородском крае, Н.Крыгина перед тысячным залом исполнителей народной песни пела Плевицкую:

Русачка! Исстари ведь я,

А Родина моя – Великая страна…

Зал встал как вкопанный, будто не песня это вовсе, а Гимн великой Державы.

Да, у Крыгиной особое отношение к песням Надежды Плевицкой, к песням курской крестьянки. Это она пришла в жизнь Дежкой, а ушла из нее Надеждой Плевицкой. Ушла, а сколько света после себя оставила – песенного света, счастливого, радостного, лукавого, удивительно солнечного!

К свету этому многие потом прикасались, да не каждому удавалось позаимствовать Дежкину песню. Вроде бы о том же, о чем и Плевицкая, а слушателю скучно становилось. Нет, не так, не по-курски, где росы обильны, где травы шелковисты, где люди сердечны и соловьисты. Слушаешь и плачешь. Спроси почему, никто ни за что не ответит.

А вот у Надежды Крыгиной все получилось. Слушают ее и плачут. Спроси почему, ответят сразу: от радости.

Дарить радость не каждому в жизни позволено. Это только для избранных. Многие хлеб пекут, да не у каждого он душистым получается. Многие картины пишут, а у редкой люди задерживаются. Многие кузнецы кружева из металла плетут, а не все сердце греют. Многие за песни берутся, только не каждый голос родным становится.

Я говорил уже про конкурс «Голоса России», там впервые слушатели услышали имя – Надежда Крыгина. Их много тогда было, кто впервые вышел на большую сцену, а задержались на ней единицы. Надежда в Смоленске стала первой, и голос ее слушателям сразу же родным стал.

Не многие поняли тогда: откуда этот звоночек, заливистый, игривый, трепетный? Откуда эта манера подачи песни: сдержанная и открытая, приглушенная и пронзительная? Оказалось – из курских краев, подаривших Плевицкую, Свиридова да десяток других имен, кто украсил русскую национальную культуру, сохранил ее традиции и продолжает радовать Россию ее величием.

Об этом же и один из последних сольных концертов Надежды Крыгиной. Надежда Евгеньевна вместе с Государственным академическим ансамблем «Россия» не придумывала названия вечера, оно родилось само по себе – «Моя земля». Поля и реки, леса, деревни и города, а главное, люди – вот о чем пела народная артистка России, наслаждаясь сама песней и радуя голосом, эмоциями зрителей.

Большинство песен – слышанное нами десятилетиями, вошедшее в аналоги музыкальных хрестоматий, но получившее совершенно изумительное звучание у Крыгиной.

«Помню, я еще молодушкой была» – музыкальная история, пришедшая в народ двести лет назад. Кто только не обрамлял ее своими голосами, эту трогательную исповедь женщины, встретившую свою первую и единственную любовь. Ее нам подавали и рассказывали в разное время Яунзем, Обухова, Зыкина, а Надежда Крыгина не побоялась взяться за «запетую» историю и прочесть-пропеть так, что зритель услышал ее будто впервые.

Две встречи – с красавцем-молодцем и генералом, израненным и седым, перевернувшим судьбу молодой крестьянки и старухи, вспомнившей молодость. Казалось бы, первая встреча должна звучать воспоминанием, звонко, колокольчисто, а у Крыгиной все наоборот. Голос, поведавший о первом безответном свидании, глух и обрывист, он копается в памяти, где сведены на нет черты человека, которого полюбила раз и навсегда. Голос, рассказывающий о второй встрече с израненным генералом, а в нем узнан тот, кто встревожил сердце, звучит ясно и молодо. Он летит, не стесняется в чувствах и признании, и на наших глазах старуха-крестьянка молодеет. И каждому ясно: вот она, любовь, какие чудеса творит с человеком, а главное – радостью этой заряжается каждый, кто слушает, смотрит, смахивает слезы.

Мы не раскладываем в этот момент все «за» и «против» песни – мы подчинены музыке, стихам, голосу. В этом триединстве нет ничего лишнего, наигранного, а это, согласитесь, не просто: вовлечь в судьбу слушателя, которого делают главным героем. Ведь для него трудится певица, для него работают музыканты.

Не побоялась Надежда Крыгина взяться за еще одну историю, это я о песне «Белелицы-румяницы вы мои». Она в свое время составляла золотую крупицу в репертуаре Надежды Плевицкой. Однажды ее исполнение услышал Сергей Рахманинов и переложил народную песню на свой музыкальный лад. Надежда Крыгина отказалась от музыкального сопровождения песни, акапельное исполнение повела так, как спели бы ее в ее родной курской деревне. Только сохранила ритмичность и динамичность рахманиновской обработки.

Певица пошла дальше – за основу исполнения она взяла золотую былинную подачу, где голос спрятался за сдержанностью, недоуменностью и подковырками. И так зритель включился в эту неожиданную игру, что на песне несколько раз громыхают аплодисменты: что сделать с чувствами? Они вырываются наружу, а певица руководит ими и нисколько не вредит ни песне, ни слушателям.

Так происходит с каждым произведением у Крыгиной. Вот может человек подчинить себе других, и не только великолепным голосом – поворотом головы, засверкавшим взором, чуть-чуть приподнятым локоточком, а больше радостью, что льется со сцены в зрительный зал.

Разными путями приходят в репертуар к певице песни. Об одном из них мне рассказала Галина Васильевна Аверкина, жена известнейшего композитора Александра Аверкина:

– Мне пришло звуковое письмо от духоборов, староверов по-нашему. Их хор исполнял «Песню о детстве». Они и знать не знали, что это авторское произведение. Стихи и музыку написал Аверкин. Поставила песню на сайт композитора, на нее-то и натолкнулась Надя Крыгина и влюбилась в песню. Я дала ей клавир, а она мастерски, как только ей подвластно, огранила песню своим талантом. Она смогла передать любовь к малой родине Саши, веру в лучшее на этой земле.

Впервые Надежда Крыгина исполнила «Песню о детстве» в Сасове – небольшом рязанском городке, на родине композитора Александра Аверкина. Сначала для небольшого круга слушателей под аккомпанемент замечательного музыканта Дмитрия Дмитриенко, а потом на широкой публике под аккомпанемент Государственного ансамбля «Россия». Здесь, на огромной поляне среди берез, где тысячи зрителей, певица творила чудеса: на ее голос, на ее исполнение зрители сначала замерли, а потом плотным кольцом окружили сцену и требовали повторить песню.

От крыгинских щедрот не одному Аверкину досталось. А Темнов, а Птичкин, а Пахмутова, многих композиторов-песенников, классиков наших, перепела на радость слушателю Надежда Крыгина.

Никогда Надежда Крыгина не бегала за славой, а все за радостью, что подарили ей родная курская земля, отец с матерью, односельчане-петрищевцы, что ждут не дождутся свою Дежку послушать, порадоваться.

Сказать, что Надежда Крыгина счастлива как певица, значит, совершенно ничего не сказать. Счастливы мы, ее слушатели, для нас она живет. Она еще ни разу не подвела нашу родную, сердечную, тревожную и радостную песню. 

Иван Чуркин (Саров)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"